Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Складывающаяся политическая и экономическая структура в России приводит к созданию новой системы государственного управления, что, в свою очередь, ок...полностью>>
'Программа'
Распоряжение администрации Воронежской области от 6 сентября 2005года № 1400–р «О разработке программы информатизации Воронежской области на 2006 – 20...полностью>>
'Закон'
В соответствии со статьями 174 и 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Росс...полностью>>
'Документ'
Руководитель – С.И.Хренов, заведующий кафедрой Техники и электрофизики высоких напряжений Московского энергетического института, кандидат технических...полностью>>

Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

профиля «Эстрадно-джазовое пение»

Тюмень, 2011

Рецензия

на учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» специальности «Музыкальное искусство», специализации «Музыкальное искусство эстрады» (эстрадно-джазовое пение) ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» разработан преподавателем Вейсон Марианной Ярославовной методически грамотно и содержательно, в соответствии с требованиями учебного плана Тюменский государственной академии культуры искусств и социальных технологий для специальности «Музыкальное искусство» специализации «эстрадно-джазовое пение». В выбранной структуре рассматриваемого учебно-методического комплекса выдержаны современные требования. В пояснительной записке четко определены цели и задачи учебной дисциплины, направленные на подготовку и развитие профессионально ориентированных педагогов эстрадного пения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования (в том числе дополнительного образования детей) и общеобразовательных школах. Отмечены специфика и особенности дисциплины, требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

В учебно-методическом комплексе представлены учебно-тематические планы для дневной и заочной форм обучения, включающие лекции и семинарские занятия. В содержании учебно-методического комплекса изложены необходимые дидактические единицы, перечислены темы обязательных семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов.

Особенностями планируемой самостоятельной внеаудиторной работы является последовательное сочетание различных видов работ студентов по овладению знаниями, закреплению и систематизации знаний, формированию практических умений. Следует отметить, как положительный факт, включение в структуру и содержание учебно-методического комплекса контролирующих заданий для студентов в виде вопросов к зачету и экзамену, вопросов к итоговой государственной аттестации, методических рекомендаций по написанию курсовых работ, а также словаря специальных терминов. Для обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов предложено необходимое учебно-методическое обеспечение, дан перечень основной и дополнительной литературы.

В целом учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» для студентов, обучающихся по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» профиля «Эстрадно-джазовое пение» составлен преподавателем Вейсон Марианной Ярославовной научно, доступно и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рассматриваемый учебно-методический комплекс рекомендуется к внедрению в учебном процессе академии.

Рецензент:

Преподаватель кафедры вокального искусства Н.В.Толмачева

Института музыки, театра и хореографии

ФГОУ ВПО «Тюменская государственная

академия культуры, искусств

и социальных технологий»

«__» _____________2010 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка с.3-7

  2. Тематический план курса с.8-12

  3. Содержание курса с.13-19

  4. Самостоятельная работа студентов с. 20-21

  5. Методические рекомендации к написанию курсовых работ с.22-32

  6. Словарь специальных терминов с.33-35

  7. Учебно-материальное обеспечение курса, литература с.36-37

  8. Приложение (контрольно-измерительные материалы) с.38-42

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы вокальной методики» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих современное эстрадно-джазовое вокальное искусство, мировую историю и культуру эстрады, и получающих квалификацию по профилю подготовки эстрадно-джазовое пение: концертный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель. Данная квалификация дает право вести педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования (в том числе дополнительного образования детей) и общеобразовательных школах.

Изложение учебного материала по курсу ориентировано на объем знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности в области вокального или эстрадно-джазового искусства.

Предмет «Основы вокальной методики» является неотъемлемой частью воспитания, как эстрадного певца, так и будущего преподавателя по эстрадному пению. Чтобы постичь тайны вокального искусства, необходимо развивать в себе аналитическое мышление в области процесса голосообразования, обогащать свой музыкальный вкус, работать над совершенствованием вокального слуха, перенимать накопленный педагогический опыт и вокально самосовершенствоваться. Поэтому данный учебно-методический комплекс призван выстроить в логической последовательности получение необходимых профессиональных знаний, которые в будущем помогут студентам вести педагогическую деятельность в области эстрадного пения и прогрессивно развиваться в вокально-исполнительском направлении.

Эстрадное искусство во все времена отличалось демократичностью своих жанров. Доступность восприятия многих эстрадно-вокальных форм обеспечивала их огромную популярность у широкого круга слушателей. В наше время значительный поток музыкальной информации эстрадного направления ежедневно поступает в телевизионный эфир и воздействует на формирование эстетических вкусов подрастающего поколения. Более того, многие музыкальные стили эстрадной и джазовой музыки тесно связаны с идеологией различных молодежных течений, которые способны влиять на определение жизненных ценностей и ориентиров у молодых людей.

Таким образом, учитывая современные тенденции развития вокально-эстрадного искусства, можно заключить, что обучение эстрадному пению как профессиональному виду деятельности должно осуществляться на достаточно высоком уровне, готовя в учебных заведениях не только высококвалифицированных певцов, но и грамотных преподавателей по данной специальности.

Цель дисциплины «Основы вокальной методики»:

подготовить профессионально ориентированного педагога эстрадного пения, способного решать сложные художественно-педагогические задачи в работе, как с взрослыми, так и с детьми.

Основные задачи данного курса:

  1. Освоение методов и принципов вокальной педагогики.

  2. Изучение специфики эстрадно-вокального исполнительства.

  3. Анализ широкого круга образовательных методик по практике обучения вокальному искусству (не только эстрадному, но и академическому и народному), включая зарубежный опыт.

  4. Развитие индивидуальных вокально-педагогических способностей музыканта-певца.

  5. Формирование долговременной индивидуальной системы самообразования и самосовершенствования в области вокальной педагогики.

Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе:

Выпускник по направлению подготовки Вокальное искусство с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение», успешно освоивший курс по предмету «Основы вокальной методики», должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные компетенции

− работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;

− приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

б) профессиональные компетенции:

− готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства;

− знание устройства голосового аппарата и основ обращения с ним;

− готовность осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях;

− владение принципами, методами и формами проведения урока в исполнительском классе; методикой подготовки к уроку, методологией анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способами их разрешения;

− обладание широкими знаниями в области методики и музыкальной педагогики, умение соотносить собственную педагогическую деятельность с достижениями в области музыкальной педагогики;

− умение анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися;

− умение применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, умение анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения.

Предмет «Основы вокальной методики» изучается студентами на втором курсе в четвертом семестре и на третьем курсе в пятом семестре, в объеме составляет 70 час.

Предлагаемая программа по основам вокальной методики учитывает и обобщает большой опыт вокального обучения различных педагогов-вокалистов, отражая эстрадную специфику предмета и опираясь на традиции академического пения. Структурно содержание делится на 6 разделов, каждый из которых состоит из определенного количества тем. Разделы отражают основные вопросы, связанные с воспитанием эстрадного певца. Наряду с сугубо вокальными вопросами рассматриваются проблемы воспитания личности эстрадного певца, его внешние атрибуты и методы психологической саморегуляции, помогающие преодолеть эстрадное волнение.

Формы и методы решения поставленных задач. Передача учебного материала студентам осуществляется преимущественно в лекционной форме. Условием освоения материала должны быть не только устные опросы студентов по пройденным темам, но и выполнение практических и творческих заданий, подготовка сообщений (при проведении семинарских занятий) и написание курсовых работ.

Форма контроля. В конце четвертого семестра студенты сдают промежуточную аттестацию в форме контрольного урока, в конце пятого семестра – курсовую работу по одной из выбранных тем и экзамен по теоретическому минимуму дисциплины.

Требования к уровню усвоения знаний по предмету. Критерии оценки формируются из уровня овладения студентами теоретической базой предмета и практическими навыками и умениями, освоенными компетенциями в области вокальной методики и педагогики.

Оценка «Отлично»: студент демонстрирует глубокие познания в области вокальной методики, знает основные принципы вокальной педагогики, умеет содержательно раскрыть основные методы вокально-педагогической практики, владеет обширным инструментарием вокальной методики (знает и умеет практически продемонстрировать с помощью фортепиано и собственного голоса комплекс основных вокальных упражнений с указанием целей и исполнительских задач, знает и умеет провести поэтапную работу над вокальным произведением), четко определяет специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением (знает основные вокально-технические приемы в пении в соотнесении со стилем музыкальной эстрады и умеет их продемонстрировать), знает особенности работы с женскими, мужскими и детскими голосами, знает основные методические труды, как отечественные, так и зарубежные, в области вокальной музыки и их авторов.

Оценка «Хорошо»: студент демонстрирует достаточные познания в области вокальной методики, знает основные принципы и методы вокальной педагогики, владеет начальным инструментарием вокальной методики, но затрудняется с показом (знает комплекс основных вокальных упражнений с указанием целей и исполнительских задач, основные этапы в работе над вокальным произведением), определяет специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением (знает основные вокально-технические приемы в пении в соотнесении со стилем музыкальной эстрады), понимает особенности работы с женскими, мужскими и детскими голосами, знает некоторые методические труды в области вокальной методики.

Оценка «Удовлетворительно»: студент демонстрирует недостаточные знания в области вокальной методики, может назвать основные принципы и методы вокальной педагогики, но не в состоянии раскрыть их полного содержания, затрудняется с показом вокальных упражнений и обозначением их целей и исполнительских задач, не может четко определить специфику эстрадного пения в сравнении с академическим и народным пением, плохо ориентируется в выборе вокально-технических приемов в соотнесении со стилем музыкальной эстрады, не подкован в области знания вокально-методических трудов отечественных и зарубежных авторов.

Оценка «Неудовлетворительно»: студент не демонстрирует знаний в области вокальной методики и практически не подкован по предмету, то есть не компетентен в вопросах вокальной педагогики.

«Основы вокальной методики» тесно связаны с такими специальными предметами и предметами специализации как «Сольное пение», «Ансамбль», «История вокального исполнительства», «Гигиена певческого голоса» (осознание процесса голосообразования, умение творчески и самостоятельно интерпретировать вокальное произведение). В курсе общепрофессиональных дисциплин методика опирается на знания по предмету «Общая педагогике и психология» (проектирование педагогического процесса, понимание закономерностей развития личности ребенка). В работе с вокальным материалом на помощь приходят такие предметы как «Сольфеджио», «Гармония», «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных форм» и т.д.

Теоретический курс по основам вокальной методики служит необходимой базой для ведения педагогической практики в области эстрадного пения. Поэтому для достижения наилучшего результата в изучении вокальной методики от студентов требуется проведение большой самостоятельной работы в поиске интересной дополнительной информации, анализе различных исполнительских манер, формировании собственной профессиональной лексики и педагогического стиля общения.

Материалы, на основании которых составлена программа:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000.

Рабочая учебная программа «Основы вокальной методики» для студентов специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий», составитель преподаватель кафедры вокального искусства М.Я.Вейсон.

«Основы вокальной методики» - дисциплина общего модуля базовой части профессионального цикла. В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Знать

Уметь

Владеть

основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики,

различные методы и приемы преподавания,

вокально-методическую литературу

ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы;

пользоваться справочной литературой

методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре;

приемами психической саморегуляции;

методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей

Тематический план курса, ОДО

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.

2

2

3

7

Тема 1.1 Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия.

1

1

1

3

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.

1

1

2

4

Раздел 2. Особенности воспитания эстрадного певца.

3

4

8

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

1

2

4

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

1

1

2

4

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

1

1

2

4

Раздел 3. Певческий голос.

4

4

6

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

1

1

2

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

1

1

1

3

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

1

1

1

3

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

1

1

2

4

Раздел 4. Вокально-технические навыки.

9

6

18

33

Тема 4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

1

1

3

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.

2

1

4

7

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

2

1

4

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

0,5

0,5

1

2

Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.

2

1

3

6

Тема 4.6. Орфоэпия в пении.

1

1

2

4

Тема 4.7.Певческое вибрато.

0,5

0,5

1

2

Раздел 5.Постановка голоса.

18

18

35

71

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.

2

2

2

6

Тема 5.2. Определение типа голоса.

2

2

2

6

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

4

4

8

16

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

1

1

1

3

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

2

2

4

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

2

2

4

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.

2

2

4

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

3

3

10

16

Всего

36

34

70

140

Тематический план курса, ОЗО

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.

0,5

0,5

6

7

Тема 1.1. Вокальная педагогика и вокальная методика. Основные вопросы и понятия.

2

2

Тема 1.2. Принципы, содержание и методы вокальной педагогики.

4

4

Раздел 2. Особенности воспитания эстрадного певца.

0,5

0,5

14

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

7

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

3

3

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

4

4

Раздел 3. Певческий голос.

1

1

10

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

4

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

1

1

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

2

2

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

3

3

Раздел 4. Вокально-технические навыки.

1

1

34

33

Тема 4.1. Формирование вокальных навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

5

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.

7

7

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

7

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

2

2

Тема 4.6. Певческая артикуляция и дикция.

7

7

Тема 4.7. Орфоэпия в пении.

4

4

Тема 4.8.Певческое вибрато.

2

2

Раздел 5.Постановка голоса.

1

1

68

71

Тема 5.1. Диагностика вокальной одаренности.

4

4

Тема 5.2. Определение типа голоса.

4

4

Тема 5.3. Роль вокальных упражнений в формировании и совершенствовании вокальных навыков.

14

14

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

2

2

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

8

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

8

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских голосов.

8

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

20

20

Всего

4

4

132

140

Содержание

Раздел 1.Введение в предмет.

Тема 1.1.Вокальная педагогика вокальная методика. Основные вопросы и понятия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Джек Палмер, Линда Палмер (1)

    Документ
    Эволюционно-психологический подход, позволяет понять и объяснить самые глубокие феномены человеческого поведения: любовь и ревность, гневливость и сострадание, дружбу и агрессивность, лидерство и альтруизм.
  2. Джек Палмер, Линда Палмер (2)

    Документ
    Эволюционно-психологический подход, позволяет понять и объяснить самые глубокие феномены человеческого поведения: любовь и ревность, гневливость и сострадание, дружбу и агрессивность, лидерство и альтруизм.
  3. Linda Palmer "Evolutionary Psychology. The Ultimate Origins of Human Behavior"

    Решение
    Эволюционно-психологический подход, позволяет понять и объяснить самые глубокие феномены человеческого поведения: любовь и ревность, гневливость и сострадание, дружбу и агрессивность, лидерство и альтруизм.
  4. Н. О. Фоминой Редакция литературы по биологии Федеральная целевая программа

    Программа
    ISBN 5-03-002531-6 (русск.) © Oxford University Press 1976 ISBN 0-19-286092-5 (англ.) The Edition © Richard Dawkins 1989 This book was originally published in the English language by Oxford University Press, Oxford, England © перевод
  5. Практикум по гештальттерапии петербург

    Практикум
    Предлагаемая вашему вниманию книга безусловно выделяется из огромного количества произведений, в том числе, автобиографических, написанных выдающимися личностями нашего времени.

Другие похожие документы..