Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Краеведческая работа в нашей школе ведётся с 1964г, когда открылся школьный краеведческий музей. Начинал работу Сергей Фёдорович Петров. Были составл...полностью>>
'Документ'
Заслухавши та обговоривши інформацію КОІПОПК про стан готовності вчителів фізичної культури Київської області до роботи за навчальною програмою «Фізи...полностью>>
'Учебник'
Цели: изучить закономерности индивидуального развития организмов. Рассмотреть роль митоза в процессе онтогенеза. Показать вредное влияние алкоголя, ку...полностью>>
'Урок'
Бесшумно, на цыпочках, приложив палец к губам, входит в класс Оле-Лукойе. Под мышкой у него два зонтика- разноцветный (яркий и пестрый) и черный. Оле-...полностью>>

Программа учебной дисциплины "Основы этики"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

37

ОСНОВЫ ЭТИКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа учебной дисциплины "Основы этики" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".

Цель программы – обобщить и углубить этические знания, полученные студентами в предшествующем опыте, формировать ответственное отношение к своему поведению, побуждать их к нравственному самовоспитанию и сознательному выбору профессии, развивать умения анализировать и оценивать нравственные поступки, закреплять навыки культуры поведения.

В первом разделе "Основные этапы и направления развития этики" внимание уделяется основным этапам, представителям этической мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление нравственности в целом.

Во втором разделе "Историческое развитие нравственности" показана специфика морали, история ее развития.

В третьем разделе "Сущность, функции и структура морали" освещаются такие понятия, как нравственный поступок, ответственность, высшие нравственные ценности, их значение в жизни каждого человека и общества в целом.

Четвертый раздел "Деловая этика" раскрывает этические принципы и нормы деловых людей, прививает культуру делового общения, партнерских отношений.

Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекция, подготовка и защита рефератов, анализ жизненных ситуаций с нравственным содержанием, сочинения-размышления, интервью, подбор материала из периодической печати, из произведений художественной литературы, исторических фактов, поиск и анализ высказываний великих людей, пословиц и поговорок.

Программа включает также список литературы.

Данный курс изучается студентами заочного отделения на 4 курсе, рассчитан на 42 часа, из них 10 часов на аудиторные занятия, 32 часа отводится на самостоятельную работу студентов. В конце изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  • Предмет и значение этики как философской дисциплины;

  • история этических учений;

  • основные понятия и принципы этики;

  • сущность, функции и структура нравственности;

  • понятие долга и ответственности;

  • профессиональная этика;

  • этика партнерских взаимоотношений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

аудитор.

занятия

сам. работа студента

Этика – учение о морали и нравственности

2

2

Раздел I. Основные этапы и направления развития этики

12

8

4

Тема 1.1. Этические учения Древнего Востока

2

Тема 1.2. Античная этика

2

2

Тема 1.3. Средневековое учение о нравственности

2

Тема 1.4. Этика Нового времени. Современные этические теории.

2

2

Раздел II. Историческое развитие нравственности

4

4

Тема 2.1. Происхождение морали

2

Тема 2.2. История нравственных отношений

2

Раздел III. Общая структура морали и ее основные элементы

14

10

4

Тема 3.1. Сущность, функции и структура морали

2

Тема 3.2. Моральная практика и моральное сознание

2

Тема 3.3. Моральная оценка, ее природа и особенности

2

Тема 3.4. Высшие нравственные ценности: долг и ответственность, свобода, счастье, смысл жизни

2

2

Тема 3.5. Нравственный поступок и его оценка

2

2

Раздел IV. Деловая этика

10

8

2

Тема 4.1. Этические принципы и нормы деловых людей

2

Тема 4.2. Культура и этика общения делового человека

2

2

Тема 4.3. Профессиональная этика

2

Тема 4.4. Этика партнерских отношений

2

Всего по дисциплине

42

32

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика – учение о морали и нравственности.

Студент должен иметь представление:

  • об этике, как науке о морали;

  • о нравственных основах образа жизни.

  • Что изучает этика. Роль этики в жизни общества. Значение этики для нравственного развития личности.

Методические рекомендации

Слова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляются как синонимы, и этому способствует перевод слов «этос» и «моралис» с греческого и латинского как «обычай», «уклад», «порядок», «нрав». Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Термины «мораль», «нравственность» здесь означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры, а под «этикой» понимается исследование, изучение морали и ее обоснование.

Таким образом, мораль, или нравственность, является предметом изучения этики, подобно тому, как право представляет собой предмет юридической науки, а язык – языкознания.

Что же представляет собой мораль как предмет этики?

Мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила поведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать и опровергнуть другие.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ

Тема 1.1. Этические учения Древнего Востока

Студент должен иметь представление:

  • о богатстве философско-этической мысли Древнего Востока;

  • о воздействии на развитие этической мысли буддизма и учения Конфуция.

Методические рекомендации

При всем многообразии и богатстве философско-этической мысли Древнего Востока ей присуще некоторое внутреннее единство, отличающее ее от европейской философии.

Расслоение первобытнообщинного строя и становление классового общества происходили здесь крайне замедленно и сопровождались длительным и устойчивым сохранением общинного уклада жизни. Отсутствие частной собственности на землю, появлению которой препятствовала сначала родовая община, а позже сельскохозяйственная соседская община и стоящая над ними государство, обуславливало неразвитость товарного производства и торговли, мешало индивидуализации бытия человека и развитию в нем личности. Замкнутость и изолированность этих сельских общин, подчиненных государству и основанных на примитивном разделении труда и натуральном хозяйстве, способствовали застойности всей социально-экономической жизни, консерватизму социальной культуры, статичности и неизменности всего жизненного уклада восточного общества.

Классовая структура общества в подобных условиях имеет тенденцию к закреплению в иерархии наследственных каст, фиксирующих социальное неравенство. В подобном обществе человек оказывается полностью зависимым и бесправным перед лицом общины и государства, опутанным рабскими цепями традиционных правил и превращенным в покорное орудие суеверий. Сознание устойчивости и прочности своего бытия такой человек находит только в религиозно-мифологическом сознании, утверждающем сверхъестественную связь человека с окружающим миром, природой, божественным космосом. Слиться с ним, подчиниться ему, отказавшись от своего «Я», следовать обычаям и традициям предков и выполнять указания старших – такова нравственность этого общества, такова суть этических учений.

Так, в Древней Индии к VI в. до н.э. появилось учение брахманизм. В созданном Брахманом мире все связано со всем, совершается вечный кругооборот жизни, и в это непрерывное движение колеса жизни – сансары – втянуто все живое. Душа человека после его смерти не исчезает, а перевоплощается в другое существо.

Принцип кармы ставит это перевоплощение в зависимость от прошлой жизни человека, от соблюдения им предписанного для каждой касты дхармы – закона образа жизни. Соблюдение дхармы и следование ей или же, наооборот, ее нарушение влечет посредством кармы перерождение души человека либо в сторону повышения его социального статуса, либо наооборот. Законами кармы и дхармы установлена и поддерживается сама иерархия каст – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры образуют эту иерархию. Однако перевоплощение душ не ограничивается только более высокой или низшей кастой, а может включать также превращение в животных.

Тот же, кто всегда ревностно и усердно исполнял истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает освобождения из потока сансар и сливается с Брахманом. Это состояние абсолютного блаженства и освобождения от перерождений называется мокшей.

Таким образом, брахманизм поддерживает и закрепляет сложившийся порядок и социальную стабильность, определяя правильный образ жизни, круг обязанностей для каждой касты. И одновременно выражает обобщенную суть предъявленных к любому человеку требований: «подавление, подаяние, сострадание».

Как и во всякой религиозной концепции морали, здесь на первое место выставляются религиозные ценности – уважение и почитание богов и брахманов, содержание брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности.

Наряду с религиозными добродетелями брахманизм культивировал и целый ряд общечеловеческих нравственных норм: почитание предков и, сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

Таким образом, этика брахманизма предстает как одна из первых религиозно – этических систем, призванных духовными средствами цивилизовать общество и человека, гармонизировать отношение между ними, дать человеку ценностные ориентиры, определить круг основных обязанностей и придать жизни какой-то смысл.

В то же время она оправдывала и закрепляла социально-классовое неравенство, насаждала идеи покорности и терпения, веру в сверхъестественные пути избавления от трудностей жизни.

Примерно в VI в. до нашей эры в Индии возникает оппозиционное ортодоксальное брахманизму учение, названное по имени легендарного его основателя буддизмом. В качестве идеологии простых людей буддизм проповедовал духовное равенство людей, независимость человеческого достоинства от кастового и социального статуса, порицал присущую брахманизму сложную обрядность, богатые жертвоприношения как недоступные для бедных людей. Одновременно буддизм резко критиковал четко обозначавшуюся в брахманизме тенденцию к перерождению от скромности и аскетизма, воздержания и умеренности к роскоши, и богатству.

Здесь обращает внимание требование скромности и простоты в жизни, умеренности и воздержанности во всем, вежливости и терпеливости в общении с людьми. Буддизм настаивает на уважительном отношении к старшим, требует не причинения вреда всему живому, отказа от грубости, зависти, гнева, ненависти. Ненависть, утверждает буддизм, кончается отсутствием ненависти, а не другой ненависти. Творящий зло никогда не достигает умиротворения, ибо он вечно пребывает в состоянии озлобленности, зависти и недоброжелательности, и сотворенное им зло возвращается к этому глупцу, как пыль, поднятая против ветра!

Итак, можно констатировать присущее буддисткой этике гуманистическое содержание, боль за человека, протест против его унижения и угнетения, против кастового строя, стремление научить человека достойной жизни и доброте в мире, полном страданий и зла.

Наиболее глубокое воздействие на развитие этической мысли в Китае оказало учение Конфуция, жившего в VI – V вв. до н.э.

Центральным понятием этики Конфуция является «жэнь», которое обычно переводится как гуманность, человечность, человеколюбие.

Оно выражает требование доброжелательности, уважительности, почтительности, верности долгу и взаимности в отношениях между людьми и рассматривается как цель нравственного совершенствования. Отсюда вытекают сформулированные Конфуцием моральные требования: плати добром за добро и справедливостью за зло, познавай себя, уважай и люби старших, строго соблюдай существующий порядок, почитай предков, заботься о младших. Одним из важнейших правил Конфуций считает требование не делать другим того, чего не желаешь себе.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состояла основа этических взглядов брахманизма?

  2. Перечислите нравственные аспекты буддизма.

  3. Какие «классические» этические ценности дошли до нас с эпохи Древнего Востока?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация программы учебной дисциплины «Основы этики» Цели и задачи дисциплины

    Документ
    Целью изучения дисциплины является получение целостного представления об основах этики как самостоятельной области знания, способствующих нравственному развитию личности.
  2. Программа учебной дисциплины основы предпринимательства для студентов дневной формы обучения направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа
    После успешного освоения учебной дисциплины студент должен приобрести компетенции, позволяющие ему разработать и обосновать бизнес-идею в одной из сфер индивидуальной предпринимательской деятельности,
  3. Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300)

    Программа
    Теория международных отношений - одна из основных профессиональных дисциплин для студентов-международников. Изучение теории позволяет сформировать научный подход к исследованию международных отношений.
  4. Программа учебной дисциплины «Основы профориентологии» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

    Программа
    Повышенное требование современного производства к содержанию труда и психофизиологическим качествам личности ставят задачу использовать потенциальные возможности каждого человека с наибольшей эффективностью.
  5. Программа учебной дисциплины «Основы менеджмента» Для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа
    Курс «Основы менеджмента» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций

Другие похожие документы..