Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
" " года наш отец - составил завещание, которым завещал сыну - (ответчику по делу) все свое имущество, которое ко дню его смерти окажется е...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Сучасну гуманітарну складову людської культури в її наукових вимірах з повним правом можна вважати людиноцентрованою. Філософія, психологія, соціолог...полностью>>
'Документ'
В целях совершенствования системы социального партнерства между Администрацией города, Советом по координации деятельности первичных профсоюзных орга...полностью>>
'Закон'
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПринятГосударственной Думой19 ноября 2010 годаОдобре...полностью>>

Человек есть то, что он помнит

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: Человек есть то, что он помнит.

(Великая Отечественная война в судьбе России и человека)

«Былые годы в памяти не стерты,

Встают из тьмы прошедшие года»

В.Сидоров. «Былые годы»

Задачи.

Образовательная: изучение движения Сопротивления в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории и в концентрационных лагерях, механизма биологического и химического оружия; осмысления произведений по данной теме в эстетическом и нравственном аспектах.

Воспитательная: образное восприятие героизма обыкновенных людей в Великой Отечественной войне; предательство, его истоки.

Развивающая: формирование навыков работы с документами, умение воспринимать силу художественного слова; развитие любви к родной

природе.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: Репродукции картин на тему Великая Отечественная война, фотографии, магнитофон и кассета с песней из к/ф «Офицеры», компьютерная презентация.

Наглядность: выставка книг художественных произведений и исторической литературы, посвященная Великой Отечественной войне; кадры из к/ф «Офицеры»

ХОД УРОКА.

«Жестокая безжалостная память обязывает нас, бывших солдат, быть правдивыми и честными до конца своей жизни. Она обязывает нас рассказать сегодняшнему поколению всю правду о войне, какой бы страшной и трагической не была эта правда. Это наш общественный и трагической не была эта правда. Это наш общественный и писательский долг перед живыми и мертвыми». В.Быков.

(Эпиграф к выставке художественной литературы.)

Учитель литературы:

-«Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война- это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четверых, оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки. Война- это письма, которых ждут, и бояться получать; и это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами»,- писал Ю.Бондарев.

Учитель истории:

- Великая Отечественная война является крупнейшим событием XX века. Это была не только вооруженная борьба противостоящих сил, но и противоборство в экономической, политической сферах, в области идеологии и психологии.

Великая Отечественная война- это кровавая схватка, которая унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принесла им муки страданий. Лишений, горечь и печаль.

(Сообщение учащегося «Подготовка приграничных территорий в случае войны»)

По сообщению учитель истории делает вывод:

- С началом войны организация партизанских действий в тылу немецких войск рассматривалась не как задача вооруженных сил, а как одна из задач из партийных и советских органов.

Учитель истории:

- Образование партизанских отрядов происходило по-разному: одни создавались из небольших групп, специально оставленных в намеченных районах перед приходом туда немецких войск или заброшенных в тыл врага, другие отряды были созданы военнослужащими, попавшими в окружении.

В 1941 году численность партизанских отрядов колебалась от нескольких десятков до сотен бойцов в каждом. К июню 1942 года в тылу врага действовало 387 учтенных партизанских отрядов и групп, из них только 37, т.е. 10 % имели радиостанции для связи с командованием.

Действием партизанских отрядов и диверсионных групп руководили первоначально республиканские и областные комитеты партии, политуправление, разведуправление. Постановлением от 30 мая 1942 года был образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), который возглавил первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Б.К.Пономаренко. Осенью 1942 года вводится должность Главнокомандующего партизанским движением, на которую был назначен маршал Ворошилов, который считал, что партизанские отряды должны стать составной частью РККА. 7 марта 1943 года постановлением ГКО ЦШПД был расформирован, но в мае того же года вновь восстановлен.

Практически отсутствовали специалисты минно-подрывного дела, не было самих минновзрывных средств. Партизанские командиры еще не получили опыта организации партизанских действий.

Учитель биологии:

- Большинство партизанских отрядов местом дислокации выбрали лес. Лес- это особый тип сообщества, который характеризуется большим видовым разнообразием, разветвленной системой пищевых цепей, благодаря чему имеет большую биологическую продуктивность.

Ярусность этой экосистемы позволяла вести диверсионную войну в маскировочных условиях, кроме этого, лес- это и дом, и стол, и необходимые медикаменты.

Фашисты наносили ощутимый урон партизанам, которые были лишены связи с Большой землей, именно поэтому очень часто они обращались к дарам матушки-природы.

Недостаток медикаментов? Да они повсюду! Вот ромашка, лопух, подорожник, валериана, брусника, черника - чего только нет. Вот удивительное растение мох сфагнум. Он впитывает воду в 25 раз больше собственного веса - его использовали вместо ваты.

Дары природы служили не только в качестве медикаментов, но были еще и пищевым ресурсом, которого зачастую не хватало. Истоки русского человека всегда находились в привязанности к родной земле, которой и был в данном случае лес.

Учитель литературы:

- Но чем чаще видит человек на войне гибель своих товарищей, тем реальнее возникает ощущение, что он не бессмертен.…И весь характер солдата проявляется в том, что он каждый день преодолевает самого себя. И каждый день он должен быть человеком.

Об этом повесть В.Быкова «Сотников». Жизненная основа повести такова: в 1944 году, в разгар Ясско-Кишеневской операции советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Пленный тоже задержал на нем отрешенный взгляд, и Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал плен. В ужасающих условиях плена не нашел в себе сил для сопротивления и борьбы, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошел на временную, как он думал (лишь бы перехитрить врага) сделку с совестью. Записался во власовскую армию, утешал себя надеждой перебежать к своим в удобный момент.

Но на то и война, чтобы не предоставлять удобных моментов. День за днем человек, поначалу без вины виноватый, увязал в отступничестве, принимая на себя все растущее бремя предательства.

(работа с текстом по вопросам)

Учитель истории:

- Таких людей, как Рыбак, были единицы. Основная воинская сила мужественно выполняла свой долг перед Родиной. Боевая Деятельность партизан наносила гитлеровцам огромный ущерб, вынуждала их усиливать охрану железнодорожных магистралей, мостов и других объектов, привлекая для этого не только полицейские формирования, но и регулярные воинские части.

Партизаны проводили большую разведывательную работу, благодаря которой Красная Армия вела успешные наступательные действия. Наиболее крупные партизанские операции были проведены по указанию ЦШПД летом и осенью 1943 года - «Концерт», «Рельсовая война», в которых приняли участие соответственно 193 и 170 партизанских отрядов и соединений. Фашисты организовали карательные операции, снимая с фронта целые дивизии, оснащенные танками и авиацией.

Учитель литературы:

- В повести В.Быкова «Сотников» герои стоят перед выбором. В романе Адамова «Каратели» показан результат выбора. Того страшного выбора, который делает у Быкова Рыбак. Суть его откроется однажды, когда командир взвода из батальона уничтожения Николай Белый вспоминает, как вырвался он из концлагеря, надел чужую форму, но повторял только одно: «Дайте добраться до карабина, дайте взять оружие- уж я вам покажу, я вам навоюю!»

И вот их, бывших солдат и командиров, бывших военнопленных, а теперь «стажеров», ведут убивать своих жен, детей. И слышит бывший лейтенант Красной Армии Белый Николай Афанасьевич, как потрясенно воскликнет его сосед:

- Да что вы, люди, я не можу!

Что самое страшное в этом произведении?

Вывод: нет ничего опаснее, говорит Адамович, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забывать - смертельно опасно для всего человечества, потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, что делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком даже в бесчеловечной атмосфере войны.

Читает ученик:

«Дымятся трубы. Крематорий.

Освенцим. Я уже развеян,

Лечу на Родину, которой

Я и такой сожжен верен.

Границы. Родина. Смоленщина.

Вертяк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы,

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: «Здравствуй, мама!»

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать…»

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка, прижав к лицу,

А я под нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу.

( Сообщение учащегося «Историческая справка о создании концлагерей»)

Учитель истории, обобщая сообщение, делает вывод:

- Концлагеря действовали согласно разработанной программе. Многие из них специализировались на разработке биологического и химического оружия.

Учитель биологии проводит беседу о биологическом оружии по вопросам:

-Что такое биологическое оружие?

-Как давно человечество использует этот вид оружия?

-Почему нацисты уделяли большое внимание разработкам новых видов биологического оружия?

Да, действительно, оно может уничтожить за небольшой промежуток времени огромную массу людей без потерь с применяющей это оружие стороны.

Механизм действия его довольно прост:

  1. Создается вирус, который пробивает иммунную систему вероятного противника.

  2. Добиваются, чтобы на этот патогенный организм не действовали никакие антибиотики, т.е. заболевание приведет однозначно к летальному исходу.

Единственное неудобство - для получения новых и сверхсильных патогенов использовались генетические методы, с помощью которых пытались «воткнуть» новую информацию, а полученный результат требовал проверки. Нацисты особо не церемонились: тестировали новые разработки на людях, ведь недостатка в узниках концлагерей не было.

Чего только не изобретали немцы, чтобы вытравить русский народ: сибирскую язву, чуму, холеру, туляремию, вирусы оспы, которые приобретали страшные формы. Детей, принимавших участие в испытаниях модернизированной сибирской язвы, ждала печальная участь: их кожа покрывалась нарывами и язвами, воспалялись лимфоузлы и железы, появлялись кашель с рвотой, резкая слабость, кома - и смерть…

Испытывали немцы и химические вещества. В Концлагере Дахау активно проводилось исследование метоксифениламина, который использовался для создания «волшебных» таблеток. Испытывали влияние этого вещества на психологическое состояние. Для окончательного вывода дозировки препарата изучали степень его влияния при разной степени физической нагрузки. При испытаниях погибал каждый второй, а тот, который выживал, становился психически невменяемым и, как правило, подвергался расстрелу.

Но даже в нечеловеческих условиях люди продолжали борьбу.

Учитель литературы:

- По сути, в плену происходит то же, что и на войне - противостояние врагу. Однако это противостояние неравных. Здесь нет командира - ты сам себе и своей совести командир и судья, но ты унижен и забит, ты безоружный, бессилен перед вооруженным врагом, к тому же глумящимся над тобой, испытывающим тупую, самодовольную радость от твоего бесконечного унижения.

М.Шолохов в рассказе «Судьба человека» открывает запретную до тех пор в литературе тему фашистского плена. Поднимает важные вопросы: о национальном достоинстве и гордости, об ответственности человека за свой нравственный выбор.

(фрагмент из кинофильма «Судьба человека»)

- Каким предстает перед нами простой русский солдат?

Вывод: не может не вызывать восхищение внутренняя красота Андрея Соколова, его способность оставаться самим собой в нечеловеческих обстоятельствах. Он добр и доверчив, но в тоже время чувствует ответственность за своих родных и близких, за русскую землю в целом. Не теряя достоинства, переносит Андрея издевательства фашистов, не позволяя унижать себя.

Учитель истории:

В годы Великой Отечественной войны было уничтожено 6 млн. человек лишь потому, что они были евреями. В 60-е годы в американской публицистике появился термин «холокост» как символ крематориев, лагерей смерти.

Слово «Холокост» происходит от греческого «hokaustos»- всесожжение, жертвоприношение с помощью огня.

Холокост - величайшее в истории преступление против человечности. Нацисты для более быстрого завершения геноцида создали шесть концлагерей уничтожения: Освенцим, Белцек, Люблин- Майданек, Собибор, Треблинка.

Депортация в лагеря смерти началась в сентябре 1941 года с нескольких австрийских евреев, а летом 1942 года заработали газовые камеры. В лагерях смерти погибли более трех миллионов человек.

Очень много людей ничего не знает о Холокосте. Многие не желают ничего знать и помнить о нем, заведомо его отрицая. На одном из заседаний в Думе Российской Федерации часть депутатов отказалась почтить память погибших. В учебниках о Холокосте почти ничего нет. Как это может происходить в стране, в которой погибло в результате Холокоста более миллиона человек?!

Почему-то во Франции министра, подвергшего сомнениям существование газовых камер, сразу же отстранили от работы.

Холокост - это результат расовых предрассудков, националистических настроений.

(Учитель литературы проводит аннотацию выставки художественной литературы).

Учитель литературы:

-Как вы думаете, проблемы, поднятые на уроке, злободневны сейчас?

-Что вы почерпнули для себя?

-понятны ли людям, не знавшим войны, мотивы поведения в грозный час испытаний?

Учитель литературы:

- Закончить урок хотелось бы словами В.Быкова: «Я говорю просо о человеке, о возможностях для него и в самой страшной ситуации сохранить свое достоинство. Если есть такие - выиграть, если нет - выстоять и победить, пусть не физически, но духовно. Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит, он все выносит»

Война уже стала историей, но так ли это? Для нас ясно одно: главные участники истории - это люди и время. Не забывать время- это значит не забывать людей, не забывать людей - это значит не забывать время.

Домашнее задание: написать сочинение «Сохранить в себе человека» по художественным и мемуарным произведениям о Великой Отечественной войне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Я есть то, что я ем

    Реферат
    IV. Основные элементы рациона здорового питания 1. Роль белков в здоровом питании 9 - 11 2. Роль жиров в здоровом питании 11 - 13 3. Роль углеводов в здоровом питании 13 4.
  2. Мой любимый герой Санди Пруэль. На руке у меня татуировка: "я все знаю". Самое смешное, что это правда

    Документ
    И пришел к результату, который предвидел как один из возможных, который был мне нежеланен. Почему я не хотел сменить путь? Каким образом сложилось это положение? Почему я поступал именно так? Как же устроен я, и как же устроен мир,
  3. Й дочери, Верин Мацуока, родившейся в Санта-Монике, Калифорния я искренне и глубоко признателен им за то, что они позволили мне приблизиться к госпоже Сидзукэ

    Документ
    Посвящается моим бабушкам, Окамура Фудё, родившейся в Вакаяме, в южном Кансаи, и Йокояма Ханаи, родившейся в селении Бинго, префектура Хиросима, моей матери, Харуко Токунага, родившейся в Хило, Гавайи, и моей дочери, Верин Мацуока,
  4. Все мысли, которые могут быть представлены на чувственном уровне (в ощущениях), при условии, что они замешаны на вере, начинают немедленно материализовываться

    Документ
    В связи с этим советую вновь поразмышлять над формулой: все мысли, которые могут быть представлены на чувственном уровне (в ощущениях), при условии, что они замешаны на вере, начинают немедленно материализовываться.
  5. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы это питание

    Документ
    Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой.

Другие похожие документы..