Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Програму розвитку агропромислового комплексу області на 2012-2016 роки (далі – Програма) спрямовано на виконання пріоритетних завдань, визначених зак...полностью>>
'Информационный бюллетень'
В украинском городе Днепропетровске 6-8 апреля 2010 года проходила встреча председателей профсоюзных комитетов российских и украинских предприятий «Е...полностью>>
'Доклад'
15-17 мая 2009 года 49 коммунистических и рабочих партий из 40 стран собрались в Брюсселе на 18-й Международный Коммунистический Семинар, организован...полностью>>
'Кодекс'
Доклад составлен на основании самоанализа работы образовательного учреждения, основных документов, регламентирующих образовательную деятельность, ана...полностью>>

Учебное пособие для студентов специальности 050706 «Педагогика и психология» ибакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О. В. Струговщикова

Дискуссионные методы

активного социально-психологического
обучения

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

О. В. Струговщикова

Дискуссионные методы

активного социально-психологического
обучения

Учебное пособие

для студентов специальности 050706 «Педагогика и психология»

и бакалавриата по направлению
«Психолого-педагогическое образование» (050400)

Саратов

2011

УДК 159.9(075)

ББК 88я73

С87

Рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент
Тольяттинского государственного университета

О. П. Болотникова;

Кандидат психологических наук, доцент Балашовского
института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный
университет имени Н. Г. Чернышевского»

Е. В. Пятницкая.

Струговщикова, О. В.

С87 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие / О. В. Струговщикова. — Саратов : Научная книга, 2011. — 64 с.

ISBN 978-5-9758-1272-8

В учебном пособии отражены представления о методах активного социально-психологического обучения (АСПО). На теоретическом и прикладном уровнях раскрываются вопросы организации и проведения дискуссионных методов АСПО. В книге рассматриваются общие вопросы организации дискуссии, ее цель, задачи, процедура проведения, рекомендации ведущему, области применения. Подробно описывается классификация дискуссионных методов, специфика проведения некоторых из них (мозговой штурм, метод анализа конкретных ситуаций, круглый стол и др.).

Пособие адресован студентам высших учебных заведений, обучающимся
по специальности «Педагогика и психология», и направлениям бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», также будет полезно психологам, педагогам, представителям других профессий, использующим дискуссию как метод решения творческих, управленческих и иных задач.

УДК 159.9(075)

ББК 88я73

ISBN 978-5-9758-1272-8 © Струговщикова О. В., 2011

О г л а в л е н и е

Предисловие 6

1. Общая характеристика методов
активного социально-психологического обучения 8

2. Дискуссия как метод активного
социально-психологического обучения 12

2.1. История 12

2.2. Общая характеристика метода 12

2.3. Этапы 15

2.4. Правила участия в дискуссии 17

2.5. Рекомендации ведущему 18

3. Классификация дискуссионных методов 20

3.1. Критерии классификации 20

3.2. Учебная дискуссия 23

3.3. Ролевая дискуссия 25

3.4. Круглый стол 30

4. Метод анализа конкретных ситуаций 32

4.1. История 32

4.2. Общая характеристика метода 33

4.3. Характеристика анализируемых ситуаций (кейсов) 35

4.4.Методика проведения 39

4.5. Рекомендации ведущему 44

4.6. Модификации 45

5. Мозговой штурм 47

5.1.История 47

5.2. Общая характеристика метода 49

5.3. Этапы 50

5.4. Роль ведущего 56

5.5. Модификации метода 58

Список рекомендованной литературы 61

Приложения 63

Предисловие

Это пособие включает в себя учебные материалы по одному из важнейших разделов дисциплины «Методы активного социально-психологи-ческого обучения», которая входит в основную образовательную программу подготовки педагогов-психологов (специальность 050706), а также может включаться в учебный план бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400) в структуру вариативной части. В нем раскрываются теоретические и методические аспекты проведения занятий с использованием дискуссионных методов активного социально-психологического обучения (АСПО).

В учебном пособии отражены представления о методах активного
социально-психологического обучения: их общая характеристика, отличия от традиционных методов обучения, определение, цели, задачи, классификация методов АСПО.

В книге рассматриваются основные теоретические и методические подходы к использованию различных видов дискуссионных методов
в работе психолога. Дается определение этой группы методов, их характеристика, подробно описывается каждый этап проведения дискуссии, решаемые на нем цели, задачи, приводятся рекомендации участникам и ведущему дискуссии. Представлено детальное описание методики проведения разных видов дискуссий (в т. ч. мозгового штурма, круглого стола, анализа конкретных ситуаций, учебной дискуссии и других). Каждый метод анализируется с точки зрения возможностей применения, достоинств и недостатков, обсуждается его специфика, особенности организации и проведения, даются советы по грамотному проведению каждого вида дискуссии.

Методическая структура пособия включает в себя как учебный материал, так и вопросы для самостоятельной проверки знаний и перечень практических заданий, направленных на закрепление полученных знаний и активизацию учебной деятельности студентов.

1. Общая характеристика методов
активного социально-психологического обучения

В настоящее время в науке принято разделять методы традиционного и активного обучения. Подобная классификация носит условный характер, т. к. все методы в плане достижения определенных дидактических целей должны нести в себе активность.

Методы традиционного обучения направлены на передачу установленных программой знаний, формирование навыков и умений практической деятельности. Это, прежде всего, методы устного изложения материала (лекция, тематическое сообщения), а также методы его обсуждения в процессе беседы, семинарского или практического занятия и другие методы, предполагающие усвоение учебного материала, его запоминание и воспроизведение при контроле со стороны преподавателя.

Активность обучаемых здесь носит репродуктивный характер. Ведущую роль в приобретении новых знаний в традиционном подходе играет память, другие психические процессы задействуются крайне мало. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий. В традиционном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности.

Методы активного обучения направлены на активизацию познавательной деятельности обучаемых посредством выполнения творческих, поисковых, проблемных заданий; в данном случае поощряется в диалог
с преподавателем, взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе, что приводит к развитию продуктивного стиля мышления и деятельности, овладению способностью решать нестандартные профессиональные задачи. При таком подходе учащийся
в большей степени становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе.

Методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) — это группа методов, целенаправленно использующих социально-психологические закономерности и механизмы с целью развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе особым образом организованного взаимодействия в группе.

В этом определении отражается то, что, во-первых, активное социально-психологического обучение осуществляется в группе, во-вторых, процесс взаимодействия участников специально организуется, в-третьих, оно построено с учетом социально-психологических закономерностей развития группы (групповой динамики), механизмов социально-психологического воздействия (заражения, внушения, убеждения и других) и, в-четвертых, оно прежде всего направлено на совершенствование коммуникативной компетентности.

Отличительными особенностями методов активного социально-психо-логического обучения являются:

  • высокая степень вовлеченности обучаемых в учебно-воспитатель-ный процесс их мотивации и эмоциональности;

  • субъектная позиция обучающихся в образовательном процессе.

  • обязательное взаимодействие обучаемых между собой;

  • осуществляется не только сообщение информации, но и обучение умениям практического использования усвоенных знаний;

  • развитие или приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;

  • сама группа рассматривается как модель для изучения социально-психологических явлений;

  • процесс коллективного творчества эмоционально насыщен.

Применение методов активного социально-психологического обучения приводит к перестройке учебного процесса в сторону повышения самостоятельности обучаемых, интенсификации учебно-воспитатель-ного процесса на занятиях; создаются условия, благоприятствующие
саморазвитию учащегося.

В работе ведущих специалистов в данной области психологии и педагогики (А. А. Вербицкого, Ю. С. Арутюнова, Л. В. Путляевой, В. А. Якунина, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, М. К. Тутушкиной и др.) выделены следующие принципы:

  1. совместной деятельности преподавателя и обучаемых;

  2. проблемного содержания обучения и процесса его развертывания
    в диалогическом общении;

  3. коллективного характера учебного процесса;

  4. моделирования в обучении с целью формирования целостного представления о будущей профессиональной деятельности;

  5. непредсказуемости и гибкости занятий.

Цели и задачи, решаемые посредством МАСПО:

  1. овладение психолого-педагогическими и специальными знаниями (знаниями изучаемого предмета);

  2. формирование личностных и профессиональных умений и навыков, особенно в сфере общения;

  3. коррекция и развитие установок, необходимых для успешной деятельности и общения;

  4. развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

  5. коррекция и развитие системы отношений личности.

Вместе с тем методы активного социально-психологического обучения позволяют:

  • обучать не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач;

  • самостоятельно получать новую информацию, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал;

  • расширить и углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или найти новое применение прежним знаниям;

  • в значительной мере сократить путь от получения теоретических знаний до их практического применения;

  • выработать собственный стиль профессиональной деятельности;

  • совершенствовать такие профессионально важные качества (ПВК), как умение оперативно принимать и эффективно реализовывать оптимальные решения в проблемных, а порой и экстремальных ситуациях;

  • развить умение ясно излагать свои мысли и конструктивно отстаивать свою точку зрения.

В активном социально-психологическом обучении можно выделить три основных группы методов:

а) дискуссионные (круглый стол, дебаты, мозговой штурм, метод анализа конкретных ситуаций и другие);

б) игровые (ролевые игры, деловые и организационно-деятельностные игры);

в) социально-психологические тренинги (коммуникативные, личностного роста, сензитивности, креативности и т. д.).

Данное учебное пособие посвящено первой группе методов.

Вопросы для самопроверки

    1. В чем заключаются отличия традиционного и активного методов обучения?

    2. Что представляют собой методы активного социально-психологического обучения, их специфика?

    3. Каковы цели и задачи методов активного социально-психологического обучения, результаты их применения?

    4. Какие группы методов выделяют в активном социально-психологическом обучении?

Задания для самостоятельной работы

  1. Сравните между собой традиционные и активные методы обучения по нескольким критериям (активность обучаемых, активность ведущего, степень усвоения знаний и т. п.), результаты занесите в таблицу.

  2. Самостоятельно найдите в литературе другие подходы к классификации методов активного социально-психологического обучения.

  3. Законспектируйте учебный текст: Емельянов Ю. Н. Социальные контексты общения и коммуникативная компетентность индивида (приложение 1).

2. Дискуссия как метод активного
социально-психологического обучения

2.1. История

Дискуссия — это один из самых известных и распространенных методов обучения еще со времен античности. В Древней Греции он успешно применялся в процессе преподавания в гимназиях и академиях.

Начало устойчивого интереса психологической науки к дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связан с именем Ж. Пиаже, швейцарского психолога, установившего роль дискуссии со сверстниками в развитии децентрации ребенка, избавлении его от эгоцентрического мышления.

Следующей вехой в развитии метода групповой дискуссии считаются исследования американского психолога К. Левина, который доказал, что участие в обсуждении актуальных проблем гораздо сильнее меняет отношение к предмету дискуссии, увеличивает вовлеченность участников в ее решение, чем прослушивание лекционного выступления, при одновременном росте мотивации.

Последовавшие за этим исследования раскрыли механизмы групповой дискуссии, показали возможности ее применения в различных видах деятельности, прежде всего, управленческой, творческой, учебной, психотерапевтической.

2.2. Общая характеристика метода

Определение. Групповая дискуссия (лат. diskussio — исследование, рассмотрение, разбор) — это метод активного социально-психологиче-ского обучения, построенный на совместном обсуждении участниками какого-либо вопроса, темы или проблемы, позволяющий прояснить и/или изменить мнения (позиции, убеждения, установки) и мотивацию участников группы в процессе непосредственного общения.

Групповая дискуссия представляет собой полилог (одновременное участие в обсуждении нескольких человек), в ходе которого актуализируются различные точки зрения или мнения присутствующих, накапливается опыт обсуждения и разрешения проблем. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников.

Особенностью дискуссии как коллективной формы работы является возможность равноправного и активного участия каждого человека в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Специфически психологическим фактором выступает общение с равноинформированными партнерами — членами группы, в отличие от общения с разноинформированным партнером — ведущим дискуссии (преподавателем). Это раскрепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.

Групповая дискуссия чрезвычайно захватывает участников, вызывает бурный эмоциональный отклик как при отстаивании собственной позиции, так и при переходе на чужую, не разделявшуюся личностью первоначально. Глубокое погружение участников в процесс обсуждения любой проблемы обусловлено тем, что групповая дискуссия выполняет важные психологические функции.

Цели, задачи

Цели групповой дискуссии могут быть самыми разнообразными в зависимости от ее предмета и способа организации обсуждения.

1. Чаще всего целью применения дискуссии выступает: достижение определенного мнения по обсуждаемой проблеме, в этом случае могут ставиться такие задачи, как:

  • осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по теме дискуссии;

  • уточнение взаимных позиций в споре;

  • выработка уважительного отношения к другому мнению;

  • развитие умения увидеть проблему с разных сторон, уяснение характерной для большинства проблем многозначности возможных решений;

  • отказ от восприятия превосходства какой-либо точки зрения;

  • формирование навыков формулирования единого группового
    решения, учитывающего различные точки зрения, включая мнение меньшинства.

2. Дискуссионный метод активно применяется для поиска путей
решения проблемы
, при этом могут решаться следующие задачи:

  • развитие умений анализировать проблему или проблемную ситуацию;

  • поиск и разработка перспективных идей;

  • развитие способности продуцировать множество решений;

  • нахождение оптимального решения среди нескольких альтернатив.

3. Еще одна распространенная цель применения метода дискуссии: повышение коммуникативной компетентности. Решаемые в этом случае задачи могут быть таковы:

  • развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

  • развитие умения точно выражать свои мысли в выступлении, говорить кратко и по существу;

  • формирование способности активно отстаивать свою точку зрения;

  • развитие умения аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию противника;

  • развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения и воспринимать критические замечания в свой адрес;

  • умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;

  • развитие умения выступать публично.

4. В рамках социально-психологического тренинга дискуссия зачастую используется для запуска процессов групповой динамики, установления и развития взаимоотношений в группе. В данном случае задачи могут формулироваться следующим образом:

  • структурирование группы, выдвижение лидеров, распределение ролей;

  • усиление сплоченности группы;

  • актуализация и разрешение скрытых внутригрупповых конфликтов;

  • оптимизация ролевой структуры группы;

  • проведение групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний;

  • придание групповым решениям статуса групповой нормы;

  • вовлечение участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений.

4. Вместе с тем дискуссионные методы могут применяться в процессе обучения с целью более глубокого усвоения, выяснения теоретических вопросов (в учебной дискуссии).

5. В психотерапевтических целях дискуссию используют для облегчения самопознания и самораскрытия участников, расширения взглядов на возникшую ситуацию, поиска выхода из нее, получения поддержки
и обратной связи, углубление познания себя.

Область применения

Групповая дискуссия является гибким, универсальным методом активного социально-психологического обучения, поскольку легко приспосабливается к любым целям проведения, к возрастным, индивидуально-психологическим и другим особенностям участников группы.

Метод групповой дискуссии может быть положен в основу всего занятия (семинар-дискуссия, практическое занятие-дискуссия), а также может использоваться фрагментарно во всех видах учебных занятий, придавая им диалоговую форму.

В подготовке специалистов высшей школы дискуссии выполняют функцию формирования научного сознания, развития личностной позиции и ответственности за результаты научно-исследовательских изысканий, совершенствования умений и навыков общения и взаимодействия внутри профессионального сообщества.

При подготовке школьников, в работе с подростками и молодежью дискуссии позволяют решать воспитательные задачи формирования личностной гражданской позиции, которая неотделима от осознания того, что думает, как относится человек к происходящему, к тем или иным фактам и событиям прошлого, настоящего или будущего. Поэтому чаще они применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин.

Ее применяют при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Тема, предмет

В качестве предмета дискуссионного обсуждения могут выступать не толь-ко специально сформулированные проблемы, но и случаи (по специальной терминологии — казусы, или кейсы) из профессиональной практики.

Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, расширяя свои возможности самоопределения и понимания других.

2.3. Этапы

Проведение дискуссии обычно включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Включает в себя выбор темы, ее обоснование, формулировку целей
и задач дискуссии, разработку сценария.

При выборе темы необходимо учитывать ее актуальность, проблемность, социальную значимость, связь с реальной практикой, «близость»
к участникам. В учебном процессе можно связать тему с изучаемым материалом. Сформулировать тему необходимо так, чтобы она заставляла задуматься над предложенной проблемой, быть ясной, понятной, не иметь двусмысленных толкований.

Разработка сценария дискуссии начинается с определения содержания вводного слова руководителя (в котором, как правило, называется, цель, задачи дискуссии, ее тема, актуальность). Далее следует продумать вопросы для обсуждения, желательно, чтобы они давали «пищу» для размышления, актуализировали знания участников, затрагивали разные аспекты темы, стимулировали обсуждение; приемы активизации участников (наглядность, аудио- и видеоматериалы, презентации); список литературы, необходимой для изучения. На этом же этапе решается вопрос о форме дискуссии и условиях ее проведения.

Если тема для обсуждения достаточно сложна для участников или является относительно новой, желательно довести до участников основные моменты дискуссии заранее (тему, вопросы для обсуждения, возможные разделения на команды, назначенные роли). При необходимости участники могут предварительно ознакомиться с литературой, изучить проблему, проконсультироваться со специалистами, проанализировать имеющиеся точки зрения на проблему, выработать собственную позицию в споре.

2. Вводная часть (этап)

В начале занятия ведущий выступает со вступительным словом, в котором напоминает тему дискуссии, ее цели и задачи, основные вопросы для обсуждения, знакомит с процедурой проведения дискуссии, временными рамками для каждого этапа.

После чего, согласно выбранной форме дискуссии, возможно разделение группы на подгруппы, размещение участников в пространстве аудитории согласно их «позиции» или роли (это может быть сделано и до начала дискуссии).

Если члены группы не знакомы друг другом или с некоторыми участниками обсуждения (например, специалисты, приглашенные на круглый стол), следует обязательная процедура знакомства (которая может быть организована различными способами).

Для того чтобы «разогреть» участников, вовлечь их в дискуссию, ведущий или один-два члена группы (заранее подготовившиеся) выступают с вводным сообщением, раскрывающим проблему и ее аспекты.

3. Собственно дискуссия (обсуждение)

В проведении этого этапа можно выделить две основные фазы.

Первая связана с высказыванием всевозможных мнений, совместным анализом различных аспектов проблемы, подходов к ее решению. Участники в заданном формой дискуссии порядке (по очереди, в подгруппах, свободно) высказывают собственную точку зрения на предмет обсуждения, приводят аргументы и контраргументы, задают вопросы оппонентам. Происходит активный обмен мнениями.

На второй фазе ведущий побуждает участников к упорядочиванию, систематизации изложенных мнений, их обобщению, совместной оценке предложенных решений, формулировке общего мнения (в зависимости от целей дискуссии).

4. Завершающий этап

На этом этапе происходит сопоставление целей дискуссии с полученными результатами (например, формулировка общего мнения по предмету дискуссии, обобщение новых знаний или выбор оптимального решения проблемы). При необходимости показывается логичность или ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных моментов дискуссии. Желательно, чтобы в обобщении результатов дискуссии участвовали все участники, а ведущий только подвел итоги обсуждения.

После этого ведущий оценивает поведение участников. При этом обращается внимание на содержание выступлений, глубину аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики, навыки работы в команде.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    О. М. Чикова. Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа по дисциплине для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология».
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» по специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс предназначен для будущих педагогов-психологов. Он предусматривает углубленное знакомство студентов с психологической коррекцией проблем научения (познания) и воспитания (формирования личности) ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы нейропсихологии» по специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Юров Ю.В. Основы нейропсихологии: Программа и методические указания к практическим занятиям по специальности « Педагогика и психология».- Воронеж: , 2005
  4. Программа учебной дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

    Программа
    Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта. (национально- региональный (вузовский) компонент
  5. Тематическое планирование к рабочей программе по дисциплине «Психодиагностика» для специальности 050706 «педагогика и психология» Дневное отделение

    Тематическое планирование
    Курс «Психодиагностика» представляет блок дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент. Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.

Другие похожие документы..