Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по монтажу одноэтажных промышленных зданий с металли...полностью>>
'Программа'
Завтрак. Прибытие в Берлин .Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по городу. (Александрплац, Унтер-ден-Линден, Браденбургские ворота, Рейстаг, улица...полностью>>
'Документ'
В целях осуществления единой технической политики в вопросах проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий главных управ...полностью>>
'Документ'
Идея метода состоит в том, что по двум точкам  и построить прямую  (то есть хорду, соединяющую две точки графика ) и взять в качестве следующ...полностью>>

Программа занятий по предмету «Моральные ценности христианства в Нагорной проповеди Иисуса Христа»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Педагогическая мастерская «Возвращение к истокам» Вялов Александр Август, 2009

«Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши добрые дела

и прославляли Отца вашего Небесного»

(Евангелие от Матфея 5:16)

Моральные ценности христианства в Нагорной проповеди Иисуса Христа

Преподаватель: Вялов Александр

Программа занятий по предмету

«Моральные ценности христианства в Нагорной проповеди Иисуса Христа»

День 1

  1. Презентация целей и содержания курса. Место курса в общей программе и его связь с другими частями программы

  2. Обсуждение домашнего задания (по книге Притчей Соломона)

  3. Чтение и общий обзор Нагорной проповеди

  4. Заповеди блаженства: признаки ученика

  5. Соль и свет: поступки ученика

  6. Божий Закон: основание ученика

День 2

  1. Сущность, действие и последствия греха

  2. Самообман фальшивой религии: праведность Божья и фарисейская

  3. Самообман фальшивой религии: опасность религиозного лицемерия

  4. Просмотр фильма «Трансформатор времени»

День 3

  1. Победа над беспокойствами

  2. Золотое правило взаимоотношений

  3. Сущность и судьба лжеучителей

  4. Контрольная работа

При подготовке материала были использованы:

  1. Мартин Ллойд-Джонс «Нагорная проповедь» (в 2-х томах)

  2. Джон Мак-Артур «Толкование Евангелия от Матфея»

  3. Лекции библейского института «Слово Благодати» ()

Описание курса

Данный курс охватывает дает представление о богословском основании для этики взаимоотношений, необходимой для самовоспитания и воспитания, затрагивая различные значимые сферы социальной и личной жизни – верность семье, отношение к врагам, религиозные традиции, преодоление беспокойства, конструктивность в критике, выбор мировоззрения. Изучение Нагорной проповеди не только позволяет увидеть и прочувствовать моральную глубину христианского учения и образа жизни, но и вооружится практическим материалом для воспитания детей, с целью влиять на их сердце, формировать их характер, направляя их к исполнению Божьего предназначения

Домашнее задание

Является обязательной частью курса и состоит из практических письменных заданий:

  1. Эссе «ключевые идеи фильма, их важность для меня»

  2. Чтение книги Клайва Льюиса «Письма Баламута» и написание сочинения по ней (главная мысль каждой главы + личные комментарии)

  3. Прочесть Евангелие от Луки

  4. Выучить наизусть 3 текста из Нагорной проповеди

Цели курса

  1. Описать богословские основания этики взаимоотношений

  2. Помочь увидеть, что Библия– это достаточный путеводитель по воспитанию

  3. Дать знания, необходимые для того, чтобы выстоять против небиблейских и эклектических моделей воспитания, которые наполняют общество сегодня.

  4. Обсудить необходимые элементы здравого, этичного воспитания.

  5. Предоставить практическое применение библейских принципов борьбы с грехом и помощи тем, кто впал в грех.

  6. Помочь понять греховные склонности собственного сердца, чтобы быть в состоянии приготовить себя к служению другим.

  7. Показать, как обходиться с людьми, помогая и заботясь о них.

  8. Перейти от изучения библейского текста к «настоящей жизни» и применения в жизни людей (практическое богословие).

  9. Направить слушателей к исполнению роли пастырей и наставников

  10. Показать какими качествами должен обладать человек, чтобы заниматься воспитанием и наставлением других

  11. Дать слушателям пособие (этот конспект), которое он сможет использовать для подготовки воспитательных мероприятий, помощи в воспитании и наставлении учеников и родителей

Нагорная проповедь (Евангелие от Матфея, главы 5-7)

План Нагорной Проповеди

  1. Причины Богоискания (4:23 - 5:2)

  2. Заповеди блаженства: признаки ученика – (5:3-12)

  3. Соль и свет: поступки ученика (5:13-16)

  4. Божий Закон: основание ученика (5:17-19)

  5. Самообман фальшивой религии (5:20 – 6:18)

5.1. Праведность Божья и фарисейская (5:20-48)

  1. Миротворчество вместо вражды (5:21-26)

  2. Чистота вместо похоти (5:27-30)

  3. Верность вместо измены (5:31-32)

  4. Правдивость вместо лжи (5:33-37)

  5. Милость вместо мести (5:38-42)

  6. Благотворительность вместо ненависти (5:43-48)

5.2. Опасность религиозного лицемерия (Мф. 6:1-18)

  1. Показное и истинное милосердие (6:1-7)

  2. Показная и истинная молитва (6:8-15)

  3. Показное и истинное самоотречение (6:16-18)

  1. Победа над беспокойствами (6:19-34)

  2. Золотое правило взаимоотношений (7:1-12)

    1. Дружба с достойными (7:1-5)

    2. Дружба с недостойными (7:6)

    3. Ресурсы дружбы (7:7-12)

  1. Сущность и судьба лжеучителей (7:13-27)

    1. Достойный путь (7:13-14)

    2. Достойные плоды (7:15-23)

    3. Достойный фундамент (7:24-27)

  1. Итог (7:28-29)

Нагорная Проповедь или «Моральный кодекс строителя коммунизма»?

    1. Общее: наличие этических понятий добра и зла, «сходные заповеди»

  1. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» (Матф.5:38)

  2. «…когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3)

  3. «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Матф.6:9)

  4. «…не заботьтесь о завтрашнем дне» (Матф.6:34)

  5. «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1)

  6. «…что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матф.7:3)

  7. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Матф.7:6)

  8. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12)

  9. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф.7:15)

    1. Отличие: «утопичность» евангельских заповедей с точки зрения прагматической морали

      Заповеди блаженства, действующие в нашем мире:

      • Блаженны «пробивные», ибо они найдут место в этом мире

      • Блаженны «крепкие орешки», ибо они не позволят жизни помыкать собой

      • Блаженны те, кто жалуется, ибо, в конце концов, они найдут выход

      • Блаженны пресыщенные, ибо они никогда не беспокоятся, согрешив

      • Блаженны надсмотрщики за рабами, ибо они получат результат

      • Блаженны знающие этот мир, ибо они всегда найдут обходной путь

      • Блаженны нарушители спокойствия, ибо люди их заметят

      Филипп Янси, «Иисус, Которого я не знал», стр. 135-136

    2. Ключевое отличие: главным мотивом исполнения заповедей является ответственность перед Богом – «Отцом Небесным». Нагорная проповедь – это проповедь о Боге, определяющем стандарты человеческих поступков:

  1. Это – Славный Бог (5:16)

  2. Это – Милостивый Бог (5:45, 6:14-15)

  3. Это – Святой Бог (5:48)

  4. Это – Справедливый Бог (6:1,4,6,18)

  5. Это – Всезнающий Бог (6:8, 32)

  6. Это – Вездесущий Бог (6:9)

  7. Это – Милосердный Бог (6:26,32)

  8. Это – Бог взаимоотношений (7:11)

  9. Это – Царствующий Бог (7:21)

  1. Причины Богоискания (4:23 - 5:2)

    1. На какую категорию людей нацелена Нагорная проповедь? Что характерно для этих людей?

    2. Что побуждает большинство людей к поискам Бога? Чем отличаются их мотивы от мотивов учеников?

    3. Какие мотивы сегодня наполняют сердца людей, ищущих Бога? Важно ли задумываться о своих мотивах Богоискания?

    4. О каких признаках настоящего ученичества говорят тексты Св. Писания? Какие из названных качеств представляются вам наиболее сложными? Почему?

  1. Матфея 9:13

  2. Матфея 11:28-29

  3. Луки 14:25-33

  4. Иоан. 8:31-32

  5. Иоан. 13:34-35

    1. В древнем мире традиции ученичества определяли образ жизни и передавались от поколения к поколению. Какие традиции ученичества можно обнаружить в знаменитой «Клятве Гиппократа»?

Клятва Гиппократа:

Обет

Я клянусь Аполлоном – врачевателем, Гигиеей, Панацеей и всеми богами и богинями, призывая их в свидетели, что буду соблюдать, в меру моих способностей и разумения, нижеследующий обет и обязательства:

Обязанности перед учителем:

Ставить моего учителя в этом искусстве наравне с моими родителями; сделать его партнером в заработке, а когда он возымеет нужду в деньгах, делиться с ним своим достатком; считать его отпрысков своими братьями; не требуя платы или долговых обязательств; и передавать заповеди, устные наставления и всю прочую ученость моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, которые подписали это обязательство и поклялись в послушании Закону врачевателей, но более никому

Обязанности перед пациентом

Я буду применять лечение, чтобы помогать больным в меру моих способностей и разумения, но никогда не применю его, чтобы нанести им вред или ущерб.

Я не дам яду никому, даже по собственной его просьбе, и никому не посоветую принять яд. Точно также я не дам женщине абортивного пессария, но в чистоте и святости я буду содержать свою жизнь и свое искусство.

Я не применю ножа к страдающим от камней, но уступлю место тем, кто искусен в извлечении оных.

В чей бы дом я не входил, я буду входить в него, чтобы помочь больным, храня себя от нанесения какого бы то ни было преднамеренного зла или вреда, особенно от блуда с женщиной или мужчиной, рабами или свободными.

Чего бы ни увидел или услышал я во время врачебной практики (или даже вне ее, в обычном общении с людьми) такого, что ни в коем случае не должно быть предано огласке, я не стану разглашать, но буду почитать эти сведения священной тайной

Кара

Если я буду хранить этот обет и не нарушу его, да будет мне честь между людьми во все времена, в моей жизни и в моем искусстве; если же я переступлю его и отрекусь от него, да постигнет меня бесчестие

  1. Заповеди блаженства: признаки ученика – (5:3-12)

  1. ложь № 1 – Бог не хочет нашего счастья и поэтому ограничивает нас Своими требованиями, законами, запретами, заповедями

  2. ложь № 2 – Бог хочет нашего счастья и поэтому Он хочет, чтобы у нас не было никаких негативных эмоций, чтобы мы были здоровыми, богатыми, чтобы исполнялись все наши желания

  3. важно не только то, что говорит этот текст, но и то, о чем он не говорит: «блаженны богатые, здоровые, умные, женатые (замужние), красивые (со стройной фигурой, 30-60-90)». Евреи в то время жили под гнетом Римской Империи. Это был тяжелый гнет, они были рабами, но Христос не говорит: «Блаженны политически свободные»

  4. Итог: Благой Бог хочет нашего счастья, но наша проблема – неправильное понимание счастья и того, где его искать

Бог - наше единственное утешение, и ничто не вызывает в нас большего ужаса, чем Он: в Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим спрятаться. Он – наш единственный возможный союзник, а мы сделали себя Его врагами. Послушать некоторых людей, так встреча лицом к лицу с абсолютным добром - одно удовольствие. Им следовало бы хорошенько задуматься; они все еще играют в религию. Надмерная доброта несет с собой либо великое облегчение, либо - величайшую опасность, в зависимости от того, как вы ей отвечаете. А мы с вами отвечаем неправильно.

Рассказывают об одном ученике, которого спросили, как он представляет себе Бога. Тот ответил, что, насколько он понимает, Бог - это "такая личность, которая постоянно следит, не живет ли кто в свое удовольствие, и когда Он замечает такое, то вмешивается, чтобы это прекратить". Боюсь, что именно в таком духе понимают многие люди слово "мораль": то, что мешает нам получать удовольствие.

Клайв Льюис «Просто христианство»

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (СМИРЕНИЕ)

    1. Почему блаженства начинаются с нищеты духа?

    2. Чем бедные отличаются от нищих? О какой нищете (материальной или духовной) идет речь?

    3. В чем суть этого блаженства и когда оно наступит?

  1. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (ПОКАЯНИЕ)

    1. Какие причины заставляют людей плакать? (2 Кор. 7:10-11, Иак. 4:7-10)

    2. Как это блаженство связано с предыдущим?

    3. В чем суть этого блаженства и когда оно наступит?

  1. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (КРОТОСТЬ)

    1. Что означает «кроткие»? Это слабость или сила?

    2. Как это блаженство связано с предыдущими двумя?

    3. В чем суть этого блаженства и когда оно наступит?

  1. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (ПРАВЕДНОСТЬ)

    1. Что значит «алчущие и жаждущие»? Что значит «правды»?

    2. Как это блаженство связано с предыдущими тремя?

    3. В чем суть этого блаженства и когда оно наступит? (Псалом 1)

Важно: Предыдущие заповеди (1-4) – внутренние движения человека (человек и Бог), а это (5-8) их результат) – внешнее, действие (человек-человек). Подобно: 2 наибольшие заповеди (Матфея 22:36-40), 10 заповедей (Исход 20): с 1 по 5 – отношение к Богу, с 6 по 10 – отношение к человеку…

  1. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (МИЛОСЕРДИЕ)

    1. Что значит «милостивые»? Не парадоксальна ли эта заповедь?

    2. Как это блаженство связано с предыдущими четырьмя?

    3. Не противоречит ли милость справедливости? (Пс. 100:1, притча о милосердном самарянине – милость не нарушает справедливость, но берет все расходы на себя, Лук. 23:34 – последние слова Иисуса с креста)

    4. Что это блаженство говорит о секрете прощения?

    5. Настоящий Божий человек – милостив (Матф. 25:41-45)

  1. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (СВЯТОСТЬ)

  1. Почему важно иметь чистое сердце? Что такое сердце в контексте Евангелия?

  2. Как это заповедь гармонирует с предыдущими? Не повторяет ли она 4-е блаженство?

  3. В чем сущность этого блаженства и когда оно наступит?

  1. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими (МИРОТВОРЧЕСТВО)

    1. Что значит «миротворцы»? С кем необходимо установить и поддерживать мир?

    2. Как эта заповедь гармонирует с предыдущими?

    3. В чем сущность этого блаженства и когда оно наступит?

  1. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас (СТРАДАНИЯ)

  1. Могут ли страдания быть блаженством?

  2. О какого рода страданиях идет речь?

  3. Как эта заповедь гармонирует с предыдущими?

  4. В чем сущность этого блаженства и когда оно наступит?

  1. Соль и свет: поступки ученика (5:13-16)

После ответа на вопрос: «Кем быть?» Христос дает ответ на вопрос «Как жить?» После описания сущности настоящих учеников Христос объясняет, как они влияют на окружающий мир («соль, свет»). Сначала – БЫТЬ, потом – ДЕЙСТВОВАТЬ (второе невозможно без первого и первое – неправда, если нет второго, Иак. 2:26). Иначе говоря, заповеди блаженства – это формирование своего характера, а учение о свете и соли – формирование характера других.

    1. Что значит «вы – соль…»?

    1. Вкусовые качества

    2. Антисептические качества

    3. Ценность соли

    4. Качество, а не количество!

    1. Что значит «потеряет силу»?

    2. Что значит «вы - свет»? Как это сравнение гармонирует с предыдущим?

    3. В чем назначение добрых дел? Когда добрые дела перестают быть добрыми?

    4. Нет ли здесь противоречия с Матфея 6:1,5,16?

    5. Где, как и по отношению к кому мы призваны быть «солью и светом»? Что способствует и что препятствует «осолению» и «освещению»?

  1. Божий Закон: основание ученика (5:17-19)

Где ученики берут силу для того чтобы БЫТЬ (сущность) и ДЕЙСТВОВАТЬ (влияние)?

  1. Какие заблуждения Христос развеивает в отношении Себя в Матфея 5:17?

  2. Какие заблуждения в отношении Слова Божьего Он развеивает в Матфея 5:18?

  3. Какие заблуждения в отношении судьбы людей Он развеивает в Матфея 5:19? Почему слово «научит» неразрывно сопровождает как похвальные, так и порицаемые поступки?

  4. Как эти истины взаимосвязаны с предыдущими идеями Нагорной Проповеди и следующим разделом, который начинается с ключевой фразы в Матфея 5:20?

Применение:

  • Что в действительности является моим Авторитетом? (традиции, наука, мистика – чувства или интуиция, личный опыт, …)

  • Как часто, глубоко, смиренно, целенаправленно я читаю Св. Писание?

  • Чему я научился, в чем покаялся, чем утешился, читая Библию?

  • Моя жизнь и мое знание Библии – насколько они соответствуют друг другу?

  • Учу ли я, влияя и влияю ли я, уча?

  1. Самообман фальшивой религии (5:20 – 6:18)

5.1. Праведность Божья и фарисейская (5:20-48)

      1. Главный принцип – Мф. 5:20

  1. Виды праведности (истинная и фальшивая)

  • Христос не сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности мытарей и блудниц…»

  • Еврейская поговорка: «Если бы только 2 человека попали на небо, то 1-й был бы фарисей, а 2-й - книжник»

  1. Результаты праведности (Царство Божье)

      1. Шесть иллюстраций (объясняют 5:20)

  1. Миротворчество вместо вражды (5:21-26)

  2. Чистота вместо похоти (5:27-30) – мысли!

  3. Верность вместо измены (5:31-32) – действия!

  4. Правдивость вместо лжи (5:33-37)

  5. Милость вместо мести (5:38-42)

  6. Благотворительность вместо ненависти (5:43-48)

      1. Важные наблюдения:

  1. «Вы слышали, что сказано древнимИ» (в английском переводе Короля Иакова – «Ye have heard that it was said by them of old time…» (Mt.5:21)), т.е. не Богом, но толкователями – книжниками, которые взяв Божий закон, вложили в него собственный, неверный смысл

  2. «А Я говорю вам…» - контраст: Христос не выдвигает альтернативную религию, но возвращает слушателей к изначальному, истинному смыслу Божьего учения

  3. Христос объясняет суть настоящей праведности, начиная не с религиозных ритуалов, действий (хотя в 6-й главе – «молитва, пост, милостыня»), а с взаимоотношений между людьми (враги, супружеские конфликты, наши слова,…). Взаимоотношения – как индикатор, лакмусовая бумажка для проверки праведности на истинность

  4. Почему отношение к врагам – идет параллельно с отношением к жене, женщине? Или почему отношение к женщине, жене стоят рядом соотношением к врагам? Что общего у вражды с прелюбодеянием?

  5. Вражда, месть, похоть, измена, ложь составляют суть неправедной жизни. Их корень – попытка найти наслаждение в угождении себе вместо угождения Богу. Кстати, фарисейство – это любовь к себе, одетая в религиозный костюм

  6. Христос подчеркивает важность правильного состояния сердца в противовес фарисейскому соблюдению чисто внешней формы (убийство, прелюбодеяние). Здесь видна абсолютная категоричность Божьих требований, делающая тщетными все людские достоинства и попытки угодить Богу своими силами

  7. Здесь Христос одновременно приводит в отчаяние (требование «будьте совершенны как Отец ваш небесный»), и дает утешение – Он Сам пришел, чтобы искупить нас от власти греха и дать силу для новой жизни

      1. Принципы для жизни:

  1. Миротворчество вместо вражды (5:21-26)

  • В чем суть неверной интерпретации данной заповеди книжниками и фарисеями?

  • Какие формы нарушения заповеди «не убий» перечисляет Христос?

  • Может ли религиозность уживаться с враждой?

  • Кто должен быть инициатором примирения?

  • Насколько срочным является примирение?

  • Что ждет тех, кто не враждует против вражды?

  • Не противоречат ли заповеди «не убий» в Исход 20:13 заповеди из следующей главы той же книги – Исход 21:12-17, 28-29?

  1. Чистота вместо похоти (5:27-30) – мысли!

  1. Чем отличаются традиционное понимание заповеди «не прелюбодействуй» от истинного ее смысла, подчеркнутого Христом?

  2. Каковы последствия нарушения этой заповеди?

  3. Что значат слова «сердце», «правый глаз», «соблазняет»?

  4. Что сегодня может служить источником, провоцирующим нарушение этой заповеди?

  5. Дайте объяснения следующим текстам Священного Писания:

  • Лев.20:10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.

  • Гал.5:19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

  • Прит.6:32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

  • Матф.5:32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует

  1. Верность вместо измены (5:31-32) – действия!

  1. Почему Христос сперва говорит о «правом глазе», а лишь потом – о «правой руке»?

  2. В чем смысл борьбы за нравственную чистоту и какой цены требует эта борьба?

  1. Правдивость вместо лжи (5:33-37)

  1. С какой целью была изобретена клятва?

  2. Какие злоупотребления были придуманы с тем, чтобы использовать клятву как способ манипуляций?

  3. Запрещает ли Христос клятву и что это значит?

  1. Милость вместо мести (5:38-42)

    1. Была ли благодать в заповеди «Око за око, зуб за зуб»? Какая именно?

    2. Является ли следование призыву «подставить левую щеку» признаком слабости и бесхарактерности?

    3. Не станет ли зло безнаказанно разгуливать, если, вместо отпора ему, мы будем «подставлять щеки»?

    4. Какие формы проявления милости Христос предписывает вместо мести?

  1. Благотворительность вместо ненависти (5:43-48)

  1. Как книжники и фарисеи «модернизировали» заповедь о любви к ближнему?

  2. Кто такой «враг»? Что Христос уже сказал об отношении к врагам и вражде?

  3. Как практически следует относится к врагам, исходя из Матфея 5:44-48?

Информация к размышлению (перед обсуждением главы 6)…

  1. Какие 2 серьезные проблемы поднимает Христос в Матфея 6?

  2. Что в них общего?

  3. Как они развивают (углубляют, дополняют) Его мысли из Матфея 5?

  4. Как эти 2 главы помогают избежать двух крайностей – «достаточно морали без религии», «достаточно религии без морали»?

Обычное представление, которое мы все разделяем еще до того, как становимся христианами, состоит в следующем. Мы берем в качестве исходного пункта наше обыкновенное "я" с его разнообразными желаниями и интересами. Мы затем признаем, что что-то еще - назовите это "моралью", или "правилами поведения", или "соображениями общественного блага" - предъявляет свои требования к нашему "я"; и они вступают в конфликте его собственными желаниями. "Быть хорошим" - значит, по-нашему, уступать этим требованиям. Некоторые вещи, которые нашему "я" хотелось бы сделать, оказываются чем-то таким, что мы называем "злом". Что ж, в таком случае мы должны отказаться от них. Другие, которые нашему "я" делать не хочется, напротив, оказываются тем, что мы называем "добром", - и нам приходится их делать. Но мы все время надеемся, что когда мы выполним все предъявляемые нам требования, у нашего бедного "я" все еще останутся возможности и время исполнить свои собственные желания, пожить своей жизнью, в свое удовольствие. Фактически мы очень похожи на честного человека, платящего налоги. Он добросовестно платит их, но при этом надеется, что у него останется достаточно денег, чтобы безбедно прожить на них. Все это происходит по той причине, что за исходную точку мы принимаем наше обычное "я"

Клайв Льюис, «Просто христианство»

5.2. Опасность религиозного лицемерия (Мф. 6:1-18)

  1. Что говорится о правильном отношении к ближним в Матфея 6:1-7?

    1. Кто такие «лицемеры»? Что говорит об их мотивах Блаженный Августин: «Страсть к похвале – смертельный яд в чаше истинного благочестия. Другие грехи проявляют себя в худых поступках, а этот – в добрых, за которыми кроется еще большее зло»?

    2. Нет ли противоречия в 6:1 с 5:16? Аналогично – 6:5,16! «Нужно действовать открыто, когда есть искушение скрываться и скрываться, когда есть искушение действовать открыто»

    3. Кем и как вознаграждается милосердие, жертвенность?

    4. Почему я помогаю другим?

  1. Что говорится о правильном отношении к Богу в Матфея 6:8-15?

  1. В чем заключались распространенные извращения молитвы среди набожных евреев? Существует ли сегодня подобная проблема?

  2. Какие основные принципы молитвы Христос дает в «Отче наш»?

  3. Объясните коротко смысл каждого из шести прошений молитвы

  4. Какую роль в молитве играет прощение?

  5. Что способствует превращению молитвы в формальный ритуал?

  1. Что говорится о правильном отношении к себе в Матфея 6:16-18?

  1. Что такое пост? (Мф. 4:1-4, Захария 7:1-14, Исаия 58:1-11)

  2. В чем была проблемы постящихся набожных евреев?

  3. Как это применить в нашей жизни сегодня?

10 ПРИЧИН НЕ МЫТЬСЯ (для тех, кто не любит ходить в церковь):

1. Я с детства не привык к этому.

2. Люди, которые регулярно моются - фарисеи - им хочется выглядеть чище других.

3. Есть много разных сортов мыла - я не могу выбрать лучший.

4. Только я соберусь принять ванну, как начинаю чувствовать, что я слишком устал.

5. Я моюсь только по торжественным дням - на Рождество и Пасху.

6. Я бы рад, но буду выделяться - не моется ни один из моих друзей.

7. Я начну мыться, когда стану стареть и чувствовать себя грязнее.

8. Я не могу тратить время, когда есть более важные дела.

9. В ванной бывает слишком душно, слишком жарко или слишком неуютно для меня.

10. Людям, выпускающим мыло, нужны только Ваши деньги.

  1. Победа над беспокойствами (Мф. 6:19-34)

Мы с вами живем в неспокойном мире. Каждый день любой из нас встречает множество различных обстоятельств, новостей, людей, вызывающих беспокойство и тревогу. Не только во время кризиса, не только в наши дни, но всегда люди боролись с одними и теми же беспокойствами:

  1. Беспокойства о еде и питье

  2. Беспокойства об одежде и жилье

  3. Беспокойства о безопасности

  4. Беспокойства о здоровье

  5. Беспокойства о будущем (судьба детей, судьба страны и общества)

В статье «Влияние беспокойства на здоровье» (Интернет) говорится, что беспокойство порождает такие заболевания как:

  1. язва желудка

  2. ревматизм или артрит

  3. кариес (нарушение баланса кальция)

  4. паралич

  5. головные боли

  6. сердечные нарушения

Но даже не это самое страшное. Беспокойство – не просто легкий недуг, а как мы увидим чуть позже – серьезный грех. Более того, этот грех никогда не гуляет в одиночку – он порождает самые разнообразные другие грехи…

«Беспокойство – это состояние сердца, открывающее двери разума многим другим грехам. …Беспокоясь о финансах, мы рискуем впасть в жадность, похоть, любостяжание, воровство. Беспокойство об успехе в выполнении задачи вызывает раздражение, грубость и угрюмость. Беспокоясь об отношениях, мы часто становимся безразличными, перестаем заботиться о ближних. Если вы боитесь реакции кого-то на ваши действия, возникает опасность лжесвидетельства, неискренности. Итак, победив беспокойство, мы нанесем сокрушительный удар по многим другим грехам »

Джон Пайпер, «Грядущая благодать» (стр. 59-60)

  1. Диагноз беспокойства

    1. Что является причиной беспокойства согласно Матфея 6:30?

    2. Почему Христос называет состояние беспокойства проявлением язычества?

    3. Как это должно повлиять на серьезность нашей борьбы с беспокойством?

  1. Лекарство от беспокойства (противоядие)

  1. В чем суть первого препарата (Правильное сокровище – 6:19-21)?

  • По каким признакам видно качество собираемого нами сокровища?

  • Как связано качество сокровища с беспокойствами?

  • Какие земные сокровища собираете сегодня вы?

  1. В чем суть второго препарата (Правильный взгляд – 6:22-23)?

  • Как СМИ используют потенциал этого препарата?

    «К сожалению, создание страха давно стало технологией социальной власти. Ведь испуганными людьми очень легко управлять. Главная задача — любым способом заставить нас бояться, создать массовый психоз, под прикрытием которого можно спокойно проворачивать свои темные делишки. Поэтому сильные мира сего нас постоянно и пугают — то террористами, то антиглобалистами, то летящим в космосе астероидом, грозящим столкнуться с землей... Самый наглядный пример — массовый террористический психоз, который сегодня целенаправленно и очень умело нагнетается СМИ»

    «Как победить страх?», по материалам Интернет

  • Как взаимосвязаны беспокойства и наш взгляд на мир?

  1. В чем суть второго препарата (Правильный господин – 6:24)?

  • Чем отличается господин раба от сегодняшнего работодателя?

  • О каких двух видах рабства говорит здесь Христос?

  • Как влияет то, кому мы служим, на факт беспокойства?

  1. Лечение беспокойства (применение лекарства)

  1. Как победить беспокойство о повседневных нуждах? – 6:25-32

  2. Как победить беспокойство о будущем?- 6:34

  3. Как беспокоиться правильно? – 6:33

  1. Итог:

    1. Сделайте проверку своим ценностям – сокровищу, взгляду, господину. Ответьте честно на вопросы – к чему я стремлюсь, кому я служу, как я оцениваю реальность (око)?

    2. Покаявшись за то, что неправильно, составьте план действий – как жить дальше, Примите решения – что надо поменять, чтобы созидать Царство Божье в себе, своей семье и на работе!

  1. Золотое правило взаимоотношений (7:1-12)

    1. Дружба с достойными (7:1-5)

  1. Моя мера (мои стандарты)

  • Их источник, авторитетность?

  • Применяю ли я их только к себе, только к «брату», или ко всем?

  1. Мои «бревна» (Притчи 20:9, 27)

  • С какими недостатками, грехами, привычками я должен сегодня бороться?

  • Что конкретно я предпринимаю для этого?

  1. Мои факты (Пр 11:13, 15:14, 18:2, 1 Кор 1:11)

  • Факты или предположения?

  • Источник: его достоверность

  • Можно ли их уточнить, проверить, дополнить?

  1. Мои цели (Еф 4:29, Кол 3:23, 2 Тим 3:16-17, Притчи 17:11)

  • Дать выход эмоциям, словам?

  • Доказать свою правоту?

  • Унизить, подавить, запугать?

  • Помочь исправиться?

  1. Мои слова (Пр 12:25, 15:1, 15:28, Еф 4:29)

  • Их качество

  • Их количество

  1. Моя молитва (Мтф 5:44, Пр 3:5-6, Кол 4:2-6)

  • Ее своевременность

  • Ее содержание

  • Ее связь с действиями

  1. Моя любовь (Матф. 22:36-40, 1 Тим. 1:5-6, 1 Кор. 13:1-8, Пр. 19:11)

  2. Мое время (Пр 15:23, 15:28, 25:12)

    1. Дружба с недостойными (7:6)

  1. Кто такие «псы» и «свиньи»? Почему они во множественном числе (в отличие от «брата» в Матфея 7:3)?

  2. Что такое «святыня» и «жемчуг»?

  3. Как исполнение этого повеления гармонирует с заповедью «возлюби ближнего своего»?

  4. Применение: дайте объяснение следующим текстам Св. Писания

  • Псалом 1:1-6

  • Притчи 14:7

  • Притчи 22:24-25

  • Притчи 25:26

  • Притчи 26:8

  • 1 Кор. 15:33

  • Флп. 3:2, 17-20

    1. Ресурсы дружбы (7:7-12)

  1. О чем говорят «активные» повеления («просите, ищите, стучите»)?

  2. Что значит «просить хлеба»?

  3. О каком благе говорит Христос в 7:11?

  4. Как гармонируют «просите» (отношения с Богом) и «поступайте» (отношения с людьми)?

    1. Суть золотого правила (Мф. 7:12)

  1. Не сказано «как они поступают»…

  2. Не сказано «тогда и они будут поступать с вами хорошо»…

  3. Не сказано «для того, чтобы они поступали с вами хорошо»…

  1. Сущность и судьба лжеучителей (7:13-27)

    1. Достойный путь (7:13-14)

  • Что значит «тесные врата», «узкий путь»?

  • Что значит «широкие врата», «широкий (пространный) путь»?

  • Что стоит в конце каждого пути?

  • С чем говорят слова «входите», «находят»?

  • Приведите практические примеры «узкого» и «широкого» пути

    1. Достойные плоды (7:15-23)

  • Кто такие лжепророки? Как упоминание о них связано с 7:13-14?

  • Легко ли распознать лжепророков?

  • На какие признаки лжепророков указывает Христос?

  • Что имеется в виду в словах о «деревьях» и «плодах»?

  • Как беречься лжепророков?

    1. Достойный фундамент (7:24-27)

  • Какие 2 образа продолжают аналогичные пары предыдущих образов?

  • Как гармонирует финал Нагорной проповеди (7:24-27) с предыдущим текстом (7:13-23) и всей Нагорной проповедью?

  • Как этот текст отвечает на вопрос о том, что значит «входить тесными вратами» и «идти узким путем»?

  • Что (какие процессы в душе) происходит между «слышанием» и «исполнением» Слова Божьего?

  • Как слова «благоразумный» и «безрассудный» гармонируют с аналогичными словами «мудрый» и «глупый» из книги Притчей Соломона?

19



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа факультатива для учеников 1 4 классов «Мир Красоты»

    Программа
    Программа факультатива для учеников 1-4 классов «Мир Красоты», первая часть, имеет гуманистическую направленность, развивает творческий потенциал учащихся, способность ценить и воспринимать Красоту во всех ее проявлениях; способствует
  2. Программа дисциплины Этика Автор Лифинцева Т. П., докт филос наук, профессор кафедры истории философии ф-та философии

    Программа дисциплины
    Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама». Реклама как феномен культуры предполагает, что ею должны заниматься люди творческие, широко образованные и способные к авторефлексии.
  3. Мурадян Алла Вартановна Преподавание учебного предмета "История Церкви" в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование

    Исследование
    Преподавание учебного предмета “История Церкви” в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование деталей и частностей.
  4. Лекции по филологии и истории религий

    Лекции
    Эта книга — о связях языков и древнейших религий мира (ведическая религия, иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, ислам). Показаны особенности религиозного общения в различных культурах, влияние религии на историю языков, фольклора,
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».

Другие похожие документы..