Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Программа курса построена по блочной схеме. Состоит из лекционного курса и семинарских занятий. При его подготовке использован опыт проведения соответ...полностью>>
'Тесты'
тесты можно использовать на уроках информатики для текущего, тематического, итогового контроля учащихся, а также аттестации выпускников по информатик...полностью>>
'Курсовая'
Обращаем Ваше внимание, что с 01.09.2010г., курсовая работа сдается еще и на электронном носителе. Курсовые работы, представленные только в бумажном в...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Волкоморова О.Б. Корректура текста: Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Издательское дело и редактирование». Тюмень: Издательст...полностью>>

Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования и науки Костромской области

Костромской областной институт

повышения квалификации работников образования

Факультет профессиональной переподготовки

Отделение «Теория и методика обучения информатике»

Татьяна Сергеевна Кабанова

Итоговая аттестационная работа

«ИКТ как средство реализации творческого потенциала учащихся

на уроках музыки»

Научный руководитель

Татьяна Николаевна Резепина,

заведующая отделом сопровождения информатизации

региональной системы образования

Кострома

2008

Глава 1. Возможности урока музыки 13

для реализации творческого потенциала школьников 13

1.1.Понятия «творчество» и «творческие способности» 13

Компоненты творческих способностей 18

1.3.Возможности урока музыки для реализации 21

творческого потенциала учащихся 21

Глава 2. Роль информационных технологий на уроках музыки: 33

их значение в реализации творческого потенциала учащихся 33

2.1.Средства информационных технологий, 36

направленные на развитие творческого потенциала учащихся 36

на уроке музыки и во внеклассной работе по предмету 36

2.2. Методика использования музыкального редактора «Шарманщик» 45

на уроках музыки во 2 классе 45

при изучении элементов музыкальной речи 45

Заключение 53

Информационные ресурсы 55

Приложения 61

Приложение 1 61

Музыка 2 класс 61

Планирование составлено по программе «Музыка 1-3» под редакцией Д.Б. Кабалевского 61

Приложение 2 65

Урок на тему: «Элементы музыкальной речи. Мелодия» 65

Приложение 3 71

Урок на тему: «Полифоническое развитие музыки» 71

Приложение 4 76

Урок на тему: «Можешь — спой!» 76

Приложение 5 78

Блок уроков по теме: «Инструменты симфонического оркестра» 78

Приложение 6 89

Раздаточный материал в помощь учащемуся 89

при работе с музыкальным редакторе «Шарманщик» 89

Приложение 7 92

Практическая работа по теме «Элементы музыкальной речи. Мелодия» 92

Введение

На современном этапе возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, она обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся.

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой необходимости в овладении методиками развития творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

С другой стороны современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать важной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние пять лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику как развлечение. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

В жизни современного общества с ее многочисленными противоречиями — социальными, психологическими, духовными, проблемами общения и семьи, как ни странно, немаловажную роль играет музыка. Развитая эмоциональная база, культура чувств помогают решать многие жизненные проблемы. Урок музыки в общеобразовательной школе приобретает в связи с этим очень большое значение.

Совместное музицирование (пение в хоре, игра в ансамбле, музыкальные постановки) решает многие психологические задачи и проблемы общения. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.

Еще одна причина изменения значения урока музыки в общеобразовательной школе связана с задачей все более широкого привлечения детей к музыкальному искусству. Однако не все дети и не все родители настроены на обучение своего ребенка в музыкальной школе.

Причины этого самые различные: дополнительная нагрузка на ребенка, финансовые и транспортные проблемы, уровень требований программы обучения. Но также часто причиной нежелания обучать ребенка в музыкальной школе становится малая эффективность от обучения в ней. Требования программы ДМШ по специальности и сольфеджио ведут обучение в сторону профессионализации.

В результате одной из задач современного урока музыки в общеобразовательной школе следует считать углубление содержательной стороны существующих программ. Меняется тематика, дополнен песенный материал, разрабатывается область вокальной импровизации, пластики, ритмики. Сегодня, как и каждому педагогу, учителю музыки необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения интереса учащихся к предмету, обновления содержания образования, развития личностных компетентностей и творческих способностей. Еще одна задача, которую должен решать урок музыки в современных условиях информатизации — учить детей использовать компьютер в учебных целях, для развития своего творческого потенциала.

В примерной программе по предмету «Музыка» указывается, что «при знакомстве с музыкальной жизнью России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

• ознакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и другие);

• выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;

• создания собственной коллекции музыкальных аудио, видеозаписей;

• изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

• использования информационно - коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

• поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

• приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования».

В программе выделяются следующие содержательные линии:

• обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

• усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

• обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

«Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Тем самым удается избежать информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности» [27].

На сегодняшний день существует не мало интересных разработок в области обучения музыке с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий. Программы "Музыкальный класс" (1997 год, издатель «Нью Медиа Дженерейшн»), "Энциклопедия классической музыки" (серия "Интерактивный мир"©1997. "Коминфо"), "Шарманщик" (ТОО «Роботландия» 1996 год), обладают рядом преимущественных достоинств: изучение нотной грамоты, музыкальных терминов, истории создания инструментов древности, средних веков и наших дней; знакомство с композиторами и их творчеством; музыкальные викторины и многое другое.

Данные среды разработаны как ресурсы, которые можно использовать на уроках музыки в общеобразовательных школах. Путеводитель по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Коллекция избранных музыкальных произведений отражает тысячелетнюю историю развития музыкальных жанров, предоставляет материалы для работы на уроке, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся и дистанционного обучения. Возможность записи собственного исполнения позволяет прослушать себя со стороны, а уникальная методика — научиться читать ноты, развить музыкальный слух и многое другое. Так же использование средств ИКТ дает возможность учащимся самим сочинять музыку, импровизировать.

Практика показывает, что художественное сочинительство не является привилегией одаренных детей. В простейшей форме она доступна всем детям, так как все дети любят играть, выдумывать, фантазировать, а это значит, что в каждом ребенке заложены потенциальные творческие способности, которые необходимо раскрыть.

В настоящее время приходится говорить о недостаточном внедрении музыкально-импровизационной деятельности в практику общеобразовательной школы. Причина в том, что механизмы стимулирования творческой активности детей мало исследованы. Поэтому вопросы, касающиеся организации такой деятельности являются весьма актуальными. В решении проблемы организации творческой деятельности школьников необходимо учитывать ее специфику.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации творческого потенциала учащихся на уроках музыки».

Цель работы создать комплект учебно-методических материалов для проведения уроков музыки с использованием средств ИКТ во 2 классе общеобразовательной школы, ориентированный на повышение уровня развития творческого потенциала учащихся.

Проблема рабооты: Нужны ли средства ИКТ на уроках музыки в общеобразовательной школе?

В соответствии с поставленной целью определены задачи работы:

  1. проанализировать содержательное наполнение материала для уроков музыки в начальной школе с использованием ИКТ в рамках школьного курса «Музыка 1-3» для основной школы;

  2. рассмотреть возможности уроков музыки для реализации творческого потенциала школьников;

  3. рассмотреть значение ИКТ на уроках музыки как средства развития творческих способностей учащихся;

  4. разработать комплект учебно-методических материалов для уроков музыки с использованием средств ИКТ во 2 классе.

Глава 1. Возможности урока музыки

для реализации творческого потенциала школьников

1.1.Понятия «творчество» и «творческие способности»

Анализ проблемы развития творческих потенциала учащихся на уроках музыки во многом будет предопределяться тем содержанием, которое можно подразумевать под этим понятием. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и тому подобное.

В литературе, посвященной анализу проблем творчества, специалистами в различных областях знания дано большое число определений понятия творчества.

Творчество — 1. Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей. 2. То, что создано в результате такой деятельности. [7]

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества посредством компьютера (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам творчества, которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и так далее) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества. Обусловленность творчества той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. [8]

Креативность [лат. creatio — сотворение, создание] — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем кревтивности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с реативность до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана. [4]

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творческая деятельность", под которой мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и тому подобное. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы, решения которых уже известны. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта». [9]

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и так далее. Урок музыки дает возможность развить не только музыкальные способности учащихся, а может решить проблему развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и так далее, а это особенно важно.

Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление[10]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с мнениями остальных).

4. Законченность — способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.[23]

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, кандидаты психологических наук, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. [22]

1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно — преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой публичный доклад за 2010-2011 учебный год мбоу гимназии №2 Муниципальное образование «Город Екатеринбург» Свердловская область

    Доклад
    Гимназия №2, становление которой произошло на базе средней школы №2 с углубленным изучением английского языка Верх-Исетского района города Екатеринбурга, открытой в 1936 году, затем Языкового лицея №2 (1994-2001), является преемником
  2. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  3. Курсы повышения квалификации 28 Отдел информационно-библиотечной деятельности 79

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» 2
  4. Организационно-правовую деятельность образовательного учреждения обеспечивают свидетельства

    Документ
    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 239 (ГБОУ СОШ № 239) существует как общеобразовательное учебное заведение с 19 июня 1964 г.

Другие похожие документы..