Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Школа расположена в рабочем микрорайоне города. Рядом расположены предприятия: ЗАО «Михайловский бройлер», ОАО «Завод ЖБИ-3», ОАО «ДСЗ», УЦ 267/20, О...полностью>>
'Документ'
Т. Фоменко в 1979 году. В дальнейшем разработкой этой проблемы занималась группа математиков и физиков, в основном, в Московском государственном унив...полностью>>
'Документ'
Актуальность темы исследования. Управление ликвидностью коммерческих банков имеет огромное значение для поддержания стабильности и эффективности плат...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » октября 2010 г. в 1 часов на заседании диссертационного совета Д 220.008.01 при ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскох...полностью>>

Северный кавказ: профилактика конфликтов редакционная коллегия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, проведенное рассмотрение, очевидно, дает возможность сделать вполне аргументированный вывод о более глубоких мотивациях грузино-осетинского конфликта, нежели только политическая мотивация. Речь идет о конфликтном потенциале, имеющем культурологическое содержание, который должен быть исследован соответствующими методами, выходящими за рамки политологических методов.

В завершение хотел бы обратить особое внимание на то, что в приведенном рассмотрении не даются и не могут даваться этические оценки тех или иных качеств грузинского и осетинского народов в их сопоставительном анализе. То есть вопрос о том, какой народ «лучше», методологически неверен. То или иное качество народа, как, например, грузинский национализм или осетинский патриотизм, взятые в должной мере, играют позитивную роль, но при нарушении меры своей качественной определенности становятся факторами негативными. Впрочем, здесь мы отвлекаемся уже на философский, диалектический анализ.

Кроме того, может сложиться впечатление, что столь кардинальные различия между грузинским и осетинским народами обозначают тупиковую ситуацию и обрекают эти народы на «вечное» историческое противостояние. Это, разумеется, не так, и одним из свидетельств действительного сближения наших народов являются многочисленные браки между грузинами и осетинами до начала нынешнего конфликта; это обстоятельство не раз отмечалось в демографических, статистических и иных исследованиях.

Здесь уместно привести предание, записанное в Осетии В.Ф. Миллером: «Было три брата: Суан, Ос и Картыл. Картыл остался на родине и стал родоначальником Грузин (Картли). Суан пошел и поселился в нынешней Сванетии, которая от него получила свое имя. Третий брат – Ос поселился в Алагирском ущелье и стал родоначальником Осетин»26. В другом предании, записанном Ф.И. Леонтьевичем, говорится, что «в старинное время, неизвестно когда, вышли из Мислуга (страны далеко на Юге) три брата воеводы, по имени Ос, Картаул и Лек. Ос завладел страною около (…) горы, от него произошли осетины; Картул основал свое царство около Тифлиса, от него происходят карталинцы; Лек пошел дальше на восток и основал там свое царство, от него происходят лезгины»27. Отсюда видно, что у осетин длительно присутствует представление о родстве с грузинами. Интересно, что и грузинский летописец Джуаншер Джуаншериани, повествуя о создании Вахтангом Горгасалом Дарьяльских ворот, подчеркивает, что сделано это было для того, «чтобы без его приказа не переходили осетинские (…) родственники»28. Таким образом, исторические предания, записанные выдающимися русскими учеными-кавказоведами XIX в., свидетельствуют о древнеродственных отношениях осетин и грузин.

Нам представляется, что историческую ситуацию в грузино-осетинских отношениях, если указанные этногенетические мифы-предания верны, можно образно сравнить с ситуацией двух братьев, некогда, сызмальства, близких, но затем совершенно по-разному воспитанных. Так что сегодня, как говорится, лучше пожить отдельно.

Чтобы преодолеть взаимную неприязнь, сложившуюся между грузинами и осетинами в исторически длительное время и закрепившуюся в формах этнических стереотипов, а в исторической памяти этносов – как устойчивые экзистенциальные установки, необходимо время и позитивное взаимодействие. В реальности такого взаимодействия не существует, более того, военные действия 2004 г. и постоянные провокации, организуемые грузинской стороной (взрывы и перестрелки, создание параллельного правительства Южной Осетии в селении Курта, задержка осетинских сельских жителей на вновь организованных дополнительных блокпостах и издевательства над ними, попытки сломить волю осетинского народа закрытием Эргнетского рынка или перекрытием водопровода на Цхинвал и т.п.), говорят о том, что грузинское руководство ориентируется не на восстановление разгромленной экономики Южной Осетии и выработку взаимного доверия, а на силу ближайшего натовского присутствия в Грузии, что укрепляет негативные стереотипы и отрицательные взаимные социально-психологические установки.

Как видим, грузинское руководство насаждает среди населения тавадскую деспотическую идеологию, а среди руководящей элиты – ценностную ориентацию на НАТО (Западная Европа и США), на силовую поддержку нынешнего руководства Республики Грузия.

Южная Осетия имеет совершенно иную ценностную ориентацию: на национальное воссоединение единого народа, на Россию и связанную с ней модернизацию и включение в мировые процессы глобализации. Этим и объясняются поручения В.В. Путина МИДу и его руководителю Лаврову, а также подписанный им указ «Об основных направлениях развития отношений РФ с Абхазией и Южной Осетией», чтобы отношения с этими де-факто независимыми республиками были поставлены на правовую основу, исходя из намерений гуманитарного характера.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К.М. ХАНБАБАЕВ

Многовековая история Кавказа является ярким свидетельством этнического родства его народов, наполнена стремлением к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению.

В последние годы на Кавказе сталкиваются интересы России, государств Южного Кавказа – Азербайджана, Армении, Грузии, а также США, Англии, Турции, Ирана, Саудовской Аравии и ряда других стран, пытающихся проникнуть и обосноваться в этом богатом нефтяном регионе. Процесс формирования и последующей перегруппировки геополитических коалиций в кавказском регионе продолжается.

Характер геополитической ситуации на Кавказе отличается динамизмом, сохранением здесь очагов вооруженных конфликтов и военно-политической напряженности. Для укрепления геополитической целостности Кавказа большое значение имеет разрешение «замороженных» армяно-азербайджанского, осетино-ингушского, грузино-абхазского, грузино-юго-осетинского этнополитических конфликтов. Их неурегулированность серьезно влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе, на темпы миграционных процессов, на политическую ситуацию в целом. Указанные факторы в совокупности с территориальными вопросами, преследуемыми сторонами в рассматриваемых конфликтах, сказываются на геополитической безопасности России, Азербайджана, Армении и Грузии. Здесь происходит жесткая борьба за передел сфер влияния и контроля над стратегическими ресурсами региона на межнациональном, региональном и глобальном уровнях.

Российская Федерация – самая крупная из кавказских стран. По данным на 2002 год Северный Кавказ в составе Российской Федерации имеет территорию 475,3 тыс. кв2, население – 20,1 млн. чел., в то же время, эти показатели составляют соответственно по Республике Азербайджан 86,6 тыс. км2 и 8,2 млн. чел., по Республике Армения – 29,8 тыс. кв2 и 3,8 млн. чел., по Республике Грузия – 69,7 тыс. км2 и 4,6 млн. чел. Совокупные показатели стран Южного Кавказа соответственно – 186,1 тыс. км2 и 16,6 млн. чел29.

Дагестан занимал и занимает важное стратегическое место на Кавказе, он находится на перекрестке культур, религий, цивилизаций. Дагестан, в силу значимости своего географического расположения, запасов природных ресурсов и специфики внутреннего развития в составе Российской Федерации, выдвигается на роль одного из центров притяжения региональных интересов мировых держав, все более оказывается в центре перегруппировки геополитических коалиций.

Республика расположена на стыке Европы и Азии в восточной части Кавказа и является самой южной частью России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами: Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Внутри Российской Федерации Дагестан соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской Республикой. Кстати, Дагестан имеет самый большой участок российского побережья на Каспии.

Как писал трагически погибший известный дагестанский политолог, бывший министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Загир Арухов, «в историческом плане территория республики находилась в центре геополитических коллизий, вызываемых интересами сопредельных регионов и государств. В этом смысле Дагестан представляется своего рода кавказским хартлендом, центром, срединной землей кавказского региона»30. В современном Дагестане предпринимаются активные шаги по восстановлению в пользу России геостратегического баланса сил, который был подорван в результате принятого решения о выводе российских военных баз из Грузии. Эти шаги связаны, «во-первых, с реализуемой программой по укреплению южных рубежей России; во-вторых, со снятием озабоченности в вопросах преемственности властных элит и укрепления конституционного строя в субъектах Северного Кавказа»31.

По данным на 2002 г. территория Республики Дагестан составляет 50,3 тыс. км2, население – 2,6 млн. чел., внутренний валовой продукт (ВВП) – 1,1 млрд. долл. США. Дагестан самая крупная из северокавказских республик в составе Российской Федерации. Она больше по территории, чем Республика Армения (29,8 тыс. км2).

Как известно, по такому показателю уровня экономического развития, как ВВП на душу населения, Северный Кавказ занимает последнее место в Российской Федерации – 47% от соответствующего среднего показателя по РФ. У Дагестана значения данного показателя составляет минимальные по Северному Кавказу – 28%32. Денежные доходы на душу населения составляют 37% от соответствующего среднероссийского показателя33.

Экономика Дагестана представляет собой индустриально-аграрный комплекс. Дагестан обладает исключительно благоприятными природно-климатическими условиями для жизни людей. В Дагестане развита нефтегазодобывающая, легкая и пищевая промышленность. Здесь имеется развитый агропромышленный комплекс (виноград, фрукты, зерно, животноводство), мощное портовое хозяйство – единственный незамерзающий международный морской порт на Каспии. Транспортные и коммуникационные линии связывают Республику Дагестан не только с субъектами Северного Кавказа, но и со странами Южного Кавказа и Центральной Азии.

Дагестан – самая полиэтничная республика на территории Российской Федерации. По данным на 2002 год на ее территории проживают представители 121 этноса, из которых 32 относятся к коренным дагестанским этносам.

Для Дагестана национальный фактор всегда был приоритетным, требовавшим и от государственной власти, и от общественно-политических сил республики постоянного внимания к состоянию межнациональных отношений, умения вовремя найти нужные механизмы их урегулирования.

Общественно-политическая ситуация в нашей республике в последнее время в целом относительно стабильная. Можно с уверенностью говорить о том, что положительные тенденции в экономике, социальной сфере способствуют стабилизации общественно-политической обстановки и укреплению межнационального согласия.

В последние годы появились содержательные книги и статьи дагестанских авторов, в которых рассматриваются различные аспекты национальной политики и межнациональных отношений34.

Национальная политика представляет собой составную часть социальной политики различных групп и слоев, входящих в структуру полиэтнических государств или сообществ. Когда говорим о национальной политике, речь идет, прежде всего, о целенаправленной деятельности по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Национальная политика тесно взаимосвязана с другими направлениями политики и политико-управленческой деятельности. Главным в содержании национальной политики является отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.

Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций и др. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния.

Опыт Дагестана в национальной политике уникален тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, - это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему дому - Дагестану.

Во-вторых, национальная политика Республики Дагестан в достаточной мере этнически индивидуализирована. За основу своей концепции она берет конкретный народ, его национальные запросы, заботы и интересы.

В-третьих, национальная политика, проводимая в республике, исходит из гармоничного соединения специфических интересов каждого отдельно взятого народа (национальной идеи) с общедагестанскими интересами (общедагестанской идеей). Национальная политика Дагестана направлена на удовлетворение общегосударственных, российско-федеральных интересов (государственная идея), равно как и интересов ближнего и дальнего зарубежья.

В-четвертых, национальная политика в нашей республике осуществляется всеми ветвями власти, используя различные методы и средства претворения ее в жизнь, они имеют одну и ту же общую цель. Между ними нет расхождений в ее историческом истолковании и путях ее реализации. Принцип конструктивного сотрудничества является гарантом национальной политики Республики Дагестан.

В-пятых, дагестанская национальная политика соединяет государственно-правовые нормы национальных отношений с традиционно-народными, общественными регуляторами. Совершенствуется механизм достижения межнационального согласия, отработанный народами Дагестана с давних времен. Стратегия согласия, этика согласия встают из глубинных структур традиционного сознания дагестанцев. Все политические партии и национальные движения республики, за редким исключением, различаясь по многим позициям, едины в признании общедагестанской идеи.

В регулировании межнациональных отношений особенно важна роль самого общества, общественных организаций и государства.

Уникальность Дагестана состоит, прежде всего, в том, что он, строго говоря, не «национален». На ее территории проживают десятки народов, ни один из которых не обладает абсолютным численным превосходством по отношению ко всем остальным вместе взятым. Здесь проживают и представители практически всех народов Кавказа, с которыми дагестанцы имеют давние экономические и культурные связи.

Многонациональность для Дагестана стала не помехой, не фактором разобщения народов, а их богатством, реальной силой единения дагестанцев, условием интегрирования их с другими этническими общностями, приобщения горного края к странам мирового сообщества.

Наибольшую активность в общественно-политической жизни республики в 90-е годы XX в. проявляли национальные движения. Не являясь в строгом смысле политическими объединениями, они весьма заметно влияли на общественно-политические процессы в республике. Среди них наибольшую активность проявляли Аварское народное движение (АНД), кумыкское народное движение «Тенглик», лакское - «Кази-Кумух», лезгинское - «Садвал», ногайское - «Бирлик», Кизлярский круг Терского казачьего войска.

Зародившись на первоначальном этапе с благородными задачами возрождения национальной культуры, языка и литературы, защиты лучших национальных обычаев и традиций, многие из национальных движений в последующей деятельности под лозунгом защиты этнических интересов скатились на позиции национализма. Их деятельность способствовала обострению общественно-политической обстановки и межнациональных отношений в Дагестане.

Тем не менее, национальные движения внесли в жизнь республики небывалое многообразие идей, возродили демократические формы борьбы за реализацию собственных интересов, в том числе и по проблемам, болезненным для устоявшихся политических и социально-экономических структур, такие, как массовые митинги, демонстрации, выдвижение собственных кандидатур в структуры политической власти, и отстаивание новых подходов к решению социально - экономических проблем республики. Однако по мере углубления кризисных процессов во всех сферах жизни общества, нарастания социальной напряженности лидеры некоторых движений встали на путь конфронтации, противопоставления одних народов другим, провозглашения образований национальной государственности, нарушения конституционных норм, перешли на язык ультиматумов и угроз применения силы 35.

Большую роль в развитии национальных отношений играли играют более 10 направлений религий, издавна существующих на территории Дагестана.

По данным Комитета Правительства РД по делам религий, в Республике Дагестан на 1 апреля 2008 года функционируют всего 2286 религиозных объединений. Из них: 1) исламских – 2240, (из которых 2220 суннитских: (1122 джума-мечети, 699 квартальные мечети, 178 молитвенные дома, 16 вузов, 15 филиалов, 116 мадраса, 94 мактаба) и 20 - шиитских объединений (7 центральных мечетей, 6 квартальных мечетей и 7 молитвенных домов); 2) христианских – 41 (15 православных и 26 протестантских) и 3) 5 иудейских объединений36. Когда речь заходит о государственной национальной политике России, надо всегда помнить, что Россия - не просто многонациональное государство, а многонациональная и многоконфессиональная цивилизация, это светское государство. Сегодня, когда раздаются голоса о преподавании основ православной религии или ислама, предоставление фактического преимущества в государственной школе представителям той или иной религии подорвет межконфессиональный баланс и станет прямым нарушением принципа светского характера государства. Полагаем необходимым введение курсов, призванных приобщить учащихся к общезначимым ценностям культуры всех народов России, включая историю и культуру всех традиционных для нашей страны религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

В настоящее время в Республике Дагестан ведётся последовательная, планомерная работа по дальнейшему совершенствованию межрегиональных и внешних связей Республики Дагестан с регионами Российской Федерации и иностранными государствами, особенно со странами Южного Кавказа. Отношения Республики Дагестан с иностранными государствами и с другими субъектами Российской Федерации характеризуются стабильной позитивной динамикой, активным политическим диалогом на разных уровнях и направлены на дальнейшее укрепление стратегического партнёрства.

Особое внимание в организаторской деятельности министерств и ведомств уделяется вопросам реализации подписанных Республикой Дагестан документов о сотрудничестве. На сегодняшний день Республикой Дагестан заключено 55 договоров и соглашений с 43 субъектами Российской Федерации, из них 13 договоров и 42 соглашения. Подписано 8 документов о сотрудничестве с 6 иностранными государствами, с пятью странами СНГ - Азербайджаном, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Украиной и с Ираном37.

Основу экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами Южного Кавказа по-прежнему составляет малый бизнес, прибыль от которого не поддается контролю в полной мере, хотя сумма получается внушительной.

Отношения Российской Федерации, Республики Дагестан с Азербайджанской Республикой характеризуются стабильной позитивной динамикой, активным политическим диалогом на разных уровнях и направлены на дальнейшее укрепление стратегического партнёрства. Определяющими для российско-азербайджанского сотрудничества являются совпадение интересов и единство мнений практически по всем вопросам международной и региональной политики в отношении стран мирового сообщества.

Дагестан и Азербайджан объединяют исторически сложившиеся добрососедские, дружественные взаимоотношения, родственные связи.

Дагестан имеет общую границу по суше с Азербайджаном, составляющую 394,5 км. По территории республики проходит железнодорожная магистраль Москва-Баку-Тегеран, автомобильная дорога Москва-Баку, связанная с Ираном, Азербайджаном, Арменией и Грузией. Незамерзающий махачкалинский морской международный торговый порт соединяет центр России со Средним Востоком и Центральной Азией. С 2003 года сдана в эксплуатацию паромная переправа, соединяющая Дагестан с портами Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана.

Приграничное и межрегиональное сотрудничество Республики Дагестан с Азербайджанской Республикой полностью отвечает национальным интересам России. В политическом плане оно содействует формированию «пояса добрососедства» по периметру российских границ, а в экономическом - обеспечивает наращивание республикой своего хозяйственного потенциала. Республика Дагестан регулярно принимает участие в работе заседаний Межправительственной комиссии по вопросам приграничного сотрудничества, а также Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.

Приграничное сотрудничество Дагестана с Азербайджаном проявляется, прежде всего, в развитии двусторонних торгово-экономических связей, сотрудничества в сфере науки, культуры, спорта, образования, а также взаимодействия с соотечественниками – этническими дагестанцами – лезгинами, аварцами, цахурами.

Президент Республики Дагестан М.Алиев 21 февраля 2007 года возглавил дагестанскую делегацию и принял участие в церемонии открытия Года Российской Федерации в Азербайджанской Республике. В рамках торжественных мероприятий, приуроченных, к открытию Года России в Азербайджане в Баку прошла Российская национальная выставка и Второй Азербайджано-Российский экономический форум под девизом «Россия и Азербайджан: стратегическое партнерство». Свои экспозиции на выставке представили и дагестанские предприятия: ОАО «Дагстекло», ОАО «Дагдизель», Хасавюртовский консервный завод, ОАО «Завод имени Гаджиева», ОАО «Кизлярагрокомплекс».

В Дербентском районе Дагестана прошли мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения великого азербайджанского поэта Самеда Вургуна, также приуроченные к Году России в Азербайджане. Для участия в торжествах в район прибыла азербайджанская делегация. В Баку оборудован зал «Дагестан» - постоянно действующая выставка изделий народно-художественных промыслов Дагестана.

Установлены побратимские связи между Дербентским районом Дагестана и Хачмасским районом Азербайджана, а также дагестанским городом Дербент и Наримановским районом Баку, регулярно проводятся традиционные встречи дружбы.

В целях увековечивания памяти выдающегося государственного деятеля Азербайджанской Республики Гейдара Алиева средней школе с. Джемикент Дербентского района РД присвоено имя Гейдара Алиева. В 2007 г. в Махачкале открыта памятная стела на доме, где жил бывший первый секретарь Дагестанского обкома партии, дедушка нынешнего президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева Мамед Азизович Алиев.

В Бакинском филиале Дагестанского государственного университета открыт новый педагогический факультет с целью подготовки преподавателей для школ азербайджанских районов, где компактно проживают дагестанские соотечественники. По договоренности между министерствами образования РД и АР выпускники азербайджанских школ из мест проживания этнических дагестанцев поступают в Дербентский педагогический колледж для получения специальности «учитель лезгинского языка», «учитель цахурского языка», в Буйнакский педагогический колледж - «учитель аварского языка». Дагестанская государственная медицинская академия поддерживает научные связи на основе двусторонних соглашений с Азербайджанским Институтом усовершенствования врачей.

В связи с принятием мер по международно-правовому оформлению государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой, открытием и обустройством пунктов пропуска на госгранице и созданием необходимых условий для свободного общения родственных народов по обе стороны госграницы, а также перспектив взаимовыгодного сотрудничества между Республикой Дагестан и Азербайджанской Республикой, напряженность в вопросе разделенных народов в определенной степени спала.

По водоразделу Главного Кавказского хребта Дагестан имеет сухопутную границу с Грузией протяженностью 151,3 км. Исторически Грузию и Дагестан связывает не только территориальная близость, экономические и культурные связи, но и проживание по обе стороны государственной границы родственных народов – кварельских аварцев. В 1944 г. они пережили депортацию в Чечню, а в 1957 г. – возвращение на родину – в Кварельский район Грузии. Хотя большая часть кварельских аварцев во время правления президента З.Гамсахурдиа вынуждена была уехать и обосноваться в Дагестане, но в последнее время их отток из Грузии значительно замедлился.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (1)

    Документ
    Рассматривается проблема формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России. Приводятся результаты авторского исследования современного состояния правовой культуры в России.
  2. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Дан обзор некоторых актуальных проблем регулирования банковской системы России. Для изучения указанных проблем и нахождения путей их решения предлагается использовать методы социологического исследования, в частности, специализированный
  3. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. 1с. Редакционная коллегия

    Реферат
    д.соц.н., доц. Ю.А. Зубок, д.соц.н., проф. В.И. Чупров (ответственные редакторы); д.ф.н., проф. В.П. Бабинцев, к.соц.н. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, д.
  4. Вестник балтийской педагогической академии вып. 94. – 2010 г. Актуальные проблемы нравственного и физического воспитания учащейся и студенческой молодёжи Санкт-Петербург Редакционная коллегия выпуска

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд.
  5. Редакционная статья

    Статья
    ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА /10 Единственное ограничение, которое мешает появлению в России целого ряда новых компаний федерального масштаба, — дефицит инфраструктурного капитала.

Другие похожие документы..