Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Целью практических занятий является приобщение студентов к сокровищнице человеческой мудрости, формирование у них научного мировоззрения и культуры ф...полностью>>
'Конкурс'
об областной детской выставке-конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Навечно в памяти», посвященной 200-летию Отечественной в...полностью>>
'Программа дисциплины'
Матроиды и решетки, различные характеризации матроидов. Жадный алгоритм. Двойственный матроид. Пространство циклов бинарного матроида....полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 15 октября 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.03 при Саратовском государственном университете им. ...полностью>>

Рабочая программа учебная дисциплина Агрохимия Для студентов очного обучения по специальности

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Согласовано» «Утверждаю»

И. о. декана агрономического Проректор по учебной и

факультета воспитательной работе

______ Ф.Ш. Фасхутдинов _________ Х.С. Фасхутдинов

«___» __________ 2007 г. «___» __________ 2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина - Агрохимия

Для студентов очного обучения по специальности 110101 - агрохимия и агропочвоведение

Курс, семестр - III-IV, 5-7

Лекции - 70

Лабораторные занятия - 260

Учебная практика - 60

Зачет - 7

Экзамен - 41

Курсовая работа - 204

Программа составлена докт. с.-х. наук, профессором _____________________________ М. Ю. Гилязовым

Программа утверждена Программа утверждена на заседании методической на заседании кафедры комиссии факультета агрохимии и почвоведения

Протокол № ________ Протокол № ________ от «___» ________ 2007 от «___» _________2007 г.

_________ М.Ю. Гилязов ___________И.А. Гайсин

Казань, 2007

Содержание рабочей программы

1. Цель и задачи дисциплины

2. Квалификационные требования

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

3.2.Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения

4.Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов (тем)

4.2.Тематика лекционных занятий

4.3.Тематика лабораторно-практических занятий

4.4. Самостоятельная работа студентов

4.5. Курсовая работа

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1.Рекомендуемая литература

5.2.Средства обеспечения освоения дисциплины.

5.3. Материально - техническое обеспечение дисциплины

  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины - формирование представлений, теоретически знаний и практических умений и навыков по агрономической химии.

Задачи дисциплины: изучение

-минерального питания растений и методов его регулирования;

-свойств почв в качестве источника питания растений и применения удобрений;

-методов определения нуждаемости и доз, ассортимента, состава, свойств и способа применения химических мелиорантов;

-видов, классификации, свойств, трансформации, форм и способа применения, агрономической и экономической эффективности, а также технологий хранения, подготовки и внесения органических и минеральных удобрений;

-экологических аспектов применения удобрений и химических мелиорантов.

  1. Квалификационные требования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об особенностях питания сельскохозяйственных культур, круговороте, балансе и путях превращения питательных веществ в системе почва - растение - удобрения окружающая среда;

- знать взаимосвязь процессов превращения удобрений в почве и продуктивности сельскохозяйственных культур, способы регулирования плодородия почвы, методы определения доз удобрений и мелиорантов, виды, химический состав и свойства простых (односторонних), комплексных удобрений, микроудобрений, органических удобрений и химических мелиорантов;

- уметь распознать удобрения, проводить качественный и количественный анализ минеральных, органических удобрений и мелиорантов, агрохимический анализ почв и грунтов, определять качество продукции растениеводства;

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

Виды учебной работы

Объем, час.

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

300

5

6

7

Аудиторные занятия:

160

5

6

7

в т. ч. лекции

70

5

6

7

лабораторно-практические

90

5

6

7

Курсовая работа

40

-

-

7

Самостоятельная работа

100

5

6

7

Вид итогового контроля

зачет

экзамен

5

-

6

6

-

7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения.

Заочная форма обучения отсутствует.

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов (тем)

● Введение

● Питание растений и методы его регулирования

● Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений

● Химическая мелиорация почв (известкование и гипсование)

● Агрохимическая, агроэкологическая характеристика и особенности применения удобрений:

-минеральные удобрения

-органические удобрения

4.2.Тематика лекционных занятий

Тема 1. Агрохимия - научная основа химизации земледелия (4 ч.). Повышение урожайности - главный путь обеспечения населения продовольствием. Понятие об удобрениях, их отличие от других средств химизации земледелия. Понятие химизации земледелия. Роль удобрений в повышенной урожайности сельскохозяйственных культур. Агрохимия как наука. Предмет, методы, цели и задачи агрохимии, ее взаимосвязи с другими науками. История развития агрохимии, роль отечественных (Менделеев Д.И., Тимирязев К.А., Гедройц К.К. и др.) и зарубежных ученых. Прянишников Д.Н.- основоположник российской агрохимии. Состояние применения удобрений в стране (РФ, РТ) и за рубежом. Структура и задачи агрохимической службы страны.

Тема 2. Научные основы питания растений и применения удобрений (8 ч.). Краткая история изучения корневого и воздушного питания растений: воззрения и эксперименты Аристотеля, Палисси, Гельмонта, Глаубера, Гейлса, Ломоносова, Валлериуса, Пристли, Шееле, Ингенхауза, Сенебье, Соссюра, Тэера, Буссенго, Либиха, Лысенко. Современные представления о воздушном и корневом питаний. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Строение и функции корня. Избирательность поглощения ионов растениями. Симпластическое и апопластическое поступление ионов в растения. Пять этапов симпластического поступления ионов. Строение мембран корневых волосков. Гипотезы и теории поглощения элементов питания: диффузионно-осмотическая, ультрафильтрационная, гипотезы переносчиков, ионных насосов, пиноцитоза. Некорневое питание. Вещественный химический состав растений. Элементный химический состав растений: макро-, микро-, ультрамикроэлементы. Абсолютно, условно необходимые элементы и элементы-примеси. Влияние внешних факторов (свет, тепло, влага) на поглощение элементов питания. Особенности питания растений в различные периоды роста и развития растений. Понятие о критическом периоде и периоде максимального потребления. Сроки, способы внесения и размещения удобрений в почве. Эффективность различных способов внесения (допосевное, припосевное, послепосевное, запасное) и размещения удобрений в почве (разбросное и локальное).

Тема 3. Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений (8 ч.). Почва многокомпонентное природное биокосное тело. Характеристика газовой, жидкой, твердой, живой фаз почвы. Состав и значение почвенного воздуха для питания растений и применения удобрений. Состав и значение для питания растений почвенного раствора. Физиологически уравновешенные растворы. Элементный и вещественный химический состав твердой фазы. Гумусовые вещества почвы. Значение органических веществ почвы в питании растений и применений удобрений. Состав и роль почвенной биоты в плодородии почвы и применений удобрений. Взаимосвязь между отдельными фазами почвы, растениями и удобрениями. Понятие и классификация агрономических свойств. Виды поглотительной способности почвы. Емкость катионного обмена и состав поглощенных катионов, их роль в питании растений и применении удобрений. Виды почвенной кислотности: потенциальная, гидролитическая, обменная, актуальная. Содержание и доступность питательных веществ в почвах. Методы определения подвижных форм питательных элементов в почвах. Понятие об агрохимических картограммах. Почвенный покров и агрохимическая характеристика почв Республики Татарстан. Свойства почв и применение удобрений: взаимодействие, положительные и негативные последствия применения удобрений.

Тема 4. Классификация и основные свойства удобрений 2 ч.). Понятие об удобрениях прямого косвенного действия. Деление удобрений по химическому составу. Простые (односторонние) и комплексные удобрения. Важнейшие агрохимические свойства удобрений: содержание действующего вещества, растворимость, миграционная способность, доступность растениям. Кислотно-щелочные свойства удобрений. Основные физические свойства удобрений - гранулометрическое строение, влажность, гигроскопичность, слеживаемость, прочность гранул, плотность сложения и.т.д. Экологические и санитарно-гигиенические аспекты применения удобрений.

Тема 5. Химические мелиоранты кислых почв (6 ч.). Понятие о химических мелиорантах. Фитотоксичность повышенной кислотности и щелочности. Отношение сельскохозяйственных культур к реакции почвенной среды. Распространенность кислых почв. Причины современного подкисления почв РФ и РТ. Известкование - радикальный прием улучшения кислых почв. Действие извести на почву и растения. Значение кальция и магния для растений. Агрохимическая характеристика известковых удобрений. Известковые удобрения, получаемые из твердых и мягких карбонатных пород. Отходы промышленности, используемые в качестве известковых удобрений. Известковые удобрения, используемые в РТ. Установление необходимости и очередности известкования. Методы определения норм извести. Место внесения известковых удобрений в севообороте. Технология известкования, агротехнические требования к внесению извести.

Тема 6. Химические мелиоранты щелочных почв (4 ч.). Природные солонцы, солончаки и причины их низкого плодородия. Гипсования - прием коренного улучшения солонцовых почв. Методы расчета норм сыромолотого гипса по Гедройцу К.К., Антипову-Каратаеву И.Н., Сумбуру Г.Н., Степанцу И.Т. Агробиологический и другие методы мелиорации солонцовых почв. Техногенные солонцы-солончаки Республики Татарстан и приемы их рекультивации. Возможные заменители сыромолотого гипса. Роль серы в жизни растений. Гипс и элементарная сера как содержащие удобрения.

Тема 7. Азотные удобрения (8 ч.). Значение азота для живых организмов. Важнейшие азотосодержащие органические соединения: белки, нуклеиновые кислоты, хлорофилл, витамины и ферменты, липоиды. Поступление и превращения азота в растениях. Исследования Прянишникова Д.Н. по азотному питанию. Особенности питания растений различными формами азота. Содержание, формы и превращения азота в почве. Методы определения доступных форм азота в почвах. Особенности круговорота и баланса азота в земледелии. Расходная часть баланса азота: вынос с урожаями, вымывание, поверхностный сток, денитрификация, необменное поглощение аммония, иммобилизация микроорганизмами. Приходная часть баланса азота: несимбиотическая, симбиотическая, ассоциативная азотофиксация; поступление из атмосферы во время грозовых разрядов и в результате загрязнения атмосферы; органическими и минеральными удобрениями; семенами. Баланс азота в земледелии РФ и РТ. Получение и классификация азотных удобрений. Агрохимическая характеристика основных групп азотных удобрений: нитратных, аммонийных, аммонийно-нитратных, амидных, жидких, медленнорастворимых. Особенности применения азотных удобрений. Способы уменьшения потерь азота из почвы и удобрений. Возможные негативные последствия несбалансированного применения азотных удобрений: подкисление почвы, усиление минерализации гумуса, чрезмерный рост вегетативной массы, снижение легкости продукции, ухудшение качества урожая (накопление нитратов, снижение сахаров, витаминов), загрязнение водоисточников. Агротехнические и агрохимические приемы уменьшения избыточного накопление нитратов в урожае.

Тема 8. Фосфорные удобрения (6 ч.). Роль фосфора в жизни растений, животных и человека. Особенности фосфорного питания растений. Содержание и формы фосфора в почвах. Доступные формы фосфора в почвах, методы определения подвижных форм фосфора в различных типах почв. Обеспеченность почв РФ и РТ подвижными формами фосфора. Коэффициенты использования фосфора из почвы. Особенности круговороты фосфора в земледелии. Баланс фосфора в земледелии РФ и РТ. Получение и классификация фосфорных удобрений. Основные месторождения апатитов и фосфоритов. Краткая агрохимическая характеристика водорастворимых, цитратно-растворимых и труднорастворимых фосфорных удобрений. Особенности применения отдельных групп фосфорных удобрений: суперфосфатов (простой, двойной, обогащенный, аммонизированный, суперфос), метафосфата кальция, преципитата, обесфторенного фосфата, отходов металлургической промышленности, фосфоритной муки, костной муки, вивианита. Возможные негативные последствия избыточного применения фосфоритных удобрений: преждевременное старение растений, избыточное накопление фосфора в урожае, эвтрофикация водоемов, загрязнение почвы и урожая фтором, тяжелыми металлами, радиоактивными элементами.

Тема 9. Калийные удобрения (6 ч.). Роль калия в жизни растений. Особенности калийного питания растений. Калийлюбивые культуры. Содержание и формы калия в почвах. Калий в составе почвенных минералов, необменный и обменный, водорастворимый и органический калий. Подвижные и доступные формы калий. Обеспеченность почв РФ и РТ подвижным калием. Особенности круговорота калия в земледелии. Баланс калия в земледелии РФ и РТ. Основные калийные руды и их месторождения. Способы получения и классификация калийных удобрений. Краткая агрохимическая характеристика калийных удобрений хлористого калия, сернокислого калия, хлор-калий электролита, калимагнезии, калийной соли, калимага, сильвинита. Калийсодержащие отходы промышленности. Зола - ценное калийное удобрение. Особенности применения калийных удобрений. Возможные негативные последствия избыточного применения калийных удобрений: избыточное накопление в урожае калия и хлора, нарушение соотношения между калием и натрием, кальцием и магнием.

Тема 10. Микроудобрения (4 ч.). Роль микроэлементов в жизни растений, животных и человека. Опасность для живых организмов недостатка и избытка микроэлементов. Общее содержание и подвижные формы микроэлементов в почвах. Обеспеченность почв РФ и РТ подвижными формами микроэлементов. Классификация и особенности применения микроудобрений. ЖУССы - новая форма полифункциональных микроудобрений. Способы внесения микроудобрений. Инкрустация -наиболее технологичный способ применения микроудобрений.

Тема 11. Комплексные удобрения (4 ч.). Понятие о комплексных удобрениях, их классификация, наименование и маркировка. Преимущества и недостатки комплексных удобрений. Получение и свойства твердых комплексных удобрений - аммофоса, диаммофоса, магний-аммонийфосфата, твердых полифосфатов аммония, нитроаммофосов и нитроаммофосок, карбоаммофосок, нитрофосок. Получение, свойства и особенности применения жидких комплексных удобрений (ЖКУ). Смешенные удобрения. Основные негативные последствия неправильного приготовления тукосмесей.

Тема 12. Органические удобрения (10 ч.). Общая характеристика и значение органических удобрений. Навоз - основное органическое удобрение. Виды и разновидности навоза - подстилочный, бесподстилочный, полужидкий, жидкий навоз и навозные стоки. Плотный, рыхлый, горяче-прессованый способы приготовления подстилочного навоза. Деление подстилочного навоза по степени разложения. Установление потребности хозяйства в органических удобрениях для уравновешенного и расширенного воспроизводства гумуса. Методы расчета выхода навоза в хозяйстве. Сроки, способы и нормы внесения подстилочного навоза под сельскохозяйственные культуры. Агротехнические приемы к внесению навоза. Агрохимическая характеристика и использование навозной жижи. Особенности хранения и приготовления бесподстилочного навоза. Способы использования полужидкого, жидкого навоза и навозных стоков. Расчет максимально допустимой нормы внесения бесподстилочного навоза. Происхождение, объемы и добыча торфа. Типы и виды торфа. Основные показатели, используемые для агрохимической характеристики торфов. Возможность использования торфов в чистом виде и причины, вызывающие необходимость компостирования торфов. Основные факторы, влияющие на качество торфокомпостов. Способы приготовления компостов и соотношение компонентов в торфокомпостах. Перспективы использования торфов в народном хозяйстве. Агрохимическая характеристика и особенности применения птичьего помета. Термически высушенный помет. Зеленое удобрение. Способы выращивания, использования и технология заделки в почву сидератов. Солома как органическое удобрение. Сапропелевые отложения, их агрохимическая характеристика и особенности применения. О возможности использования компостов и отходов промышленности и сельского хозяйства. Коэффициенты перевода органических удобрений на подстилочный навоз. Нетрадиционные способы использования органических удобрений и отходов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебная дисциплина «Агрохимия» Для студентов очного обучения по специальности 110200- агрономия

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам и методам агрономической химии.
  2. Рабочая программа Учебная дисциплина Земледелие Для студентов очного обучения по специальности

    Рабочая программа
    Целью преподавания земледелия является изучить научные основы и практические способы наиболее рационального использования пахотной земли и повышения эффективного плодородия почвы с использованием преимущественно биологических и физических
  3. Рабочая программа учебная дисциплина «Система удобрений» для студентов очного обучения по специальности 110101- агрохимия и агропочвоведение Курс, семестр IV, 8

    Рабочая программа
    Цель дисциплины - формирование системных представлений, мировоззрений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам, приёмам, методам и способам разработки, оценки, освоению и контролю современных систем удобрения.
  4. Рабочая программа учебная дисциплина «Геология с основами гидрологиии» Для студентов очного обучения по специальности -110101- агрохимия и агропочвоведение

    Рабочая программа
    Цель дисциплины. Цель дисциплины – формирование представлений, знаний и умений о строении и составе земли, геологических процессах, гидрологии и гидрогеологии.
  5. Рабочая программа Учебная дисциплина защита растений для студентов очного обучения по специальностям: 310100 «агрохимия и агропочвоведение», 310200 «агрономия»

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – формирование знаний и умений по защите растений сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней у специалистов агрономической службы для условий сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности.

Другие похожие документы..