Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа предназначена для индивидуальной, групповой и курсовой подготовки и повышения квалификации электросварщиков на автоматических и пол...полностью>>
'Документ'
0 . 008 } 1. Затвердити Правила надання послуг пасажирського автомобільного транспорту (додаються)....полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по курсу «Логистика и контроллинг» составлена на основании учебного плана специальности 230201 «Информационные системы и технологии...полностью>>
'Рабочая программа'
2) Учебный план подготовки магистра по профессиональной образовательной программе 030500.68 «Юриспруденция», утвержденный 28 февраля 2007 г., протоко...полностью>>

Политические партии в коммуникативном пространстве Интернета

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КИСЛИЦЫНА Ирина Сергеевна

Политические партии в коммуникативном пространстве Интернета

Специальность 10.01.10 «Журналистика (политические науки)»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва - 2009

Диссертация выполнена на кафедре управления экологическими и социальными системами Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор политических наук

Маркелов Кирилл Вячеславович

Официальные оппоненты: доктор философских наук

профессор

Ирхин Юрий Васильевич

кандидат политических наук

Очур Аркадий Михайлович

Ведущая организация: Южный федеральный университет

Защита состоится ­­_____________________ 2009 года в ­­­_______ часов на заседании диссертационного совета Д. 502.006.20 в Федеральном государственном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, дом 84, ______ учебный корпус, аудитория .

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (1 учебный корпус).

Автореферат разослан «___» _________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор политических наук Шевченко А.В.

.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации формируется мировое политическое, экономическое и информационное пространство, в котором средством коммуникации и увеличения скорости обмена информацией в значительной степени выступает Интернет. Вместе с тем его развитие выдвигает ряд существенных проблем для каждой страны – субъекта глобального информационного пространства. При всей значимости общецивилизационных свойств Интернета встает проблема сохранения ментально-исторической, суверенной природы каждой из стран. Особое значение в данном информационно-коммуникативном процессе приобретают политические партии как важнейшие субъекты власти и гражданского общества, развития народовластия. Перспективы реформирования партийной системы и формирования гражданского общества в России зависят от того, насколько деятельность политических партий будет транспарентна и подчинена принципу представления интересов и потребностей гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Становление информационного общества открывает широкие возможности доступа миллионов людей к огромным информационным ресурсам. Сегодня уже невозможно развитие политических партий без привлечения к этому процессу новейших средств коммуникации, к которым относится Интернет.

Важно оценить, насколько российские политические партии овладели информационно-коммуникативными технологиями, и сделать это можно посредством сравнительного анализа важнейших составляющих интернет-пространства различных стран − сайтов политических партий, выступающих в качестве ведущих акторов политической коммуникации в Интернете.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью:

- более глубокого анализа интернет-среды политической коммуникации в глобализирующемся обществе;

- применения новых подходов и методов (социально-информациологического, социокоммуникативного, историко-коммуникативного) к изучению особенностей процесса функционирования политических партий в сетевом пространстве в условиях смещения политической коммуникации в Интернет;

- изучения зарубежного опыта управления информационно-коммуникативными процессами в сетевом пространстве со стороны ведущих политических партий (на примере США и Германии);

- изучения российского опыта функционирования политических партий в пространстве Интернета с целью включения в процесс формирования российской партийной системы новых, более эффективных информационно-коммуникативных технологий;

- решения проблемы формирования эффективного диалога между гражданским обществом и государственной властью и, соответственно, необходимостью поиска новых инструментов взаимодействия между политическими партиями и гражданами, чьи интересы они призваны представлять на государственном уровне.

Научно-практическая проблема диссертационного исследования определяется необходимостью разрешения противоречия между традиционной однонаправленной и малоэффективной информационной политикой большинства российских политических партий и целесообразностью применения информационно-коммуникативных сетевых технологий в условиях становления информационного общества и в целях создания дискурса между гражданским обществом и властью.

Степень научной разработанности темы.

Проблематика, связанная непосредственно с исследованием интернет-технологий, активно разрабатывалась с 90-х гг. ХХ века на стыке таких научных дисциплин, как политология, социология, филология и психология. На технологическом уровне политико-коммуникативное пространство изучают: А.Г.Ковалев, Е.Б.Малкин, Е.Б.Сучков, Л.А.Коханова, А.А.Калмыков, М.Н.Грачев, М.С.Вершинин, Т.Э.Гринберг. Проблемы коммуникативного воздействия на человека с использованием психотехнологий в политических процессах исследуют В.Д.Попов, Е.Л.Доценко, Г.Г.Почепцов, А.В.Шевченко. В публикациях Л.А.Василенко, И.С.Мелюхина, С.П.Расторгуева описан политический Интернет как технология, широко используемая в современной политической деятельности.

Российский Интернет, в том числе его политический сектор, получил освещение в работах Г.Л.Акопова, Д.А.Войкова, М.К.Раскладкиной, И.А.Шевченко, О.И.Лосенкова, Б.В.Овчинникова, А.В.Чугунова, А.Н.Кулика, Д.Н.Пескова. Однако сайты политических партий анализируются, как правило, на основе сложившейся в политологии традиционной схемы выделения стандартных признаков партогенеза. Между тем, в силу многих причин (особой природы интернет-ресурсов, медиатекстуального наполнения сайтов политических партий, внешних факторов воздействия) представляется целесообразным привлекать и другие методы к исследованию партийных сайтов.

Природа коммуникативного процесса заставляет сфокусировать внимание также и на проблеме влияния информационно-коммуникативных технологий Интернета на принятие политических решений. Здесь мы перемещаемся в проблемное поле политического сознания. Классическую политическую мысль в этом направлении представляют труды Р.Барта, М.Вебера, Г.Джоута, В.Доннела, С.Московичи, К.Поппера. Применительно к российским условиям общественное мнение и политическое сознание рассматривали следующие отечественные авторы: В.Э.Бойков, М.В.Борисенко, Р.А.Зобов, В.Н.Келасьев, А.В.Копьев, А.Ю.Мельвиль, Д.В.Ольшанский, Д.Л.Спивак, А.Г.Судас, Ж.Т.Тощенко.

Автор опирался на исследования в области теории партий, в первую очередь на хорошо развитую мировую партологию, представленную известными работами таких авторов, как М.Вебер, Р.Михельс, К.фон Бейме, К.Джанда, М.Дюверже, Р.Катц, В.Кейн, О.Кирхаймер, Дж.ЛаПаломбара, С.М.Липсет, П.Ордешук, А.Панебьянко, Ст.Роккан, Дж.Сартори, Р.Таагепера, А.Уэйр, М.Фиорина, М.Шугарт. С возникновением новых политических партий в современной России их становление и деятельность становятся предметом изучения современных российских исследователей. Среди авторов этих работ: В.С.Комаровский, Л.Н.Тимофеева, О.Ф.Шабров, Ю.В.Ирхин, С.А.Кислицын, С.А.Авакьян, В.Я.Гельман, С.В.Васильцов, С.Ю.Заславский, Ю.Г.Коргунюк, В.Н.Краснов, А.А.Кулик, В.В.Лапаева, В.А.Никонов, В.Б.Пастухов.

В связи с мультидисциплинарным характером исследования автором привлечены работы по интернет-маркетингу.

При сравнительном анализе функционирования сайтов политических партий в Интернете автор опирался также на труды американских и немецких исследователей. Проблемы использования Интернета в избирательных кампаниях в США привлекали внимание многих американских исследователей, начиная со второй половины 1990-х гг. Среди англоязычных источников выделим работы, которые описывают практическую сторону изучаемой проблематики, а именно: Б.Бимбера, Р.Дэвиса, М.Корнфилда, А.Коррадо, С.Файерстоуна, А.Аэленда, Ф.Таджитсу Нэша.

К немецкоязычным источникам автор прибегал при рассмотрении процесса развития сетевой политики такого актора политической коммуникации, как СМИ, применительно к немецкому сегменту Сети. Особенно важным нам представляются исследование ученых Зальцбургского университета (Института изучения массовых коммуникаций) К.Вейлера и Р.Маурера «Сетевые СМИ – другая журналистика?», издание под редакцией ведущих исследователей Интернета Германии К.-Д.Альтмеппена, Х.Ю.Бухера и М.Лефельхольца «Сетевая журналистика: перспективы для науки и практики», сборник «Публицистика. Система массовых коммуникаций». Можно выделить ряд публикаций, связанных с анализом различных сетевых изданий, на страницах таких журналов, как «Journal of Communication» и «Media Perspektiven». Система политической коммуникации в Интернете и аналитическая литература о ней находится в процессе перманентного развития, поэтому информационные и аналитические данные по этой проблеме быстро устаревают, требуется постоянное обновление данных.

Цель исследования: изучить опыт информационно-коммуникативной деятельности ведущих политических партий США, Германии и России и на этой основе выявить действующую коммуникативную модель функционирования политических партий в Интернете.

Задачи исследования:

- выявить основные параметры и характеристики интернет-среды политической коммуникации в условиях становления глобального информационного общества;

- обосновать и раскрыть специфическую методологию изучения информационно-коммуникативных отношений в деятельности политических партий в Интернете;

- выделить основные функции сайтов политических партий в Интернете;

- проанализировать процесс внедрения Интернета в систему политической коммуникации в историко-коммуникативном аспекте;

- раскрыть особенности применения интернет-технологий в информационно-коммуникативной деятельности политических партий России, Германии и США и выявить актуальные тенденции этой деятельности;

- обосновать необходимость изучения и применения коммуникативной модели функционирования сайтов политических партий в Интернете.

Объект исследования – коммуникативное пространство политических партий в Интернете.

Предмет исследования – информационно-коммуникативная деятельность политических партий в Интернете.

Теоретико-методологическая основа.

Доказательная база диссертации основывается на единстве классической, неклассической и постнеклассической методологий, теоретических и эмпирических методах анализа. При исследовании информационно-коммуникативных технологий политических партий в Интернете использовались системный, структурно-функциональный подходы и разработанные в РАГС социокоммуникативный и социально-информациологический подходы. При описании функционирования сайтов политических партий в Интернете использовались методы исторической политологии, сравнительного, лингвистического, когнитивного анализа, дискурс-анализа. Теоретическая база будущих интернет-технологий была заложена в концепциях постиндустриализма и информационного общества (Д.Белл, М.Порат, И.Масуда, О.Тоффлер, Т.Стоуньер). Особо значимыми представляются идеи М.Кастельса, проанализировавшего социокультурные тенденции, ведущие к формированию основ «сетевого общества». Процесс становления нового типа общества выдвинул проблематику политической коммуникации, изучению которой посвящено множество работ (зарубежных авторов – Г.Лассуэла, М.Маклюэна, Н.Лумана, Ю.Хабермаса, Г.Алмонда, Н.Винера, Д.Истона, Т.Парсонса; отечественных ученых – А.И.Соловьева, М.П.Грачева, Г.В.Пушкаревой, Ю.В.Ирхина).

Эмпирическую базу исследования составили сайты политических партий, входящих в высшие законодательные органы США, Германии и России (Конгресс, Бундестаг и Государственную думу соответственно): , , , , , , spd.de, cdu.de, gruene.de, fdp.de. Выбор стран определяется их местом и ролью в развитии политического Интернета. США являются общепризнанным первопроходцем и одним из лидеров в использовании интернет-пространства в политическом процессе. Германия успешно формирует свой сектор Сети на национальном языке, занимает одно из первых мест среди стран Европы по количеству пользователей, наконец, представляет образец активной информационно-коммуникативной политики партий в сетевом пространстве. Российский сегмент Интернета приоритетно интересен для отечественного исследования, особенно если учесть его рост и внимание к нему лидеров российского государства. Автор активно использовал материалы информационно-аналитических сайтов: , , , а также таких порталов, как , , и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные информационно-коммуникативные технологии Интернета с его базовыми характеристиками, такими как интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, оперативность, могут стать основой оптимизации диалога, который является одним из главных принципов развития процесса информационного взаимодействия в политике.

2. Сайты политических партий функционируют в поле массовой коммуникации, являются синкретичными и интертекстуальными и представляют собой синтетический медиапродукт. Он рассматривается как совокупность специфических медиатекстов и, соответственно, правомерно применять при анализе все накопленные для этого методики: лингвистического анализа, дискурс-анализа, когнитивного анализа и пр.

3. Сайт политической партии при рациональном использовании способен обеспечить реализацию таких традиционных функций партии, как артикуляция и агрегация, социализация и мобилизация. Не развивая свою коммуникативную политику в Интернете, партии рискуют частично утратить эти функции, став лишь формальным медиатором между гражданским обществом и властью. Сайт партии может служить эффективным инструментом предвыборной борьбы, реализуя такие функции, как укрепление бренда, распространение информации и убеждение, сбор средств (фандрайзинг) и экономия затрат, партстроительство, создание партийных сообществ.

4. Используемые российскими политическими партиями информационно-коммуникативные технологии по своим качественным характеристикам значительно уступают технологиям, применяемым в обеспечении партийных сайтов Германии и США. Российские политические партии преимущественно организовывают функционирование своих сайтов в рамках манипулятивной информационной модели, лишь предпринимая первые попытки создания условий для диалога.

5. Растущее распространение Интернета, увеличение степени овладения людьми новейшими информационно-коммуникативными технологиями, а также переход политической коммуникации в сетевое пространство обуславливают необходимость для российских политических партий совершенствования моделей функционирования своих порталов. Использование социально-информациологического и социокоммуникативного подходов позволяет выработать ряд рекомендаций по оптимизации функционирования сайтов российских политических партий в Интернете.

Основные научные результаты, полученные автором.

1. Сформирован методологический комплекс – единство социокоммуникативного, социально-информациологического и историко-коммуникативного методов, а также наиболее эффективные методики изучения сайтов политических партий, рассмотренных в контексте теории медиатекста (лингвистический, когнитивный, дискурс-анализ) – на основе которого осуществлен анализ эффективности коммуникации политических партий в интернет-пространстве.

2. Доказано, что в России сетевая политика занимает второстепенное место, в то время как в США и Германии политические партии значительную часть своей активности перенесли в Сеть, задействовав такие ее ключевые характеристики, как мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность.

3. Обоснована модель коммуникативного пространства политических партий в Интернете, выделены свойства Интернета, наиболее существенно влияющие на процесс политической коммуникации в Сети (гипертекстуальность, мультимедийность, оперативность, интерактивность).

4. Проведен сравнительный анализ сайтов политических партий США, Германии и России; описаны особенности функционирования партийных порталов в различных национальных сегментах Интернета; определены основные тенденции зарубежного и российского опыта применения информационно-коммуникативных технологий в пространстве Интернета. Для США и Германии характерны:

- возрастание роли сетевой политики в информационно-коммуникативной деятельности партий;

- расширение количества задач, которые может выполнять портал партии как функционально взаимосвязанная целостная система;

- усложнение структуры партийных порталов;

- формирование новых инструментов обмена социальной информацией между политическими партиями и гражданским обществом.

5. Исходя из анализа информационно-коммуникативной деятельности российских политических партий в сетевом пространстве, выделены следующие характерные тенденции:

- становление политической системы с одной доминирующей партией и закрепление ее приоритета в информационной сфере (несмотря на обозначенную в законодательном плане тенденцию к построению двухпартийной системы);

- сохранение преимущественно «информационной» направленности порталов большинства российских политических партий с элементами обратной связи.

6. Сформулированы рекомендации по развитию и оптимизации информационно-коммуникативной деятельности российских политических партий в Интернете.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

- в обосновании методов разрешения противоречия между традиционной информационной политикой партий и применением новейших гуманитарных информационно-коммуникативных технологий;

- в результатах сравнительного анализа сайтов ведущих политических партий США, Германии и России и выделении общих и специфических тенденций их функционирования, а также в описании применения ряда партийных PR-разработок в Интернете;

- в разработке на основе теоретического и практического анализа: коммуникативной модели функционирования сайта политической партии; рекомендаций для информационно-коммуникативной деятельности российских политических партий в интернет-пространстве в целях достижения ими информационной идентичности между программами партий и потребностями и интересами их электората;

- в обосновании наиболее эффективных информационно-коммуникативных технологий, в выделении функций партийного портала, рассматриваемых в контексте политологии, интернет-маркетинга, теории журналистики: 1) укрепление бренда; 2) партстроительство; 3) распространение информации и убеждение; 4) агрегации и артикуляции; 5) социализации и мобилизации; 6) сбор средств (фандрайзинг) и экономия затрат; 7) создание партийных сообществ. В целях проведения практического анализа разработаны и использованы индикаторы данных функций, с помощью которых можно оценить степень использования сайта партии как коммуникативного, организационного и финансового ресурса, оценить перспективы партии в этом направлении.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы в виде универсальной модели коммуникативного пространства политических партий в Интернете доведены до конкретных рекомендаций. Теоретические выводы и результаты могут быть применены при подготовке лекционных курсов в политической науке, теории журналистики, коммуникативистике, социальной информациологии, при создании отдельного спецкурса. Материалы исследования могут оказаться полезными в практической деятельности для развития информационно-коммуникативной деятельности политических партий России в Интернете. Теоретический и практический материал, содержащийся в данной работе, может быть использован сотрудниками политических партий, разработчиками сайтов политических партий, политическими консультантами.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: верификацией общенаучных теоретико-методологических подходов, социально-информациологического и социокоммуникативного подходов к исследованию социума, концептуальных положений политологии, маркетинга, журналистики; эмпирическими данными, полученными на основе использования научно-обоснованных методик сбора и анализа политической медийной информации и ее интерпретацией, а также корреляцией с выводами других исследователей в области теории журналистики и политологии.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на научно-практическом медиафоруме «Роль интернет-СМИ в Германии и России», V международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» и др. Содержание диссертации отражено в семи работах, одна из которых опубликована в журнале из перечня ВАК.

Структура работы.

Диссертация состоит введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка используемой литературы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Технологии информационного лоббизма в региональном политическом пространстве

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «6» июля 2010 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  2. Политическая Коммуникация (1)

    Документ
    П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссий­ская научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 08 ок­тября 2009 / Урал. гос. пед. ун-т; Гл.
  3. Тимофей чумиков стратегии эффективного позиционирования корпоративных интересов в сети Интернет

    Реферат
    Российскому Интернету - уже более 10 лет. За этот период появились революционные технологии высокоскоростного доступа в сеть, заслуженные прибыли, реальные профессионалы, а главное - появился новый мир, новая среда со своими обитателями,
  4. Политическая коммуникация (2)

    Документ
    П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 8 октября 2009 / Урал. гос. пед. ун-т; Гл.
  5. Интернет-биография факультета журналистики

    Биография
    С 1 октября в Южно-Уральском государственном университете путём реорганизации социально-гуманитарного факультета появились: факультет истории и факультет журналистики.

Другие похожие документы..