Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В стоимости тура: Карловы Вары, Романтические Дороги Баварии, Изысканный Париж, Скандальный Амстердам, Тихая Голландия, Вернигороде, Кведлинбург и Ст...полностью>>
'Документ'
15:00 – 17:00 посадка на паром St. Peter Line “PRINCESS ANASTASIA”, размещение в каютах выбранного класса. В 19:00 отправление парома. На борту к ваши...полностью>>
'Документ'
Заявки на участие в конференции и тексты докладов и выступлений направляются в срок до 1 декабря 2011 г. Организационный взнос за публикацию в сборни...полностью>>
'Реферат'
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовате...полностью>>

Моу сош №25 с уим, г. Снежинск, Челябинская обл. Вес тела

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.В.Задорожная <zsv125@>,

МОУ СОШ № 25 с УИМ, г. Снежинск, Челябинская обл.

Вес тела

*________________

Вариант публикации в «Практическом журнале для учителей и администрации школы», 2007, № 10.

Довольно много ошибок и неслучайных оговорок учащихся связано с силой веса. Само словосочетание «сила веса» не очень привычно, т.к. мы (учителя, авторы учебников и задачников, методических пособий и справочной литературы) более привыкли говорить и писать «вес тела». Тем самым уже само словосочетание приучает нас к понятию, что вес – сила, что приводит к путанице веса с массой тела (в магазине часто просят взвесить сколько­то килограммов продукта). Вторая распространённая ошибка учащихся заключается в том, что силу веса путают с силой тяжести. Попытаемся же разобраться с силой веса на уровне школьного учебника.

Для начала заглянем в справочную литературу и попытаемся понять точку зрения авторов на данный вопрос. Яворский Б.М., Детлаф А.А. [1] в своём справочнике для инженеров и студентов весом тела называют силу, с которой это тело действует вследствие тяготения к Земле на опору (или подвес), удерживающую тело от свободного падения. Если тело и опора неподвижны относительно Земли, то вес тела равен его силе тяжести. Зададим несколько наивных вопросов к определению:

– о какой системе отсчёта (СО) идёт речь?

– имеется одна опора (или подвес) или опор (подвесов) несколько?

– если тело тяготеет не к Земле, а, например, к Солнцу, будет ли оно обладать весом?

– если тело в космическом корабле, движущемся с ускорением, и ни к чему в обозримом пространстве «почти» не тяготеет, обладает ли оно весом?

– как расположена опора относительно горизонта, вертикален ли подвес для случая равенства веса тела и силы тяжести?

– если тело движется равномерно и прямолинейно вместе с опорой относительно Земли, то вес тела равен его силе тяжести?

В справочном руководстве по физике для поступающих в вузы и самообразования Яворского Б.М. и Селезнёва Ю.А. [2] авторы дают пояснение по последнему наивному вопросу, оставляя без внимания первые.

Кошкин Н.И. и Ширкевич М.Г. [3] весом тела предлагают считать векторную физическую величину, которую можно найти по формуле: P = G + ma, где G – сила тяжести, a – ускорение тела (с опорой) относительно Земли. Если a = 0, то P = G, а в невесомости a = g, P = 0. Приведённые ниже примеры покажут, что данная формула работает в случаях, когда никакие другие силы на тело не действует.

Кухлинг Х. [4] понятие веса не вводит как такового вообще, отождествляя его практически с силой тяжести, на чертежах сила веса приложена к телу, а не к опоре.

В популярном «Репетиторе по физике» Касаткиной И.Л. [5] вес тела определяется как сила, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения к планете. В последующих пояснениях и примерах, приведённых автором, даются ответы только на 3­й и 6­й из наивных вопросов.

В большинстве учебников по физике даются определения веса, в той или иной мере схожие с определениями в [1], [2], [5]. При изучении физики в 7­м и 9­м образовательных классах, возможно, это оправдано. В 10­х профильных классах с таким определением при решении целого класса задач не избежать различного рода наивных вопросов (хотя стремиться совсем их избегать не нужно).

Каменецкий С.Е., Орехов В.П. [6], разграничивая и поясняя понятия силы тяжести и веса тела, пишут, что вес тела – это сила, которая действует на опору или подвес. И всё – не надо ничего читать между строк. Правда, хочется спросить: «А сколько опор и подвесов? А если у тела есть и опора, и подвес?»

Наконец, посмотрим определение веса тела, которое даёт Касьянов В.А. в учебнике физики для 10­го класса [7]: «Вес тела – суммарная сила упругости тела, действующая при наличии силы тяжести на все связи (опоры, подвесы)». Если при этом помнить, что сила тяжести равна равнодействующей двух сил: силе гравитационного притяжения к планете и центробежной силы инерции (если эта планета вращается вокруг своей оси) или какой­либо ещё силе инерции, связанной с ускоренным движением этой планеты, – то с этим определением можно было бы согласиться, т.к. при этом никто нам не мешает представить ситуацию, когда одна из составляющих силы тяжести очень мала, например, случай с космическим кораблем в далёком космосе.

И даже при этих оговорках так и подмывает убрать из определения обязательное наличие силы тяжести – ведь возможны ситуации, когда есть другие силы инерции, не связанные с движением планеты или кулоновские силы взаимодействия с другими телами, например. Либо же согласиться с введением некоей «эквивалентной» силы тяжести в неинерциальных СО и давать определение силы веса для случая, когда нет взаимодействия тела с другими телами, кроме тела, создающего гравитационное притяжение, опор и подвесов.

И всё­таки, определимся: когда вес тела равен силе тяжести в инерциальных системах отсчёта?

Предположим, у нас одна опора или один подвес. Достаточно ли условия, что опора или подвес неподвижны относительно Земли (Землю считаем инерциальной СО), или движутся равномерно и прямолинейно? Возьмём неподвижную опору, расположенную под углом к горизонту. Если опора гладкая, то тело скользит по наклонной плоскости, т.е. не покоится на опоре и не находится в свободном падении. А если опора шероховатая настолько, что тело покоится, то либо наклонная плоскость не опора, либо вес тела не равен силе тяжести (можно, конечно, пойти дальше и поставить под сомнение, что вес тела не равен по модулю и не противоположен по направлению силе реакции опоры, и тогда не о чем будет говорить вообще). Если же считать наклонную плоскость всё­таки опорой, а предложение в скобках – иронией, то, решая уравнение для второго закона Ньютона, которое для данного случая будет и условием равновесия тела на наклонной плоскости, записанного в проекциях на ось Y, мы получим выражение для веса, отличного от силы тяжести:


0 = Fтр + mg + N.

Y: 0 = N – mgcosN = mgcos вес тела по модулю равен силе реакции опоры  P = mgcos

Итак, в данном случае, недостаточно утверждать, что вес тела равен силе тяжести, когда тело и опора неподвижны относительно Земли.

Приведём пример с неподвижными относительно Земли подвесом и телом на нём. Металлический положительно заряженный шарик на нити помещён в однородное электрическое поле так, что нить составляет некоторый угол с вертикалью. Найдём вес шарика из условия, что векторная сумма всех сил равна нулю для покоящегося тела.

0 = mg + Fк + Fупр.

Y: 0 = Fупрcos – mgFупр = mg/cos cила упругости подвеса по модулю равна весу тела, следовательно в этом случае P = mg/cos

Как видим, в приведённых случаях вес тела не равен силе тяжести при выполнении условия неподвижности опоры, подвеса и тела относительно Земли. Особенностями является существование силы трения и силы Кулона соответственно, наличие которых и приводит собственно к тому, что тела удерживаются от движения. Для вертикального подвеса и горизонтальной опоры добавочные силы не нужны, чтобы удержать тело от движения. Таким образом, к условию неподвижности опоры, подвеса и тела относительно Земли, мы могли бы добавить, что при этом опора горизонтальна, а подвес вертикален.

Но решило бы это добавление наш вопрос? Ведь в системах с вертикальным подвесом и горизонтальной опорой могут действовать силы, уменьшающие или увеличивающие вес тела. Таковыми могут быть, например, сила Архимеда или сила Кулона, направленные вертикально. Подведём итог для одной опоры или одного подвеса: вес тела равен силе тяжести, когда тело и опора (или подвес) покоятся (или равномерно и прямолинейно движутся) относительно Земли, и на тело действуют только сила реакции опоры (или сила упругости подвеса) и сила тяжести. Отсутствие других сил, в свою очередь предполагает, что опора горизонтальна, подвес вертикален.

Рассмотрим случаи, когда тело с несколькими опорами или/и подвесами покоится (или равномерно и прямолинейно движется вместе с ними относительно Земли), и на него не действуют никакие другие силы, кроме сил реакции опоры, сил упругости подвесов, и сил притяжения к Земле. Используя определение силы веса Касьянова В.А., найдём суммарную силу упругости связей тела в первом и во втором случаях, представленных на рисунках. Геометрическая сумма сил упругости связей F, по модулю равная весу тела исходя из условия равновесия, действительно равна силе тяжести и противоположна ей по направлению, причём углы наклона плоскостей к горизонту и углы отклонения подвесов от вертикали на конечный результат не влияют.

Рассмотрим пример, когда тело имеет опору и подвес в системе, неподвижной относительно Земли, в которой кроме сил упругости связей не действуют никакие другие силы. Результат аналогичен вышеизложенному – вес тела равен силе тяжести.

Итак, если тело находится на нескольких опорах и (или) подвесах и покоится вместе с ними (или равномерно и прямолинейно движется) относительно Земли, при отсутствии других сил, кроме силы тяжести и сил упругости связей, его вес равен силе тяжести. При этом расположение в пространстве опор и подвесов и их количество на конечный результат не влияет.

Примеры нахождения веса тела в неинерциальных СО

Пример 1. Найдите вес тела массой m, движущегося в космическом корабле с ускорением а в «пустом» пространстве (настолько далеко от других массивных тел, что их тяготением можно пренебречь).

В данном случае на тело действует две силы: сила инерции и сила реакции опоры. Если ускорение по модулю равно ускорению свободного падения на Земле, то вес тела равен силе тяжести на Земле, и нос корабля космонавтами будет восприниматься как потолок, а корма – как пол.

Fин = –ma

cила реакции опоры равна по модулю и противоположна по направлению силе инерции, которая, в свою очередь, равна весу тела.

Созданная таким образом искусственная тяжесть для космонавтов внутри корабля ничем не будет отличаться от «настоящей» земной.

В данном примере мы пренебрегаем гравитационной составляющей силы тяжести вследствие её малости. Тогда на космическом корабле сила инерции будет равна силе тяжести. В виду этого можно согласиться с тем, что причиной возникновения веса тела в этом случае является сила тяжести.

Вернёмся на Землю.

Пример 2. Относительно Земли с ускорением а движется тележка, на которой укреплено тело на нити массой m, отклонившейся на угол  от вертикали. Найдите вес тела. Сопротивлением воздуха пренебречь.


Задача с одним подвесом, следовательно, вес равен по модулю силе упругости нити. Модуль упругости можно найти из условия равновесия тела в неинерциальной СО:

,

учитывая, что Fин = –ma:

.Или, используя уравнение второго закона Ньютона в проекциях на ось Y, найдём, что Fупр = mg/cos .

Таким образом, можно воспользоваться любой формулой для расчёта силы упругости, а значит, и веса тела (если сила сопротивления воздуха достаточно велика, то её необходимо учесть в качестве слагаемого к силе инерции).

Поработаем с формулой . Вынеся из­под корня массу тела, получим . Используя принцип эквивалентности сил инерции и гравитации, введём «эквивалентную» силу тяжести, характеризующуюся эффективным ускорением свободного падения .

Следовательно, введя «эквивалентную» силу тяжести, мы можем утверждать, что в этом случае вес тела равен «эквивалентной» силе тяжести. Окончательно можно дать три формулы для его расчёта:

;

Пример 3. Найдите вес автогонщика массой m в движущемся с ускорением а автомобиле.

При больших ускорениях сила реакции опоры спинки сидения становится существенной, и её в данном примере будем учитывать. Общая сила упругости связей будет равна геометрической сумме обеих сил реакции опоры, которая, в свою очередь, равна по модулю и противоположна по направлению векторной сумме сил инерции и тяжести. Для данной задачи модуль силы веса найдем по формулам:

. P = mgэф

Эффективное ускорение свободного падения находится, как в предыдущей задаче.

Пример 4. Шарик на нити массой m закреплён на вращающейся с постоянной угловой скоростью  платформе на расстоянии r от её центра. Найдите вес шарика.

Из условия равновесия тела в неинерциальной системе отсчёта с одной связью получим, что сила упругости равна по модулю и противоположна по направлению геометрической сумме силы тяжести и силы инерции. Следовательно, работают те же формулы:

.

Центростремительное ускорение найдём по формуле: a = 2r, тогда вес тела или в общем виде: P = mgэф.

Нахождение веса тела в неинерциальных системах отсчёта в приведённых примерах показывает, как хорошо работает формула для веса тела, предложенная в [3]. Усложним немного ситуацию в примере 4. Предположим, что шарик электрически заряжен, а платформа вместе со всем содержимым находится в однородном вертикальном электрическом поле. Каков вес шарика? В зависимости от направления силы Кулона вес тела уменьшится или увеличится: .

Так получилось, что вопрос о весе естественным образом свёлся к вопросу о силе тяжести. Если мы определим силу тяжести как равнодействующую сил гравитационного притяжения к планете (или к любому другому массивному объекту) и инерции, с учётом принципа эквивалентности, оставляя в тумане происхождение самой силы инерции, тогда обе составляющие силы тяжести или одна из них, по крайней мере, явятся причиной возникновения веса тела. Если в системе наряду с силой гравитационного притяжения, силой инерции и силами упругости связей есть другие взаимодействия, то они могут увеличить или уменьшить вес тела, привести к состоянию, когда вес тела станет равным нулю. Эти другие взаимодействия могут стать причиной и появления веса в некоторых случаях. Зарядим шарик на тонкой непроводящей нити в космическом корабле, движущемся равномерно и прямолинейно в далёком «пустом» космосе (силами гравитации пренебрежём из­за их малости). Поместим шарик в электрическое поле – нить натянется, появится вес.

Обобщая сказанное, сделаем вывод, что вес тела равен силе тяжести (или эквивалентной силе тяжести) в любой системе отсчёта, где на тело не действуют никакие другие силы, кроме сил гравитационных, инерции и упругости связей. Сила тяжести или «эквивалентная» сила тяжести чаще всего является причиной возникновения силы веса. Сила веса и сила тяжести имеют разную природу и приложены к разным телам.

Литература

1. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. – М.: Наука, 1974.

2. Яворский Б.М., Селезнёва Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования. – М.: Наука, 1984.

3. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике. – М.: Наука, 1980.

4. Кухлинг Х. Справочник по физике. – М.: Мир, 1983.

5. Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Теория. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Электромагнетизм. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2003.

6. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

7. Касьянов В.А. Физика­10. – М.: Дрофа, 2002.

Задорожная Светлана Владимировна - учитель физики, окончила в 1981г. Челябинский Государственный университет, педагогический стаж 26 лет, 9 лет работает заместителем директора по учебной работе в МОУ СОШ № 125 с углубленным изучением математики. Награждена знаком «Отличник образования Республики Казахстан», лауреат фонда Д.Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» 2006 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. В. Задорожная, моу сош №25 с уим, г. Снежинск, Челябинская обл. Развитие навыков работы с учебной информацией на урок

    Урок
    Теперь часто используется слово «технология», существует научное понятие «педагогическая технология», а помнится время, когда это словосочетание резало слух.

Другие похожие документы..