Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Признавая всю сложность и неоднозначность проблемы Я-концепции, в своей работе мы понимаем ее как трехуровневую структуру: когнитивный компонент – пр...полностью>>
'Документ'
Руководитель: – Ушакова Светлана Михайловна, учитель литературы школы № 1206; Татьяна Спартаковна, преподаватель кафедры русской литературы XIX века М...полностью>>
'Руководство'
Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. berberova.doc З. Бжезинский. Великая шахматная доска. bzhezins.doc Н. Боголюбов. Тайные общества ХХ-го века....полностью>>
'Документ'
1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть История 4 144 Х Экзамен Философия 4 144 Х Экзамен Иностранный язык 7 5 Х Х Х Зачет, Экз...полностью>>

Методическая разработка урока по литературе дона

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОНА

«Ранние рассказы А.П. Чехова»

г. Волгодонск

2008 г.

Тема урока: ранние рассказы А.П. Чехова.

(слайд1)

Целеполагания: выявить художественные особенности ранних рассказов А.П. Чехова, анализируя такие произведения как «Хирургия», «Радость», «Два газетчика», «Смерть чиновника», «Шведские спички»; создать проблемную ситуацию; продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения; коммуникативных умений учащихся: анализировать, размышлять, дискутировать, аргументируя свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Предкоммуникативный.

Актуализация.

Кто изображён на портрете? (А.П. Чехов) (слайд 2)

Что вы знаете о жизни и творчестве А.П. Чехова. (слайд 3-8)

III. Формулировка темы, целей.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ранних рассказах А.П. Чехова. (слайд 9)

Цель урока: раскрыть художественные особенности ранних рассказов А.П Чехова. (слайд 10)

Для выполнения намеченных целей вы должны:

Знать: содержание рассказов: «Хирургия», «Радость», «Два газетчика», «Смерть чиновника», «Шведские спички»

Уметь:

- Выявлять художественные особенности ранних рассказов А.П. Чехова.

- Высказывать своё отношение к содержанию произведения.

- Инсценировать рассказы.

- Выразительно читать фрагменты рассказов.

(Цели и задачи для учащихся записаны на доске)

А для того, чтобы узнать насколько внимательно вы прочитали ранние рассказы А.П.Чехова, насколько глубоко усвоили литературоведческие понятия, мы проведём «Свою игру». (слайд 11)

VI. Коммуникативный

- Свои первые рассказы А.П. Чехов начинает писать, обучаясь на медицинском факультете Императорского Московского университета. И поэтому в художественную ткань своих рассказов А.П. Чехов органически включает специальные медицинские термины. (слайд 12-19)

- Назовите эти рассказы. («Хирургия». Медицинские термины: карболовый раствор; тракция; абсцисс)

- На многие жизненные явления А.П. Чехов смотрит глазами доктора. И образ земского врача зримо и осязаемо встаёт перед читателями со стороны произведений писателя.

- Итак, запишем некоторые художественные особенности ранних рассказов А.П. Чехова.

1. Соединение образности и научности в изображении жизненного материала.

Просмотрим инсценировку рассказа «Радость».

- Как вы охарактеризуете этот рассказ. (Юмористический)

- Скажите, а здесь слышен голос самого автора? (Нет, говорят и действуют только персонажи)

- Как вы думаете, почему? (Чехов – совсем другой человек, умный, талантливый, отзывчивый, и у него нет ничего общего с героем этого рассказа)

- И именно поэтому автор здесь – беспристрастный повествователь, и это вторая особенность ранних рассказов Чехова.

- Скажите, а есть ли в рассказе описание природы? (Нет)

- Случайно ли это? (Скорее всего, действующие лица рассказа просто не замечают красоты окружающей природы, она для них как бы не существует)

- Отсутствие пейзажа является также художественной особенностью ранних рассказов А.П.Чехова.

- Как вы думаете, виноваты ли эти люди в том, что утратили те или иные прекрасные качества человека?

(Если человек имел прекрасные качества, а потом утратил их, то он виноват. Это, наверное, несчастный человек)

- Значит вы почувствовали в рассказе грусть. А кому принадлежать слова: «Сквозь смех, который никогда ещё во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть»?

(Гоголю)

- Да, в ранних произведениях Чехова звучат гоголевские мотивы и это одна из особенностей рассказов Чехова

- Подготовим выразительное чтение отрывка из рассказа «Два газетчика»

- Какие стилистические особенности вы можете здесь отметить?

(«Говорящие» фамилии, язвительный смех, преувеличение)

- Использование «щедринских» приёмов, сарказм, гротеск, «говорящие» фамилии также является одной из особенностей ранних рассказов А.П.Чехова

Инсценирование рассказа «Смерть чиновника».

- Назовите художественные детали, которые вызывают комический эффект

(«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «В животе у Червякова что-то оторвалось»)

- Производит ли смерть Червякова гнетущее впечатление? (Нет)

- Почему?

(Мы воспринимаем смерть Червякова условно. Об этом говорит и название рассказа, и такая художественная деталь как «не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Умер принцип).

- Таким образом, выразительность, смысловая ёмкость художественной детали также являются отличительной особенностью рассказов А.П. Чехова.

Рассказ «Шведская спичка».

Художественный пересказ.

- Что вызывает смех?

(следователь и его помощник были совершенно уверены, что найдут убитого человека, а нашли целого и невредимого. И очень этому удивились).

- Смех вызывается несоответствием, нелепостью ситуации. Т.о., А.П. Чехов разрабатывает жанр комического детектива, что является особенностью ранних рассказов писателя.

- А теперь давайте перечислим художественные особенности ранних рассказов А.П. Чехова, которые мы выявили, анализируя его художественные произведения.

Некоторые художественные особенности ранних рассказов А.П. Чехова. (слайд 20)

1. Объективность, беспристрастность повествования.

2. Отсутствие пейзажа как средство авторской характеристики.

3. Использование гоголевских мотивов.

4. Использование «щедринских приёмов»: сарказм, гротеск, «говорящие фамилии».

5. Выразительность, смысловая ёмкость, художественные детали.

6. Разработка жанра комического детектива.

- А каково ваше отношение к рассказам А.П. Чехова, к тем проблемам, которые он поднимает в своих рассказах?

Мой Чехов. (слайд 21)

- Писатель на все времена.

- Смех сквозь слёзы.

- Обличитель пошлости.

- Несравненный художник слова.

- Краткость - сестра таланта.

VI .Выставление оценок и отметок

Методические рекомендации по использованию программы «Работа по А.П.Чехову».

  1. Запуск программы Работа по А.П.Чехову.pps

  2. Запуск видеороликов осуществляется по щелчку.

  3. Игра построена на работе гиперссылок. Все вопросы собраны по уровням сложности, которые соответствуют 10 баллам, 20 баллам, и т.д.

После выбора уровня сложности и тематики, по щелчку открывается слайд с вопросом. После обсуждения задания можно проверить правильность ответа, выполнив щелчок по рамке «Ответ». Для возвращения к исходной таблице необходимо щёлкнуть по центральной части слайда.

Для выхода из игры достаточно нажать клавишу Enter на слайде с исходной таблицей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическая разработка урока литературы с использованием икт в 9-м классе по трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

    Методическая разработка
    создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;
  2. Методическая разработка урока литературы в 10 11 классах по рассказу Б. Екимова «Белая дорога»

    Урок
    Б.Екимова на примере рассказа «Белая дорога»; показать особенности художественного мира, стиля и языка писателя, развивать умение понимать смысл прозведения через текст путём сопоставительного анализа произведений разных авторов.
  3. Методическая разработка урока литературы в 11 классе (2 часа) Тема: «Король писателей Антон Сорокин»

    Методическая разработка
    Оборудование: на доске автопортрет А.Сорокина со свечой с надписью «Писатель подобен свече ,сгорающей ,чтобы озарить человечество», дата жизни , эпиграф ,
  4. Методическая разработка урока литературы в 11 классе

    Методическая разработка
    художественной культуры и традиций; выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения,
  5. Уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

    Урок
    Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность.

Другие похожие документы..