Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Живой мир богат и увлекателен, общение с ним расширяет знания о природе, позволяет лучше понять ее. Для многих учащихся сегодня домашние питомцы – са...полностью>>
'Документ'
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для рассмотрения и использования в работе резолюцию видеоконферен...полностью>>
'Документ'
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное ...полностью>>
'Документ'
В последнее время, пролистывая каталоги с выставок или проглядывая фотографии собак в журналах, нередко около одной клички рядом со словом “владелец”...полностью>>

Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заключение

В настоявшее время с одной стороны возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях, с другой стороны современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных и коммуникационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

Музыка действительно тот предмет, который может решить эти задачи. Развитие творчества на уроках музыки заложено в самой специфике предмета. Для того чтобы достичь основных педагогических целей и решить задачи стоящие перед учителем музыки необходимо сделать предмет интересным, современным и привлекательным для учащихся, наполнить его новым содержанием.

Решить эти проблемы можно, используя на уроках информационно-коммуникационные технологии. Трудно переоценить их возможности в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования, развития творческого потенциала детей и подростков. Доступность и разнообразие всех возможностей информационных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, моделирование) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся.

Проанализировав источники по проблеме наполнения содержания уроков музыки в начальной школе методическим разработками уроков с использованием ИКТ можно сделать вывод, что таких материалов недостаточно, а проблема использования ИКТ на уроках музыки актуальна.

Разработанный комплект учебно-методических материалов для начального звена общеобразовательной школы с применением ИКТ может быть использован в практике работы учителей музыки, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Информационные ресурсы

Книги:

  1. Алпатова, А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно-методических статей. [Текст] М., 2004. с.121.

  2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. [Текст] М., 1994.

  3. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия "Модернизация общего образования". [Текст] СПб, 2004. с. 129.

  4. Бергер, Н.А. Музыкальная грамотность и компьютер. Телекоммуникации, математика и информатика исследования и инновации. [Текст] Вып. 6. СПб, 2002г. с. 12-18.

  5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2002. 352 с.

  6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст] М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.

  7. Вишнякова, Н. Ф. Способы руководства музыкально-творческой деятельностью младших школьников // Совершенствование содержания, форм и методов эстетического воспитания в школе. [Текст] Киев, 1980. 137 с.

  8. Вишнякова, Н. Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности [Текст] Сов. педагог. 1985. № 10. Журнал

  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] М.Просвещение, 1991. 138 с.

  10. Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. [Текст] М.Мир, 1992. стр. 436

  11. Горбунова, И.Н. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии». [Текст] Современное музыкальное образование 2003г.с. 33-35.

  12. Гудилина, С.И. Перспективы развития медиаобразовательных технологий//Образовательные технологии XXI века [Текст] / С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. – С.71-78.

  13. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. [Текст] Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. 93с.

  14. Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. [Текст] М.: Просвещение, 1981. 288 с.

  15. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. [Текст] М.: Просвещение, 1989.191с.

  16. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. [Текст] М., 1983 г.  132 с.

  17. Кабалевский, Д.Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. Выпуск первый. [Текст] Москва, Музыка, 1981 г. 197с.

  18. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства. [Текст] М.: Молодая гвардия, 1984. 142с.

  19. Красильникова, И.М. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе [Текст] // Искусство в школе. 2003.№3.М. 58-63. Журнал

  20. Красильникова И.М. Глаголева И.А Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы) учебно-методическое пособие [Текст] Издательство Ижица 2004 год 135 с.

  21. Кривошеева, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ [Текст] Информационные технологии 1996 г., № 2.Журнал

  22. Кудрявцев, В.С, Синельников, В.В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. [Текст] 1995 № 9, с.54-55.

  23. Лук, А.Н. Психология творчества. [Текст] Наука, 1978.с.6-36.

  24. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. [Текст] Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

  25. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. [Текст] М.: Наука, 1999. 143с.

  26. Первин. Ю.А. Методика раннего обучения информатике [Текст] М., Бином. Лаборатория знаний. 2005. 288.с.

  27. Программа Музыка 1-3/ под редакцией КабалевскогоД.Б. [Текст] М.Просвещение 2004. 145с.

  28. Ригина, Г.С. Уроки музыки в начальной школе. [Текст] М., Просвещение, 1980 г. 41с.

  29. Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] Вопросы психологии. 1990. - № 2. – С.41-47. Журнал

  30. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды. [Текст] Т 1. М., 1985.

  31. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. [Текст] М Аквариум, 1997, 272с.

Веб-документы:

  1. Вишневская Светлана Олеговна Интернет журнал Эйдос Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка» [Электронный ресурс] /journal/2008/0404.htm

  2. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся [Электронный ресурс] /Provotorova/index.php?member=301868

  3. Икт в учебном процессе. [Электронный ресурс] /zaoch/default.asp?ob_no=23422

  4. «Креативность» Социальная психология. Словарь [Электронный ресурс] /dict/psychlex4

  5. . Опыт преподавания естественных и гуманитарных дисциплин с использованием ИКТ Российскии образловатнльный порта. Заочная работа со школьниками. [Электронный ресурс] /zaoch/news.asp?ob_no=30406

  6. Развитие творческих способностей на уроках музыки Иванов И.И. [Электронный ресурс] /show/45993.html

  7. «Творчество» Современный толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс] /contents.nsf/efremova/

  8. «Творчество» Социальная психология. Словарь. [Электронный ресурс]

  9. «Творческие способности» Понятийный словарь /portal

  10. Шарова, О.М. Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В.Занкова /node/1336

  11. «Энциклопедия классической музыки» [Электронный ресурс] серия "Интерактивный мир"©1997. "Коминфо"

  12. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» [Электронный ресурс] Современная мультимедиа-энциклопедия 2 CD-ROM, 2004 год, издатель: Нью Медиа Дженерейшн; Разработчик: «Кирилл и Мефодий»

  13. «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] CD-ROM, 1999 год, издатель: Кирилл и Мефодий

  14. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». © Эксфорс Мультимедиа

  15. «Музыкальный класс. Играй и учись» - сборник обучающих и игровых программ, [Электронный ресурс] 1997 год, издатель «Нью Медиа Дженерейшн»

  16. «Шарманщик». [Электронный ресурс] Программа выполнена по договору с ТОО «Роботландия». Версия от 21.12.1995 (последнее изменение 01.04.1996). Автор программы кандидат педагогических наук Никитин Александр Николаевич.

Приложения

Приложение 1

Музыка 2 класс

Планирование составлено по программе «Музыка 1-3» под редакцией Д.Б. Кабалевского

Темы четвертей

и уроков

Цель урока

Основные понятия

Музыкальный

материал

Средство

ИКТ

Срок

I

Песня, танец и марш перерастают

в песенность, танцевальность, маршевость I четверть

1

Элементы музыкальной речи. Мелодия.

Сформулировать понятие о мелодии как основном элементе музыкальной речи; о ноте как знаке записи мелодии.

Мелодия, музыкальный звук, нота, пауза, нотный стан, нотная строка, скрипичный ключ. Басовый ключ, октава.

Фрагмент финала Четвертой симфонии - П.И. Чайковский.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

1 урок

2

Элементы музыкальной речи. Ритм, темп, динамика.

Расширить понятия об элементах музыкальной речи.

Темп, ритм, длительность, динамика.

«Болтунья» - С.Прокофьев; «Утро» - Э.Григ.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

2 урок

3

Элементы музыкальной речи. Регистр. Тембр.

Расширить понятия об элементах музыкальной речи, о выразительном значении элементов музыкальной речи

Тембр, регистр, симфонический оркестр, оперные голоса.

Музыка к повести А.С.Пушкина «Метель» - Г.Свиридов.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

3 урок

4

Инструменты симфонического оркестра.

Познакомить с составом симфонического оркестра и с его значением для «выразительности музыкальной речи».

Симфонический оркестр, дирижер, выразительные средства музыки.

Презентация в программе

Power Point

4 урок

5

Инструменты симфонического оркестра.

Познакомить с составом симфонического оркестра и с его значением для «выразительности музыкальной речи».

Симфонический оркестр, дирижер, выразительные средства музыки.

Музыка к повести А.С.Пушкина «Метель» - Г.Свиридов.

Презентация в программе

Power Point,

тест

в программе

Power Point

5 урок

6

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.

Дать понятие о выразительном значении мелодии; учить слышать и определять песенный, танцевальный и маршевый характер разных мелодий.

Тоника, мажорный лад, минорный лад, тон, полутон.

Увертюра к опере «Кармен» - Ж.Бизе.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

6 урок

7

Песенность, танцевальность, маршевость. Лад, темп, ритм.

Показать выразительное значение темпа, ритма, лада.

Темп, ритм, лад.

«Ночь», «Золотые рыбки», “Шествие царя гороха» из балета «Конек-Горбунок» - Р.Щедрин.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

7 урок

8

Мелодия и гармония — элементы музыкальной речи. Песенность, танцевальность, маршевость.

Показать роль гармонии в музыке; закрепить понятии песенность, танцевальность, маршевость.

Гармония, мелодия.

«Прелюдия №20”, “Прелюдия №7” - Ф.Шопен.

8 урок

9

Гармония звуков музыки.

Обобщение темы четверти.

Музыкальный материал четверти.

9 урок

II

Интонация

II четверть

1

Музыкальная и речевая интонация.

Формировать понятие «интонация», учить различать речевую и музыкальную интонации.

Интонация, логическое ударение.

«Болтунья» - С.Прокофьев; «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» - М.Глинка.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

1 урок

2

Грустные и радостные интонации.

Формировать понятие о сходстве и различии речевой и музыкальной интонации.

Диез, бемоль.

«Свадебный день в Трольхаугене» - Э.Григ.

2 урок

3

Интонации настойчивости и решительности. «Зерно интонации».

Сформулировать понятие «зерно интонации».

«Зерно интонации».

«Симфония №5”- Л.Бетховен.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

3 урок

4

Изобразительные интонации.

Расширить понятие интонации.

Изобразительность музыки.

«Утро» - Э.Григ; “Лебедь» - К.Сен-Санс.

4 урок

5

Единство выразительной и изобразительной интонации

Расширить понятие интонации.

Выразительность музыки.

«Попутная песня» - М.Глинка.

5 урок

6

Юмор и шутка в музыке.

Формировать понятие о характере музыки.

Характер музыки.

«Шутка» - И.С.Бах.

6 урок

7

Интонация.

Обобщение темы четверти.

Музыкальный материал четверти.

7 урок

III

Развитие музыки III четверть

1

Развитие музыки.

Показать, что развитие музыки - это происходящие в ней изменения.

Движение музыки, развитие музыки.

Развитие темы Пети в симфонической сказке «Петя и волк» - С.Прокофьев.

1 урок

2

Композиторское развитие музыки.

Показать, что развитие музыки - это задумка композитора.

Композиторское развитие музыки.

Развитие темы Пети в симфонической сказке «Петя и волк» - С.Прокофьев.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

2 урок

3

Исполнительское развитие музыки.

Показать, что исполнитель может принимать участие в развитии музыкального произведения.

Исполнительское развитие музыки.

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» в классической и современной обработке - Н.А.Римский-Корсаков.

3 урок

4

Как изменяется музыка. Прием повтора

Формировать понятие об изменениях в музыке.

Ритмоинтонация.

«Марш» - Ф.Шуберт.

4 урок

5

Контраст элементов музыкальной речи.

Формировать понятие об изменениях в музыке.

Контраст.

“Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» - М.И.Глинка.

5 урок

6

Обращение как прием развития музыки.

Продолжить формировать понятие о развитии музыки.

Обращение.

«В пещере горного короля», «Шествие гномов» - Э.Григ.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

6 урок

7

Прием варьирования в музыке.

Познакомить с приемом варьирования в народной и композиторской музыке.

Вариации.

Фрагмент финала Четвертой симфонии - П.И. Чайковский, хоровод «Березка».

7 урок

8

Полифоническое развитие музыки.

Познакомить с полифонией в музыке.

Полифония, канон.

«Менуэт», «Гавот», «За рекою старый дом» - И.С.Бах.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

8 урок

9

Чувства человека и развитие музыки.

Показать, что развитие музыки помогает выразить внутренний мир человека в динамике.

«Песня Сольвейг» - Э.Григ.

9 урок

10

Урок-игра

«Можешь — спой!»

Показать значение интонации и развития музыки для музыкального искусства.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

10 урок

IV

Построение (формы) музыки IV четверть

1

Куплетная и куплетно-припевная формы.

Познакомить с простейшими музыкальными формами, которые не зависят от изменений характера музыки.

Куплет, припев, вступление, заключение.

Детские песни на выбор учителя.

1 урок

2

Одночастная и двухчастная форма.

Показать, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно; смена частей связана с изменением характера музыки.

Построение музыки, одночастная форма, двухчастная форма.

«Пастушья песня» - французская народная песня; «Песня Сольвейг» - Э.Григ; «Неаполитанская песенка» - П.И.Чайковский.

2 урок

3

Трехчастная форма.

Дать понятие о трехчастной форме, закрепить пройденный материал.

Трехчастная форма.

«Танец Анитры» - Э.Григ; «Веселая. Грустная» - Л.Бетховен.

3 урок

4

Форма рондо.

Познакомить с новой формой, закрепить пройденный материал.

Рондо.

«Рондо в турецком стиле» - В.А.Моцарт, «Спящая княжна» - А.П.Бородин.

Презентация в программе

Power Point

4 урок

5

Вариационная форма.

Познакомить с новой формой музыки.

Вариации.

«Вариации на тему французской народной песни» - В.А.Моцарт.

5 урок

6

Сонатная форма.

Дать общее представление о сонатной форме.

Сонатная форма.

«Аппассионата» - Л.В.Бетховен.

Презентация в программе

Power Point

6 урок

7

Музыкальный образ и форма.

Обобщение темы четверти.

«Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» - М.И.Глинка.

Презентация в программе

Power Point

7 урок

8

Урок-концерт.

Обобщение тем года.

Музыкальный

редактор

«Шарманщик»

8 урок



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой публичный доклад за 2010-2011 учебный год мбоу гимназии №2 Муниципальное образование «Город Екатеринбург» Свердловская область

    Доклад
    Гимназия №2, становление которой произошло на базе средней школы №2 с углубленным изучением английского языка Верх-Исетского района города Екатеринбурга, открытой в 1936 году, затем Языкового лицея №2 (1994-2001), является преемником
  2. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  3. Курсы повышения квалификации 28 Отдел информационно-библиотечной деятельности 79

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» 2
  4. Организационно-правовую деятельность образовательного учреждения обеспечивают свидетельства

    Документ
    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 239 (ГБОУ СОШ № 239) существует как общеобразовательное учебное заведение с 19 июня 1964 г.

Другие похожие документы..