Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На уроках химии очень большая роль принадлежит опытам. Те опыты, которые показывают всему классу одновременно, называются демонстрационным эксперимен...полностью>>
'Документ'
Научно-практическая конференция — это возможность для учащихся проявить творческие способности, реализовать научные и познавательные интересы, заложи...полностью>>
'Документ'
Інфляція – це довгострокове, стійке підвищен­ня загального рівня цін на всі товари і послуги, яке супроводжується знецінюванням грошей, падінням їхнь...полностью>>

М. В. Ломоносова факультет журналистики кафедра истории русской журналистики и литературы программа курса

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра истории русской журналистики и литературы

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

(Х – Х1Х вв.)

Автор – ст. преподаватель Петровицкая Ирина Викторовна

В в е д е н и е

Общий курс «История русской литературы» охватывает литературный процесс от X века до Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X - XVII вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе XIX века и в отдельный период выносится рассмотрение русской литературы конца XIX - начала XX веков, где дается и общая характеристика литературы зарубежья.

Литературный процесс X-XIX веков в целом рассматривается в его тесной связи с литературным процессом предшествующих и последующих веков, что даст возможность слушателям увидеть «живую связь времен».

Основное место в курсе занимают монографические лекции, очерки творчества писателей. Они связаны с обобщающими лекциями, в которых дается историко-литературный контекст эпохи.

На отдельных лекциях студентам предлагается летопись определенной эпохи. Показ «синхронного среза» литературного процесса позволяет привлечь внимание студентов к факту сосуществования писателей в одном временном отрезке, осветить общественно-литературное явление в его исторической последовательности и сложном многообразии.

Задачей курса является освещение национальной самобытности русской литературы, своеобразия ее исторического пути.

В курсе лекций постоянно подчеркивается неразрывная связь русской литературы с общественным движением эпохи, историей общественной мысли, журналистики, историей философии, русской культурой и искусством.

Цель курса – обогатить и систематизировать знания студентов в области отечественной истории и культуры, научить свободно ориентироваться в сложных явлениях российской словесности, воспринимать ее как важнейшую составляющую мирового литературного процесса.

Внимание слушателей обращается на духовное, нравственное, художественное богатство русской литературы, ее непреходящие общечеловеческие ценности, на ее пророческую учительскую миссию.

Программа предназначается для слушателей спецотделения факультета журналистики, получающих второе высшее образование

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(XI - XVII вв.)

Древнерусская литература (X-XVII вв.) - начальный этап развития русской литературы. Тесная связь литературы с общими закономерностями исторического процесса, своеобразный средневековый историзм древнерусской литературы. Проблема периодизации. Возникновение древней литературы. Списки, редакции, изводы. Особенности изучения древнерусской литературы: рукописная традиция, отсутствие устойчивости текста, анонимность памятников, затрудненность хронологического приурочивания. Связь с поэтикой фольклора.

Гражданственность и патриотизм - наиболее характерные черты русской литературы. Идея единства русской земли, объединительные тенденции - основные темы древней русской литературы.

Этапы изучения древнерусской литературы. Значение трудов Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, А.Н. Пыпина. Современные исследователи: Н.К. Гудзий, Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, И.П. Еремин.

Значение древнерусской литературы для русской духовной культуры. Познавательное и эстетическое значение древнерусской литературы. Ее место в развитии русской культуры. Связь с иконописью, музыкой, архитектурой. Традиции древнерусской литературы в литературе последующих эпох

НАЧАЛО ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(конец X – первая половина XI в.)

Возникновение древнерусской литературы. Роль письменности и устного народного творчества в формировании литературы. Принятие христианства.(988 г.) Значение христианства в политической и культурной жизни Киевской Руси. Связь с Византией, со славянскими странами, со странами Западной Европы и Востока.

Истоки русской книжности. Первые книги на Руси. Древнехристианская книжность. Культовый характер переводной литературы. Славянский перевод Библии. Библейские канонические книги, апокрифы, жития святых (агиография), поучения, притчи. Связь книг Библии с важнейшими жанрами древнерусской литературы. Поэтическая образность, афористичность стиля, многообразие жанров Библии. Роль Евангелия и Псалтири. Псалтирь - первая книга для чтения, дающая духовные нравственные начала и основы словесного искусства. Роль Псалтири в развитии русской поэзии. Библия и русская литература. Сборники переводных житий: «Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики». Тематическое и стилистическое многообразие агиографической литературы. «Изборник» 1073 и 1076 г., «Лествица» Иоанна Синайского, «Хроника Иоанна Малалы» – живой пересказ библейских преданий Египта, Греции, Рима и Византии.

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

(XI - XII вв.)

Оригинальные памятники древнерусской литературы - летописи, торжественные проповеди, поучения, жития, паломническая литература, как свидетельства высокого уровня государственной и культурной жизни Древней Руси.

Историческая и художественная ценность русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники и редакция. Летопись - важнейший источник политических идей Киевской Руси. Патриотизм и гражданственность летописи. Защита единства русской земли и политической и религиозной независимости от Византии. Образ летописца. Проблематика, содержание и художественные особенности летописи, ее связь с фольклором. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.

Торжественная и простая проповедь. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона - памятник ораторского красноречия времен Ярослава Мудрого. Публицистичность «Слова». Поэтическая образность. Кирилл Туровский и его проповеди, посвященные прославлению христианских праздников. «Слово на новую неделю по Пасхе», лирико-драматический характер проповеди. Значение проповеднической литературы.

«Поучение чадам» Владимира Мономаха. Жанр поучений. Личность. Идеал правителя, князя-воина. Публицистичность. Нравственно-религиозный аспект политического завещания Владимира Мономаха.

Агиографическая литература. «Сказание о Борисе и Глебе» -первое русское житие. «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. «Слово о любви и терпении» Феодосия Печерского. Киево-Печерский патерик. История создания памятника. Житие основателей монастыря Антония и Феодосия Печерского. Иерусалимский и Синайский патерик.

«Хождение игумена Даниила в «Святую землю». Возникновение жанра путешествия, странствия, путевых заметок. Древнейшее повествование русского паломника о своем странствии в Иерусалим. «Хождение» как литературный жанр. Паломнические «хождения» как форма путевых записок. Яркая своеобразная личность Даниила и его рассказ о «Земле обетованной». Традиции жанра «хождения» в русской литературе.

«Слово о полку Игореве». Героический пролог русской литературы. История его открытия, опубликования и изучения. Историческая основа памятника. Полемика о подлинности «Слова», времени его создания, о его авторстве. «Слово» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Автор «Слова». Публицистичность памятника. Поэтическая образность «Слова». Композиция, лирические и публицистические отступления. Жанровое своеобразие и стиль «Слова».«Слово о полку Игореве» и средневековый эпос (французский - «Песнь о Роланде», испанский «Песнь о моем Сиде», немецкий - «Песнь о Нибелунгах», грузинский -«Витязь в тигровой шкуре», армянский -«Давид Сасунский»). Значение «Слова о полку Игореве» для русской и мировой литературы.

Идейно-художественные особенности переводных повестей: «Александрия», «Девгениево деяние», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Повесть о Варлааме и Иоасафе» – христианизированное житие Будды.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

(XIII - XIV вв.)

Усиление княжеских междоусобиц, нашествие татаро-монголов. Потеря Киевом общерусского значения. Новые политические и культурные центры. Трагическое время оскудения земли русской. Проблема общерусского единства в литературных памятниках.

Повести о татарском нашествии. Героика и патриотизм. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.), «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (1237 г.), военные повести.

Серапион Владимирский и его «Слова». Лиризм и драматичность в оценке событий.

Агиографическая литература периода татаро-монгольского нашествия. «Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убиении в Орде Михаила Черниговского».

«Слово о погибели Русской земли». Гражданственность и патриотический пафос памятника, его лиризм и поэтичность.

«Житие Александра Невского». Идея защиты Родины. Образ Александра Невского - полководца и государственного деятеля. Своеобразие стиля, жанра, языка памятника. Публицистический пафос .

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

(XIV - XVI вв.)

Московская литература XIV - XVI вв. Возвышение Москвы - политического центра, объединяющего русские земли.

Историческое значение Куликовской битвы (1380 г.) и ее изображение в литературных памятниках. Летописные повести о Куликовской битве, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» - общность идейной направленности повестей. Осознание Москвы как объединительного центра. Патриотический пафос. Прославление победы как результата единения русских князей, народа в борьбе с кочевниками.

«Задонщина». Поэтичность повести, ее связь с поэтикой фольклора. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Сходство и различие памятников. Историческое своеобразие «Задонщины». Особенности композиции и стиля.

Формирование религиозно-политической идеологии Московского государства и московской литературы конца XIV - XV вв. Возникновение риторического, панегирического стиля в литературе. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского», им написанное. Прославление просветительской и миссионерской деятельности Стефана, создателя пермской азбуки. Новые принципы изображения человека. Стиль «плетения словес».

«Житие Сергея Радонежского». Нравственное и политическое значение «Жития». Личность Сергия. Воплощение нравственного идеала эпохи. Роль Троицко-Сергиева монастыря в истории духовной жизни древней Руси.

Возвышение Москвы и укрепление ее роли в русской жизни конца XIV - XV вв. Политическая теория «Москва - третий Рим», ее формирование и отражение в литературных памятниках второй половины XV века.

«Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Падение Константинополя под ударами турок в 1453 г. Историко-философское осмысление событий в повести.

Повести о Вавилонском царстве. «Сказание о князьях Владимирских». Политическая направленность произведений. Постановка и решение проблемы преемственности Русью-Москвой знаков царского достоинства, царской власти. Историко-легендарный характер повестей и их литературные особенности.

Идейно-религиозные течения второй половины XV в., антицерковная и внутри церковная борьба («иосифляне» и «заволжские старцы»). Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Развитие в XV веке областных литератур, отстаивание ими политической и церковной самостоятельности.

Литературные памятники Новгорода. Развитие летописания. Легендарные и житийные произведения, возвеличивающие прошлое Новгорода. «Житие Зосимы и Савватия Соловецких».

«Повесть о новгородском белом клобуке»-о предопределенности перехода духовной власти из Рима в Новгород. Политическая тенденциозность новгородской литературы.

Псковская литература. «Повесть о Довмонте Псковском». «Повесть о Псковском взятии». Лиризм и драматизм повести.

Тверская литература. Москва и Тверь. «Слово похвальное» тверскому князю Борису Александровичу инока Фомы. Агиографическая литература: «Повесть об убиении Михаила Ярославича Тверского».

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, его патриотизм, любознательность, веротерпимость. Описание Индии. Особенности жанра и стиля .

Памятник Муромо-Рязанской литературы - «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма. Одно из лучших произведений древнерусской литературы, излюбленное чтение русского человека. Поэтичность, пронизанность фольклором, агиографические черты в стиле повести. Демократизм. Образ «мудрой девы» крестьянки Февронии. Тема супружеской верности. Прославление красоты, мудрости и силы женской любви. «Повесть о Петре и Февронии» и роман о Тристане и Изольде.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI в.)

Расцвет русской публицистики XVI века, вызванный остротой политической борьбы внутри светской и церковной власти.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Идеологическая острота, ясность и целеустремленность авторской позиции. Проблематика публицистики Максима Грека, ее жанровое многообразие. Полемический философский трактат «Беседа ума с душой», приемы аллегории. Защита интересов монастырских крестьян в «Слове о покаянии». Стиль и язык публицистических произведений Максима Грека.

Публицистические сочинения Ивана Пересветова, их политическая тенденциозность: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-салтане». Антибоярская направленность. Программа государственных преобразований, необходимых для упрочения единодержавной власти. Черты памфлетности, прием иносказания в публицистике Пересветова.

Андрей Курбский и его публицистические письма к Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального боярства. Композиция писем, риторичность стиля и книжность языка.

Иван Грозный как писатель-публицист. Личность Грозного в его письмах к Курбскому, в послании к старцам Кирилло-Белозерского монастыря. Обоснование Грозным законности единодержавной власти, памфлет против боярской знати. Автобиографические элементы в письмах к Курбскому. Новые черты в стиле и языке писем. Эмоциональность, экспрессия, соединение книжного языка с просторечным. Литературное значение сочинений Ивана Грозного.

«История о Казанском царстве»- публицистическая повесть о покорении Казани в 1552 году. Апология могущества Московского государства и его царя Ивана IV. Художественное воплощение публицистической идеи

Начало книгопечатания в Москве. Иван Федоров, «Апостол». Общая характеристика Московского летописания. Свод памятников древней русской литературы - «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. «Степенная книга», ее политическое значение. «Домострой» - книга, утвердившая нормы семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА XVII в.

Особая эпоха в развитии литературного процесса. Характеристика «смутного времени». Отражение в посланиях, «подметных письмах» борьбы с польско-шведской интервенцией. Политическая тенденциозность произведений этого времени: «Повесть 1606 г.», «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства». Осмысление причин смуты в публицистике XVII в. Образ самозванца в публицистике «смутного времени».

«Новая повесть о преславном Российском царстве» - наиболее яркое по публицистическому пафосу и литературной выразительности произведении. Ритмизация речи, сочетание риторического книжного стиля, библейской образности с просторечием, живым народным языком.

«Сказания Авраамия Палицина и «Летописная книга». Значение событий «смутного времени» для последующего развития литературы: демократизация литературного процесса, светский характер произведений, новый герой, новые темы и жанры - бытовая повесть, сатира, виршевая поэзия, драматургия.

Эволюция жанра жития в XVII веке. «Житие Юлиании Лазаревской». Сочетание житийных элементов с биографической повестью.

Новое в жанре исторического повествования. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Демократизация жанра. Поэтичность повести, влияние казачьего фольклора на стилистику. Патриотический пафос. Традиция и новаторство в жанре и стиле воинской повести.

Повести о начале Москвы .Общественно-политические события второй половины ХУП века. Воссоединение Украины с Россией (1654 г.), сближение с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Усиление светских элементов в литературе XVII века. Появление новых жанров: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии.

Бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злосчастии». Связь сюжета с евангельской притчей о блудном сыне. Характерные черты молодого поколения в обобщенном герое повести. Связь повести с фольклором.

«Повесть о Савве Грудцине»- русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте. «Пестрота жизни», исторические , бытовые и вымышленные элементы в повести. Демонологические мотивы – сюжет: «договор человека с дьяволом» в мировой литературе.

«Повесть о Фроле Скобееве». Светский характер повести. Новые черты в образе героя.

Демократическая сатира второй половины XVII века.

«Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Злободневность сатиры. Обличение судебных порядков, социальной несправедливости. Связь приемов сатирических обобщений с народной сказкой.

«Азбука о голом и небогатом человеке». Протест против социального неравенства. Использование формы дидактических азбуковников. Ирония и афористичность стиля. Значение демократической сатиры в развитии реалистических тенденций в литературе.

Раскол в русской церкви. Причины и сущность раскола. Кружок «древнего благочестия». Старообрядческая литература. Идеолог старообрядчества «огнеопальный» протопоп Аввакум (1621-1682).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - образец раннего автобиографического жанра. Автобиографизм «Жития». Личность Аввакума. Обличение представителей церковной и светской власти. Демократизм и публицистичность «Жития». Новое в литературных приемах (обытовление библейских персонажей и агиографических сюжетов). Позиция Аввакума в спорах об иконном писании. Тургенев, Л. Толстой, Горький о личности, стиле и языке Аввакума. «Аввакумово начало» в русской литературе.

Стихотворство второй половины XVII века. Истоки русского стихотворства. Силлабическая поэзия в творчестве Симеона Полоцкого. Просветительская деятельность поэта, драматурга, издателя. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого - первая на Руси книга стихов, «преданная тиснению». Стихотворное переложение «Псалтири» - пролог новой русской литературы, начало русской псалмодической духовной традиции в поэзии (Ломоносов, Сумароков, Державин, Хомяков, Бальмонт, Брюсов, Бунин). Русское барокко и элементы стиля барокко в виршах Полоцкого. Стихотворные сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Панегирические вирши.

«Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого и ее связь со «школьными драмами». Интермедия. Истоки классицизма в творчестве Полоцкого.

Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Возникновение придворного театра и его репертуар.

Переводная литература второй половины XVII века. Жанры переводной литературы. Переводной рыцарский роман на Руси: повесть о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре Златых ключей. Обработка восточного сюжета в повести о Еруслане Лазаревиче.

Традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII-XX вв.

Значение древнерусской литературы, ее вклад в наше духовное наследие.

КРУГ ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕКСТЫ

Библия.

«Повесть временных лет».

«Поучение чадам» Владимира Мономаха.

«Слово о Законе и Благодати» Илариона.

«Сказание о Борисе и Глебе».

«Слово о полку Игореве».

«Киево-Печерский патерик». «Хождение игумена Даниила в Святую землю». «Моление Даниила Заточника».

«Повесть о приходе Батыя на Рязань».

«Слово о погибели Русской земли».

«Житие Александра Невского».

«Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Сказание о князьях Владимирских».

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

«Повесть о Петре и Февронии».

«История о Казанском царстве». Иван Пересветов «Сказание о Магмет-салтане». Письма Ивана Грозного и Андрея Курбского. «Домострой». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». «Повесть о Горе-Злосчастии». «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Ерше Ершовиче». Симеон Полоцкий «Комедия притчи о блудном сыне».

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд. 7-е .М., 1966

Кусков В.В. История древней русской литературы. Изд. 5-е. М., 1989

Татаринова Л.Е. История древней русской литературы. Методические указания для студентов-заочников. МГУ.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., Л., 1987

История русской литературы в 4 т. Л., 1980, Т.1

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1; XI - первая половина XIV в. Л., 1987

ИСТОЧНИКИ

Хрестоматия по древней литературе XI - XVII веков /Сост. Н.К. Гудзий. М., 1973

Литература Древней Руси. Хрестоматия (сост. Л.Я. Дмитриев). М., 1990

«Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969

Памятники Литературы Древней Руси (ПЛДР). Начало русской литературы XI - начало XII века. М., 1978; ПЛДР XII века. М., 1982; ПЛДР. XIII век. М., 1981; ПЛДР. XIV - середина XV в. М., 1982; ПЛДР. Вторая половина XV века. М., 1982; ПЛДР. Конец XV - первая половина XV в. ПЛДР. М., 1984 и т.д. до ПЛДР. XVII век. Кн. 2. М., 1989

«Повесть временных лет» (Подготовка текста Д.С. Лихачева), М. Л., 1950, ч. 1-2

Словарь книжников и книжности Древней Руси/ Отв. Ред. Д.С. Лихачев. Вып. 1.Л., 1987. Вып. П. Л., 1989

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.Ш. ч. 1. Спб., 1992. Вып. 1У. Ч. 2. Спб., 1993

«Слово о полку Игореве»: Древнерусский текст, переводы и переложения. М., 1986

«Сказание и повести о Куликовской битве» (изд. 7 подгот. Л.А. Дмитриев и О.П. Лихачева). Л., 1982

«Повесть о Петре и Февронии» (подгот. текста Р.П. Дмитриевой). Л., 1979

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979

Пустозерская проза. М., 1989

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (Изд. подгот. Я.С. Лурье, Л.С. Семенов). Л., 1986

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974

Ветхий Завет в русской поэзии XVII - XX веков. М., 1996

Демин А.С. Русская литература второй половины ХУП - начала ХУШ в. М., 1977

Еремин И.П. Литература Древней Руси. М., Л., 1966

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров, сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л., 1970

Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. В кн.: Исторические портреты. М., 1991

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., Наука, 1988

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд., Л., 1985

Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М., Л., 1952

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970

Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М., Л., 1969

Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975

Панченко А.М.О русской истории и культуре. Спб.,2ООО.

Псалтирь в русской поэзии XVII - XX веков. М., 1995

Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI - XIII вв. М., 1980

Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971

Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пг., 1916. Т.1

Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. И. История русской журналистики (1703 1917). М.: Наука, 2000. Содержани е учебное пособие

    Учебное пособие
    Выпуск настоящего курса истории русской журналистики XVIII — начала XX вв. в кратком изложении обусловлен рядом причин. Во-первых, последний учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только XIX в.
  2. Примерная программа дисциплины история отечественной журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»

    Примерная программа
    Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им.
  3. Программа учебно-ознакомительной практики (I курс) и производственной практики студентов II, III и IV курсов программа курса «современные проблемы телевидения»

    Программа
    Выпускники кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова получают квалификацию "литературный работник телевидения" или "литературный работник радиовещания".
  4. Красовский Вячеслав Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова примерная программа

    Примерная программа
    Прохорова Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им.
  5. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-23 01 08

    Программа
    Слука О.Г., профессор кафедры истории журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук,

Другие похожие документы..