Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Відповідно до статей 29, 60 Закону України “Про місцеве самоврядування в Україні”, Положення про порядок надання дозволу на списання майна, що є кому...полностью>>
'Техническое задание'
1.2. Поставка Топлива: осуществляется по пластиковым электронным картам литрового лимита отпуска (далее – карты) или по топливным талонам литрового н...полностью>>
'Документ'
Сроки, место и время проведения. Турнир проводится в Улан-Удэ, в спортивном зале Центрального предприятия электрических сетей (ул. Орловская, 2 Б, пр...полностью>>
'Рабочая программа'
а) опыта преподавания дисциплины в университете в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подг...полностью>>

Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации к составлению Образовательной программы

дошкольного образовательного учреждения

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ города Москвы.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными.

Данные рекомендации помогут дошкольным образовательным учреждениям в короткие сроки внести дополнения и изменения в уже действующие образовательные программы и повысить качество дошкольного образования.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении. Она представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа должна:

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

1. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

II часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Структура образовательной программы ДОУ.

Титульный лист

1 Название ДОУ;

2.«Утверждаю: заведующий ДОУ…».

3. «Принято на заседании педагогического совета, дата, № протокола.

4. «Согласовано» (Управление образования, отдел образования ….)

5. Год.

На второй странице документа дается содержание (оглавление) образовательной программы.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………… 4

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ ….

Сведения о квалификации педагогических кадров

Сведения о семьях воспитанников ДОУ

  1. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  2. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  3. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

ЧАСТЬ 1 (обязательная)

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

1.2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»

1.2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»

1.2.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»

1.2.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»

1.2.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»

1.2.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»

1.2.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»

1.2.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»

1.2.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»

1.2.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»

1.3. Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи

1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

ЧАСТЬ 2. Региональный компонент

2.1. Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона (Программа «Симбирский Венец» ДОУ № 78 г. Ульяновска)

2.2. Правовое воспитание детей (Программа «Ребенок и право» ДОУ № 94 г. Ульяновска)

2.3. Воспитание культуры межнационального общения (Программа «Мир, в котором я живу» ДОУ №20 г. Ульяновска)

2.4. Этическое воспитание дошкольников (Программа «Доброта» ДОУ №45 г. Ульяновска)

(Оглавление п.2.1, 2.2, 2.3, 2.4 дано как примерное)

2.5. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста

2.6. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста (если есть группа предшкольного образования)

2.7. Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания (если таковые имеются в ДОУ)

2.8. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

2.8.1. Управление реализацией программы

2.8.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды

2.8.3. Экспериментальная работа (если ведется)

2.8.4. Сотрудничество с семьей

2.8.5. Преемственность в работе ДОУ и школы

2.8.6. Взаимодействие с социальными партнёрами

Приложение

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа ДОУ№______ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

В Пояснительной записке должны быть раскрыты:

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников.

2. Содержание образовательного процесса. Указывается, что оно выстроено в соответствии с программой___________( указать название, авторов и год издания).

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: (указать свое приоритетное направление, если оно есть).

3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы. Они определяются на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

4. Особенности образовательного процесса (организационные, национально-культурные, демографические, климатические и др.).

При организации образовательного процесса должны быть учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Укажите эту позицию, а также то, что «в основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей».

5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы

Программа строиться на следующих методологических подходах и принципах.  

1. Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи.

2. Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур.

 

3. Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. 

4. Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.

Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С.Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С.Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956). 

Основные принципы культурно-исторического подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

  • Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития.

  • Среда является источником развития ребенка.

  • Одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей.

  • Воздействия среды сами меняются в зависимости от того, на какие психологические особенности ребенка они накладываются.

  • Обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития».

  • В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка. Причем, функциональное развитие нервной системы, с одной стороны, является условием личностного, интеллектуального и физического развития, а с другой стороны, зависит от их развития. 

5. Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.

Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Исходит из положения, что в основе развития  лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.  

Основные принципы личностного  подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

  • Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.

  • Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве.

  • Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации. 

6. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

 Основные принципы деятельностного  подхода:

  • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

  • Деятельность является движущей силой развития ребенка.

  • Принцип амплификации развития(А.В.Запорожец).

1 ЧАСТЬ (обязательная)

1. Организация режима пребывания детей в ДОУ.

В этом разделе ДОУ необходимо представить:

- Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педа­гогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности;

- Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

- Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду

Например, Департамент образования г.Москвы дает в качестве такой модели

примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в средней группе детского сада

ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРИШЛА

Задачи

Виды деятельности.

Темы

Познавательная деятельность

Художественная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Продолжать учить и называть овощи, фрукты и ягоды. Знакомить с сельскохозяйственными машинами (трактор, комбайн, грузовик) и профессиями (тракторист, комбайнер, шофер). Воспитывать уважение к труду взрослых.

«Едет с поля урожай» (овощи, фрукты, ягоды).

«Кто в поле работает?» (профессии, машины).

Рассказ воспитателя о сельскохозяйственных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах. Рассматривание иллюстраций об уборке урожая.

Рассказ о машинах, которые помогают убирать урожай.

Ю. Тувим «Овощи»

Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук»

Т. Глушнев «Виноград», «Тыква», «Огурцы», «Капуста»

Рисование: «Огурцы и лук», «Вишенки», «Радостная осень», «Консервируем на зиму» (комбинация из яблок и ягод), «На яблоне созрели яблоки».

Лепка: «Овощи для магазина»

Аппликация: «Поспели яблоки в саду» (кол.)

Песня: «Урожай собирай»

«Паровоз» муз. Красевой

«Огородная – хороводная» муз. Б. Можгиевелова

Расширять представления детей о многообразии природных явлений, о красоте осенней природы. Знакомить детей с грибами (несъедобные (мухомор) и съедобные (лисички, белый гриб, подосиновик)).

«Осень – художница» (природа, погода, растительный мир, грибы, ягоды).

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдения за погодой, за изменениями в природе.

Рассматривание грибов - муляжей и на картинках.

Потешки «Дождик, дождик веселей».

Чтение стихов об осени:

Г. Новицкая «Летний сад», «Тишина».

С. Маршак «Круглый год».

Г. Михайлова «Как обидно…».

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат».

Лепка: «За грибами в лес пойдем», «Ветка сливы» рельеф, «Ветка с осенними листьями», «Овощи для магазина».

Аппликация: «Осенний ковер» из сухих листьев, «Угостим зайку морковкой».

Рисование: «Красивые цветы», «Кто живет в осеннем лесу».

Конструирование: из природных материалов «Грибок».

Песня: «Листья золотые»

Песня-инсценировка: «Белочки» муз. З. Левиной,

«Осень» муз. И. Кишко,

«Дождик» муз. Б. Костенко,

«Дождик», р.н.п. в обр. Попатенко.

Дать представление о перелетных и зимующих птицах. О взаимосвязи природных явлений (исчезают насекомые, улетают птицы). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Птицы на юг улетают» (птицы нашего участка, зимующие и перелетные). Домашние животные (птицы).

Рассказ воспитателя о птицах, почему они улетают в теплые края, какие остаются зимовать.

Рассматривание фотографий «Птицы нашего участка».

Рассматривание картин из серии «Наши птицы».

Л.Н. Толстой «У Вари был чиж», «Хотела галка пить».

Т. Рождественская «Птичий базар».

Е. Благинина «Стрижи».

И. Бунин «Листопад».

Плещеев «Осень наступила».

Потешки: «Птичий двор».

Лепка: «Птичка».

Рисование: «Хмурая осень»,

«Птицы улетают на юг»,

«Птичий дом – птичий двор».

Аппликация: «Птичка на ветке», «Утка с утятами».

Песня: «Скворушка прощается» Т. Попатенко.

«Птичка» муз. Е. Тиличеевой.

«Сорока» обр. Т. Попатенко.

«Скок, скок, поскок» обр. Е. Туманян.

«Сорока» А. Лядов.

«Кукушка» М. Красев.

Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания об осени и осенних явлениях.

«Осеннее путешествие».

«Песенка о дружбе» Парцхаладзе.

«Верхом на лошадке»

А. Гречанинов

Двигательная деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

Интегрированная

деятельность

Примечание

Аттракцион: «Машины на длинных веревках везут урожай».

Игра с корзинками: Сборник музыкальных ритмических упражнений и игр.

Игра на внимание: «Овощи-фрукты».

Игра: «Собери по признаку».

Детские игры: «Что где растет?», «Покажи, что назову», «Отгадай по вкусу», «В саду, на огороде», «Мешочек-загадка».

С/р игра «Приходите в гости к нам», «Что лишнее» (овощи, фрукты).

Сбор урожая с грядок.

Сбор семян цветущих растений.

Составление букетов из осенних цветов.

Уборка сухих листьев.

Содержание данной

деятельности

определяются

педагогами

в зависимости

от усвоения и прохождения детьми вышеперечисленных тем

Аттракцион: «Собери грибы в корзинку».

Танец с осенними веточками. Танец с зонтами, муз. В. Костенко, «Дождик», муз. Т. Ломовой.

Игра: «Осень – лето. Осенняя мозаика». Упражнения в прыжках (через лужицы).

«Такой листок, лети ко мне», «Съедобное – несъедобное», «Когда это бывает». Экологическая игра: «Какая сегодня погода».

Сбор семян кустарниковых для подкормки птиц.

Перекапывание грядок и цветников.

Окапывание деревьев.

Игра: «Гуси вы, гуси» музыкальные ритмические движения. Упражнения в беге.

Игра: «Перелетные птицы».

Дидактическая игра «Назови птицу», «Отгадай и назови», «Зимуют – улетают».

Экологическая игра: «Горячо – холодно».

Изготовление кормушек из молочных пакетов.

Путешествие-досуг: «В осенний лес к Шуршику».

Праздник: Путешествие в Простоквашино «Соберем урожай».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы

    Методические рекомендации
    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
  2. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного процесса предисловие

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по профилактике основных групп заболеваний в условиях учебно-воспитательного процесса
  3. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (1)

    Методические рекомендации
    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
  4. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию о факторах риска возникновения основных нарушениях эмоционально-личностной сферы детей, о методах и приёмах коррекции данной сферы у младших школьников.
  5. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

    Методические рекомендации
    С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Другие похожие документы..