Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя граж...полностью>>
'Конкурс'
В настоящее время значительные преобразования затронули и обучение английскому языку. Все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных т...полностью>>
'Урок'
Учитель предъявляет ученикам презентацию для усвоения новых понятий (даётся понятие, какая сказка называется волшебной; строение волшебной сказки (нал...полностью>>
'Документ'
«Ознакомление дошкольников с вышивкой» МДОУ д/с№232Методическое обеспечение: Дикаревская Л.А. - методист ДМЦ г. Краснодара.В основу пособия положен о...полностью>>

Учебное пособие для студентов специальности 050706 «Педагогика и психология» ибакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.4.Методика проведения

Правила проведения метода

При проведении занятий методом анализа конкретных ситуаций необходимо придерживаться следующих правил:

  • все участники отвечают за работу в целом, а не за ту часть, которую выполняет каждый. Все, что наработано группой, причисляется к ее заслугам в целом;

  • каждый участник групповой работы лишается авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе; должен ощущать свою принадлежность
    к команде и ответственность за то, какой вносит вклад в общее дело;

  • работающий в группе должен учитывать мнения других. Работа
    в команде предполагает стремление к сотрудничеству и готовность поступиться своими собственными позициями.

Проведение учебного занятия с использованием метода анализа конкретных ситуаций обычно включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный.

  2. Вводная часть.

  3. Представление ситуации.

  4. Выделение проблемы, ее формулировка.

  5. Групповая работа над ситуацией, поиск решения.

  6. Принятие решения.

  7. Подведение итогов занятия.

Рассмотрим каждый из них подробно.

1. Подготовительный этап (до начала занятий)

Ведущему необходимо конкретизировать цель, задачи занятия, определить его технологическую модель, разработать или выбрать готовый кейс, определить ход занятия, подобрать материалы для визуализации, приложения к кейсу, выбрать оптимальную форму преподнесения материала для ознакомления, правила работы в группе, варианты презентации решений, систему оценивания решений кейса.

Желательно также организовать пространство кабинета (зала) в котором будет проводиться занятие так, чтобы обеспечить максимально
эффективное взаимодействие участников групповой работы (например, буквой «П», треугольником, по группам).

2. Вводная часть

Вступительная часть занятия может начинаться с фрагмента игрового фильма, видеоматериалов с реальными событиями, относящимися к ситуации, проблемной статьи, статистических данных. Это способствует актуализации знаний участников в определенной области, повышению уровня мотивации.

Далее должно следовать слово преподавателя, в котором обозначается тема занятия и/или дискуссии, его цель, контекст предстоящей работы. Ведущий обосновывает актуальность темы, раскрывает ее сложность, степень решения в теории и на практике, указывает связь проблемы
с профессиональной деятельностью обучаемых. После этого знакомит
с организационными особенностями занятия. Как правило, учебная группа делится на несколько рабочих подгрупп по 5—7 человек каждая. Ведущий определяет задачи для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения), устанавливает время и режим самостоятельной работы.

3. Представление ситуации

Ознакомление обучающихся с текстом кейса может осуществляться как непосредственно на занятии, так и за несколько дней до него (в качестве самостоятельной работы). При этом время, отводимое на подготовку, определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Чаще всего ситуация предъявляется в письменной форме, ее описание может занимать от нескольких абзацев до 40 страниц печатного текста.

Письменное представление ситуации должно включать:

    1. Титульный лист с кратким названием ситуации, указанием автора и года написания.

    2. Введение, где упоминаются действующие лица, рассказывается об истории организации, указывается время начала действия.

    3. Основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема.

    4. Заключение (концовку), где ситуация может «зависать» на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы.

    5. Приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копии документов, публикации, фото и др.).

    6. Заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие в реальной жизни события).

    7. Записку для преподавателя (teaching note), которая разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса, описывает методические особенности работы с ситуацией в группе, авторского подхода к ее разбору.

Заключение и тем более записка для преподавателя крайне редко публикуются.

Также могут быть применены следующие приемы и способы предъявления ситуаций:

  • видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);

  • киноэпизоды художественных и документальных фильмов;

  • аудиозапись интервью, беседы, доклада и т. д.;

  • фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;

  • «досье ситуации» — различные документы, отчеты, докладные
    записки, инструкции, проекты и т. п.;

  • выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события;

  • с электронных носителей.

Информацию печатной или на электронных носителях легче анализировать, чем информацию, представленную, например, в аудио- или видеовариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становится мультимедиа-пред-ставление кейсов. Возможности мультимедиа позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой
информации и интерактивного видеоизображения.

4. Выделение проблемы, ее формулировка

Очень важный этап. При неквалифицированном ведении дискуссии участники его пропускают и переходят сразу к решению.

На этом этапе участникам необходимо определить наличие проблемы, ее сущность (в чем состоит), актуальность решения; выделить симптомы проблемы; установить главные и второстепенными факты; выявить ведущие факторы и действующие лица; уточнить дополнительно нужное.

В результате это должно привести к выделению основной проблемы
и ее формулированию.

5. Групповая работа над ситуацией, поиск решения

На данном этапе обсуждение в подгруппах концентрируется вокруг трех основных моментов: проблемы, альтернативных вариантов ее решения и действий, которые предпочтительны в этой ситуации.

Обучающимся необходимо определить возможные пути решения задачи, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных и отрицательных последствий каждого; обосновать лучший вариант решения, проанализировать необходимые ресурсы по их осуществлению, определить свою позицию; разработать рекомендации для учета их в предстоящей профессиональной деятельности.

6. Принятие решения

Для выработки общегруппового решения представители подгрупп поочередно проводят презентацию результатов своей работы: излагают общее мнение о событии, обосновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы.

После выступлений представителей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения, выбор наилучшего решения для данной ситуации.

Наиболее распространенным способом презентации результатов деятельности подгрупп является устное публичное представление решений кейса группе. Преимущества такой презентации в ее эффектности, эмоциональности, гибкости. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории. Публичное выступление способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся. В то же время она достаточно трудна для восприятия и запоминания.

Письменная презентация чаще всего выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания. Она считается менее эффектной, но обучающая роль ее весьма велика, развивает умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т. д. Подготовка письменного анализа кейса аналогична подготовке устного, с той разницей, что письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Письменный отчет-презентация может сдаваться по истечении некоторого времени после устной презентации, что позволяет студентам более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.

Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая — аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Презентация может быть и преподавательская, когда преподаватель представляет кейс перед студентами, стараясь заинтересовать их, либо презентует результаты работы группы в целом, если работа над кейсом была длительной, что позволяет студентам системно представить сложную ситуацию.

Также выделяют промежуточную и конечную презентации. Первая связана с представлением промежуточного результата, конечная — дает готовое решение.

7. Подведение итогов занятия

Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы, позиции подгрупп при анализе, сопоставляет их
с тенденциями в реальной практике, выделяет правильные или ошибочные решения, обосновывает оптимальный подход к решению подобных ситуаций, обращает внимание на круг знаний и навыков, необходимых для их решения, рекомендует дополнительную литературу по проблеме.

Для завершения работы руководитель может использовать разные способы, например, это может быть мини-лекция по теме, статистика, предоставление информации о будущих событиях, которые описывались в ситуации.

Основные пункты дискуссии, решения проблемы должны быть по возможности зафиксированы письменно, например, на доске или экране.

Виды анализа кейсов

  1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

  2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

  3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).

  4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).

  5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

  6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).

  7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

  8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).

4.5. Рекомендации ведущему

Деятельность преподавателя при использовании метода case-study включает в себя две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную внеаудиторную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа, состоящую из научно-исследовательской, конструирующей и методической частей. Особого внимания заслуживает разработка методического обеспечения самостоятельной работы студентов по анализу кейса и подготовке к обсуждению, а также методического обеспечения предстоящего занятия по его разбору. Преподаватель должен постараться предусмотреть возможную реакцию аудитории на поставленные вопросы, чтобы направить обсуждение на достижение учебных целей.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Он генерирует вопросы, которые могут провоцировать решение задачи, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию, наблюдает за работой подгрупп, отвечает на вопросы, дает рекомендации. Руководителю дискуссии необходимо отметить важность отделения фактов от толкования, рекомендовать участникам учитывать, кто дал те или иные сведения.

Очень важно создать атмосферу доверительности, открытости, уважения любого решения. Желательно, чтобы ведущий был достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, умел разрешать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обес-печивать соблюдение правил дискуссии. Это вдохновляет обучающихся на совместную работу, развивает гибкость в подходе к проблеме.

Результат

Метод анализа конкретных ситуаций развивает следующие навыки:

1. Аналитические: умение работать с информацией (анализировать
и классифицировать, выделять существенную и второстепенную информацию, находить пропуски и уметь восстанавливать их; отличать данные от информации); объективно анализировать ситуации; самостоятельно формулировать задачи; обосновывать собственные суждения, выявлять причины и прогнозировать последствия тех или иных действий; мыслить ясно и логично.

2. Коммуникативные: аргументировано высказывать собственную точку зрения, защищать ее; говорить убедительно, формулировать вопросы слушать и отвечать на контраргументы противников; учитывать альтернативную точку зрения; выступать публично, перед большой аудиторией.

3. Навыки презентации: публично представить интеллектуальный продукт, рекламировать его, показать достоинства и возможные направления эффективного использования.

4. Практического применения теоретических знаний: использования теории, методов и принципов на практике; умение оперировать терминами.

5. Творческие: генерации альтернативных решений задачи.

6. Работы в команде: возможность работы группы в едином проблемном поле, навыки и умения продуктивного сотрудничества.

Метод анализа конкретных ситуаций формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе со стороны студентов, активизирует познавательную деятельность. Способствует развитию профессионально важных качеств, профессиональных позиций, своеобразного профессионального мироощущения, профессионализации обучающихся в целом. Углубляет и расширяет их жизненный и профессиональный опыт. Способствует становлению личности, системы ценностей студентов, жизненных установок. Развивает самостоятельность, волю, решительность, целенаправленность.

Преимущества и недостатки

Преимущества метода — в преодолении недостатков традиционного обучения, связанных с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала. А также с возможностью применить полученные теоретические знания к анализу реальных ситуаций из жизни или профессиональной практики, т. е. с высокой практичностью метода.

Ограничениями (недостатками) метода считаются значительные временные затраты для его проведения (в классическом варианте), наличие качественных актуальных кейсов, невозможность использования
в многочисленной аудитории. А также обращенность преимущественно
к ее интеллектуальной стороне (отсутствие проигрывания ситуации принятия решений, как, например, это происходит в деловой игре).

4.6. Модификации

В практике применения метода анализа конкретных ситуаций определились некоторые его разновидности.

  1. Инцидент — это анализ своеобразных микроситуаций и принятие быстрого решения. Участникам письменно или устно сообщается краткая информация о свершившимся событии, инциденте. Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения участники получают от ведущего, задавая ему вопросы. По характеру вопросов ведущий оценивает эффективность поиска участников и в своих ответах может варьировать содержание ситуации. После получения от ведущего ответов на свои вопросы участники должны принять решение.

  2. Казус отличается от инцидента тем, что участникам представляется сразу обширная информация, требующая более тщательного и всестороннего анализа и принятия решения.

3. Последовательные ситуации — несколько взаимосвязанных инцидентов, анализ и принятие последовательных решений.

4. Метод «разбора критических случаев». Он основан на анализе критических ситуаций из опыта ведущего. Должны отбираться случаи, которые привели к непредвиденным последствиям, потребовали серьезных решений. Поэтому концентрирование внимания обучаемых — на этих случаях, выработки обобщенных точек зрения на поведение в экстремальных условиях. Метод разбора критических случаев способствует формированию профессиональной интуиции, чутья, умения разбираться
в нестандартных ситуациях, а также предвидеть возможные последствия тех или иных решений. Отличается большим количеством деталей и меньшей схематичностью.

  1. Метод «лабиринта действий». Обучаемые снабжаются детальным печатным описанием инцидента или ситуации, которые могут возникнуть в их будущей деятельности. В конце описания каждой ситуации дается список действий, одно или несколько из которых являются приемлемыми для разрешения данного конфликта. Такой перечень не только позволяет обучаемому «прокрутить» возможные варианты решения проблемы, но и мысленно проследить все возможные последствия решения, непредвиденные побочные осложнения и т. д. Обучаемым представляется возможность решить задачу несколькими способами, чтобы научить их отличать тупиковые варианты решений от решений, ведущих к цели. Такой метод применяется в тех случаях, когда нужно научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или в ситуациях со многими возможными исходами: при выходе из конфликтной ситуации, при выборе оптимального педагогического решения и т. п. Различия в возможных действиях постепенно делаются все более тонкими, что значительно затрудняет задание, а тем самым активизирует мышление обучаемых.

  2. Практические проблемные задачи. Достоинство метода состоит
    в том, что на его основе обучаемые могут научиться выделять проблемы, обнаруживать в них противоречия, всесторонне анализировать их, находить оптимальные пути их разрешения.

Способы анализа конкретных ситуаций возможны следующие:

  • заданную ситуацию каждый решает сначала индивидуально, знакомясь с ней дома, после чего проводится групповое обсуждение;

  • группа разбивается на 2—3 подгруппы, каждая из которых решает задачу самостоятельно, затем мнения подгрупп сталкиваются;

  • ситуация может обсуждаться сразу всей группой.

Вопросы для самопроверки

    1. Как иначе называют метод анализа конкретных ситуаций?

    2. Какова история метода АКС?

    3. В чем специфические отличия метода АКС?

    4. В каких случаях и с какой целью целесообразно использовать метод АКС?

    5. Каким требованиям должны отвечать ситуации, предлагаемые для анализа?

    6. Какие типы кейсов используются в данном методе?

    7. Какова специфика проведения метода?

    8. Как могут предъявляться ситуации обучающимся?

    9. Каковы возможные способы презентации результатов анализа кейса?

    10. В чем вы видите роль ведущего АКС?

    11. Что развивает метод АКС?

    12. Какие существуют модификации метода АКС?

Задания для самостоятельной работы

    1. Самостоятельно подготовьте (разработайте) ситуацию, согласно требованиям.

    2. Разработайте сценарий занятия с использованием метода АКС и проведите его со своей и чужой группами. Напишите отчет.

    3. Подготовьте презентацию результатов занятия в программе PowerPoint.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    О. М. Чикова. Методика преподавания психологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа по дисциплине для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология».
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» по специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс предназначен для будущих педагогов-психологов. Он предусматривает углубленное знакомство студентов с психологической коррекцией проблем научения (познания) и воспитания (формирования личности) ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы нейропсихологии» по специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Юров Ю.В. Основы нейропсихологии: Программа и методические указания к практическим занятиям по специальности « Педагогика и психология».- Воронеж: , 2005
  4. Программа учебной дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» для специальности 050706 «педагогика и психология» Составитель

    Программа
    Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта. (национально- региональный (вузовский) компонент
  5. Тематическое планирование к рабочей программе по дисциплине «Психодиагностика» для специальности 050706 «педагогика и психология» Дневное отделение

    Тематическое планирование
    Курс «Психодиагностика» представляет блок дисциплин предметной подготовки, федеральный компонент. Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.

Другие похожие документы..