Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Информационный бюллетень'
Известно большое число теоретических расчетов, согласно которым легкие химические элементы должны быть сверхпроводниками с высокой критической темпера...полностью>>
'Программа'
в 13 км от аэропорта Хургады, в 18 км от центра Старого города, на самом берегу моря. Отель состоит из основного 2-этажного здания (только ресепшн) и ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в ...полностью>>
'Закон'
Уровень результатов российских л/атлетов за последние несколько лет заметно снизился. И если в спринте, спортивной ходьбе и технических видах програм...полностью>>

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (5)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел 4

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) на ступени начального образования школы конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно - воспитательных программ.

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального.

Цель программы формирования УУД создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами УМК «Перспективная начальная школа»;

Функции УУД:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  • описание ценностных ориентиров на ступени образования;

  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа»

  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа»

  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа»

4.1. Описание ценностных ориентиров начального общего образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

- развитие ценностно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива и общества и стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств ( стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности ( планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

4.2. Связь УУД с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов УМК «Перспективная начальная школа», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

При организации учебного процесса главной целью обучения является развитие личности ребенка, следовательно, у ребенка одновременно формируются и совер­шенствуются все группы УУД. Так как развитие личности означает, в первую очередь, осознанное отношение ре­бенка к процессу познания на каждом этапе. Именно моти­вирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют груп­пу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Ребенок является субъ­ектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осу­ществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить кор­рективы в действия, адекватно воспринимать оценку учи­теля и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Без выполнения части названных действий просто невозможно осуществлять процесс учения на созна­тельном уровне, а вот выполнять действия «по образцу» мож­но и без большей части перечисленных операций.

Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВА­ТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной фор­ме, использует общие приемы решения задач и т.д.

Задача учителя на уроке создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. Это является непременным ус­ловием как для решения детьми учебных задач, так и для то­го, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия , договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Предмет «Русский язык»

- нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

- обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

-познавательные универсальные учебные действия у учеников формируются в процессе освоения системы понятий и правил.

Учебный предмет «Литературное чтение» способствует формированию всех видов универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовного нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение поступков «героев» литературных произведений. В предшкольном и начальном образовании важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

личностные действия:

  • первоначальное осознание себя как существа, обладающего особым внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, оценок, как носителя определённой точки зрения на мир;

  • первоначальное осознание другого человека как обладающего подобным же внутренним миром, осознание ценности этого внутреннего мира;

  • первоначальное осознание искусства (на примере искусства слова) как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные общечеловеческие ценности, идеальное представление о человеке и его месте в мире, человеческих взаимоотношениях;

  • эстетическое отношение к миру как переживание неразрывного единства со всем окружающим, стремления к гармонии и красоте, их сохранению и приумножению.

регулятивные действия:

  • носителем учебных целей на протяжении первого года обучения в курсе «Литературное чтение» является учитель. Он предлагает детям определённые виды работы с текстами, ставит интересные задачи, помогая сделать первые читательские открытия и увидеть те изменения в восприятии художественного произведения, которые происходят в результате решения этих задач. Таким образом, постепенно утверждается ценность учебной работы и дети готовятся к той серьёзной работе в различных позициях, которая начнётся со второго года обучения, и которая потребует более сознательного целеполагания и движения от одной достигнутой цели к другой;

  • планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений;

  • при этом совершается плавный переход от коллективного планирования при ведущей роли учителя – через более самостоятельное планирование в малых группах - к попыткам создания индивидуального замысла и его воплощения.

  • с действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр- драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки, схематически зафиксированным на доске;

познавательные действия:

  • общеучебные универсальные действия в специфике предмета «Литературное чтение» представлены как порождение индивидуального замысла и его реализация в процессе выполнения творческих заданий, требующих переработки и оформления собственных жизненных впечатлений. В ходе подобных работ дети учатся отбирать жизненный материал в соответствии с темой устного сочинения, структурировать его и словесно оформлять;

  • кроме того, в процессе коллективных обсуждений, дети учатся выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

  • поиск и выделение необходимой информации; происходит на занятиях литературным чтением постоянно, так как методика обучения требует от ребёнка самостоятельного нахождения определённого фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения. включается на третьем-четвертом году обучения;

  • направленное наблюдение по заранее определённым параметрам, сравнение совершается детьми в процессе работы с художественными текстами , в результате формируется способность выделения сходства и различия предметов и явлений.

коммуникативные действия:

постоянно применяемая в процессе обучения методика учебной дискуссии позволяет уже в первом классе начать формирование таких важных коммуникативных умений, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на оду и ту же проблему, находить обоснования и доказательства для собственных суждений

Конкретные результаты работы проявляются через

- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства и героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

- формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Предмет направлен

- на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» обеспечивает

- формирование познавательных универсальных учебных действий через осознание целостности окружающего мира», освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

– способствует личностному развитию ученика, формируя оценочное, эмоциональное отношение к миру (умение определять своё отношение к миру) Важна сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Предмет «Технология» способствует формированию

- регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности»

- В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

Предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка»

- способствует личностному развитию ученика, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством».

- обеспечивает развитие коммуникативных универсальных учебных действий, так как .искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения,

- способствует формированию регулятивных УУД

Предмет «Информатика» на этапе начального обучения

- развивает универсальные логические действия (познавательные УУД).

- регулятивные универсальные учебные действия при работе по чтению алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в: составление планов действий и их выполнение, при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

- формирует коммуникативные универсальные учебные действия, так как любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей), что приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы.

«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

  • основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

  • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

  • в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

4.3 Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

В результате данной работы на ступени начального общего образования у выпускников начальной школы гимназии будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·внутренняя позиция на уровне положительного отношения к гимназии, ориентации на содержательные моменты гимназической действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (1)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное
  2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (2)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам
  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (6)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (7)

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам
  5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (4)

    Программа
    Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  6. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (1)

    Программа
    Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы,

Другие похожие документы..