Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100...полностью>>
'Методические рекомендации'
Модернизация российского образования потребовала решения проблемы дифференциации содержания обучения. На старшей ступени общеобразовательных школ пре...полностью>>
'Документ'
2. Установите четыре алкалиновых элементов питания типа АА. Внимательно проследите при установке соотношение полюсов. Элементы питания включены в комп...полностью>>
'Реферат'
С единицами измерения ребята начинают знакомиться еще в детском возрасте, по сказкам, а затем - на уроках химии, физики и математики. Однако единой к...полностью>>

Татьяна Сергеевна Кабанова Итоговая аттестационная работа икт как средство реализации творческого потенциала учащихся на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. Обучающие компьютерные программы — как средство обучения стали использоваться в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров.

Основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:

    • индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

    • визуализация учебной информации моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;

    • формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

    • усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

    • формирование культуры познавательной деятельности и другие.

Обучающие программы, предназначенные для детей школьного возраста по предмету «Музыка», дают возможность знакомить с творчеством композиторов с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин, познакомиться с основами нотной грамоты и теории музыки в форме занимательных уроков. Например «Музыкальный класс. Играй и учись» - сборник обучающих и игровых программ, 1997 год, издатель «Нью Медиа Дженерейшн». "Музыкальный класс" предполагает самое первое знакомство ребенка с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония". Музыкальные игры, которые построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать музыкальный слух и музыкальную память. Дети могут испробовать свои силы и как исполнители, наиграв понравившуюся мелодию, и как композиторы, сочинив свою песенку. Сочинив и тут же прослушав, записать при помощи нотных знаков, о которых рассказывается в программе. Так же программа дает возможность познакомиться с историей музыки, рождением различных музыкальных инструментов. Но, помимо обучающих задач, авторы диска позаботились и о развлекающих и занимательных заданиях. При этом, несмотря на занимательность, задания не утратили воспитательное и обучающее содержание. С помощью программы нельзя научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но зато она может пробудить интерес к музыке, помочь выбрать наиболее понравившийся инструмент, и возможно кто-то из учащихся сам захочет научиться на нем играть. Программа дает возможность получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах: джаз, самба, полька, вальс, рок, популярная музыка, техно, рэп, при этом прослушивая музыкальные фрагменты с помощью киберсинтезатора. Попробовать себя в качестве певца, выбрав песню из предлагаемого перечня и исполнив ее под фонограмму, записать на компьютер с помощью микрофона, а затем прослушать результат. Кроме того, программа содержит игры различной сложности для детей разных возрастов «Музыкальный диктант», «15» и «Собери мелодию». С их помощью можно выучить нотную грамоту и развить свой музыкальный слух.

  1. Мультимедийные энциклопедии — справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и так далее. С помощью энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома. Привлекательность данного продукта для участников образовательного процесса в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.

В практике работы учителя музыки можно использовать целый ряд таких энциклопедий

    • «Энциклопедия классической музыки» (серия "Интерактивный мир"©1997. "Коминфо") Использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи — это основной раздел энциклопедии. Они содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты;

    • «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» (Современная мультимедиа-энциклопедия 2 CD-ROM, 2004 год, издатель: Нью Медиа Дженерейшн; Разработчик: «Кирилл и Мефодий»). Представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях разных жанров XX столетия, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложены различные вопросы и музыкальные фрагменты;

    • «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия (CD-ROM, 1999 год, издатель: Кирилл и Мефодий; Разработчик: Кирилл и Мефодий). В энциклопедии содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Программа проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел «Викторина», в котором учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет;

    • Энциклопедия «Музыкальные инструменты». (© Эксфорс Мультимедиа) В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных экспонатов, чья судьба неразрывно связана с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

  1. Интернет-ресурсы. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете, у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, где нет контроля над объективностью информации. Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это, количество полезной информации в сети стремительно продолжает расти. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” — это библиографическая информация, аудио-, видео- фонд. Интернет — это тот мир, где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации.

    • Интернет-ресурсы можно классифицировать по содержанию информации:

    • Сайты, содержащие информацию о различных музыкальных жанрах (народная музыка, балет, опера, рок-музыка, авторская песня и другие) и жизни и творчеству композиторов;

    • Сайты, на которых можно найти музыкальные коллекции разных направлений;

    • Сайты, на которых можно найти музыкальные фонограммы и файлы караоке;

    • Общеобразовательные ресурсы, на которых размещен различный материал для уроков музыки.

  2. Мультимедийные презентации. Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как форма проверки домашнего задания;

  • как способ создания проблемной ситуации;

  • как способ объяснения нового материала;

  • как форма закрепления изученного;

  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Уроки с использованием компьютерной презентации — это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

Урок защиты проектных работ — уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа — одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма редко используется, так как требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося. К сожалению, в гимназии нет такой возможности, поэтому приходится разбивать класс на группы и проводить тестирование поочередно.

Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).

  1. Караоке — современная информационная технология нашего времени. В конце 70-х гг. XX века в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность. Принцип караоке довольно прост - воспроизводится музыка без вокала, на экран выводятся, ритмично выделяясь, слоги, которые поются в данный момент, а вокальная строчка исполняется каким-либо музыкальным инструментом. Караоке позиционируется как развлекательное устройство, но под этим словом сейчас принято понимать и стиль отдыха, и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и многочисленную цифровую бытовую технику, и компьютерные программы. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD дисках и в Интернете содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений — от классики до эстрады. Караоке на уроках музыки — это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.

  2. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» в цифровом формате — фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, иллюстраций — всё это является неотъемлемой частью каждого урока и нуждается в упорядоченной систематизации. Единая цифровая образовательная коллекция.

  3. Программы-редакторы — средства для создания мультимедийных приложений. Это профессиональные звуковые редакторы, средства для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре. Например, музыкальный редактор, входящий в Интегрированный пакет «FANCY», который позволяет закрепить знание основ музыкальной грамоты, создавать, записывать и сохранять мелодии, редактировать звук. Во внеклассной работе с целью развития творческих способностей учащихся старшего и среднего звена можно ознакомить их с таким редактором, как Midisoft Studio for Windows. Это студия для создания и редактирования MIDI файлов, записи фонограмм довольно высокого качества. Она значительно отличается от предыдущих программ своими возможностями. Здесь учащиеся наглядно могут увидеть преимущества информационных технологий.

В начальной школе целесообразно использовать в качестве средства развития творческого потенциала учащихся музыкальный редактор «Шарманщик». Программа выполнена по договору с ТОО «Роботландия». Версия от 21.12.1995 (последнее изменение 01.04.1996). Автор программы кандидат педагогических наук Никитин Александр Николаевич.

2.2. Методика использования музыкального редактора «Шарманщик»

на уроках музыки во 2 классе

при изучении элементов музыкальной речи

Анализируя средства, ИКТ следует обратить внимание на музыкальный редактор «Шарманщик» входящий в программно-методический комплекс «Роботландия». Музыкальные редакторы в практике работы учителя музыки практически не используются. Методических разработок по работе с ними на уроках «Музыки» и во внеклассной работе нет. А инструмент этот эффективен как для усвоения знания элементов музыкального языка, так и для развития творческого потенциала учащихся, о значении которого говорилось в первой части работы.

Одноголосный музыкальный редактор «Шарманщик» помогает ознакомить учащихся с основными правилами записи и редактирования музыкальной информации (разделение мелодии на такты, задание размерности, использование текстовых элементов в музыкальной грамоте и так далее). Он позволяет собирать мелодию на нотном стане, сохранять ее на диске, прослушивать. «Шарманщик» — эффективное средство на занятиях изучения основ нотной грамоты, позволяющий включить детей в творческую работу с мелодиями. Диапазон нот почти три октавы. Редактор позволяет устанавливать по желанию пользователя тембр звучания, и даже выбор музыкального инструмента. «Замечательное качество Шарманщика, обеспечивающее ему место в общеобразовательной школе, — экранирование детей от технических трудностей исполнения. Действительно, освоению технике игры на том или ином музыкальном инструменте школьники отдают несколько лет обучения в музыкальной школе. Новичок, осваивающий редактор «Шарманщик», практически одинаковыми усилиями набирает и «исполняет» простейшую доступную младшим школьникам народную мелодию и рондо в турецком стиле («Турецкий марш») Моцарта, исполнение которого в музыкальной школе, как правило, доверяют старшеклассникам» [26]

В федеральный компоненте государственного стандарта общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по музыкальному искусству указывается на то, что учащиеся должны знать специфику музыкального языка (мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура; роль выразительных средств в создании и исполнении музыкального произведения, знакомство с нотной записью как средством фиксации музыкальной речи). Впервые с этими понятиями школьники знакомятся во втором классе, а в дальнейшем на протяжении всего периода изучения музыки используют их для музыкально-грамотного анализа музыкальных произведений и вокально-хоровом исполнении музыки. Авторы программ по музыке не ставят целью изучение нотной грамоты на уроке в общеобразовательной школы, а лишь знакомят учащихся с элементами музыкальной речи. На изучение музыки отводится один час в неделю, а основы музыкальной грамоты не является отдельной самостоятельной темой предусмотренной программой, поэтому учащимся второго класса очень трудно запомнить и понять особенности музыкального языка. Необходимо использовать такие методы и средства, которые бы активизировали усвоение данного материала.

Используя музыкальный редактор, учитель музыке осуществляет деятельностный подход обучения, который способствует наиболее эффективному усвоению новых знаний и развитию творческого потенциала школьников. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Редактор позволяет преподать материал в игровой форме, что соответствует особенностям данного возрастного периода. Мелодии, исполненные в «Шарманщике» могут быть исполнены даже при полном отсутствии музыкального образования. Учащимся, посещающим музыкальные школы, можно рекомендовать исполнять более сложные произведения. «Разумеется, высший приоритет и похвалу учителя должны получить оригинальные музыкальные сочинения детей (если такое случится). Можно не скрывать от детей, что композиторский дар более редок, чем, например, способности стихосложения или рисования» [26]

Учащиеся выполняют в среде редактора различные творческие задания развивающего характера. Второклассники могут ощутить себя не только слушателем и исполнителем музыки, но и композитором, сочиняя свои мелодии. Музыкальных шедевров мы не получим, но в данной ситуации важен не сам продукт, а процесс его создания. Учителю следует поощрять детей к сочинению, хвалить и не в коем случае не критиковать.

На уроках с использованием «Музыкального редактора» учителю необходимо найти разумный компромисс соотношения различных видов деятельности (слушание и анализ музыкального произведения, вокално-хоровая работа, музыкально-ритмическая деятельность и другие). Прежде чем начинать выполнять творческие задания с помощью редактора, необходимо изучить данный программный продукт, приобрести навык работы в нем Работа в редакторе используется не на каждом занятии, а только если задание соответствует теме и цели конкретного урока.

Не следует забывать о санитарно-гигиенических нормах при работе с компьютером. По требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" учащиеся 2 класса должны находиться за компьютером не более 15 минут.

Многие школы рекомендуют учителям в рабочие программы и тематические планы включать раздел планирующий использование средств ИКТ. (Приложение 1)

Прежде чем начать работу с музыкальным редактором «Шарманщик» необходимо познакомить учащихся с программой.

Возможности редактора:

  • Создание звуковых фрагментов

  • Редактирование уже имеющихся звуковых (музыкальных) произведений

  • Сохранение звукового файла

  • Воспроизведение звукового фрагмента.

Элементы экрана:

  • Текущая нота

  • Исполнитель

  • Нотный стан

  • Сцена

  • Информационная строка (позиция курсора, клавиша помощи, выход из программы, фирма изготовитель)

Работать с Шарманщиком можно с помощью клавиатуры и мыши. Учащимся данного возраста трудно запомнить действия работы в программе и соответствующие им клавиши на клавиатур. Целесообразно на каждом уроке с применением редактора выдавать детям памятки на бумажном носителе, которые будут помогать в решении таких затруднений. (Приложения 6)

Знакомство второклассников с элементами музыкальной речи начинается с темы первой четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. На первом уроке «Элементы музыкальной речи. Мелодия» редактор используется на этапе объяснения нового материала. С помощью «Шарманщика» дети знакомятся с основными понятиями (скрипичный ключ, нотный стан, такт, пауза, нота). Им легче объяснить правила записи нот и правил. Дети в редакторе «Шарманщик» набирают гамму «до мажор», мелодию предложенную учителем и слушают, как они звучат. (Приложение 2)

Изучая тему «Элементы музыкальной речи. Длительность нот и пауз» учащиеся знакомятся с понятием «длительность». Они могут услышать, как долго длятся во времени ноты или паузы той или иной длительности, понять, как от длительности нот и пауз зависит их графическое изображение и количество в такте.

Изучая тему «Элементы музыкальной речи. Регистр. Тембр» второклассники знакомятся с понятием «высота звука». С помощью «Шарманщика» дети находят отличия в окраске и характере звуков разной высоты. Знакомятся с понятием «регистр» и могут подобрать регистр для различных воображаемых героев, в зависимости от их характера, размера так далее.

Знакомясь с темой «Элементы музыкальной речи. Ритм» редактор «Шарманщик» помогает объяснить музыкальные понятия «ритм» и «размер» и в форме творческого задания закрепить их.

В тему «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» можно увидеть зависимость между музыкальным жанром и размером, что при изменении размера и ритма одна и та же мелодия способна перевоплощаться из одного жанра в другой.

В конце четверти на обобщающем уроке целесообразно предложить учащимся выполнить творческое задание «Вперед композиторы!» в музыкальном редакторе «Шарманщик».

Раскрывая тему второй четверти «Интонация» на некоторых уроках так же используется программа «Шарманщик». Выполняя различные творческие задания в редакторе, второклассники, наиболее успешно усваивают понятия «логическое ударение», «зерно интонации», «выразительная интонация», «изобразительная интонация»

В третьей четверти учащиеся знакомятся с законами развития музыки. Что бы понять, что значит, композиторское развитие музыки дети сочиняют продолжение одной и той же мелодии и видят, что у каждого получается своя музыка, не смотря на одинаковое начало. Очень трудные для понимания учеников начальной школы темы «Прием обращения в музыке» и «Полифоническое развитие музыки». «Шарманщик» дает возможность показать модель музыкальных произведений, сочиненных в данных формах. (Приложение 3)

На последнем уроке третей четверти учащиеся заканчивают знакомство с элементами музыкальной речи. К этому времени у них есть навык работы с редактором. Обобщая тему, можно последний урок провести в форме игры, например «Можешь — спой!» (Приложение 4)

В конце учебного года проходит традиционный урок-концерт. В течение года школьники исполняли много мелодий в редакторе «Шарманщик», а возможно и сочиняли сами. Наряду, с номерами концерта, исполняемыми в традиционной форме, было бы, уместно включит и эти мелодии.

Кроме того ученики выполняют различные творческие задания, которые соответствуют темам некоторых уроков.

Таким образом, использование ИКТ имеет огромное значение для уроков музыки. Это средство наполняет учебный материал курса новым содержанием, повышает интерес учащихся к предмету, служит новым эффективным инструментом для развития их творческого потенциала. Такая музыкальная среда, как музыкальный редактор «Шарманщик» помогает доступно и понятно объяснить учащимся второго класса основные элементы музыкального языка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой публичный доклад за 2010-2011 учебный год мбоу гимназии №2 Муниципальное образование «Город Екатеринбург» Свердловская область

    Доклад
    Гимназия №2, становление которой произошло на базе средней школы №2 с углубленным изучением английского языка Верх-Исетского района города Екатеринбурга, открытой в 1936 году, затем Языкового лицея №2 (1994-2001), является преемником
  2. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  3. Курсы повышения квалификации 28 Отдел информационно-библиотечной деятельности 79

    Документ
    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)«Хабаровский краевой институт развития образования» 2
  4. Организационно-правовую деятельность образовательного учреждения обеспечивают свидетельства

    Документ
    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 239 (ГБОУ СОШ № 239) существует как общеобразовательное учебное заведение с 19 июня 1964 г.

Другие похожие документы..