Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится « » 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 20.01.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора эконом...полностью>>
'Урок'
эвристическая беседа, организация поиска, постановка проблемы и ее раскрытие, включение учащихся в работу над составлением обобщающей таблицы, проведе...полностью>>
'Документ'
Не успеет в лесу полностью сойти снег, как на оттаявшей земле появляются первые цветы - первоцветы или первые подснежники. После продолжительной холо...полностью>>
'Документ'
Адвокат Шамаев П.И. предоставляет своим клиентам широкий перечень адвокатских услуг. В данном разделе приведены примерные (ориентировочные) цены услу...полностью>>

Северный кавказ: профилактика конфликтов редакционная коллегия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Перечисленные выше шаги были инициированы властью, то есть их происхождение не является чисто демократическим, гражданским. В целом можно сказать, что гражданское общество в республике еще в зачаточном состоянии. Это объясняется отсутствием положительных прецедентов его деятельности в недавнем историческом прошлом и огромным количеством проблем, которые делают жизнь жителей республики нестабильной и являются объективным тормозом для эффективного развития гражданского общества – тотальная бедность, клановость, большой разрыв между доходами богатых и бедных, неэффективная экономическая политика, нерешенность земельного вопроса, дотационность, массовая безработица, сложности в религиозной политике, периодические конфликты власти с балкарским национальным движением. Однако очевидны и положительные сдвиги, в результате чего современные тенденции развития гражданского общества в республике внушают оптимизм.

1. Центр документации новейшего времени КБР. Ф. 2599. Оп. 1. Д. 22 Л. 8.

2. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии. Т. 1. / под ред. Губогло М. Н. М., 1994, с. 147-154.

3. Такова А. Н. Политическая ситуация в Кабардино-Балкарии в конце 80-х гг. ХХ в. – начале ХХI в. и попытки формирования конструктивной оппозиции ка­бардинским национальным движением // Исторический вестник, Нальчик, 2008, В. VI.

4. Хатажуков В. О состоянии гражданского общества в Кабардино-Балкарии // Кабардино-Балкарская правда, 2006, 6 декабря.

5. Тхагапсоев Х. Валерий Коков в новейшей политической истории КБР // Кабардино-Балкарская правда, 2006, 29 ноября.

6. Пляйс Я. Возникновение и этапы развития гражданского общества // Обозреватель, 2007, № 5.

7. Адыгэ Хэку, 2001, № 12.

8. История многовекового содружества. Нальчик, 2007, с. 519.

КАКИМ БУДЕТ КАВКАЗ К 2018 ГОДУ?

Факторы конфликтогенности

  1. Экономическое отставание от других регионов

  2. Неэффективное местное государственное управление

  3. Распространение радикального Ислама

  4. Отток русского населения

  5. Антикавказские настроение в крупных городах России

  6. Отсутствие механизмов не силовых методов решения противоречий

  7. Территориальные проблемы

  8. Коррупция

  9. Социальная несправедливость

  10. Не подотчетность власти обществу и гражданину

Этнополитический прогноз для Кавказа:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППЫ № 1 (докладчик О.М. Цветков)

У нас мнения во многом совпали, но во многом и разошлись. Возможны разные сценарии, но, если характеризовать перспективы развития политической сферы, то я был против термина «пророссийский Северный Кавказ», поскольку с моей точки зрения политическая сфера этим термином не характеризуется. В целом, как мы предполагаем, ситуация сохранит некий имеющийся статус кво, т.е. сохранится контракт центральных российских элит Кремля с элитами республиканскими, сохранятся авторитарные системы власти, типа системы власти Кадырова. В основе этого контракта лежит лояльность северокавказских лидеров Кремлю, правящей партии «Единая Россия» и ответом на эту лояльность является финансирование и поддержка этих систем власти в северокавказских республиках. В этом смысле мы, скорее всего, получим через 10 лет своеобразную управляемую российскую демократию.

Южный Кавказ будет развиваться по своей логике. Уже сегодня мы наблюдаем совершенно разные политические устремления у трех южнокавказских государств - прозападная ориентация Грузии, попытка интеграции в западную систему безопасности и экономики, Азербайджан, который умело маневрирует между российским вектором своей политики и прозападным, и Армения, которая формально находится в сфере российского влияния. Примерно все это и сохранится.

Такой же разной будет и экономика. Экономика Северного Кавказа не имеет достаточных ресурсов для собственного саморазвития и в этом смысле она, скорее всего, останется дотационной. Более того, эксперты высказывают опасения, что внимание российской власти уделяется больше таким точкам развития, как Москва, Петербург, а Кавказ, постепенно, незаметно забывается. Т.е. речь идет о финансировании республик, но мало идет разговоров о создании полноценной экономической системы. Можно сказать с натяжками, с возможными оговорками, что экономика северокавказских республик останется депрессивной, как и экономика в Армении, возможно, и в Грузии, хотя западные партнеры могут помочь ей.

В социальной сфере и на Северном, и на Южном Кавказе, сохранится слабая социальная защищенность, поскольку требования населения Северного Кавказа к власти о социальной защите, об установлении социального государства недостаточно интенсивны, категоричны, и власть довольствуется минимумом защиты людей (недостаточность пособий, пенсий), все это работает со сбоем и т.д. То же будет в Армении, Азербайджане, скорее всего в Грузии.

Четко зафиксирована тенденция дальнейшей моноэтнизации, усиления этнической гомогенности локальных территорий на Северном и на Южном Кавказе, в частности те меньшинства в Грузии, которые там еще есть, они уменьшатся, и будет формироваться этнически более гомогенная среда.

В духовно-культурной сфере будут действовать очень сложные тенденции, будет нарастать влияние ислама на Восточном и Северном Кавказе, т.е. в Дагестане, Чечне, Ингушетии, в меньшей степени в Карачаево-Черкесии, в КБР, еще в меньшей степени в Адыгее и в Осетии. Уже сегодня мы видим фактическое соединение ислама с государством, особенно в ЧР и в Ингушетии. Мне кажется, что сохранится угроза исламистского экстремизма как ответ на множество вещей – на пролитую кровь, за 10 лет вряд ли люди, потерявшие родственников в гражданских войнах, успеют ее забыть, ответ на коррупцию, которая превосходит все разумные пределы, на социальную несправедливость. Сегодня мы видим, как в Эльбрусском районе КБР резко активизировались экстремисты-исламисты, не утихают они в Дагестане и в других регионах, хотя тотального вала исламского экстремизма удастся избежать, поскольку государство научилось взаимодействовать с традиционными исламскими организациями.

На Южном Кавказе в сфере духовности в Грузии, вероятнее всего, будут усиливаться околозападные настроения. Я два раза был там и есть достаточно серьезные основания называть Грузию демократической страной, хотя, конечно, с большими оговорками. Гораздо в меньшей степени демократии будет в Азербайджане и в силу национальных особенностей, и в силу того, что они болеют примерно той же болезнью, что и мы – нефтяной; в Армении довольно серьезная оппозиция.

Важнейший момент, который во многом будет определять политическую сферу - и российскую и южнокавказскую – это признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Очень вероятно, что этот тот пункт, вокруг которого будут важнейшие дипломатические дискуссии и сложившуюся ситуацию могут использовать и в экономических и в каких угодно целях. В этом смысле признание Южной Осетии и Абхазии поставило нас перед не вполне предсказуемыми последствиями, я имею в виду реакцию мирового сообщества, но пока она благоприятная для России, что будет завтра сказать трудно.

Н.Н. КОНОВАЛОВА (особое мнение члена группы)

Сценарии развития этнополитической ситуации на Кавказе могут быть самые разные. Их можно было расписать в двух частях. Если Россия сохраняется в том виде, в котором она пребывает сейчас, то вышеизложенный сценарий наиболее вероятный.А дальше возможно либо усиление России – второй вариант развития, либо ослабление России – третий.

А.Ю. ГУДИМОВ (особое мнение члена группы)

Я считаю, что Россия потеряет часть своего влияния на Кавказе. Без сомнения, это относится к Грузии, в Азербайджане, при том, что будут общие проекты – все равно будем влияние терять. Русская составляющая во всех республиках и государственных образованиях будет заметно уменьшена.

Исламизация населения увеличится практически повсеместно, при этом исламизация будет выступать как фактор идентификации – и личностной и региональной (кавказская общность).

На Северном Кавказе возникнет вопрос об эффективном менеджменте, вопрос о дотационности региона (у нас в Карачаево-Черкесии - 60%). Вложения будут идти, а управлять люди не смогут. Поэтому могут возникнуть попытки губернизации Северного Кавказа.

Экономический выход для Кавказа видится в создании единого симбиоза горноклиматических и морских курортов. За счет прокладки через Главный Кавказский хребет дороги, замкнется в огромное кольцо сеть международных аэропортов, которая будет идти в Минводы, Ставрополь, Краснодар, Майкоп, Туапсе, Сочи, Адлер, Сухуми, Черкесск. Это будет огромная курортная сеть, которая создаст реальное внимание европейских отдыхающих, для них кавказские курорты будут экономически привлекательны. Курорты Кавказа Российской Федерации будут подниматься, развиваться, это большой посыл для европейских инвесторов

Стратегическим сырьем Кавказа станет вода, регион может стать крупнейшим экспортером воды во всем мире. Это реальный экономический шанс для Кавказа.

М.О. СУЛТАНОВ (особое мнение члена группы)

Дагестан за историю своего республиканского существования выработал богатейший интернациональный опыт. Этот дагестанский опыт может быть перенесен и на другие субъекты Северного Кавказа и всей Российской Федерации.

В то же время в Дагестане ситуация тревожная. Если и дальше количественные явления клерикализма будут переходить в такие качественные, когда представители властных органов, например, министры, или представители органов правопорядка становятся мюридами, т.е. носителями иррациональных ценностей, наперекор всякому светскому здравому смыслу, то если эта тенденция будет развиваться, то это грозит самыми негативными сценариями..

Сфера образования в Дагестане (школьная и вузовская) номинальна, она профанационная, продажная, ученики видят и знают, что любой учитель, любой директор школы, любой профессор продажны, за деньги ставят зачеты, принимают экзамены. В Дагестане встречаются профессора, которые плохо говорят по-русски.

Поэтому необходима кадровая реформа, чтобы выработать такие механизмы, чтобы на ключевые посты республиканской власти попадали позитивные люди. Но мы прекрасно знаем, кто дает отмашку дагестанской власти – конечно, Кремль.

. В Дагестане очень мало осталось русских. В сознании этнических русских укрепилось мнение, что в оттоке русского населения с Кавказа виноваты, якобы, кавказцы, в Дагестане – значит, дагестанцы. Отчасти это может и так. Но главным образом не дагестанцы виноваты, нужно оставаться и бороться. Русские хотят конформизма. Почему они уезжают из Дагестана, потому что в России более комфортно жить.

Поэтому если в Дагестане будут продолжаться те тенденции, которые сегодня, то ничего хорошего не будет. А если кто-нибудь появится, который переломит эти тенденции в более позитивное русло, тогда будет замечательно.

ПЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППЫ № 2 (Докладчик Г.А. Мурклинская)

Первый прогноз будет скорее оптимистический, и он совпадает с прогнозом первой группы. Если рассматривать эту ситуацию без учета тенденций того, что происходит в мире, глобальных процессов, которые довлеют сейчас над нами, а взять в отрыве от этого маленький «идеальный» кусочек земли, перешеек между Каспийским и Черным морями, оказавшийся в эпицентре событий и спрогнозировать на десять лет вперед, то все народы живущие здесь достойны лучшего будущего и все они хотят развиваться, чтобы оставить потомкам достойную жизнь и историю, которой они могли бы гордиться.

На сегодняшний день мы имеем небольшие подвижки в положительном направлении. Это то, что наш президент называет «подушкой безопасности», т.е. экономически мы сейчас более или менее можем говорить о будущем, можем позволить себе планировать экономически наше будущее. Но мы планируем его только в расчете, что мы часть России.

Первое необходимое условие – это создание единой экономической системы, интеграции этих систем – российского Северного Кавказа и наших соседей, хотя процветание этого региона будет сложным. Для этого нам нужно снятие или смягчение административного режима. Это означает, что визовый режим и административный режим проезда и контактов будут для нас более свободными, будут созданы более комфортных условия для развития бизнеса, транспортных систем, интеграция региона во все экономические схемы.

Наиболее оптимальной экономической нишей для Кавказа является та, которую он занимал в годы советской власти, являясь всесоюзной здравницей, курортной и туристической зоной. Теперь на новом витке мы можем вернуться к созданию единой туристско-рекреационной зоны. В этом мы можем, учитывая наши климатическо-географические условия создать конкурентные условия для нашего бизнеса. Но для этого нужно построение эффективной власти в России, потому что сейчас одна из причин, почему регионы остаются дотационными – это та же система коррупции, когда элите и в Москве и на местах выгоднее существование одного финансового краника, по которому им сверху сливаются большие финансы. Если эта система будет оставаться таковой, развитие нам не грозит.

Если же мы пойдем по цивилизованному пути и станем модернизировать систему административного управления регионами, то прежде всего надо уходить от клановости и трайбализма. Трайбализм – это родовое пятно у всех народов региона, от него мы никак не уйдем. Приходим на какое-нибудь предприятие или в учреждение и если там начальник кумык, то мы свободно можем говорить по-кумыкски, нас поймут, если аварец, то по-аварски, нас опять же поймут, приветят как родного. Мы можем говорить и по-русски, нас тоже поймут, но это будет разный уровень понимания.

У нас в Дагестане был правящий этнос – даргинский, долго с этим остальные, меньшие этносы боролись, получили следующий правящий этнос. Если удастся уйти от этого, создать хотя бы положительную тенденцию, то мы сможем развиваться экономически, возможно, запустив как начальный этап рекреационно-туристический бизнес, так как он основан на инициативе самих людей, здесь государственные дотации в наименьшей степени нужны.

Но только на туристическом бизнесе поднять экономику невозможно, нужно развивать и остальные сектора экономики, идя к принципу самодостаточности. Это условие безопасности любого региона.

Мы не можем не понимать, что столкновение дипломатических интересов, прорвавшееся именно в этом регионе, носит очень значительный, более глобальный характер, чем борьба за судьбу Южной Осетии, Абхазии, Карабаха всех остальных непризнанных народов мира. Крушение одного мира, одной системы прошло почти бескровно, но сейчас новое развитие оказалось перед тупиком. Лимит такого развития, без потрясений, уже исчерпан. Передел сфер влияния, который до сих пор оттеснял Россию все дальше от сфер ее традиционных интересов, тоже уже оказался исчерпанным. Мы оказались на красной черте. Но и не только, весь мир. Это очень опасный вариант.

Мы на Кавказе имеем столкновение не только супердержав, это очевидно, но за этим столкновением стоят интересы других государств, которые выжидают. Плюс к этому мы имеем глобальный финансово-экономический кризис, который в ближайшие годы закончиться не может, потому что закончился лимит развития рыночной экономики того типа, который развивался за счет освоения новых рынков, новых территорий, в частности постсоветского пространства. Но это пространство практически освоено, дальнейшее расширение уже не получается, а делить еще есть что – территория России и тех лимитрофных государств, которые находятся между Россией и другими государствами - глобальными конкурентами. Этот конфликт, в котором ни США, ни Россия не могут стать победителями, скорее всего они могут только ослабить друг друга. Этого конфликта нужно избежать. Однако третьи государства будут усиленно нас к нему подталкивать, потому что ослабление обоих противников выгодно слишком многим.

В связи с ситуацией в Осетии. А что если и другие спорные территории поставят такие же вопросы, а что если и там начнутся такие же процессы, а что, если какой-нибудь из этих процессов взорвется таким же конфликтом? Давайте не будем шутить с огнем. Конечно, Абхазию и Осетию, здесь спора нет, мы должны поддержать и признать, в таких ситуациях нужно исходить из прагматичных соображений. Однако когда разговор идет о международно-правовых отношениях, давайте садиться за стол переговоров, включая все виды гражданских вариантов общения, в том числе НПО, которые имеют определенный вес в обществе, давайте выходить с этими проблемами на все инстанции, на всех уровнях.

ПЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППЫ № 3 (Докладчик С.А. Арутюнов)

Я в принципе как исследователь исхожу из концепции цикличности истории. Понимание истории как линейного процесса заложено было на рубеже VI-V вв. Блаженным Августином. Прошло примерно 1000 лет пока величайший историк не только исламского мира, но и всего человечества Ибн Хальдун выступил со своей концепцией роста и упадка асабийя, т.е силы внутренней солидарности общества и с концепцией циклического, повторяющегося развития. Это он делал на материале, который был ему очень хорошо знаком, на магрибском материале, но это относится к общемировой истории. Еще полтысячи лет прошло, прежде чем появился цивилизационный подход к мировой истории, сочетающийся с циклическим подходом - до этого на европейскую науку он большого воздействия не произвел, он оставался до XIX века сравнительно мало известным, помимо узкого круга востоковедов, и преобладала концепция Блаженного Августина о линейном развитии, которая была усложнена и преобразована, но в общем с такой же концепцией линейного развития мы встречаемся у Гегеля с его странствованиями Мирового духа. И только во второй половине XIX в. сначала наш соотечественник Данилевский, а потом Освальд Шпенглер, затем Тойнби и вновь наш соотечественник, недооцененный, как я считаю, российский историк Владимир Игоревич Пантин прежде всего, есть и другие, которые разделяют и вместе с ним пишут эту концепции и развивают ее, но прежде всего И.В. Пантин, в наши дни развил цивилизационно-циклическую концепцию мировой истории.

Надо сказать, что опять-таки до него другой наш соотечественник, (но нет пророка в своем отечестве), выступил с созданием концепции, которая послужила базой для аостроений Пантина, В отличие от него он очень хорошо известен, на Западе больше, чем в России, поскольку он подвергся, как и многие величайшие ученые России, репрессиям в сталинское время – В. Леонтьев. Леонтьев выступил в свое время с концепцией длинных циклов экономического развития. Длинные циклы Леонтьева примерно начитываю примерно 50 лет каждый. Их прошло до нашего времени довольно много. Пантин, собственно говоря, взял длинные циклы Леонтьева, показал, что четные и нечетные имеют между собой некоторые различия, и, если их сдвоить, то мы получаем примерно столетние циклы исторического развития. Я говорю примерно столетние, потому что они имеют тенденцию сжиматься, и если первые их них были длиной более полутораста лет, то сейчас значительно меньше ста.

Каждый пантинский цикл включает два леонтьевских цикла и каждый из этих полуциклов разделяется еще на две фазы, так что в полном цикле, условно говоря вековом, имеются четыре фазы – это фаза перестройки, реструктуризации мировой экономической системы, затем фаза технологического переворота, затем фаза великих потрясений и наконец, фаза революции мирового рынка. Итак, мы сейчас живем в третьей фазе 9 цикла. Циклы начались после распада Римской империи, т.е. примерно с 500 г., с того же времени, когда творил Блаженный Августин. До этого иначе структурировалась мировая история, но, начиная с конца античности, начала средневековья уже она идет более или менее такими циклами. Фаза великих потрясений в каждом вековом цикле вообще то означает кризисную ситуацию для всего мира, а для России она означает усиление репрессивности, заканчивающееся некоторой смутой, после которой наступает четвертая фаза – восстановление, дальше начинается очередной цикл.

Россия в своей истории пережила 5 периодов, соответственно 5 фаз великих потрясений. Это были периоды царствования Иоанна IV Грозного, затем Петра I, затем Николая I, затем Иосифа Сталина, и, наконец, сейчас Владимира Путина. Еще отмечу, что эти фазы, как и циклы, делятся на четные и нечетные, и нечетные, хотя и являются репрессивными и трагичными и изобилуют великими потрясениями, но все же мягче, лучше, чем четные. Поэтому царствование Иоанна Грозного, кто знает историю этого периода, тот согласится со мной, что оно сильно драматизировано, на самом деле репрессии эти были не так уж страшны, они касались, в основном, бояр, и эта эпоха великих потрясений была, конечно, менее потрясающей, чем жуткая эпоха Петра I. Затем более мягкая эпоха Николая I, затем жуткая эпоха Сталина, и снова более мягкая эпоха Путина. Эпоха Владимира Путина (точнее Путин пришел к власти в 2000 г., но эта фаза по математически точной с плюс-минус один год схеме Пантина падает на 2005-2017 гг.) в силу сжатия сроков занимает не 24 года, а всего лишь 12 лет. Она была предсказана еще в 1995 г. и последующее развитие, уже 13 лет, подтвердила полную точность этих предсказаний. Но сама фаза великих потрясений, с моей точки зрения, началась не в 2005, а в 2004 г., строго говоря, сразу после выборов этой «штемпельной» думы, которая была избрана в декабре 2003 г., вот с 2004 г. началась эта фаза.

В 2018 г. мы сможем ожидать вступления мировой экономики, а стало быть и политики в некий общемировой кризис, который повторяется регулярно, он будет, наверно, десятый общемировой кризис. Для России это будет конец эпохи Путина; те концепции, те подходы, та ментальность идеология власти, которая была характерна для эпохи Путина, она подойдет к концу и начнется поиск нового пути. 2017-2018 гг. – это общемировой кризис, но для России он будет усугублен тем, что это будет 100-летие ВОСР. И хотя полное повторение ВОСР невозможно, но некоторая фарсовая её имитация вполне вероятна: ожидания, экспектации, настроения, воспоминания с этим столетним юбилеем неизбежно овладеют достаточно широкими кругами трудящихся масс, наименее образованных, конечно, и я думаю, что авантюристически лидеры нынешнего российского коммунизма постараются этими обстоятельствами воспользоваться, для того, чтобы пропагандировать какое-то использование опыта ВОСР для решения тех острых проблем, которые перед Россией уже понемногу встают, но через 10 лет встанут во весь рост.

На Северном Кавказе эти кризисные явления выльются в дальнейшее уменьшение доли русских, усиление этнической гомогенности разными путями, вплоть до этнических чисток и новых, возможно, кровопролитных этнических конфликтов. Но здесь возможны два крайних сценария. Один, при условии, что власть федерального центра к этому времени попадет в разумные и волевые руки, это путь погашения конфликтов, мирного, дипломатического баланса, демократизации общественной жизни, резкого ограничения полномочий этнических ханов и султанов (президентов, глав республик, губернаторов), развития муниципальных (кантональных и коммунальных) полномочий, подавлен6ия попыток этнических чисток. Это оптимальный сценарий.

Но есть и другой, пессимальный сценарий. Это, наоборот, паралич федеральной власти, разгул локального этнически базированного произвола, бегство интеллигенции, выход во власть шовинистической черни – то, что отчасти мы уже видим в «независимых» государствах Южного Кавказа, но в многократно ухудшенном виде. В крайнем варианте это отпадение республик Кавказа от РФ – превращение их в микрозаповедники отсталости, нищеты, мракобесия и произвола. Конечно, возможны и разные промежуточные варианты. К сожалению, они будут зависеть не столько от качества местных социальных и политических сил, сколько от качества федерального, кремлевского руководства.

Рекомендации по оптимизации этнополитической ситуации в Кавказском регионе

Федеральным властям

  1. Разработать целевые программы социально – экономического оздоровления субъектов Северного Кавказа программ этнокультурного развития

  2. Разработка и реализация концепции национальной политики на С.К.

  3. Обеспечить государственно-правовое и политические урегулирование проблем межнациональных отношений на основе действующего законодательства

  4. Обеспечить полное исполнение правовых норм запрещающих дискриминацию по национальному и религиозному признаку в т.ч. и в СМИ

  5. Обеспечить финансирование субъектов С.К. по реализации эффективных программ по развитию культурных национальных автономий

Местным властям

  1. Правоохранительным органам своевременно пресекать проявления религиозного и этнического экстремизма

  2. Разработать комплексную систему мер противодействия религиозного политического экстремизма

  3. Разработать комплекс развития межнациональных отношений в субъектах С.К.

  4. Эффективное использование потенциала научных учреждений институтов гражданского общества СМИ в разработке и реализации программ межнациональных отношений в субъектах С.К.

  5. Способствовать формированию поли этнических местных территориальных сообществ и поддерживать дух сотрудничества в них

  6. Обмен опытом и использование положительного опыта других регионов

  7. Ввести в каждом регионе и местных сообществах пост советника консультанта по делам межнациональных этнических проблемам

НКО

  1. Пропаганда идеи «власть для общества»

  2. Изучение истории традиций обычаев соседних народов

  3. Усилить деятельность институтов гражданского общества в совершенствовании межнациональных отношений

  4. Политическая и правовая культура граждан

  5. Взаимодействие с учеными научным сообществом

  6. Развитие меж и внутри конфессионального согласия в обществе

СМИ

  1. Не допускать оскорбительных суждений в СМИ

  2. Бороться в себе с черными заказными статьями

  3. Больше позитивных моментов

  4. Быть объективным и взвешенным

  5. Вести просветительскую работу печатать материалы, направленные на формирование толерантности

  6. Привлекать экспертов по этническим вопросам

  7. Формирование ответственности внутри журналистского сообщества и контроля регистрирующих структур

  8. Выделять в постоянных изданиях площадь для работ специалистов

  9. Больше работать с читателями и на молодежную аудиторию

  10. Осуществлять специализированную подготовку журналистов по этническим вопросам

1 Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. М., 2006. С. 29.

2 Там же. С. 41–42.

3 Институт рукописей Академии Наук Грузии. Фонд S, рукопись 3729, л. 6. Отметим, что сами Сидамоновы-Эристави связывают свое переселение и возвышение со временем и личностью императора Юстиниана (527–565 гг. н.э.). В публикации С.С. Какабадзе (Памятник эриставов // Памятники грузинской исторической литературы / Перевод, исследование и примеч. С.С. Какабадзе. Тбилиси, 1979) отмечается, что речь идет о двух братьях – Ростоме и Бибиле, «цитлосан» же по-грузински означает «порфироносный» (с. 43).

4 Хронология исторических событий // История Юго-Осетии в документах и материалах (1800 – 1864 гг.) / Сост. И.Н. Цховребов. Т. II. Сталинир, 1960. С. 646–647).

5 1887 г. июля 15. – Уведомление Горийского уездного начальника следователю Горийского мирового отдела о селах Южной Осетии, в которых в 1883 и 1884 годах стояли военные экзекуции // История Юго-Осетии в документах и материалах (1864 – 1900 гг.) / Сост. И.Н. Цховребов. Т. III. Цхинвал, 1961. С. 279–281.

6 Чичинадзе З. История Осетия по грузинским источникам. Составлена на основе устных сказаний, народных преданий и сохранившихся старинных сведений. Тифлис, 1915. Переиздана в Цхинвале в 1993 г. С. 110.

7 Там же. С. 118–119.

8 Первым обратил внимание на эту способность южных осетин командующий внутренними войсками МВД СССР в Южной Осетии генерал Г. Кондратьев; мы помним его удивление по поводу того, что «в других горячих точках, где я бывал, люди, собираясь вместе, становились толпой, а здесь, как только вы соберетесь, так сразу становитесь организацией». Среди германцев эти способность к быстрой самоорганизации отмечали у баварцев; у осетин мы бы выделили кударцев и в известной мере иронцев – жителей Лиахвского ущелья.

9 Книга Памяти. Т. 4. Владикавказ, 1997. С. 15.

10 Этимология неясна.

11 Берзенов Н. Из воспоминаний об Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах / Сост., предисл., примеч. и коммент. д.и.н., проф. Л.А. Чибирова. Кн. 1. Цхинвали, 1981. С. 125.

12 Плиев Б.З. Воины Южной Осетии в боях за Советскую Родину. Тбилиси, 1979. С. 7.

13 Красницкий К. Кое-что об Осетинском округе и о правах туземцев его (Кавказ. 1865. № 31) // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1. Цхинвали, 1981. С. 170.

14 Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. С. 5.

15 Протокол № 28 заседания Президиума Областного партийного комитета Юго-Осетии от 1, 2, 3 октября 1925 г. // ЦГА РЮО. Политический отдел. Ф. 1. Оп. 1. Д. 208. Л. 29.

16 Джиоев А. Роман М. Джавахишвили «Обвал» как зеркало грузино-осетинского конфликта // Дарьял. 2006. № 3. С. 192.

17 Там же.

18 Осетино-русский словарь (Ирон-уырыссаг дзырдуат). 3-е доп. изд. Орджоникидзе, 1970. С. 422. В русско-осетинском словаре В.И. Абаева (М., 1970. Изд. 2-е, испр. и доп.) так же (с. 399, 419).

19 Цхинвали. 14 января (Новое обозрение. 1886. № 714) // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 6. Владикавказ, 2006. С. 104.

20 Чурсин Г.Ф. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис, 1925. С. 14. Упоминаемый Г. Чурсиным «меньшевистский разгром» – это уничтожение Южной Осетии в 1920 г. войсками грузинского меньшевистского правительства (первый геноцид южных осетин в ХХ в.).

21 Strabo. VII, 3, 7.

22 История Грузии. Учебник для старших классов. Авторы Н.А. Бердзенишвили, В.Д. Дондуа, М.К. Думбадзе, Ю.М. Качарава, Г.А. Меликишвили, Ш.А. Месхиа, П.К. Ратиани. Изд. 8-е. Тбилиси, 1975. С. 30–31.

23 Джусойты Н.Г. Нарты – «Дети Солнца» (к этимологии термина «Нарт»)» // Изв. ЮОНИИ. Вып. XXXVII. 2005.

24 Там же. С. 153.

25 Там же.

26 Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. 1. М., 1881. С. 138. Переиздано во Владикавказе в 1992 г.

27 Леонтьевич Ф.И. Адаты кавказских горцев. Т. II. Одесса, 1886. С. 19.

28 Картлис цховреба. Т. 1. Тбилиси, 1973. С. 156 (на груз. языке).

29 См.: Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ: история, политика, экономика. М.: Мысль, 2007. Таблицы №№4.5 и 4.6 на страницах 78 и 83.

30 Арухов З.С. Россия и Дагестан в новом геополитическом пространстве. Махачкала: Изд-во Дагестанского научного центра РАН, 2004. С. 4.

31 Магарамов Э.М. Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе: проблемы национальной и региональной безопасности России. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. полит.н. Ставрополь, 2007. С. 10; Его же: Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе: проблемы региональной геостратегии России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2007.

32 См.: Кистанов В.В., Копылев Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 422.

33 Там же. С. 430-431.

34 Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала. 1995., Агаев А.Г. Дружба народов Дагестана: миф или реальность? // Дагестанская правда. 29.10.1992; Абдуллаев М.А. Национальные движения в Дагестане // Народы Дагестана. 1994. № 2; Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Махачкала. 1990; Мусаева С.И. Межнациональные отношения в Дагестане: история и современность. Махачкала. 2001; Садыки М.А. Дагестан: политические реалии и перспективы. М. 1996; Серверный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Махачкала, 2004; Национальные интересы и национальная политика на Юге России: приоритеты и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. 14 декабря 2006 г. Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2007; Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. Махачкала: Издательство типографии ДНЦ РАН, 2008 и др.

35 Обращение к народам ДССР // Дагестанская права. 1991. 28 декабря. 2 Дагестанская правда. 1992. 18 августа.

36 Текущий архив Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий. Папка «Религиозная обстановка в РД в 2007 г.».

37 Текущий архив Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан. Папка «Внешние связи Республики Дагестан в 2007 году».

38 См.: Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.

39 См.: Северный Кавказа и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004; Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала: ДНЦ РАН, 2005.

40 См. «Черновик». №38. 21.09.2007. С. 26.

41 Члены правительственной Комиссии по проблемам русскоязычного населения обсудили вопросы социально-экономического развития Северной зоны Дагестана // РИА Дагестан. 25.04.2008,

42 Текущий архив Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан. Папка «НКО в РД в 2008 г.»

43 Доклад опубликован на сайте Общественной палаты РФ .

44 Азизханов А. Неправительственные организации Дагестана как ресурсный потенциал в области предупреждения и разрешения конфликтов: состояние и проблемы // /pub/Bull/BullFiles2007/74_34.htm

45 О деятельности Общественной Палаты Республики Дагестан и состоянии гражданского общества в Республике Дагестан. Доклад председателя Общественной палаты А.М.Муртазалиева. Махачкала, 2008. С. 18.

46 Газета "Федерация". 14 декабря 1992 г.

47 Заключение независимых экспертов, общественных организаций о подготовке и ходе осетино-ингушского конфликта на территории РФ // Доклад о массовых нарушениях прав граждан ингушской национальности в Российской Федерации в 1992–1995 гг. Москва; Назрань, 1996. С. 343.

48 Тишков В.А. Осетино-ингушский конфликт (Антропология этнической чистки) // Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский Мир, 1997. С. 388.

49 Газета Северная Осетия. 4 ноября 1992 г.

50 Справка об обстоятельствах возникновения осетино-ингушского вооруженного конфликта, его развития и роли в нем федеральных органов власти и управления // Доклад о массовых нарушениях прав граждан ингушской национальности в Российской Федерации в 1992–1995 гг. С. 376–377.

51 Тишков В.А. Указ. соч. С. 392–394.

52 Карпов Ю.Ю. Образы насилия в новой и новейшей истории Северного Кавказа // Антропология насилия. СПб., 2001. С. 244.

53 О вероломной агрессии ингушских национал-экстремистов против Северной Осетии. Материалы пятого заседания восемнадцатой сессии Верховного Совета СОССР двенадцатого созыва (10 ноября 1992 года). Владикавказ, 1992. С. 20.

54 /news/595305.html

55 http://www.floranimal.ru/national/park.php?pid=13

56 Джемаль Г. Издержки «имперского федерализма» // http://www.kontrudar.ru/material.php?id=219

57 Газета «Южный репортер». 12.12.2005. № 35.

58 Ас-Алан. 2002. № 1(6).

59 Маркедонов С. Ингушетия: кризис коммуникации // http:\. 13 марта 2008 г.

60 www. /news/13160.html

61 Маркедонов С. Ингушетия: кризис коммуникации // Полит.Ру. 13.марта 2008 г.

62 Сампиев И.М. О некоторых аспектах противостоянию религиозному экстремизму в Северо-Кавказском регионе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ, 2001.; Он же. Этнополитические аспекты религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Лотос, 2007. С. 182–190.

63 Ингушетия 2007 год. Что дальше? Доклад правозащитного центра «Мемориал». М., 2008.

64 Маркедонов С.М. Осетино-ингушский диалог // Политком.RU. 04.05.2007.

65 См.: Haidar Bammate. Le Caucase et la revolution Russe. P., 1929 // Гайдар Баммат. Кавказ и русская революция. Махачкала, 2000. С. 8.

66 Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М., 1998. С. 30.

67 Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 2002. С. 24.

68 Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политики на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006. С. 63.

69 Тадевосян Э.В. Советская национальная государственность. М., 1972. С. 122.

70 Шнирельман В.А. Быть аланами… С. 66.

71 Кулов К.Д. Доклад на 13-й областной партийной конференции ВКП (б) СОАССР // Газета «Социалистическая Осетия». № 30. 12.02.1949 г.

72 Белозерцев С., Дуванова Л. Механика смерти (Красный террор времен перестройки). М., 1993. С. 23.

73 См.: Фантазии и реальность. Владикавказ, 2001. С. 16.

74 См.: Акиев Б.А., Мужухоева Э.Д., Сагов Р.З. Трагедия осени 1992 года в Пригородном районе. Назрань, 1996. С. 109.

75 Базоркина А. Воспоминания об отце. Нальчик, 2001. С. 67.

76 Газета «Информационный вестник». № 2. Январь 2002 г.

77 Там же.

78 Таргимов М. У ингушских беженцев появилась надежда // Газета «Южный Федеральный». № 14 (237). 19–25.04.2006.

79 Дзадзиев А. Итоги первого полугодия // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. № 74, июль-август 2007. С. 61.

80 Федеральный судья Назрановского районного суда признал незаконными границы между Ингушетией и Северной Осетией. Исполнение этого решения уже началось. // Газ. «Пульс Осетии». № 9. Март 2006 г.

81 Пресс-служба Совета Федерации ФС РФ. // Ингушетия. RU. 29.12.2005.

82 Газета «Информационный вестник» Минфедерации РФ в РИ. № 2, январь 2002 г.

83 Фантазии и реальность. Владикавказ, 2001. С. 16.

84 См.: Информационно-аналитический сборник представительства Специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта. 2001. № 2. С. 100.

85 Фантазии и реальность. Владикавказ, 2001. С. 16.

86 Газета «Северная Осетия». № 128 (24929) от 19 июля 2007 г. С. 1.

87 Екатерина Семыкина. //   24.09.2007. 

88 Маркедонов С.М. Осетино-ингушский диалог // Политком.RU. 04.05.2007.

89 Парламент Ингушетии считает ситуацию в зоне осетино-ингушского конфликта критической // . 27.03.2006.

90 Ингуши в Северной Осетии вышли на митинг с требованием прекратить похищения людей // . 29.03.2006

91 Кадыров Р. О ситуации на Северном Кавказе // Газета «Вести Республики». № 30 (392). 14 апреля 2006 г.

92 Там же.

93 Яхиханов З. Руслан Хасбулатов: Я готов послужить своей Родине // «Молодежная смена», № 24, 29.03. 2008 г.

94 Халип И. Советский солдат вошел в Страсбург. Февраль-2006: ветеран Великой Отечественной Саадул Арсамаков пытается вывести из окружения 18 тысяч беженцев // Новая Газета. № 8. 6 февраля 2006 г.

95 Мархиев М.И. Две составные одной проблемы // Газета «Южный Федеральный». № 15 (238), 26.04-2.05.2006.

* Статья написана при финансовой поддержке Фонда Макартуров (грант № 01-68442-000).

 Указанные и другие количественные показатели, источники которых не оговорены особо, даны/рассчитаны автором по итогам Всесоюзных переписей населения 1979 и 1989 годов, Всероссийской переписи населения 2002 года и материалам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики республик Северного Кавказа.

97 См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т.4, кн.1. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. С. 358, 369, 394, 440.

98 См., например: Тишков В., Степанов В. Российская перепись 2002 года в этническом измерении // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад. 2003 / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. М., 2004. С.38, 41.

99 См.: Южный федеральный. Общественно-политическая газета. 2008. 19-25 марта.

100 Отметим, что значительное число из указанных районов (как, впрочем, и города Владикавказ, Грозный и Майкоп – нынешние столицы соответственно Северной Осетии, Чечни и Адыгеи) были включены в состав национально-государственных образований Северного Кавказа уже после образования этих национальных областей. Необходимость включения «русских» районов в состав национальных областей Северного Кавказа была обусловлена как экономическими, так и политическими соображениями руководства страны. Во-первых, необходимо было усилить экономическую базу национальных областей региона, «жизненное пространство» которых на момент их образования ограничивалось, в основном, горной и предгорной территориями. Во-вторых, решение этой проблемы одновременно решало и другую, не менее важную для руководства страны политическую задачу – задачу «интернационализации» национально-территориальных образований Северного Кавказа за счет увеличения в них удельного веса русских и другого нетитульного населения.

101 ИП – частное от деления удельного веса представителей этноса в численности занятых на удельный вес этноса в численности населения республики. Наиболее оптимальная величина ИП – 0,9-1,1.

102 См.: Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред. В. Тишков. М., 1996. С. 8, 11.

103 Автор статьи, исходя из этических соображений, не указывает источников приведенных высказываний, считая, что многим из их авторов сегодня, возможно, неловко за ранее сказанное и написанное.

104 См.: Тишков В. Опыт этнологического мониторинга. М., 2004. С. 188.

105 Истомин А. Батальон имени Ермолова (http:/article.php?nid); см. также: Смирнов А. Призрачный батальон (http://www.versiya.org/2007/08/05).

106 Дружба народов. 1989. № 10. С. 232.

107 Бугай Н. Положение русских в Российской Федерации // Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. – Южнороссийское обозрение. 2002. № 10. С. 16.

108 См.: Газета «Россия». 1995. 17–23 мая.

109 См.: Газета «Дагестанская правда». 2005. 4 марта.

110 См.: Газета «Ингушетия». Республиканская общественно-политическая газета. 2005. 26 мая.

111 См.: Газета «Сердало». Общенациональная газета Республики Ингушетии. 2007. 1 сентября; Российская газета. Приложение «Регион». 2007. 2 июня.

112 Сердало. 2006. 17 октября.

113 См.: Сердало. 2005. 28 и 31 мая; Сто наций. Общественно-политическое обозрение. 2005. № 8-9 (сентябрь). С. 15; Пути самоопределения власти // Евразия сегодня. 2005. № 43 (ноябрь). С. 14; Ингушетия. 2006. 4 ноября, 9 ноября и 11 декабря; газета «Северный Кавказ». 2006. № 48 (декабрь). С. 4, 2008. № 15 (апрель). С. 1.

114 См.: Сердало. 2005. 28 и 31 мая; См.: Газета «Сердало». Общенациональная газета Республики Ингушетии. 2007. 1 сентября; Российская газета. Приложение «Регион». 2007. 2 июня.

115 Сердало. 2006. 17 октября.

116 См., напр.: Сердало. 2007. 1 сентября; Северный Кавказ. 2007. № 31 (сентябрь). С. 4; Журнал «Русский репортер». 2007. 6-13 сентября. С. 10; Аргументы и факты. Северный Кавказ. 2007. 12-18 сентября. С. 6; Независимая газета. 2008. 16-17 мая. С. 8.

117 См.: Газета «Южный репортер». 2007. 19-25 ноября. С. 6.

118 См., например: Русский репортер. 2007. 6-13 сентября. С. 10.

119 См.: Северный Кавказ. 2007. № 32 (сентябрь). С. 4.

120 См.: В Чечне разработана программа по возвращению русских в республику (/ 2007/10/25/425468.html).

121 См.: Журнал «Коммерсантъ ВЛАСТЬ». 2007. 16 июля (№27). С. 30; Ведомости. Ежедневная деловая газета. 2007. 10 июля.

122 См.: Дискуссии на российских политиков и экспертов о защите интересов русского населения на Северном Кавказе ().

123 Условия возвращения русских на Кавказ (http://www.center-rne.org/sfk/0709/0709-15.shtml).

124 См.: Дискуссии российских политиков и экспертов о защите интересов русского населения на Северном Кавказе (/news/society/2099177).

125 См.: Ведомости. 2007. 10 июля.

126 За это и другие формы содействия развитию православного христианства на Северном Кавказе многие бывшие и нынешние руководители северокавказских республик и мэры столиц этих республик (в большинстве своем – мусульмане по вероисповеданию, по крайней мере, декларируемому) получили высокие награды Русской православной церкви.

127 Кожушко Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений. Минск-Харвест - 2000. С. 17-18.

128 Тихонов Александр. Генерал-полковник Анатолий Сафонов: Так случилось, что на теле ислама сплели осиное гнездо террористы // Красная звезда. 11.04.2007.

129 /press.php?releases&press_id=744&month=02&year=2007

130 /religy/27mar2007/kadyrov.html

131 Российская газета, №40, 27.02 2007 г.

132 Российская газета, 9 февраля 2008г.

133 Гуторнов В.А. Современная концепция гражданского общества // Гражданское общество России: стратегия и тактика формирования. – СПб., 2001. – С. 11-17.

134 Якимец В.Н. Социальное партнерство как способ достижения сбалансированности интересов власти, бизнеса и некоммерческого сообщества. / Конфликтология. Ежеквартальный научно – практический журнал. – 2005, №1 – С.76..

135 Якимец В.Н. Там же. – С.77.

136 Газета «День республики», май – июнь 1999.

137 Хоперская Л.Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе// /publ_047.doc

138 Газета Юга. 2005. № 14.

139 Газета Юга №15 (424) - 11.04.2002

140 Газета Юга №15 (424) - 11.04.2002

141 /news/549615.html

142 Газета Юга. № 24. 2007.

143 Газета Юга №44 (713) - 01.11.2007

144 Газета Юга №26 (643) - 29.06.2006

145 Тхагапсоев Х.Г., Гугова М.Х. Пути становления гражданского общества // История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. Нальчик, 2007. С.519.

146 Там же. С.512-520.

147 Там же. С.520.

148 Кабардино-Балкарская правда. 2008. №108. 6 июня.

149 Газета Юга. 2007. № 29. 17.07. 2007.

150 /news/fd-south/kab-balk/1005829.html

151 /news/549615.html; Газета Юга №4 (673) - 25.01.2007.

152 /html/080114-9.php

153 /html/080318-4.php

154 Газета Юга №4 (673) - 25.01.2007

155 Газета Юга №23 (640) - 08.06.2006

156 /newfile_7.htm

157 /newfile_61.htm

158 /html/070411-1.php

159 /html/070825-2.php

160 /html/080206-1.php

161

162 Газета Юга. 2005. № 14.

163 Газета Юга 2006. № 23.

164 /?id=200674

165 Газета Юга 2006. № 23.

166 Газета Юга №14 (683) - 05.04.2007

167 Газета Юга. №4 (673). 25.01.2007

168 /news/15954.html

169 Газета Юга №44 (713) - 01.11.2007

170

171 Кабардино-Балкарская правда. № 332. 7.11.2007.

172 Маркедонов С. «Тихая» республика станет частью северокавказской дуги нестабильности // /news/secure/2005/3/1/kbr.html

173 Боров А.Х.Религиозный экстремизм на Северном Кавказе: от анализа событий к пониманию явления // Вестник КБГУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 11. Нальчик, 2006. С.15.

176



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (1)

    Документ
    Рассматривается проблема формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России. Приводятся результаты авторского исследования современного состояния правовой культуры в России.
  2. Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Дан обзор некоторых актуальных проблем регулирования банковской системы России. Для изучения указанных проблем и нахождения путей их решения предлагается использовать методы социологического исследования, в частности, специализированный
  3. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. 1с. Редакционная коллегия

    Реферат
    д.соц.н., доц. Ю.А. Зубок, д.соц.н., проф. В.И. Чупров (ответственные редакторы); д.ф.н., проф. В.П. Бабинцев, к.соц.н. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, д.
  4. Вестник балтийской педагогической академии вып. 94. – 2010 г. Актуальные проблемы нравственного и физического воспитания учащейся и студенческой молодёжи Санкт-Петербург Редакционная коллегия выпуска

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. Ю.А. Гагин; доктор пед. наук, проф. В.Ф.Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н. Николаев; канд.
  5. Редакционная статья

    Статья
    ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА /10 Единственное ограничение, которое мешает появлению в России целого ряда новых компаний федерального масштаба, — дефицит инфраструктурного капитала.

Другие похожие документы..