Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
"И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные [котнот ор, с буквой аин]". Мудрецы обнаружили, что в Торе рабби Меира было написано ...полностью>>
'Документ'
Используемые материалы. Гирлянды с пословицами о чтении, арка в «Страну добрых книг»; пригласительные билеты; праздничные эмблемы для участников и го...полностью>>
'Документ'
Существуют разные школы фэн шуй. Самой простой и точной из них считается школа компаса фэн шуй. Основанная на примене­нии специального компаса ло-пан...полностью>>
'Публичный отчет'
Оценка эффективности использования государственного имущества Службы, подготовка предложений по списанию излишнего, неэффективно используемого государ...полностью>>

Практическое пособие по налоговым проверкам часть I. Камеральные налоговые проверки

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАЛОГОВЫМ ПРОВЕРКАМ

ЧАСТЬ I. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

СХЕМА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Приведенная ниже схема содержит в обобщенном виде информацию об основных вариантах развития событий при проведении камеральной проверки отчетности, представленной в налоговую инспекцию. В ней отражены и сведения о процессуальных сроках, установленных в отношении камеральных проверок.

Схема поможет вам быстро сориентироваться в Практическом пособии. Найдите на схеме этап или вопрос, который вас интересует, и перейдите по синей ссылке сразу в нужную вам главу или раздел.

Примечание

Общая информация о правах, которые налоговое законодательство закрепило за налогоплательщиком в связи с возможностью проведения камеральной проверки, содержится в гл. 7 "Права налогоплательщиков при проведении камеральной проверки".

Камеральная проверка

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 1. Проведение камеральной проверки │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

│ проводится в течение 3 месяцев │

│ со дня, следующего за днем подачи │

│ декларации (расчета) │

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений │

│ по представленной отчетности │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Нет оснований для углубленной │ │Есть основания для углубленной │

│ камеральной проверки, │ │камеральной проверки, например: │

│ ошибки не найдены │ │- выявлены ошибки, противоречия, │

└─┬────────────────────────────────┘ │несоответствие декларации │

│ │(расчета) иным документам; │

│ ┌──────────────────┤- заявлена сумма НДС к возмещению;│

│ │ │- заявлены льготы; │

│ │ │- подана отчетность по налогам, │

│ │ │связанным с использованием │

│ │ │природных ресурсов; │

│ │ │- прочие │

│ │ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ │

│ │ и (или) │

│ V V

│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ │Мероприятия налогового │ │ Сообщение о выявленных ошибках │

│ │контроля: │ │ (противоречиях, несоответствии) │

│ │1) истребование документов у │ │ с требованием представить │

│ │налогоплательщика; │ │ пояснения или внести │

│ │2) истребование документов и │ │ соответствующие исправления │

│ │сведений у третьих лиц │ │ в отчетность │

│ │(встречная проверка); │ └─────────────────┬────────────────┘

│ │3) допрос свидетелей; │ │ не позднее

│ │4) назначение экспертизы; │ │ 5 рабочих дней

│ │5) участие специалиста, │ V

│ │переводчика; │ ┌──────────────────────────────────┐

│ │6) выемка документов; │ │Налогоплательщик │

│ │7) осмотр помещений │ │- представляет пояснения │

│ │и другие │ │и (или) │

│ │ │ │- подает уточненную декларацию │

│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ V V

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ 2. Оформление результатов камеральной проверки │

│ └───────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┘

│ V V

│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ Нарушения налогового │ │ Обнаружены нарушения налогового │

│ │законодательства не обнаружены│ │ законодательства │

│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ │ не позднее

│ │ │ 10 рабочих дней

│ │ │ после окончания

│ │ │ проверки

V V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Акт не составляется. │ │ Акт камеральной проверки │

│ Решение по проверке не выносится │ │ │

└──────────────────────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ не позднее

│ 5 рабочих дней с

│ даты составления

│ акта

V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вручение акта камеральной проверки налогоплательщику │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Налогоплательщик согласен │ │ Налогоплательщик не согласен │

│ с содержанием акта │ │ с содержанием акта │

│ камеральной проверки │ │ камеральной проверки │

└─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ в течение

│ │ 15 рабочих дней

│ │ со дня получения

│ │ акта

│ V

│ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ Возражения на акт │

│ │ камеральной проверки │

│ └─────────────────┬────────────────┘

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 3. Рассмотрение материалов камеральной проверки │

└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

│ материалы должны быть рассмотрены и решение по проверке

│ принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта

│ камеральной проверки + 1 месяц при продлении срока

│ рассмотрения материалов проверки

V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки │

└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Подготовительные мероприятия │ │ Неявка ненадлежаще извещенного │

│ │>>>│ налогоплательщика или лица, │

│Руководитель инспекции: │ │ участие которого необходимо │

│- представляется и оглашает, │ └─────────────────┬────────────────┘

│материалы какой налоговой проверки│ V

│будут рассматриваться; │ ┌──────────────────────────────────┐

│- проверяет явку лиц, приглашенных│ │ Решение об отложении │

│на рассмотрение; │ │ рассмотрения материалов проверки │

│- удостоверяется в полномочиях │ │ │

│представителя налогоплательщика; │ │ │

│- разъясняет участвующим │ │ │

│лицам их права и обязанности │ │ │

└─────────────────┬────────────────┘ └────────────────────────────────┬─┘

V │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Исследование материалов камеральной проверки │ │

└─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────┘ │

V V │

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ В материалах камеральной проверки│ │ В материалах камеральной │ │

│недостаточно сведений для принятия│ │ проверки достаточно сведений │ │

│ решения │ │для принятия итогового решения│ │

└───────┬──────────────────┬───────┘ └───────────────┬──────────────┘ │

│ │ │ │

│ и (или) │ │ │

V V │ │

┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │

│ Решение │ │ Решение │ │ │

│ о привлечении│ │ о проведении │ │ │

│ эксперта, │ │ дополнительных│ │ │

│ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │

│ специалиста │ │ налогового │ │ │

│ │ │ контроля │ │ │

└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │

V V │ │

┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │

│ Решение │ │ Решение │ │ │

│ об отложении │ │ о продлении │ │ │

│ рассмотрения │>>>│ срока │ │ │

│ материалов │ │ рассмотрения │ │ │

│ проверки │ │ материалов │ │ │

│ │ │ проверки │ │ │

└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │

V V │ │

┌──────────────────────────────────┐ │ │

│ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼────────────────┘

│ материалов камеральной проверки │ │

└─────────────────┬────────────────┘ │

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Итоговое решение по камеральной проверке: │

│ │

│- решение о привлечении к ответственности │

│или │

│- решение об отказе в привлечении к ответственности │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ не позднее 5 рабочих дней после

│ вынесения решения

V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вручение решения по камеральной проверке │

└─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────────────────┘

V │ V

┌──────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │

│ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │

└─────────────────┬────────────────┘ │ └─────────────────┬────────────────┘

┌────────────┘ по истечении │ V

│ 10 рабочих дней │ ┌──────────────────────────────────┐

│ после вручения │ │ Обжалование решения по проверке │

│ решения │ └────┬────────────────────┬────────┘

│ V V V

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ ┌─────────────────────────┤ Решение │ │ Решение │

│ │ ┌────────────────┐ │ по проверке │ │ по проверке │

│ │ │ Взыскание │ или │ вступило в силу│ │ не вступило │

│ │ │ налогов, пеней,│ │ │ │ в силу │

│ │ │ штрафов │<────┤ │ │ │

│ │ │(ст. ст. 45 - 48│ │ │ │ │

│ │ │ НК РФ) │ │ │ │ │

│ │ └────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘

V V V V

┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ Налогоплательщик │ │ Обжалование │ │ Обжалование │

│ исполняет решение по проверке│ │ решения │ │ решения │

│ │ │ по проверке │ │ по проверке │

│ │ │ в вышестоящий │ │ в вышестоящий │

│ │ │ налоговый орган│ │ налоговый орган │

│ │ │ │ │ в апелляционном │

│ │ │ │ │ порядке │

└──────────────────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘

/│\ └──────────┬─────────┘

│ ┌──────────┴─────────┐

│ V V

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ │Налогоплательщик│ │ Налогоплательщик│

└───────────────────────────┤ согласен │ │ не согласен │

│ с результатами │ │ с результатами │

│ обжалования │ │ обжалования │

└────────────────┘ └────────┬────────┘

V

┌─────────────────┐

│ Обжалование │

│ решения │

│по проверке в суд│

└─────────────────┘

ГЛАВА 1. КОГДА ПРОВОДИТСЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Цель ее - определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета).

Примечание

О том, какие декларации и расчеты могут являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки, вы можете узнать в разд. 1.1 "Декларации и расчеты, по которым проводятся камеральные проверки".

Более того, по смыслу п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации (расчета). На это также указывает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.03.2007 N 16086/06.

С этим соглашаются и контролирующие органы. При этом они подчеркивают, что проверка проводится независимо от того, как часто представляется отчетность (Письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).

Таким образом, камеральная проверка автоматически начинается сразу после представления вами декларации (расчета).

Однако так называемой углубленной проверке с проведением различных мероприятий налогового контроля (запросом пояснений, истребованием документов и т.п.) подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (п. п. 1, 3 ст. 88 НК РФ).

Примечание

О том, в каких случаях чаще всего проводится углубленная камеральная проверка, см. разд. 1.2 "В каких случаях проведение углубленной камеральной проверки наиболее вероятно".

СИТУАЦИЯ: Как понять, что проводится камеральная проверка

О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать не будут. Проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.

Это вполне законно. Законодательство не обязывает налоговые органы ставить вас в известность о том, что они будут проводить углубленную проверку вашей отчетности.

Примечание

О том, в каких случаях чаще всего проводится углубленная камеральная проверка, см. разд. 1.2 "В каких случаях проведение углубленной камеральной проверки наиболее вероятно".

1.1. ДЕКЛАРАЦИИ И РАСЧЕТЫ,

ПО КОТОРЫМ ПРОВОДЯТСЯ КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основании любой поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации (расчета).

Уточним, о каких декларациях и расчетах идет речь.

1. Так, основанием для камеральной проверки может стать подача в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 80 НК РФ) декларации и (или) расчета авансовых платежей по налогу на прибыль, НДС, ЕСН <1>, налогу на имущество, налогу при УСН, ЕНВД, транспортному, земельному или другому налогу.

--------------------------------

<1> Напомним, что с 1 января 2010 г. ЕСН отменен (п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Однако декларации по ЕСН за 2009 г., а также уточненные декларации за периоды до 2010 г. будут по-прежнему проверять налоговики (ст. 38 Закона N 213-ФЗ).

2. Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам) по указанным выше налогам (п. п. 1, 7 ст. 81 НК РФ). При этом если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка "уточненки". Основание - п. 9.1 ст. 88 НК РФ.

Напомним, что вы должны представить уточненную декларацию (расчет), если в первоначальной декларации вы не отразили сведения или допустили ошибки, в результате которых занижена сумма налога (абз. 1 п. 1, п. 6 ст. 81 НК РФ). Также вы можете по собственному желанию уточнить свои обязательства перед бюджетом в том случае, если выявили новые сведения или ошибки, но не занизили ранее сумму налога (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Примечание

Подробнее об особенностях камеральной проверки уточненной декларации см. гл. 8 "Подача уточненной декларации (расчета) при проведении камеральной проверки".

3. Налоговики могут проверить и единую (упрощенную) декларацию по налогам. Такую декларацию вы вправе подать, если у вас нет движения денежных средств на счетах в банках и в кассе, а также отсутствует объект налогообложения по какому-либо налогу (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ, Порядок заполнения единой (упрощенной) налоговой декларации, утвержденный Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практическое пособие по ндс часть I. Общие положения глава налогоплательщики ндс

    Документ
    Минфин России в Письмах от 07.12.2007 N 03-07-11/616, от 30.11.2007 N 03-03-04/7 разъяснил, что органы государственной власти и местного самоуправления также признаются плательщиками НДС.
  2. Практическое пособие по ндфл часть I. Общие положения глава налогоплательщики ндфл

    Документ
    При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности родители (см.
  3. Налоговый кодекс российской федерации (4)

    Кодекс
    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
  4. Лекции по дисциплине налоговоеправ о

    Лекции
    Российская наука налогового права стремительно развивается после длительного периода застоя и стагнации. Государство-собственник не нуждалось в рационально организованной налоговой системе, поскольку формировало свои доходы совершенно
  5. Методические указания: краткий курс лекций для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург

    Методические указания
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения по специальности «Финансы и кредит». Содержит рекомендации краткий курс лекций по дисциплине «Налоги и налогообложение».

Другие похожие документы..