Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: познакомить с баснописцем И. А. Крыловым и его басней; проследить характер его героев и на основе этого выделить главную мысль басни (мораль); ...полностью>>
'Документ'
   Мифы  о  богах  и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном попоэме  Гесиода  "Теогония"   (Происхождение   богов).   Некотор...полностью>>
'Документ'
По традиции, на свой День рождения обычно приглашают своих близких: родных, друзей и они вместе отмечают этот праздник. Гости поздравляют с Днем рожд...полностью>>
'Доклад'
Результати виконання курсової роботи оформляються у виді звіту. Звіт ( файл family.doc) подається на FDD разом з ісходними файлами та повинний містит...полностью>>

А. онеггер о музыкальном искусстве

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

254

Ривъе (Rivier) Жан (р. 1896), франц. композитор; ученик Коссада и Эмманюэля. Президент о-ва камерной музыки «Три­тон». Проф. Парижск. консерватории (с 1948). Автор оперы «Ве­нецианка», симфоний, увертюр, инстр. концертов, камерн. и хо­ровой музыки 184, 191.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908), рус. ком­позитор, дирижер и педагог 54, 185, 196.

Розенталъ (Rosenthal) Манюэль Эмманюзль (р. 1904), франц. композитор, скрипач и дирижер; ученик Равеля. В 1935—39 и 1944—46 возглавлял Нац. оркестр Франц. радио. Автор опер, ба­летов, оратории, Мессы, Симфонии, пьес для фп. и др. соч. 191.

Роллан (Rolland) Ромэн (1866—1944), франц. писатель 24, 158, 169, 217.

Ронсар (Ronsard) Пьер де (1524—1585), франц. поэт эпохи Возрождения. Глава «Плеяды» — творч. содружества семи поэтов-гуманистов, стремившихся возродить античн. формы иск-ва 45, 212, 226, 228.

Ропарц (Ropartz) Жозеф Ги Мари (1864—1955), франц. ком­позитор, дирижер и педагог; ученик Дюбуа и Массне. Руководи­тель симф. концертов и директор консерватории в Нанси (1894— 1919) и в Страсбурге (1919—29). С 1949 чл. Академии изящных иск-в. Ученик и последователь Франка. Автор произв. в различн. жанрах, муз.-пед. соч. 104.

Россини (Rossini) Джоаккино Антонио (1792—1868), итал. оперн. композитор 42. 53, 185, 212.

Ростан (Rostand) Эдмон (1868), франц. поэт и драматург. Автор пьес «Шантеклер», «Сирано де Бержерак», «Орленок» (па ее сюжет Онеггер и Ибер написали оперу в 1937 г.) и др. 221.

Рубинштейн Ида Львовна (1885—1960). рус. танцовщица. С 1909 жила в Париже; выступала в Русских сезонах С. Дяги­лева. В 1928—35 руководила собственной балетн. труппой 36, 169, 170, 210.

Pужмон (Rougemont) Дени де (р. 1906), швейц. писатель и фи­лософ, близкий неотомизму. Автор книг «Политика личности» (1935), «Любовь и Запад» (1939), «Мифы любви» (1967); на его текст Онеггер написал драматич. легенду «Николай Флюанский» 171.

Руммелъ (Rummel) Вальтер (1887—1953), нем. пианист и ком­позитор. Знаменитый интерпретатор соч. Баха и Дебюсси 15. 100.

Руссель (Roussel) Альбер Шарль Поль Мари (1869—1937), франц. композитор; ученик Жигу и д'Энди. Преподавал контра­пункт и фугу в «Схола канторум» (1902—14); среди его учени­ков Сати. Варез, Мартину. С 1935 председатель Нар. муз. феде­рации Франции. Видный представитель неоклассицизма во Фран­ции. Автор опер («Падмавати». «Рождение лиры» и др.), балетов («Пиршество паука». «Вакх и Ариадна» и др.), симфоний (4), Фламандской рапсодии для орк. на нар. темы, Концерта для фп. с орк., камерн. ансамблей, пьес для фп., романсов и др. соч. 9, 57. 75, 184. 208.

Руссо (Roasseau) Жан-Жак (1712—1778), франц. писатель, философ, композитор и муз. теоретик. Автор опер («Деревенский колдун»), балетов, мотетов (5), ок. 100 романсов и знаменитого «Муз. словаря» 6.

Руссоло (Russolo) Луиджи ( 1885—1947). итал. композитор и художник; в 1909 примкнул к футуристскому движению Мари-

255

нетти. Конструировал механические и электрошумовые инстру­менты, в том числе «интонарумори» и «руссолофон», издающий 7 различ. шумов на любой высоте. Автор книги «Искусство шу­мов» (1916). В далън. отошел от музыки 184, 218.

Сакс (Sax) Адольф Антуан Жозеф (1814—1894), бельг. мастер духовых инструментов; изобретатель саксофона. В 1840 усовер­шенствовал кларнет и бас-кларнет; сконструировал разновид­ности саксофона, создал новые семейства дух. инструм. — сакс­горны и саксотромбы. С 1857 вел кл. саксофона в Парижск. кон­серватории 58, 118.

Салабер (Salabert) Франсис (1864—1946), глава франц. муз. изд-ва, осн. в 1898 г. в Париже его отцом Эдуардом С. (ум. в 1901). Издает легкую музыку, педагогическ. труды совр. франц. авторов и классическ. музыку, благодаря фондам изд-в. приобре­тенных им в разное время: «Годе» (1927), «Мато» (1930). «Морис Сенар» (1941). «Руар и Леролль» (1941) и «Дейсс» (1946) 111.

Самсон (Samson) Жозеф (1888—1957). франц. композитор; с 1930 рук. капеллы в Дижонском соборе. Автор культовых про­изв. и исследований по полифонии 146.

Самюэль-Руссо (Samuel-Rousseau) Марсель, наст. фамилия Руссо (1882—1955), франп. композитор, сын композитора А. Са­мюэля; учился у отца и Лененвё в Парижск. консерватории. Чл. Ин-та Франции (1947). Автор комич. опер (в том числе «Тарас Булъба», «Добрый король Дагобер»). балетов, пьес для орк. 42.

Сандрар (Cendrars) Блез, наст. имя и фамилия Фредерик Луи Созе или Фридрих Людвиг Заузер (1887—1961), франц. поэт и писатель, по нац. швейцарец. Был в России (1903—07. 1909), очевидец революции 1905 г. Ранние стихи в духе традиций Бод­лера (сб. «Секвенции». «Пасха в Нью-Йорке»). Знал рус. язык. Автор книги «Римский-Корсаков и новая русская музыка» (1913). Сотрудничал с Абелем Гансом (к их совм. фильму написал му­зыку Онеггер) ; выступал в концертно-лекцион. программах с Сати. Вместе с Мийо и Леже создал балет «Сотворение мира»; вдохновил Онеггера на написание музыки к «Пасхе в Нью-Йорке». Его поэзия объединена им в сб. «По всему миру и вглубь мира» (1947). Автор романов, драматич. произв., публи­цистики 167.

Сарасате, Сарасате-и-Наваскуэс (Sarasate) Пабло (1844—1908), исп. скрипач и композитор. Ему посвящены «Испанская симфо­ния» Лало, Концерт для скрипки с орк. № 2 Венявского, «Интродукция и рондо-каприччиозо», Концерт для скрипки с орк. № 3 Сен-Санса 151.

Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 1905), франц. писатель, фило­соф и публицист. В его драматич. произведениях («Мухи», 1943; «Мертвые без погребения». 1946; «Дьявол и господь бог», 1951) л прозе («Тошнота», 1938; «Дороги свободы». 1945—49 и др.) претворяются положения «атеистического экзистенциализма» — учения, разрабатываемого С. в философск. труде «Бытие и ничто» (1943) и переосмысленного в его «Критике диалектического разума» (1960) 93.

Сати (Satie) Эпик Альфред Лесли (1866—1925), франц. ком­позитор: ученик д'Энди и Русселя. Друг Дебюсси, остроумный поэт; в 20-е гг. был идейным вдохновителем группы «Шести», за-

256

тем основал Аркёйскую школу. Автор балетов (в том числе «Парад» для труппы Дягилева), муз. драмы на текст Платона «Сократ», соч. для орк., фп. и др. произв. 33, 34, 44, 79, 94, 114, 154, 167, 177, 178, 186, 210, 215.

Сёан (Siohan) Робер (р. 1894), франц. композитор и дири­жер; ученик Видора и д'Энди; доктор Парижск. ун-та (тема дис­сертации — «Звучащие горизонты» — о соврем. эволюции муз. иск-ва, 1956). Основатель и руководитель «Концертов Сёана» (1929—36). Проф. Парижск. консерватории (1948—59). Автор книги о Стравинском (1959) 50.

Северак (Séverac) Деода де (1873—1921), франц. композитор; ученик Маньяра и д'Энди. Автор симф. поэм, опер, камерн. и хоровых произв., духовн. музыки, пьес для фи. и органа, песен и др. соч. 154.

Сезанн (Cézanne) Поль (1839—1906), франц. художник 127, 140.

Сенар (Senart) Морис (1878—1962), франц. нотоиздатель, глава фирмы «Изд-во Морис Сенар и К°» (в 1941 приобретена изд-вом «Салабер»). С 1930 выпускал «Нац. издание памятников классич. музыки» 111.

Сен-Жорж де Буэлъе (Saint-Georges de Bouhélier), наст. имя и фамилия Стефан Жорж де Буэлъе-Лепеллетъе (1876—1947), франц. писатель, основатель «натюризма» — художеств. и литерат. доктрины, направленной против символизма и натурализма и претендовавшей на возвращение к правде природы, открытие трагического и героического в повседневности. Автор романов «Черная дорога», «История девицы Люси», сб. поэм «Песни не­истовой жизни», серии драматич. фресок «Кровь Дантона», «На­полеон», «Жанна д'Арк» и др. 169, 218.

Сен-Санс (Saint-Saëns) Камиль Шарль (1835—1921), франц. композитор, пианист, органист, дирижер, муз. писатель и муз.-обществ. деятель; инициатор создания во Франции в 1871 «Нац. муз. о-ва». Автор различ. произв. почти во всех муз. жанрах 33, 34, 53, 185, 196, 210, 213.

Сибелиус (Sibelius) Ян, наст. имя Юхан (1865—1957), финск. композитор и дирижер. Основоположник финск. нац. муз. школы. Автор симфоний (7), симф. поэм (в том числе «Туонельский ле­бедь»), музыки к театр. пьесам, камерн. и хоровых произв. 53.

Сименон (Simenon) Жорж (р. 1903), франц. писатель, по происхождению бельгиец. Автор более 200 романов, среди кото­рых «Завещание Донадье», «Президент» и знаменитая серия о комиссаре Мегре 6, 77.

Сингриа (Cingria) Александр (1879—1945), швейц. художник и писатель. Автор многочисл. витражей и книги «Упадок свя­щенного искусства» 168.

Ситроен (Citroën) Андре (1878—1935), франц. инженер, один из организаторов автомобильн. промышленности Франции. Его именем названа крупнейшая автомобильн. компания (осн. в 1915) 126.

Скарлатти (Scarlatti) Доменико (1685—1757), итал. компози­тор и клавесинист. Автор сонат для клавесина (555), опер, месс и др. соч. 196.

Скюдо (Scudo) Поль (1806—1864), франц. муз. писатель и муз. критик 5, 27, 129, 176.

257

Стендаль (Stendhal), наст. имя н фамилия Анри Мари Бейль (1783—1842), франц. писатель и историк искусства 5, ПО, 208.

Стравинский Игорь Федорович (1882—1971), рус. композитор и дирижер 6, 33, 44, 53, 130, 134, 147, 154, 155, 177, 183, 185, 186, 106, 197, 198—201, 213, 214, 216, 217, 219.

Тайефер (Tailleferre) Жермен (р. 1892), франц. композитор и пианистка; ученица Коссада, Форе и Кеклена (композиция). Единств. женщина в группе «Шести». Кокто назвал ее «Мари Лорансен музыки». Автор опер, балетов, симф. произв., камерно-инстр. и вокальн. соч., музыки к спектаклям и кинофильмам 184, 210.

Талейран-Перигор (Tallayrand-Périgord) Шарль Морис де, князь Беневентский (1754—1838), франц. дипломат и политическ. деятель 64.

Телеман (Telemann) Георг Филипп (1081—1767), нем. ком­позитор, капельмейстер и органист 90.

Тёпфер (Toepfer) Родольф (1799—1846), швейц. писатель, мастер сатирических рассказов и новелл 62.

Тиръв (Thiriet) Морис (р. 1906), франц. композитор; ученик Марсика. Был солистом и чл. трио Корто — Тибо — Казальс. Проф. «Эколь нормаль». Организатор (совм. с Лонг, 1943) конкурса пианистов и скрипачей в Париже 100, 151, 216.

Тирье (Thiriet) Морис (р. 1906), франц. композитор; ученик Кёклена и Ролан-Манюэля. Большая муз. премия О-ва авторов и композиторов (1964). Автор опер, балетов, соч. для орк., му­зыки к спектаклям и кинофильмам (в том числе «Дети Райка», «Фанфан-тюльпан» и др.) 42, 61.

Тоблер (Тоbler) Жорж 153.

Тох (Toch) Эрнст (1887—1964), австр. композитор; препода­вал композицию в Германии и США (с 1934). Автор опер, сим­фоний (6), инструмент. концертов, камерн. и хоровых произв., инстр. пьес, музыки к спектаклям и кинофильмам 187.

Уайльд (Wilde) Оскар (1856—1900), англ. писатель; по его произв. создавали музыку Р. Штраус, Глазунов, Крейн, Васи­ленко и др. 158, 217.

Уолтон (Walton) Уильям Тёрнер (р. 1902), англ. композитор. Автор опер, балетов, симфоний (2) и др. соч. для орк., ораторий, камерн. музыки, пьес для фп., музыки к кинофильмам (в том числе «Генрих V») 187.

Фагю (Fagus), наст. имя и фамилия Жорж Файе (1872—1933), франц. поэт. Его стихи отличают наивная религиозность и на­родный юмор в духе средневековой поэзии. Среди его соч. — сб. стихов «Иксион», «Танец смерти». Свои эстетическ. идеи сформулировал в сб. «Афоризмы» 226.

Фалья (Falla) Мануэль де (1876—1946), исп. композитор; ученик Траго и Педреля. В 1920-е гг. жил в Гранаде, где орга­низовал фестиваль старинных андалузских песен (1922). В 1925 создал «Камерный орк. провинции Андалузия». Выступал в пе­чати как муз. критик и писатель. Автор онер («Жизнь коротка», «Атлантида»), балетов («Треуголка», «Любовь-волшебница»), инструм. концертов, вокальн. соч. и пьес для фп. 155.

258

Фернандель (Fernandel), наст. имя и фамилия Фернан Жо­зеф Дезире Контандэн (1903—1971), франц. киноактер. Чаще всего играл роли простаков и неунывающих неудачников, мастер буффонады. Снялся во многих фильмах, в том числе — в «Воз­вращении юности», к которому Онеггер написал музыку 62.

Фетис (Fetis) Франсуа Жозеф (1784—1871), бельг. композитор и музыковед; с 1821 проф. композиции Парижск. консерватории, с 1827 ее библиотекарь. С 1833 директор Брюссельск. консерва­тории. Крупный теоретик и историк музыки. Среди его работ: «Учебник контрапункта и фуги» (1824), «Универсальная биогра­фия музыкантов и общая библиография о музыке» (в 8-ми т., 1833—1844; 2 т. добавл. Пуженом в 1878—80), «Общая история музыки» (в 5-ти т., доведена до XV в.; 1869—76) и др. Автор опер (7), симфоний, камерн. произв., пьес для фп., органа и др. соч. 5, 129.

Фоконне (Fauconnet) Ги Пьер (1882—1920), франц. живопи­сец и художник-костюмер 167, 168.

Фор (Fort) Поль (1872—1960), франц. поэт. Основал «Театр Искусств» (1890—1893), сотрудничал в журн. «Меркюр де Франс», «Эрмитаж», руководил журн. «Стихи и проза», оставивш. заметн. след в истории символизма. Автор сб. стихов «Вокруг света», «Моя большая семья» и др. 167, 228.

Форд (Ford) Генри (1863—1947), пионер американск. автомоб. индустрии. Автор книг «Моя жизнь и работа», «Сегодня и завтра». Одним из первых ввел конвейер на своих заводах 126.

Форе (Fauré) Габриэль (1845—1924), франц. композитор, ди­рижер, пианист, органист, педагог и муз. писатель; ученик Сен-Санса. В 1871 принимал участие в создании «Нац. муз. о-ва». С 1877 руководитель капеллы церкви св. Мадлен. В 1896 проф. композиции Парижск. консерватории, в 1905—19 — ее директор. Чл. Ин-та Франции (1909). Среди его учеников — Равель, Обер, Шмитт, Кеклен, Роже-Дюкас, Энеску, Буланже и др. В 1910 пред­седатель «Независимого муз. о-ва». Лучшие произведения Ф. на­писаны в жанре камерной музыки. Среди вокальных произв. значителен цикл песен на сл. Верлена «Песнь чистой любви». Автор опер (см. коммент. 28) 13, 15, 16, 28, 30, 31, 56, 57, 70, 75, 87, 99, 105, 153, 155, 177, 196, 210, 213, 215.

Франк (Franck) Сезар Огюст (1822—1890), франц. композитор, по происхожд. бельгиец; занимался у Рейха, затем у Циммер­мана, Бенуа и Леборна в Парижск. консерватории. В 1872 проф. кл. органа Парижск. консерватории. Среди его учеников — Дюпарк, д'Энди, Борд, Шоссон, Ги Ропарц, Пьерне, Видаль. Автор опер, симфонии, симф. поэм, камерно-инстр. и вокальн. произв., оратории, духовн. музыки 70, 99, 144, 215, 217.

Франсе (Françaix) Жан (р. 1912), франц. композитор и пиа­нист; ученик Буланже. В 1930 — 1-я премия Парижск. консерва­тории за игру на фп. Автор пьес для фп., камерно-инстр. и вокальн. произв., кантат, оратории, музыки к спектаклям и др. соч. 184.

Франсель (Francell) Жаклин (1908—1962), франц. певица и киноактриса. Дебютировала в «Т-ре Елисейских Полей» (1928, «Волшебная флейта»), затем в т-ре «Буфф-Паризьен», где пела в «Похождениях короля Позоля». Вместе с Шевалье снималась в Голливуде. Снялась в фильмах «Летучая мышь», «Цыганский барон» и др. 170.

259

Фурдрэн (Fourdrain) Феликс (1880—1923), франц. компози­тор; ученик Видора и Массне; органист церкви св. Павла и св. Елизаветы. Автор опер («Собирательница колосьев», «Сказки Перро»), оперетт, музыки к спектаклям 53.

Харшанъи (Harsanyi) Тибор (1898—1954), венг. композитор, пианист и муз. критик; ученик Кодаи. Среди соч. X. — балет «Шота Руставели» (1945), написанный вместе с Онеггером и Черепниным 184.

Хегар (Hegar) Фридрих (1841—1927), швейц. скрипач и ком­позитор, директор Цюрихск. муз. школы (1876—1914) и друг Брамса 153.

Хелле (Нelle) Андре (р. 1871—?), франц. рисовальщик и иллюстратор. С 1909 — президент секции книги Осеннего салона. В 1912 опубликовал свою первую книгу для детей. Оформил «Детский уголок» Дебюсси. Автор декораций в «Гранд-Опера» и «Опера комик» 123, 216.

Xoepe (Hoerée) Артюр (р. 1897). бельг. композитор и музыко­вед; ученик Видаля и д'Энди. С 1950 проф. «Эколь нормаль» в Париже. Среди его соч. — пьесы для фп., вокальн. и камерно-инструм. музыки, хоры, симфонич. произв.. музыка к кинофиль­мам. Автор книг «Игорь Стравинский и три его драматических шедевра» (19?8), «Альбер Руссель» (1938), «Артюр Онеггер» (1950) 31, 61, 184.

Хиндемит (Hindemith) Пауль (1895—1963), нем. композитор, альтист, дирижер и теоретик. Автор опер, симфоний (в том числе «Художник Матис», «Гармония мира»), многочисл. произв. камерн. жанров 141, 187, 213, 219.

Цвейг (Zweig) Стефан (1881—1942), австр. писатель, поэт, драматург; друг Р. Штрауса 206.

Чайковский Петр Ильич (1840—1893), рус. композитор, дири­жер и муз. деятель 70.

Чампи (Ciamni) Марсель (р. 1891). франц. пианист: ученик Дьемера. Проф. Парижск. консерватории (с 1941) 15. 100.

Чинти-Даморо (Cintie-Damoreau) Лаура (1801—1863), франц. оперн. певица (сопрано) 47.

Шабрие (Chabrier) Алексис Эмманюэль (1841—1894), франц. композитор; автор опер («Гвендолина», «Король поневоле» и др.), оперетт. симф. рапсодии «Эспанья», пьес для фп., романсов 32, 42, 44. 54, 75, 19в, 213.

Шаляпин Федор Иванович (1873—1938). рус. певец (бас) 65.

Шаминад (Chaminade) Сесиль (1857—1944), франц. компози­тор и пианистка. Автор оперы «Севильяна», балета «Каллироэ», лирич. симфонии с хором «Амазонки», сюит, Концертштюка для фп. с орк., трио, пьес для фп. (свыше 200), песен (в том числе «Испанская серенада») 94.

Шарассон (Charasson) Генриетта (1884—1972), франц. писа­тельница, поэтесса и драматург. Редактор журн. «Леттр» и «Круа». Получила 7 премий Франц. академии. Общий друг Онеггера и Аполлинера. Автор книг «Ожидание», «Жюль Теллье», «Воспоминания матери» 167.

260

Шарми (Charmy) франц. скрипач 22.

Шартъе (Chartier) Жак (1892—1958), франц. гос. деятель, док­тор права. Секретарь посольства в Белграде, Москве (1924) и Риге (1925), генеральн. консул в Лондоне 108.

Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене Де (1768—1848). франц. писатель 93.

Шевалье (Chevalier) Морис (1888—1972), франц. шансонье и актер. Был особенно популярен в 1920—30 гг. 7.

Шёк (Schoeck) Отмар (1886—1957), швейц. композитор и ди­рижер; ученик Регера. Преподавал композицию в Цюрихск. кон­серватории, одноврем. в 1907—1915 руководил мужск. хором, в 1917—44 — симф. оркестром. Автор многих опер, в том числе «Пентесилеи» (1927), в которой воплощены его взгляды на муз. драму. К лучшим соч. относятся вокальные циклы ор. 40 и ор. 62, в которых он следует традициям Брамса и Вольфа 204—206, 219.

Шёнберг (Schônberg) Арнольд (1874—1951), австр. композитор и теоретик. Глава «новой венской школы», основоположник додекафонной системы 110, 154, 167. 177. 178, 180, 185, 200, 216.

Шлецер Борис Федорович (1881—1969), рус. журналист, фи­лософ и муз. писатель. Брат жены А. Н. Скрябина — Т. Ф. Шле­цер. С 1920 жил во Франции 176.

Шмитт (Schmitt) Флоран (1870—1958), франц. композитор; ученик Лавиньяка, Жедальжа, Массне и Форе; 2-я Римск. пре­мия (1892); 1-я Римск. премия (1900). В 1922—24 директор кон­серватории в Лионе. Муз. критик газ. «Тан» (1929—39). Чл. Ин-та Франции (1936). Среди его лучших соч. — мимодрама «Трагедия Саломеи», симф. эпизоды «Антоний и Клеопатра», квинтет, пьесы для dm. и др. соч. 16, 75, 213.

Шопен (Chopin) Фридерик (1810—1849). польск. композитор и пианист 7, 8, 11, 12, 13, 15, 22, 61, 65, 66, 67, 75, 77, 100, 111, 123, 125, 191, 194, 208.

Шоссон (Chausson) Эрнест Амадей (1855—1899). франц. компо­зитор; ученик Массне и Франка. Секретарь Нац. муз. о-ва. Сочинял во многих жанрах (оперы «Елена», «Король Артус»; симфония, симф. поэма «Вивиан», Концерт для фп. с орк. и др. соч.) : наиболее известны Поэма для скрипки с орк. и романсы 32.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975), рус. сов. ком­позитор и обществ. деятель 74, 187.

Штраус (Strauss) Иоганн (1825—1899), австр. композитор и дирижер, автор популярных вальсов и оперетт («Летучая мышь», «Цыганский барон» и др.) 63, 213.

Штраус (Strauss) Рихард (1864—1949), нем. композитор и дирижер 6. 27. 28. 52, 94, 104, 131, 153. 158, 177, 188, 217.

Штробль (Strobel), Генрих (р. 1898). нем. музыковед и кри­тик; доктор музыкологии и философии (Мюнхен, 1922). Его дис­сертации о Хасслере и Керубини — значит, вклад в историч. му­зыкознание. В 1933—34 — редактор журн. «Мелос». С 1939 живет во Франции. После войны возвращается в Баден-Баден и ста­новится главн. редактором журн. «Мелос» и муз. директором Радио Бадена. Президент Интернац. о-ва новой музыки (с 1956). Автор монографий о Дебюсси (1943). Стравинском (1955), Хин­демите (1948), многочисленных статей в журн. «Мелос», либрет­тист опер Р. Либермана «Леонора 40/45», «Пенелопа», «Школа жен» 37, 211.

261

Шуберт (Schubert) Франц (1797—1828), австр. композитор 30, 49, 61, 81, 103, 205.

Шультхесс (Schulthess) Вальтер (р. 1894), швейц. дирижер и композитор; основатель и рук. Концертного о-ва в Цюрихе (1928) 205.

Шуман (Schumann) Роберт (1810—1856), нем. композитор и муз. критик 118, 125, 129.

Эгк (Egk) Вернер (р. 1901), нем. композитор (ФРГ); ученик Орфа. С 1929 дирижировал в различных театрах Германии. В 1950—53 директор Высш. муз. школы в Берлине. С 1954 живет в Мюнхене. Значит, успех имеют его оперы «Пер Гюнт» и «Ре­визор» 187.

Элисалъде (Elizalde) Федериго (д. 1907), филиппинск. компо­зитор и дирижер; ученик Казальса, Блоха, Альфтера. С 1930 дирижер Манильск. симф. орк. В 1939—47 жил в Париже. С 1948 возгл. радио в Маниле. Его балет «Сердце негра» (1928) постав­лен «Русск. балетом» Дягилева. Ряд произв. Э. написан на тексты Гарсиа Лорки, с которым его связывала многолетняя дружба 50.

Энгелъбрехт (Ingelbrecht) Дезире Эмиль (1880—1965), франц. дирижер и композитор. Дирижировал в театрах Парижа. Основал Нац. оркестр Франц. радио. Друг Дебюсси, он считается лучшим интерпретатором его соч. Как композитор писал в разл. жанрах. Среди его соч. произв. для орк., Реквием, балеты, симфония. Автор статей и книг о музыке: «Воспоминания музыканта» (1947), «Дирижер и его оркестр» (1949), «Клод Дебюсси» (1953) и др. 54.

Энди (d'Indy) Венсан д', граф (1851—1931), франц. компо­зитор, дирижер, органист, музыковед и педагог; ученик Мармонтеля и Франка. В 1876—90 секретарь «Нац. муз. о-ва», после смерти Франка — его председатель. В 1894 совм. с Ш. Бордом и А. Гильманом осн. в Париже «Схола канторум» (официально открытую в 1896) ; был одним из ее директоров, проф. кл. ком­позиции. Среди его учеников — Руссель, де Северак, Маньяр. Ав­тор симфоний, симф. вариаций «Иштар», фп. квинтета, «Поэмы гор» для фп., муз. драм «Фервааль», «Чужой». Автор капиталь­ного труда «Курс муз. композиции» (совм. с Серве; в 4-х т. 1903—50), биографий Бетховена, Франка, книги о Вагнере и др. Был единодушно признан крупнейшим авторитетом в различн. областях муз. иск-ва 32, 57, 115, 143, 144. 153, 213, 217.

Энеску (Enescu) Джордже (1881—1955), румынск. композитор, скрипач и дирижер; ученик Марсика, Жедальжа, Массне и Форе. В 1899 — 1-я премия Парижск. консерватории за игру па скрипке. Основоположник румынск. нац. симфонизма и оперного иск-ва. Автор оперы «Эдип», симфоний (3), Румынской поэмы для орк., Концерта для скрипки с орк. и др. соч. 102, 151.

Эпинэ (d'Êpinay) д', урожд. Тардъё де Клавель (1726—1783), жена Г. де ла Лив д'Эпинэ — генерального откупщика. Была знакома с разл. деятелями иск-ва, писателями, философами, му­зыкантами. Построила для Ж.-Ж. Руссо резиденцию «Эрмитаж», поддерживала отношения с Дидро и Гальяни. Автор «Писем к сыну» (1758), «Бесед Эмилии» (1781) и «Мемуаров» (1818) 120.

СОДЕРЖАНИЕ

Заклинание окаменелостей

Перевод В. Н. Александровой, Е. С. Гвоздевой

Маленький прелюд ................ 5

Перспективы .................. 7

Реприза .................... 9

Маленькая сюита для пианистов ........ 11

Открытое письмо Маргариты Лонг ........ 12

Ответ госпоже Маргарите Лонг ........... 14

Моцарт ................. 16

Бетховен ................... 18

Бетховеномания ................. 21

Берлиоз, этот непризнанный .......... 24

«Палестрина» .................. 27

«Пенелопа» .................. 30

Клод Дебюсси .................. 31

Морис Равель .................. 37

Оливье Мессиан ................. 38

«Жиневра» ................... 41

«Примерные животные» .............. 44

Воспоминания и сожаления ............ 46

История окаменелостей ........... 49

«Природа в музыке» ............... 52

В защиту камерной музыки .......... 55

Саксофон в Консерватории ............. 58

Киномузыка ................... 59

Музыканты в представлении деятелей кинематографии . 61

Песни для юношества ............ 64

«Знаменитая „Грусть" Шопена» ........... 65

«Общественное достояние», или изъятие частной собствен­ности .............. 68

Неосведомленный господин Парэ ........ 70

Привилегии для французской музыки ......... 72

Не ограничить ли рост музыкальной продукции? .... 77

Молодым музыкантам ............... 79

Заключение (фрагмент) .............. 81

Я композитор

Перевод В. Н. Александровой.

I. Письмо Бернару Гавоти: пессимизм без парадоксов . • 85 И. Жалобы .............. 89

III. Жить ............... 102

263

IV. Драмы и тайны издания ........... 110

V. Вопросы мастерства . ........... 113

VI. Интермедия: музыка и светские дамы ....... 120

VII. Дух и материя .......... 124

VIII. Как я работаю ............ 132

IX. Как я оцениваю себя ............ 150

X. Я сотрудничал! ................ 166

X.I. Настоящее и будущее ............ 174

Статьи

Перевод Л. Г. Раппопорт

Музыка и Освобождение .............. 191

К «Музыкальной молодежи» ............ 193

Величие Моцарта . . . ............. 194

Равель и дебюссизм ............... 194

Стравинский — музыкант-профессионал ........ 196

Царь Игорь ................... 200

Музыкальный критик ........... 201

Воспоминания об Отмаре Шёке ........... 204

Комментарии . 207

Список сочинений А. Онеггера . . 220

Алфавитный указатель к списку сочинений Онег­гера ...................... 229

Именной указатель . . . 231



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы высшего музыкального образования

    Документ
    Цюй Ва. Фортепианная транскрипция в Китае как форма отражения композиторской индивидуальности (на примере двух версий песни «Лю ян хэ» Ван Цзяньчжун и Чу Ванхуа)
  2. Сигитов Сергей Михайлович Творчество Габриеля Форе в историко-культурном контексте европейской музыки XIX и ХХ веков. Специальность: 17. 00. 02 музыкальное искусство автореферат

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д.210.199.20 Российского государственного педагогического университета им. А.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

    Учебно-методический комплекс
    История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053 ) "Народное художественное творчество" направлению
  4. Музыкально-просветительская деятельность в Советском

    Документ
    В первое послереволюционное десятилетие молодая страна Советов в число важнейших задач поставила задачи просвещения рабочих и крестьян. Глава Народного комиссариата просвещения А.
  5. Музыкального восприятия

    Закон
    В исследовании рассматриваются закономерности психологии музыкального восприятия в их связи с особенностями строения, жанровыми чертами и содержанием музыкальных произведений.

Другие похожие документы..