Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
О.Т.Прасмыцкий, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кан...полностью>>
'Документ'
Оргкомитет Десятой международной научной конференции ”Нейросетевые технологии и их применение НСТиП - 2011” приглашает Вас принять участие в ее работ...полностью>>
'Документ'
М. . Бородина Татьяна Владимировна ОБДа-71 письмо от 5.05.10г ОГИБДД УВД по г.Хабаровску Дьячкова О.М. 3. Варварук Елена Васильевна ОБДа-71 письмо от ...полностью>>
'Автореферат'
ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕР...полностью>>

Элективный спецкурс «История дома Романовых» иего роль в преподавании истории. 7 Краткая историография спецкурса. 14

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и молодежной политики ЧР Чувашский республиканский институт образования

Методическая разработка

учителя МОУ «Гимназия №1»

г. Чебоксары ЧР

Дьяконовой
Людмилы Геннадьевны

г. Чебоксары - 2008

Содержание методической разработки:

Введение. 3

1 . Теоретические основы проблемы «Место и роль элективных курсов в преподавании отечественной истории». 4

2. Элективный спецкурс «История дома Романовых» и его роль в преподавании истории. 7

3. Краткая историография спецкурса. 14

4. Методические приемы изучения курса. 15

5. Типы и виды уроков спецкурса. 18

Заключение. 26

Использованные ресурсы: 26

Приложение. 27

Введение.

Деятельность квалифицированного учителя невозможна без осмысления и усвоения новых концептуальных методических подходов, форм и методов развивающего обучения.

«Теоретические основы проблемы «Место и роль элективных курсов в преподавании отечественной истории» - первый раздел данной работы содержит материалы, позволяющие определить назначение элективных курсов в историческом образовании. Как известно, становление профильного образования - важный процесс, происходящий в современной школе. Профильное образование - система специализированной подготовки старшеклассников, которая позволяет углубить индивидуализацию обучения, способствует успешной социализации учеников. В данной системе элективные курсы играют важную роль. В первом разделе работы дается сопоставление элективных курсов и факультативных занятий, элективных курсов и школьных кружков, то есть представляются данные, позволяющие учителю увидеть преимущество новых форм учебных занятий при переходе к профильной школе в рамках модернизации системы образования.

Здесь дается классификация элективных курсов, обозначается место и роль элективных курсов в преподавании истории на примере МОУ «Гимназия № 1» и других учебных заведений города Чебоксары: показывается, что реализация данных курсов позволяет получить неплохие результаты при сдаче выпускниками ЕГЭ по истории, на предметных олимпиадах и научно — практических конференциях, что при этом углубляется интерес учеников к отечественной истории.

В последующих разделах работы представляется авторская разработка программы и тематического планирования элективного спецкурса «История Дома Романовых» и ее методическое обеспечение — обобщение опыта учителя, основанного на творческой переработке методик организации различных форм учебных занятий, предложенных известными отечественными методистами Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой, а также А.А.Гином. В данной методической разработке представляется краткая историография спецкурса, обрисовываются перспективы дальнейших исследований автора, вскрываются и анализируются возникшие в ходе преподавания спецкурса трудности (проблемы оценивания достижений учащихся по курсу, проблемы качественного и количественного состава участников курсов и т. д.).

Обобщив представленное выше, определим цели данной работы:

1) показать место и роль элективных курсов в преподавании истории;

2) представить краткое обобщение первого опыта преподавания элективного спецкурса «История Дома Романовых»;

3) выявить основные трудности и нерешенные проблемы преподавания спецкурса и наметить перспективы дальнейшего совершения педагогической деятельности учителя.

1 . Теоретические основы проблемы «Место и роль элективных курсов в преподавании отечественной истории».

«Молодое поколение необходимо учить на

всем лучшем, познавательном, что идет с

нами в будущее от ХХ века…»

А. Сахаров

Одна из важных задач учителя истории – формировать интерес школьника к историческому прошлому. При всей простоте формулировки – это очень трудная задача. В наше время, когда пересматриваются общественные и личностные ценности, когда, к сожалению, очень часто материальное благополучие становится привлекательнее духовного, эта задача становится непростой. Для многих учеников события, происходившие в прошлом страны неактуальны, но их привлекают сюжеты, связанные с ролью личности в истории, вопросы культуры, бытовая история, интересны события современности – ведь это так связано с миром, где они живут! Действительно, ныне, «предметом истории является человек…» Познать глубоко тот или иной исторический период можно через биографии отдельных личностей, активных участников общественной жизни (к примеру, правителей, национальных лидеров) - то есть через персонификацию. Это один из способов формирования исторического сознания. Но, к сожалению, в базовом курсе истории нет достаточного времени для разностороннего и полного рассмотрения жизни и деятельности какой – либо исторической личности. Противоречие между объемом учебного материала и временем, отводимым на изучение темы, раздела – острейшая проблема современной школы. Где же выход? Во – первых, можно оптимизировать школьный курс истории за счет обзорного изучения малозначимых, заурядных событий, высвобождая время на то, что дает эмоциональный потенциал, что актуально, на то, где можно развернуть активную познавательную деятельность, в итоге сформировать интерес к историческому прошлому. Во – вторых, выход можно найти в деятельности научных обществ учащихся, кружковой деятельности, в факультативах. Но, думается, самый оптимальный вариант, который поможет учителю расшевелить ученика, заинтересовать его - это преподавание элективных курсов. Модернизация российского образования: переход к профильной школе в старшем звене привел к появлению нового термина — элективный курс.

Элективный курс – (от латинского electus- избранный) в рамках профильной школы курс по выбору. В истории отечественной школы уже были подобные курсы в виде кружков и факультативных курсов.

Чем элективные курсы отличаются от традиционных факультативов и кружков?

Факультатив

Кружок

Элективный курс

1.Не является обязательным.

1.Не является обязательным.

1. Обязателен для старшеклассников.

2.Выбирается учеником

2.Выбирается учеником

2.Выбирается учеником

3.Нацелен на расширение общего кругозора учащихся

3. Главная задача кружка мотивационная: привить устойчивый интерес к истории

3.Решает задачи специализированной подготовки выпускника в сфере выбранной им будущей профессии.

4.Для кружка характерна быстрая сменяемость тем, акцент делается на занимательность

4.Удовлетворяет индивидуальным образовательным интересам школьника

4.Для учащихся

непрофильных классов не утратили своего значения.

5.Для учащихся

непрофильных классов не утратили своего значения.

5.Актуален в среднем , старшем звене

6.Актуален в начальной школе и среднем звене

3.Актуален в старших классах. Может проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки

1.1. Виды и типы элективных курсов.

В концепции профильного образования выделяются два вида элективных курсов: пробные и ориентационные. Пробные курсы необходимы для того, чтобы ученик мог попробовать себя в данном профиле и выяснить, то ли это, что ему надо. Вторые должны позволить тем, кто уже как бы определился в выборе профиля, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ним. Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. Они в свою очередь делятся на группы:

А) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

Б) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко.

В) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

Г) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной истории.

Д) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания общества.

Е) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

Ж) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Межпредметные курсы могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки. Они оказывают помощь учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:

- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;

- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. К примеру, такие как «Менталитет россиянина», «Проблемы экологии», «Быт русского народа» и др.

Курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

1.2. Нормативно – правовая база преподавания курсов

В соответствии с одобренной Министерством образования России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” от 18.07.02 № 2783 « дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.» Каждый из этих трех типов курсов помогает решать задачи профильного обучения. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждого школьника содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. «Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций: дополнять содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится»

1.3 Место и роль элективных курсов в преподавании истории и обществознания.

В процессе сотрудничества с педагогами – историками в рамках городской «Ассоциации педагогических работников «XXI век» мной изучался вопрос о месте элективных курсов в преподавании отечественной истории и обществознания. Анализ опрошенных показал, что элективные курсы имеют место быть как в общеобразовательных школах, так и в лицеях, гимназиях. Но в гимназиях, где профилизация наметилась давно и задействован весь школьный компонент учебного плана, курсы проводятся реже.

В нашей гимназии элективный курс по обществознанию «Введение в современные социологические проблемы» был разработан и апробирован учителем истории Воробьевой Людмилой Анатольевной, второй год преподается курс «История дома Романовых» автором данной работы.

В гимназии №46 Вотяковой Еленой Юрьевной проводятся два элективных курса: « Основы политологии» для 10 – 11 классов и «История философской мысли» для тех же параллелей. В СОШ №20 Буславской Светланой Анатольевной ведется курс «Политология» и разработан курс «История в лицах». Преподаются элективные курсы в СОШ № 54 и ряде других школ.

Думается, что вопрос о месте преподавания элективных курсов в преподавании различных дисциплин – интересная тема для моего дальнейшего социологического исследования.

Учителю очень важно иметь учебно-методический комплект литературы по этим курсам. В помощь педагогу учеными- методистами составлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету, сборники программ, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов, как было представлено выше. В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания. При проведении элективных курсов используются новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников.

2. Элективный спецкурс «История дома Романовых» и его роль в преподавании истории.

Названный выше элективный спецкурс разработан автором в 2007 году. Его цель – обобщить, углубить исторические знания, помочь учащимся осознать уровень своего интереса и степень готовности к более углубленному изучению исторического прошлого. Он прошел апробацию в гимназии в 2007/2008 учебном году в качестве факультативного курса в 11 классе гуманитарного и социально – экономического профилей. В 2008/2009 году данный курс преподается для учащихся 10 классов. Первый опыт показал, что материал хорошо воспринимается учащимися, представляет интерес, способствует, побуждает их к научно – исследовательской деятельности. Как было сказано выше, формировать устойчивый интерес к истории можно через персонификацию, через деятельный подход. Этим и объясняется выбор темы курса. Большое количество литературы, научных разработок также предполагает хорошее его учебно-методическое обеспечение.

Положительным результатом совместной деятельности учителя и ученика по изучению истории считается успешная сдача экзаменов в виде ЕГЭ, а также успешное поступление учащихся в ВУЗы на профильные специальности. Так, по итогам 2007/2008 учебного года, экзамены по истории в виде ЕГЭ сдавали 5 человек, средний балл составил 4,4 . Все учащиеся активно посещали данный курс и в анкетах охарактеризовали его как полезный, дающий пищу для размышлений, актуальный.

Выпускники автора данной работы поступили в ВУЗы г. Москвы ( к примеру, Павлова Татьяна, выпускница гуманитарного класса, поступила на юридический факультет МГУ, Мигусева Ирина, выпускница социально- экономического класса, на социологический факультет того же ВУЗа). Ряд учащихся поступили на исторический, юридический факультеты ЧГУ и ЧГПУ. Учащиеся успешно участвовали в окружных, республиканских, городских олимпиадах по истории, культурологии, обществознанию. (3 место в городских олимпиадах по истории и обществознанию, 1 место на республиканском этапе олимпиады по культурологии и 3 место на окружной олимпиаде по культурологии).

Ниже представлена программа элективного курса и тематическое планирование.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия №1»

Л.И.Аллабергенова

«Согласовано»

Зам. директора по УВ

Л.А. Воробьева

Программа элективного спецкурса

«История дома Романовых»

для учащихся 10 классов МОУ «Гимназия № 1»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Составлена учителем Дьяконовой Л. Г.

Рассмотрена на заседании кафедры учителей истории и обществознания 2 сентября 2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса «История дома Романовых» предназначена для углубления знаний по отечественной истории и для ознакомления учащихся 10-го класса с деятельностью историка — исследователя. Программа исходит из того, что на протяжении истории Россия оставалась монархией, монархическая идея — господствующей. Более 300 лет складывались черты русского абсолютизма. Предпосылки абсолютизма появились в обстановке острой политической борьбы второй половины XVI века в правление Ивана Грозного, но складывание системы единовластия, основных признаков самодержавия произошло в правление династии Романовых. В царствования Алексея Михайловича оно законодательно оформилось, при Петре Великом значительно укрепилось,при Екатерине II обрело «просвещенные» черты, достигло апогея при Николае I , пошатнулось и исчезло с исторической сцены при Николае II. В конце XX— начале XXI века вновь «монархическая ностальгия» набрала силу, и теперь в печати, на форумах глобальной сети мы взвешиваем: монархия или республика? До сих пор не угасает интерес к личности последнего венценосного русского императора Николая II и его семьи. В программе представлены различные точки зрения историков на проблему феномена российской монархии, дается обстоятельное описание символов царской власти, подробная справка родословной семьи Романовых и исторические портреты ее членов вплоть до современных прямых наследников Великих Государей, живущих в мире, что позволяет учителю раздвинуть границы школьного учебника истории Отечества. На примере горячей любви к Родине, самоотречения во имя блага России семьи последнего русского царя может воспитываться чувство патриотизма у современных старшеклассников. Материал программы содержит формулировки, помогающие учителю привлечь внимание учеников к нравственным категориям и понятиям, что будет способствовать формированию гармоничной личности учащихся. В основу программы положен проблемно — хронологический принцип, так как главным фактором при составлении разделов программы курса служили хронологические рамки. Разделы состоят из тем, характеризующих определенный этап жизни России. В программе даны указания на использование источников и научно - познавательной литературы по всем разделам спецкурса. Данный спецкурс может изучаться параллельно с курсом учебника «Россия и мир» ( авторы: О. В. Волобуев, В. А. Клоков и др.) в качестве факультативного или элективного на старшей ступени, либо отдельные темы могут использоваться при изучении истории в основном курсе. Он дает поле для дебатов, коллективного обсуждения спорных проблем русской истории, связанных с династией Романовых.

Цель спецкурса "История дома Романовых" — углубление и развитие знаний и умений учащихся по истории Отечества, развитие их исторического мышления и современного исторического сознания, воспитание ценностно-ориентированной личности. Курс должен содействовать успешной сдаче учащимися ЕГЭ по истории и способствовать выбору учащимися будущей профессии.

Для реализации этой цели необходимо:

• побуждать учащихся к анализу и оценке исторических событий.

• развивать умение аргументировать свои суждения через приобщение к научно — исследовательской деятельности;

• развивать умения составлять характеристику исторической личности;

•способствовать применению знаний учащихся в практической деятельности.

Спецкурс «История дома Романовых» базируется на концепции профильногообучения, он углубляет знания учащихся по истории, развивает познавательные возможности учащихся. Спецкурс рассчитан на 34 часа, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Этот спецкурс может служить основой для других элективных курсов в 11-м классе. Кроме того, изучение курса «История дома Романовых» поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий типа «С» Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста документа, заданий на сравнение исторических событий. Формы учебной деятельности представлены широко: от комбинированного урока до лекций, семинаров, групповой работы, проектной деятельности учащихся. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, схема и др.

Формы отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: реферат, выступление с созданием мультимедийных презентаций на гимназической научно — практической конференции и т. д.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. Феномен монархии.

Тема 1. Самодержавие в России. Монархия как институт управления. Истоки самодержавия. Отличия западного абсолютизма от русского самодержавия. Власть и собственность. Начало императорского времени. «Просвещенный абсолютизм». Апогей самодержавия. Последний оплот абсолютизма в Европе.

Тема 2. Монархическая идея в России. Монархия как духовный идеал. Становление монархической идеи. Позиции теоретиков монархической государственности. (Л. Тихомирова, К. Леонтьева, и др.). Ренессанс монархической идеи в современной России. Перспективы возрождения монархической идеи в России XXI века.

Тема 3. Символы царской власти. Эволюция коронационного обряда. Парадное одеяние русских царей. Скипетр, держава и другие регалии царской власти.

Тема 4. Государственный герб России. Основные концепции происхождения герба. От государевой печати к государственному гербу. Видоизменения государственного герба. Геральдические реформы. Герб РСФСР. Герб Российской федерации.

Тема 5. Государственный флаг России. Первые стяги. « Государевы большие знамена» Появление бело — сине- красного флага. Императорский штандарт. Реформы государственного флага России. День флага РФ .Тема 6. Государственный гимн России. История гимна в России: «Молитва русских», «Боже, царя храни», рабочая «Марсельеза», «Интернационал», «Государственный гимн СССР», «Государственный гимн РФ».

Раздел II. Дом Романовых.

Тема 7. Древний боярский род? Основные версии происхождения династии Романовых: русское происхождение, прусское происхождение, иные недоказанные версии. Родовое предание. Генеалогическое древо Романовых: Гланд Камбила Дивонович. Андрей Кобыла. Федор Кошка и его потомки. Роман Захарьин. Федор Романов. От Алексея Михайловича до Петра III . Гольштейн — Готторпская династия Дома Романовых: от Петра III до Николая II.

Тема 8. Первые цари из рода Романовых. Исторические портреты: Михаил Романов и другие претенденты на русский престол. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович в описании В. О. Ключевского. Алексей Михайлович и Патриарх Никон: история конфликта. Укрепление самодержавной власти. Федор Алексеевич — один из образованных правителей России.

Тема 9. Рождение империи. Петр Великий — реформатор. «Регулярное» государство Петра. «Всешутейший» царь — антихрист. Образ Петра Первого в литературе и кино ( А. Пушкин «История Петра», А. Толстой «Петр Первый», дилогия С.Герасимова «Юность Петра», «В начале славных дел» и др.)

Тема10. Великие женщины — правительницы. Софья Алексеевна — первая правительница из династии Романовых. Екатерина Первая, Анна Ивановна, Елизавета Петровна: личные качества, влияние на ход событий в государстве. Образ женщины в истории. Екатерина Великая: путь в Россию, великая просветительница, просвещенная монархиня, окружение императрицы.

Тема 11. Императоры России: от Павла Первого до Николая Второго. Тайны жизни и смерти : предсказания Павлу Первому, Николаю Второму о судьбе монархии, цареубийство в России. Павел I: конституционные мечтания, тиран- император , монарх-рыцарь, деспот и реформатор. Александр I и его эпоха. Николай I: обязанный царствовать. Александр II — царь — освободитель или символ застоя? Миротворец Александр III: « у России два союзника: армия и флот...».

Тема 12. Расправа. Празднование 300- летия Дома Романовых. Николай Кровавый или Николай Второй — венценосный мученик? Отречение от престола. Кровавая расправа. Канонизация русских царей. Мученики и исповедники российские.

Тема 13. Императорский Дом Романовых за рубежом. Перспективы монархической идеи в современной России. Члены Императорского дома в изгнании. Российский Императорский Дом сегодня. Романова Мария Владимировн - глава Императорского Дома Романовых — местоблюстительница российского престола.

Раздел 3. «Умом Россию не понять...»

Тема 14. «Умом Россию не понять...» Западники и славянофилы: история и современность. Монархия или республика? Знаменитые русские историки о династии Романовых. Российские и зарубежные исследователи истории Дома Романовых.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

При освоении содержания элективного спецкурса «История дома Романовых» гимназисты должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

1. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

2. Искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах;

3. Работать с текстами различных стилей, понимать их специфику;

4. Создавать собственные образовательные продукты с использованием мультимедийных технологий;

5. Пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентаций результатов познавательной деятельности;

6. Владеть основными видами публичных выступлений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. Л., 1989.

  2. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

  3. Буганов В. И. Петр первый и его время. М. , 1989

  4. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

  5. Великие государственные деятели России, М., 1995.

  6. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

  7. Валишевский К. Первые Романовы. М., 1993.

  8. Валишевский К. Дочь Петра Великого. Кишинев, 1995.

  9. Дом Романовых. Под ред. Грабельского, Мирвиса А. Спб., 1992

  10. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

  11. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в ΧVI – XVII столетиях, М., 1989

  12. История России в лицах и датах. М., 1995.

  13. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

  14. Ключевский В. О. Исторические портреты. М. , 1993

  15. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

  16. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

  17. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

  18. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  19. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

  20. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.

  21. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  22. Поликарпов В. С. История нравов России. От Алексея Михайловича до Николая ΙΙ. Запад или восток?. Ростов — на — Дону, 1995

  23. Плотников И. Ф. Правда истории. Гибель царской семьи. - Екатеринбург, 2003.

  24. Российские самодержцы. М. , Международные отношения, 1993

  25. Россия под скипетром Романовых. 1613 — 1913. М., 1993

  26. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

  27. Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1991.

  28. Чулков Г. И. Императоры. Психологические портреты. М., 1993.

  29. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.

  30. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.

  31. Энциклопедический справочник школьника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  2. Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

    Документ
    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  3. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  4. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  5. 2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г

    Литература
    Одним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.

Другие похожие документы..