Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анкета'
7. Основной вид экономической деятельности, указанный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или выписке из Единого государств...полностью>>
'Документ'
Участь студентів у конференціях (міжнародні, всеукраїнські, регіональні, університетські) у 2011 р. (табл. № 22). Обов’язково додається ксерокопія пр...полностью>>
'Документ'
Эту программу мы написали для тех, кто любит, для тех, кто ищет любовь и для тех, кто надеется ее встретить. У вас будет время посмотреть на море - о...полностью>>
'Документ'
Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей терапевтов участковых и врачей педиатров участковых; Осуществление денежных выпл...полностью>>

Л. Ю. Дондокова Хрестоматия по этнологии

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Бурятия

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Гуманитарный факультет

Кафедра «Связи с общественностью, социологи и политологии»

Л.Ю. Дондокова

Хрестоматия по этнологии

народов Байкальского региона

Улан-Удэ

Издательство БГСХА им В.Р. Филиппова

2010

УДК 39

Д 671

Печатается по решению методического совета

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Рецензенты:

Балданов С.С. – к.и.н., доц. кафедры культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Гарбуз И.В.к.и.н., ст.преп. кафедры философии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова

Дондокова Л.Ю.

Д 671 Хрестоматия по этнологии народов Байкальского региона. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2010. – 190 с.

Предлагаемая хрестоматия предназначена для студентов технических вузов, изучающих этнологию как элективный курс, и составлена в расчете на то, что будет служить дополнением к учебным пособиям по данной дисциплине. В хрестоматию включены работы наиболее авторитетных специалистов этнологов и культурологов, а также исторические документы, необходимые для понимания межэтнических взаимоотношений и процессов.

УДК 39

Дондокова Л.Ю., 2010

ФГОУ ВПО БГСХА, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………с.6

Раздел 1. Этнология как наука

Бромлей Ю.В. Некоторые традиции науки о народах ………………..…...с.8

Гумилев Л.Н. О полезности этнографии…………………………………...с.9

Леви-Стросс К. История и этнология ……………………………………..с.11

Раздел 2. Этнологические теории

Тайлор Э. Б. Первобытная культура ………………………………………с.13

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории …...с.14

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Законы исторического развития, вытекающие из группировки его явления по культурно-историческим типам…………………………………………………………………………с.16

Леви-Стросс К. Разнообразие культур …………………………………....с.19

Раздел 3. Этнос и его характеристики

Тавадов Г.Т. Понятие «этнос»………………..…………………………….с.23

Гумилев Л.Н. Суперэтносы. Реальность суперэтноса – «Франки»……...с.26

Тишков В.А. Этничность: современный взгляд……..…………………....с.28

Гумилев Л.Н. Этнос и этноним. Имена обманчивы………………..……..с.30

Раздел 4. Расы и расогенез

Константинова С.С. Расогенез……………………………………………..с.32

Тавадов Г.Т. Расовый состав населения России………………………….с.35

Раздел 5. Этническая история

«Повесть временных лет» о происхождении и расселении восточных славян ……………………………………………………………….………с.38

Древнейшее население Восточной Европы.  Евразия в I тысячелетии нашей эры…………………………………………………………………………...с.39

Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории……….....с.43

Раздел 6. Межэтнические отношения

Паин Э.А. Динамика национального самосознания и перспективы межэтнических отношений……………………………………..…………..с.48

Вернадский Г. Монгольское иго в русской истории……………………...с.53

Соловьев С. М. О монголо-татарском иге…………………………………с.60

Гумилев Л.Н. Апокрифический диалог……………………………………с.61

Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности……………………………………………………………...с.65

Тавадов Г.Т. Толерантность национальная…………………………..… ...с.68

Тишков В.А. От бытовых страхов к толерантности……………………...с.70

Раздел 7. Становление России как полиэтнического государства

Обязательства султанов и биев и правителей казахов старшего жуза при вступлении в подданство России………………………..…………...…….с.72

Прошение о принятии Курляндии под покровительство России……......с.73

Высочайший манифест о покровительстве и верховной власти Российской Империи над царством Грузинским…………………...………………..…с.76

Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией………..с.79

Ключевский В.О. О присоединении левобережной Украины к России...с.81

Гумилев Л.Н. Об освоении Сибири …………………………………….…с.86

Декларация прав народов России 2(15) ноября 1917 г…………………...с.87

Раздел 8. Русский этнос

Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер……..………… …..с.89

Бердяев Н.А. Психология русского народа. Душа России………….…....с.98

Тавадов Г.Т. Русский этнос……………………………….………….…...с.103

Группы русских в Сибири……………………………….………………..с.109

Кремлева И. Старообрядчество…………………….……………………..с.115

Раздел 9. Этническая история коренных народов Байкальского региона

Бураева О.В. Культурное взаимодействие русского и коренного населения Забайкалья в XVII-XIX вв……………………………………….…..…….с.122

Доржо Дарбаев. Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов…………………………………………..…………………………....с.128

Бадмаева М.Б. Традиционная культура эвенков ………………………с.135

Павлинская Л. Сойоты…………………...……………………...….………с.142

Рассадин И.В. Формы хозяйства, быт и культура тофаларов в период кочевой жизни...............................................................................................с.145

Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Религия коренных народов Бурятии……с.152

Дашиева Н.Б. Сагаалган………………………………………………..….с.156

Раздел 10. Современное состояние и проблемы народов Байкальского региона

Тавадов Г.Т. Русский вопрос………………………………..…………….с.159

Беликов В.В. Проблемы культуры и быта эвенков………………………..с.162

Будаева Ц.Б. Сойоты ……………………………………………………….с.166

Рассадин И.В. Современное состояние хозяйства, быта и культуры тофаларов……………………………………………...……………………с.167

Кислов Е.В. Проблемы коренных народов Бурятии………………….…с.169

Будаева Ц.Б. Сельскохозяйственные традиции коренного населения Байкальского региона…………………………………………………………с.176

Тишков В.А. Готовы ли мы к переписи населения?................................ с.183

Библиография………………………………………...…………………….с.187

Человек, который претендует на принадлежность к культурному обществу,

должен взять за непременное правило, любить свои обычаи, уважать другие.

Н.П. Акимов

Введение

Этнология в узком значении - наука о народах; в широком – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы. Этнологические знания имеют особую значимость для россиян, поскольку Российская Федерация – многонациональное, сложное по этнической структуре и составу государство. Современный человек, живущий в полиэтнической среде, не может успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания особенностей межэтнических отношений и конфликтогенных факторов.

Цель курса «Этнология»ознакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, ее научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, а также дать студентам представление о закономерностях развития этносов, этнических процессов в истории и современности, об особенностях этнической истории и культуры народов России (в частности Байкальского региона).

Задачи курса:

  • дать базовые представления об этническом и этнокультурном многообразии мирового сообщества с учетом новейших достижений науки;

  • ознакомить с основными теоретическими достижениями этнологии;

  • сформировать у студентов гражданскую позицию, уважение культурного и этнографического наследия народов России и мира;

  • в рамках раздела региональной этнологии дать студентам представление об этнической и традиционной культуре, традиционных способах жизнеобеспечения, современных социокультурных, этнополитических, демографических проблемах народов Байкальского региона.

После изучения курса студент должен:

- усвоить основные этнологические понятия;

- иметь представление о важнейших этнических процессах мира, об этнической истории народов России (и в частности, народов Байкальского региона);

- приобрести навыки методов сбора и анализа этнологических материалов.

Задача настоящего учебного пособия - способствовать усвоению знаний, полученных из лекций преподавателя и учебников, путем непосредственного знакомства студентов с работами авторитетных специалистов этнологов и культурологов, а также исторических документов, раскрывающих сущность тех или иных этнических процессов.

Разделы хрестоматии структурированы, согласно утвержденной рабочей программы элективного курса «Этнология». Исходя из этого, представленные работы и документы в хрестоматии не отражают всей проблематики этнологической науки, но дают достаточные знания для общекультурной подготовки студентов технического вуза.

ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА

Бромлей Ю.В.

Некоторые традиции науки о народах

Чаще всего в качестве наук о народах мира выступают те дисциплины, наименования которых являются производными от слова «этнос», т.е. этнография и этнология. Первое из этих наименований входит в научный обиход еще в конце XVIII в. Термин же «этнология» появляется несколько позднее – в начале XIX в. Его пропагандистом был известный французский физик Андре-Мари Ампер, который на рубеже 20-30-х годов XIX в. в своих таблицах по классификации наук выделил этнологию в качестве отдельной дисциплины (при этом этнографии была отведена роль одного из разделов этнологии). Закреплению термина «этнология» во Франции немало способствовало создание в Париже в 1839 г. Этнологического общества. Вскоре этот термин получает признание и за пределами Франции, о чем наглядно свидетельствует появление этнологических обществ в Нью-Йорке (1842 г.) и в Лондоне (1843 г.). В России в это время преобладающим становится термин «этнография», что нашло отражение в создании Отделения этнографии в Русском географическом обществе (1845 г.). Одновременно в качестве кальки термина «этнология» («этнография») в России (как и в ряде славянских стран) получает распространение термин «народоведение».

Тождественные в своей первой части, эти термины (этнография и этнология) различаются во второй (в одном случае она является производной от древнегреческого «графо», что значит «пишу», в другой от «логос», среди значений которого имеются такие, как «понятие», «мысль», «разум», «учение»). Как известно, с включением в наименования наук слов «графо» или «логос» подчас устанавливается прочная традиция совершенно различного понимания их профиля (таковы, например, археография и археология; география и геология). В нашем случае, однако, нет традиции такого резкого разграничения между понятиями «этнография» и «этнология». Правда, за рубежом нередко разграничивают их исследовательски е уровни, рассматривая первую как описательную, региональную дисциплину, а вторую – как теоретическую, обобщающую науку. Однако в нашей стране уже давно принято считать, что «этнография» охватывает оба исследовательских уровня. С не меньшим основанием можно, очевидно, не ограничивать лишь теоретическим уровнем и профиль «этнологии».

Все это позволяет, на наш взгляд, рассматривать оба эти термина в качестве синонимов.

Цит. по: Бромлей Ю.В. Некоторые традиции науки о народах / Этнос и этнография. – М., 1973.

Гумилев Л.Н.

О полезности этнографии

Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, т.е. все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это - от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя. Помню, когда я был ребенком и увлекался Майн Ридом, одна культурная дама сказала мне: «Негры - такие же мужики как наши, только черные». Ей не могло прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать с тем же основаньем: «Англичане - такие же охотники за головами, как мы, только белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются при соприкосновении с оной.

Для средневековой науки Западной Европы этнография была не актуальна. Общение европейцев с иными культурами ограничивалось бассейном Средиземного моря, на берегах которого жили потомки подданных Римской империи, частично обращенные в ислам. Это, конечно, разделяло их с «франками» и «латинами», т.е. французами и итальянцами, но наличие общих корней культуры делало
разницу не настолько большой, чтобы исключить взаимопонимание. Но в эпоху великих географических открытий положение изменилось коренным образом. Если даже можно было назвать негров, папуасов и североамериканских индейцев «дикарями», то этого нельзя было сказать ни про китайцев, ни про индусов, ни про ацтеков и инков. Надо было искать другие объяснения.

В XVI в. европейские путешественники, открыв для себя далекие страны, невольно стали искать в них аналогии с привычными им формами жизни. Испанские конкистадоры стали давать крещеным касикам титул «дон», считая их индейскими дворянами. Главы негритянских племен получили название «королей». Тунгусских шаманов считали священниками, хотя те были просто врачами, видевшими причину болезни во влиянии злых «духов», которые, впрочем, считались столь же материальными, как звери или иноплеменники. Взаимное непонимание усугублялось уверенностью, что и понимать-то нечего, и тогда возникали коллизии, приводившие к убийствам европейцев, оскорблявших чувства аборигенов, в ответ на что англичане и французы организовывали жестокие карательные экспедиции. Цивилизованный австралийский абориген Вайпулданья, или Филипп Роберте, передает рассказы о трагедиях тем более страшных, что они возникают без видимых причин. Так, аборигены убили белого, закурившего сигарету, сочтя его духом, имеющим в теле огонь. Другого пронзили копьем за то, что он вынул из кармана часы и взглянул на солнце. Аборигены решили, что он носит в кармане солнце. А за подобными недоразумениями следовали карательные экспедиции, приводившие к истреблению целых племен.

30 октября 1968 г. на берегу реки Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что, по их обычаям, неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо ребенка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живет на берегах Амазонки.

Прошло немало времени, прежде чем был поставлен вопрос: а не лучше ли примениться к аборигенам, чем истреблять их? Но для этого оказалось
необходимым признать, что народы других культур отличаются от европейских, да и друг от друга, не только языками и верованиями, но и всем «стереотипом поведения», который целесообразно изучить, чтобы избегать лишних ссор. Так возникла этнография, наука о различиях между народами.

Цит. по: Гумилев Л.Н. О полезности этнографии. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

Леви-Строс К.

История и этнология

Остается дать определение самой этнографии и этнологии. Мы установили между ними очень общее и условное различие, утверждая, что этнография занимается наблюдением и анализом человеческих групп с учетом их особенностей и стремится к наиболее верному воспроизведению жизни каждой из этих групп. Этнология же занимается сравнением предоставляемых этнографом описаний. При подобном определении этнография приобретает одно и то же значение во всех странах; этнология же соответствует приблизительно тому, что в англосаксонских странах (где этот термин малоупотребителен) понимается как социальная и культурная антропология (социальная антропология занимается по большей части изучением социальных установлений, рассматриваемых как системы представлений, а культурная антропология - исследованием средств, обслуживающих социальную жизнь общества, а в известных случаях также социальных установлений, рассматриваемых как такие средства).

Этнология не может оставаться безразличной к историческим процессам и к наиболее хорошо осознаваемым выражениям социальных явлений. Однако если этнолог относится к ним с тем же пристальным вниманием, что и историк, то его целью является исключение как бы в обратном порядке всего, что вызвано исторической случайностью или является только следствием размышлений. Его цель заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всегда различаемыми образами, посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей. Их перечень и существующие между ними отношения совместимости или несовместимости создают логические основания для разных видов исторического развития, если и не всегда предвидимых, то во всех случаях закономерных.

Было бы неверным утверждать, что на пути познания человека, идущем от исследования осознанных явлений к изучению бессознательных форм, историк и этнолог двигаются в противоположных направлениях; оба они идут в одну сторону, несмотря на то, что осуществляемое ими вместе движение предстает перед каждым из них в различных формах – для историка от явного к неявному, а для этнолога от частного к общему. Однако на этом едином пути они различаются между собой характером ориентации: этнолог идет вперед, пытаясь постичь за осознаваемыми явлениями, которыми он никогда не пренебрегает, то бессознательное, к объяснению которого он стремится. В то же время историк двигается, если можно так сказать, назад, не выпуская из виду конкретные и частные виды деятельности, отдаляясь от них лишь для того, чтобы их освещение было более богатым и полным. Во всяком случае, общность обеих дисциплин, поистине подобных двуликому Янусу, позволяет сохранять полноту кругозора.

Цит. по: Леви-Строс К. История и этнология / Структурная антропология. – М., 1985.

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Тайлор Э. Б.

Первобытная культура

Обсуждая отношения между дикой и цивилизованной жизнью, можно найти нечто поучительное в подразделениях человеческого рода. Большой интерес представляет в этом отношении классификация языков по семействам.

Без сомнения, язык сам по себе еще недостаточная путеводная нить для происхождения народа, как свидетельствуют примеры евреев в Англии и тех четвертей негритянского населения в Вест-Индии, говорящих на английском языке как на родном. Но все-таки при обыкновенных обстоятельствах общность языка указывает, как правило, на общность предков. Как путеводитель в истории цивилизации язык доставляет еще лучшие свидетельства, чем в области этнологии, так как общность языка в большинстве случаев предполагает и общность культуры. Человеческая группа, настолько господствующая, чтобы сохранить или навязывать свой язык, обыкновенно более или менее сохраняет или навязывает и свою цивилизацию. Таким образом, общее происхождение языков индусов, греков и германцев, без сомнения, в значительной мере зависело от общности предков, но еще теснее оно связано с их общей социальной и умственной историей, с тем, что профессор Макс Мюллер удачно называет их «духовным родством». Удивительная устойчивость языка часто дает нам возможность открывать у племен, отдаленных одно от другого во времени и в пространстве, следы общей цивилизации.

Цит. по: Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989.

 Шпенглер О.

Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории

  Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужа­лость и старость. Юная, робеющая, полная предчувствий душа изливается на рассвете. Мифологическое мироосознание борется тут со всем темным и демоническим в себе и в природе, словно с какой-то виной, дабы медленно вызревать навстречу чистому светозарному выражению, наконец завоеванного и осмысленного существования. Чем более приближается культура к полуденной высоте своего существования, тем мужественнее, суровее, сдержаннее, насыщеннее становится ее окончательно удостоверенный язык форм, тем увереннее она в ощущении своей силы, тем яснее прорезываются ее черты. Ранним утром все это было еще смутно, сбивчиво, ищуще, исполнено детской тоски и одно­ временно страха. Теперь же в полном сознании зрелой формообразующей силы каждый нюанс выражения выглядит изысканным, строгим, размеренным, исполненным изумительной легкости и самоочевидности. Здесь повсюду встречаются мгновения яркого совершенства. Наконец, со старостью наступающей ци­вилизации огонь души угасает. Усталая, раздосадованная и холодная, она теряет радость жизни и из тысячелетнего света вожделеет обратно к мраку прадушевной мистики, к материнскому  лону, к могиле. Таков смысл всех закатов в истории внутреннего и внешне­го завершения, доделанности, ожидающей каждую живую культуру, из числа которых в наиболее отчетливых контурах вырисовывается перед нами "закат античности", между тем как уже сегодня мы явственно ощущаем в нас самих и вокруг себя брезжащие знамения нашего - вполне однородною по течению и длительности с названным - события, которое падает на первые века ближайшего тысячелетия, - «заката Европы».

Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на ночве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию. Но ее исполненное жизни существование, целая череда великих эпох, в строгих контурах очерчивающих поступательное самоосуществление, представляет собою сокровенную, страстную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса, давящих извне, против бессознательного, распирающего изнутри, куда силы эти злобно стянулись. Не только художник борется с сопротивлением материи и с уничтожением идеи в себе. Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с протяженностью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывался, силы надламываются - она становится цивилизацией. У каждой культуры есть своя собственная цивилизация. Впервые эти оба слова, обозначавшие до сих пор смутное различие этического порядка, понимаются здесь в периодическом смысле, как выражение строгой и необходимой органической последовательности. Цивилизация - неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизации суть самые крайние и самые искус­ственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они - завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, за деревней и душевным детством, засвидетельствованным дорикой и готикой, как умственная старость и каменный, окаменяющий мировой город. Они - конец, без права обжалования, но они же в силу внутренней необходимости всегда оказывались реаль­ностью Греческая душа и римский интеллект - вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

Цит. по: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.

Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. - М., 1998.

Данилевский Н.Я



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретико-методологический комплекс этнополитологии: современный взгляд 49 сергей кузнецов 53 моделирование процесса этногенеза 53

    Документ
    директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», старший научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, кандидат исторических наук
  2. Всвязи с процессом модернизации сайта Сибагс, к сожалению, отсутствует техническая возможность обсуждения докладов конференции в закрытом режиме

    Доклад
    Материалы обсуждения докладов конференции необходимо присылать по e-mail: ethnopolit-2008@ и/или savinov@. Они также будут выставлены на сайте в открытом режиме и будут опубликованы в сборнике.

Другие похожие документы..