Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.Область применения: Люк предназначен для установки на смотровых колодцах подземных инженерных городских коммуникаций: тепловых, газовых, кабельных ...полностью>>
'Урок'
Тренінг – форма групової роботи, яка забезпечує активну участь і творчу взаємодію учасників між собою і з учителем. Хоча тренінг є формою організації...полностью>>
'Публичный отчет'
1 На второй сессии Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС), состоявшейся 7-11 июля 2008 г., государства-члены просили Секретариат...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 0107...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская федерация

Министерство культуры России

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры,

искусств и социальных технологий

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций

_______________ Акулич Е. М.

«___»___________ 2011 г.

История культуры

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

031401.65 «Культурология»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Автор работы ____________ Литкевич Ю.В.

«____» _____________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры культурологии

«_____» _____________2011 г., протокол №_____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Зав. кафедрой ______________ Васильева Е.Н.

«____» _____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _______________ Мазенкова А.А.

«____» ______________ 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки _____________ Соколова Н.П.

«____» ______________ 2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

История культуры

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

031401.65 «Культурология»

Рассмотрено на заседании кафедры культурологии

31 мая 2011г. Протокол № 10

Тюмень, 2011

Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс по дисциплине соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 031401 «Культурология». Программа курса предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной и аудиторной творческой работы студентов предполагается выполнение рефератов. Формы контроля самостоятельной и творческой работы студентов – устный опрос, тестирование, коллоквиум, групповая дискуссия, заниятие-конференция.

Основная цель изучения курса «История культуры» заключается в формировании у студентов необходимых представлений о культуре как форме бытия человечества во всем ее многообразии, о роли истории культуры в цивилизационном развитии человечества. Для достижения поставленной цели в курсе дисциплины решаются следующие задачи:

  • осуществить анализ присущих современному человеку форм хозяйственной, политической активности и художественной деятельности;

  • заложить фундаментальные знания основных периодов истории культуры;

  • научить студентов основам критического исторического метода и правилам исторического исследования;

  • показать и обобщить опыт интерпретации разнообразных исторических феноменов, и, прежде всего - явлений культурной и интеллектуальной истории;

  • выявить необходимость контекстуализации любых анализируемых социальных, политических и культурных феноменов, их связь с конкретными условиями времени и места;

  • сформулировать современные подходы к анализу культуры;

  • обосновать мировоззренческую значимость данного курса для специалиста-культуролога;

  • способствовать формированию личностной, гражданской и нравственной позиции студентов, воспитанию преданности гуманистическим идеалам;

  • сформировать понимание закономерностей и детерминизма историко-культурных процессов.

В результате изучения дисциплины студент сможет знать и понимать теоретико-методологические основы историко-культурологического анализа, ориентироваться в историческом многообразии цивилизационных процессов человечества, практически использовать знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.

К программе прилагаются библиографический список, тематика семинарских занятий, тематический план курса, тематические планы контрольных и курсовых работ, вопросы к экзаменам.

Учебный курс «История культуры» читается студентам специальности «Культурология» Института сервиса и социально-культурных коммуникаций Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий в 3-8 семестрах включительно. Это один из важнейших курсов общего профессионального блока дисциплин, посвященных истории культуры человечества. Курс охватывает как историю культуры древних цивилизаций Востока, так и современный этап (XIX-XXвв.) развития западноевропейской и американской цивилизаций, историю русской культуры и государственности.

В ходе изучения данного курса предполагается использование технических средств обучения (мультимедийное оборудование). Программным материалом являются работы выдающихся культурологов, историков культуры, искусствоведов, которые имеются в библиотеке ТГАКиСТ, Информационном центре ТюмГУ, Областной научной библиотеке г. Тюмени. Данная программа курса опирается и учитывает современные исследовательские и учебно-методические наработки культурологических школ Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тюмени.

Объем дисциплины (ОДО)

Всего аудиторных занятий

288 часов

Из них: лекции

186 часов

семинарские занятия

102 часа

Самостоятельная работа студентов

312 часов

Итого (трудоёмкость дисциплины)

600 часов

Изучение дисциплины: 3-8 семестры включительно; экзамены по курсу каждого семестра.

Объем дисциплины (ОЗО)

Всего аудиторных занятий

66 часов

Из них: лекции

38 часов

семинарские занятия

28 часов

Самостоятельная работа студентов

534 часа

Итого (трудоёмкость дисциплины)

600 часов

Изучение дисциплины: 3-8 семестры включительно; экзамен по курсу каждого семестра. Курсовая работа в 4 семестре.

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования

в области культуры и искусств

ОПД.Ф.02. История культуры

Предмет, категории и понятия истории культуры; место истории культуры в социально-гуманитарном знании. Типы и виды культурно-исторических источников. Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных источников по истории культуры. Роль вспомогательных исторических дисциплин (хронологии, метрологии, палеографии, геральдики, генеалогии, биографики) в изучении истории культуры.

Проблемы генезиса культуры; проблемы хронологии и периодизации истории культуры. Историческая типология культур; характеристика культурно-исторических эпох (согласно основным концепциям); Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры. Язычество как феномен истории культуры; культурные ареалы буддизма, христианства, ислама. Традиционные культуры Востока. Культуры Древней Греции и Рима; культуры средневековой Европы; культура европейского Возрождения; нововременная культура. Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в истории русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций; взаимовлияние культур в ХVIII - ХIХ веках. Проблемы культуры ХХ века; особенности культурного семиозиса и культурных коммуникаций в связи со сменой научных парадигм; модернизм и постмодернизм. Сущность и особенности межкультурного общения в ХХ веке. Принципы и методы изучения личности в истории культуры.

История культуры отдельных стран и регионов.

Тематический план курса (ОДО)

Наименование тем курса

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

СРС

  1. Т

Предмет, категории и понятия истории культуры

8

2

4

Место истории культуры в социально-гуманитарном знании

8

2

4

Типы и виды культурно-исторических источников.

10

2

2

4

Методы изучения вещественных, устных, письменных, визуальных источников по истории культуры

8

2

2

Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории культуры.

8

2

2

Проблемы генезиса культуры.

8

2

2

Проблемы хронологии и периодизации истории культуры.

8

2

2

Историческая типология культур.

8

2

2

Характеристика культурно-исторических эпох в основных концепциях.

8

2

2

Восток и Запад как идеальные типы мировой культуры.

8

2

2

Язычество как феномен истории культуры.

8

2

2

Культурные ареалы буддизма.

12

2

2

4

Культурные ареалы христианства.

12

2

2

4

Культурные ареалы ислама.

10

2

2

4

ИТОГО за 3 семестр:

76

18

18

40

Традиционные культуры Востока.

Культура древней Месопотамии.

14

4

2

8

Культура древнего Египта.

14

4

2

8

Культура древней Индии.

14

4

2

8

Культура древнего Китая.

12

4

2

6

Культура древней Японии.

14

6

2

6

Культура Древней Греции.

18

6

4

8

Культура древнего Рима.

17

6

3

8

ИТОГО за 4 семестр:

103

34

17

52

Культуры средневековой Европы.

Этнография европейского Средневековья: культуры гуннов, готов, франков.

4

2

2

Социально-экономическое состояние культуры в эпоху европейского Средневековья.

4

2

2

Художественная культура европейского Средневековья.

8

4

4

Категории средневековой культуры.

4

2

2

Культура европейского Возрождения.

Мировоззренческие ориентиры и принципы европейского Возрождения.

4

2

2

Основные этапы итальянского Возрождения.

6

2

4

Культура эпохи Реформации.

4

2

2

Нововременная культура.

Специфика и периодизация европейской культуры Нового времени.

4

2

2

Социально-экономическое состояние европейских стран в XVII веке.

8

2

2

4

Научные открытия в XVII веке.

4

2

2

Искусство в XVII веке: барокко, классицизм.

8

2

2

4

Специфика культуры европейского Просвещения.

4

2

2

Социально-экономическое состояние европейских стран в XVIII веке.

4

2

2

Прогресс естественных наук и социальные учения в эпоху Просвещения.

8

2

2

4

Искусство в XVIII веке.

4

2

2

Исторические и логические границы европейской культуры XIX века.

4

2

2

Культура европейского классического капитализма.

8

2

2

4

Наука и техника в XIX веке.

4

2

2

Мораль и религия в XIX веке.

4

2

2

Искусство в XIX веке.

8

2

4

4

ИТОГО за 5 семестр:

108

36

18

54

История культуры отдельных стран и регионов.

Культура Англии в в XIX веке.

4

4

2

Культура Франции в XIX веке.

10

2

2

6

Культура Германии в XIX веке.

6

4

2

Основные этапы развития культуры США.

12

4

2

6

Исторический путь латиноамериканской культуры.

4

2

2

Своеобразие латиноамериканского искусства.

10

2

2

6

Цивилизационное развитие стран Африки в Новое время.

10

2

2

6

Современное состояние японской культуры.

6

2

2

2

Модернизм и постмодернизм.

Культурно-цивилизационные процессы ХХ века.

4

2

2

Восток: традиции и модернизация ХХ века.

10

2

2

6

Постиндустриальная цивилизация.

13

2

3

8

Проблемы художественной культуры в ХХ веке.

4

2

2

Социокультурные проблемы современного мира.

4

2

2

ИТОГО за 6 семестр:

103

34

17

52

Основные периоды истории культуры России.

Специфика историографии культуры России.

4

2

2

Историко-культурные и геополитические характеристики русской культуры

8

2

2

4

Древнейшие корни русской культуры. Художественное творчество и традиции.

4

2

2

Роль Византии, Азии, Европы в истории русской культуры.

10

2

2

6

Культура Киевской Руси (IX-XIII вв.)

4

2

2

Художественная культура домонгольской Руси.

8

2

2

4

Становление культуры Московской Руси.

4

2

2

Художественная культура Московской Руси.

10

2

2

6

Петровская эпоха в истории русской культуры.

4

2

2

Общественно-политическая мысль и публицистика Петербургской России.

8

2

2

4

Художественная культура Петербургской России.

4

2

2

Специфика русского Просвещения.

8

2

2

4

Социально-экономическое состояние русской культуры в XIX веке.

4

2

4

Общественно-политическая мысль и публицистика России XIX века.

8

2

2

4

Специфика «Золотого века» русской культуры.

4

2

2

Культура «Серебряного века».

10

2

2

6

Русская философия в истории отечественной культуры.

4

2

2

Интеллигенция в истории русской культуры.

8

2

2

4

ИТОГО за 7 семестр:

114

36

18

60

Особенности культуры советской России.

4

2

2

Отечественное искусство 20-30-х гг. ХХ века.

10

2

2

6

Отечественная культура в годы Великой отечественной войны.

4

2

2

Культура тоталитарного общества (50-80-е гг. ХХ века)

10

2

2

6

Художественная культура, искусство советского периода (50-80-е гг. ХХ века).

4

2

2

Специфика культуры постсоветской России.

10

2

2

6

Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира.

4

2

2

Типы культурно-исторических ориентаций стран и регионов мира.

10

2

2

6

Проблема взаимовлияния культур в ХVIII - ХIХ веках.

4

2

2

Проблемы культуры ХХ века.

10

2

2

6

Особенности культурного семиозиса и культурных коммуникаций в контексте смен научных парадигм.

4

2

2

Модернизм и постмодернизм в контексте современности.

8

2

2

4

Сущность и особенности межкультурного общения в ХХ веке.

4

2

2

Принципы и методы изучения личности в истории культуры.

10

2

2

6

ИТОГО за 8 семестр:

96

28

14

54

ВСЕГО:

600

186

102

312



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Введение в мировую художественную культуру» – ознакомление студентов с основными закономерностями функционирования художественной культуры в общей системе человеческой культуры.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология», специализация 020604 «Культура региона»

    Учебно-методический комплекс
    Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный сборник учебно-методических материалов соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 020600 «Культурология». Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины соотносятся с общими целями и задачами комплексного психологического образования специалиста в сфере культуры и направлены на последовательное изучение социальной психологии как общественного явления и науки.
  5. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 031401 «Культурология» (1)

    Программа курса
    Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени,

Другие похожие документы..