Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
Знакомство с отделением, организационными вопросами, оформлением документации. Деонтология в пульмонологии. Разбор планов обследования пульмонологичес...полностью>>
'Документ'
Привлечение детей к систематическим регулярным занятиям физической культуры и избранным видом спорта, формирование устойчивого интереса к занятиям спо...полностью>>
'Документ'
) ТОМ ПЕРВЫЙ. СОДЕРЖАНИЕ: Медной горы Хозяйка Малахитовая шкатулка Каменный цветок Горный мастер Хрупкая веточка Железковы покрышки Две ящерки Приказ...полностью>>
'Конспект'
Содержание понятий «имидж», «имидж фирмы», «привлекательный имидж фирмы». Социально-психологический аспект привлекательного имиджа фирмы. Механизм вл...полностью>>

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (7)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г. СВИНАРЕНКО

23 декабря 2005 г.

Регистрационный №

763 тех/маг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

230200 - Информационные системы

Степень (квалификация) –

Магистр информационных систем

Вводится с момента утверждения

Москва 2005 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 230200

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – магистр информационных систем.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра информационных систем по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра информационных систем состоит из программы подготовки бакалавра информационных систем по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра информационных систем (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Магистр информационных систем в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, № 37, может занимать следующие должности:

  • инженер;

  • инженер-программист (программист);

  • инженер-электроник (электроник);

  • инженер по автоматизированным системам управления;

и другие должности, соответствующие его квалификации.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Информационные системы - это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение: информационных систем и сетей; информационных систем и технологий в различных областях;

математического, информационного и программного обеспечения информационных систем и сетей.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации технических и программных средств информационных систем в различных областях.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Магистр информационных систем может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- проектно-конструкторскую;

- производственно-технологическую;

- эксплуатационную;

- организационно-управленческую;

- педагогическую.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

Магистр информационных систем подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Магистр информационных систем в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) научно-исследовательская деятельность:

- анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование технического задания, постановка цели и задач исследования объекта на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

- анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

- выбор оптимального метода и программы исследований, модификация существующих и разработка новых методик, исходя из задач конкретного исследования;

- выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами телекоммуникационных технологий;

- разработка математических моделей, методов, компьютерных технологий и информационных систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными объектами и в гуманитарных областях деятельности человека;

- анализ и исследование методов и информационных технологий, применяемых на всех этапах жизненного цикла объектов профессиональной деятельности;

- создание и исследование математических и программных моделей информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;

- разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;

- разработка, совершенствование и применение средств спецификации, методов разработки, стандартов и технологий производства объектов профессиональной деятельности;

- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также оценка технико-экономической эффективности разработки;

- подготовка результатов исследований для опубликования в научной печати, а также составление обзоров, рефератов, отчетов и докладов;

б) проектно-конструкторская деятельность:

- разработка требований и спецификаций объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможно­стей технических средств;

- проектирование архитектуры информационных систем и их компонентов;

- проектирование человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов информационных систем;

- выбор средств информационно-вычислительной техники, средств программирования и их применения для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;

- проектирование математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения автоматизированных информационных на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;

в) производственно-технологическая деятельность:

- создание информационных систем и технологий и производство программных продуктов заданного качества в заданный срок;

- тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов информационных систем;

- разработка программы и методики испытаний, проведение испытаний объектов профессиональной деятельности;

- комплексирование аппаратных и программных средств, создание информационных систем, комплексов и сетей;

- сертификация объектов профессиональной деятельности;

г) организационно-управленческая деятельность:

- организация процесса исследования и разработки объектов профессиональной деятельности с заданным качеством в заданный срок;

- организация работы коллектива исследователей по проблемам, связанным с объектами профессиональной деятельности;

- планирование исследований и разработки объектов профессиональной деятельности;

- оценка, контроль и управление процессом исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- выбор технологии, инструментальных средств для организации процесса исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- обучение персонала в рамках принятой модели процесса разработки объектов профессиональной деятельности;

- планирование и организация процесса внедрения результатов научных исследований и разработок объектов профессиональной деятельности;

д) эксплуатационная деятельность:

- инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения информационных систем;

- сопровождение информационных систем;

- анализ эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности, выработка требований и спецификаций по их модификации;

- эксплуатация опытных или уникальных образцов сложных объектов профессиональной деятельности;

е) педагогическая деятельность:

- преподавание в вузах и средних специальных учебных заведениях дисциплин по профилю направления.

1.3.5. Квалификационные требования

Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач магистр информационных систем:

- умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

- готов участвовать во всех фазах исследования, проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- способен использовать современные методы, средства и технологии исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- умеет осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной деятельности, применять для этого современные информационные технологии;

- способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;

- взаимодействует со специалистами смежного профиля при исследовании и разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при исследовании и разработке объектов профессиональной деятельности, знаком с методами управления и организации работы исполнителей в процессе производства информационных систем;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

- готов составлять описания проводимых исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей;

- готов участвовать во внедрении результатов научных исследований и разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществления авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию объектов профессиональной деятельности.

Магистр информационных систем должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;

- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;

- технологии, применяемые в научных исследованиях и программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

- методы исследования и проведение экспериментальных работ;

- методы анализа и обработки экспериментальных данных;

- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

- технологию проектирования, разработки и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

- методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- перспективы и тенденции развития информационных технологий;

- порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

- основные требования к организации труда при исследовании и разработке объектов профессиональной деятельности;

- порядок и методы проведения патентных исследований;

- методики оценки технико-экономической эффективности научных и технических разработок;

- основы экономики, организации труда, организации производства и научных исследований;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда;

- формы организации образовательной и научной деятельности в высших учебных заведениях.

1.4. Возможности продолжения образования

Магистр информационных систем, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки 230200 «Информационные системы», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре по научным специальностям:

05.13.05 Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления;

05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям);

05.13.11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей;

05.13.12 Системы автоматизации проектирования (по отраслям);

05.13.13 Телекоммуникационные системы и компьютерные сети;

05.13.15 Вычислительные машины и системы;

05.13.17 Теоретические основы информатики;

05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы;

05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.

1.5. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению «Информационные системы»

01 МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Модели дискретных объектов и явлений реального и виртуального (компьютерного) миров. Информация. Количественные меры информации. Информационные объекты. Объектно-ориентированный анализ. Открытые системы. Структура и закономерности протекания информационных процессов. Измерение как первичный информационный процесс, его характеристики. Модели процессов передачи, обработки и хранения информации.

Формальные языки и грамматики. Алгебраическая теория языков. Синтаксический и семантический анализ. Формальные логические системы. Автоматическое доказательство теорем. Логические системы на основе классической и неклассических логик. Сложность вычислений и описаний. Спецификация вычислений. Алгоритмическая теория сложности по Колмогорову.

Семантика и логика программ. Спецификация, верификация, доказательство свойств программ. Семантика языков программирования. Теория структур данных. Элементы криптографии. Динамика поведения вычислительных структур и дискретных систем.

Взаимосвязь теорий переключательных схем, конечных автоматов, формальных грамматик и языков, теории параллельных процессов и программирования. Асинхронные клеточные автоматы. Элементы теории волновых процессов. Нейронные сети.

Системы и сети массового обслуживания. Теория массового обслуживания применительно к анализу коммуникационных систем общего вида.

Правовые и экономические вопросы информатики.

02 АРХИТЕКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Архитектура открытых систем. Основные понятия архитектуры информационных сетей. Класс информационных систем и сетей как открытые информационные системы. Модели и структуры информационных систем. Информационные ресурсы. Теоретические основы современных информационных систем. Базовая эталонная модель Международной организации стандартов. Компоненты информационных систем.

Модель распределенной обработки информации. Безопасность информации в системе. Корпоративные информационные системы. Программные и технические средства распределенных информационных систем.

Эталонные аппаратные платформы. Типовые архитектурно-структурные решения, используемые. Программное обеспечение информационных систем. Операционные системы Unix, Windows. Программирование для Windows.

Методы оценки эффективности информационных систем.

03 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Образовательный процесс как сложная распределенная информационно-управляющая система. Архитектура информационной системы управления образованием. Структурные и функциональные элементы информационной системы управления образованием. Функции, процедуры и службы управления образованием; объекты управления; методы администрирования. Задачи и функции информационных систем управления образованием.

Теория организации информационных систем управления образованием. Уровни образования. Средства телекоммуникационных и вычислительных систем в управлении образовательной деятельностью. Автоматизированные системы управления образованием. Банки и базы данных в управлении образованием. СУБД в информационных системах управления образованием. Интеллектуализация процесса управления образованием.

Модели управления процессом образовательной деятельности. Эффективность образовательного процесса. Методы оценки эффективности информационной системы управления образованием. Применяемые технологии проектирования, CASE–средства. Состав и функции подсистем информационной системы управления. Локальные и глобальные компоненты. Выбор аппаратно-программной платформы. Сетевой уровень информационной системы управления. Файл-серверные и клиент-серверные технологии в информационной системе управления образованием.

04 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

Процесс обучения как сложная информационная система. Образование и обучение. Обучающие системы. Процесс обучения. Технология обучения Архитектура обучающих систем. Структурные и функциональные элементы информационной системы обучения.

Автоматизированные обучающие системы. Технологический процесс образования. Системы дистанционного обучения. Автоматизированные обучающие системы. Корпоративные информационные системы дистанционного обучения. Электронные мультимедийные учебники. Мировое и персональное информационное пространство. Всемирная паутина и персональный компьютер в дистанционном обучении.

Функциональные возможности обучающих систем. Функциональная структура информационных систем обучения. Управление учебным процессом. Управление учебным содержанием. Система организации взаимодействия. Программные продукты разработки отдельных учебных материалов и целых курсов. Средства создания учебных курсов. Педагогические средства и преподавательские инструменты. Особенности администрирования информационных систем обучения. Примеры лицензионных программных продуктов в сфере обучения. Поддержка курсов на CD-ROM. Эргономичность интерфейса пользователя информационной системы обучения.

Персональное информационное пространство и настройки. Пользовательские настройки интерфейса. Защита информации студента с помощью аутентификации («имя» + «пароль»). Поддержка асинхронного взаимодействия студентов. Электронная почта "один к одному". Электронная почта "один ко многим". Дискуссионные форумы. Инструментальные средства совместной работы. Средства аудиоконференций. Средства видеоконференций.

Средства создания учебных курсов и разработки учебных материалов. Управление учебными модулями. Возможности тестирования. Особенности языка HTML. Документы в формате HTML. Возможность создания персональных авторских аннотаций к материалам курса, которые являются видимыми и доступными только автору.  Поддержка глоссария курса. Поддержка Web-интерфейса для разработки курсов в сетевом варианте. Интерфейс разработки автономных курсов. Эргономичный интерфейс. Локальные приложения. Наиболее распространенные платформы.

Экспертные обучающие системы. Обучение и искусственный интеллект. Модели знаний. Технология искусственного интеллекта. Элементы искусственного интеллекта. Организация хранения информации в человеческой памяти. Структура экспертных систем обучения. Продукционные экспертные системы обучения. Инструментальные средства экспертных систем обучения в информационной системе.

05 СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Представление знаний. Свойства знаний. Модели представления знаний. Методы работы со знаниями. Приобретение и формализация знаний. Пополнение знаний. Обобщение и классификация знаний. Вывод на знаниях. Общение. Распознавание образов и изображений. Анализ сцен. Машинное зрение. Обучение. Модели обучения. Планирование решения задач. Логическая модель представления знаний и правила вывода. Продукционная модель представления знаний и правила их обработки. Реляционные модели представления знаний и соответствующие способы рассуждений. Фреймы. Семантические сети.

Теория и техника приобретения знаний. Принципы приобретения знаний. Существующие подходы и техника решения. Экспертные системы – инструмент автоматизированных обучающих систем. Роли эксперта, инженера знаний и пользователя; база знаний. Правила; объекты; определение запроса; редактор; процедурный язык; компилятор правил и объектов. Средства работы с файлами; структура главного меню. Правила и объекты; антецедент и консеквент правила; первичная цель. Простые объекты; объекты со списком значений; объекты с фреймами. Основные атрибуты (слоты) объекта; создание и редактирование процедур; вызов процедур из правил; процедурные фреймы и слоты; операторы процедурного языка. Средства управления выполнением приложений. Логическое программирование и экспертные системы. Языки искусственного интеллекта; применение языка Пролог.

Архитектура для автоматического рассуждения, основанного на правилах. Механизм вывода на основе модели логического программирования. Понятие о нечетких множествах и их связь с теорией построения экспертных систем. Реализация экспертных систем в среде Windows.

Языки и системы представления знаний. Языки программирования интеллектуальных систем. Инструментальные средства для разработки интеллектуальных систем. Принципы организации и функционирования интеллектуальных систем. Аппаратные и программные средства. Элементная база. Прикладные интеллектуальные системы.

06 КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие коммуникационной технологии. Интеграция информационного сервиса пользователей. Открытые системы и проблемы стандартизации. Понятие открытой системы. Уровни. Соединения. Концепция архитектуры открытых систем как основа построения цифровых сетей интегрального обслуживания ISDN. Стандарты. Стеки коммуникационных протоколов. Модульность.

Глобальные, городские и локальные сети. Конвергенция локальных и глобальных сетей. Основные этапы построения сетей; иерархия моделей процессов в сетях. Сети предприятий, учреждений и корпораций. Интерсети.

Методы коммутации и маршрутизации в телекоммуникационных сетях. Распределение информации на сетевом уровне. Управление режимами коммутации. Адаптивная коммутация. Технология управления обменом информации в сетях. Методы маршрутизации. Управление потоками и маршрутизацией. Адаптивная маршрутизация. Технологии межсетевого взаимодействия. Протоколы обмена маршрутной информацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 (280200 по оксо) «Защита окружающей среды»

    Образовательный стандарт
    Понятие «экологический менеджмент»; система международных стандартов ISO 14 ; оценка исходной экологической ситуации на промышленных предприятиях; система экологического менеджмента; экологическая миссия, политика и цели промышленных
  2. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста (44)

    Образовательный стандарт
    Микробная, растительная и животная клетки – основной объект биотехнологии. Строение и химический состав клеток, основные биополимеры клеток, органеллы клеток; поступление веществ в клетку и их метаболизм; ферментативный катализ и
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (6)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.

Другие похожие документы..