Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благососто...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной програм...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в ІV Международной научно-практической конференции «Проблемы и пути усовершенствования экономического механизма предпр...полностью>>
'Реферат'
Этика – это раздел философии, изучающий феномен морали. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящ...полностью>>

Северный кавказ: профилактика конфликтов редакционная коллегия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблемы и пути разрешения конфликтов в межнациональных отношениях внутри республики.

В настоящее время в Дагестане действуют факторы, увеличивающие социальную напряженность и обостряющие межнациональные отношения: отставание республики по основным показателям уровня жизни населения от большинства субъектов РФ, резкие различия в обеспеченности районов Дагестана объектами социальной и производственной инфраструктуры, большое количество земельных конфликтов между общинами, деятельность религиозно-политических экстремистских и террористических группировок38, затянувшийся процесс реализации программы переселения лакцев Новолакского района39 и др.

Самыми острыми конфликтами в республике являются конфликты из-за земельных участков, пригодных для сельского хозяйства или строительства жилья. Основная зона земельных конфликтов в Дагестане – плодородные равнинные и предгорные полиэтничные районы. Специалисты выделяют несколько видов данных конфликтов:

- противостояние по линии местные - приезжие (коренные - мигранты). Очаги такого рода конфликтов время от времени возникают на территории Хасавюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского, Новолакского, Казбековского районов;

- конфликты, связанные с незаконной, на взгляд жителей поселений, распродажей «общинной» земли чиновниками. Ярким примером такого рода столкновений является не разрешенный до сих пор конфликт в поселке Ленинкент, близ Махачкалы. Исторически в поселке Ленинкент проживают кумыки. В советские годы сюда началась активная миграция горцев – аварцев. И на сегодня аварцы составляют 75% местного населения. В конфликте изначально стороны делились на местных и приезжих, т.е. с одной стороны - кумыки и аварцы-старожилы, с другой аварцы – недавние переселенцы. Однако вскоре конфликтующие стороны сменили идентификацию по региону «местные – приезжие» на этническую идентификацию;

- конфликты вокруг отгонных пастбищ. Речь идет о Ногайском, Тарумовском и Кизлярском районах. Эти районы занимают часть Ногайской степи и Прикаспийской низменности. Данная территория используется в качестве зимних пастбищ для скотоводческих хозяйств многих горных районов Дагестана. Однако эксплуатация пастбищ ведется здесь многими хозяйствами круглый год. В результате такого нерационального использования зимних пастбищ территория Ногайской степи на 90% уже не пригодна для животноводства;

- конфликты между двумя селами - джамаатами из-за спорных участков земли и кадровых вопросов40. Только в 2007 году такого рода конфликты вспыхивали между общинами сел Костек (кумыки) – Новокостек (даргинцы), Куруш (лезгины) – Казмааул, Ботаюрт (оба - кумыки) Хасавюртовского района, Карабудахкент (кумыки) – Губден (даргинцы) Карабудахкентского района и др.

Одним из факторов, влияющих сейчас на общественно-политическую ситуацию и национальные отношения в Республике Дагестан, является внутренняя миграция населения горных районов в равнинные районы республики, которая обрела особый динамизм в 1990-х годах.

Миграционные процессы в республике носят объективный характер. При этом необходимо учитывать соотношение внешней и внутренней миграции, поскольку первая создает значительно больше проблем. Проблемы миграции с гор на равнину связаны, как правило, с социальной необустроенностью горных районов. Основой массовой миграции с гор на равнину явилась государственная политика, продиктованная необходимостью привлечения трудовых ресурсов в связи с вводом в производство новых мощностей.

Учитывая, что по плотности населения Республика Дагестан занимает 4-е место на Северном Кавказе (43,2 тыс. жителей на 1 кв. км), вопросы рационального использования земель находятся под пристальным вниманием руководства республики. Миграция населения с гор на равнину в последние годы имеет стихийный характер. Нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии горных районов отрицательно сказывается на политической и экономической ситуации большинства районов равнинной зоны, куда в массовом порядке продолжает переселяться население горных районов. Для закрепления населения горной части республики на местах принималась программа «Горы», реализация которой не происходила в полном объеме по причине недофинансирования. В 2007г. из федерального бюджета для развития горных районов выделены средства в размере 3 млрд. рублей, Юга России – 3 млрд. рублей. Освоение этих средств должно привести к улучшение ситуации в этом вопросе.

Относительно конфликта интересов старожильческих этносов кумыков, ногайцев, русских с мигрантами аварцами, даргинцами и т.д. нужно отметить, что эти вопросы решаются органами власти республики на основе согласительных процедур. Так, осенью 2007 года разрешен давний земельный спор между жителями сс. Костек (кумыки) и Новый Костек (даргинцы) Хасавюртовского района.

Руководством РД неоднократно вносились предложения по закреплению прав народов, оказавшихся в численном меньшинстве на своих этнических территориях, в форме квотирования, однако они не нашли поддержки на федеральном уровне.

Для стабилизации миграционных процессов среди русского населения выработан и реализуется ряд практических мер. Постановлением Правительства РД в 1993 году создана Правительственная комиссия по проблемам русскоязычного населения, что усилило внимание к данной проблеме со стороны руководства республики, местных администраций и в целом общественности Дагестана, способствовало снижению дальнейшего оттока русского населения. Неоднократно рассматривались вопросы о состоянии и мерах по улучшению социально-экономической и общественно-политической ситуации в г. Кизляре, Кизлярском и Тарумовском районах Республики Дагестан, кадровые вопросы.

Всего за 2001-2004 годы республику покинуло 10200 представителей русского населения. При этом в республику за этот же период вернулись 4500 представителей русского населения. Таким образом, за четыре года миграционное сальдо по представителям русского населения составило -5700 человек.

В Дагестане русский язык является государственным языком, русские живут в русскоязычной среде, им не приходится учиться другому языку. Даже в дагестанских семьях общение осуществляется на русском языке; у всех народов Дагестана, в том числе у русских, сформировались общие черты психологии, культуры, половина русских имеет среди других национальностей близких родственников, общие интересы. Традиционными стали смешанные браки; русские в Дагестане имеют высокий статус, за ними признаются высокие нравственные качества (честность, доброжелательность, трудолюбие и др.), им адресуется чувство глубокой благодарности за большой вклад в развитие экономики и культуры Дагестана.

Вопрос приостановки оттока русского населения из Дагестана руководством республики признан одним из приоритетных. Он обозначен в ежегодных Посланиях Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД. Реализация этих программных документов, вопросы социального самочувствия русского населения республики находятся под постоянным контролем руководства республики. В республике создан и эффективно действует Координационный совет по Северному региону РД при Правительстве РД, в основном проживает русское население республики. Также создана и действует Правительственная комиссии РД по проблемам русскоязычного населения. Правительством РД приняты ряд постановлений по улучшению социально-экономического развития северного региона, в частности, постановление от 31 июня 2003 года №217 «О социально-экономическом развитии г. Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов», решение правительственной комиссии РД по проблемам русскоязычного населения от 15 января 2007 года и др. На заседаниях правительственных комиссий регулярно обсуждается ход выполнения этих постановлений министерствами и ведомствами РД, муниципальными образованиями41.

Территориальная реабилитация чеченцев-аккинцев является первым и единственным фактом такого рода в постсоветском пространстве. А именно: не дожидаясь принятия ВС РФ закона конкретно в отношении чеченцев-аккинцев, III съезд народных депутатов Дагестана в 1991 году, ссылаясь на согласие лакской общественности, принял решение о восстановлении Ауховского района.

В соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в республике репрессированными признаны чеченцы-аккинцы, выселенные в 1944 году из Ауховского (ныне Новолакского) района Республики Дагестан. В целях реализации данного Закона 23 июля 1991 года III съезд народных депутатов Дагестана принял решение, направленное на восстановление исторической справедливости – полную реабилитацию чеченцев-аккинцев. Принят ряд постановлений и распоряжений на федеральном и региональном уровнях по практическому осуществлению решений Съезда. В республике определен механизм, принята Программа переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района.

В решении этой непростой задачи имеется ряд серьезных проблем, требующих повышенного внимания и участия со стороны федеральных органов исполнительной власти. До сих пор не решен вопрос по утверждению сроков выполнения всего комплекса работ по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства, а также оценка потребности в финансовых средствах на реализацию Программы со стороны федеральных органов. По вопросу реализации Программы переселения руководство республики неоднократно обращалось к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Государственную Думу ФС РФ, федеральные исполнительные органы.

Кроме того, до сих пор задерживается принятие внесенных Дагестаном в Государственную Думу ФС РФ законопроектов «О насильственно переселенных народах» и «О реабилитации репрессированных чеченцев-аккинцев Дагестана и государственной поддержке их возрождения и развития». Именно отсутствие данных законопроектов негативно влияет на межнациональные отношения.

В средствах массовой информации проводится постоянная работа по освещению наиболее актуальных проблем государственной национальной политики. В настоящее время в Республике Дагестан действуют корреспондентские пункты 5 всероссийских телеканалов, работают собственные корреспонденты 4-х информационных агентств и одной газеты, выпускаются региональные приложения 4-х центральных газет. На внештатной основе с центральными СМИ сотрудничают и другие дагестанские журналисты. Функционируют около 170 зарегистрированных дагестанскими учредителями газет и журналов, из них порядка 90, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления.

На территории Дагестана функционирует свыше 100 муниципальных и коммерческих телерадиокомпаний и сетей кабельного телевидения, практически в каждом районе и городе имеется или создается своя телерадиовещательная база. Функционируют филиал ВГТРК «Дагестан», Республиканская государственная вещательная компания «Дагестан», учрежденная Правительством Республики Дагестан в 2003 г., Республиканское информационное агентство «Дагестан», учрежденное Правительством Республики Дагестан в 2005 г.

Растет число пользователей сети Интернет, действуют официальные сайты органов государственной власти Республики Дагестан, газеты «Дагестанская правда» и некоторых газет на национальных языках, общественно-политических еженедельников, исламских изданий. Материалы о Дагестане публикует большое количество центральных и зарубежных изданий, в том числе в сети Интернет. Открытый диалог власти и общества постоянно ведется с участием печатных и электронных СМИ, не склонных упрощать ситуацию, пытающихся анализировать имеющиеся просчеты в деятельности исполнительных структур, и в то же время не переходящих за грань сбалансированной гражданской позиции.

При этом ключевыми приоритетами остаются: социально-экономическое развитие; оздоровление политической ситуации на основе консенсуса общества; укрепление законности и правопорядка; повышение ответственности кадров; укрепление российской государственности и дальнейшее совершенствование федеративных отношений.

Проблема ногайцев. Ногайцев в Республике Дагестан около 35 тыс. человек. Территория проживания ногайцев - это Ногайский (90%), Кизлярский (6,5%), Тарумовский, (8,3%) Бабаюртовский (16%) районы и п.Сулак Кировского р-на г.Махачкалы. Основными проблемами, выдвигаемыми ногайской общественностью на рубеже 1980-1990-х годов, являлись объединение разделенных Указом ПВС РСФСР от 9.01.1957 г. №721/4 этнических территорий, создание своего национально-территориального образования и возможность возрождения самобытной культуры.

В январе 2001 г. Правительством Республики Дагестан была принята программа социально-экономического развития Ногайского района, являющегося единственным территориальным объединением ногайцев в России. И это получило признание всех ногайцев мира, о чем свидетельствуют итоги международного фестиваля «Ногай-эл», состоявшегося в Махачкале в 2004 году.

Проблемы социально-экономического и национально-духовного развития ногайцев и пути их разрешения были специально рассмотрены Президентом РД М.Г.Алиевым в 2006 и 2008 гг.

Данные социологического опроса, проведенного в республике осенью 2007 года, подтвердили, что 70% населения считает наиболее актуальными проблемы экономики, лишь 16% – состояние межнациональных отношений. Эти данные подтверждают, что этнонациональные лозунги не определяют политическое самочувствие многонационального Дагестана. Анализ межнациональных отношений на современном этапе свидетельствует, что мононациональные политизированные образования изжили себя, остались лишь отдельные деятели, идентифицирующие себя с этими образованиями, которые удовлетворяют собственные политические амбиции, узкогрупповые интересы и смыкаются с экстремистскими силами.

Большую роль в урегулировании национальных отношений в Дагестане играют НКО. На 1 апреля 2008 г. на учете в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан состоит 1842 некоммерческих организаций, из них 995 общественных объединений, 15 региональных отделений политических партий, 692 религиозные организации и 140 иных форм некоммерческих организаций42.

Наиболее активно действуют в этом плане созданные при Президенте РД Совет старейшин, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Координационный центр по проблемам формирования гражданского общества. Учрежден институт Уполномоченного по правам человека, начала работать Общественная палата Республики Дагестан.

Определенный опыт в разрешении конфликтных ситуаций в республике накоплен неправительственными организациями. В недавно опубликованном Докладе Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской федерации» говорится: «Примерами миротворческих проектов может служить работа организаций в Северной Осетии и Дагестане. Ряд миротворческих НКО работает в приграничных с Чечней районах, а также в горных районах. Миротворческие инициативы направлены на содействие, сотрудничество между различными профессиональными, этническими, социальными группами, общественными и государственными структурами; развитие сотрудничества между сельскими местными сообществами (джамаатами) и координацию их деятельности»43.

Ряд общественных организаций Дагестана, в их числе и переселенческие, начиная со второй половины 1990-х гг. и по настоящее время, реализовывали миротворческие проекты. Богатый опыт реализации таких проектов накоплен организациями «Дербентский центр социально-психологической реабилитации и культуры мира», Благотворительная больница для женщин, Дагестанское отделение Центра миротворчества и общественного развития, РБОО «Набат», «Материнский очаг», «Альтернатива насилию», «SOS – Спасение», Кизлярская общественная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам, общественная организация «Сабур» и некоторые другие.

Они организовали и провели различные конференции, круглые столы, спортивно-оздоровительные лагеря для детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и других социально слабо защищенных семей, принимали участие в различных форумах, в том числе международных, многочисленные публикации, исследования и др. Так, в прошлом году РБОО «Набат» (рук. А.Азизханов) реализовала миротворческий проект, в рамках которого прошли три круглых стола в Дербенте, Хасавюрте, Махачкале. В спортивно-оздоровительном лагере «Волна» (Каякентский район) для детей из семей беженцев и других социально слабо защищенных семей был проведен тренинг-семинар «Уроки толерантности» с привлечением профессиональных тренеров по вопросам толерантности. В мероприятиях принимали участие руководители ряда неправительственных организаций Дагестана, Азербайджана, Чеченской Республики, Северной Осетии, представители властных структур, деятели культуры, журналисты электронных и печатных СМИ44.

Определенную работу по стабилизации этноконфессиональных отношений в республике проводит Общественная палата Республики Дагестан45. При ней действует комиссия по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям (председатель А.Р.Шихсаидов, заместитель - С.Р.Гамзатова).

Комиссией проведены общественные слушания с обсуждением актуальных вопросов: 7 ноября 2007 г. по теме «Духовно-нравственные идеалы традиционных конфессий и их роль в нравственном и межконфессиональном воспитании». Работа круглого стола широко освещалась в печати («Молодежь Дагестана», «Дагестанская правда») и на телевидении; 11 октября 2007 г. совместно с Комитетом Правительства РД по делам религий проведен круглый стол с участием представителей из Санкт-Петербурга, студентов и преподавателей Дагестанского государственного университета по теме «Межконфессиональные и межнациональные отношения в современной России»; по итогам многократных встреч со студентами вузов и колледжей, с учениками школ г. Махачкалы (№ 1,27,37, 52) был подготовлен специальный план и соответствующие рекомендации по защите русского языка как языка межнационального общения, а также подготовлено выступление на канале РГВК на тему «Русский язык в Дагестане - история и перспективы».

Союз журналистов РД на круглом столе обсудил 13 марта 2007 г. тему «Роль национальных средств массовой информации в формировании гражданского общества».

Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН совместно с Министерством по национальной политике, Информации и внешним связям РД, Комитетом Правительства РД по делам религий, Администрацией г. Махачкала за последние годы провел г. Махачкале всероссийские научные конференции «Ислам на Северном Кавказе: история и современность», «Национальные интересы и национальная политика на Юге России: приоритеты и перспективы», «Проблемы сохранения толерантности в условиях многоконфессиональности и полиэтничности» и др.

Перспективы национальной политики в РД. В Дагестане принят Закон РД №17 от 17.03.2008 г. «Об утверждении Программы развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 гг.». В нем соблюдена преемственность по отношению к аналогичной комплексной программе 1993-1997 годов, реализация которой стала одним из факторов стабилизации общественно-политической ситуации, сохранения отношений дружбы и единства народов Дагестана.

Реализация предлагаемой программы объемом более 16 млн. руб. позволит устранить или минимизировать возможные негативные последствия в сфере межнациональных отношений, способствовать их гармонизации.

Данная программа дополняет принятые в РД республиканские программы социально-экономического развития республики на период до 2010 года, «Русский язык (2007-2010 годы)», «Патриотическое воспитание граждан в Республике Дагестан на 2007-2009 годы». В РД готовятся целевые программы правового воспитания, развития народно-художественных промыслов.

Основные средства (около 6 млн. рублей), в рамках этой программы предполагается направить на создание в школах муниципальных образований республики кабинетов, стендов, уголков национальной культуры, языков, фольклора Дагестана. Остальные суммы будут использованы для проведения социологических исследований, издания литературы. В расходы включено издание учебной методической литературы по национальным языкам.

Программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 годы в числе наиболее важных мероприятий включает: образование при главах муниципальных образований со смешанным национальным составом населения консультативных советов по регулированию национальных отношений; мониторинг национального состава кадров государственной, гражданской и муниципальной служб с выработкой рекомендаций; мониторинг состояния межэтнических отношений при практической реализации земельного законодательства, в том числе в области отгонного животноводства, подготовка предложений по их урегулированию; мониторинг публикаций в СМИ по проблемам национальной политики и организация реагирования на факты злоупотребления свободой слова.

Разрешение межнациональных и внутриконфессиональных конфликтов в Дагестане во многом зависит от решения материальных, социально-экономических и политических проблем российского, северокавказского, дагестанского обществ.

Таким образом, усилия государственных органов власти, муниципальных образований, партий и общественных объедений, религиозных организаций Республики Дагестан направлены на стабилизацию и гармонизацию межнациональных отношений, на развитие культуры межэтнического общения, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей, высокого гражданского патриотизма.

Авторская справка:

Ханбабаев Кафлан Муслимович – зам. председателя Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий, с.н.с. Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, кандидат философских наук, доцент.

Адрес: 367027, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Буганова, 17-б. Комитет Правительства РД по делам религий.

т.р. (8722) 64-62-36, факс (8722) 64-64-56.

E-mail: khanbabaev@rambler.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (1)

    Документ
    Рассматривается проблема формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России. Приводятся результаты авторского исследования современного состояния правовой культуры в России.
  2. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Дан обзор некоторых актуальных проблем регулирования банковской системы России. Для изучения указанных проблем и нахождения путей их решения предлагается использовать методы социологического исследования, в частности, специализированный
  3. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. 1с. Редакционная коллегия

    Реферат
    д.соц.н., доц. Ю.А. Зубок, д.соц.н., проф. В.И. Чупров (ответственные редакторы); д.ф.н., проф. В.П. Бабинцев, к.соц.н. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, д.
  4. Вестник балтийской педагогической академии вып. 94. – 2010 г. Актуальные проблемы нравственного и физического воспитания учащейся и студенческой молодёжи Санкт-Петербург Редакционная коллегия выпуска

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд.
  5. Редакционная статья

    Статья
    ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА /10 Единственное ограничение, которое мешает появлению в России целого ряда новых компаний федерального масштаба, — дефицит инфраструктурного капитала.

Другие похожие документы..