Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
2. Список участников семинара «Сможет ли российский финансовый рынок стать эффективным инструментом для увеличения темпов экономического роста в Росс...полностью>>
'Документ'
Широко используются в технологическом оборудовании, где применяется управляемый электропривод: смесителях, дозаторах, производственных линиях, система...полностью>>
'Реферат'
Также нужно выбрать одну из односторонних гипотез, а именно: Если то имеем правостороннюю гипотезу H2(2) - . Если то имеем левостороннюю гипотезу H2(3...полностью>>
'Лекции'
Данные лекции имеют целью более подробное, чем в соответствующем пособии с тем же названием, изложение материала курса «Математическая логика и теори...полностью>>

Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

На правах рукописи

ХАЕРТДИНОВ ИЛЬГИЗАР МИННИСЛАМОВИЧ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА

КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ульяновск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Князевский Дмитрий Александрович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Павлов Иван Владимирович

доктор философских наук, профессор

Бажанов Валентин Александрович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО Ульяновский государственный

педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Защита состоится 21 октября 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, корп. 1, ауд. 703.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте

Автореферат разослан 21 сентября 2009 года.

Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований

Ученый секретарь

диссертационного совета

О.И. Донина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап мирового развития характеризуется острейшими со­циально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Вопреки господствовавшим в последнем десятилетии многочисленным оценкам и прогнозам в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к повышению роли и значения воен­ной силы в обеспечении реализации политических и экономических интересов отдельных государств мирового сообщества, тогда как целый ряд политических институтов, формировавших такие оценки и прогнозы в сфере международной безопасности, показал свою полную несостоятельность и вступил в полосу жес­точайшего кризиса.

Базовой основой боеготовности каждого воинского формирования явля­ется его укомплектованность офицерскими кадрами и их высокая профес­сиональная подготовленность к выполнению обязанностей по должностному предназначению в процессе повседневной и боевой деятельности. Существующая в настоящее время система военного образования построена по ведомственному принципу, ее максимальная производительность по военно-профессиональному ресурсу не обеспечивает потребности в комплектовании воинских формирований военной организации страны офицерскими кадрами первичного должностного звена, что свидетельствует об исчерпании внутренних резервов развития, связанного с увеличением объемов и повышением качества подготовки офицерских кадров. Кроме того, даже при существующей производительности системы военного образования, значительная часть ежегодно выпускаемого ею офицерского состава в кадрах воинских формирований не закрепляется, т.к. досрочно прекращает военную службу и увольняется в запас, еще более обостряя проблему комплектования первичных офицерских должностей в Министерстве обороны Российской Федерации и других министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена военная служба. Все это потребовало принятия Правительством Российской Федерации решения об организационных, структурных и качественных изменениях в системе военного образования, которые предусматривается осуществить в процессе реализации Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года с изменениями к данной программе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2003 года. В рамках выполнения программы на базе гражданских высших учебных заведений предусматривается проведение эксперимента по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных сил Российской Федерации и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей. Проведение эксперимента положило начало принципиально новому этапу военно-образова­тельной деятельности гражданских вузов, связанному с подготовкой кадровых ресурсов для Министерства обороны Российской Федерации, а в последующем и для всех остальных министерств и ведомств, в которых предусмотрена во­енная служба.

В условиях девальвации нравственных и культурных ценностей, переживаемых современной российской армией, ослабления духовности человеческих взаимоотношений, снижения престижа воинской службы, игнорирования традиций гуманизма как глобального общечеловеческого мировоззрения особое значение приобретает изучение и практическое использование богатейшего исторического опыта по обучению и воспитанию офицерских кадров. Действительно, на современном этапе военного строительства и проведения военной реформы в России видные политологи вынуждены констатировать снижение морального потенциала (морального духа) в Вооруженных Силах. Прежде всего, это касается духовно-нравственного уровня, который объединяет базовые, глубинные и наиболее устойчивые категории морального духа – ценности и ценностные ориентации, идеалы и убеждения, принципы и нормы, цели и мотивы, которые являются основой для формирования понятий «Родина» и «Отечество», воспитания патриотизма, воинского долга, воинской чести, воинского товарищества.

Девальвация духовных ценно­стей, ут­рата нравственных ориентиров в армии болезненна, чревата крупными потерями и остро воспринимается обществом. Поэтому создавать качественно новые Вооруженные Силы без системы духовных и моральных ценностей бессмысленно. Кроме того, падение престижа военной службы, ощущение военнослужащими социальной невостребованности ратного труда снижает их служебную активность, при этом инициатива и творчество отсут­ствуют не только у рядового и сержантского состава. В результате происходит деморализация армии во всех ее эшелонах. Все это обуславливает необходимость дальнейшего качественного совершенст­вования подготовки офицерского состава, осуществляемой в настоящее время в системе военного образования и на военных кафедрах гражданских вузов в инте­ресах комплектования всех видов воинских формирований военной организа­ции страны и накопления для нее необходимого мобилизационного резерва.

В современном военном образовании прослеживается закономерность возникновения нового, самостоятельного вида обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил – морально-психологического (Л.А. Бублик, Н.Д. Бутовский, С.Б. Волков, Ю.И. Дерюгин, М.К. Добровольская, Н.Н. Жуковец, Л.Г. Лаптев, В.И. Миронов, В.Г. Михайловский, В.И. Михеев, В.П. Осоский, Д.Ф. Сивоволов, А.И. Сорокин и др.). По мнению педагогов и психологов, действительность такова, что жестокие командно-административные методы, которые составляли суть всей деятельности политорганов, в сочетании с недооценкой психологии, социологии и педагогики отрицательно сказались на результатах работы с людьми. Кроме того, идеологи­ческий и партийный аспекты, превалируя над всеми остальными, были оторва­ны от конкретного человека, отличались стереотипностью и однообразием.

В условиях трансформации нравственных ценностей общества ценностный подход приобретает ста­тус междисциплинарного подхода к исследованию явлений и фактов социально-нравственного характера, отражая реалии многообразных сфер жизнедеятельности че­ловека, его отношений к миру, к людям и к себе, фиксирует конкретную область применения, конкретную систему отно­шений (С.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, В.А. Блюмкин, Б.С. Братусь, В. Вичев, В.Г. Воронцова, Г.П. Выжлецов, Р.Г. Гурова, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Б.В. Илькевич, М.С. Каган, В.А. Караковский, Ю.Н. Кулюткин, Г.И. Курган, Н.Д. Никандров, Н.Н. Никитина, Н.Б. Крылова, О.В. Правдина, И.Г. Сенин, В.С. Собкин, А.И. Титаренко. Э. Фаркаш, Э. Фромм, О.П. Целикова, А.Ф. Шишкин, Ю.А. Шрейдер и др.).

Проблемами формирования и поддержания высокого боевого духа, устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих занимались военные педагоги и психологи: А.В. Барабанщиков, А.П. Блондель, С.Б. Волков, А.М. Герасимов, А.Д. Глоточкин, А.А. Деркач, П.А. Корчемный, П.П. Крамаренко, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, Н.Д. Никандров, Н.И. Калаков, В.Ф. Кулаков, Н.Е. Соловцов, В.В. Шеляг и др.).

Несмотря на пристальное внимание психологической науки к проблеме мотивации как центрального звена психологии личности (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Джидарьян, Н.В. Елфимова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, B.C. Мерлин, Н.И. Мешков, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Я. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен, В.А. Ядов, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.), мотивации профессиональной деятельности с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.И. Додонов, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, А.Н. Зерниченко, И.В. Имедадзе, В.И. Ковалёв, Н.В.Кузьмина, А.В. Кириченко, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, В.П. Михайлова, О.В. Москаленко, Е.Е. Насиновская, В.О. Овчинникова, А.А. Реан, Н.Н. Семенков, В.В. Столин и др.), вопросы актуализации ценностно-мотивационного аспекта как механизма совершенствования военно-профес-сиональной подготовки офицеров запаса изучены недостаточно.

Кроме того, ценностно-мотивационный компонент военно-професси-ональной компетентности курсантов не выступал объектом педагогического исследования и не разрабатывался применительно к специфике условий гражданского вуза. Анализ литературы по избранной тематике позволил выделить ряд противоречий, связанных с рассматриваемыми проблемами:

- между существующим сегодня идеологическом плюрализме на государственном уровне, отсутствием четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования, выдвижением на передний план личной ценности военного образования и необходимостью обеспечения ценностно-ориентационного единства государственного, общественного и личностного компонентов аксиологической характеристики военного образования;

- между необходимостью формирования мотивационных характеристик курсантов в связи с понижением престижа военного образования и военно-профессиональной деятельности и сложностью мотивационной сферы как многоком­понентного, многоуровневого, иерархизированного динамического образования, находящегося в постоянном движении, развитии входящих в него компонентов и их соотноше­ний;

- между необходимостью осуществления контекстного подхода к обучению на военной кафедре в гражданском вузе, проявляющегося в выделении и актуализации в учебных предметах ценностных основ соответствующих видов военно-профессиональной деятельности и недостаточным наполнением содержания образования профессионально и личностно значимыми ценностями посредством разработки аксиологических аспектов изучаемых дисциплин и программ спецкурсов;

- между необходимостью развития профессионально направленного самосознания курсантов посредством осмысления ценностей военной профессии, построения профессионального идеала и соотнесения с ним своих возможностей в процессе самопознания и саморазвития профессионально значимых качеств и недостаточной разработкой и использованием в образовательном процессе технологий и техник, обеспечивающих трансформацию контекста профессиональной ситуации в реальный контекст учебной и жизненной ситуаций обучаемых как ситуаций ценностно-смыслового выбора;

- между усложнением современных условий функционирования военных кафедр в гражданских вузах и их низким научно-методическим потен­циалом, отсутствием механизмов практической реализации государственной идеи о необходимости и высокой общественной значимости защиты Отечества;

- между необходимостью осуществления качественного мониторинга сформированности ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки и отсутствием его критериального аппарата.

Актуальность, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане определили тему исследования: «Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические основы, специфика содержания, основные формы, методы и механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса, а также педагогические условия и перспективные направления их реализации в процессе военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс военно-профессиональной подготовки будущих офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза.

Предмет исследования: Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе на примере военной кафедры Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.

Гипотеза исследования: процесс формирования ценностно-мотиваци-онной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе будет эффективным, если: на основе теоретико-методологического обоснования проблемы исследования будет раскрыто содержание понятий «ценностно-мотивационная сфера» и «ценностно-мотива-ционный компонент военно-профессиональной компетентности» будущих офицеров запаса в процессе обучения на военной кафедре в гражданском вузе; выявлены основные факторы, раскрыты принципы, закономерности и механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности; спроектирована и реализована структурно-функциональная модель, отражающая аксиологическую и мотивационную характеристики, специфику данного процесса, а также педагогические условия и перспективные направления его успешной реализации на военной кафедре в гражданском вузе; разработана критериальная характеристика, необходимая для осуществления его качественного мониторинга и определения результативности.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе осуществления теоретико-методологического анализа феноменологической характеристики функций ценностей и ценностных ориентаций, имеющегося опыта реализации ценностного подхода в структуре военно-профессиональной подготовки специалистов, изучения мотивов личности в контексте их обусловленности ценностными ориентациями определить основные компоненты аксиологической и мотивационной характеристик военно-профессионального образования, раскрыть содержание понятий «ценностно-мотивационная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профессиональной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе.

2. Спроектировать и реализовать структурно-функциональную модель процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса, отражающую специфику военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе.

3. Выявить основные факторы, раскрыть принципы, закономерности и механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе морально-психологического обеспечения военно-профессиональной подготовки.

4. Определить критерии сформированности ценностно-мотивационно-го компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, а также уровни и показатели их динамики в ходе образовательно-воспитательной и служебной деятельности.

5. Выявить педагогические условия и перспективные направления формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессов; принципа диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания; основные положения теории ценностей, реализации ценностного подхода в образовании (С.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, В.А. Блюмкин, Б.С. Братусь, В. Вичев, В.Г. Воронцова, Г.П. Выжлецов, Р.Г. Гурова, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Б.В. Илькевич, М.С. Каган, В.А. Караковский, Ю.Н. Кулюткин, Г.И. Курган, Н.Д. Никандров, Н.Н. Никитина, Н.Б. Крылова, О.В. Правдина, И.Г. Сенин, В.С. Собкин, А.И. Титаренко. Э. Фаркаш, Э. Фромм, О.П. Целикова, А.Ф. Шишкин, Ю.А. Шрейдер, И.В. Юстус и др.), а также фундаментальные труды по проблемам гуманизации образования (В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.И. Воронина, В.Г. Воронцова, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, В.И. Горбунов, М.А. Кирьязева, Н.Б. Крылова, Ю.И. Кулюткин, Н.М. Лебедева, С.Н. Митин, Г.В. Мухаметзянова, Е.Н. Шиянов, В.В. Фирсов и др.); теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии, психологии личности и психологии деятельности (Г.С. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Н.С. Бурлаков, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.А. Климов, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Майерс, Р.И. Мокшанцев, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Свенцицкий, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, Н.И. Шевандрин, А.Г. Шмелев, Д.Б. Эльконин и др.); идеи о многофункциональности воспитания (Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и др.); личностно-ориентированный подход к организации учебного процесса (Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, М.В. Кларин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лукьянова, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Джидарьян, В.И. Додонов, Н.В. Елфимова, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, А.Н. Зерниченко, Е.П. Ильин, И.В. Имедадзе, В.И. Ковалев, А.В. Кириченко, Н.В.Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова, B.C. Мерлин, Н.И. Мешков, В.Э. Мильман, В.П. Михайлова, О.В. Москаленко, В.Н. Мясищев, Е.Е. Насиновская, В.О. Овчинникова, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Семенков, П.В. Симонов, В.В. Столин, Д.Я. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен, В.А. Ядов, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.); теоретические разработки в области военного образования (А.В. Барабанщиков, Б.П. Бархаев, А.М. Донченко, М.И. Драгомиров, Л.Ф. Железняк, В.Г. Звягинцев, Б.В. Илькевич, В.Н. Герасимов, A.M. Данченко, Н.И. Калаков, И.Л. Калашников, А.И. Каменев, В.М. Коровитн, П.А. Корчемный, А.И. Купцов, А.Г. Маклаков, В.И. Миронов, С.С. Муцынов, П.И. Образцов, С.И. Съедин, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, И.Н. Шкадов и др.), морально-психологического обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил (Л.А. Бублик, Н.Д. Бутовский, С.Б. Волков, Ю.И. Дерюгин, М.К. Добровольская, Н.Н. Жуковец, Л.Г. Лаптев, В.И. Миронов, В.Г. Михайловский, В.И. Михеев, В.П. Осоский, Д.Ф. Сивоволов, А.И. Сорокин и др.); основные положения Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».

Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических принципов организации педагогического исследования В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского и др. В ходе теоретического обоснования проблемы формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе использовались основные идеи теории непрерывного образования, теории деятельности и развития личности, теории компетентностного образования, теории поэтапного усвоения умственных и практических действий, теории управления педагогическими процессами.

Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, психологической, социологической, педагогической, исторической и военно-педагогической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы. Кроме того, в процессе исследования использовались методы теоретического анализа (историографический и сравнительно-сопоставительный), обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с проблемой и целью исследования; структурно-функциональное моделирование действий субъектов образовательного процесса; анализ образовательных стандартов, учебников, учебных пособий в контексте исследования; статистический анализ программных документов, отчетов об организации военно-профессионального образования на военных кафедрах гражданских вузов за исследуемый период. Немаловажная роль отводилась эмпирическим методам (педагогический формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, наблюдение и самонаблюдение); диагностическим методам (тестирование, анкетирование, самооценивание); методам математической статистики и обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт). В исследовании было задействовано 205 курсантов 3-5 курсов, из них 105 курсантов военной кафедры, обучающихся по военно-учетным специальностям: «Боевое применение соединений, воинских частей и подразделений военно-транспортной авиации», «Боевое управление полетами авиации с пунктов управления», «Штурманская авиация» и 100 курсантов 3-5 курсов по специальностям «Летная эксплуатация воздушных судов», «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства», «Безопасность технологических процессов и производств (на воздушном транспорте)», «Менеджмент организации», не обучающихся на военной кафедре.

Исследование проводилось с 2005 г. по 2009 г. в три этапа.

Первый этап (2005-2006 уч. г.) – теоретический – включал изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, анализ имеющегося опыта формирования ценностно-мотивационной сферы военных специалистов. На этом этапе осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, анализировались нормативные документы, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа, была раскрыта содержательная характеристика понятий «ценностно-мотива-ционная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профессио-нальной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе.

Второй этап (2006-2007 и 2007-2008 уч. гг.) – опытно-эксперименталь-ный – заключался в практической реализации разработанной структурно-функциональной модели формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов, а также в развитии базовых знаний по формированию ценностей и мотивов в рамках общегуманитарных дисциплин и дисциплины «Общественно-государственная подготовка» в процессе обучения на военной кафедре УВАУГА. Выявлялись особенности процесса формирования ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, определялись критерии, уровни и показатели его динамики в ходе образовательной, воспитательной и служебной деятельности, осуществлялась промежуточная диагностика.

Третий этап (2008-2009 уч. г.) – аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-эксперимен-тальной работы. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы военной кафедры гражданского вуза. Данный этап сопровождался участием соискателя в научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования. Выявлялись педагогические условия и перспективные направления формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе. Осуществлялась заключительная диагностика, проводился анализ динамики сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессио-нальной компетентности в ходе исследования. Проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлен целый ряд факторов (социальных, экономических, политических, морально-психологических, социально-педагогических), сдержи­вающих развитие военно-профессиональной подготовки, вызвавших острую потребность в поиске механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы военных специалистов в процессе учебной и служебной деятельности, а также проблем и противоречий между существующим сегодня идеологическом плюрализмом на государственном уровне, отсутствием четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования, декларированием выдвижения на передний план личностной ценности военного образования и необходимостью обеспечения единства государственного, общественного и личностного компонентов аксиологической характеристики военного образования; между вызванной понижением престижа военного образования необходимостью комплектования всех видов воинских формирований военной организа­ции страны, накопления для нее мобилизационного резерва в ходе проводимого для этого эксперимента по подготовке офицеров на базе гражданских высших учебных заведений и усложнением современных условий функционирования военных кафедр в гражданских вузах; между необходимостью формирования мотивационных характеристик курсантов в связи с понижением социальной значимости военного образования и военно-профессиональной деятельности и сложностью мотивационной сферы как многоком­понентного, многоуровневого, иерархизированного динамического образования, находящегося в постоянном движении, развитии входящих в него компонентов и их соотноше­ний и др.;

- раскрыты основные закономерности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в гражданском вузе: обусловленность данного процесса социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе, модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации и реформированием системы высшего военного образования; детерминированность его эффективности наличием в учебном заведении соответствующих организационно-педагогических условий, уровнем военно-профессиональной компетентности и педагогического мастерства командного и преподавательского состава военных кафедр гражданских вузов; зависимость сформированности ценностно-смыслового, мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностно-практического и коммуникативного компонентов ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров от учета индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей в самосовершенствовании курсантов в ходе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе;

- обозначены механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы специалиста в процессе военно-профессиональногой подготовки в гражданском вузе (военно-профессиональная деятельность и общение, интернализация и аутентизация, культуральная и экзистенциальная реф­лексия), обеспечивающие выбор ценностных оснований жизне­деятельности и конкретной сферы профессиональной деятельности на основе осознания курсантами смысла собственной жизни и своего профессиональною призвания;

- доказано, что в условиях гражданского вуза могут быть расширены возможности военных кафедр для эффективного формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов за счет совершенствования военно-патрио-тического воспитания, повышения качества морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности;

- педагогическая теория обогащена научно обоснованной структурно-функциональной моделью формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса и критериальным аппаратом, необходимым для осуществления качественного мониторинга сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности военных специалистов;

- определена совокупность педагогических условий (общих, частных и специфических) и перспективных направлений формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессио-нальной подготовки в гражданском вузе, обеспечивающих: сохранение в военно-образовательной дея­тельности лучших традиций и достижений отечественной военной школы, во­енной науки, военной педагогики и психологии, воинского обучения и воспи­тания; гуманизацию всей системы военно-образовательной деятельности, расширяющую возможности обучающих и обу­чающихся, позволяющую им во имя блага личных и государственных интересов реализовать свои способности; интеграцию и фундаментализацию военно-профессиональ-ного образования в гражданских вузах; высокую мобильность системы военно-образовательной деятельности гражданских вузов как основополагающего фактора ее устойчивого функционирования и постоянного качественного совершенствования, важного источника кадрового потенциала; кардинальное развитие духовной и ценностно-мотивационной сферы личности будущего офицера, его общей и военно-профессиональной компетентности; повышение уровня профессиональной подготовленности военных специалистов, составляющих базисную компоненту боеготовности всех систем военном предназначения, качества подготовки военно-педагогических кадров, их личной причастности к решению многообразных проблем в сфере военно-образовательной деятель­ности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- аргументирована и обоснована проблема актуализации и повышения роли ценностно-мотивационного компонента как механизма совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе;

- дана аксиологическая характеристика функций (ценностно-ориенти-рующей, прогностической и регулирующей) и компонентов (государственного, общественного и личностного), а также мотивационная характеристика функций (смыслообразующей, побудительной, целемоделирующей, ориентировочной, когнитивной, структурирующей, организующей, регуляторной) и компонентов (познавательного, профессионального, социально-нравственного и утилитарного) военно-профессионального образования;

- раскрыта содержательная характеристика понятий «ценностно-моти-вационная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профес-сиональной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе; определена структура ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, включающая в качестве основных ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический и коммуникативный структурные элементы;

- определена специфика процесса формирования ценностно-мотиваци-онной сферы курсантов на военной кафедре гражданского вуза, которая учтена в учебной деятельности при разработке и внедрении в практику военно-профессиональной подготовки будущих офицеров программы дисциплины «Общегосударственная подготовка», а также при организации морально-психологического обеспечения военно-патриотического воспитания и служебной деятельности;

- спроектированная в ходе исследования структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе создает возможность охватить в единой системе его специфику, выступает в тесной связи ее основных блоков: аксиологического; мотивационного; блока морально-психологического обеспечения; блока механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы и критериального блока и способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе;

- разработана критериальная характеристика сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности будущих офицеров запаса, которая включает ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический и коммуникативный критерии, а также уровни их сформированности (информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский и креативный) и показатели их динамики в процессе профессиональной подготовки курсантов на военной кафедре.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- установлены разнообразные связи и зависимости причин, факторов и организационно-педагогических условий успешного формирования ценностно-мотивационной сферы у курсантов в процессе обучения на военной кафедре в гражданском вузе;

- издана монография «Современные проблемы актуализации ценностно-мотивационного аспекта военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе», разработаны методические рекомендации по овладению механизмами формирования ценностно-мотивационной сферы у курсантов в гражданском учреждении высшего профессионального образования, а также формами и методами морально-психологического обеспечения учебного процесса, служебной деятельности и военно-патриотического воспитания на военной кафедре гражданского вуза;

- в практику военно-профессиональной подготовки будущих офицеров запаса внедрена программа дисциплины «Общегосударственная подготовка», адаптированная к условиям гражданского вуза, в ходе реализации которой курсанты получают глубокие знания вопросов о месте и роли Вооруженных Сил в структуре государства, об основных направлениях современной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации с учётом опыта и уроков военных реформ Российского государства и военно-педагогического наследия русских полководцев; знания о психологии воинского коллектива и личности военнослужащего, методах изучения индивидуальных особенностей военнослужащих в ходе морально-психологического обеспечения организаторской и воспитательной работы с людьми, воинскими коллективами, способствующие формированию образовательно-ценностных ориентиров и мотивов военно-профессио-нальной деятельности;

- результаты исследования важны для решения частно-методических задач по формированию ценностно-мотивационной сферы курсантов в ходе образовательной и служебной деятельности, а реализация разработанного на рефлексивной основе критериального блока модели, интегративным критерием которого выступает ценностно-мотивационный компонент военно-профессио-нальной компетентности, позволяет существенно повысить оперативность и объективность контроля, создает предпосылки для качественной оценки эффективности исследуемого процесса;

- в результатах исследования заинтересованы: военные кафедры гражданских вузов, впервые создаваемые как альтернатива существующим военным вузам центры обучения Министерства обороны Российской Федерации, научно-методические подразделения образовательных учреждений, преподаватели военно-учебных заведений среднего (суворовские военные училища) и начального звена (специализированные классы). Масштаб внедрения результатов исследования – республиканский; внедрение результатов экономически целесообразно: не предполагается выделения дополнительных финансовых субсидий; результаты исследования готовы к массовому внедрению; предварительные результаты использовались в УВАУГА при проведении эксперимента и комплексной научно-исследовательской работы;

- прогностический потенциал исследования обусловлен возможностью организации на его основе комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования процесса формирования ценностно-мотивационной сферы военнослужащих в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и реформирования системы высшего военного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на всех ступенях процесса формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов на военной кафедре гражданского вуза; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; длительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике военно-профессиональной подготовки опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-мотивационная сфера личности – это органичная система в совокупности ее компонентов и их функций; это общность, которой присущи интегративность, множественность, иерархичность, взаимозависимость, динамичность, структурность. Каждый из компонентов этой системы имеет свою специфику проявления в зависимости от социального статуса личности, этапа ее профессионализации и реализует различные функции: аксиологический компонент – ценностно-ориентирующую, прогностическую и регулирующую; мотивационный компонент – смыслообразующую, целемоделирующую, когнитивную, побудительную, ориентирующую, организующую, структурирующую и регуляторную функции. Аксиологическая характеристика военно-профес-сионального образования включает три взаимосвязанных ценностных компонента: государственный, общественный и личностный. В ходе военно-профессиональной подготовки необходимо обеспечение их единства с акцентом на государственные и общественные идеалы: только такое соотноше­ние создает необходимые условия для обучения и воспитания офицера – патри­ота своего Отечества, способного выпол­нить воинский долг и пожертвовать собой ради интересов государства и общества. Мотивационная характеристика включает познавательный, профессиональный, социально-нравственный и утилитарный компоненты, в совокупности обеспечивающие активную и целенаправленную учебную и служебную деятельность в ходе военно-профессиональной подготовки.

2. Спроектированная структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе, создает возможность охватить в единой системе его специфику, способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе для преобразования и управления им и выступает в тесной связи ее основных блоков: аксиологического (раскрывающего основные функции и компоненты аксиологической характеристики военно-профессионального образования); мотивационного (раскрывающего основные функции и компоненты мотивационной характеристики военно-профес-сионального образования); блока морально-психологического обеспечения (раскрывающего основные принципы, закономерности, факторы, цели, задачи, содержание, формы и методы морально-психологического обеспечения его компонентов: военно-патриотического воспитания, учебного процесса и служебной деятельности); блока механизмов формирования ценностно-мотиваци-онной сферы и критериального блока (раскрывающего основные критерии, уровни и показатели сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности будущих офицеров запаса в гражданском вузе).

3. В современном военном образовании прослеживается закономерность возникновения нового, самостоятельного вида обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил – морально-психологического, объединяющего глубинные и наиболее устойчивые категории морального духа – цели и мотивы, ценности и ценностные ориентации, идеалы и убеждения, принципы и нормы, которые являются основой для формирования понятий «Родина» и «Отечество», воспитания патриотизма, воинского долга, воинской чести, воинского товарищества. Морально-психологическое обеспечение военно-профессиональной подготовки на военной кафедре гражданского вуза охватывает учебный процесс (предполагающий формирование базовых знаний в рамках общих гуманитарных дисциплин, а также дисциплины «Общественно-государственная подготовка»); служебную деятельность (несение службы в наряде, тактические учения, полеты, военные сборы, тренажеры по пилотированию воздушных судов и управлению воздушным движением в учебной зоне, военно-специальные игры, информирование личного состава и др.); военно-патриотическое воспитание (разъяснение государственной политики, символики, военных ритуалов, норм морали и воинской этики; информирование по актуальным вопросам жизни армии, государства и общества; пропаганда военной истории; создание музеев, комнат боевой славы; сбережение мемориальных памятников, воинских захоронений; поисковые мероприятия и др.).

4. К основным механизмам формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе их обучения на военной кафедре гражданского вуза относятся: интернализация (связанная с осознанием ценностей и принятием ответственности за их выбор, с согласованием имеющихся ценностных представлений с социально значимыми и установлением равновесия между ними, с созданием предпосылок для социально ориентированной системы ценностей личности); аутентизация (осознание личностью истинности, подлинности соответствия социальных ценностей своей индивидуальности, сущностному в себе, стремление обрести свою внутреннюю целостность, гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой); культуральная рефлексия (способности человека осознавать представленные в культуре ценности как личностно значимые, соотносить их с собственными ценностями и смыслами и определять свои культурные предпочтения, влияющие на ценностные основания профессионального выбора) и экзистенциальная реф­лексия (сложный, многоуровневый процесс осознания, переосмысления и корректировки человеком оснований личностного бытия, в том числе профессиональной жизнедеятельности).

5. Критериальная характеристика процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса представляет собой ценностно-мотивационную составляющую военно-профессиональной компетентности, включающей ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный компоненты, находящиеся в единстве с когнитивным (знаниевым), деятельностно-прак-тическим компонентами, коммуникативным компонентом, играющим особую роль в организации взаимодействия командира с личным составом, а также уровни динамики ценностно-мотивационного компонента военно-профессио-нальной компетентности: информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский, креативный и показатели их сформированности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях военной кафедры УВАУГА, кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, а также на научных семинарах, Интернет-конференциях (I Научно-методическая Интернет-конференция «Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование, культура», Москва, РГСУ, 2008 год; Межрегиональная Интернет-конференция «Актуальные проблемы интеграции гуманитарного знания», Москва, РГСУ, 2009 год), межвузовских и всероссийских конференциях (IV Всероссийская научно-практическая конференция «Человек, культура, образование», Ульяновск, УлГУ, 2009 год; Всероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 2009 год) и др. Выводы исследования были использованы при разработке учебно-методических и вспомогательных материалов для организации учебного процесса в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 441 наименование, в том числе 5 источников на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 295 страниц, из них 260 страниц основного текста и 35 страниц приложений. Работа содержит 9 таблиц, 1 рисунок и 15 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы пробле-мы формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе» рассматривается феноменологическая характеристика функций ценностей и ценностных ориентаций, роль и место ценностного подхода в структуре военно-профессио-нальной подготовки специалистов; раскрываются государственный, общественный и личностный компоненты аксиологической характеристики военного образования в условиях трансформации нравственных ценностей общества; выявляются теоретико-методологические основания изучения мотивов личности в контексте их обусловленности ценностными ориентациями в процессе военно-профессиональной подготовки офицеров запаса.

Отправной точкой для исследования проблемы формирования ценностных ориентаций обучаемых, приобщения их к ценностям являются понятия «ценность» и «ценностные ориентации», входящие в понятийную сетку культурологии, аксиологии, этики, социальной психологии, педагогики. Анализ научной литера­туры указывает на наличие различных точек зрения относи­тельно определения категории ценности. Обобщая их, можно констатировать, что ценности есть осознанные смыслы жизни, а направленность человека на ценности есть его ценностные ориентации. Исследование проблемы приобщения обучаемых к цен­ностям, формирования у них ценностных ориентаций пред­полагает раскрытие функций ценностей и ценно­стных ориентаций. Данные функции отражены в первом, аксиологическом блоке разработанной в ходе диссертационного исследования структурно-функциональной модели формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе. Это ценностно-ориенти-рующая, прогностическая и регулирующая функции. Ведущей является ценностно-ориентирующая функция, которая отражает персонифицированное от­ношение обучаемого к объективной системе ценностей и выводит его в сферу мировоззренческого ос­мысления действительности, своих отношений с миром и с людьми. Прогностическая функция, предвосхищающая будущее, связана с деятельностью обучаемого как будущего профессиона­ла и тесно связана с субъектностью личности человека, с самим процессом формирования иерар­хии ценностей в аспекте целеполагания. Обучаемый вначале ориентируется в мире ценностей, а уже затем, отбирая такие, которые наиболее значимы для не­го, прогнозирует свое будущее в соответствии с исповедуе­мыми ценностями. Регулирующая функция проявляется в саморегулируемой дея­тельности и осуществляется с помощью норм (ведь ценности, как известно, первичны, а нормы вторичны). В ходе ее реализации формируется категориальный аппарат сознания обучаемого как человека и как будущего профессиона­ла, задаются критерии для оценок социаль­ных, политических, нравственных, социально-психоло-ги­ческих и педагогических явлений и процессов. На основе сформированных ценностных ориентаций создается своего рода критериальная сетка, составляющая общий профес­сиональный и нравственный «профиль» лично­сти и позволяющая ей принимать или отклонять ценности, то есть осуществ­лять их выбор, проводить их экспертизу. В своем единстве ценностно-ориентирующая, прогно­стическая и регулирующая функции образуют присущий только данному человеку (обучаемому) цен­ностный континуум, а персонифицированное отношение обучаемого к миру и к людям раскрывает его личностный (ценностный) модус, то есть его потребности, интересы, кри­терии оценок.

Аксиологический блок модели, раскрывая аксиологическую характеристику военно-профессионального образования, в качестве основных компонентов включает государственный, общественный и личностный компоненты. Потенциал государственной власти должен обеспечивать высокую эффективность проводимых военных реформ, создание условий для воспитания, жизнедеятельности и ратного труда воина-профессионала. На это направляются законодательные акты, обеспечивающие престиж военного образования, осознание его государственной приоритетности. Однако, одного только понимания и законодательного закрепления очевидной государственной ценности военного образования недостаточно. Необходимо придать этой категории реальную государственную значимость, предпринять конкретные действия, подтверждающие заинтересованность государства в развитии военного образования, которое определяет боеспособность армии и, в конечном счете, независимость и целостность страны. Если в настоящее время государство ограничивается только провозглашением приоритетности образования, то общество в лице наиболее активных его представителей требует конкретизации и материализации абстрактных образовательных проектов. Анализ общественной ценности военного образования, проведенный в исследовании, а также многочисленные факты свидетельствуют о том, что осознание ценности образования, в том числе и военно-профессионального, в нашем обществе еще не сложилось. Государственная и общественная ценности военного образовании имеют коллективную сущность, что объединяет государство и общество в отношении к нему. Однако, государство и общество – понятия не идентичные, взаимоотношения между ними достаточно сложные, а иногда конфликтные. И если общество может отвернуться от армии, то государство не имеет права этого делать, так как рискует утратить атрибуты государственности. С данной точки зрения военное образование имеет в большей степени государственную ценность, чем общественную.

Необходимо отметить, что ни государственная, ни общественная значимости военного образования не отражают главного – личной ценности образования, мотивированного отношения военного человека к собственному образованию. При существующем сегодня идеологическом плюрализме на государственном уровне, отсутствии четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования на передний план выдвигается личная ценность военного образования, тем более, что действующие законодательные акты подчеркивают приоритеты индивидуальной ценности образования, его гуманистический характер и право свободного развития личности.

Однако, говоря о военном образовании, нельзя забывать о единстве государственной, общественной и личностной составляющих категории военного образования. Нельзя забывать и о специфичности содержания военного образования, сущность которого определяется словом «военное», то есть относящееся к обслуживанию армии и нужд войны. Поэтому военно-профессио­нальное образование должно быть прежде государственным и общественным, а уж по­том – личностным. При со­гласовании личных и государственно-общественных ценностей военного образования, акцент необходимо делать на государственные и общественные идеалы. Только такое соотноше­ние между собой аксиологических элемен­тов военного образования создаст необходимые условия для обучения и воспитания офицера – патри­ота своего Отечества, способного выпол­нить воинский долг и пожертвовать собой ради интересов государства и общества.

Второй блок модели – мотивационный. Мотивационная сфера рассматривается в исследовании как многоком­понентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование, находящееся в постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их соотноше­ний. Мотивационный блок раскрывает основные функции мотивов: смыслообразующую, когнитивную, побудительную, целемоделирующую, регуляторную, структурирующую, ориентировочную, организующую и др.

Ведущей является смыслообразующая функция, которая выводит обучаемого в сферу мировоззренческого ос­мысления действительности, своих отношений с миром и с людьми. Смыслообразующие мотивы могут формироваться в различных видах деятельности, определяя появление нескольких главных мотивационных линий в совокупности деятельностей чело­века. Эти мотивационные линии, будучи сначала рядоположенными, вступают затем во внутренние взаимоотношения в результате внутренней работы по осознанию субъектом своих мотивов.

Когнитивная функция отвечает за включение познавательных процессов в оценочный меха­низм и выработку стратегии удовлетворения потребности, создавая предпосылки формирования познавательной моти­вации при решении мыслительных задач.

Побудительная функция мотива проявляется в его динами­ческих характеристиках: силе, интенсивности, подвижности, напряженности; регуляторная задает планомерность деятель­ности, определенный уровень активности человека; селек­тивная обеспечивает отбор и согласование побудителей, ус­ловий и средств деятельности под влиянием системы цен­ностных ориентации личности.

Мотив приобретает свою побудительную функцию в соотношении с целью. Вектор «мотив – цель» является качественно новым образованием, которое отли­чается от мотива и от цели, выступая как направленный по­будитель и регулятор деятельности. Целемоделирую­щая функция мотива активизирует построение в сознании образа предмета потребности, выражая направленность по­будителя. Регуляторная функция проявляется в саморегулируемой дея­тельнос-ти, задавая определенный уровень активности человека и планомерность деятель­ности. Структурирующая функция обеспечивает отбор и согласование побудителей, ус­ловий и средств деятельности под влиянием системы цен­ностных ориентаций личности. Ориентировочная функция отражает персонифицированное от­ношение обучаемого к сложившейся системе мотивов, потребностей, интересов, личностных диспозиций, стремлений, целей, влечений, намерений, мотивационных установок и т. п. Организующая функция связана с организацией деятельности по реализации мотивов, потребностей, целей, желаний, намерений, интересов, влечений, выступающих осознанными побуждениями деятельности, свойствами личности.

В структуре мотивации профес­сиональной деятельности ученые выделяют следующие структурные компоненты: профессиональный, познавательный, социально-нравственный и утилитарный. Содержанием этих компонентов являются соответствующие мотивы, интересы, потребности, желания, установки и стремления. В профессиональный компонент включаются мотивы, связанные не­посредственно с ценностями профессиональной деятельности (в контексте настоящего исследования, – внутренне принятые человеком смыслы жизни, воинской деятельности, социальных и других общественных и природных процессов и явлений, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых и прочих ценностей, потребностей, интересов и т.д.). Познавательный компонент включает, по нашему мнению, мотивы, де­терминируемые интеллектуальными и познавательными потребностями, та­кие, как желание получить интеллектуальное удовлетворение; интерес к своей профессии; желание углубить свои знания в данной научной области и др. Социально-нравст-венный компонент, представленный привычкой вы­полнять любое дело хорошо, добиваться успеха; ответственностью перед са­мим собой, своей совестью; потребностью в доброжелательном внимании к своим успехам и удачам со стороны окружающих и др., содержит мотивы профессионального сотрудничества, межличностного общения и социальной адаптации. Утилитарный компонент представлен мотивами личного благосостоя­ния: желание больше заработать, стремление к повышению звания, должно­сти; представление к награде или почетному званию.

Мы считаем, что очень важно, чтобы в процессе профессиональной деятельности различные мотивы находились в гармоничном сочетании, так как профессиональная деятельность, побуждаемая каким-либо одним или не­сколькими мотивами одной группы, не способна положительно влиять на ре­зультаты работы. Однако профессиональный компонент играет особую роль, так как он оказывает основное влияние на деятельность специалиста, его профессиональное развитие и достижение высоких резуль­татов. Развитие каждого структурного компонента, в свою очередь, обусловле­но содержанием и динамикой развития общей мотивации. Таким образом, исследуя развитие мотивации профессиональной деятельности, необходимо учитывать факторы взаимообу­словленности и взаимовлияния всех содержательных компонентов указанной выше структуры. Обобщая аксиологическую и мотивационную характеристики военно-профессионального образования, еще раз подчеркнем, что ценностно-мотива-ционная сфера личности – это органичная система в совокупности ее компонентов и их функций; это общность, которой присущи интегративность, множественность, иерархичность, взаимозависимость, динамичность, структурность.

В современном военном образовании прослеживается закономерность возникновения нового, самостоятельного вида обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил – морально-психологического. Морально-психологическое обес-печение военно-профессиональной подготовки на военной кафедре гражданского вуза отражено в третьем блоке модели формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса, раскрывающем основные факторы, принципы и закономерности данного процесса.

Основополагающими принципами выступают: принцип гуманизации; целостности и системности; межпредметной интеграции; единства индивидуального и комплексного подходов; духовности; эмоциональности и др. Кроме того, в модели отражены основные закономерности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса: обусловленность процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе, модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации и реформированием системы высшего военного образования; зависимость эффективности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы обучаемых от уровня их военно-профессиональной компетентности и педагогического мастерства командного и преподавательского состава военной кафедры гражданского вуза; зависимость процесса формирования ценностно-мотивационной сферы обучаемых от их индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей в самосовершенствовании и др. Основными факторами формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса являются следующие: социальные, экономические, политические, педагогические, социально-педагогические и морально-психологические.

Морально-психологическое обеспечение военно-профессиональной подготовки на военной кафедре охватывает учебный процесс, служебную деятельность и военно-патриотическое воспитание в гражданском вузе и отражено в третьем блоке модели.

Учебный процесс в гражданских вузах предполагает формирование базовых знаний в рамках общих гуманитарных дисциплин, таких, как психология и педагогика, социология и политология, философия и культурология. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, в учебных планах и программах подготовки специалистов на военных кафедрах в гражданских вузах РФ предусмотрена дисциплина «Общественно-государственная подготовка», в ходе изучения которой курсанты получают глубокие знания вопросов о месте и роли Вооруженных Сил в структуре государства, основных направлений современной реформы Вооруженных Сил с учётом опыта и уроков военных реформ Российского государства и военно-педагогического наследия русских полководцев; знания о целях и задачах морально-психологического обеспечения, организации воспитательной работы в части, подразделении, об основных формах и методах воспитательной работы офицера; о психологии личности военнослужащего и воинского коллектива, методах изучения индивидуальных особенностей военнослужащих, об организаторской и воспитательной работе с людьми, воинскими коллективами и др.

Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности осуществляется в ходе совместного выполнения социально значимых задач воинской службы (несение службы в наряде, тактические учения, полеты, военные сборы, тренажеры по пилотированию воздушных судов и управлению воздушным движением в учебной зоне, военно-специальные игры, информирование личного состава и др.). Военно-патриотическое воспитание на военной кафедре в гражданском вузе – это процесс целенаправленного формирования высокого чувства любви к Родине, своему народу, к своему государству, его Вооруженным Силам, развития нравственных качеств, важных при овладении военно-профессиональной деятельностью, навыков и умений, связанных с боеспособностью, готовностью встать на защиту Отечества с оружием в руках.

Аксиологическая характеристика

военно-профессионального образования

компоненты

компоненты


прогностическая

функции

функции

ценностно-

ориентирующая

регулирующая


Государственный

Личностный


Общественный


Мотивационная характеристика

военно-профессионального образования

компоненты

II

функции

функции


  • побудительная

  • целемоделирующая

  • регуляторная

  • структурирующая

  • смыслообразующая

  • когнитивная


Морально-психологическое обеспечение

III

  • ориентировочная

  • организующая

Познавательный

Профессиональный

Социально-нравственный

Утилитарный

Принципы:

гуманизации; целостности и систем­ности; междисциплинарной интеграции; единства индивидуального и ком­плексного подходов; духовности; эмоциональности и др.

Закономерности:

  детерминированность социально-экономичес-кими и политическими преобразованиями общества;

  обусловленность уровнем сформированности компонентов ценностно-мотивационной сферы;

  зависимость эффективности формирования ценностно-мотивационной сферы от уровня военно-профессиональной компетентности и др.

Факторы:

  социальные;

  экономические;

  политические;

  педагогические;

  социально-педагоги­че­ские;

  морально-психологиче­ские и др.


Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров

запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе

критерии

уровни

критерии

уровни

Военно-патриоти­ческое воспитание

Учебный процесс

Служебная деятельность

Разъяснение государственной политики; пропаганда военной истории; использование СМИ, массовых и индивидуальных форм культурно-досуговой деятельности; создание музеев, комнат боевой славы; сбережение мемориальных памятников, монументов, военных захоронений, поисковые мероприятия.

Общие гуманитарные дисциплины:

  Психология и педагогика;

  Социология и политология;

  Философия;

  Культурология;

  Общегосударственная подготовка (на базе военной кафедры).

  несение службы в наряде;

  тактические учения, полеты;

  военные сборы для пилотов и штурманов (г. Иваново), для офицеров боевого управления (г. Ейск);

  тренажеры по пилотированию воздушных судов и управлению воздушным движением в учебной зоне;

  информирование личного состава и др.

Механизмы формирования

ценностно-мотивационной сферы

Ценностно-мотивационный компонент

военно-профессиональной компетентности

интернализация

аутентизация

культуральная рефлексия

экзистенциальная рефлексия

коммуникация (общение)

ценностно-смысловой

мотивационно-потребностный

когнитивный

деятельностно-практический

коммуника­тивный

информационно-репродуктивный

продуктивно-исполнительский

креативный

V

IV


Он включает разъяснение государственной политики, символики, военных ритуалов, норм морали и воинской этики; информирование по актуальным вопросам жизни армии, государства и общества; пропаганда военной истории; создание музеев, комнат боевой славы; сбережение мемориальных памятников, воинских захоронений; поисковые мероприятия и др.)

Четвертым блоком модели является блок механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в гражданском вузе. Наряду с такими механизмами приобщения обучающихся к ценностям, как деятельность и общение, в профессиональной сфере жизнедеятельности необходимо отметить и такие механизмы, как: интернализация (связанная с осознанием ценностей и принятием ответственности за их выбор, с согласованием имеющихся ценностных представлений с социально значимыми и установлением равновесия между ними, с созданием предпосылок для социально ориентированной системы ценностей личности); аутентизация (осознание личностью истинности, подлинности соответствия социальных ценностей своей индивидуальности, сущностному в себе, стремление обрести свою внутреннюю целостность, гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой); культуральная рефлексия (способности человека осознавать представленные в культуре ценности как личностно значимые, соотносить их с собственными ценностями и смыслами и определять свои культурные предпочтения, влияющие на ценностные основания профессионального выбора) и экзистенциальная реф­лексия (сложный, многоуровневый процесс осознания, переосмысления и корректировки человеком оснований личностного бытия, в том числе профессиональной жизнедеятельности).

Пятый блок модели – критериальный. Как отмечается в исследовании, ценностно-мотивационная сфера курсантов является одной из важнейших составляющих военно-профессиональной компетентности. Выявление ее сущностной характеристики было одной из важнейших задач разработки критериального аппарата исследования. К основным компонентам критериальной характеристики ценностно-мотивационной сферы курсантов в нашем исследовании относятся ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный критерии, находящиеся в единстве с когнитивным (знаниевым) и деятельностно-практическим критериями, а также с коммуникативным критерием, играющим особую роль в организации взаимодействия командира с личным составом, объединенные в исследовании в интегральную ценностно-мотивационную составляющую военно-профессиональной компетентности обучаемых.

Сформированность данных критериев определялась в исследовании с помощью Морфологического теста жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, методики изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана, опросника для оценки потребности достижения успехов, методики диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман, теста А.В. Петровского на выявление удовлетворенности успешностью функционирования образовательного учреждения, анкеты для выявления отношения к современному военно-профессиональному образованию, опросника коммуникативных и организаторских склонностей /КОС/. методики диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера и др. Динамика сформированности знаний (когнитивный критерий), а также умений и навыков (деятельностно-практический критерий) изучалась на примере дисциплины «Общегосударственная подготовка» (на базе военной кафедры) УВАУГА.

При проведении педагогического эксперимента были выбраны две тенденции: сравнительная диагностика различных характеристик по годам обучения в разных группах (экспериментальной и контрольной) и осуществление замеров критериальных показателей в одной и той же группе по годам обучения в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (УВАУГА). Замеры критериальных показателей в одних и тех же группах (экспериментальной и контрольной) осуществлялись на начало (сентябрь) и конец (июнь) каждого учебного года.

Использованные в нашем исследовании методики дали нам множество разнородных результатов и позволили диагностировать различные качества военно-профессиональной компетентности. Для упорядочивания результатов нашего эксперимента и выявления уровней сформированности интегративной составляющей ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональ-ной компетентности был проведен кластерный анализ, позволивший выделить три уровня сформированости ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности: информационно-репродуктивный (низкий); продуктивно-исполнительский (средний); креативный (высокий). Показатели этих уровней подробно описаны в диссертации.

Распределение респондентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности на первом и третьем этапах педагогического эксперимента приведено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика распределения респондентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности

Этапы

Группы

Уровни

Информационно-репродуктивный

Продуктивно-исполнительский

Креативный

чел.

%

чел.

%

чел.

%

I этап

контрольная

56

56

37

37

7

7

экспериментальная

54

51,4

43

41

8

7,6

III этап

контрольная

42

42

49

49

9

9

экспериментальная

9

8,6

49

46,7

47

44,7

Приведенные цифры показывают, что в результате реализации структурно-функциональной модели формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе в экспериментальной группе произошли большие изменения.

Так, на третьем этапе количество респондентов экспериментальной группы с креативным уровнем ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности увеличилось по сравнением с первым этапом на 37,1% (с 7,6% до 44,7%), а с продуктивно-исполнительским – на 5,7% (с 41% до 46,7%. Количество испытуемых с низким, информационно-репродук-тивным уровнем, уменьшилось на 42,8% (с 51,4% до 8,6%).

В контрольной группе тоже есть положительные изменения, но они не столь существенны. Количество респондентов с креативным уровнем увеличилось с 7% до 9% (на 2%), с продуктивно-исполнительским – с 37% до 49% (на 12%). Количество испытуемых с информационно-репродуктивным уровнем также уменьшилось с 56% до 42% (на 14%).


Диаграмма 1. Сравнительная динамика уровней сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности в контрольной и экспериментальной группах

Сравнительная характеристика результатов эксперимента на третьем этапе показала, что количество респондентов с креативным уровнем в экспериментальной группе (44,7%) больше, чем в контрольной (9%) на 35,7%. Показатели с продуктивно-исполнительским уровнем ниже на 2,3% (49% – 46,7%), а с информационно-репродуктивным уровнем – меньше на 33,4% (42% – 8,6%), что свидетельствует о положительных результатах проведенной работы и наглядно отображено на диаграмме 1.

Таким образом, итоги педагогического эксперимента демонстрируют существенные различия между результатами в экспериментальной и контрольной группах, что свидетельствуют об эффективности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе военно-профессиональной подготовки на военной кафедре УВАУГА. Полученные данные и проведенный анализ формирования аксиологической и мотивационной составляющих военно-профессионального образования, а также морально-психологического обеспечения военно-патриотического воспитания, учебного процесса и служебной деятельности положены в основу работы по определению педагогических условий совершенствования процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в гражданском вузе.

На основании полученных в ходе экспериментальной работы данных была определена совокупность педагогических условий: общих (методологическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое и методическое обеспечение); частных, отражающих особенности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в гражданском вузе, и специфических (доведение до сознания каждого обучаемого государственной, общественной и личностной ценностей военно-профессиональ-ного образования, формирование целей и мотивов, ценностей и ценностных ориентаций, которые являются основой для воспитания патриотизма, воинского долга, воинской чести, формирования понятий «Родина» и «Отечество». Реализация обозначенной совокупности педагогических условий создает основу для повышения эффективности процесса формирования ценностно-мотивацион-ной сферы будущих офицеров запаса.

Результаты проведенного исследования подтвердили положения выдвинутой гипотезы и дают основания для следующих выводов:

- в условиях трансформации нравственных ценностей общества ценностный подход приобретает ста­тус междисциплинарного подхода к исследованию явлений и фактов социально-нравственного характера, отражая реалии многообразных сфер жизнедеятельности че­ловека, его отношений к миру, к людям и к себе, фиксируя конкретную область применения, конкретную систему отно­шений;

- знание и понимание ценностно-мотивационной сферы специалиста позволяет развивать его профессиональное самосознание; степень ее сформированности в условиях военно-профессиональной подготовки специалистов в гражданском вузе теснейшим образом связана с важнейшими показателями всей военной организа­ции общества;

- ценностно-мотивационная сфера будущих офицеров запаса как система ценностей и мотивов, формируемых в процессе военно-профессиональной подготовки, не является жестко заданной, а находится в состоянии постоянного развития и изменения; ей присущи такие системные качества, как структурность, интегративность, множественность, иерархичность, взаимозависимость и динамичность;

- асиологическая характеристика ценностно-мотивационной сферы курсантов включает три взаимосвязанных ценностных компонента: государственный, общественный и личностный и реализует ценностно-ориентирующую, прогностическую и регулирующую функции; мотивационная характеристика включает познавательный, профессиональный, социально-нравственный и утилитарный компоненты и реализует смыслообразующую, целемоделирующую, когнитивную, побудительную, ориентирующую, организующую, структурирующую и регуляторную функции;

- среди первоочередных целей проводимой в стране воен­ной реформы одной из важнейших объективно выступает повышение престижа военной службы, рассматриваемого как сравнительная оценка различными социальными группами общества значимости и необходимости института Вооруженных сил, их деятельности, статуса и реального положения в обществе;

- в современном военном образовании прослеживается закономерность возникновения нового, самостоятельного вида обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил – морально-психологического, связанного с формированием и развитием ценностно-мотивационной сферы военнослужащего, являющейся основой для формирования понятий «Родина» и «Отечество», воспитания патриотизма, воинского долга, воинской чести, воинского товарищества;

- спроектированная в ходе исследования структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса создает возможность охватить в единой системе специфику образовательной и служебной деятельности, а также военно-патриотического воспитания в процессе военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе и способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе;

- разработанная в ходе исследования система критериев позволяет изучать эффективность процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса и измерять степень сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности специалистов;

- доказано, что в условиях гражданского вуза могут быть расширены возможности военных кафедр для эффективного формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов за счет совершенствования военно-патрио-тического воспитания, повышения качества морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности;

- выявленная в ходе исследования совокупность педагогических условий (общих, частных и специфических) способствует совершенствованию процесса формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Хаертдинов И.М. Актуализация ценностно-целевого аспекта военного образования как необходимое условие формирования военно-профессиональной мотивации курсантов в вузе / И.М. Хаертдинов // Казанский педагогический журнал: Национальное изд-во РТ «МАГАРИФ», 2009. – № 5. – С. 33-41. – ISSN 1726-846Х.

2. Хаертдинов И.М. Современные проблемы актуализации ценностно-мотива-ционного аспекта военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе / И.М. Хаертдинов. – Монография в 2-х ч. – Ульяновск, 2008. – 218 с.

3. Хаертдинов И.М. Содержание и сущность мотивации как важнейшей функции управления / И.М. Хаертдинов // Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование и культура: Сб. материалов первой науч.-метод. Интернет-конференции. В 2-х ч. Ч. 2. – Москва: РГСУ, 2008. – С. 50-53.

4. Хаертдинов И.М. К вопросу о теоретико-методологическом обосновании проблемы гуманизации современного образования / И.М. Хаертдинов, Е.В. Давыдова // Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование и культура: Сб. материалов первой науч.-метод. Интернет-конференции. В 2-х ч. Ч. 2. – Москва: РГСУ, 2008. – С. 58-62.

5. Хаертдинов И.М. Стимул как важнейший механизм мотивации / И.М. Хаертдинов, А.В. Кузнецов // Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование и культура: Сб. материалов первой науч.-метод. Интернет-конференции. В 2-х ч. Ч. 2. – Москва: РГСУ, 2008. – С. 62-66.

6. Хаертдинов И.М. Генезис проблемы мотивации профессионально-педагоги-ческой деятельности личности в психологических исследованиях / И.М. Хаертдинов, Д.А. Князевский, А.Н. Кузнецова // Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование и культура: Сб. материалов первой науч.-метод. Интернет-конференции. В 2-х ч. Ч. 2. – Москва: РГСУ, 2008. – С. 78-84.

7. Хаертдинов И.М. Рефлексия мотивации к воинскому труду в структуре военно-профессионального самоопределения личности в гражданском вузе / И.М. Хаертдинов // Рефлексия как ресурс современного образования: материалы II международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008. – С. 185-189. – ISВN 978-5-7432-0669-8.

8. Хаертдинов И.М. Развитие профессионального творчества преподавателей высших учебных заведений военно-технического профиля / И.М. Хаертдинов // Рефлексия как ресурс современного образования: материалы II международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008. – С. 189-191. – ISВN 978-5-7432-0669-8.

9. Хаертдинов И.М. Педагогические условия формирования военно-профес-сиональной мотивации курсантов в вузе / И.М. Хаертдинов // Актуальные проблемы интеграции гуманитарного знания: Сб. материалов межрегиональной Интернет-конференции. – Москва: РГСУ, 2009. – С. 81-85.

10. Хаертдинов И.М. Компетентностный подход как идеология современного личностно-ориентированного образования / И.М. Хаертдинов // Актуальные проблемы интеграции гуманитарного знания: Сб. материалов межрегиональной Интернет-конференции. – Москва: РГСУ, 2009. – С. 85-92.

1

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Актуальность исследования. Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики и социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост
  2. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «29» ноября 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул.
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  5. Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

    Документ
    Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - одно из крупнейших учреждений дополнительного профессионального образования в России.

Другие похожие документы..