Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Стоимость адвокатских и юридических услуг определяется на основании "Инструкции о порядке определения размера гонорара при заключении адвокатами ...полностью>>
'Урок'
Цель: изучить графический интерфейс операционной системы, совершенствовать навыки работы с графическим интерфейсом, сформировать представления о элем...полностью>>
'Лекции'
3,4,5 ЛР8: оп.1, а,б 11 8-13.11 Элементы VIВ группы ЛР9: оп.1а,б ЛР10: оп.1а, ,4 1 15- 0.11 Элементы VIIА группы ЛР11: оп....полностью>>
'Анкета'
6.Название образовательного заведения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №101 с углубленным изучени...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (56)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современный русский

литературный язык.

Синтаксис

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Современный русский

литературный язык.

Синтаксис

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. фил. наук, доцент Трофимова У.М.

Д Современный русский литературный язык. Синтаксис [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности…

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Е.В. Белогородцева

М.Г. Шкуропацкая, 2009.

Содержание

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС» 6

1. Организационно-методический раздел 6

1.1. Цель и задачи курса 6

1.2. Требования к профессиональной подготовке студентов 6

2. Содержание курса 7

2.1. Разделы (модули) курса 7

2.2. Содержание разделов (модулей) курса 7

3.1. МОДУЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС 12

3.2УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ 28

3.3. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 46

3.4. КАРТА СОГЛАСОВАНИЯ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ 53

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 54

Темы и основное содержание практических (семинарских) и лабораторных занятий по модулям 55

КОМПЛЕКТ ТЕСТОВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ САМОАТТЕСТАЦИИ. ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 89

ПАСПОРТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКТА 89

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ 95

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 95

Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» 125

Схемы синтаксического разбора. Схема анализа сочетаний слов. 127

Схема 1.1. Анализ простого подчинительного словосочетания. 127

Схема 1.2. Анализ простого сочинительного сочетания слов 127

Схема 2. Анализ простого предложения 128

Схема 3. Анализ предложения по членам 128

Схема 4. Анализ семантической структуры предложения 130

Схема 5. Анализ коммуникативной структуры предложения 130

Утверждаю

Декан факультета

Л.И. Чиркова

«8» апреля 2009

Рабочая программа

Кафедра русского языка ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины ______ДПП.Ф.06 Современный русский литературный язык. Синтаксис__________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус обязательная ________________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности 050301.65 Русский язык и литература

(направления)_________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения_______________ дневная _______________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины_______________284___________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсовых

проектов

(работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации (зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

7

140

70

28

30

12

70

-

экзамен

8

144

72

36

24

12

72

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.Ф.03 Современный русский литературный язык. Синтаксис.

Синтаксис слова и словосочетания. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Русский язык в современном мире. Активные процессы в русском языке.

Разработчики: доктор филологических наук. профессор М.Г. Шкуропацкая

кандидат филологических наук. доцент Е.В. Белогородцева

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

русского языка 3 февраля 2009 г.

Зам. заведующего кафедрой А.И. Акимова

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«8» апреля 2009. Председатель Л.И. Чиркова

I.I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель и задачи курса

Цель курса: дать будущему учителю широкие профессионально-теоретические знания по специальности и развить устойчивые навыки практического анализа и владения материалом.

Задачи курса:

  1. показать проявление общеязыковых закономерностей в системе синтаксиса;

2) рассмотреть основные положения синтаксиса на основе его взаимосвязи с фонетикой, лексикой и морфологией;

3) ознакомить студентов с основными синтаксическими единицами и их компонентами;

4) охарактеризовать достижения отечественной и зарубежной науки в решении вопроса о многомерности устройства основных синтаксических единиц и принципов их классификации;

5) ознакомить с методами анализа синтаксических единиц;

6) сформировать навыки выявления и интерпретации основных синтаксических характеристик словоформ, словосочетаний и предложений;

7) осуществляя принцип профессиональной направленности курса, добиваться глубокого знания студентами школьной программы и школьных учебников;

8) при изучении отдельных разделов курса работать над пунктуационной грамотностью.

1.2. Требования к профессиональной подготовке студентов

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

1. Определить особенности грамматического значения и формы словосочетания как единицы синтаксиса.

2. Определить структурную схему предложения и квалифицировать ее составляющие.

3. Определить формальную парадигму предложения.

4. Обладать навыками структурно-семантического анализа главных и второстепенных членов предложения.

5. Обладать навыками структурно-семантического анализа односоставных предложений. Уметь определять их стилистическое своеобразие.

6. Обладать навыками структурно-семантического анализа однородных членов как одного из средств осложнения предложения.

7. Обладать навыками анализа предложений с обособленными членами.

8. Уметь анализировать семантику, структуру и характер функционирования компонентов предложения, не соединяющихся с членами предложения связью сочинения и подчинения.

9. Уметь квалифицировать предложения с точки зрения их моно- и полипропозитивности.

10. Уметь охарактеризовать выражение, структуру и значение пропозиции.

11. Уметь характеризовать предложение с точки зрения его коммуникативной организации, определить тип высказывания по целеустановке, в зависимости от выражаемого субъективно-модального качества, определить актуальное членение предложения и средства его выражения.

12. Уметь анализировать сложные предложения минимальной конструкции разных структурно-семантических типов в структурно-семантическом, пропозициональном и коммуникативном аспектах.

13. Уметь выявлять синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций.

14. Обладать навыками структурно-семантического анализа сложных предложений усложненного типа.

15. Обладать навыками анализа текстовых структур: сложного синтаксического целого, фрагментов диалогической и монологической речи.

2. Содержание курса

2.1. Разделы (модули) курса

I. Предмет синтаксиса. Учение о синтаксической конструкции в целом, ее компонентах и синтаксических связях между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения. Словосочетание.

II. Простое предложение

III. Простое осложненное предложение

IV. Сложное предложение

2.2. Содержание разделов (модулей) курса

I. Предмет синтаксиса. Учение о синтаксической конструкции, ее компонентах и синтаксических связях между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения. Словосочетание

Синтаксическая система языка, ее особенности, место в языковой системе, методы изучения. Способы предметизации объекта синтаксической науки в ее истории и современном состоянии. «Синтаксис единиц» и «синтаксис аспектов».

Связь синтаксиса с морфологией, лексикой, фонетикой (интонацией).

Синтаксическая конструкция как предмет конструктивного синтаксиса, основные направления ее изучения. Разделы конструктивного синтаксиса:

а) учение о компонентах синтаксической конструкции. Слово и форма слова в синтаксисе;

б) учение о синтаксической связи;

в) учение о синтаксической конструкции в целом. Конструкции словосочетания, простого и сложного предложения.

Признаки, различающие словосочетание, простое предложение и сложное предложение: предикативность / непредикативность, монопредикативность / полипредикативность, возможная однокомпонентность. Другие признаки различающие эти единицы.

Предложение, его трехаспектность: формальный (конструктивный), смысловой, коммуникативный аспекты. Синтаксис как комплекс поаспектных синтаксических наук, предметами которых являются синтаксическая конструкция, пропозиция, высказывание.

Понятие синтаксической связи. Средства выражения синтаксической связи. Типы связи: недифференцированная и дифференцированная (сочинительная и подчинительная). Их виды.

Способы представления синтаксической связи. Подчинительная связь в составе словосочетания и простого предложения. Традиционное учение о согласовании, управлении и примыкании. Сильные стороны этого учения и его критика в истории русской синтаксической науки и в современных работах.

Сложные случаи определения вида связи. Особенности синтаксической связи в аппозитивных, количественных и предикативных сочетаниях.

Учение о словосочетании. Понимание словосочетания в истории науки в современных работах (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский В.В. Виноградов, В. А. Белошапкова и др.).

Формальная и смысловая организация словосочетания.

Словосочетания минимальной конструкции, их виды. Понятие структурной схемы (отвлеченного образца) словосочетания минимальной конструкции

Словосочетания усложненной конструкции. Типы комбинаций минимальных конструкций в их составе: параллельное и последовательное подчинение, соподчинение и другие виды комбинирования сочинительной и подчинительной связи.

Семантические типы словосочетаний.

II. Простое предложение

Три стороны устройства предложения: формальная, смысловая и коммуникативная организация. Их соотношение.

Формальная организация предложения. Простое предложение как монопредикативная единица. Два понимания предикативности в истории науки и в ее современном состоянии.

Принципы классификации простых предложений в синтаксической традиции. Сильные и слабые стороны традиционной классификации. Значение трудов Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского.

Традиционное учение о главных и второстепенных членах предложения. Сильные стороны традиционного учения о членах предложения и его критика в науке. Современное состояние учения о членах предложения.

Понятие структурной схемы предложения. Два толкования этого понятия в современной науке. Понятие минимальной и расширенной структурной схемы. Формально-семантическая система структурных схем русского простого предложения.

Вопрос о семантике структурной схемы. Национально-специфическое в устройстве русских предложений.

Понятие парадигмы предложения как комплекса системных отношений между формами одной структурной схемы.

Парадигма предложения как система его дериватов. Различные подходы к пониманию деривационной парадигмы предложения.

Синонимические преобразования предложения. Другие типы системных отношений между предложениями.

Смысловая организация простого предложения как объект синтаксиса и способы ее описания. Эксплицитные и имплицитные смыслы в значении предложения. Основные типы имплицитных смыслов.

Объективные и субъективные смыслы в значении предложения.

Способы описания объективного содержания предложения в современной синтаксической науке. Понятие пропозиции. Типы пропозиций. Структура пропозиции. Способы выражения пропозиций. Семантические типы слов по их роли в смысловой организации предложения.

Логико-грамматические типы предложений (Н.Д. Арутюнова).

Коммуникативная организация предложения как объект синтаксиса и пути ее исследования. Высказывание как единица коммуникативного синтаксиса. Соотношение между предложением и высказыванием. Парцелляция. Вставность.

Модусный аспект высказывания. Актуализационные, квалификативные смыслы, их выражение. Социальный аспект модусного смысла.

Предложение как единица, использующаяся для выполнения речевого действия. Понятие речевого акта. Типы речевых актов.

Актуальное (темарематическое) членение как средство организации высказывания. Средства выражения актуального членения. Данное и новое, известное и неизвестное, фокус контраста, их соотношение с темой и ремой.

Типы повествовательных высказываний. Соотношение грамматического и актуального членения в расчлененных высказываниях. Вопросительные высказывания разных типов, их актуальнее членение. Вопрос о парадигме высказывания.

Основные правила словопорядка в кодифицированном языке, связанные и не связанные с актуальным членением.

III. Простое осложненное предложение

Предложение, осложненное однородными членами. Способы осложнения формальной и семантической структуры предложения.

Понимание однородности в синтаксисе. Определение однородных членов предложения.

Вопрос об однородности главных членов предложения.

Однородные второстепенные члены предложения, их структурное и семантическое своеобразие. Разграничение однородных и неоднородных согласованных определений.

Открытые и закрытые ряды однородных членов предложения. Синтаксические отношения, выражаемые соединительными, разделительными, противительными и градационными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Вопрос о синтаксической роли обобщающих слов.

Предложения, осложненные полупредикативными конструкциями (обособленными членами). Понятие об обособлении. Смысловая и функциональная осложненность членов предложения при обособлении. Средства обособления.

Полупредикативные отношения, возникающие при обособлении. Соотношение предикативного, непредикативного ("атрибутивно-предикативного" – А.А.Шахматов) признаков в рамках предложения. Возможность трансформации одного признака в другой.

Общие и частные условия обособления определений, приложений и обстоятельств.

Вопрос об обособлении "дополнений".

Отличие обособленных уточняющих и присоединительных конструкций от собственно обособленных членов предложения.

Предложения, осложненные сравнительными оборотами, обращениями, вводными и вставными конструкциями. Обращение и его функции в речи. Морфологическое выражение обращений. Отличие обращений от других, сходных с ними по форме синтаксических конструкций (приложений, вокативных предложений, номинативных предложений и др.).

Понятие о вводных конструкциях как особом средстве формирования и выражения субъективно-модальных значений.

Грамматические и семантические признаки вводных слов, словосочетаний и предложений. Разряды вводных конструкций по значению. Морфологическое выражение вводных конструкций.

Вопрос о вставных конструкциях, их отличие от вводных.

Вопрос о грамматической связи между обращениями, вводными конструкциями и членами предложения (А.Руднев).

Обособление сравнительных оборотов.

Квалификация фактов осложнения с точки зрения современной теории осложнения (А.Ф.Прияткина, Н.Ю.Шведова).

Пунктуация при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..