Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета ДМ 208.041.04. при ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологиче...полностью>>
'Документ'
В начале 21 века Россия и мир вступили в новую стадию развития – информационное общество. Основой развития всех сфер его жизни и в особенности образо...полностью>>
'Документ'
Сначала определяются единичные показатели, затем - групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности товар...полностью>>
'Документ'
Вместо, примерно, 50 гипотетических, не пульсирующих (неживых) объектов Стандартной модели Стива Вайнберга и вместо Теории струн Дэвида Гросса создан...полностью>>

Программа учебной дисциплины "Основы этики"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

37

ОСНОВЫ ЭТИКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа учебной дисциплины "Основы этики" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по специальности 0601 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".

Цель программы – обобщить и углубить этические знания, полученные студентами в предшествующем опыте, формировать ответственное отношение к своему поведению, побуждать их к нравственному самовоспитанию и сознательному выбору профессии, развивать умения анализировать и оценивать нравственные поступки, закреплять навыки культуры поведения.

В первом разделе "Основные этапы и направления развития этики" внимание уделяется основным этапам, представителям этической мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление нравственности в целом.

Во втором разделе "Историческое развитие нравственности" показана специфика морали, история ее развития.

В третьем разделе "Сущность, функции и структура морали" освещаются такие понятия, как нравственный поступок, ответственность, высшие нравственные ценности, их значение в жизни каждого человека и общества в целом.

Четвертый раздел "Деловая этика" раскрывает этические принципы и нормы деловых людей, прививает культуру делового общения, партнерских отношений.

Структура программы подчинена основным формам учебной работы: лекция, подготовка и защита рефератов, анализ жизненных ситуаций с нравственным содержанием, сочинения-размышления, интервью, подбор материала из периодической печати, из произведений художественной литературы, исторических фактов, поиск и анализ высказываний великих людей, пословиц и поговорок.

Программа включает также список литературы.

Данный курс изучается студентами заочного отделения на 4 курсе, рассчитан на 42 часа, из них 10 часов на аудиторные занятия, 32 часа отводится на самостоятельную работу студентов. В конце изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  • Предмет и значение этики как философской дисциплины;

  • история этических учений;

  • основные понятия и принципы этики;

  • сущность, функции и структура нравственности;

  • понятие долга и ответственности;

  • профессиональная этика;

  • этика партнерских взаимоотношений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

аудитор.

занятия

сам. работа студента

Этика – учение о морали и нравственности

2

2

Раздел I. Основные этапы и направления развития этики

12

8

4

Тема 1.1. Этические учения Древнего Востока

2

Тема 1.2. Античная этика

2

2

Тема 1.3. Средневековое учение о нравственности

2

Тема 1.4. Этика Нового времени. Современные этические теории.

2

2

Раздел II. Историческое развитие нравственности

4

4

Тема 2.1. Происхождение морали

2

Тема 2.2. История нравственных отношений

2

Раздел III. Общая структура морали и ее основные элементы

14

10

4

Тема 3.1. Сущность, функции и структура морали

2

Тема 3.2. Моральная практика и моральное сознание

2

Тема 3.3. Моральная оценка, ее природа и особенности

2

Тема 3.4. Высшие нравственные ценности: долг и ответственность, свобода, счастье, смысл жизни

2

2

Тема 3.5. Нравственный поступок и его оценка

2

2

Раздел IV. Деловая этика

10

8

2

Тема 4.1. Этические принципы и нормы деловых людей

2

Тема 4.2. Культура и этика общения делового человека

2

2

Тема 4.3. Профессиональная этика

2

Тема 4.4. Этика партнерских отношений

2

Всего по дисциплине

42

32

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика – учение о морали и нравственности.

Студент должен иметь представление:

  • об этике, как науке о морали;

  • о нравственных основах образа жизни.

  • Что изучает этика. Роль этики в жизни общества. Значение этики для нравственного развития личности.

Методические рекомендации

Слова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляются как синонимы, и этому способствует перевод слов «этос» и «моралис» с греческого и латинского как «обычай», «уклад», «порядок», «нрав». Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий.

Термины «мораль», «нравственность» здесь означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры, а под «этикой» понимается исследование, изучение морали и ее обоснование.

Таким образом, мораль, или нравственность, является предметом изучения этики, подобно тому, как право представляет собой предмет юридической науки, а язык – языкознания.

Что же представляет собой мораль как предмет этики?

Мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила поведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать и опровергнуть другие.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ

Тема 1.1. Этические учения Древнего Востока

Студент должен иметь представление:

  • о богатстве философско-этической мысли Древнего Востока;

  • о воздействии на развитие этической мысли буддизма и учения Конфуция.

Методические рекомендации

При всем многообразии и богатстве философско-этической мысли Древнего Востока ей присуще некоторое внутреннее единство, отличающее ее от европейской философии.

Расслоение первобытнообщинного строя и становление классового общества происходили здесь крайне замедленно и сопровождались длительным и устойчивым сохранением общинного уклада жизни. Отсутствие частной собственности на землю, появлению которой препятствовала сначала родовая община, а позже сельскохозяйственная соседская община и стоящая над ними государство, обуславливало неразвитость товарного производства и торговли, мешало индивидуализации бытия человека и развитию в нем личности. Замкнутость и изолированность этих сельских общин, подчиненных государству и основанных на примитивном разделении труда и натуральном хозяйстве, способствовали застойности всей социально-экономической жизни, консерватизму социальной культуры, статичности и неизменности всего жизненного уклада восточного общества.

Классовая структура общества в подобных условиях имеет тенденцию к закреплению в иерархии наследственных каст, фиксирующих социальное неравенство. В подобном обществе человек оказывается полностью зависимым и бесправным перед лицом общины и государства, опутанным рабскими цепями традиционных правил и превращенным в покорное орудие суеверий. Сознание устойчивости и прочности своего бытия такой человек находит только в религиозно-мифологическом сознании, утверждающем сверхъестественную связь человека с окружающим миром, природой, божественным космосом. Слиться с ним, подчиниться ему, отказавшись от своего «Я», следовать обычаям и традициям предков и выполнять указания старших – такова нравственность этого общества, такова суть этических учений.

Так, в Древней Индии к VI в. до н.э. появилось учение брахманизм. В созданном Брахманом мире все связано со всем, совершается вечный кругооборот жизни, и в это непрерывное движение колеса жизни – сансары – втянуто все живое. Душа человека после его смерти не исчезает, а перевоплощается в другое существо.

Принцип кармы ставит это перевоплощение в зависимость от прошлой жизни человека, от соблюдения им предписанного для каждой касты дхармы – закона образа жизни. Соблюдение дхармы и следование ей или же, наооборот, ее нарушение влечет посредством кармы перерождение души человека либо в сторону повышения его социального статуса, либо наооборот. Законами кармы и дхармы установлена и поддерживается сама иерархия каст – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры образуют эту иерархию. Однако перевоплощение душ не ограничивается только более высокой или низшей кастой, а может включать также превращение в животных.

Тот же, кто всегда ревностно и усердно исполнял истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает освобождения из потока сансар и сливается с Брахманом. Это состояние абсолютного блаженства и освобождения от перерождений называется мокшей.

Таким образом, брахманизм поддерживает и закрепляет сложившийся порядок и социальную стабильность, определяя правильный образ жизни, круг обязанностей для каждой касты. И одновременно выражает обобщенную суть предъявленных к любому человеку требований: «подавление, подаяние, сострадание».

Как и во всякой религиозной концепции морали, здесь на первое место выставляются религиозные ценности – уважение и почитание богов и брахманов, содержание брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности.

Наряду с религиозными добродетелями брахманизм культивировал и целый ряд общечеловеческих нравственных норм: почитание предков и, сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

Таким образом, этика брахманизма предстает как одна из первых религиозно – этических систем, призванных духовными средствами цивилизовать общество и человека, гармонизировать отношение между ними, дать человеку ценностные ориентиры, определить круг основных обязанностей и придать жизни какой-то смысл.

В то же время она оправдывала и закрепляла социально-классовое неравенство, насаждала идеи покорности и терпения, веру в сверхъестественные пути избавления от трудностей жизни.

Примерно в VI в. до нашей эры в Индии возникает оппозиционное ортодоксальное брахманизму учение, названное по имени легендарного его основателя буддизмом. В качестве идеологии простых людей буддизм проповедовал духовное равенство людей, независимость человеческого достоинства от кастового и социального статуса, порицал присущую брахманизму сложную обрядность, богатые жертвоприношения как недоступные для бедных людей. Одновременно буддизм резко критиковал четко обозначавшуюся в брахманизме тенденцию к перерождению от скромности и аскетизма, воздержания и умеренности к роскоши, и богатству.

Здесь обращает внимание требование скромности и простоты в жизни, умеренности и воздержанности во всем, вежливости и терпеливости в общении с людьми. Буддизм настаивает на уважительном отношении к старшим, требует не причинения вреда всему живому, отказа от грубости, зависти, гнева, ненависти. Ненависть, утверждает буддизм, кончается отсутствием ненависти, а не другой ненависти. Творящий зло никогда не достигает умиротворения, ибо он вечно пребывает в состоянии озлобленности, зависти и недоброжелательности, и сотворенное им зло возвращается к этому глупцу, как пыль, поднятая против ветра!

Итак, можно констатировать присущее буддисткой этике гуманистическое содержание, боль за человека, протест против его унижения и угнетения, против кастового строя, стремление научить человека достойной жизни и доброте в мире, полном страданий и зла.

Наиболее глубокое воздействие на развитие этической мысли в Китае оказало учение Конфуция, жившего в VI – V вв. до н.э.

Центральным понятием этики Конфуция является «жэнь», которое обычно переводится как гуманность, человечность, человеколюбие.

Оно выражает требование доброжелательности, уважительности, почтительности, верности долгу и взаимности в отношениях между людьми и рассматривается как цель нравственного совершенствования. Отсюда вытекают сформулированные Конфуцием моральные требования: плати добром за добро и справедливостью за зло, познавай себя, уважай и люби старших, строго соблюдай существующий порядок, почитай предков, заботься о младших. Одним из важнейших правил Конфуций считает требование не делать другим того, чего не желаешь себе.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состояла основа этических взглядов брахманизма?

  2. Перечислите нравственные аспекты буддизма.

  3. Какие «классические» этические ценности дошли до нас с эпохи Древнего Востока?

Тема 1.2. Античная этика

Студент должен иметь представление:

  • об основных этических взглядах Сократа, Платона, Аристотеля.

Методические рекомендации

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей…» Не случайно, поэтому преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической рефлексии была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум правит миром античной этики, его первостепенное значение сомнению не подвергается. Другая характеристика античного мировоззрения – стремление к гармонии, принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.

«Отец» античной этики Сократ (469-399до н.э.) абсолютизирует мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни, основы культуры. Сложность реконструкции этической позиции Сократа связана с отсутствием его письменного наследия, однако записи его высказываний, сделанные учениками, свидетельства современников и, наконец, особенности жизни и смерти мыслителя позволяют судить об основаниях его учения.

По Сократу смысл жизни человека, высшее благо – в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье – это содержание благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым.

Задача этики: помочь человеку стать моральным. Сократ различает счастье и наслаждение; ставит проблему свободы воли; определяет главные добродетели (мудрость, мужество, умеренность, справедливость); подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования человека. В интерпретации всех этих проблем Сократ стоит на позициях рационализма. Знание – основа добродетельности, незнание – источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. За убежденностью Сократа в том, что мудрец не способен на зло, стоит глубокая идея: моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные.

Учение Платона (427-347гг. до н.э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.

Этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) этику.

Первая представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться с истинным миром – миром вечных идей. Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная – мудрости, волевая – мужества, аффективная – умеренности. Добродетели, носящие врожденный характер, - это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей. В этом восхождении – смысл человеческого бытия. Средством возвышения является пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.

Определяемая этими идеями, социальная этика Платона предполагает закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью, воины – мужеством, низшее сословие – умеренностью). Благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализоваться высшая добродетель-справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносятся интересы отдельной личности: в утопии Платона нет места индивидуальности.

В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) античная этика достигает своего высшего развития, что вряд ли было бы возможно, если бы ученик не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу служения истине. Заслуги Аристотеля в развитии этики чрезвычайно велики: он дал имя этой науке, ему принадлежит первый специальный этический труд « Этика к Никомаху», он впервые поставил проблему самостоятельности этики, построил глубокую, синтетическую теорию морали. Для этической теории Аристотеля характерны развитый логический анализ, единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения, социальная ориентированность этической рефлексии, установка на прикладное, практическое значение теории морали.

Этика в понимании Аристотеля – это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она наряду с политикой является очень важной наукой.

Учение о счастье. Отдавая дань традиции, высшим благом Аристотель признает счастье, внося много инновационных оттенков в интерпретацию этого понятия. Счастье – это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека. Среди многочисленных условий счастья главными являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.

Учение о добродетели. В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что дает ему возможность поставить проблему нравственного воспитания. Добродетель связана с общественно значимым действием («Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души»), обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). Поскольку мораль основана на разуме и воле, постольку выделяются добродетели дианоэтические и этические. Аристотель предлагает также конкретно подходить к определению меры добродетели (например, понятие мужества зависит от того, о ком мы ведем речь – о младенце или атлете), высказывает идею о том, что каждая добродетель – середина между двумя крайностями (мужество, например, это середина между трусостью и «безумной отвагой»). Множество интересных наблюдений содержит также анализ отдельных добродетелей, в том числе главных: справедливости, мудрости, мужества, мудрости, умеренности.

Учение о дружбе представляет собой первый опыт постановки и решения проблемы общения. Подчеркивая высокую нравственную ценность дружбы, Аристотель анализирует ее количественные и качественные параметры, предлагает классификацию ее различных видов (дружба ради наслаждения, ради пользы, ради добродетели).

Эпикур (341-270 гг. до н. э.), опиравшийся на наследие киренаиков и Демокрита, рассматривает этику как «лекарство для души», помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновесие.

Эпикур определяет счастье весьма своеобразно – как свободу от телесных страданий и душевных тревог. Основная его цель – помочь человеку избавиться от страданий, любой раздел его учения подчинен именно этой задаче. Говоря, например, об удовольствиях, Эпикур отмечает: счастье и удовольствие не тождественны, счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям (избегать неестественных удовольствий, соблюдать меру, предпочитать духовные наслаждения). Кроме этого, условиями счастья являются: атараксия (безмятежность души, невозмутимое, спокойное состояние духа); индифферентность ко всему внешнему; дружба; правильное отношение к жизни и смерти, т.е. все, что, по мнению Эпикура, освобождает от страданий и способствует приобретению внутренней независимости от мира.

Добродетель не самоценность, а необходимое для счастья средство. Главная добродетель – мудрость, предполагающая занятия философией, без которой нельзя понять суть вещей и преодолеть страх смерти. Мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти (смерть не может причинить страданий: когда есть человек, нет смерти, когда присутствует смерть, нет уже человека).

«Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой» - это не просто слова, это жизненная позиция Эпикура, воплощенная на практике. Нужно отметить, что вообще вся его жизнь есть реализованное учение. Не случайно ученики и последователи Эпикура благоговейно сохраняли память о нем.

Тема 1.3. Средневековое учение о нравственности

Студент должен иметь представление:

  • об общей основе, на которой строится все христианское учение о нравственности.

Методические рекомендации

Переход от античности к средневековью ознаменовался в этике переворотом, суть которого состояла в том, что этика стала религиозной. Поэтому вся основная проблематика христианского нравственного учения – об источнике и природе морали, о критериях нравственности, о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, о добре и зле – восходит к Священному Писанию. В своем творчестве христианские теологи и философы (Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мартен Лютер и другие) стремились раскрыть и растолковать нравственный смысл текстов Священного Писания, обосновать нравственный, праведный, образ жизни христианина.

Общая основа, на которой строится все христианское учение о нравственности, состоит в следующем.

Весь мир со всем содержанием создан Богом – абсолютным творческим началом, животворящей сущностью. Сотворив мир, Бог дал ему обеспечивающие порядок и гармонию мироздания устои, поэтому он не только всемогущ, но и всеблаг.

Человек также создан Богом, причем является существом привилегированным – он сотворен «по образу и подобию» самого Творца для вечной радостной жизни и духовного совершенства. Именно способностью к духовной жизни он подобен Богу. Он наделен свободой мыслить и действовать, чтобы «ходить перед Богом», служить ему и тем самым поддерживать установленный Богом порядок. Ведь гармония мироздания возможна лишь при условии, что стремления и действия каждого существа во Вселенной подчинены единой воле – воле сотворившего ее Бога.

Однако первые люди нарушили волю Бога, и этот первородный грех повредил человеческую природу, исказил в человеке образ божий, а сотворенный мир утратил свой божественный порядок.

Человеческие тяготы и страдания в земной жизни – это плата за грехи и одновременно стимул для осознания собственной ничтожности и бессилия, для преодоления злополучного и гибельного разрыва человека с Творцом и восстановления связи с Богом.

Образ Христа – свидетельство единения человека с Богом и одновременно образец духовного величия и нравственного совершенства.

Всей жизнью, смертью и воскрешением Христос подтвердил правоту своего учения и проповедей. Его облик предстал как образец нравственного величия и совершенства, силы духа, увлекающей за собой не принуждением, а примером любви и самоотверженности. Ведь Богу нужно не просто соблюдение человеком заповедей, а самоотверженное и бескорыстное служение, добровольная и искренняя вера, чистая духовная любовь.

Христианская этика знаменовала собой значительный шаг в культурном и нравственном развитии человеческого общества.

Оно возвысило мораль над всеми другими формами духовного освоения мира, придав ей абсолютный характер и освятив авторитетом Бога. Все явления земной жизни обретали свой смысл только в отношении Царства Божьего в свете исполнения человеком своего призвания – преодоления собственной индивидуальной ограниченности в духовном развитии.

Христианская этика утвердила, хотя и в отраженном от Бога свете, ценность каждого человека независимо от его расы, национальности, происхождения и социального положения, независимо даже от его достоинств.

Введение в этическую проблематику категорий греха, вины, страдания, искупления, покаяния, спасения позволило значительно углубить понимание специфики нравственности. Простоватая и самонадеянная языческая мораль не улавливала, что подлинная зрелая нравственность предполагает не просто правильные и хорошие поступки, а мотивированные желанием добра в борьбе с желанием зла, в борьбе с искушением и соблазном.

Даже смысл жизни человека в религиозной этике изымается из его личного бытия и приобретает потустороннее значение – «…никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, - всегда Господни», - наставляет апостол Павел.

Таким образом, достижения и гуманистический пафос христианской этики были исторически обусловлены и ограничены своим временем.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные концепции религиозной этики.

  2. Какую роль сыграл авторитет Бога в становление нравственности Средневековья?

  3. Проанализируйте сущность десяти заповедей христианства.

Тема 1.4. Этика Нового времени.

Современные этические теории

Студент должен иметь представление:

  • об этических взглядах Гоббса, Канта, Гегеля;

  • основах марксисткой этики;

  • натуралистической концепции человека и морали.

Методические рекомендации

Если доминирующим мотивом этики эпохи средневековья было обоснование сверхъестественного источника нравственности, то Новое время преимущественно ориентировано на выявление натуралистического основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъективными определителями. Несмотря на то, что этика Нового времени – это своеобразная форма отрицания средневековой интерпретации морали, проблема надындивидуального характера нравственности, всеобщности ее повелений отнюдь не становится менее значимой.

На первом этапе этика еще сохраняет достаточно прочные преемственные связи со средневековым мировоззрением, а своеобразным способом утверждения новых идеалов выступает скептицизм. Наиболее интересным свидетельством этого является позиция Мишеля Монтеня (1533- 1592), сумевшего в образно – эмпирической форме зафиксировать многие противоречия морального сознания, задать позднейшим теоретикам морали «труднейшую проблему: каково может быть основание добродетели, если она не покоится ни на личных, ни на общественных потребностях человека, а вступает в противоречие с тем и другим?».

На втором этапе развития этического самопознания Нового времени предпринимаются попытки позитивного решения этой проблемы. Попытки эти весьма разнообразны, а ценностные ориентации их авторов достаточно однородны, они несут в себе пафос моральной эмансипации личности. Доминирующая установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто оборачивалось сведением ее к естественнонаучному знанию. Стремление придать этике статус строгой научной теории путем использования методов математики, физики было характерно для этических изысканий Декарта, Гоббса, Спинозы и многих других.

Спиноза (1635 – 1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию, одним из основополагающих положений которой выступает тезис о рациональной сущности человека.

Гольбах (1723 – 1789 гг.) и Гельвеций (1715 –1771 гг.) интерпретируют человека в психофизиологическом ключе («человек есть чисто физическое существо» - Гольбах). Преодолевая свое природное себялюбие, человек может и должен стать «разумным эгоистом», т.е. правильно понять свои интересы и руководствоваться «компасом общественной пользы» для их осуществления. Мораль, предлагающая установку на общественное благо, оказывается полезной индивиду, поскольку позволяет реализовать свой интерес.

Моральная философия И.Канта (1724 – 1804 гг.) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность, не случайно этическим рассуждениям он посвящает многие свои произведения: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов».

Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно – положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом – категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Указываемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но не может служить критерием различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании представить в виде общей нормы.

Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В. Гегелем (1770 – 1834 гг.), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально содержательной морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. Соответственно этому в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизированно изложены в его трудах «Философия права», «Феноменология духа».

Основоположения марксисткой этики

К.Маркс и Ф.Энгельс не создали специального учения о морали, однако новый тип философствования определил и новые подходы к решению этических проблем. Обратившись к поиску реальных основ морали, создатели марксизма развили гегелевский принцип историзма в социально – исторический подход. Он означает, что нравственность людей определяется, в конечном счете, тем образом жизни, который они ведут и который, в свою очередь, обусловлен сложившимся способом производства. Под производством здесь понимается не только создание материальных благ, но и производство всей общественной жизни. Таким образом, мораль – феномен не только личностного сознания, но, в первую очередь, социальное явление.

Марксистская этика основывается на убеждении во всесилии социальной практики, способной коренным образом преобразовать систему общественных отношений и тем самым саму человеческую природу. В отличие от всей предшествующей философии исторический оптимизм марксистской этики основывается не на вере, что мир устроен таким образом, что, в конечном счете, истина и человечность совпадают, а на убежденности, что этот идеал достижим в силу того, что он буквально создается самим человеком.

Классовая сущность морали с необходимостью приводит к ее подчинению политике как более непосредственному и определенному способу реализации классовых интересов. Вследствие этого прогрессивная нравственность «выводится из интересов классовой борьбы пролетариата», и в ее основе «лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Тем самым мораль лишалась своего своеобразия, специфики, превращалась в средство оправдания утилитарной практики тех социально – политических сил, которые в данный исторический момент орудовали от имени исторической необходимости прогрессивного развития.

Такая мораль была необходима для оправдания диктатуры революционного класса, то есть для не связанной никакими законами, ни божескими, ни человеческими, в опирающейся на открытое насилие власти, необходимой для разумного переустройства общественных отношений и тем самым для преобразования природы человека.

Закономерно, что практическое испытание марксистская теория прошла в России – в бедной, отсталой феодальной стране с вековыми самодержавно – деспотическими и патриархально – общинными традициями, где никогда не существовало частной собственности для подавляющего большинства населения, где никогда не слыхали ни про какие права, кроме тех, что дозволены начальством ей.

Поэтому неизбежным, хотя, хотелось бы верить, непредвиденным результатом смелых революционных преобразований общества по марксистско – ленинским чертежам стало построение тоталитарного общества тирании и несвободы – с деспотической властью, эффективно действующим репрессивным и идеологическим аппаратом и превращением людей в колесики и винтики государственной машин.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем особенности этики Нового времени?

  2. Перечислите основные идеи этики И.Канта.

  3. Почему марксистская этика по своей сути является социальной?

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Тема 2.1. Происхождение морали

Студент должен иметь представление:

  • о религиозной этике;

  • о натуралистической этике;

  • о социально-исторической этике.

Методические рекомендации

Человек вышел в процесс эволюции из животного мира и , уж во всуком случае, является живым существом. Потому закономерен вопрос:есть ли в биологии человека нечто, способствующее нравственности, или нечто, препятствующее ей? И есть ли нравственность у других животных?

На вопрос, какое влияние на нравственность оказывает собственная телесная природа человека, мыслители прошлого, как водится, давали два противоположных ответа. Первый: человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия (Ж.Ж.Руссо). Второй: человек от природы зол, и нравственность существует для ограничения и подавления его природных пороков (Гоббс).

Складывается впечатление, что биологическая природа существенно на характер нравственности не влияет. Во всяком случае биология не объясняет ее. Так же, как существование наследственных факторов не снимает ответственности за наш собственный образ мыслей и действий. Если мы, по Дарвину, и произошли от обезъяны, то выражение “ведет себя, как обезъяна” сполна показывает, что не следует выводить человеческую нравственность из обычаев “бандерлогов”(“Маугли”).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как происходило становление морали?

  2. Современные биологические исследования идут все глубже в познании механизма наследственности. Не будет ли вскоре открыт “ген морали”?

  3. ”Животные суть не что иное, как прообразы наших добродетелей и пороков” (В.Гюго). Каких, например?

Тема 2.2. История нравственных отношений

Студент должен иметь представление:

  • о нравственности в рабовладельческом общечстве;

  • о нравственности в феодальном обществе;

  • о нравственности в буржуазном обществе.

Методические рекомендации

Изначальной формой человеческой организации была община. Здесь были заложены аксиомы человеческого общежития, известные под названием простых норм нравствености. Один их цикл связан с патриархальным бытом и главенством мужчины: почитание отца не только как родителя, но и как начальника; послушание всякому старшему. В “обмен” на это женщины и дети в семье получают защиту и покровительство – о слабых заботятся.

Другой круг норм определяется тесной связью общины со своей территорией и с конкретной землей. Всякий патриотизм начинается отсюда.

Третья группа норм вытекает из чувства сплоченности членов общины как ныне живущих, так и умерших и еще не родившихся. Человек общины всегда помнит о принадлежности к своей общности. Коллективисткая ориентация сознания изначально составляет краеугольный камень морали.

Христианство предлагает новые духовные ориентиры. Христианская мораль обращена к личности, апеллирует к совести каждого. Христианство уравнивает перед лицом бога всех, невзирая на национальность, богатство и титулы. Еще одна привлекательная в моральном плане идея-идея бесконечного сострадания, изливающегося от бога на людей, а значит, бесконечного человеколюбия, гуманизма.

Таким образом, христианство обогатило и развило моральный опыт человечества, явилось прогрессом по сравнению с патриархальными нравами. Однако глубинные его возможности так и остались нереализованными.

Буржуазная мораль. Под буржуазной моралью обычно понимаются взгляды и нравы определенного сословия, хотя понятно, что другие слои общества имеют в этот период свои, отличные от “буржуазных”, нравственные представления.

Чтобы понять соль нового кодекса морали, надо представить те условия, в которых возникает капиталистическая общественно-экономическая система. Развитие машинного производства, свободного рынка рабочей силы, активное движение товаров и капиталов разрушают сословное деление общества. Индивид, подобно атому, теряет чувство принадлежности к социальной группе, ее покровительство. В обществе, где каждый-сам за себя, мораль обязательно индивидуалистическая. Идеалом становится человек, который “обязан всем самому себе”. Чтобы выковать свое счастье, надо трудится, не покладая рук. Едва ли не впервые трудолюбие стало считаться общей добродетелью как эксплуатируемых, так и господ.

Нравственность держится на рациональном убеждении в ее полезности. Следом за тщательным расчетом идет такая добродетель, как бережливость.

Итак, буржуазная мораль имеет свои плюсы и минусы. В число ее завоеваний входит: 1) индивидуализация нравственной жизни, когда экономически независимый человек становится и морально автономным; 2) человек поступает по собственному разумению-из личного долга и по своей совести, а не только под нажимом общественного мнения; 3) то, что перед лицом денег все равны, создает предпосылку убеждения, что нормы нравственности могут быть для всех одинаковы, а ценности-общечеловечны.

Но у достижений есть и оборотная сторона. Плодотворный индивидуализм легко вырождается в обычный эгоизм, богатство в качестве мерила добродетели отодвигает последнюю на второй план. “Расчетливая добродетель” означает разрушение установки на безкорыстное, неизмеримое добро. Мораль приобретает характер товара, выступает как официальная, наподлинная, отчуждается от живого человека.

Вопрося для самоконтроля:

  1. В чем заключаются особенности морали в первобытном обществе?

  2. Какие духовные ориентиры имела христианская мораль?

  3. Дайте сущность буржуазной морали.

  4. Как вы понимаете пословицу “Работа без устали – ключ к успеху”.

РАЗДЕЛ 3. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Тема 3.1. Сущность, функции и структура морали

Социальная сущность морали. Функции морали. Моральная практика и моральное сознание как элементы структуры морали.

Студент должен иметь представление:

  • о структуре морали;

  • о функциях морали;

  • о сущности морали.

Методические рекомендации

Большинство авторов сходятся на общем понятии морали как совокупности особого рода требований и оценок. Разновидностью этого исходного определения является представление о морали как совокупности правил и норм поведения человека в обществе.

Главным определением сущности морали является то, что это способ регулирования общественных отношений и поведения человека.

Также это способ практически-духовного освоения человеком действительности.

Истина, красота и добро – вот три грани единого идеала духовности, являющегося высшей целью духовного освоения человеком действительности и определяющего структуру и содержание этого освоения.

Таким образом, мораль есть такой способ поведения человека, который осуществляется через выработку духовных ценностей – понятий добра и зла, долга и справедливости, через стремление к целям, составляющим смысл человеческого существования. Мораль – это внутренний саморегулятор поведения человека, настроенный на принципы человечности.

Назначение морали конкретизируется в присущих функциях, среди которых выделяют регулятивную, оценочно-императивную, воспитательно-гуманистическую, познавательную, прогностическую и идеологическую.

Надежным средством повышения эффективности выполнения моралью своей регулятивной функции, наряду с гармонизацией общественных отношений, является духовная развитость человека, его моральная зрелость, крепкое чувство чести и собственного достоинства, не позволяющее ему поступиться моральными ценностями без серьезного ущерба для самой личности ни при каких обстоятельствах.

Оценочно-императивная функция морали находит свое выражение в формулировании повелений, то есть отражения действительности с точки зрения, какой она должна была быть, если бы отношения людей строились с идеальным долженствованием.

Приобщение к моральным ценностям, воспитание моральных чувств и переживаний, высоких духовных идеалов и способностей сопереживания, сочувствия, милосердия, то есть всего того, что делает человека человеком и моральным существом, составляет содержание воспитательно – гуманистической функции морали.

Способность морали усиливать или ослаблять политические позиции может быть вызвана ее идеологической функцией.

В целом же все эти функции тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и содержательность духовной жизни человека, придавая ей гуманистическую направленность и высокую осмысленность.

Структура же морали состоит из таких элементов, как моральная практика и моральное сознание.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какую роль играет мораль в постижении человеком смысла бытия?

  2. Перечислите три грани единого идеала духовности.

  3. Как, по–вашему мораль регулирует поведение человека?

  4. Перечислите функции морали.

  5. Чем мораль отличается от обычаев?

  6. Чем мораль отличается от права?

Тема 3.2. Моральная практика и моральное сознание

Понятие моральной практики. Сущность морального сознания. Структура морального сознания и содержание.

Студент должен иметь представление:

  • о нравственной деятельности;

  • о моральном сознании и присущим ему характеристикам;

  • о структуре и содержании морального сознания.

Методические рекомендации

Нравственная деятельность человека складывается из поступков, которые имеют собственную структуру, синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные компоненты. Совершая поступки, человек вступает в определенные отношения с другими людьми, с обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность связей и взаимосвязей, которые и называют нравственными отношениями. Нравственные отношения – это ценностное смысловое содержание общественных отношений.

Нравственные отношения несут в себе морально ценное содержание, выступают способом детерминации поведения человека наряду с ценностями морального сознания и неморальными внутренними побуждениями. Вследствие этого они накладывают на человека определенные обязанности.

Моральная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое более или менее устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, то есть относительно устойчивых, типичных и массовидных формах поведения и отношениях.

Идеальную сторону морали представляет моральное сознание. Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений.

Структура морального сознания включает в себя нормы (норма – это требование, которое должно быть выполнено для достижения определенной цели), моральный кодекс (совокупность моральных норм и принципов, объединенных по единому основанию), моральные качества, нравственный идеал, ценностная ориентация.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какую роль в жизни человека имеет моральная практика?

  2. Как вы понимаете сущность морального сознания?

  3. Перечислите элементы морального сознания.

  4. Перечислите моральные качества человека.

Тема 3.3. Моральная оценка, ее природа и особенности

Студент должен:

  • давать субъективную и объективную оценку действий;

  • устанавливать значимость и смысл поступков, явлений.

Методические рекомендации

Моральная оценка представляет собой субъективную и осознанную сторону объективно складывающегося ценностного отношения к действительности, установление его значимости, смысла.

В качестве субъекта моральной оценки выступает человек или определенное сообщество, обладающее относительно устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Объектом моральной оценки могут быть все без исключения явления человеческой жизни.

В качестве основания для моральной оценки мотивов и установок поведения, качеств характера, поступков человека, всей его жизненной позиции, также как явлений общественной жизни, выступают сами моральные ценности-различные формы выражения моральных требований, с которыми и происходит сопоставление. Это нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести и достоинства, долга.

Высшим, абсолютным критерием и основанием моральных ценностей, являющихся в свою очередь основанием для конкретных моральных оценок, является общественно-историческая необходимость развития и самоутверждения ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности. Именно интересы личности, а не рода, сословия, класса, нации, государства с их отдельными, особенными, а не всеобщими интересами лежат в основании иерархии моральных ценностей.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Кто является субъектом моральной оценки?

  2. Что является объектом моральной оценки?

  3. Какую роль играют средства массовой информации в формировании общественного мнения?

Тема 3.4. Высшие нравственные ценности: долг и ответственность, свобода, счастье, смысл жизни

Студент должен иметь представление:

  • о нравственной свободе, различных видах и сущности долга;

  • ответственности;

  • поступках, совести, стыде;

  • счастье, смысле жизни;

  • дисциплине, самодисциплине.

Методические указания

Что такое «ценность», интуитивно ясно каждому человеку. Это понятие выражает значимость, которую нечто имеет для нас. Мораль в качестве таких ценностей предлагает представления о смысле жизни, счастье, свободе, размышления о которых занимают каждого человека.

Одной из моральных ценностей является проблема жизни и смысла жизни. Человек смертен. И перспектива исчезновения заставляет нас биться над вопросом: есть ли смысл жить вообще, и каков смысл этого скоротечного существования? Задаемся мы этим вопросом постоянно, ибо на него нет единого и окончательного ответа. Каждый человек, поколение, общество должны искать его самостоятельно. Зачем? Утверждая осмысленность жизни, ее ненапрсность, мы справляемся со страхом смерти, мы раздвигаем свою коротенькую жизнь за пределы отведенного ей биологического времени, чтобы в моральном плане преодолеть смерть, раз уж нельзя избавиться от нее физически. Поиск смысла жизни – это и есть борьба за человеческое бессмертие.

Еще одна проблема – проблема свободы является одной из глобальных проблем, интерес к которой проявляется на протяжении всего процесса развития духовной культуры. Этика рассматривает данный вопрос в таких ракурсах, как свобода и ответственность, нравственная свобода, моральная ответственность.

Специфической моральной ценностью является понятие счастья. В этическом плане это означает достижение личностью специфически моральной удовлетворенности. Сознание осмысленности своей жизнедеятельности в целом, ее свободного подчинения возвышенному идеалу придает личности достоинство, вселяет в нее ощущение собственной порядочности, позволяет ей жить с чистой совестью. Счастье как высшая удовлетворенность от продвижения к поставленным целям и их достижения включает, следовательно, и положительную моральную самооценку.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как вы понимаете выражение «Жить в обществе и быть свободным от него невозможно»?

  2. Что значит для вас быть счастливым?

  3. В чем конкретно для вас заключается смысл жизни?

  4. Объясните понятие морального бессмертия.

Тема 3.5. Нравственный поступок и его оценка

Студент должен иметь представление:

  • о нравственном поступке;

  • нравственном самовоспитании;

  • нравственном идеале;

  • товариществе, дружбе;

  • чести и достоинстве.

Методические рекомендации

Вся нравственная деятельность человека складывается из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами имеют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может способствовать ее обоснованности и объективности.

Действие само по себе, как и бездействие в определенных ситуациях, есть лишь носитель поступка, его «внешность», в то время как его сущностью является нравственное содержание и смысл.

Прежде всего, следует выделить факторы моральной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и содержание и полученный результат.

Условия совершения поступка могут быть благоприятствующими ему, нейтральными или непреодолимыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нравственного долга и совести.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие элементы составляют поступок и какова роль каждого из них?

  2. Когда возникает ситуация выбора поступка?

  3. Что определяет меру активности в моральном выборе?

  4. Что для вас является нравственным идеалом?

  5. Дайте характеристику понятий морали: товарищество, дружба, честь и достоинство.

РАЗДЕЛ 4. ДЕЛОВАЯ ИГРА

Тема 4.1. Этические принципы и нормы деловых людей

Студент должен иметь представления:

  • о создании имиджа делового человека;

  • внешности как элемента имиджа;

  • жестикуляции, мимики;

  • стили одежды

Методические рекомендации

Вы никогда не задумывались, почему одним в жизни выпадает все, а другим – ничего? Безусловно, здесь есть секреты, и те, кто знает их, всегда преуспевают. Один из секретов – деловой этикет. Его соблюдение является основой любой успешной профессиональной стратегии и тактики.

Слово «этикет» - французского происхождения. Оно сначала обозначало колышек, к которому прикреплялась бумажка с названием товара, позже – саму бумажку с надписью. В наше время этикет – это совокупность правил поведения человека, в которых выражается внешняя сторона общения; совокупность специальных приемов и черт поведения в общении людей, с помощью которых проявляются и поддерживаются статусы общающихся.

Современные деловой этикет заключается в умении приспособиться к конкретной жизненной ситуации, не утрачивая своего социального статуса; не в буквальном соблюдении правил поведения, а в умении, при необходимости, их нарушать.

Деловой этикет складывается из таких элементов как имидж, мимика, жестикуляция, стиль одежды.

Создание имиджа означает создание целостного портрета личности, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы. Задачи имиджа - добавить то, о чем еще не знали окружающие, улучшить то, что уже имелось, и сделать личность сильнее на фоне оппонентов.

Главное в имидже делового человека – быть естественным, излучать доброту и надежность.

Составная часть имиджа – жесты. Основные жесты, как правило, одни и те же во всем мире (следует обратить внимание на общеупотребимые жесты, рукопожатия, оценочные позы).

Также элементом делового этикета являются деловая одежда, аксессуары. Одежда и аксессуары человека, пластика его тела, позы, прическа, макияж, украшения и манеры обычно несут важную информацию или, наоборот, дезинформируют собеседника о человеке.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что понимают под деловым этикетом?

  2. Что значить создать имидж?

  3. Каковы задачи имиджа?

  4. Что главное в имидже делового человека?

  5. Какова роль жестов и мимики в деятельности делового человека?

  6. Насколько важно умение носить деловую одежду?

  7. Перечислите аксессуары и другие важные детали для деловых мужчин и деловых женщин.

Тема 4.2. Культура и этика общения делового человека

Студент должен иметь представление:

  • о публичных выступлениях;

  • правилах вежливости на работе.

Методические рекомендации

«Искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Эти слова Наполеона можно в полной мере отнести и к публичному выступлению.

Хорошее выступление обязательно должно содержать в себе:

  • точное изложение фактов и их анализ;

  • выводы, их них вытекающие;

  • призыв к действию.

Успех к выступлению может быть обеспечен только в том случае, если тема его выстрадана. В процессе подготовки необходимо изучить все написанное по данной теме и на этой базе выработать собственные мысли, сформулировать свои убеждения.

Секрет хорошего выступления не только в том, что вы говорите аудитории, а в том, как вы это говорите. Выступление должно быть пронизано индивидуальностью, умением увлечь, приковать внимание слушателя.

Культура общения делового человека немыслима без правил вежливости. Иногда путают тактичность и вежливость. Это две стороны одной медали. Тактичность зиждется на внутреннем состоянии души. Это качество скорее врожденное, чем благоприобретенное. Поэтому очень часто овладевший всеми тонкостями внешнего поведения человек остается в своей сущности грубым и беспардонным – бестактным.

Вежливость – качество благоприобретенное. Оно достигается правильным воспитанием. Усваивается вместе с приобретением хороших манер, легкости и деликатности в общении с людьми.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как готовиться к публичному выступлению?

  2. В чем заключается секрет хорошего выступления?

  3. Как построить отношения с коллегами в соответствии с этикетом?

  4. Какие элементы проявления вежливости допускает деловой этикет?

Тема 4.3. Профессиональная этика

Студент должен иметь представление:

  • о деловых бумагах;

  • визитной карточке;

  • этикете работы в компьютерных сетях.

Методические рекомендации

Наличие в обществе особой профессиональной морали является одним из последствий исторически сложившегося профессионального разделения труда. Возникновение и развитие профессиональной этики можно рассматривать в качестве одного из компонентов нравственного прогресса, поскольку они отражают возрастание ценности личности, утверждают принципы гуманности в межличностных отношениях.

В деловом мире существует немало профессиональных кодексов – врачей, юристов, учителей, журналистов, архитекторов, инженеров, ученых, государственных служащих. К некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования. Это вызывает новую – более высокую и многогранную – меру моральной ответственности. Возникает необходимость в дополнительных побуждениях и нормах поведения, совокупность которых и составляет данную профессиональную мораль или этику.

Этика ученого предполагает сочетание научной добросовестности с личной честностью исследователя. Этика врача – гиппократова клятва, где красной нитью проходит древняя заповедь служителя медицины: «не вреди».

Элементами профессиональной этики делового человека следует считать умения вести деловые бумаги, иметь визитную карточку, овладение этикетом работы на компьютерах.

Деловые визитные карточки являются неотъемлемым атрибутом современного делового человека. Первое представление чаще всего начинается с обмена ими. На визитной карточке должны быть четко обозначены фамилия и имя владельца, название фирмы, должность, полный почтовый адрес и другие сведения.

Большую роль в профессиональной этике играют деловые бумаги: бланк – одна из первых деловых бумаг, с которыми сталкивается клиент или заказчик; визитная карточка фирмы; деловое письмо; рекомендательное письмо; телеграмма; открытка; факс и электронная почта.

В ситуации, когда компьютерная сеть зачастую становится средством общения людей по разные стороны земного шара, должны существовать определенные правила поведения в компьютерной сети. Эти правила зависят от типа сети и определяются общепринятыми нормами человеческого общения. В локальных (местных) сетях и глобальных сетях (Интернет) имеются свои установившиеся правила поведения и общения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Причина зарождения профессиональной этики?

  2. В чем вы видите основы этики ученого, врача, журналиста и педагога?

  3. Перечислите требования к этикету ведения деловых бумаг.

  4. Роль визитной карточки в профессиональной этике?

Тема 4.4. Этика партнерских отношений

Студент должен иметь представление о механизме:

  • проведения переговоров, деловых встреч и совещаний;

  • деловом разговоре;

  • особенностях делового общения и этикета у разных народов.

Методические рекомендации

Составляющим делового этикета является этика партнерских отношений. Серьезного отношения требует проведение деловых встреч и совещаний, проведение деловых разговоров, знание особенностей делового общения в разных странах.

Успех переговоров зависит от тщательности их предварительной подготовки. Процесс подготовки к переговорам можно разделить на два тесно взаимосвязанных этапа: организационный и содержательный. Существуют общие правила поведения на переговорах, важным является подготовка помещения для переговоров, определение времени деловых встреч и переговоров.

Сама технология переговоров имеет структуру:

  • этапы изложения позиции;

  • стратегия ведения переговоров;

  • тактические приемы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что подразумевается под этикой партнерских отношений?

  2. Перечислите этапы подготовки и проведения деловых переговоров.

  3. Дайте характеристику особенностей делового этикета в разных странах.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. История этической морали.

  2. О любви.

  3. Характер в структуре личности.

  4. Мораль, этические воззрения средневековья.

  5. Деловой этикет.

  6. Биоэтика.

  7. Национальные особенности этики.

  8. Концепция социальной ответственности.

  9. Характер и темперамент.

  10. Этическая мысль Древней Греции.

  11. Этические изыскания Сократа.

  12. Протестантская этика и дух капитализма.

  13. Этикет – часть общечеловеческой культуры.

  14. Профессиональные и личные качества помощника руководителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева. Этика. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Минск, 2000.

  2. В.А.Кондрашов. Этика. – Ростов-на-Дону, "Феникс", 2000.

  3. Лучшие рефераты по этике и эстетике. - Ростов-на-Дону, Феникс", 2000.

  4. Энциклопедия этикета. – Москва, "АСТ-Астрель", 2002.

  5. Основы коммунистической морали – Москва, 1980.

  6. Беседы по этике. – Москва, "Просвещение", 1980.

  7. Этика. Методическое пособие для учителя. – Москва, "Народная асвета", 1982.

  8. Основы менеджмента. – М.Мескон, Москва, издательство "Дело", 1999.

  9. Е.Е.Вершигора. Менеджмент. – М.; Инфра-М, 1998.

  10. Б.С.Алякринский. Беседы о самовоспитании М.; 1977.

  11. Словарь по этике. – М.; 1983.

  12. А.Н.Литвин. Деловой этикет. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003.

  13. Этическая мысль. - М., Политиздат. 1998.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация программы учебной дисциплины «Основы этики» Цели и задачи дисциплины

    Документ
    Целью изучения дисциплины является получение целостного представления об основах этики как самостоятельной области знания, способствующих нравственному развитию личности.
  2. Программа учебной дисциплины основы предпринимательства для студентов дневной формы обучения направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа
    После успешного освоения учебной дисциплины студент должен приобрести компетенции, позволяющие ему разработать и обосновать бизнес-идею в одной из сфер индивидуальной предпринимательской деятельности,
  3. Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300)

    Программа
    Теория международных отношений - одна из основных профессиональных дисциплин для студентов-международников. Изучение теории позволяет сформировать научный подход к исследованию международных отношений.
  4. Программа учебной дисциплины «Основы профориентологии» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

    Программа
    Повышенное требование современного производства к содержанию труда и психофизиологическим качествам личности ставят задачу использовать потенциальные возможности каждого человека с наибольшей эффективностью.
  5. Программа учебной дисциплины «Основы менеджмента» Для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа
    Курс «Основы менеджмента» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций

Другие похожие документы..