Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Кооперированное здание начальной школы на 56 учащихся с детским садом на 40 мест и помещениями досугового назначения в жилом микрорайоне «Липовая Роща...полностью>>
'Закон'
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государстве...полностью>>
'Публичный отчет'
Ги де Мопассан (1850 -1893) занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX...полностью>>
'Урок'
6. Работа над текстом (беседа по вопросам (можно в виде теста), цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение,выводы...полностью>>

Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

-----------------

Санкт-Петербургский

государственный политехнический университет

PR-ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

4-5 ноября 2003 года, Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Издательство СПбГПУ

2003

УДК 659.3/4

ББК 65.9

65.050

PR-технологии в информационном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 4-5 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 214 с.

Издание представляет собой публикацию материалов Всероссийской научно-практической конференции «PR-технологии в информационном обществе», организованной кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, в рамках V1 Всероссийской объединенной конференции "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество" (IST/IMS-2003).

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2003

РАЗДЕЛ 1. Коммуникации в информационном обществе

Е.В. Арляпова

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Томск, Томский политехнический университет

Одним из понятий, которым наука характеризует современное состояние общества, эпоху в целом, наряду с существующими «постиндустриальное», «активное», «постсовременное» общество, стало определение «информационное общество». Причина такого многообразия определений заключается в сложности самого феномена информационного общества, использовании различных подходов к его исследованию и оценке. Термин «информационное общество» указывает на специфику современного этапа развития общества, а именно подчеркивает роль и значение информации, которая сегодня превращается в предмет массового потребления, используется как фактор власти и управления, влияет на изменения в социально-политической сфере, становится причиной автоматизации и других техногенных процессов.

Трансформация общества сопровождается гетерогенными процессами. С одной стороны очевидны достижения – ослабление роли географических пространств и ограничений, налагаемых ими; трансформация систем связи в единую мировую систему коммуникаций; возникновение диалога культур; расширение возможностей для развития креативного потенциала человека и т.д. С другой стороны усовершенствование коммуникации, появление новых форм занятости несут с собой угрозу так называемых «черных дыр», к которым относят вопросы неравенства между людьми имеющими доступ к информации и не имеющими, проблемы национализма, этатизма, доминирование религиозных и единовластных структур власти, отчуждение человека. Под влиянием новых информационно-коммуникативных технологий перестраивается вся система отношений человека с материальным миром, на первый план выходят витальные потребности, оттесняя на периферию вопросы духовности.

Подтверждением возникших противоречий в обществе может служить формирование интраперсональной коммуникации (между индивидом и электронными средствами передачи информации), которая направлена на то, чтобы сделать эффективным внутриличностное общение. Для интраперсональной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получать различную информацию через специальные адаптеры. Видеотекст при помощи кабельной техники дает возможность получить информацию, заложенную в компьютере, и даже осуществить обратную связь с другими получателями информации. Компьютерные видеоигры и программы; видеодиски, использующие лазерную технику, предназначенные для индивидуального пользования, видоизменяют природу коммуникации. Как отмечает В.П. Конецкая, сегодня расширяются функции современных средств связи в следующих направлениях «1) децентрализация – выбор программы зависит в большей степени от индивида; 2) увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); 3) возможность интерактивности – взаимодействия через обратную связь для обмена информацией».

Особенности переработки информации в интраперсональной коммуникации связываются не только с новой сферой массового общения, но и с особым типом мышления, который в силу его происхождения назван Net–мышлением, для которого характерны следующие особенности:

  • параллельная обработка информации, обуславливающая адекватность и скорость реагирования;

  • стремление к самодетерминации, отторжение внешнего контроля;

  • публичная субъективность;

  • использование случайных процессов в качестве основы для построения выводов;

  • игнорирование принципа каузальности.

В современных масс-медиа приметы Net–мышления таковы: полиэкранные каналы, бегущая строка новостных программ телевидения, интерактивные аналитические программы, совмещение различных средств массовой коммуникации при создании одной передачи и т.д.

Таким образом, специфика коммуникации в информационном обществе порождает противоречия. С одной стороны, свободный доступ к колоссальным объемам информации расширяет возможности для креативного поиска и развития индивидуальности, глобальные сети способствуют росту межличностных контактов. С другой стороны, постепенно разрушаются традиционные связи, доля непосредственных взаимоотношений индивида с другими людьми уменьшается, а увеличиваются контакты анонимного, формального общения посредством интраперсональной коммуникации, в процессе которой человек лишается расы, пола, голоса, возраста, то есть множества своих социальных характеристик. В результате утрачиваются сами навыки полноценного общения, которые требуют от человека душевных усилий, работы над собой, толерантности и гуманизма.

Соответственно, ключевой проблемой периода становления информационного общества является поиск нового уровня единства индивидуального и социального в процессе коммуникации. Переход общества из одного состояния в другое – процесс всегда болезненный, кризисный – существовавшие раньше готовые схемы поведения и нормы не оправдывают себя, и поэтому человек еще в поисках нового смысла и новых идеалов.

О.Л.Гнатюк

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ "AIDA": НОВАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА?

Санкт-Петербург, СПбГПУ

Специалистам в области коммуникологии и коммуникативистики с середины XX в. известны такие структурные модели коммуникативного процесса, как : "линейные" Г.Лассуэлла, успешно применяемые для описания массово-информационных процессов; информационно-математическая К.Шеннона-У.Уивера; кибернетическая Н.Винера; циркулярная У.Шрамма и Ч.Осгуда; модель "ИСКП" (SMCR) Д. Берло; "лингвистическая" Р.Якобсона; модели дву - и n - ступенчатых потоков информации; "имиджевые" модели, а также целый ряд психологических моделей, например, - "интеракционистская" балансная модель Т.Ньюкомба, "демонстрационная" модель эффективной коммуникации Ш.фон Туна, "двухканальная" модель речевой коммуникации, "диалектическая" модель межличностной коммуникации Л.Бакстера, модели "убеждающей коммуникации" Йельской школы, основанной К.Ховландом, и др.

Реклама - это передаваемая при помощи СМК информация о потребительских свойствах товара и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Поскольку реклама является видом массовой, т.е. ретиальной коммуникации, то традиционные модели описания и изучения процесса рекламной деятельности включали такие структурные элементы, как: рекламодатель (информация о клиенте и его продукте); рекламное агентство, коммуникативные средства рекламы (текст, его актуализация как дискурса, т.е. "тематическое поле", тональность, способы передачи информации, выражаемые в информационных знаках, а также обратная связь в виде реакции потребителя); СМК (выбор каналов информации); аудитория (знание целевой аудитории, т.е. изучение социологических и психологических характеристик потенциального потребителя).

В последние два десятилетия в зарубежной рекламистике, которая успешно использует имеющиеся психологические модели коммуникативного процесса и данные экспериментальных исследований убеждающей коммуникации, активизировался процесс изучения психологических механизмов рекламы-убеждения, т.е. эмоциональных (в том числе - аффективных), когнитивных, конативных (поведенческих) составляющих рекламного воздействия на потребителей разного социального статуса, возраста, пола, интеллекта, потребностей, интересов, восприятия, внимания, памяти. Сегодня широко применяется модель "AIDA", фиксирующая определенные психические состояния и процессы воздействия всех компонентов рекламы на потребителя.

А (attention) - показатели внимания, т.к. начальный этап воздействия на потребителя хорошей рекламы предполагает привлечение его внимания (мгновенного непроизвольного или целенаправленного произвольного); для большего эффекта А используются разные коммуникативные средства, в том числе - "ай-стопоры" ("задержки взгляда"); появление произвольного внимания характеризует уже не свойства рекламируемого продукта, а показатели психических процессов потребителей. I (interest) - интерес, возникающий на основе произвольного внимания, который необходимо поддерживать и усиливать, в целях чего изучаются интересы различных групп потребителей. D (desire) - желание, в которое может перерасти интерес. Желание - мыслимая, идеальная покупка продукта. Для активизации D изучаются мотивы - двигатели поведенческих акций, в основе которых лежат потребности. В целях изучения мотиваций, потребностей и их иерархии в модели "AIDA" используются различные теории потребностей и мотивов - от З.Фрейда, Л.Уорда, А Мак-Дугалла, А.Маслоу, Ф.Герцберга - до Мак-Клелланда. Последний этап "рекламной цепочки" "AIDA" A (action) - действие - есть конечная коммерческая цель рекламы, по которой оценивается ее эффективность, - т.е. покупка товара. Для "ускорения" пути между желанием и действием сегодня в эту модель включают механизмы фасцинации (очарования, обмана), которые являются пружиной эффективности не только рекламы, но и межличностной, групповой, политической коммуникаций, моды и т.д. и по существу представляют собой способы "мягкой" манипулятивной стратегии внушения.

Отметим, что несправедливо забытый русский исследователь рекламы В.В.Уперов задолго до психологической модели воздействия рекламы "AIDA", еще в 1932 г. выпустил книгу "Реклама - ее сущность, значение, историческое развитие, психологические основы", в которой определял "сущность рекламы как планомерном воздействии на психику человека с целью вызвать у него непреодолимое желание приобрести или сохранить известные блага" и по существу описал практически все "составляющие" аббревиатуры модели "AIDA".

Е.В. Есина

КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Санкт- Петербург, СПбГПУ

Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Важно отметить, что существует как объективные, так и субъективные причины не складывания системы социальной информации. Основными объективными причинами являются трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

И.Ф. Есипова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Москва, PR- агентство “ Персона - PRo”

Восприятие атомной отрасли в России сегодня весьма неоднозначно. И дело даже не в том, что «атом» ассоциируется, прежде всего, с Чернобылем и «Курском», а в том, что основная масса населения просто не представляет себе ни направлений развития атомной энергетики, ни проблем, решаемых ею.

Проблемы экологической безопасности напрямую связаны с формированием и распространением информации. Причем, информации двух уровней – предназначенной для специалистов и для населения. И если в первом случае необходимо, прежде всего, обеспечить бесперебойное функционирование информационных потоков внутри системы, при этом гарантируя безопасность объекта в целом, во втором случае решение проблемы - в формировании и распространении, а иногда и доступности необходимой информации для целевых групп – населения, деловых кругов, общественных организаций и т.д.

Недостаток информации порождает необоснованные страхи населения перед развитием атомной энергетики, «радиофобию», нагнетает социальную напряженность.

В настоящий момент эксперты PR-агентства «Персона PRo» принимают участие в международном проекте, направленном на разработку Программы связей с общественностью по проблемам губы Андреева в Северо-Западном регионе России, (губа Андреева – территория вблизи Мурманска, на которой происходит хранение и утилизация радиоактивных отходов).

Цель проекта - на основе исследований общественного мнения, разработать PR-программу, реализация которой позволит постоянно информировать население региона, общественные организации о состоянии дел по обеспечению экологической безопасности, поможет сформировать позитивный имидж Минатома России в регионе.

По результатам социологических исследований в Северо-Западном регионе (Мурманская область) отношение к ядерной энергетике в целом нельзя назвать отрицательным. Несмотря на то, что к возможному строительству поблизости от них нового ядерного объекта негативно относятся 85-90% респондентов.

Кроме оценки общественного мнения, в рамках проекта был проведен мониторинг СМИ и оценены эффективные коммуникативные каналы.

Все это послужило основой для разработки PR-программы, которая поможет формировать адекватное отношение общества к процессам по обеспечению экологической безопасности в регионе.

Планирование процесса PR - это планирование результата или обратной связи, а не планирование процесса коммуникации.

Главными этапами в этом процессе выступают: сбор информации на основе проведенных социологических исследований по оценке восприятия целевых аудиторий, создание информации, вычленение эффективных информационных каналов, передача информации, отслеживание резонанса, работа с резонансом (изменение информации, смещение акцентов, увеличение информационного объема и т.д.). В настоящий момент Коммуникативная Программа практически разработана. Одним из ее основных пунктов является создание в Мурманске Информационного Центра, задачей которого станет формирование и распространение информации о состоянии экологической безопасности региона. Результат – формирование доверия населения Мурманска к структурам Минатома и Администрации региона и их действиям, направленным на реабилитацию территории Губы Андреева.

Э.П. Комарова

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Воронеж, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Воронежский филиал

Коммуникационные и технологические преобразования в постиндустриальном обществе вовлекают как в непосредственное, так и в опосредованное общение большое количество людей различных профессий, возрастов и интересов. Соответственно, возрастает и значимость иностранных языков как средства коммуникации.

Коммуникативная компетенция в условиях международной интеграции и глобализации включает способность к межкультурному взаимодействию; ее развитие - генеральная цель обучения. Прагматика, включающая невербальные и паралингвистические аспекты, и «интеркультура» в глобальном масштабе - характерные черты образовательного процесса, результатом которого должен стать «выход» профессионала, уверенного в правильности своих речевых действий и обладающего развитой интеркультурной сенсибильностью, позволяющей ему адекватно реагировать в ситуациях межкультурного общения. Дидактика взаимодействия в контексте полилингвизма реализуется посредством интеркультурных антропных технологий, требующих активной реакции всей чувственной сферы каждого субъекта образовательного пространства.

Процесс общения является многомерным и многоуровневым, о чем свидетельствуют разнообразные формы и разновидности коммуникаций: общение прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, деловое и личное, межперсональное и межгрупповое и др. По своему назначению общение многофункционально. Выделяются основные функции общения, включая познание участниками общения друг друга; формирование между ними межличностных отношений и функцию регуляции поступков и поведения.

В рамках социокультурного подхода к обучению иностранному языку под межкультурным общением понимается функционально обусловленное коммуникативное взаимодействие людей, которые выступают носителями разных культурных сообществ в силу осознания ими или другими людьми их принадлежности к разным сообществам. Речевые партнеры могут отличаться друг от друга различным мировидением, образом и стилем жизни, моделями речевого и неречевого общения. Обучающихся объединяет в этом случае их пресупозиция и их ситуативная позиция. Это - их менталитет. Без учета этого не будет взаимопонимания, не будет и принятия чужого менталитета.

О. Мартынова, О. Козлова

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Санкт-Петербург, СПбГПУ

Общественное мнение не всегда сообразуется с законами логики, зачастую оно аморфно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемому консенсусу в отношении определенной проблемы. Опыт свидетельствует, что общественность имеет удивительную способность игнорировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предоставление общественности непрерывно растущего объема информации также не обязательно оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.

Специалисты по PR обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

Одним из наиболее существенных методов формирования общественного мнения является принцип убеждения. Убедить других – это цель преимущественного большинства программ PR. В основе своей убеждение сводится к тому, чтобы с помощью совета, логического доказательства или даже «выкручивания рук» заставить другое лицо что-либо сделать.

Говорят, что гораздо легче изучить состояние общественного мнения, чем повлиять на него. Однако разумно составленные и умело реализованные программы PR способны кристаллизовать установки, усилить верования и определенным образом изменить общественное мнение. При этом нужно соблюдать следующее:

  1. Прежде чем пробовать изменить общественное мнение, его следует идентифицировать и понять;

  2. Необходимо четко определить целевые группы общественности;

  3. Специалисты сферы PR в центре внимания должны держать «законы» формирования общественного мнения, какими бы аморфными эти законы не были.

Сформулированы законы формирования общественного мнения: на общественное мнение оказывают влияние прежде всего события; типичной обратной реакцией общественного мнения является требования действовать; чтобы увлечь людей, всегда нужно принимать в расчет их собственные интересы; требования, предъявляемые к руководству, не всегда объективны и критичны; всегда трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-петербургский государственный политехнический университет (2)

    Документ
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) бакалавриата по профилю «Безопасность технологических процессов и производств» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  2. Министерство образования и науки РФ академия гуманитарных наук санкт-петербургский государственный политехнический университет

    Документ
    Гуманитарный факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета совместно с Академией гуманитарных наук проводят 3-6 мая 2006 года 4-ю Всероссийскую научно-теоретическую конференцию «РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ».
  3. Международный форум-конкурс молодых ученых «Проблемы недропользования» проводится в Санкт-Петербургском государственном горном университете первом высшем техническом

    Конкурс
    Международный форум-конкурс молодых ученых «Проблемы недропользования» проводится в рамках реализации программы развития «Национальный исследовательский университет» и является научным мероприятием, направленным: на развитие системы
  4. Методические указания Санкт-Петербург Издательство спбгпу 2003

    Методические указания
    Методические указания предназначены для студентов специальностей 061500 – «Маркетинг», 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» факультета экономики и менеджмента.
  5. V II -я научно-техническая конференция «Компьютерное моделирование 2006» посвященная 30-летию факультета технической кибернетики

    Документ
    Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (Политехнический институт императора Петра Великого - www.ftk.spbstu.ru ) , журнал «Компьютерные инструменты в образовании» (www.

Другие похожие документы..