Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
10.02.11. сдать регистрационные карты и другие материалы желающим принять участие в конкурсе «Юные таланты за безопасность», посвященном 20-летию МЧС ...полностью>>
'Закон'
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16, № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ...полностью>>
'Документ'
Все мы любим своих детей, страдаем, когда они болеют, переживаем их неудачи, но при этом зачастую остаемся равнодушными к тому, что главной причиной ...полностью>>
'Документ'
Заимствование – процесс, в результате которого в языке появляется и закрепляется некоторый иноязычный элемент или полнозначная морфема. Слова иноязыч...полностью>>

Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 2

Урок на тему: «Элементы музыкальной речи. Мелодия»

Цель урока: Сформулировать понятие о мелодии как основном элементе музыкальной речи; о ноте как знаке записи мелодии.

Задачи урока:

  1. обучающая: учить строить ноты на нотном стане; закрепить понятия «мелодия», «нотный стан», «скрипичный ключ», «нота», «пауза», «гамма»;

  2. воспитывающая: воспитывать музыкальную грамотность;

  3. развивающая: развивать умение видеть связь между разговорным и музыкальным языками, развивать творческие способности.

Тип урока: урок объяснении нового материала.

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Возраст учащихся: 7-8 лет (2 класс)

Программное обеспечение: Музыкальный редактор «Шарманщик» из пакета «Хиты Роботландии», проигрыватель Windows Media Player.

Дидактические материалы: Карточки с мелодиями для работы с музыкальным редактором, mp3 запись – Фрагмент финала Четвертой симфонии П.И.Чайковского.

Наглядный материал: портрет П.И.Чайковского.

План урока

№ этапа

Содержание деятельности

Время

1 этап

Организационный момент.

2 минуты

2 этап

Рассказ о летних впечатлениях.

Обращение к материалу 1 класса.

4 минут

3 этап

Разучивание первых трех куплетов песни «Урок музыки» - Р.Роджерс.

5 минут

4 этап

Объяснение нового материала

15 минут

5 этап

Исполнение песни «Веселый музыкант» - А.Потапенко

3 минуты

6 этап

Слушание и анализ фрагмента финала Четвертой симфонии П.И.Чайковского

4 минуты

7 этап

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла»

3 минуты

6 этап

Подведение итогов урока

3 минуты

7 этап

Домашнее задание

1 минута

Ход урока

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

Ученики описывают свои каникулы в звуках.

Учитель: В первом классе мы говорили с вами о том, какие бывают звуки. Кто может вспомнить?

Ученики: Звуки бывают шумовые и музыкальные.

Учитель: Правильно. А есть еще звуки разговорного языка. Что вы можете сказать об этих звуках?

Ученики: Звуки разговорного языка записываются с помощью специальных знаков, которые мы называем буквами. Буквы складываются в слоги и слова, а слова в предложения. Когда мы произносим слова, то звучит разговорная речь.

Учитель: А если мы будем говорить не слова, а просто набор звуков, что тогда получиться?

Ученики: Тогда получиться шум.

Учитель: Я сыграю на баяне какие-нибудь беспорядочные звуки, то услышим мы музыку или шум?

Ученики: Мы то же услышим шум.

Учитель: Совершенно верно, а что надо сделать, что бы получилась музыка?

Ученики: Что бы получилась музыка, в звуках надо навести порядок, построить их, как буквы в словах и предложениях.

Учитель: Правильно. Еще в первом классе мы говорили, что музыка даже без слов, может нам о многом рассказать. Как же это происходит, с помощью чего говорит музыка. Значит, существует и язык музыки? Да, это семь нот. А эти семь нот - алфавит языка музыки.

Буквы алфавита А, Б, В, Г, Д, ... , Я обозначают 33 звука русской речи. Из этих звуков мы составляем слова. А из слов по правилам русского языка складываются предложения, из которых получаются сказки, рассказы, стихи. Их можно рассказать, а, используя алфавит, - записать на бумаге, напечатать в книге, журнале и впоследствии прочесть.

Ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си обозначают звуки определенной высоты, и поэтому не имеет значения на русском, английском, французском или китайском языках произносятся эти звуки, звук ли это скрипящей двери или пение соловья. Из звуков сочиняют по правилам языка музыки песни, марши, симфонии. С помощью этого алфавита можно записать музыкальные произведения на листе бумаги.

Разучивание трех куплетов песни «Урок музыки» - Р.Роджерс.

Объяснение нового материала сопровождается работой в музыкальном редакторе «Шарманщик».

Прежде чем начать работу в программе учитель знакомит учащихся с программой: с ее возможностями набирать, редактировать и воспроизводить мелодии) и с интерфейсом программы (нотный стан для размещения нот, исполнители Попугай и Шарманщик воспроизводящий мелодии». Раздает памятки, на которых указаны команды предусмотренные программой и выполняющие их кнопки клавиатуры и объясняет правила работы с редактором (Приложение).

Ученики под руководством учителя набирают в редакторе «Шарманщик» гамму «до-мажор» и прослушивают ее. Затем вместе с «Шарманщиком» на компьютере учителя исполняют хором.

Учитель выдает ученикам карточки с нотными записями мелодиями и предлагает набрать из нескольких вариантов. Ученики набирают свои мелодии, затем прослушивают их и отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Ребята, одинаковые или разные фрагменты сейчас прозвучали? Как вы это поняли.

Ученики отвечают на вопрос и делают предположение о том, что у каждого фрагменты была своя мелодия.

Учитель дает определение мелодии:

Мелодия – это ведущий элемент музыкальной речи.

Затем исполняет мелодию песни А. Патапенко «Веселый музыкант» и предлагает ученикам ее отгадать.

Исполнение песни А.Потапенко «Веселый музыкант»

с музыкально-ритмическими движениями

Учитель: По мелодии мы можем узнать одно произведение, входящее в состав другого более крупного. Сегодня мы будем слушать фрагмент финала Четвертой симфонии П.И.Чайковского. В первом классе мы давали определение симфонии. Кто может его вспомнить.

Ученики: Симфония – это крупное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.

Учитель: Во время прослушивания музыки попытайтесь услышать мелодию знакомой вам русской народной песни и отгадать ее название.

Слушание фрагмента финала Четвертой симфонии П.И.Чайковского.

Учитель: Мелодию, какой русской народной песни вы услышали в прозвучавшем отрывке?

Ученики: В прозвучавшем отрывке мы услышали мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла».

Учитель: Правильно. Сейчас мы ее с вами исполним.

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла»

Итог урока

Учитель: Что нового мы узнали сегодня на уроке.

Ученики: Мы узнали, что музыкальные звуки обозначаются нотами, с помощью нот и пауз мы можем записать любую мелодию. Ноты располагаются на нотном стане, который всегда открывает ключ.

Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам пофантазировать и представить, что ноты это такие живые человечки. Нарисуйте, какой вы видите каждую ноту гаммы «до-мажор».

Приложение 3

Урок на тему: «Полифоническое развитие музыки»

Цель урока: Познакомить с приемом полифонического развития музыки.

Задачи урока:

  1. Обучающая: учить детей отличать полифонические мелодии от гомофонных;

  2. Воспитывающая: воспитывать музыкальную грамотность;

  3. Развивающая: развивать умение видеть отличительные особенности полифонического музыкального языка, развивать творческие способности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Возраст учащихся: 7-8 лет (2 класс)

Программное обеспечение: Музыкальный редактор «Шарманщик» из пакета «Хиты Роботландии», проигрыватель Windows Media Player;

Дидактические материалы: Карточки с мелодиями для работы с музыкальным редактором, mp3 запись И.С.Бах Фуга «ре-минор»;

Наглядный материал: портрет И.С.Баха.

План урока

Содержание деятельности

Время

1 этап

Организационный момент.

1 минута

2 этап

Проверка домашнего задания.

8 минут

3 этап

Вхождение в тему.

2 минуты

4 этап

Объяснение нового материала с использованием музыкального редактора «Шарманщик».

15 минут

5 этап

Слушание и анализ Фуги «ре-минор» И.С.Баха.

5 минут

6 этап

Разучивание и исполнение каноном 1 куплета песни «За рекою старый дом» И.С.Баха.

5 минут

7 этап

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» с музыкально-ритмическими хороводными движениями.

3 минуты

8 этап

Исполнение русской народной песни

«Во поле береза стояла» (1 куплет одноголосием, второй куплет каноном).

3 минуты

9 этап

Подведение итогов урока.

2 минута

10этап

Домашнее задание.

1 минута

Ход урока

Организационный момент.

Вход в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Проверка домашнего задания.

Вхождение в тему.

Рассказ учителя об еще одном приеме развития музыки полифония. «Поли» - много. Полифоническое развитие в музыке – это «разговор» нескольких самостоятельных голосов.

Объяснение нового материала.

Полифоническая музыка очень трудная для понимания, поэтому, сегодня мы с вами попросим помощи у нашего музыкального редактора «Шарманщик». Вы выполните творческое задание «Зеркальное обращение мелодии». Я вам выдам мелодии, вы попробуете сделать ее зеркальное обращение. Для этого надо избрать ось симметрии. Ею может стать любая линейка нотного стана. Но сейчас выберем третью, так как она находится как раз посередине. Приставляйте к ней зеркало. Мелодия изменилась до неузнаваемости! Послушай, что получилось.

Ученики: выполняют задание в музыкальном редакторе «Шарманщик».

Учитель: Если зеркальное обращение увлекло вас, придумайте еще 2—3 образца разных мелодий и сделайте их зеркальное обращение.

И оно, и ракоход (с которым мы знакомились на прошлом уроке) — вполне серьезные элементы композиторской деятельности. Существует музыкальный жанр, который пишут по определенным правилам — фуга, которая, пожалуй, никогда не обходится без того, что вы сейчас делаете. Фуга и является примером полифонической музыки. Если мы одновременно исполним и мелодию и ее зеркальное отражения, то услышим полифонию – «разговор» самостоятельных музыкальных голосов. К сожалению, в редакторе мы смогли только увидеть модель полифонической мелодии, а прослушать, как это звучит в реальности, мы не можем. Но полифонические произведения сочиняли многие композиторы. Самым великим мастером полифонического развития в музыке был Иоганн Себастьян Бах. Это гениальный немецкий композитор, который жил почти 300 лет назад. Он написал множество серьезных произведений, но есть у него и легкие пьесы, которые он сочинял для детей. Ученики музыкальных школ обязательно играют прелюдии и фуги Баха. Это примеры полифонической музыки. В ней всегда несколько самостоятельных разнохарактерных голосов (их может быть и больше двух), которые вступают между собой в беседу.

Сейчас мы послушаем Фуги «ре-минор» И.С.Баха. Вы должны:

  1. Постараться услышать разные голоса;

  2. Определить характер и окраску каждого;

  3. Предположить о чем они могут разговаривать.

Слушание Фуги «ре-минор» - И.С.Баха.

Ученики: Анализируют произведение и делают свои предположения.

Учитель: Как я уже говорила ранее, И.С.Бах написал много произведений в стиле народной немецкой музыки. Мы с вами начнем разучивать его песню «За рекою старый дом». Выучим 1 куплет и попытаемся спеть его каноном. Канон очень похож на полифонию. Исполняя канон, мы разобьемся на 2 голоса, каждый из которых будет исполнять одну и туже мелодию, второй голос будет немного отставать. При этом оба голоса самостоятельны, но будут дублировать друг друга.

Разучивание и исполнение каноном

1 куплета песни «За рекою старый дом» И.С.Баха

Учитель: Для того, что бы понять являются ли полифония и канон приемами развития музыки мы исполним одноголосную русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла», и одновременно исполним хороводные движения.

Исполнение русской народной хороводной песни «Во поле береза стояла»

с музыкально-ритмическими движениями русского хоровода.

Учитель предлагает исполнить один куплет этой песни одним голосом, а второй куплет каноном. А вы обязательно обратите внимание на то, изменилась ли музыка или нет, было ли развитие мелодии.

Исполнение русской народной песни

«Во поле береза стояла» (1 куплет одним голосом, второй куплет каноном).

Итог урока.

Мы можем сделать вывод, что появление еще одного голоса (или нескольких) изменяют и развивают мелодию, то есть происходит движение музыки. А присутствие в мелодии нескольких голосов – это и есть полифония.

Таким образом, полифония является еще одним приемом развития музыки.

Домашнее задание:

Изобразить цветовую гамму Фуги «ре-минор» И.С.Баха, учитывая характер каждого голоса.

Приложение 4

Урок на тему: «Можешь — спой!»

Цель урока: Обобщение тем «Музыкальная речь».

Задачи урока:

  1. обучающая: учить детей применять полученные знания, умения и навыки применять на практике.

  2. воспитывающая: воспитывать музыкальную грамотность.

  3. развивающая: развивать творческие способности.

Тип урока: урок обобщения материала.

Вид урока: урок-игра использованием ИКТ.

Возраст учащихся: 7-8 лет (2 класс)

Программное обеспечение: Музыкальный редактор «Шарманщик» из пакета «Хиты Роботландии», проигрыватель Windows Media Player.

Дидактические материалы: Карточки с мелодиями для работы с музыкальным редактором, слайды с точным текстом 1 куплета каждой песни, памятка по правилам работы в программе «Шарманщик».

План урока

Содержание деятельности

Время

1 этап

Организационный момент.

2 минут

2 этап

Объяснение правил игры.

5 минут

3 этап

Подготовка к игре «Можешь — спой!»

7 минут

4 этап

Проведение игры «Можешь — спой»

10минут

5 этап

Подведение итогов

5 минут

6 этап

Исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся

11минут

Ход урока

Организационный момент.

Учащиеся входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Объяснение правил игры.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда получает карточки с записями 5 мелодий. Все мелодии разные. Каждая команда в течение 7 минут должна набрать в музыкальном редакторе «Шарманщик» свои мелодии. Затем обе команды садятся за парты. Поочередно один представитель каждой команды «исполняет» с помощью редактора одну из мелодий. Противоположная должна угадать ее и спеть 1 куплет. Каждая команда поочередно должна угадать и точно спеть, все песни подготовленные соперниками Мелодии для противника команды с помощью учителя могут выбрать заранее. Побеждает та команда, которая угадает больше песен, сделает меньше ошибок во время их исполнения. Учитывается активность всех членов команды.

Подготовка к игре «Можешь — спой!»

Проведение игры «Можешь — спой!»

Подведение итогов.

Определяется команда победитель.

Исполнение произведений на выбор учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой публичный доклад за 2010-2011 учебный год мбоу гимназии №2 Муниципальное образование «Город Екатеринбург» Свердловская область

    Доклад
    Гимназия №2, становление которой произошло на базе средней школы №2 с углубленным изучением английского языка Верх-Исетского района города Екатеринбурга, открытой в 1936 году, затем Языкового лицея №2 (1994-2001), является преемником
  2. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  3. Курсы повышения квалификации 28 Отдел информационно-библиотечной деятельности 79

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» 2
  4. Организационно-правовую деятельность образовательного учреждения обеспечивают свидетельства

    Документ
    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 239 (ГБОУ СОШ № 239) существует как общеобразовательное учебное заведение с 19 июня 1964 г.

Другие похожие документы..