Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
1 программа составлена с учетом ГОС ВО для специальностей: 020801 «Экология» утвержденного 10.03.2 (№ гос. рег. 99 ЕН/СП) и дополненного 18.06.2003 (...полностью>>
'Конкурс'
Приведен теоретический и методический материал по вопросам экономической оценки и обоснования инновационных процессов на машиностроительных предприят...полностью>>
'Закон'
2. Установить штатную численность Национального Банка Республики Казахстан в количестве 3580 единиц.  Сноска. В пункт 2 внесены изменения - Указом Пр...полностью>>
'Документ'
1.2. Лицензия: № 214097 Серия А, регистрационный № 02 6 Срок действия: 05 апреля 2011 года. Приложение к лицензии №001. Приказ №034 от 05.04 2006г. Д...полностью>>

Президенте Республики Беларусь Система открытого образования Социология курс лекций (1)

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Академия управления
при Президенте Республики Беларусь


Система открытого образования

Социология

Курс лекций

Часть I

Минск

Редакционно-издательский центр

Академии управления при Президенте Республики Беларусь

2004

УДК 316

ББК 60.5

Л24

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Автор и составитель С.В. Лапина. Социология.: Курс лекций. Часть I   Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 142 с.

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

ISBN 985-457-200-5

С.В. Лапина, 2004

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

С.В. Лапина, 2004 2

ОТ АВТОРА 6

ВВЕДЕНИЕ 8

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ 12

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ И
СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 12

Лекция 1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека 12

Общество как объект научного познания.
Социологическая концепция О.Конта 12

Предмет и методология социологии 18

Структура социологии 23

Мировоззренческо-идеологическая, познавательная и
воспитательная функции социологии. Социология в
современном мире 32

Функции социологии 32

Контрольные вопросы к теме №1 34

Литература 35

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ 37

Лекция 2. Становление и развитие социологии 37

Особенности становления и развития социологии в
Х1Х-начале ХХ в.в. (Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер) 37

Социология марксизма 39

Диалектический материализм и социология 40

Классы и классовая борьба 45

Социология в дореволюционной России 48

Развитие социологии на Беларуси. Современная
белорусская социология 50

Контрольные вопросы к теме №2 68

Литература 69

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ 70

Лекция 3. Общество и личность 70

Социальная и психическая структура личности 70

Сущность процесса социализации 77

Динамика социальных статусов и социальных ролей в трансформирующемся обществе Беларуси 85

Тест 1. «Ценностные ориентации» (методика М.Рокича) 94

Контрольные вопросы к теме №3 96

Литература 96

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 98

Лекция 4. Социальные изменения 98

Теоретические представления о направленности социальных изменений 98

Социальная эволюция и социальная революция 100

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества 105

Типы обществ 107

Особенности социальных трансформаций в современном обществе 109

Типы цивилизационного развития 110

Россия и догоняющая модернизация 111

Стратегия локального обустройства 118

Патриотизм и идея сбережения народа 126

Социальные изменения и социальное развитие 130

Социальная эволюция и социальная революция 138

Контрольные вопросы к теме №4 141

Литература 142

Вопросы к зачету 143

ОТ АВТОРА

В последнее время на полках книжных магазинов можно найти любую литературу, однако, студент-прагматик точно знает, что ему нужно... Недорого, просто и полезно... во всех смыслах. Ведь скоро зачет, а, может, и экзамен по социологии. Лучше всего подошел бы конспект лекций... Но где же его взять?! Автор предлагает верный путь продвижения к поставленной цели – этот социологический практикум и любой социологический словарь. Думается, что это самый эффективный способ действий в цейтноте.

Если же Вы, уважаемый читатель, располагаете временем, то в этом случае предлагаемое учебное пособие будет еще более полезно Вам.

Сегодня среди слов, звучащих одинаково на разных языках, самым распространенным, пожалуй, является общенаучный термин «социум» и его производные – социальный, социальность, социология. Люди в разных концах земного шара ежедневно и ежечасно поглощают огромные объемы информации, в которых в качестве кодового знака присутствует часть слова «соц...» И все понимают, что речь в этих случаях идет о явлениях, процессах, событиях, характерных для людей, живущих вместе, или, совсем рядом, или просто на одной планете. Студенты во всем мире, получая любую профессиональную подготовку, осваивают одновременно необходимые сведения из области социологии, потому что, чем бы они не занимались, им придется быть включенными в различные социальные сообщества: дома, вне дома, на работе и за ее пределами...

Учебники по социологии – это, по сути дела, учебники жизни для всех. И не только для тех, кто получает диплом о соответствующем образовании. Сегодня общественный интерес к социологии может сравниться с интересом к медицине, которая дает сведения о способах сохранения физического здоровья индивида. Социология открывает мир человеческого существования, и каждый может (и, наверное, должен) сконструировать для себя свой собственный социальный мир. Человек может двигаться к этой цели методом «проб и ошибок»; он может начать читать огромные нравоучительные фолианты... и даже дочитать их до конца. Но он может учиться самостоятельно, следуя советам специалиста в этой области... С ориентацией, прежде всего, на самостоятельную работу тех, кто интересуется социологией или изучает ее по типовой, вузовской или другой программе, предназначено учебное пособие «Социология». Разумеется, в большей степени оно адресуется студентам и их педагогам, которые могут найти в нем полезную методическую информацию, а также конкретный материал из опыта работы белорусских социологов и их зарубежных коллег. Хотя, автор надеется, что его «Социология» найдет заинтересованного читателя не только в студенческой аудитории и педагогической среде.

Доктор социологических наук,

профессор Лапина С.В.

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений республики (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 11 мая 2000 г. Рег. № ТД – 75 тип), которая является интеграцией опыта преподавания социологии в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белгосуниверситете, Белорусском университете культуры и ряде других государственных и негосударственных учебных заведений республики. Характерно, что к выработке структуры программы в рамках основных дидактических единиц, зафиксированных в Образовательном стандарте, авторы шли параллельно с российскими коллегами, а в итоге получили почти идентичные результаты. Это, пожалуй, является ярким примером реального существования единого научного и образовательного пространства.

Главное, что объединяет учебно-методические подходы белорусских и российских педагогов-социологов – направленность на системное изучение общества и социального мира человека, на выявление социологических закономерностей становления, функционирования и развития социокультурной реальности, в которой социум и культура являются однопорядковыми явлениями. В этом разделе тематика курса «Социология» является логическим продолжением курса «Культурология», так как на основе социологической методологии представляет рациональную реконструкцию процессов, происходящих в мировом культурном пространстве. По мнению автора, студенты должны и могут не только получить информацию об изучаемом предмете, но и освоить логику социологического анализа, приобрести навыки его осуществления применительно ко всем сферам своей индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Таким образом, последовательное освоение студентами культурологических и социологических знаний приобретает предметно-практическую определенность, логически выстраивая необходимую цепочку: мировоззрение – миропонимание – мироосвоение.

В соответствии с логикой развития современной социологии автор не стал концентрировать внимание на отдельных специальных и отраслевых социологических теориях, отчетливо осознавая тот факт, что даже перечень основных из них займет почти весь объем учебного курса. В каждом из выделенных разделов, особенно в разделе III «Социальные институты и социальное управление», педагог может найти место для тем, в которых отражается специфика конкретных регионов, вузов и специальностей. Такая конкретизация, скорее всего, отразится в рабочей программе.

Автор надеется, что и в этом случае его разработки будут полезны, так как в них отражены общие концептуальные устремления, характерные для современной социологической теории. Ее полипарадигмальный методологический статус, вероятно, уже ни у кого не вызывает сомнений, но в целях сохранения концептуального единства социология, по крайней мере, не должна полностью уходить в «межпредметное дробление». Тот факт, что в разделе III в качестве социальных институтов более подробно рассматриваются только «образование» и «семья», объясняется, в частности, желанием остановиться на универсальных институциональных образованиях, которые в рамках других курсов практически не рассматриваются. Это, во-первых. А, во-вторых, в представленных темах акцент специально делается на логике анализа этих универсальных социокультурных явлений, имеющих статус социальных институтов. Как уже отмечалось, предметом анализа в курсе в целом, а в III разделе в особенности, может стать любой конкретный институт (или институты), которые, по мнению Совета вуза, отражают специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

Структура учебного пособия полностью отражает структуру типовой программы и включает 4 раздела: I – «Теория и история социологии»; II – «Социальное взаимодействие и социальная структура»; III – «Социальные институты и социальное управление»; IV – «Социологическое исследование и его виды». В каждом разделе выделяются ключевые темы, излагается методика их изучения, дается краткая информация по основным проблемам темы.

Методические материалы к занятиям, по мнению автора, его коллег и рецензентов, выполняют важные познавательные функции, позволяя глубже проникнуть в содержание изучаемых тем. В итоге пособие дает возможность обучающемуся работать с дидактическим материалом в диалоговом режиме. Автор предлагаемого учебного пособия строит экспериментальную ситуацию, в которой участниками диалога являются студент (любой обучающийся) и исследователь. Преподаватель (или автор, в случае самостоятельной работы с практикумом) выполняет роль посредника, не навязывая свою точку зрения, свою позицию, а помогая обучающемуся выработать свою и одновременно сформировать у себя способность понимать других.

В этом видится главная цель изучения курса «Социология» в вузе (или просто по вузовской программе), и в соответствии с ней разработано учебное пособие, которое выступает в роли экспертной системы, и его содержание, будучи заложенным в компьютерную программу, может стать основой нового, компьютерного учебника по социологии. Но это следующий этап работы в рамках Программы «Учебники Академии». Приведенный информационно-методический материал ориентирован на усвоение основных понятий каждой темы, ее главных проблем, а сформулированные вопросы могут стать предметом обсуждения в ходе семинарских и практических занятий, а также стать темами курсовых и дипломных работ. После каждой темы дается обширный список литературы, что позволяет пользоваться методическим пособием студентам как очной, так и заочной форм обучения.

Учебное пособие предполагает использование различных форм организации учебного процесса: индивидуальных собеседований, коллоквиумов, контрольных работ, тематических дискуссий, «круглых столов» конференций, тестирования и деловых игр, в т.ч. с использованием компьютерных технологий.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ И
СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА

Лекция 1. Социология – наука об обществе и социальном мире человека

Основные понятия:

социология; объект социологии; предмет социологии; социальное; структура социологии; теоретическая социология; специальные социологические теории; прикладная социология; функции социологии; макросоциология; микросоциология.

Общество как объект научного познания.
Социологическая концепция О.Конта

Знакомство с социологией начинается с уяснения происхождения и значения термина «социология». Социология (лат. societas – общество и греч. logos – учение) – наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX в. французским ученым О. Контом
(1798 – 1857 гг.), который первым сделал заявку на создание этой науки как самостоятельной отрасли научного знания.

Таким образом, социология может рассматриваться как относительно молодая наука. В то же время, анализируя предпосылки возникновения самостоятельной науки об обществе, следует обратить внимание на богатые социально-философские традиции, сложившиеся к XIX в. в европейской общественной мысли, на которые О.Конт опирался в своей теоретической работе. Это идеи французского Просвещения, классической немецкой философии, утопического социализма и раннего марксизма, знакомство с которыми состоялось при изучении курса «Философия».

Тем не менее, становление социологии было задумано О.Контом, которого часто называют отцом социологии, как особая линия в развитии обществознания. Следует вспомнить, что XIX в. – это период расцвета классической опытной науки, образцом которой являлась физика. Именно по ее образцу и подобию должна была сформироваться, по мнению О.Конта, наука об обществе, дающая позитивное (положительное) знание о возможных путях установления стабильного общественного порядка.

Социология О.Конта. Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О.Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял химерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что далекие от здравого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований человечества». Положительные знания – знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе.

Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О.Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум, в силу своей природы, пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии – биология. О.Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «социальную физику» (Так он называл в начале социологию.).

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удается, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Социолог должен наблюдать, прежде всего, за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.

Через всю социологическую концепцию О.Конта «красной нитью» проходит его идеал «порядка и прогресса». Великий политический и моральный кризис современного общества, рассуждал Конт, обусловлен в первую очередь умственной анархией. Очевидно глубокое «разногласие умов» относительно всех основных правил, лежащих в основе социального порядка. Наблюдающий социолог легко фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдвигая на основе изучения эмпирических фактов новые и приемлемые для всех идеи, раскрывая процесс становления новой общности принципов и создания соответствующих учреждений, способствующих полному преодолению общественного кризиса. Пока же отдельные умы не примкнут единодушно к некоторому числу общих идей, на основании которых можно построить общую социальную доктрину, писал О.Конт, народы, несмотря ни на какие политические паллиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии, и будут вырабатывать только временные учреждения. Но Конт предупреждал, что необходимо только мудрое вмешательство в естественный ход общественной жизни. А для этого надо привести в стройную систему все знания о личностном и коллективном человеческом существовании, одновременно изучив мысли, чувства и действия людей. Только точная оценка естественного хода эволюции человечества может дать теоретический фундамент для мудрого вмешательства. Постоянно вносимые нами в эту самопроизвольную эволюцию систематические изменения на базе таких знаний в состоянии значительно уменьшить «гибельные замедления и резкую несогласованность».

Саму социологию О.Конт подразделял на две основные части – социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая – законы их развития и изменения.

Социальная статика, по Конту, – это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно так же, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которой складывается общество. Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Государство, по Конту, – это блюститель общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения идей, чувств и интересов в обществе. Без этого невозможен общественный прогресс. Поэтому следование общественному порядку, подчинение государству и его установлениям, считает Конт, – это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества в идеале должно базироваться, прежде всего, на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на взгляд Конта, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка: рушится вера, распадаются и социальные связи. Это особенно наглядно проявляется в революционные периоды с их «анархией умов».

Социальная динамика О.Конта – это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным – духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов».

Трем указанным выше ступеням умственного развития человечества – теологической, метафизической и позитивной – соответствуют и три стадии исторического прогресса. Первая – теологическая – охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе с жрецами и военными. Вторая – метафизическая – охватывает XIV—XVIII вв., для которой характерен переход от одного, старого, разрушающегося общественного порядка к новому, в связи с чем, эта стадия именовалась О.Контом как критическая, переходная. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы-метафизики, а в политической – юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, в ниспровержении «реакционной, ретроградной аристократии», эта эпоха, - отмечал Конт, - в свою очередь, породила другую крайность – революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающих как главное препятствие нормальному развитию общества.

На третьей, высшей (позитивной) стадии, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания, согласно контовской социальной динамике, наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни. На смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития которой разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, – позитивной политикой.

В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, а на место старой, традиционной религии с Богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль отводил О.Конт пролетариату, при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.

Значение социологии О.Конта определяется, прежде всего, тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода и, вопреки господствовавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам, он впервые:
1)- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; 2) - определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;
3) - поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; 4) - обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Однако О.Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах – характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Президенте Республики Беларусь Система открытого образования Социология курс лекций (2)

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  2. С. В. Лапина Социология Курс лекций

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  3. И. М. Вашко Организация и охрана труда Курс лекций (1)

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  4. И. М. Вашко Организация и охрана труда Курс лекций (2)

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  5. О. С. Шимова Экология и экономика природопользования Курс лекций

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Другие похожие документы..