Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Во всякой науке есть проблемы, которые не могут быть разрешены только ее собственными средствами. Такова и проблема возникновения и первоначального р...полностью>>
'Документ'
Настоящий стандарт распространяется на металлические площадки и лестницы (далее-площадки и лестницы), применяемые в процессе производства строительно...полностью>>
'Документ'
Общество с ограниченной ответственностью «Абсолют-Строй», зарегистрированное Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам 27 января 2003 года за ОГР...полностью>>
'Рассказ'
Знакомство с историей православных храмов г. Омска, посещение Христорождественского (левый берег), Никольского соборов, Крестовоздвиженской церкви и ...полностью>>

Н. Г. Чернышевского методическое пособие Саратов 2003 Методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Методическое пособие

Саратов 2003

Методическое пособие рекомендовано к печати

Ученым Советом Педагогического института Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского

20 мая 2003 года

Пособие издано под научной редакцией доктора философских наук, профессора, члена корреспондента РАЕН по секции «педагогика и психология» Замогильного С. И., кандидата педагогических наук, доцента Лысенко Е.М., кандидата социологических наук, доцента Ставропольского Ю.В.

Пособие подготовлено факультетом физиологических и клинических основ детства, а также кафедрами педагогики дошкольного и начального образования, социальной педагогики и психологии, педагогической психологии, дефектологии, теории речи и психологии при финансовой поддержке Программы Развития ООН (UNDP).

ТЕМА 1

С. И. Замогильный

Социальная педагогика и ювенальная юстиция: проблема взаимодействия

Проблема взаимодействия социальной педагогики и ювенальной юстиции в нашей стране делает только первые шаги.1 Социальному работнику и судьям катастрофически не хватает социально-педагогических и социологических знаний, а также разработок новых технологий работы с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки детства. С другой стороны, социальный работник зачастую бессилен противостоять социальной среде, порождающей состояние социального сиротства. Имеется вообще широкая социальная база для формирования юных преступников. Затяжной экономический, социальный и духовный кризис, отсутствие идеалов, огромное количество неполных семей, безработица, разломы социальных структур, появление большого количества маргинальных групп, люмпенов, создают благоприятную среду для «омоложения» преступности. Большой социальной проблемой является и подростковый алкоголизм, проституция и наркомания. В этом контексте огромное значение приобретает как ювенальная юстиция, так и личность социального работника

Социальный работник дает достаточно точные рекомендации для реабилитационной работы: проведение психокоррекционной работы в отношении несовершеннолетних с целью планирования будущего, внутреннего контроля, формирования чувства ответственности за собственное поведение, умение противостоять провоцирующим воздействиям. В то же время ему и судьям не хватает специальных социально-педагогических знаний.

Целями и задачами настоящего проекта являются:

проведение лекций и семинаров по средствам диагностики и реабилитационной работе;

обучение социальных работников выявлению индивидуально – психологических и характерологических особенностей подростка;

проведение глубинного мониторинга как социальных работников, на основе анализа документов и других социологических методов, так и социальной среды, в которой находятся подростки, характеризующиеся девиантным поведением;

проведение тренингов по обучению методам сопротивления групповому влиянию (социальные работники должны быть этому квалифицированно обучены). Лучшим средством для этого, а также для концептуализации и выработки стратегии действия может выступить проблемно-деловая игра;

подготовка материалов для публикации в ПРООН.

Необходимым условием работ в этом направлении является мониторинг.

Он предполагает применение специальных методов (контент-анализ, фокус-группа, глубинное интервью) для обнаружения типичных факторов, способствовавших конфликту подростка с правовыми нормами, эффективности работы с ними социального работника, Социологический анализ позволяет сформировать представление о распространённых в обществе образцах мышления и практиках, криминализирующих сознание подростков. Знание этих общих причин поможет социальным работникам и судьям легче разобраться в каждой отдельной ситуации нарушения подростками закона. Большое значение будет иметь метод анализа документов (ежеквартальные и годовые отчеты социальных работников).

Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, заполняемая социальными работниками в качестве отчёта по работе с подростками, имеет стандартную рубрикацию, и может служить достоверным документом для формализованного анализа текста (контент-анализа). Квантификация совокупного содержания карт обнаружит зависимости между многообразными качественными категориями (социальным статусом семьи, интеллектуальным и образовательным статусом подростка, увлечениями, отношением к учёбе, социальным статусом друзей и пр.), что позволит ранжировать факторы преступлений.

Методы фокус-групп и глубинного интервью в социологии относятся к качественным методам. Применение качественных социологических методов для изучения различных явлений социальной реальности показало, что они являются незаменимым способом получения информации о скрытых, не лежащих на поверхности событий причин и зависимостей, которые, тем не менее, играют главную роль в ситуации. Профессиональная этика социолога и сценарий интервью гарантируют подростку конфиденциальность беседы, при этом классификация данных нескольких интервью выявит типичные свойства ситуаций правонарушения. На всех этапах работы с подростками судьи и социальные работники могут использовать знание об этих причинах для их исключения из других ситуаций. Фокус-группы, в которые были бы включены социальные работники, судьи, работники образовательных учреждений, имеющих отношение к подросткам-правонарушителям, их родители, предоставят информацию о различиях понимания проблемы подростковых правонарушений, что определит пути сотрудничества для реабилитационной работы с подростками, сокращения возможности рецидивов в других ситуациях подростковой преступности.

Необходимо учесть пожелания ряда социальных работников о проведении социального тренинга по обучению методам сопротивления групповому влиянию, но сами социальные работники должны быть этому квалифицированно обучены. Лучшим средством для этого, а также для концептуализации, может выступить проблемно-деловая игра. В данном тренинге могут участвовать также судьи.

Структура тренинга может иметь следующее содержание:

этап проблематизации и выявления болевых точек при работе с подростками;

исследование зависимостей между многообразными качественными категориями (социальным статусом семьи, интеллектуальным и образовательным статусом подростка, увлечениями, отношением к учёбе, социальным статусом друзей и пр.), что даст возможность наиболее глубоко изучить факторы противодействия групповому влиянию и «стайному поведению»;

тренинг с социальными работниками, а в последующем – возможно, самих социальных работников с подростками.

Эти виды работ идут параллельно и в контексте чисто учебных программ, таких как педагогика девиантного поведения, в котором рассматривается девиантное поведение как педагогический феномен, понятия трудновоспитуемость, делинквентность, девиантность, их взаимосвязь и сущностные характеристики, предпосылки и основные причины возникновения девиантного поведения подростков.

Важен анализ общих характеристик отклоняющегося поведения несовершеннолетних, выявление типов несовершеннолетних правонарушителей. Формы и особенности мотивации подростков, совершающих правонарушения, анализ личности и социально - психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, выработка основных стратегий, методов и форм педагогического взаимодействия с подростками с девиантным поведением

Большое значение имеют мотивы, причины и условия, способствующие развитию отклоняющегося поведения у детей подростков, принципы, принципы педагогической и психокоррекционной работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.

Условием успешной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками является развитие коммуникационной компетентности социальных работников, анализ конфликтологических аспектов социальной работы психологических особенностей подросткового и юношеского возраста.

Методика и технология работы социального педагога является ключевой проблемой воспитательной системы, где в наибольшей степени выявляется сущность, структура, характеристика ее основных компонентов. При этом должна быть прежде всего выявлена сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь. Мы, к сожалению, существуем в некотором вакууме, связанным с достаточно слабым развитием методики социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб. В таком же примерно состоянии находится методики диагностики уровня развития и воспитания подростка, социальной профилактики его действий, их коррекции и реабилитации.

К сожалению, у нас практически отсутствует и такая отрасль социологии, как социология преступности, в особенности подростковой, в то время как эта отрасль была бурно развита в Соединенных Штатах еще в 50-е годы. Интересный штрих – в «шайку» внедрялся не агент ФБР, а профессиональный социолог, который изучал законы стаи, выявлял закономерности ее динамики и вырабатывал рекомендации сопротивлению групповому влиянию. Нам нужно обратить пристальное внимание на причины роста контингента педагогически запущенных детей, детей с аномальным поведением и числа правонарушителей среди несовершеннолетних.

Важен анализ социальных, педагогических и психологических причин в формировании этого контингента и место среди них медико-биологических факторов, например, феномен делинквентного поведения на фоне пограничного состояния между здоровьем и болезнью, возникшее при наличии определенных социальных и психолого-педагогических факторов, особенности психического развития умственно отсталых детей различных возрастных групп. Во всяком случае, совершенно очевидно, что рядом с судьей и социальным работником должен находиться социальный педагог, дефектолог, специалист по подростковой педагогике и психологии

ТЕМА 2

Л.Н. Татаринова

Мониторинг социальных работников2

Превращение в реальность идеала гражданского общества возможно лишь в условиях правового государства, основанного на верховенстве права, приоритете прав и свобод человека и гражданина. Источником законов выступает гражданское общество, оно определяет собой государство, именно от двух взаимосвязанных процессов становления правового государства и развития гражданского общества во многом зависит итог проводимых реформ, стабильность российского социума.

В условиях роста социальной напряженности и правового нигилизма особое звучание приобретают вопросы формирования правового статуса ребенка в Российской Федерации. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в стране 2 миллиона беспризорников, 1, 5 миллиона детей нигде не учатся, 14 тысяч подростков находятся в следственных изоляторах и 21 тысяча в колониях для несовершеннолетних. Только в 2000 году в стране зарегистрировано 2952 тыс. преступлений, из которых 1735 - тяжкие, 195,4 тысяч преступлений совершены несовершеннолетними и при их участии. В 2001 году зарегистрировано 2968,3 тысяч преступлений, среди осужденных 11, 5 % в возрасте до 17 лет, 30, 6 % - от 18 до 243.

Среди основных причин обострения социальной дезадаптации и дезинтеграции детей и подростков можно отметить, во-первых, социокультурные потрясения, рост безработицы, резкое социальное расслоение, увеличение числа неполных семей и социальное сиротство, полярное неравенство социальных возможностей, во-вторых, процессы маргинализации, отрыва от привычной социально-экономической и культурной среды, деструкции социальной идентичности, рост правового нигилизма, недоверие государственным институтам, негативный имидж правоохранительных и судебных органов, в -третьих, разрушение традиционных, и несформированность новых институтов профилактического и пенитенциарного воздействиях. В силу своих возрастных особенностей, повышенной сензитивности подростки острее реагируют на кризисные изменения социальной среды.

Проблема роста девиантного и делинквентного поведения среди несовершеннолетних требует усиления внимания не только со стороны государства и общества, но и артикуляции с позиций специального института - института социальной работы. В последнее время значительно расширился круг исследований и научных публикаций, посвященных проблемам развития в России ювенального права и юстиции, системы восстановительного правосудия и институциализации социальной работы и социальной педагогики, анализу результатов экспериментальных проектов по развитию ювенальной юстиции, примирительных практик.

Уголовно-правовые меры борьбы с несовершеннолетними преступниками на сегодняшний день не дают желаемых результатов. Отмечается значительное "омолаживание" несовершеннолетних преступников, кроме того до 50% взрослых преступников составляют бывшие преступники–подростки, продолжающие свою преступную карьеру. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла в 7 раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы4. Подросток включается в сферу деятельности и интересов различных коллективов и социальных групп, испытывая на себе при этом их различное влияние. Потребность в самоутверждении, легко ранимое самолюбие, недостаточное развитие внутренних моральных ценностей приводят подростка к поиску наиболее легкого и быстрого пути утверждения своего "я". Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста.

Лишение свободы обеспечивает временную изоляцию подростков от общества, из воспитательных же колоний подросток выходит, зачастую набравшись опыта профессиональной преступной деятельности, Общество встречает его условиями, адаптироваться в которых все сложнее и сложнее: нет возможности работать, учиться, а иногда негде даже жить. Около половины подростков, отбывших наказание в виде лишения свободы, совершают повторные преступления. “Никакого воспитания в смысле исправления личности несовершеннолетних правонарушителей в специальной пенитенциарной системе для несовершеннолетних в нашей стране нет, напротив, происходит процесс социализации личности на основе мировоззрения и моральных положений “тюремного закона”, что в конечном итоге формирует правонарушителя ... как личность, принадлежащую криминальной культуре”5.

Искоренить преступность как социальное явление невозможно, но вполне реально снижение уровня преступности, в частности, несовершеннолетних, наряду с уголовно-правовыми мерами воздействия должны применяться меры профилактического характера, которые являются более эффективным средством по сравнению с наказанием.

В российском обществе возникает объективная потребность в создании альтернативных механизмов ответа на правонарушения несовершеннолетних. Наряду с совершенствованием юридических конструкций, формируются альтернативные, внесудебные практики решения правовых конфликтов, хотя восстановительное правосудие находится в процессе становления, еще рано говорить о сложившихся традициях восстановительной юстиции, но уже имеется определенный положительный реализации программ восстановительного правосудия и социальной работы в суде с несовершеннолетними.

Практика постепенно переходит на применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, хотя здесь тоже возникает множество затруднений. Нехватка бюджетных средств, квалифицированных работников, специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями приводит к тому, что число открывающихся специализированных учреждений, центров по реабилитации и коррекции подростков, совершивших общественно опасные деяния, не соответствуют масштабу проблемы; комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, прокуратура, суд перегружены делами, что не дает возможности должным образом осуществлять профилактические меры, направленные прежде всего на предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних.

Широко распространенное в судебной практике условное осуждение как некарательная мера подчас воспринимается подростком как возможность избежать наказания и без подкрепления специальной социально-реабилитационной работой не несет в себе исправительного потенциала. Социальный работник в судебном процессе акцентирует внимание не на обстоятельства преступления, а на личности самого подростка, условиях его жизни и воспитания, выясняя причины и условия, способствующие совершению преступления, кроме того предлагаются конкретные реабилитационные меры, таким образом появление новых организационных схем, новых позиций открывает новые горизонты правосудию и “направляющей его навстречу подростку испытывающему трудности в нашем сложном взрослом мире”6. Возможности включения социальной работы в деятельность суда, опыт социальной работы в суде с несовершеннолетними становятся в современных условиях предметом особого научного интереса.

Целью нашего исследования являлось изучения методов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей на основе анализа отчетов социальных работников районных судов за 2001-2002 г. и составленных ими карт социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, особый научный интерес представляли результаты и практические рекомендации социальных работников.

Кировский район

В качестве основных результатов деятельности социальным работником отмечались “составление карты социально-психологического сопровождения, истребование письменных характеристик с образовательных учреждений, обследование среды обитания подростка и индивидуальные беседы”. Обращает на себя внимание, что карта социально-психологического сопровождения содержит в себе скорее сухую формальную информацию о несовершеннолетнем, сведения о родителях, статьи обвинения, но не отражают реально проблем подростка, особенностей его поведения, мотивационные и ценностные установки, и тем более не содержат сопровождающих мер, не видны адаптивные элементы и функциональные реабилитационные цепочки, предоставляющие возможность подростку найти новые модели социального поведения, содействующие ресоциализации.

В карте социальный статус подростка сводится к описанию сведений о родителях, характеристике семьи: полная, либо неполная, алкоголизированная, либо нет. Проблемы ребенка отмечаются со слов родителей, родственников или сотрудников ПДН, то есть либо еще раз подчеркивается устойчивый стереотип - “неблагополучного”, либо напротив, - случайность правонарушения (мягкость характера, способность пойти на поводу, доверчивость).

Без изучения личности, процесса ее формирования, без изучения механиз­ма поведения, невозможно правильно понять причины и условия преступного поведения. Подростковый период характеризуют ин­тенсивные социально-психологические и психофизиологические изменения в структуре личности. Подросток вступает в полосу жизни, которая справедливо именуется переходным возрастом, это переход из мира детства в мир взрослых, из мира "вождения за руку " в мир самостоятельно­сти. Прежде всего, происходят многообразные перемены в социальном статусе, расширяется среда общения подростка от микроуровня (семья, родственники, ближайшие друзья) до макроуровня, к сожалению, заявленный пункт в карте сопровождения как “социальный статус” не наполнен соответствующим содержанием.

Карта сопровождения не содержит информации и о жизненной ситуации несовершеннолетнего, а краткая история жизни, исходя из материалов социального работника, как правило, сводится к “отсутствию контроля”, “хроническими заболевания не страдал”, “на учете у врачей - специалистов не состоял”. Отсутствует всякий анализ конфликта, проблемной ситуации, причин девиантного поведения, следствием чего являются дословно повторяющиеся рекомендации - “принудительные меры воспитательного воздействия”, сущность которых сводится к следующим мерам “строгий контроль за поведением, жесткое ограничение пребывания вне дома, обязательность обучения”, лишь в одном случае в дополнение к перечисленному рекомендуется глубокая психологическая диагностика для устранения психологической дисфункции.

На наш взгляд, вряд ли данные меры будут способствовать осознанию подростком проблемной ситуации, своего места в мире, ресоциализации, формированию чувства ответственности за свое поведение, приобретению им навыков эффективной социальной коммуникации.

Волжский район

Социальный работник, прежде всего, выступает в роли “создающего возможности”, посредника, цель деятельности которого в объединения усилий различных институтов и структур по ресоциализации подростка. Современная российская уголовная юстиция имеет следующие черты: “ работа с отклоняющимся и преступным поведением подчинена подведомственным интересам, ... имеет тенденцию к расширению репрессивных и устрашающих акций”7, восстановительное же правосудие призвано не заменить, а придать официальному “восстановительный характер”, важно чтобы подросток смог осознать последствия своих действий, собственные проблемы, приведшие к криминальному действию и выстроить модель дальнейшего поведения, социальный работник должен способствовать преодолению клеймящих действий социального окружения и правоохранительных органов.

Целый ряд вопросов вызывают критерии оценки социального статуса подростков, содержащиеся в отчете социального работника: “Таким образом, за отчетный период времени мною была проведена работа с 12 подростками. У подростков, с которыми велась работа, определен социальный статус: 1. ранее судимые - нет, 2. содержались в СИЗО - 1, 3. наркозависимые - нет , 4. воспитываются в неполной семье - 6, 5. Проживают в другом районе - 11. В рекомендациях также содержатся меры явно не способствующие решению проблем несовершеннолетнего: “ограничение досуга”, “контроль за поведением и окружением ”, “жесткое ограничение досуга”, “продолжение обучения”, основным механизмом воздействия является проведение индивидуальных бесед, направленные на разъяснение последствий повторного совершения правонарушений. В качестве рекомендаций отмечается “проведение психокоррекционной работы с целью планирования будущего, формированию чувства ответственности за собственное поведение, умение противостоять провоцирующим воздействиям”, но не указано как будет организована и реализована данная работа, лишь однажды был предложен тренинг по сопротивлению групповому влиянию.

В результате реализации программы несовершеннолетний должен приобрести навыки поиска непротивоправных путей самостоятельного решения проблем в будущем и, на наш взгляд, в процессе реабилитационной работы наиболее эффективными для достижения этой цели являются активные методы, методы имитационного моделирования и проектирования, деловые игры и тренинги.

Что касается необходимости обучения, то скорее здесь должна идти речь либо о мотивации подростка, либо решении конфликта со школьной средой, об объединении усилий педагогов, социальных работников и психологов в разработке индивидуально ориентированных, а не абстрактных программ.

Октябрьский район

Восстановительная переориентация правосудия предполагает развитие социального партнерства в решении проблем преступности несовершеннолетних, создание условий для систематической реализации восстановительных программ, сужение поля карательного подхода, но при этом нерепрессивные меры должны нести в себе положительный исправительный потенциал, именно система социального партнерства обеспечивает хотя бы частичную реализацию восстановительного подхода к преступлениям несовершеннолетнего.

В отчете социального работника отмечены взаимодействия при реализации программ социальной адаптации подростков со специалистами системы образования, по охране прав детства, областного коррекционного диагностического учреждения, Министерством труда и социального развития, реабилитационного центра помощи женщинам, семьям и детям, с судьями, инспекторами ПДН. Но к сожалению, нигде не отмечены цели данного взаимодействия и их результат, социальный работник ограничился формулировками “посещение”, “телефонный разговор”, “беседа”. Основными реабилитационные меры стандартны - “профилактические беседы”, “периодический контроль”, “принудительные меры воспитательного воздействия”, “необходима индивидуальная работа”.

Как уже отмечалось выше, данные меры скорее базируются на манипулятивной модели взаимодействия подростка и взрослого, ограниченность данного подхода очевидна, альтернативой является модель субъект-субъектного взаимодействия, в рамках которой развивается активность подростка, взаимодействие выступает как ситуация совместной деятельности, причем полученный результат должен быть значим и для ребенка, и для взрослого, при проведении реабилитационных программ важным представляется соотношение психологической коррекции и проектирования.

Ленинский район

Самоопределение подростка как процесс становления идентификации, ценностно-смыслового и полоролевого самоопределения, профессионального выбора в целом определяется той ситуацией множественности социальных выборов, в которой оказывается подросток. Личностными коррелятами потенциальных трудностей юношеского самоопределения являются наличие негативной Я-концепции, нарушение временной перспективы, неготовность к ситуации множественности выбора, жесткая групповая принадлежность, определенное “растворение” подростка в основной группе членства, превалирование групповой идентификации над процессами индивидуальной. Превращения Я в Мы, сочетающееся обычно с агрессией по отношению к “другим”, приводит к сужению спектра пробуемых ролей и затрудняет процесс самоопределения в целом8.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  2. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука»

    Учебное пособие
    Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.
  3. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория языка

    Учебно-методический комплекс
    Быкова Г.В. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса по специальности «050301 – Русский язык и литература» / сост. Г.В. Быкова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010.
  4. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»

    Методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»
  5. Методические указания по выполнению контрольной работы, варианты контрольной работы Для студентов заочной формы обучения: по специальностям 080507 «Менеджмент организации»

    Методические указания
    Контрольная работа предусматривает закрепление теоретических знаний, полученных студентом во время занятий по данной дисциплине. Ее назначение – углубить знания студентов по отдельным вопросам исследования деятельности персонала и

Другие похожие документы..