Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Дипломы, медали, благодарности Президента и даже генеральские погоны из рук Главнокомандующего получили на этой неделе выпускники особого ВУЗа. На при...полностью>>
'Документ'
Виды и особенности налоговых правоотношений. Правовое положение Федеральной налоговой службы РФ в системе органов власти и управления....полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе программы по литературе для 9 класса общеобразовательных учреждений С.А.Зинина. Прогр...полностью>>
'Программа'
на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской област...полностью>>

Календарный план учебных занятий по дисциплине «Методы контроля состояния окружающей среды» Лектор доцент кафедры радиоэкологии, к б. н. Кулиева Г. А

Главная > Лабораторная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра радиоэкологии

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

учебных занятий по дисциплине «Методы контроля состояния окружающей среды»

Лектор доцент кафедры радиоэкологии, к.б.н. Кулиева Г.А.,

учебных недель -15, лекций – 15, практических работ – 15,

3 курс 2-й семестр 2010/2011 уч. г.

НЕДЕЛИ

ЛЕКЦИИ

Число часов

Практические занятия, лабораторные работы

Число часов

1 неделя

7.2-13.2. 2011

Введение. Основные понятия. Опасные и вредные производственные факторы.

2

Вводное занятие: Обсуждение тем рефератов, бально-рейтинговой системы

2

2 неделя

16.2-20.2

Электромагнитные поля

2

Спектр электромагнитных излучений. Классификация электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.

2

3 неделя

23.2-27.2

Электростатические поля

2

Лабораторная работа № 1

Измерение электромагнитных полей

2

4 неделя

2.3-6.3

Световая среда

2

Лабораторная работа №2

Измерение электростатического поля.

2

5 неделя

9.3-13.3

Световая среда

2

Лабораторная работа № 3

Измерение параметров естественного и совмещенного освещения аудитории 426

2

6 неделя

16.3-20.3

Акустические колебания

2

Контрольная работа №1

2

7 неделя

23.3-27.3

Ультразвук

2

Биологическое действие шума на организм человека

2

8 неделя

30.3-3.4

Инфразвук

2

Лабораторная работа № 4

Измерение звуковых характеристик аудитории 426.

2

9 неделя

6.4-10.4

Вибрация

2

Биологическое действие вибрации на организм человека

10 неделя

13.4-17.4

Вибрация

2

Лабораторная работа №5 Измерение общей и локальной вибрации

2

11 неделя

20.4-24.4

Сочетанное действие вредных факторов

2

Контрольная работа №2

2

12 неделя

27.4-1.5

Гигиеническая оценка физических факторов рабочей среды

2

Защита рефератов

2

13 неделя

4.5-8.5

Классы условий труда

2

Защита рефератов

2

14 неделя

11.5-15.5

Нормативно-методические документы, обеспечивающие безопасность трудового процесса

2

Защита рефератов

2

15 неделя

18.5-22.5

Зачет

2

Итоговая контрольная работа

2

Программа курса

«Методы контроля состояния окружающей среды»

2010-2011 учебный год, второй семестр

Кафедра радиоэкологии, экологический факультет

Количество аудиторных часов: 15 лекций по 2 аудиторных часа; 15 семинаров по 2 аудиторных часа. Всего: 62 аудиторных часа. Самостоятельная работа: 82 часа.

Цель курса: дать слушателям представление об опасных и вредных факторах (физических, химических, биологических, психофизиологических), возникающих в производственной среде и в быту, и их влиянии на состояние здоровья людей.

Содержание курса:

Тема 1. Опасные и вредные производственные факторы.

Классификация опасных и вредных производственных факторов. Физические, химические, биологические, психофизиологические факторы: источники и зоны действия факторов. Оценка воздействия негативных факторов. Закон Вебера-Фехнера.

Тема 2. Электромагнитные поля.

Общее понятие об электрических и магнитных полях промышленной частоты. Источники электрических и магнитных полей промышленной частоты. Биологическое действие электромагнитных полей радиочастот на организм человека (степень и характер их воздействия). Нормирование электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Расчет допустимых значений напряженностей электрического и магнитного полей для разных частот; расчет допустимого времени пребывания персонала в зоне воздействия электромагнитных полей. Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений. Измерение электромагнитных полей, технические характеристики приборов.

Тема 3. Электростатические поля.

Электростатическое поле и его свойства. Причины и источники появления статического электричества. Биологическое действие электростатического поля. Нормирование уровней напряженностей электростатических полей. Расчет допустимого времени пребывания персонала в зоне действия электростатических полей без средств защиты. Измерение электростатических полей, технические характеристики приборов.

Тема 4. Световая среда.

Основные характеристики света и зрительные функции. Спектр электромагнитных излучений оптического диапазона. Освещенность, коэффициент пульсации освещенности, показатель ослепленности. Виды освещения и их источники. Организация производственного освещения. Биологическое действие света. Нормирование освещенности.

Тема 5. Световая среда.

Естественное освещение. Коэффициент естественной освещенности, световой коэффициент, коэффициент заглубления. Искусственное и совмещенное освещение. Наименьшие допустимые значения освещенности рабочих поверхностей основных помещений учебных учреждений. Измерение освещенности, основные технические характеристики измерительных приборов.

Тема 6. Акустические колебания.

Физические характеристики и классификация звуковых колебаний. Источники шума. Классификация шума по показателям. Постоянные и непостоянные шумы. Эквивалентный уровень звука. Дозная оценка производственных шумов. Биологическое действие шума на организм человека. Влияние шума на основные органы и системы. Гигиеническое нормирование шума. Измерение шума.

Тема 7. Ультразвук.

Физические характеристики и классификация ультразвуковых колебаний. Источники и способы распространения ультразвуковых колебаний. Биологический эффект воздействия ультразвука на организм. Нормирование ультразвука. Измерение ультразвука, технические характеристики измерительных приборов.

Тема 8. Инфразвук.

Физические характеристики и классификация инфразвука. Источники инфразвуковых колебаний. Биологическое действие инфразвуковых колебаний на организм человека. Собственные (резонансные) частоты некоторых частей тела человека. Нормирование инфразвука. Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах и на территории жилой застройки. Измерение инфразука, технические характеристики измерительных приборов.

Тема 9. Вибрация.

Физические характеристики и классификация производственных вибраций. Вибрация рабочего места. Вертикальная и горизонтальная вибрации. Постоянная и непостоянная вибрации. Локальная и общая вибрации. Транспортная, транспортно-технологическая, технологическая вибрации.

Тема 10. Вибрация.

Биологическое действие общей и локальной вибрации на организм человека. Гигиеническое нормирование вибраций. Измерение вибрации, технические характеристики измерительных приборов.

Тема 11. Сочетанное действие вредных факторов.

Коэффициент повышения риска вибрационной болезни в зависимости от уровня сопутствующего шума, температуры окружающей среды и категории тяжести работ. Сочетанное действие шума, вибрации, освещенности, электромагнитных полей. Микроклимат. Допустимые значения параметров шума, освещенности, напряженности электрического и магнитного полей, вибрации и других факторов при сочетанном их действии на организм человека.

Тема 12. Гигиеническая оценка физических факторов рабочей среды.

Классы условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда), их характеристика. Виброакустические факторы. Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряжённости трудового процесса. Гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности.

Тема 13. Классы условий труда.

Определение класса условий труда при воздействии производственного шума. Определение степени вредности условий труда при воз­действии производственной вибрации. Определение класса условий труда при воздействии ин­фразвука. Определение класса условий труда при воздействии ультразвука. Классы условий труда при действии неионизирующих электромагнитных полей и излучений. Классы условий труда в зависимости от параметров световой среды. Классы условий труда в зависимости от дополнительных параметров световой среды. Общая гигиеническая оценка условий труда.

Тема 14. Нормативно-методические документы, обеспечивающие безопасность трудового процесса.

Перечень федеральных нормативных и методических документов для контроля за опасными физическими факторами. МУ, МУК, МР, ГОСТ-НОРМЫ, ГОСТ-МЕТОДЫ.

Конспект лекций по курсу

«Методы контроля состояния окружающей среды»

ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Физические факторы

Источники и зоны действия фактора

1. Запыленность воздуха рабочей зоны

Зоны переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т п.

2. Вибрации:

Общие

Локальные

Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины.

Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин.

3. Акустические колебания:

Инфразвук

Шум

Ультразвук

Зоны около виброплощадок, мощных двигателей внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем.

Зоны около технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов, транспортных средств, энергетических машин

Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов: ванны для ультразвуковой обработки.

4. Статическое электричество

Зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе, зоны окраски распылением, синтетические материалы.

5. Электромагнитные поля и излучения

Зоны около линий электропередач, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов.

6. Инфракрасная радиация

Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени.

7. Лазерное излучение

Лазеры, отраженное лазерное излучение .

8. Ультрафиолетовая радиация

Зоны сварки, плазменной обработки.

9. Ионизирующие излучения

Ядерное топливо, источники излучений, применяемые в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях.

10. Электрический ток

Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом и т.д.

11. Движущиеся машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающихся конструкций и т.п.

Зоны движения наземного транспорта, конвейеров, подземных механизмов, подвижных частей станков, инструмента, зоны около систем повышенного давления, емкостей со сжатыми газами, трубопроводов, пневмогидроустановок.

12. Высота, падающие предметы

Строительные и монтажные работы, обслуживание машин и установок.

13. Острые кромки

Режущий и колющий инструмент, заусенцы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов.

14. Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов

Паропроводы, газоводы, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы.

Химические факторы

Источники и зоны действия фактора

По пути проникновения в организм

1. Ингаляционный путь:

загазованность рабочей зоны

запыленность рабочей зоны

2. Дермальный путь: попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки

3. оральный путь:

попадание ядов в желудочно-кишечный тракт

Утечки токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей.

Сварка и плазменная обработка материалов с содержанием Cr2O3, MnO, пересыпка и транспортирование дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий.

Гальваническое производство, заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей).

Ошибки при применении жидкостей.

По характеру воздействия на организм:

Раздражающие

Токсические

Сенсибилизирую-щие

Мутагенные

Канцерогенные

Вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, лёгких, кожных покровов.

Вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы (ЦНС, кроветворения), вызывающие патологические изменения печени, почек

Действующие как аллергены

(формальдегид, растворители, лаки на основе нитро- и нитрозосоединений и др.)

Приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации

(свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.)

Вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, ароматические углеводороды, хром, никель, асбест и др.)

Влияющие на репродуктивную функцию

Фиброгенные

(ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы и др.)

Вызывают атрофию или гипертрофию слизистой верхних дыхательных путей. Задерживаясь в лёгких, приводят к развитию соединительной ткани в воздухообменной зоне и рубцеванию (фиброзу) лёгких (пневмокониозы и пневмосклерозы);

(аэрозоли дезинтеграции угля, угольнопородные аэрозоли, аэрозоли кокса, саж, алмазов, углеродных волокнистых материалов, аэрозоли (пыли) животного и растительного происхождения, силикатсодержащие пыли, силикаты, алюмосиликаты, аэрозоли дезинтеграции и конденсации металлов, кремнийсодержащие пыли)

Электрические и магнитные поля промышленной частоты

  • Электрические и магнитные поля промышленной частоты (ПЧ) являются частью сверхнизкочастотного диапазона радиочастотного спектра.

  • Диапазон промышленной частоты представлен в нашей стране частотой 50 Гц, длина волны составляет 6000 км (в ряде стран Американского континента 60 Гц).

  • Основные источники ЭМП ПЧ:

- производственного и бытового электрооборудования переменного тока,

- воздушные линии электропередач

сверхвысокого напряжения.

  • В зависимости от места и условий воздействия ЭМИ различают четыре вида облучения:

1. профессиональное,

2. непрофессиональное,

3. облучение в быту,

4. облучение в лечебных целях.

По характеру облучения:

1. общее,

2. местное.

Биологическое действие электромагнитных полей радиочастот на организм человека

  • пять диапазонов частот:

  • 1. от единиц до нескольких тысяч герц (тело человека при взаимодействии его с электромагнитным полем этого диапазона может рассматриваться как достаточно хороший проводник),

  • 2. от нескольких тысяч герц до 30 МГц (быстрый рост величины поглощения энергии),

  • 3. 30 МГц-10 ГГц (Тело как бы втягивает в себя энергию из окружающего пространства и поглощает энергии больше, чем её приходится на его поперечное сечение),

  • 4. 10-200 ГГц (быстрое затухание энергии ЭМП при её проникновении внутрь ткани)

  • 5. 200-3000 ГГц (поглощаются самыми поверхностными слоями кожи).

Степень и характер воздействия ЭМИ на организм определяются:

- плотностью потока энергии,

- частотой излучения,

- продолжительностью воздействия,

- режимом облучения (непрерывный, прерывистый, импульсный),

-размером облучаемой поверхности,

- индивидуальными особенностями организма,

- наличием сопутствующих факторов (повышенная температура окружающего воздуха - свыше 28°С, наличие рентгеновского излучения).

При одинаковых значениях напряжённости поля коэффициент поглощения в тканях с высоким содержанием воды примерно в 60 раз выше, чем в тканях с низким содержанием.

Электростатическое поле

  • Электростатическое поле (ЭСП) – электрическое поле, созданное неподвижными электрическими зарядами.

  • Свойства ЭСП в каждой точке пространства не зависят от времени.

  • Напряжённость ЭСП определяется степенью взаимодействия зарядов и является силовой характеристикой поля.

  • Статическое электричество – это совокупность явлений, связанных с возникновением, сохранением и релаксацией свободного электрического заряда на поверхности и в объёме диэлектриков и полупроводников.

При соприкосновении двух разнозарядных веществ из-за неравновесности атомных и молекулярных сил на их поверхности происходит перераспределение электронов (в жидкостях и газах ещё и ионов) с образованием двойного электрического слоя с противоположными знаками электрических зарядов.

Между соприкасающимися телами, особенно при их трении, возникает контактная разность потенциалов, значение которой зависит от ряда факторов – диэлектрических свойств материалов, значения их взаимного давления при соприкосновении, влажности и температуры поверхностей тел, климатических условий.

  • Причины и источники появления статического электричества в лабораториях, производственных и научно-исследовательских учреждениях:

1. Наведение статического электричества на экранах и корпусах видеомониторов
персональных компьютеров;

2. Появление электростатических зарядов на платах и приборах микроэлектронной
техники в процессе их взаимного перемещения при монтаже схем, ремонте и
настройки аппаратуры;

3. Возникновение электрического потенциала на незаземленном оборудовании за счёт электрической индукции при сильных грозовых разрядах и недостаточной молниезащите

  • При одинаковых значениях диэлектрической постоянной соприкасающихся материалов электростатические заряды не возникают.

  • При относительной влажности воздуха 85% и более разрядов статического электричества практически не возникает. В аэрозолях электрические заряды возникают от трения частиц вещества друг о друга и о воздух во время движения.

СВЕТОВАЯ СРЕДА

  • Свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760 нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора.

Биологическое действие светового излучения зависит от степени его проникновения в ткани. Чем больше длина волны, тем сильнее действие излучения. Инфракрасные лучи проникают в ткани на глубину до 23 см, видимый свет – до 1 см, ультрафиолетовые лучи – на 0,5-1 мм.

ИК-излучение :

С – дальний спектр:(100∙103 – 250∙102 )нм,

В – средний спектр: (250∙102 – 2500)нм,

А – ближний спектр: (2500 – 760)нм.

Видимая область спектра:

Красный: (760-620)нм

Оранжевый: (620-590)нм

Желтый: (590-560)нм

Зеленый:(560-500)нм

Голубой: (500-480)нм

Синий: (480-450)нм

Фиолетовый: (450-400)нм.

УФ-излучение:

А – ближний: (400-315)нм

Б – средний: (315-280)нм

С – дальний: (280-200)нм

Вакуумный: (200-5)нм.

  • Спектральная чувствительность глаза - свойства глаза по разному оценивать одинаковую лучистую мощность различных длин волн видимого спектра.

  • Освещение характеризуется количественными показателями.

  • Световой поток (Ф) часть лучистого потока, воспринимаемая человеком как свет. Характеризует мощность светового излучения. Единица светового потока – люмен (лм).

  • Сила света (J)пространственная плотность светового потока. Определяется как отношение светового потока Ф, исходящего от источника и равномерно распространяющегося внутри элементарного телесного угла Ω, к величине этого угла:

J = Ф/Ω

Сила света измеряется в канделах (кд).

  • Освещённость (Е) - распределение светового потока (Ф) на поверхность площадью S:

Е = Ф/S

  • Измеряется в люксах (лк) – освещённость поверхности площадью 1 м2 световым потоком в 1 лм (лм/м2).

  • Освещённость поверхности не зависит от её световых свойств.

Естественное освещение

  • Естественное освещение определяется следующими нормативными показателями:

1. достаточным коэффициентом естественной освещённости (КЕО),

2. световым коэффициентом (СК),

3. коэффициентом заглубления (КЗ).

  • В качестве критерия оценки естественного освещения принята относительная величина КЕО.

Принято раздельное нормирование КЕО для бокового и верхнего естественного освещения.

  • При боковом освещении нормируют минимальное значение КЕО в пределах рабочей зоны, которое должно быть обеспечено в точках, наиболее удалённых от окна;

  • В помещениях с верхним и комбинированным освещением по усреднённому КЕО в пределах рабочей зоны.

  • КЕО – это отношение естественной освещённости в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости без прямого солнечного света.

  • КЕО выражается в процентах.

  • КЕО показывает, какую долю наружной освещённости, принятой за 100%, составляет освещённость в оцениваемой точке помещения. При светотехническом методе оценки освещения КЕО может быть определён экспериментально с помощью люксметра.

  • СК – это отношение остекленной поверхности окон (без рам и переплетов) к площади пола.

  • В учебных помещениях это отношение должно составлять 1:4 или 1:5.

  • СК характеризует обеспеченность помещения естественным светом.

  • СК не отражает влияния на освещение таких факторов, как ориентация окон, затеняющее действие противостоящих зданий, деревьев и др.

  • КЗ характеризует естественное освещение рабочих мест, расположенных у противоположной от окон стены.

  • КЗ определяется путём деления высоты верхнего края окна от пола на глубину помещения.

  • В учебных помещениях КЗ равен 1:2 (2,8:6), т. е. глубина помещения не должна превышать высоту от верхнего края окна до пола более, чем в 2 раза.

Основным показателем при оценке освещения в учреждениях является освещённость рабочей поверхности: стола, верстака, части оборудования или изделия и т.д.

“Условная рабочая поверхность” – это горизонтальная поверхность, расположенная на высоте 0,8 м от пола.

АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ

  • От 16 Гц до 20 кГц - звуковые акустические колебания воспринимаются человеком с нормальным слухом;

  • менее 16 Гц – инфразвуковые,

  • выше 20 кГц – ультразвуковые

Физические характеристики и классификация звуковых колебаний

  • Пространство, в котором распространяется звуковая волна, является звуковым полем.

Характеристики шума:

  • 1) частота f , Гц (количество колебаний, совершаемых частицами среды в течение 1 с);

  • 2) звуковое давление Р, Па (превышение давления в среде при прохождении через неё звуковой волны);

  • 3) интенсивность или сила звука I, Вт/ м2 (звуковая энергия, проходящая через площадку в 1 м2, перпендикулярно направлению распространения звуковой волны):

I = Р / ср, где

Р – звуковое давление в точке измерения,

с – скорость распространения звуковой волны,

р – плотность среды.

  • Совокупность частот звуков, составляющих шум, называют спектром шума.

  • Весь спектр поделён на отдельные участки - октавы.

  • Октава - это полоса частот, в которой верхняя и нижняя граничные частоты отличаются в два раза. Эти октавные полосы обозначаются средней частотой.

  • Среднегеометрическая октавная (третьоктавная) полоса частот:

f(ср) = f(н)∙f(в) , где

f(н) и f(в) – нижняя и верхняя граничные частоты,

для октавных полос f(в) / f(н) = 2,

для третьоктавных f(в) / f(н) = 1,26.

ИНФРАЗВУК

  • Инфразвук – область акустических колебаний с частотой, ниже 16 Гц.

  • По характеру спектра инфразвук подразделяется на:

  • - широкополосный инфразвук, с непрерывным спектром шириной более одной октавы;

  • - тональный инфразвук, в спектре которого имеются слышимые дискретные

  • По временным характеристикам:

  • - постоянный инфразвук - уровень звукового давления изменяется за время наблюдения не более чем в 2 раза (на 6 дБ) при измерениях по шкале шумомера "линейная" (Z) на временной характеристике "медленно" (S);

  • -непостоянный инфразвук - уровень звукового давления изменяется за время наблюдения не менее чем в 2 раза (на 6 дБ) при измерениях по шкале шумомера Z на временной характеристике S.

Источник инфразвука

Характерный частотный
диапазон инфразвука

Уровни инфразвука,

дБ

Автомобильный транспорт

Весь спектр инфразвукового диапазона

Снаружи 70-90
внутри до 120

Железнодорожный транспорт и трамваи

10-16 Гц

Внутри и снаружи 85-120

Промышленные установки аэродинамического и ударного действия

8-12 Гц

До 90-105

Вентиляция промышленных установок и помещений

3-20 Гц

До 75-95

ВИБРАЦИЯ

  • Вибрация - физический фактор, действие которого определяется передачей человеку механической энергии от источника колебаний.

  • Вибрация характеризуется спектром частот и виброскоростью или виброускорением.

  • По способу передачи колебаний:

  • -общая (вибрация рабочих мест) передающаяся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека;

  • - локальная, передающаяся через руки, ноги, предплечья человека.

  • По направлению воздействия:

  • вертикальная, распространяющаяся по оси z, перпендикулярной к опорной поверхности;

  • горизонтальная, распространяющаяся по оси x от спины к груди;

  • горизонтальная, распространяющаяся по оси у от правого плеча к левому.

  • По временным характеристикам:

  • -постоянная, для которой виброскорость или виброускорение изменяются не более чем в 2 раза (уровни виброскорости или виброускорения - не более чем на 6 дБ) за время наблюдения не менее 1 мин,

  • -непостоянная, виброскорость или виброускорение которой меняется не менее чем в 2 раза (уровни виброскорости или виброускорения - не менее чем на 6 дБ) за время наблюдения не менее 1 мин.

  • Непостоянная вибрация подразделяется на:

  • колеблющуюся, для которой уровень виброскорости или виброускорения непрерывно изменяется во времени;

  • прерывистую, когда контакт оператора с вибрацией в процессе работы прерывается, причём длительность интервалов, в течение которых имеет место контакт, составляет 1 с и более;

  • импульсную, состоящую из одного или нескольких вибрационных воздействий (например, ударов), каждый длительностью менее 1 с.

  • Локальная вибрация по источнику возникновения подразделяется на передающуюся от:

  • - ручных машин с двигателями или ручного механизированного инструмента, органов ручного управления машин и оборудования;

  • - ручных инструментов без двигателей (например, рихтовочные молотки разных моделей) и обрабатываемых деталей.

СОЧЕТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ

  • 1. Повышенная температура → усиление токсического действия летучих ядов (паров бензина, паров ртути, оксидов азота и др.)

  • 2. Низкие температуры → повышение токсичности бензола, сероуглерода и др.

  • 3. Повышенная влажность воздуха → увеличение опасности отравлений раздражающими газами.

  • 4. Повышенное атмосферное давление → усиление токсического эффекта.

  • 5. Пониженное атмосферное давление → усиление воздействия таких ядов, как бензол, алкоголь, оксиды азота.

  • 6. Шум усиливает токсический эффект оксида углерода, стирола, марганецсодержащих аэрозолей и др.

  • 7. Вибрация, изменяя реактивность организма, повышает его чувствительность к кобальту, кремниевым пылям, бензолу и т.д.

Коэффициент повышения риска вибрационной болезни в зависимости от уровня сопутствующего шума, температуры окружающей среды и категории тяжести работ

Уровень звука, дБ

80

90

100

110/120

Кш

1

1,25

1,5

1,75/2

Температура воздуха рабочей зоны, ˚С

+20

+10

0

-10/-20

Кт0

1

1,8

2,6

3,4/4,2

  • Нормативные параметры:

  • Площадь помещения на одного работника составляет не менее 6 м2, объём помещения не менее 20-24 м3 на одного человека, высота 4 м.

  • Микроклимат: В холодный период года: температура воздуха (t) =22-24°С; скорость движения воздуха (v) = 0,1 м/с; относительная влажность (φ) = 60-40%.

 В теплый период года: t = 23-25°С; v = 0,2 м/с; φ = 60-40%.

  • Шум: Уровни звука и эквивалентные уровни звука не должны превышать 50 дБА.

  • Освещение. Ориентация светопроёмов для помещений с ЭВМ и ВДТ должна быть северо-восточной или северной с КЕО 1,5-1,0 %.

  • Освещённость в горизонтальной плоскости - не ниже 300 лк для системы общего освещения и не ниже 750 лк для системы комбинированного освещения; при одновременной работе с документацией и видеотерминалом горизонтальная освещённость 500 лк.

  • Показатель ослеплённости для источников общего искусственного освещения в производственном помещении не более 20. Коэффициент пульсации не должен превышать 5%.

  • Требования к видеотерминалу. Яркость экрана не менее 100 кд/м2. Освещённость поверхности экрана не должна быть более 300 лк.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ

  • «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса»,

принято в 2005 г.

  • Рекомендовано и утверждено Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

  • Применяют с целью:

  • -контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

  • - аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • - составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

  • - анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);

  • - расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Определение класса условий труда при воздействии производственного шума.

  • Предельно допустимые уровни шума на рабочих местах (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) установлены с учётом тяжести и напряжённости трудовой деятельности.

  • Оценка условий труда при воздействии на работника постоянного шума проводится по результатам измерения уровня звука, в дБА, по шкале А шумомера на временной характеристике «медленно». Оценка условий труда при воздействии на работника непостоянного шума производится по результатам измерения эквивалентного уровня звука за смену.

  • При воздействии в течение смены на работающего шумов с разными временными (постоянный, непостоянный: колеблющийся, прерывистый, импульсный) и спектральными (тональный) характеристиками в различных сочетаниях измеряют или рассчитывают эквивалентный уровень звука.

  • Для получения в этом случае сопоставимых данных измеренные или рассчитанные эквивалентные уровни звука импульсного и тонального шумов следует увеличить на 5 дБА, после чего полученный результат можно сравнивать с ПДУ без внесения в него понижающей поправки, установленной СН 2.2.4/2.1.8.562-96.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Календарный план учебных занятий по дисциплине «Техногенные системы и экологический риск» доцент Михайличенко К. Ю

    Лекции
    Оценка состояния здоровья населения в соответствии с «Критериями оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия»

Другие похожие документы..