Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Самостоятельная работа'
. Номера задач, которые студент должен включить в свою контрольную работу, определяются по таблице вариантов. Номеру варианта соответствует последняя ...полностью>>
'Документ'
Российская система образования массово переходит на кредитно-модульную систему организации ученого процесса. И если содержательные аспекты новой систе...полностью>>
'Документ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 551600 Материаловедение и технология новых материалов...полностью>>
'Документ'
Исторически развитие предприятий электроэнергетического профиля и электрических сетей крупных промышленных предприятий в СССР, а затем в России шло не...полностью>>

Вступление России в Болонский процесс требует значительной перестройки всей системы отечественного библиотечно-информационного образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение.

Вступление России в Болонский процесс требует значительной перестройки всей системы отечественного библиотечно-информационного образования.

В соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации система высшего библиотечного образования будет осуществляться на двух уровнях: бакалавра и магистра библиотечно-информационной деятельности. В основу подготовки библиотечных специалистов закладывается четко определенный круг компетенций, знаний, умений, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения.

Достоинствами новой образовательной системы являются ее мобильность и активное участие работодателей в процессе подготовки кадров.

Мобильность образовательной системы определяется тем, что вузам предоставляются возможности оперативно реагировать на нужды библиотечно-информационной практики и варьировать свои образовательные программы в зависимости от изменяющихся потребностей отрасли.

Активное участие работодателей заключается в том, что именно представители библиотечной практики проводят экспертную оценку образовательного стандарта, формируют конкретный заказ на подготовку специалистов по тем или иным образовательным программам.

Концепция Стандарта высшего библиотечно-информационного профессионального образования нового поколения была разработана представителями всех вузов культуры и секцией библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА.

В связи с государственной установкой на повышение роли профессиональной общественности в принятии основных положений федеральных образовательных стандартов, Концепция стала предметом обсуждения на Всероссийском библиотечном конгрессе – XIII Конференции РБА (Ульяновск, 18–23 мая 2008 г.).

Документ обсуждался на совместном заседании семи секций: Библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Центральных библиотек субъектов РФ, Библиотек высших учебных заведений, Публичных библиотек, Юношеских библиотек, «Молодые в библиотечном деле», а также секции по научно-исследовательской работе. В заседании приняли участие более 150 человек из 49 регионов России. Из них 14 представителей Федеральных библиотек, 39 - центральных региональных библиотек, 56 из муниципальных библиотек, 21 представитель сферы профессионального библиотечно-информационного образования, 10 специалистов вузовских библиотек, а также представители издательских и книготорговых организаций.

Кроме того, профессиональная библиотечная общественность имела возможность предварительно ознакомиться с Концепцией стандарта, которая была представлена на сайте РБА за месяц до начала работы Конгресса. Документ был также разослан председателям секций РБА и ряду центральных региональных библиотек. На Концепцию были получены отзывы из 9 регионов России, в которых дана общая положительная оценка представленного документа.

В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы:

профили профессиональной подготовки бакалавров и магистров;

объекты и виды профессиональной деятельности выпускников;

профессиональные компетенции (требования) подготовки бакалавров и магистров;

структура основных образовательных программ: знания, умения и владения (технологиями, методами и т.д.).

На совместном заседании в ходе дискуссии были высказаны предложения по расширению профилей подготовки бакалавров, обратив при этом особое внимание на библиотечно-информационное обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями.

Рекомендовано также уточнить объекты профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры, в частности, дифференцировав конкретные учреждения от процессов, технологий и ресурсов.

Были высказаны также отдельные замечания редакционного характера.

В целом участники заседания дали положительную оценку Концепции и высказали мнение, что она является добротной основой разработки Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального библиотечно-информационного образования.

На заключительном пленарном заседании Конгресса было принято решение одобрить Концепцию стандарта и рекомендовать Учебно-методическому объединению по библиотечно-информационному образованию подготовить в соответствии с ней проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр, магистр) и представить его в Министерство образования и науки Российской Федерации для утверждения и введения в действие.

Публикуемая ниже Концепция Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр, магистр) доработана с учетом высказанных на XIII Конференции РБА замечаний и предложений.

Мы также будем признательны нашим коллегам, заинтересованным в совершенствовании системы подготовки библиотечных кадров, за отзывы и замечания на публикуемую Концепцию нового образовательного стандарта.

А.М. Мазурицкий, председатель Совета Учебно-методического объединения по библиотечно-информационному образованию, зав. кафедрой библиотековедения МГУКИ, профессор

Т.Я. Кузнецова, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, зав. Кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, профессор

Концепция

Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению

«БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Образовательный стандарт нового поколения предусматривает двух уровневую систему подготовки специалистов библиотечного дела (бакалавр, магистр). Высшее профессиональное образование по уровню «бакалавр», подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП по конкретному виду профессиональной деятельности и успешно прошедшему итоговую аттестацию, следующая квалификация:

Бакалавр библиотечно-информационной деятельности

  • по виду «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации»

  • по виду «Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством»

  • по виду «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»

  • по виду «Информационно-аналитическая деятельность»

  • по виду «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»

Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения, включая после дипломный отпуск – 4 года. Трудоемкость в зачетных единицах – 240 единиц.

Высшее профессиональное образование по уровню «магистр», подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификация:

Магистр библиотечно-информационной деятельности, преподаватель

  • по виду «Теория и методология библиотечно-информационной деятельности»

  • по виду «Теория и методология библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества»

  • по виду «Управление библиотечно-информационной деятельностью»

  • по виду «Теория и методология информационно-аналитической деятельности»

  • по виду «Библиотечно-информационные технологии»

Нормативный срок освоения основной образовательной программы (ООП) для очной формы обучения, включая после дипломный отпуск – 2 года. Трудоемкость в зачетных единицах – 120 единиц.

Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год, а сроки освоения основных образовательных программ подготовки магистра увеличиваются на полгода относительно нормативного срока, указанного выше.

Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам (при двух-семестровом построении учебного процесса).

Цели высшего профессионального образования (ВПО) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в области обучения и воспитания личности.

В области обучения целями ВПО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» являются:

- подготовка в области гуманитарных, социальных, экономических, информационно-коммуникативных наук,

- получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра); углубленного профессионального (на уровне магистра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

В области воспитания личности целями ВПО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» являются формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, способности к повышению общей культуры, приверженности этическим ценностям, умения работать в коллективе с различными категориями потребителей информации.

Область профессиональной деятельности выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» включает:

на уровне бакалавра:

а) библиотечно-информационную деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах;

б) формирование и организацию документных ресурсов общества;

в) оптимизацию функционирования библиотечно-информационных сетей и систем;

г) использование современных информационных коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности;

д) применение психолого-педагогических методик в содействии нравственному развитию личности и формированию информационной культуры;

на уровне магистра:

а) системный анализ библиотечно-информационной деятельности, направленный на изучение организации, развития и совершенствования современных библиотечно-информационных систем, применение информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей данной профессиональной области;

б) социально-экономическое обоснование библиотечно-информационной деятельности;

в) проектирование библиотечной инновационной деятельности в социально-коммуникативной сфере;

г) обучение библиотечно-информационных кадров.

Объекты профессиональной деятельности выпускников.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

а) системы библиотек и информационных центров различных видов и типов;

б) система государственного и общественного управления библиотечно-информационной деятельностью;

в) информационные потребности общества и пользователи информационных ресурсов;

г) документные ресурсы общества;

д) система профессионального библиотечно-информационного образования.

Виды профессиональной деятельности выпускников:

производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская и методическая, информационно-аналитическая, психолого-педагогическая, культурно-досуговая и просветительская.

Задачи профессиональной деятельности выпускников

Задачи профессиональной деятельности бакалавра:

а) производственно-технологическая деятельность:

– формирование, обработка, классификация информационных ресурсов и документных фондов, обеспечение их сохранности;

– организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей;

– использование информационных коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности;

– осуществление информационного анализа и синтеза;

– формирование информационно-поисковых систем и баз данных;

– организация деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формированию информационной культуры;

– разработка и освоение инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

б) организационно-управленческая деятельность:

– руководство учреждениями, организациями и объединениями библиотечно-информационной сферы и их структурными подразделениями;

– использование правовых и нормативных документов в библиотечно-информационной деятельности;

– участие в разработке инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;

– использование инструментария менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности, организация социального партнерства;

– участие в разработке локальной нормативной и организационно-управленческой документации.

в) проектная деятельность:

– участие в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;

– участие в проектировании и реализации библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей;

– проведение предпроектного обследования библиотечных и информационных учреждений;

– участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем.

г) научно-исследовательская и методическая деятельность:

– проведение исследований по проблемам формирования, использования и оценки качества информационных ресурсов;

– проведение исследований по изучению потребителей информации и их библиотечно-информационного обеспечения;

– участие в комплексных и локальных научных исследованиях, экспериментах, мониторинге;

– методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности, выявление и оценка инновационного опыта, оказание консалтинговых услуг;

– изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки.

д) информационно-аналитическая деятельность:

– аналитико-синтетическая переработка информации;

– информационная диагностика предметной области и информационное моделирование;

– создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;

– использование методов и процедур информационного анализа текстов;

– информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности.

е) психолого-педагогическая деятельность:

– применение педагогической теории и технологии для решения информационно-образовательных задач в библиотеках;

– участие в процессах социализации личности;

– использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;

– содействие образовательной деятельности;

– реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей.

ж) культурно-досуговая и просветительская деятельность:

– участие в реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики;

– участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения;

– создание благоприятной культурно-досуговой среды;

– стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере.

Задачи профессиональной деятельности магистра

Магистр, наряду с задачами бакалавра, реализует в профессиональной деятельности следующие задачи:

а) научно-исследовательская, информационно-аналитическая, психолого-педагогическая, преподавательская деятельность:

– системный анализ библиотечно-информационной деятельности;

– разработка направлений, проблематики и методологии научных исследований по профилю подготовки в области библиотековедения, библиографоведения, документоведения и книговедения, библиотечно-информационных технологий, информационно-аналитической деятельности, менеджмента и маркетинга библиотечно-информационной деятельности, библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества;

– исследование тенденций развития информационно-аналитической деятельности; мониторинг рынка информационных продуктов и услуг и определение стратегии его развития; экспертиза и прогнозирование информационных объектов;

– исследование психолого-педагогических методик и их адаптация к библиотечно-информационной деятельности;

– преподавательская деятельность и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного профессионального библиотечно-информационного образования, разработка новых образовательных технологий.

б) организационно-управленческая, проектная и экспертно-консультационная деятельность:

– стратегическое управление библиотечно-информационной отраслью на федеральном и региональном уровнях; разработка концепций развития библиотечно-информационной сферы; стратегическое планирование и управление инновациями, оптимизация ресурсов и услуг в соответствии с изменяющимися общественными потребностями; разработка персонал-стратегий;

– определение стратегии применения информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности; развитие организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций; управление библиотечно-информационными процессами и технологиями;

– управленческий анализ эффективности функционирования библиотечно-информационных систем и сетей; разработка нормативно-правовой документации библиотечно-информационной сферы;

– разработка и реализация комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; участие в разработке и реализации социокультурных проектов и программ федерального и регионального уровня; проектирование и реализация библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей; моделирование развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем; проектирование профессионального развития и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров; проектирование научно-исследовательской деятельности в библиотечно-информационной сфере;

– экспертная оценка информационных ресурсов, продуктов и услуг в целях содействия принятию обоснованных решений в управленческой, научной, образовательной и производственной деятельности.

Максимальная учебная нагрузка студента устанавливается в объеме 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки.

- При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 8 часов в неделю.

- При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавра

Выпускник по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

общенаучными (ОНК):

  • готовность использовать знания гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять научные методы экспериментального исследования социально-значимых проблем и процессов (ОНК-1);

  • способность выявлять информационную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения адекватные методы (ОНК-2);

  • способность самостоятельно приобретать и реализовывать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОНК-3);

  • способность использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОНК-4).

инструментальными (ИК):

 способность самостоятельно работать на компьютере (навыки пользователя ПК) (ИК-1);

 способность к самостоятельному поиску, переработке и представлению информации из различных источников, готовность перерабатывать большие объемы информации с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИК-2);

 способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка, способность перевода профессиональных текстов, ведения деловой переписки и осуществления профессиональных коммуникаций (ИК-3);

 готовность к эффективной коллективной работе, способность к организационно-управленческой деятельности (ИК-4);

 способность воспринимать, использовать и генерировать новые идеи (когнитивные способности) (ИК-5);

 способность и владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, презентации (ИК-6).

социально-личностными и общекультурными (СЛК):

способность самостоятельно приобретать знания на основе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий (СЛК-1);

способность выстраивать и реализовывать личный план развития: интеллектуального, культурного, нравственного, физического, профессионального (СЛК-2);

готовность к критическому переосмыслению накопленного опыта, к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (СЛК-3);

готовность следовать этическим и правовым нормам, регулирующим отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, учитывать основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека, гражданина при разработке социальных проектов (СЛК-4);

способность и готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению к личности (СЛК-5);

способность критического осмысления социальной информации, получаемой через СМИ (СЛК-6).

б) профессиональными (ПК):

производственно-технологическая деятельность:

• способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей (ПК-1);

• готовность к взаимодействию с потребителями информации, выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры (ПК-2);

• способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3);

• готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

• готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг (ПК-5);

• готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6);

• владение методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-7);

• готовность использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности (ПК-8).

организационно-управленческая деятельность:

• готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности (ПК-9);

• готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-10);

• способность осуществлять управленческий анализ и определять пути совершенствования библиотечно-информационной деятельности (ПК-11);

• способность формировать и поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления (ПК-12);

• готовность использовать различные методы и приемы мотивации и стимулирования персонала (ПК-13);

• готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации (ПК-14);

• способность управлять профессиональными инновациями (ПК-15);

• способность к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности (ПК-16);

  1. готовность к социальному партнерству (ПК-17).

проектная деятельность:

• готовность к прогнозированию и моделированию в профессиональной сфере (ПК-18);

• готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности (ПК-19);

• способность к проектированию библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей (ПК-20);

• готовность к предпроектному обследованию библиотечных и информационных учреждений (ПК-21).

научно-исследовательская и методическая деятельность:

• способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности (ПК-22);

• готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-23);

• готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ПК-24);

• способность к научно-методическому сопровождению библиотечно-информационной деятельности (ПК-25);

• готовность к проведению социологических, психолого-педагогических и маркетинговых исследований (ПК-26).

информационно-аналитическая деятельность:

• способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-27);

• готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28);

• способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);

• готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка (ПК-30);

• готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-31);

• способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов (ПК-32);

• готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-33).

психолого-педагогическая деятельность:

• способность к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-34);

• готовность к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-35);

• готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-36);

• готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-37).

культурно-досуговая и просветительская деятельность:

• готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики (ПК-38);

• способность к разработке и реализации образовательных и социокультурных программ для населения (ПК-39);

• способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-40);

• готовность к стимулированию инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-41).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского процесса в российской образовательной системе программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования

    Публичный отчет
    G. Каковы позиции российской высшей школы с точки зрения ее конкурентоспособности при «открытии границ» в силу присоединения к Болонскому процессу и ВТО?
  2. В контексте болонского процесса

    Документ
    Публикуется по решению Президиума Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области в рамках реализации проекта постоянно действующего семинара «Повышение качества высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса»
  3. Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  4. Образование в сибири

    Документ
    Журнал подготовлен в рамках реализации проекта «Образовательный округ как механизм управления качеством образования сельских образовательных учреждений (на примере Тимирязевского образовательного округа Томского района Томской области)» (ГРАНТ №ГО2.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тольяттинский государственный университет

    Книга
    Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С.Ф. Жилкин [и др.]; авт.-ред. А.В. Князева; Тольяттинский гос. ун-т.

Другие похожие документы..