Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Период колониализма — третий этап истории Востока. Как и оба предыдущих, древность и средневековье, он не был связан с кардинальной ломкой существующе...полностью>>
'Методические указания'
Целью практических занятий по дисциплине «Сетевая экономика» является закрепление студентами лекционного материала, а также освещение некоторых момен...полностью>>
'Образовательная программа'
Ж 86 Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – 17...полностью>>
'Документ'
Принято считать, что в школьной среде задача духовно-нравственного воспитания детей осуществляется, в основном, через внеклассную и кружковую работу,...полностью>>

Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- выявлен целый ряд факторов (социальных, экономических, политических, морально-психологических, социально-педагогических), сдержи­вающих развитие военно-профессиональной подготовки, вызвавших острую потребность в поиске механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы военных специалистов в процессе учебной и служебной деятельности, а также проблем и противоречий между существующим сегодня идеологическом плюрализмом на государственном уровне, отсутствием четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования, декларированием выдвижения на передний план личностной ценности военного образования и необходимостью обеспечения единства государственного, общественного и личностного компонентов аксиологической характеристики военного образования; между вызванной понижением престижа военного образования необходимостью комплектования всех видов воинских формирований военной организа­ции страны, накопления для нее мобилизационного резерва в ходе проводимого для этого эксперимента по подготовке офицеров на базе гражданских высших учебных заведений и усложнением современных условий функционирования военных кафедр в гражданских вузах; между необходимостью формирования мотивационных характеристик курсантов в связи с понижением социальной значимости военного образования и военно-профессиональной деятельности и сложностью мотивационной сферы как многоком­понентного, многоуровневого, иерархизированного динамического образования, находящегося в постоянном движении, развитии входящих в него компонентов и их соотноше­ний и др.;

- раскрыты основные закономерности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в гражданском вузе: обусловленность данного процесса социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе, модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации и реформированием системы высшего военного образования; детерминированность его эффективности наличием в учебном заведении соответствующих организационно-педагогических условий, уровнем военно-профессиональной компетентности и педагогического мастерства командного и преподавательского состава военных кафедр гражданских вузов; зависимость сформированности ценностно-смыслового, мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностно-практического и коммуникативного компонентов ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров от учета индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей в самосовершенствовании курсантов в ходе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе;

- обозначены механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы специалиста в процессе военно-профессиональногой подготовки в гражданском вузе (военно-профессиональная деятельность и общение, интернализация и аутентизация, культуральная и экзистенциальная реф­лексия), обеспечивающие выбор ценностных оснований жизне­деятельности и конкретной сферы профессиональной деятельности на основе осознания курсантами смысла собственной жизни и своего профессиональною призвания;

- доказано, что в условиях гражданского вуза могут быть расширены возможности военных кафедр для эффективного формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов за счет совершенствования военно-патрио-тического воспитания, повышения качества морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности;

- педагогическая теория обогащена научно обоснованной структурно-функциональной моделью формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса и критериальным аппаратом, необходимым для осуществления качественного мониторинга сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности военных специалистов;

- определена совокупность педагогических условий (общих, частных и специфических) и перспективных направлений формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессио-нальной подготовки в гражданском вузе, обеспечивающих: сохранение в военно-образовательной дея­тельности лучших традиций и достижений отечественной военной школы, во­енной науки, военной педагогики и психологии, воинского обучения и воспи­тания; гуманизацию всей системы военно-образовательной деятельности, расширяющую возможности обучающих и обу­чающихся, позволяющую им во имя блага личных и государственных интересов реализовать свои способности; интеграцию и фундаментализацию военно-профессиональ-ного образования в гражданских вузах; высокую мобильность системы военно-образовательной деятельности гражданских вузов как основополагающего фактора ее устойчивого функционирования и постоянного качественного совершенствования, важного источника кадрового потенциала; кардинальное развитие духовной и ценностно-мотивационной сферы личности будущего офицера, его общей и военно-профессиональной компетентности; повышение уровня профессиональной подготовленности военных специалистов, составляющих базисную компоненту боеготовности всех систем военном предназначения, качества подготовки военно-педагогических кадров, их личной причастности к решению многообразных проблем в сфере военно-образовательной деятель­ности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- аргументирована и обоснована проблема актуализации и повышения роли ценностно-мотивационного компонента как механизма совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе;

- дана аксиологическая характеристика функций (ценностно-ориенти-рующей, прогностической и регулирующей) и компонентов (государственного, общественного и личностного), а также мотивационная характеристика функций (смыслообразующей, побудительной, целемоделирующей, ориентировочной, когнитивной, структурирующей, организующей, регуляторной) и компонентов (познавательного, профессионального, социально-нравственного и утилитарного) военно-профессионального образования;

- раскрыта содержательная характеристика понятий «ценностно-моти-вационная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профес-сиональной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе; определена структура ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, включающая в качестве основных ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический и коммуникативный структурные элементы;

- определена специфика процесса формирования ценностно-мотиваци-онной сферы курсантов на военной кафедре гражданского вуза, которая учтена в учебной деятельности при разработке и внедрении в практику военно-профессиональной подготовки будущих офицеров программы дисциплины «Общегосударственная подготовка», а также при организации морально-психологического обеспечения военно-патриотического воспитания и служебной деятельности;

- спроектированная в ходе исследования структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе создает возможность охватить в единой системе его специфику, выступает в тесной связи ее основных блоков: аксиологического; мотивационного; блока морально-психологического обеспечения; блока механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы и критериального блока и способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе;

- разработана критериальная характеристика сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности будущих офицеров запаса, которая включает ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический и коммуникативный критерии, а также уровни их сформированности (информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский и креативный) и показатели их динамики в процессе профессиональной подготовки курсантов на военной кафедре.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- установлены разнообразные связи и зависимости причин, факторов и организационно-педагогических условий успешного формирования ценностно-мотивационной сферы у курсантов в процессе обучения на военной кафедре в гражданском вузе;

- издана монография «Современные проблемы актуализации ценностно-мотивационного аспекта военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе», разработаны методические рекомендации по овладению механизмами формирования ценностно-мотивационной сферы у курсантов в гражданском учреждении высшего профессионального образования, а также формами и методами морально-психологического обеспечения учебного процесса, служебной деятельности и военно-патриотического воспитания на военной кафедре гражданского вуза;

- в практику военно-профессиональной подготовки будущих офицеров запаса внедрена программа дисциплины «Общегосударственная подготовка», адаптированная к условиям гражданского вуза, в ходе реализации которой курсанты получают глубокие знания вопросов о месте и роли Вооруженных Сил в структуре государства, об основных направлениях современной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации с учётом опыта и уроков военных реформ Российского государства и военно-педагогического наследия русских полководцев; знания о психологии воинского коллектива и личности военнослужащего, методах изучения индивидуальных особенностей военнослужащих в ходе морально-психологического обеспечения организаторской и воспитательной работы с людьми, воинскими коллективами, способствующие формированию образовательно-ценностных ориентиров и мотивов военно-профессио-нальной деятельности;

- результаты исследования важны для решения частно-методических задач по формированию ценностно-мотивационной сферы курсантов в ходе образовательной и служебной деятельности, а реализация разработанного на рефлексивной основе критериального блока модели, интегративным критерием которого выступает ценностно-мотивационный компонент военно-профессио-нальной компетентности, позволяет существенно повысить оперативность и объективность контроля, создает предпосылки для качественной оценки эффективности исследуемого процесса;

- в результатах исследования заинтересованы: военные кафедры гражданских вузов, впервые создаваемые как альтернатива существующим военным вузам центры обучения Министерства обороны Российской Федерации, научно-методические подразделения образовательных учреждений, преподаватели военно-учебных заведений среднего (суворовские военные училища) и начального звена (специализированные классы). Масштаб внедрения результатов исследования – республиканский; внедрение результатов экономически целесообразно: не предполагается выделения дополнительных финансовых субсидий; результаты исследования готовы к массовому внедрению; предварительные результаты использовались в УВАУГА при проведении эксперимента и комплексной научно-исследовательской работы;

- прогностический потенциал исследования обусловлен возможностью организации на его основе комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования процесса формирования ценностно-мотивационной сферы военнослужащих в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и реформирования системы высшего военного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на всех ступенях процесса формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов на военной кафедре гражданского вуза; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; длительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике военно-профессиональной подготовки опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-мотивационная сфера личности – это органичная система в совокупности ее компонентов и их функций; это общность, которой присущи интегративность, множественность, иерархичность, взаимозависимость, динамичность, структурность. Каждый из компонентов этой системы имеет свою специфику проявления в зависимости от социального статуса личности, этапа ее профессионализации и реализует различные функции: аксиологический компонент – ценностно-ориентирующую, прогностическую и регулирующую; мотивационный компонент – смыслообразующую, целемоделирующую, когнитивную, побудительную, ориентирующую, организующую, структурирующую и регуляторную функции. Аксиологическая характеристика военно-профес-сионального образования включает три взаимосвязанных ценностных компонента: государственный, общественный и личностный. В ходе военно-профессиональной подготовки необходимо обеспечение их единства с акцентом на государственные и общественные идеалы: только такое соотноше­ние создает необходимые условия для обучения и воспитания офицера – патри­ота своего Отечества, способного выпол­нить воинский долг и пожертвовать собой ради интересов государства и общества. Мотивационная характеристика включает познавательный, профессиональный, социально-нравственный и утилитарный компоненты, в совокупности обеспечивающие активную и целенаправленную учебную и служебную деятельность в ходе военно-профессиональной подготовки.

2. Спроектированная структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе, создает возможность охватить в единой системе его специфику, способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе для преобразования и управления им и выступает в тесной связи ее основных блоков: аксиологического (раскрывающего основные функции и компоненты аксиологической характеристики военно-профессионального образования); мотивационного (раскрывающего основные функции и компоненты мотивационной характеристики военно-профес-сионального образования); блока морально-психологического обеспечения (раскрывающего основные принципы, закономерности, факторы, цели, задачи, содержание, формы и методы морально-психологического обеспечения его компонентов: военно-патриотического воспитания, учебного процесса и служебной деятельности); блока механизмов формирования ценностно-мотиваци-онной сферы и критериального блока (раскрывающего основные критерии, уровни и показатели сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности будущих офицеров запаса в гражданском вузе).

3. В современном военном образовании прослеживается закономерность возникновения нового, самостоятельного вида обеспече­ния деятельности Вооруженных Сил – морально-психологического, объединяющего глубинные и наиболее устойчивые категории морального духа – цели и мотивы, ценности и ценностные ориентации, идеалы и убеждения, принципы и нормы, которые являются основой для формирования понятий «Родина» и «Отечество», воспитания патриотизма, воинского долга, воинской чести, воинского товарищества. Морально-психологическое обеспечение военно-профессиональной подготовки на военной кафедре гражданского вуза охватывает учебный процесс (предполагающий формирование базовых знаний в рамках общих гуманитарных дисциплин, а также дисциплины «Общественно-государственная подготовка»); служебную деятельность (несение службы в наряде, тактические учения, полеты, военные сборы, тренажеры по пилотированию воздушных судов и управлению воздушным движением в учебной зоне, военно-специальные игры, информирование личного состава и др.); военно-патриотическое воспитание (разъяснение государственной политики, символики, военных ритуалов, норм морали и воинской этики; информирование по актуальным вопросам жизни армии, государства и общества; пропаганда военной истории; создание музеев, комнат боевой славы; сбережение мемориальных памятников, воинских захоронений; поисковые мероприятия и др.).

4. К основным механизмам формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе их обучения на военной кафедре гражданского вуза относятся: интернализация (связанная с осознанием ценностей и принятием ответственности за их выбор, с согласованием имеющихся ценностных представлений с социально значимыми и установлением равновесия между ними, с созданием предпосылок для социально ориентированной системы ценностей личности); аутентизация (осознание личностью истинности, подлинности соответствия социальных ценностей своей индивидуальности, сущностному в себе, стремление обрести свою внутреннюю целостность, гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой); культуральная рефлексия (способности человека осознавать представленные в культуре ценности как личностно значимые, соотносить их с собственными ценностями и смыслами и определять свои культурные предпочтения, влияющие на ценностные основания профессионального выбора) и экзистенциальная реф­лексия (сложный, многоуровневый процесс осознания, переосмысления и корректировки человеком оснований личностного бытия, в том числе профессиональной жизнедеятельности).

5. Критериальная характеристика процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса представляет собой ценностно-мотивационную составляющую военно-профессиональной компетентности, включающей ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный компоненты, находящиеся в единстве с когнитивным (знаниевым), деятельностно-прак-тическим компонентами, коммуникативным компонентом, играющим особую роль в организации взаимодействия командира с личным составом, а также уровни динамики ценностно-мотивационного компонента военно-профессио-нальной компетентности: информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский, креативный и показатели их сформированности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях военной кафедры УВАУГА, кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, а также на научных семинарах, Интернет-конференциях (I Научно-методическая Интернет-конференция «Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образование, культура», Москва, РГСУ, 2008 год; Межрегиональная Интернет-конференция «Актуальные проблемы интеграции гуманитарного знания», Москва, РГСУ, 2009 год), межвузовских и всероссийских конференциях (IV Всероссийская научно-практическая конференция «Человек, культура, образование», Ульяновск, УлГУ, 2009 год; Всероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 2009 год) и др. Выводы исследования были использованы при разработке учебно-методических и вспомогательных материалов для организации учебного процесса в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 441 наименование, в том числе 5 источников на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 295 страниц, из них 260 страниц основного текста и 35 страниц приложений. Работа содержит 9 таблиц, 1 рисунок и 15 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы пробле-мы формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе» рассматривается феноменологическая характеристика функций ценностей и ценностных ориентаций, роль и место ценностного подхода в структуре военно-профессио-нальной подготовки специалистов; раскрываются государственный, общественный и личностный компоненты аксиологической характеристики военного образования в условиях трансформации нравственных ценностей общества; выявляются теоретико-методологические основания изучения мотивов личности в контексте их обусловленности ценностными ориентациями в процессе военно-профессиональной подготовки офицеров запаса.

Отправной точкой для исследования проблемы формирования ценностных ориентаций обучаемых, приобщения их к ценностям являются понятия «ценность» и «ценностные ориентации», входящие в понятийную сетку культурологии, аксиологии, этики, социальной психологии, педагогики. Анализ научной литера­туры указывает на наличие различных точек зрения относи­тельно определения категории ценности. Обобщая их, можно констатировать, что ценности есть осознанные смыслы жизни, а направленность человека на ценности есть его ценностные ориентации. Исследование проблемы приобщения обучаемых к цен­ностям, формирования у них ценностных ориентаций пред­полагает раскрытие функций ценностей и ценно­стных ориентаций. Данные функции отражены в первом, аксиологическом блоке разработанной в ходе диссертационного исследования структурно-функциональной модели формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе. Это ценностно-ориенти-рующая, прогностическая и регулирующая функции. Ведущей является ценностно-ориентирующая функция, которая отражает персонифицированное от­ношение обучаемого к объективной системе ценностей и выводит его в сферу мировоззренческого ос­мысления действительности, своих отношений с миром и с людьми. Прогностическая функция, предвосхищающая будущее, связана с деятельностью обучаемого как будущего профессиона­ла и тесно связана с субъектностью личности человека, с самим процессом формирования иерар­хии ценностей в аспекте целеполагания. Обучаемый вначале ориентируется в мире ценностей, а уже затем, отбирая такие, которые наиболее значимы для не­го, прогнозирует свое будущее в соответствии с исповедуе­мыми ценностями. Регулирующая функция проявляется в саморегулируемой дея­тельности и осуществляется с помощью норм (ведь ценности, как известно, первичны, а нормы вторичны). В ходе ее реализации формируется категориальный аппарат сознания обучаемого как человека и как будущего профессиона­ла, задаются критерии для оценок социаль­ных, политических, нравственных, социально-психоло-ги­ческих и педагогических явлений и процессов. На основе сформированных ценностных ориентаций создается своего рода критериальная сетка, составляющая общий профес­сиональный и нравственный «профиль» лично­сти и позволяющая ей принимать или отклонять ценности, то есть осуществ­лять их выбор, проводить их экспертизу. В своем единстве ценностно-ориентирующая, прогно­стическая и регулирующая функции образуют присущий только данному человеку (обучаемому) цен­ностный континуум, а персонифицированное отношение обучаемого к миру и к людям раскрывает его личностный (ценностный) модус, то есть его потребности, интересы, кри­терии оценок.

Аксиологический блок модели, раскрывая аксиологическую характеристику военно-профессионального образования, в качестве основных компонентов включает государственный, общественный и личностный компоненты. Потенциал государственной власти должен обеспечивать высокую эффективность проводимых военных реформ, создание условий для воспитания, жизнедеятельности и ратного труда воина-профессионала. На это направляются законодательные акты, обеспечивающие престиж военного образования, осознание его государственной приоритетности. Однако, одного только понимания и законодательного закрепления очевидной государственной ценности военного образования недостаточно. Необходимо придать этой категории реальную государственную значимость, предпринять конкретные действия, подтверждающие заинтересованность государства в развитии военного образования, которое определяет боеспособность армии и, в конечном счете, независимость и целостность страны. Если в настоящее время государство ограничивается только провозглашением приоритетности образования, то общество в лице наиболее активных его представителей требует конкретизации и материализации абстрактных образовательных проектов. Анализ общественной ценности военного образования, проведенный в исследовании, а также многочисленные факты свидетельствуют о том, что осознание ценности образования, в том числе и военно-профессионального, в нашем обществе еще не сложилось. Государственная и общественная ценности военного образовании имеют коллективную сущность, что объединяет государство и общество в отношении к нему. Однако, государство и общество – понятия не идентичные, взаимоотношения между ними достаточно сложные, а иногда конфликтные. И если общество может отвернуться от армии, то государство не имеет права этого делать, так как рискует утратить атрибуты государственности. С данной точки зрения военное образование имеет в большей степени государственную ценность, чем общественную.

Необходимо отметить, что ни государственная, ни общественная значимости военного образования не отражают главного – личной ценности образования, мотивированного отношения военного человека к собственному образованию. При существующем сегодня идеологическом плюрализме на государственном уровне, отсутствии четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования на передний план выдвигается личная ценность военного образования, тем более, что действующие законодательные акты подчеркивают приоритеты индивидуальной ценности образования, его гуманистический характер и право свободного развития личности.

Однако, говоря о военном образовании, нельзя забывать о единстве государственной, общественной и личностной составляющих категории военного образования. Нельзя забывать и о специфичности содержания военного образования, сущность которого определяется словом «военное», то есть относящееся к обслуживанию армии и нужд войны. Поэтому военно-профессио­нальное образование должно быть прежде государственным и общественным, а уж по­том – личностным. При со­гласовании личных и государственно-общественных ценностей военного образования, акцент необходимо делать на государственные и общественные идеалы. Только такое соотноше­ние между собой аксиологических элемен­тов военного образования создаст необходимые условия для обучения и воспитания офицера – патри­ота своего Отечества, способного выпол­нить воинский долг и пожертвовать собой ради интересов государства и общества.

Второй блок модели – мотивационный. Мотивационная сфера рассматривается в исследовании как многоком­понентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование, находящееся в постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их соотноше­ний. Мотивационный блок раскрывает основные функции мотивов: смыслообразующую, когнитивную, побудительную, целемоделирующую, регуляторную, структурирующую, ориентировочную, организующую и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Актуальность исследования. Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики и социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост
  2. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «29» ноября 2008 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул.
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  5. Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

    Документ
    Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - одно из крупнейших учреждений дополнительного профессионального образования в России.

Другие похожие документы..