Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях содействия социальному и экономическому развитию Колпнянского района Орловской области с учетом принципа результативности и эффективности исп...полностью>>
'Кодекс'
13. Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнитель...полностью>>
'Документ'
Цель: расширить и закрепить представление о том, что здоровье — главное богатство каждого человека; сформировать и закрепить стремление жить здоро­вы...полностью>>
'Документ'
 Виробництво та ремонт вогнепальної зброї невійськового призначення і боєприпасів до неї, холодної зброї, пневматичної зброї калібру понад 4,5 мілімет...полностью>>

Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 5

Блок уроков по теме: «Инструменты симфонического оркестра»

Время реализации: 2 часа (урока)

Цель:

формирование понятия «выразительность звучания музыкальной речи»

Задачи:

  1. Обучающая:

учить детей слушать и анализировать музыку, учить детей видеть элементы музыкальной речи, чувствовать выразительность музыки;

  1. Воспитательно-нравственная:

воспитание любовь к прекрасному;

  1. Воспитательно-музыкальная:

воспитывать музыкальный вкус, умение выражать свои мысли и чувства;

  1. Развивающая:

развивать у детей внутренний слух и внутреннее зрение, развивать музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: урок закрепления знаний по теме четверти «Музыкальная речь» используя новые примеры.

Вид урока: урок-беседа с использованием презентации «Симфонический оркестр» в программе Microsoft Power Point.

Возраст учащихся: 7-8 лет (2 класс).

Программное обеспечение: программа Microsoft Offis Power Point, Microsoft Offis Word 2003.

Дидактические материалы: презентация «Симфонический оркестр» в программе Microsoft Offis Power Point, «Тест – викторина» в программе Microsoft Offis Power Point.

План

№ этапа

Содержание деятельности

Время

Урок 1

1 этап

Организационный момент. Краткое повторение материала предыдущих уроков по теме четверти (фронтальный опрос).

2,5 минуты

2 этап

Погружение в атмосферу урока.

3 минуты

3 этап

Общее знакомство с понятиями: оркестр, симфонический оркестр, дирижер, дирижерская палочка.

6 минут

4 этап

Знакомство с составом группы струнных смычковых инструментов.

4 минуты

5 этап

Исполнение песни «Веселый музыкант» с движениями.

2 минуты

6 этап

Знакомство с составом группы деревянных духовых инструментов.

4 минут

7 этап

Разучивание народной песни-игры «Мы славные артисты» (1-3 куплеты)

15 минут

8 этап

Подведение итогов урока

3 минуты

9 этап

Домашнее задание.

0,5 минуты

Урок 2

1 этап

Организационный момент. Краткое повторение материала предыдущего урока (фронтальный опрос).

2,5 минуты

2 этап

Знакомство с составом группы медных духовых инструментов

3 минуты

3 этап

Знакомство с составом группы ударных инструментов.

4 минуты

4 этап

Исполнение песни «Веселая мышка» музыка и слова А.Усачева.

3 минуты

5 этап

Знакомство с инструментами не входящими ни в одну из основных групп: арфа, челеста, фортепиано.

4 минуты

6 этап

Исполнение 1-3 куплетов песни-игры «Мы славные артисты»

2 минут

7 этап

Разучивание народной песни-игры «Мы славные артисты» (4 – 5 куплеты)

12 минуты

8 этап

Тест-викторина по материалу обоих уроков

6 минут

9 этап

Подведение итогов по теме «Инструменты симфонического оркестра»

3 минуты

10 этап

Домашнее задание

0,5 минуты

Ход 1урока

Среди других жанров большая симфоническая музыка

стоит как бы первой среди равных.

Она насыщена наиболее глубоким содержанием

и является владычицей музыкального царства.

Д. Шостакович

Организационный момент.

Вхождение в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Слайд 1

Повторение материала предыдущего урока.

Вхождение в урок.

Учитель:

«У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника это, прежде всего, краски и линии. У композитора – музыкальные звуки – основа его музыкальной речи, выразительные средства. Но оказывается, что одно из основных свойств музыкального звука заключается в том, что и звук может быть по-разному окрашен. И эта разная «окраска», именуемая в музыке тембром, даже меняет характер и «настроение» звука…

Таким выразительными свойствами – различной окраской – обладают и голоса инструментов симфонического оркестра.

Что же представляет собой симфонический оркестр и что означают эти два слова?»

(Виноградова С. 1962)

Слайд 2

Цель наша в течение двух уроков познакомиться с составом симфонического оркестра и показать возможности оркестра, как средства выразительности звучания музыкальной речи.

Слайд 3

В качестве эпиграфа можно взять слова Д.Д.Шостаковича: «Среди других жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является владычицей музыкального царства». Мы должны убедиться в правоте его слов.

Объяснение нового материала

Слады 3 - 9

Оркестр - многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

Иногда оркестры состоят из однородных инструментов (например, оркестр баянистов); однако чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп.

В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.

Самые распространенные виды оркестров: духовой, джазовый, народных инструментов, камерный, симфонический.

Слайд 10

Просмотр видеофрагмента об оркестре.

Слайд 11

Наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной музыкальной практике.

Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов и более двадцати различных видов инструментов.

Тембровые и динамические возможности симфонического оркестра исключительно велики и многообразны, поэтому он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры.

Такой большой группе музыкантов исполнять музыку очень сложно и нужен человек, который бы ими руководил, управлял.

Слайд 12

Этого человека называют дирижер. И мы можем назвать его музыкантом, так как он должен обладать музыкальным слухом, разбираться в музыке и иметь музыкальное образование.

Учитель:

Роль дирижера очень важна, без него ни один оркестр не смог бы исполнять музыку. Он управляет оркестром помощью дирижерской палочки. Сейчас дирижер не играет на музыкальном инструменте, а раньше он играл на скрипке и дирижировал с помощью смычка, отсюда в последствии и появилась дирижерская палочка.

Слайд 13

Инструменты в оркестре занимают строго определенные места, которые располагаются в зависимости от дирижера.

Слайд 14

Все инструменты делятся на четыре основные группы и еще одну дополнительную.

Ближе всего к дирижеру располагаются инструменты группы струнных смычковых.

Слайд 15

Эта группа служит фундаментом оркестра. В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива.

Слайд 16

Видеофрагмент о группе струнных смычковых инструментов.

Исполнение песни «Веселый музыкант», сопровождая ее соответствующими движениями.

Слайд 17

Вслед за группой струнных смычковых инструментов располагаются деревянные духовые инструменты.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большей силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Слайд 18

Просмотр видеофрагмента о группе деревянных духовых инструментов.

Учитель: Сейчас я вам исполню народную песню-игру «Мы славные артисты». Вы послушайте внимательно, а затем мне скажете, о чем поется в этой песне.

Учащиеся: В это песне поется об инструментах, с которыми мы сегодня знакомились и о незнакомых нам инструментах.

Учащиеся и Учитель:

Разучивание 1-3 куплета песни «Мы славные артисты»

Итоги урока.

Мы узнали, что музыканты могут объединяться в большие группы, которые называют оркестрами. В зависимости от состава инструментов различают разные виды оркестров. Но самый совершенный и богатый по выразительности – симфонический оркестр, который насчитывает более 100 музыкантов и 20 видов инструментов и которым управляет дирижер с помощью дирижерской палочки.

Инструменты симфонического оркестра делятся на 4 основные группы и 1 дополнительную. Сегодня мы познакомились с двумя группами: струнных смычковых и деревянных духовых инструментов.

Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент из числа тех, с которыми знакомились на уроке.

Домашнее задание

Ход урока 2

Организационный момент.

Повторение материала предыдущего урока.

Мы говорили о том, что музыканты могут объединяться в большие группы, которые называют оркестрами. В зависимости от состава инструментов различают разные виды оркестров. Но самый совершенный и богатый по выразительности – симфонический оркестр, который насчитывает более 100 музыкантов и 20 видов инструментов и которым управляет дирижер с помощью дирижерской палочки.

Инструменты симфонического оркестра делятся на 4 основные группы и 1 дополнительную. Сегодня мы познакомились с двумя группами: струнных смычковых и деревянных духовых инструментов.

Иллюстрируют свой ответ рисунками инструментов.

Объяснение нового материала (продолжение темы)

Слайд 19

Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, туба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.

Слайд 20

Просмотр видеофрагмента о группе медных духовых инструментов.

Слайд 21

Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты.

Основная их функция - ритмическая.

Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами.

По характеру звучания ударные делятся на 2 типа:

  1. одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.),

  2. другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабаны, тарелки).

Слайд 22

Просмотр видеофрагмента о группе ударных и звенящих инструментов.

«Веселая мышка» музыка и слова А.Усачева – исполнение

Слайд 23

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы.

Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

Слайд 25

Просмотр видеофрагмента о фортепиано.

Слайд 24

Арфа - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры.

В простейшем виде встречается почти у всех народов.

Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром во Франции. В русской симфонической музыке впервые стал использовать звучание арфы П.И. Чайковский.

Пример звучания арфы – слушание.

И еще один инструмент челеста - ударно-клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино.

Он используется в симфоническом оркестре.

Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.

Послушайте, как он звучит, и подумайте каких героев, может он изображать?

Пример звучания челесты – слушание.

Исполнение1-3 куплета песни «Мы славные артисты»

Разучивание 4 и 5 куплетов песни «Мы славные артисты»

и движений имитирующих игру на музыкальных инструментах.

Исполнение всей песни «Мы славные артисты» с движениями.

Проверка знаний

Учащиеся самостоятельно выполняют тест на бумажном носителе – Приложение 1.

Затем меняются вариантами и проверяют тесты в парах, сверяя ответы с тестом в программе Microsoft Offis Power Point – Приложение 2 и указывают количество правильных ответов.

Подведение итогов.

Симфонический оркестр дает возможность любому, даже самому простому музыкальному произведению зазвучать по-новому, ярко, мощно, насыщено, оригинально.

Оркестр важнейшее средство выразительности звучания музыкальной речи, в основе которого лежит тембр музыкальных инструментов. В состав оркестра входит более 20 видов музыкальных инструментов, которые отличаются друг от друга тембром.

Домашнее задание.

Найти стихотворение о музыкальном инструменте.

Приложение 6

Раздаточный материал в помощь учащемуся

при работе с музыкальным редакторе «Шарманщик»

Перемещение вдоль стана

На ноту вправо

[Вправо]

На ноту влево

[Влево]

На страницу вправо

[PgDn] + [Ctrl] + [Вправо]

На страницу влево

[PgDn] + [Ctrl] + [Влево]

На первую ноту

[Home] + [Shift] + [Вправо]

На последнюю ноту

[End] + [Shift] + [Влево]

Окно вправо

[Ctrl] + [Shift] +[Вправо]

Окно влево

[Ctrl] +[Shift] +[Влево]

Установка нот и пауз

Поставить ноту

[Пробел]

Поставить паузу

[Ctrl] + [Пробел]

Изменить длительность ноты

[Пробел]

Изменить длительность паузы

[Ctrl] + [Пробел]

Сменить установленную длительность

[Shift] + [Пробел]

Поставить точку

. ‘, ‘ & ‘

Снять точку

. ‘, ‘ & ‘

Поставить репризу

[Пробел] на тактовой черте

Прослушивание музыки

Прослушать текущую ноту

[Tab]

Играть всю мелодию

[Enter]

Играть от текущей ноты

[Shift] + [Enter]

Играть без курсора

[Ctrl] +[Enter]

Играть в фоновом режиме

[Ctrl] + [Shift] +[Enter]

Остановить

[Pause]

Продолжить

[Pause]

Прервать исполнение

[Shift] + [Pause]

Удаления и вставки

Раздвинуть ноты

[Insert]

Раздвинуть такты

[Insert] на тактовой черте

- первый такт

[Shift] +[Insert] в позиции 0

Удалить ноту

[Delete]

Удалить такт

[Delete] на тактовой черте

- первый такт

[Shift] + [Delete] в позиции 0

Удалить ноту слева

[Bs]

Удалить все от ноты до конца

[Ctrl] + [End]

Очистить нотный стан

[Shift] + [Ctrl] + [Delete]

Запомнить ноту

[F2]

Вспомнить ноту

[Shift] + [F2]

Удалить текст

[Ctrl] + [Delete]

Дополнительные возможности

Изменение размерности

[Shift] + [Ctrl] + [Пробел]

Характеристика темпа

[F8]

Название произведения

[F9]

Откатка

[Ctrl] + [Bs]

Накатка

[Ctrl] + [Tab]

Выбрать устройство ввода

[F6]

Выбрать инструмент

[F7]

Изменить громкость

+ ‘, ‘ – ‘

Переключение алфавита

Долговременно

Большие/ маленькие

[Shift] + [Caps]

Кратковременно

Большие/ маленькие

[Shift] + Буква

Приложение 7

Практическая работа по теме «Элементы музыкальной речи. Мелодия»

Задания

  1. Отметьте на рисунке все области графического редактора.


  1. Расположить на нотном стане семь нот первой октавы.

  2. Расположит на нотном стане мелодию, записанную с помощью текста.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой публичный доклад за 2010-2011 учебный год мбоу гимназии №2 Муниципальное образование «Город Екатеринбург» Свердловская область

    Доклад
    Гимназия №2, становление которой произошло на базе средней школы №2 с углубленным изучением английского языка Верх-Исетского района города Екатеринбурга, открытой в 1936 году, затем Языкового лицея №2 (1994-2001), является преемником
  2. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  3. Курсы повышения квалификации 28 Отдел информационно-библиотечной деятельности 79

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» 2
  4. Организационно-правовую деятельность образовательного учреждения обеспечивают свидетельства

    Документ
    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 239 (ГБОУ СОШ № 239) существует как общеобразовательное учебное заведение с 19 июня 1964 г.

Другие похожие документы..