Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методические указания к дипломному проектированию предназначены для студентов-дипломников специальности 060800 Экономика и управление на предприятии ...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования ...полностью>>
'Литература'
Шманева И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно – познавательной деятельности старшеклассников: Автореф.дис…канд. пед.наук. – Магнито...полностью>>
'Доклад'
Нужно следовать мудрости природы, которая как бы больше всего боится произвести что-нибудь излишнее или бесполезное, но зато часто одну вещь обогащае...полностью>>

Исторический факультет (3)

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный университет им. А.М.Горького

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

«МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»

программа лекционного курса

для студентов заочного отделения

исторического факультета

специальности «История» - 07.00.02

Екатеринбург 2006

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

_________________Бугров Д.В.

« »_________________200 г.

Программа курса лекций «Музееведение» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному минимуму и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности – 07.00.02. «История» по циклу дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр_____

Общая трудоемкость курса

в том числе:

-лекции

-консультации

-самостоятельная работа( написание реферата)

- контрольные мероприятия

-Зачет

Автор-составитель:

Овчинникова Бронислава Борисовна кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского государственного университета им. А.М.Горького, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации

Рекомендовано к печати протоколом

заседания кафедры «Истории России»

от___________________№

© Уральский государственный университет

© Овчинникова Б.Б.

I. ВВЕДЕНИЕ

Общий курс “ Музееведение” в рамках специальности “История ” определяет роль и значение музеев в контексте мировой истории и культуры. На фактическом материале анализируются причины и обстоятельства появления музеев в различных регионах страны, прослеживаются становление и развитие музея как социокультурного института. Определенное внимание уделяется теоретическим основам музееведения и методике музейной работы, в связи с чем рассматриваются вопросы, отражающие социальные функции музеев , их научно-исследовательскую работу, фондовую, экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Курс включает такие темы как: роль музеев в современном обществе; музейная политика на примере конкретных музеев; музейный менеджмент и музейный маркетинг.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Дать представление об основных этапах и содержании музейного дела с древнейших времен до современности, дать основы музейного образования. Привить у студентов способность понимать специфический язык музея, видеть уникальность и особую ценность сохранившихся памятников культурного наследия.

Задачами курса «Музееведение» является ознакомление студентов с опытом работы в системе музееведения, с наиболее оптимальными формами использования музейных предметов в передаче исторической информации.

Концепция программы основывается на современных представлениях о музее как особом социокультурном институте, предназначенном для документирования процессов и явлений, происходящих в обществе, для сохранения и актуализации культурного наследия.

МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 02.07.00. – «история» ( квалификация – история, преподаватель истории) утвержденный Министерством образования Российской Федерации от 17 марта 2000г. включает в блоке общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.11. (федеральный компонент) основной образовательной программы подготовку выпускника по курсу истории регионов и народов России. Данные курсы призваны дать представление студентам об общем и особенном в развитии российской цивилизации, вкладе различных регионов и народов в решение общегосударственных проблем, их культурно-историческом и этническом своеобразии.

Современная историческая наука требует от специалиста-историка способности к осмыслению исторического прошлого через реконструкцию духовной атмосферы исторического времени, через погружение в систему ценностей, менталитет, социальную психологию людей различных эпох и народов.

Курс «Музееведение» входит в число дисциплин специализации и предусмотрен учебным планом по специальности «История». Данный курс адресован студентам исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького и читается на 2-ом курсе(4 семестр) как очного так и заочного отделения. Курс «Музееведение» призван познакомить студентов с богатством коллекций отечественных музеев и музеев Уральского региона, научить их ориентироваться в мире памятников материальной культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В процессе изучения данного курса студенты должны получить основы музейного образования, музейной культуры, являющейся необходимой чертой профессионализма современного специалиста-историка, будущего сотрудника в сфере культуры и образования, в том числе и музеев. Они приобретают навыки интерпретации и актуализации памятников культурного наследия, их использование в образовательном и воспитательном процессе. Знакомство с основами теории и методики музейного дела дает возможность выпускникам грамотно осуществлять научные исследования в области охраны, использования, изучения историко-культурных объектов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ НОВИЗНА КУРСА

Курс «Музееведение» содержит информацию о теории и методике музейного дела, определяет значимость музея как феномен общества. Включение регионального компонента в образовательные программы предполагает сегодня широкое использование музея в организации учебного процесса современного специалиста-историка (учителя). Подача курса основана на междисциплинарных связях истории, культуры и литературы, исторического источниковедения, этнографии, археологии, археографии. Данный курс состоит не только в переосмыслении изученных студентом ранее положений и дисциплин. Новацией курса является комплексный подход в изложении с целью расширить и дополнить теоретические знания будущего специалиста в таких областях как история, культура, педагогика. В связи с чем курс нацелен на то, что будущий специалист –историк, преподаватель истории должен владеть методикой проведения экскурсии, лекторским мастерством, особой музейной культурой.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Музееведение как научная дисциплина. Структура и метод музееведения. Место музееведения в системе наук. Музееведение и профильные фундаментальные науки.

Ключевые понятия музееведения. Музейное дело и его функции. Социальные функции отечественных музеев. Музей как место сосредоточения памятников' истории и культуры, объективно свидетельствующих о процессах и явлениях в природе и общественной жизни. Роль музеев в образовании и воспитании (познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетическо-воспитательный аспекты).

Интернациональная миссия отечественных музеев. Участие в работе международных организаций — ЮНЕСКО (Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры); ИКОМ (Международный Совет музеев) и др.

Основные источники изучения истории музейного дела в России — директивные документы, материалы деятельности различных обществ и организаций, материалы конференций и совещаний, специальные музееведческие издания различных исторических периодов.

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Основные концепции истории возникновения музеев. Идеалистические буржуазные теории происхождения музеев (субъективно-эстетическая, филологическая и др.), их критика.

Предпосылки возникновения музеев. Отношение к вещи в древности. Этимология слова «музей».

Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский му-сейон). Частное коллекционирование в античном обществе. Систематическое коллекционирование памятников искусства и развитие музеев в эпоху Возрождения как результат развития искусств, удовлетворения эстетических потребностей (коллекции рода Медичей и других королевских фамилий).

Возникновение первых естественноисторических музеев, «кунсткамер» и кабинетов в XVI — XVII вв. как хранилищ древностей.

Крупнейшие музеи мира XVIII — XIX вв.: история, классификация, характеристика собраний. Создание художественных музеев. Организация и формирование национальных музеев. Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX в. — начале XX в. Развитие узкоспециализированных музеев (естественнонаучные, археологические, этнографические)

Музейное дело в России. Этапы становления музеев на Руси. Традиции собирания и коллекционирования материальных ценностей. Древнерусские собрания в храмах и монастырях. Боярское коллекционирование. Оружейная палата Московского кремля — древнейший русский музей. Коллекции древнего оружия и памятников прикладного искусства. Мировое значение коллекций Оружейной палаты.

Утверждение светского мировоззрения и создания системы научных знаний как основная причина появления систематических собраний и музеев. Обстоятельства создания первого русского музея. Петровская кунсткамера — ее основание как естественнонаучного музея. Роль Российской Академии наук в развитии кунсткамеры. Коллекции кунсткамеры. Материалы научных экспедиций и кругосветных путешествий в кунсткамере. Превращение кунсткамеры в первый русский научный музей.

Военно-исторические собрания в Московском и Петербургском арсеналах в начале XVIII в. Основание первых учебных музеев во второй половине XVIII! в. «Музеум» Горного института в Петербурге. Минералогический, Зоологический («Кабинет естественной истории»), Ботанический («гербарий») музеи Московского университета.

Возникновение художественных музеев. Императорский музей «Эрмитаж». История создания картинной галереи Эрмитажа и ее музейные коллекции — голландская, фламандская, итальянская и другие школы живописи. Строительство павильонов дворцового музея. Формирование коллекций музейного собрания Эрмитажа; скульптурных произведений, драгоценностей, разных камней, книжное собрание и др. Музей Академии художеств. Роль мецената И.И. Шувалова в деятельности Академии и музея. XVIII век — время формирования национального русского искусства. Формирование фондов академического собрания: коллекция западноевропейской живописи; коллекция произведений русского искусства; коллекция программных произведений; скульптурная коллекция; коллекция архитектурной графики и др.

Музейное дело в XIX — начале XX вв. Развитие исторической науки и ее специальных дисциплин — археологии, этнографии, нумизматики, археографии. Музейное строительство в XIX в. Основание государственных музеев. Возникновение новых видов музеев. Первые в мире военно-мемориальные галереи. Галерея героев Отечественной войны 1812 г. в Эрмитаже и ее влияние на создание подобных галерей в других странах мира.

Появление ведомственных музеев. Университетские музеи (Москва, Харьков, Киев, Казань и др.), их собирательская и научная деятельность. Участие в музейном строительстве видных ученых, передовых деятелей культуры и демократической общественности. Развитие отраслей исторической науки и проблема создания музеев в первой половине XIX в. Румянцевская музейная коллекция в Петербурге (собрание книг, рукописей, монет, памятников этнографии и др. — 1831 г.; с 1861 г. в составе Московского публичного музеума и Румянцевского музеума в Москве). Основание Третьяковской галереи (1856 г.). Исторический музей в Москве (1872 г.). Основание музея, строительство здания. Коллекция музея и его экспозиция, научная и издательская деятельность.

Музеи в составе исторических обществ, открытых в Москве, Петербурге, Казани, Риге, Ревеле, Феодосии, Севастополе и других городах.

Создание местных научных обществ и учреждений — отделения Русского географического общества в Иркутске, Омске, Хабаровске, Чите и др. Общество любителей естествознания в Екатеринбурге, Ярославле, Перми и др. Статистические комитеты во Владимире, Петрозаводске, Якутске, Ташкенте и др. Организация на их основе будущих местных краеведческих музеев.

Влияние общественно-просветительского движения 60-70-х гг. XIX в. на развитие музеев. Научно-просветительские общества Москвы и Петербурга. Устройство всероссийских выставок. Открытие публичных музеев во второй половине XIX в. Создание на основе первой в России политехнической выставки Политехнического музея в Москве (1872 г.) Первый публичный музей изобразительного искусства в Саратове (1885 г.). Картинная галерея И.М. Цветаева в Москве (1912г., ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Императорский Русский музей (1895 г.).

Создание широкой музейной сети в начале XX в. Музеи при городских самоуправлениях и губернских земствах (Казань, Самара, Нижний Новгород, Кишинев, Полтава, Красноярск, Минусинск, Нерчинск и др.) Появление музеев в учебных округах и народных училищах.

Педагогические музеи и музеи наглядных пособий при учебных округах, открытые в начале XX в. земствами и городскими самоуправлениями. Образовательно-просветительное значение местных музеев.

Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции. Национализация музейных ценностей. Формирование сети государственных музеев.

Развитие музейного дела в советской России

Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти, касающиеся музеев и культурных ценностей страны. В.И. Ленин о культурном наследии прошлого. Объявление всех художественных ценностей достоянием народа. Деятельность Наркомпроса.

Всероссийская коллегия об обязанностях музеев в охране памятников искусства и старины. Национализация ценных коллекций дворцов и усадеб. Первые реставрационные работы. Участие передовой интеллигенции в организации советских музеев. Расширение сети музеев. Первые советские выставки. Характерная черта музейного строительства в 30-е годы — реэкспозиция. Развитие научной и культурно-просветительной работы. Постановления ЦК ВКП(б) (1931 — 1936) о перестройке учебного процесса, усилении в обучении принципа историзма, повышении наглядности, введении краеведческого материала, широком использовании экскурсионного метода. Совещание музейных работников в 1936г. Н.Н. Крупская о проблеме связи музея и школы. Создание краеведческих, исторических и историко-революционных музеев. Музеи в социалистическом строительстве. Политизация и идеологизация музейной деятельности. Постепенное свертывание краеведческой работы.

Музейная деятельность в годы Великой Отечественной войны. Уничтожение немецко-фашистскими захватчиками памятников и музеев в годы войны. Эвакуация музеев. Реорганизация деятельности музеев. Комплектование военно-исторических музеев.

Музеи в послевоенное время. Реэвакуация музейных коллекций. Восстановительные работы в музеях, переоборудование экспозиций. Открытие новых музеев. Широкий размах в создании народных музеев. Развитие музейного дела в период совершенствования социализма. Образовательно-воспитательное воздействие музеев.

Музейное дело в СССР в условиях развитого социалистического общества (60 - 80-е годы)

Задачи музеев на новом этапе развития социалистического государства. Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г. «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся». Определение конкретных мер по улучшению деятельности музеев. Создание в музеях отделов истории советского обществ, укрепление связи музеев с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, учебными заведениями, творческими союзами, научными обществами.

Расширение научно-просветительской работы музеев. Упорядочение сети музеев, уточнение их профиля. Установление порядка открытия новых музеев. Разработка и принятие новых положений о краеведческом музее (1964 г.); о литературном музее (1965 г.); о мемориальном музее (1967 г.); об историческом музее (1969).

Постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1965 г. «О музейном фонде Союза СССР» и Положение о Государственном музейном фонде Союза СССР как программа деятельности музеев по вопросам сохранения и использования культурных ценностей советского народа. Разработка и принятие основных документов по фондовой работе. Всесоюзные и Всероссийские смотры работы музеев. Выявление недостатков в работе музеев и определение конкретных мер по их устранению. Подведение итогов смотров. Значение смотров для обобщения опыта работы музеев. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.). Партийная цензура и стандартизация музейных экспозиций. Культурно-просветительская функция как основная в деятельности музеев советского периода.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969 г.) и «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» (1980 г.) и задачи музеев в свете этих постановлений.

Конституция СССР (1977 г.) и Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978 г.). Их значение для дальнейшего совершенствовании охраны и повышения эффективности использования национального культурно-исторического достояния, для всемерной активизации научно-просветительской деятельности музеев.

Дальнейшее развитие теоретических проблем советского музееведения. Дея- тельность современных музееведческих центров - отдела музееведения Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР, ла- боратории музееведения Центрального музея Революции, научно-методического

отдела Государственного исторического музея. Организация работы по внедрению теоретических разработок в практику музейного дела.

Постановление ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982 г.) — программа деятельности советских музеев в период развитого социализма: значение Постановления для активизации научной и просветительской деятельности музеев, для совершенствования управления музейным делом. Централизация музейной сети. Создание музейных объединений.

Музеи в современный период. Реорганизация деятельности музеев Возрастание научной и исследовательской работы. Изменение принципов экспозиционной работы. Развитие детского музейного движения. Российские музеи как члены • международных музейных сообществ. Международный совет музеев (1СОМ). Структура и функции 1СОМ.

История музейного дела на Урале. Коллекционная деятельность В.Н. Татищева и В. де Генина. Коллекция рудной лаборатории Екатеринбургского завода — прообраз первого музея на Урале. Екатеринбургский Музеум российских минералов. Первые музеи Урала — музей Златоустовского горного округа, Музеум при Оренбургском Неплюевском кадетском училище, Уфимский губернский музей, «Музеум искусств» Демидовых или «Музеум естественной истории и древностей» в Нижнем Тагиле, Краснотурьинский геологический музей им. Е.С. Федорова. Частное коллекционирование на Урале. Первые музеи Прикамья.

Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) — основатель музея в Екатеринубрге. 1870-1888 гг. — период становления музея УОЛЕ. Роль Сибир-ско-Урапьской научно-промышленной выставки в развитии музея (1887-1888 гг.). Деятельность музея УОЛЕ и его персоналий. Меценаты и дарители музея: П.И. Тарасов, Г.Й. Левицкий, Д.П. Соломирский, К.М Ошурков, В.В. Голубцов и др. Первые музейщики Екатеринбурга — О.Е. Клер, Д.И. Лобанов, Е.Н. Короткое, М.О. Клер. Подвижной музей учебных пособий при музее УОЛЕ. Деятельность минералогической мастерской при музее УОЛЕ. Краеведческая библиотека УОЛЕ. Организация выставок и экспозиций музея. Выставка восточных коллекций Г.И. Левицкого 1896 г. Художественная выставка 1901-1902 гг.

Музеи первых лет советской власти на Урале. Уральский областной государственный музей, Музей революции, Областной антирелигиозный музей. Экспозиция музея УОЛЕ в 1920-х гг. Выделение музея из состава УОЛЕ и получение им статуса Уральского областного государственного музея. Первый съезд музейных деятелей Урала и Приуралья в 1921 г. Второй областной съезд деятелей краеведения Уральской области в 1924 г. Создание и деятельность Уральского областного бюро краеведения. Музеи Урала в 20-е годы: Каменск-Уральский, Нижнетагильский (1924), Ирбитский (1927), Серовский (1928).

Музеи Екатеринбурга. История создания, характеристика основных коллек ций и постоянной экспозиции. Свердловский областной краеведческий музей и его городские филиалы: музей радио им. А.С. Попова, музей природы, сад-музей Д.И. Казанцева. Музей ювелирного и камнерезного искусства Урала. Музей изо бразительных искусств. Музей истории Екатеринбурга. Геологический музей.

Объединенный музей писателей Урала и его городские филиалы. Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка. Дом-музей П.П. Бажова. Музей Ф.Н. Решетникова. Литературный квартал. Музей молодежи. Музей боевой славы Урала. Крупнейшие музеи при учебных заведениях: музей Уральского горно-металлургического колледжа им. И. Ползунова, музей при школе-гимназии № 9. Общественные музеи. Ведомственные музеи: музей Уралмаша, музей Эльмаша, музей фабрики Конфи, музей Верх-Исетского завода. Частное коллекционирование на Урале: музей Не-вьянской иконы. Клубы и общества при музеях (Общество уральских краеведов, клуб знатоков города, клуб коллекционеров).

Музеи Свердловской области. Музеи Нижнего Тагила. Музеи Алапаевска и Алапаевского района: дом-музей П.И. Чайковского, Алапаевский краеведческий музей, Нижне-Синячихинский музей-заповедник. Невьянский краеведческий музей. Невьянская наклонная башня. Каменск-Уральский краеведческий музей. Краснотурьинский музей им. Е.С. Федотова. Ирбитский историко-этнографический музей. Сысертский краеведческий музей. Красноуфимский ис-торикогэтнографический музей. Тавдинский музей леса. Ивдельский историко-этнофафический музей. Березовский музей золотопромышленности Урала и др.

Музеи Пермской области. Пермский областной краеведческий музей. Архи-тектурно-атнографический музей «Хохловка». Мемориальный дом-музей В.В. Каменского. Мемориальный музей Н.Г. Славянова. Пермская государственная художественная галерея. Соликамский краеведческий музей. Березнико-Усольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Чер-дынский краеведческий музей и др.

Музеи Челябинской и Курганской областей. Областные краеведческие музеи. Аркаим — музей-заповедник и другие музеи уральского региона.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исторический факультет (2)

    Документ
    Побегуц К.В. 2 к. Принципы включения археологических объектов в туристическо-рекреационную структуру Алтайского края. Науч. рук. Кунгуров А.Л., к. и. н.
  2. Исторический факультет (5)

    Программа курса
    Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному минимуму и уровню подготовки:
  3. Исторический факультет (6)

    Литература
    Печатается по решению Учёного Совета Исторического факультета Дагестанского государственного университета в качестве рекомендаций ко вступительному экзамену в магистратуру по программе «Историческая политология».
  4. Исторический факультет (1)

    Документ
    Курс Новейшей истории очень важен в историческом образовании студентов, так как не только значительно расширяет их кругозор, но и помогает адаптироваться в сложной социальной и духовной обстановке XXI века.
  5. Исторический факультет (4)

    Документ
    Для Балкан вторую половину XVIII века можно считать эпохой перехода от Средневековья к Новому времени. Тогда явственно проявились шедшие подспудно уже длительное время процессы социально-экономического и духовного развития балканских народов.

Другие похожие документы..