Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.208.060.01 в Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр...полностью>>
'Документ'
Мета і завдання навчальної дисципліни: набуття майбутніми фахівцями поглиблених теоретичних знань та практичних навичок з питань обрання опти­мальних...полностью>>
'Закон'
Налог на прибыль организаций — федеральный налог, подлежащий введению с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № ...полностью>>
'Документ'
СССР относился к нескольким странам мира, власти которого открыто провозгласили своей целью победу атеистического мировоззрения. Советскую политику с...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Устав, конвенции и рекомендации

Международной организации труда

Устав МОТ.

Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.).

Конвенция № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.).

Конвенция № 122 о политике в области занятости (1964 г.).

Конвенция № 135 о защите прав представителей трудящихся и предоставляемых им возможностях (1971 г.).

Конвенция № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (1976 г.).

Конвенция № 154 о содействии коллективным переговорам (1981 г.).

Рекомендация № 94 о сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.).

Рекомендация № 113 о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе (1960 г.).

Рекомендация № 143 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях (1971 г.).

Рекомендация № 152 о трехсторонних консультациях (1976 г.).

Рекомендация № 163 о содействии коллективным переговорам (1981 г.).

Рекомендация № 169 о политике в области занятости (1984 г.).

Законы и нормативные акты Российской Федерации

и СНГ

Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2008.

Закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с постатейными комментариями). – М., 1996.

Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 24 ноября 1995 г.). – М., 1996.

Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ.

Основная литература

  1. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России: Специфика и основные проблемы становления в период рыночных реформ. - М.: Экономика. – 2002.

  2. Кубицкий С.И. Социальное партнерство в России: состояние и перспективы: Учебное пособие. –М.: Изд-во АтиСО, 1999.

  3. Лушников A.M., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. - М.: Проспект, 2003.

  4. Михеев В.А. Основы социального партнерства. Теория и политика: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2001.

  5. Гурьянова Л.П. Теория и практика заключения коллективных договоров: Учеб. пособие. - М: АТиСО, 2001.

Дополнительная литература

  1. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Социальное партнерство в сфере труда и социальная защита населения // Трудовое право. - 2002. - № 5. - С. 51-60; - № 6. - С. 64-71.

  2. Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под общ. Ред. А.А.Нещадина. – М.: Вершина, 2006. – 256 с.

  3. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? // Социологические исследования. - 2001. -№5.-С.56-66

  4. Бородин И.И. Основные понятия социального партнерства // Трудовое право. -2003. - № 2. - С. 36-42.

  5. Бородин И.И. Участие работников, их представителей в управлении организацией как форма социального партнерства // Труд и социальные отношения. - 2003. - № 2.

  6. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 416 с.

  7. Гурьянова Л.П. Главные элементы системы социального партнерства // Труд и социальные отношения. - 2002. -№ 3. - С. 106-109.

  8. Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства. (Сущность, проблемы, факторы становления). К IV съезду ФНПР//Труд и социальные отношения.- Спецвыпуск научного журнала АТиСО.-2001.-С. 103-111.

  9. Киселев В.Н. Профсоюзы и социальное партнерство в современной России // Труд и социальные отношения. -2002. - № 3. - С. 34-43/

  10. Коршунова Т. Аргументы в пользу участия работников в управлении // Человек и труд. - 1998. - № 2. - С. 87-88.

  11. Коршунова Т. Участие работников в управлении организациями // Человек и труд. - 2002. - № 7. - С. 37-41.

  12. Кравец Н.Д Философские проблемы социального партнерства // Труд и социальные отношения. – . 2002. - № 4. - С. 57-59.

  13. Лютов Н.Л. Некоторые проблемы правового статуса представителей работников в социально-партнерских отношениях // Трудовое право. -2002. - № 7. - С. 77-85.

  14. Нетеребский О.В. Роль социального партнерства в становлении общества с рыночной экономикой // Труд и социальные отношения.-2002.-№ З.-С. 44-55.

  15. Понизов В. О работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в феврале 2008 г.//Человек и труд. – 2007. - №4.

  16. Саленко В.Я. Сущность и специфика социального партнерства // Народонаселение. - 2000. - № 2. - С. 137-144.

  17. Соловьев А.В. Социальное партнерство: Комментарии к разделу II Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 336 с.

  18. Социальное партнерство: Словарь-справочник / Авт. кол. под рук. В.Н. Киселева, В.Г. Смолькова. - М: Экономика, 2002. - 408 с.

  19. Социальное развитие предприятий: учебное пособие / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А.Волгина и д-ра филос. наук, проф. А.Н.Аверина. – М.:КНОРУС, 2006. – 554 с. Глава 9.

  20. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда. - М.: Профиздат, 2000. - Библиотечка профсоюзного актива. - № 12.

  21. Чуча С.Ю. Государство как сторона социального партнерства в России // Трудовое право. - 2002. - № 12. - С. 60-69.

7. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (МОТ) (ИСПОЛКОМ)исполнительный орган Международной организации труда (МОТ). Избирается на Генеральной конференции МОТ сроком на три года. В его состав входят 56 представителей от государств — членов МОТ: 28 представителей правительств, 14 — трудящихся и 14 — предпринимателей.

Административный совет (Совет) собирается на заседания три раза в год и решает вопросы, касающиеся общей политики МОТ и программы ее деятельности. В его функции входит также руководство работой Международного бюро труда (МВТ) и различных комитетов, созданных на трехсторонней основе для изучения проблем социально-трудовых отношений в основных отраслях промышленности. Административный совет определяет повестку дня Генеральной конференции и других органов МОТ, избирает Генерального директора МВТ, координирует деятельность МОТ с международными организациями, рассматривает финансовые и другие вопросы. При Совете действуют восемь постоянных комитетов и комиссий: комитеты по программе, бюджету и административным вопросам; по регламенту и применению конвенций и рекомендаций МОТ; по промышленной деятельности; по международным организациям; по программам; комиссии по профсоюзным свободам; по дискриминации; распределению членских взносов. Совет координирует также деятельность комитетов экспертов, образованных по различным направлениям работы МОТ: профессиональное обучение, совершенствование методов управления, техника безопасности, охрана труда, образование рабочих, специфические проблемы труда женщин и молодых рабочих.

АДМИНИСТРАЦИЯ (administration, от лат. administratio — управление, руководство) — 1) распорядительный орган государственного управления, орган исполнительной власти; 2) должностные лица управленческого аппарата, совокупность государственных служащих, руководящий персонал какого-либо учреждения, предприятия; 3) распорядители, ответственные устроители; 4) конкретное лицо или место, на которое возложены управленческие дела. В словаре В.И. Даля приведены также понятия: заведование, уряд, устроение. Различают администрацию военную, городскую (муниципальную), гражданскую, международную, местную, администрацию предприятия, учреждения, организации и т.д.

Для воздействия на функциональное поведение работников администрация наделяется соответствующими властными полномочиями, на нее возлагается определенная ответственность (полномочия по распоряжению имуществом, по заключению договоров, организационно-распорядительные, контрольные полномочия, осуществляемые в отношении членов трудовой организации и др.). Достаточно часто слово "администрация" используется в качестве синонима понятия "аппарат управления".

АКТИВИСТ (activist, active member) — лицо, принадлежащее к активу; деятельный член той или иной государственной, общественно-политической или другой организации; гражданин, проявляющий повышенную активность на конкретном поприще, в конкретном деле. Слово "активист" согласуется с понятием активизация (activization, intensification), означающим усиление общественно-политической, властной деятельности; побуждение к решительным действиям, проявлению или перехвату инициативы и т.д.

АКЦИЯ (франц. action, англ, share, stok) — ценная бумага, приносящая дивиденд (доход) и свидетельствующая об участии ее владельца в акционерном обществе. Обладание большим количеством акций или их контрольным пакетом дает реальную экономическую, финансовую власть их владельцам, а тем самым и политическое влияние.

В общественной жизни часто используются такие понятия, как акция власти, общественной организации, акция протеста профсоюзов, означающие действия, мероприятия, поведение, деятельность политических органов власти, общественных организаций, отдельных групп граждан, направленные на достижение определенной экономической, социальной или политической цели.

АКЦИЯ ПРОТЕСТА ПРОФСОЮЗОВ (МАССОВАЯ) одна из традиционных форм протеста (демонстрация, шествие, манифестация, митинг и т.п.), не связанная, как правило, с прекращением работы. По мнению экспертов, акция считается массовой, если в ней принимают участие не менее 7-10% членов организации.

В России стали традиционными осенние и весенние дни коллективных действий профсоюзов по актуальным проблемам социально-экономической и политической жизни страны. В эти дни профсоюзы прибегают к самым различным формам протеста, включая митинги, шествия, демонстрации, пикеты и забастовки. По данным ФНПР, главного организатора коллективных действий, в этих акциях принимают участие от 7-8 до 20-25 млн. членов профсоюзов. К числу массовых акций профсоюзов относятся одновременные многочисленные отправки телеграмм в адрес высших государственных органов и должностных лиц, сбор подписей под важнейшими социально-политическими заявлениями и т.п.

АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, от лат. alter — один из двух) — возможность осуществления одного из двух, нередко противоположных друг другу вариантов развития событий, условий; необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможностями. С необходимостью альтернативного выбора постоянно имеют дело эксперты в процессе обработки и анализа экспертной информации (метод парных сравнений, задача ранжирования). В практике управления альтернативой называют набор вариантов управленческих решений, из которых руководитель (лицо, принимающее решение), орган управления выбирают оптимальный вариант по ряду критериев (сроки, ресурсы, готовность кадров, ситуация). В политической и общественной деятельности часто употребляются такие понятия, как альтернативная власть, альтернативная общественная организация, означающие иную, противостоящую имеющейся власть, иную общественную организацию с иной базой, уставными принципами, ориентацией, курсом, методами, установками, притязаниями и т.д.

АРБИТРАЖ (англ, arbitrament, arbitration — третейский суд, от arbitrate — выносить третейское решение, быть третейским судьей) — 1) способ разрешения споров путем обращения сторон к арбитрам (третейским судьям); 2) ведомственный или судебный орган (арбитражный суд), разрешающий финансовые, хозяйственные споры двух сторон (предприятий, фирм, учреждений).

АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ ПО РАЗРЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВправовые структуры социального партнерства, осуществляющие функции примирения, посредничества в улаживании конфликтов. В большинстве государств рыночной экономики существуют службы арбитража, примирения, трудовые суды. Такие службы входят составной частью в государственную систему регулирования рынка труда, хотя по существу они тесно связаны с профсоюзами.

Трудовые суды, существующие, к примеру, в странах Северной Европы, включают* в свой состав представителей, выдвигаемых профсоюзами из числа доверенных юристов или адвокатов, которые оказывают правовую помощь трудящимся. Нередко государственными арбитрами назначаются бывшие известные профсоюзные деятели (например, в Финляндии). В США арбитражная служба частная, однако имеется и государственный орган — Национальное управление трудовых отношений (НУТО) — по сути судебный орган для урегулирования спорных ситуаций.

В России после принятия Федерального закона "О порядке разрешения трудовых споров" создан новый федеральный орган при Министерстве труда и социального развития РФ — Служба разрешения коллективных трудовых споров. Ее задачи: организация трудового арбитража, проведение примирительных процедур, осуществление посредничества при возникновении различных социально-трудовых конфликтов путем поиска взаимных компромиссов, достижения согласия и партнерского сотрудничества.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio — соединение) — объединение физических лиц или организаций для выражения, реализации, защиты социально-профессиональных либо научных, экономических, культурных, хозяйственных или других интересов и целей. Ассоциации создаются с целью развития сотрудничества, оказания помощи предприятиям и организациям на паевых началах, являются самостоятельными лицами, действуют на принципах самоокупаемости, включают в себя самые разнообразные структуры одной или нескольких стран; могут быть региональными, отраслевыми, республиканскими, межреспубликанскими и т.п.

АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯнекоммерческая организация, состоящая из добровольно объединившихся компаний и создаваемая для содействия бизнесу. Ассоциации в основном занимаются лоббистской деятельностью, направленной на защиту своих интересов компаний-членов в законодательных исполнительных и судебных органах на федеральном и местном уровнях. Кроме того, в функции ассоциации входит повышение профессионального уровня ученых, инженеров и служащих, разработка стандартов на продукцию отрасли, сбор, обработка и публикация статистических данных о производстве и рынках соответствующей продукции, проведение конференций представителей компаний отрасли по вопросам управления, финансовой отчетности и другим экономическим вопросам, анализ уровня и форм оплаты труда в отрасли. Ассоциации проводят торгово-промышленные выставки следят за соблюдением законодательных и этических норм в деловой практике.

Б

БЕЗРАБОТИЦА — социально-экономическое явление, при котором в обществе часть экономически активного (работоспособного) населения не может найти себе работу, применить свою рабочую силу и становится резервной частью наемного труда. Безработные согласно положению Международной организации труда (МОТ) — это трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений о подходящей работе. В случае невозможности ее предоставления безработному может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, повысить свою квалификацию.

По российскому законодательству безработными считаются: проживающие в стране не менее 6 месяцев трудоспособные граждане в возрасте от 16 до 60 (мужчины) и до 55 (женщины) лет, которые не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Сюда относятся также те, кто ищет работу впервые или хочет трудоустроиться после длительного (более одного года) перерыва.

С июля 1991 г. в России началась регистрация безработных. На конец 1996 г. было зарегистрировано 3,5 млн. безработных. "Скрытой" безработицей охвачено примерно от 7 до 10 млн. человек, т.е. от 7 до 11 % активного населения. Далеко не все лица, утратившие рабочее место, обращались в службу занятости и не все обратившиеся в нее зарегистрированы (идентифицированы) как безработные.

Международная практика показывает, что ни одна из стран, следовавших курсу рыночных реформ, не могла преодолеть взлет вынужденной временной незанятости и что социально-экономическое оздоровление неизбежно проходит через полосу растущей безработицы. В мире накоплен опыт разработки самых различных государственных программ, мер снижения безработицы и специальной защиты безработных. Среди них:

• сохранение числа рабочих мест за счет дополнительных кредитов;

• массовое предоставление отпусков на длительный срок;

• более активный поиск рынков сбыта для выпускаемой предприятиями продукции;

• частичное или полное перепрофилирование производства;

• изменение форм собственности с государственной на другую;

• дробление предприятий на более мелкие, малые предприятия с правом юридического лица;

• переучивание высвобождаемых работников новым профессиям, на которые есть вакансии;

• организованный набор высвобождаемых на работу в другие регионы;

• создание новых рабочих мест за счет общественных работ;

• досрочная отправка на пенсию;

• сохранение числа рабочих мест за счет снижения средней по коллективу заработной платы;

• работа неполный работай день или неполную рабочую неделю;

• оказание помощи высвобождаемым, желающим заняться предпринимательством, индивидуально-трудовой деятельностью;

• привлечение иностранных инвесторов, создание совместных с ними предприятий.

БЛАГОПОЛУЧИЕ (welfare, prosperity) — спокойная, счастливая жизнь, материальная обеспеченность и духовная удовлетворенность, желанное состояние для гражданина. Достижение всеобщего благополучия — важное условие поддержки гражданами существующей власти и ее государственных программ.

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть; дословно — власть бюро, канцелярии) — канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Бюрократия возникает при отрыве органов власти (работников канцелярии) от народных масс, В итоге управление замыкается на самом себе, на удовлетворении собственных интересов. Бюрократия — это искаженная форма социального управления, извращенная государственность в угоду отдельным лицам или социальным группам. В наиболее развитых и выраженных формах бюрократия существует в сфере управления и в том числе в управлении социальным партнерством. Она проявляется в увлеченности бумаготворчеством, неуважительном отношении к зависимым людям.

 

В

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФСОЮЗОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИвзаимодействие профсоюзов с государством на принципах социального партнерства. При этом имеется в виду, что государство является (или стремится быть) социальным. Взаимодействие (достаточно условно) осуществляется по двум направлениям — с представительными и исполнительными органами власти.

Цель взаимодействия профсоюзов с представительными органами власти — формирование правовой базы гарантий деятельности профсоюзов и формирование правовой базы по обеспечению социальной защиты трудящихся. Формы взаимодействия многообразны. Это:

• участие в избирательных и политических кампаниях;

• определение среди депутатского корпуса лиц, политические взгляды которых солидарны с позицией профсоюзов, и объединение их по возможности в депутатскую группу (фракцию);

• установление прямых или косвенных контактов с лицами, принимающими решения в государственных органах власти;

• формирование позиции по социальным проблемам, которые профсоюзы предлагают решить в интересах своих членов;

• проведение совместных заседаний профсоюзов и депутатских фракций с целью выработки скоординированных решений;

• выступление представителей профсоюзов в законодательном органе;

• инициативная разработка законопроектов и активная позиция при внесении поправок к законам;

• проведение пропагандистских мероприятий, в том числе демонстраций, пикетирования, "кампаний давления" (письма, обращения коллективов и отдельных граждан), организация для депутатов, поддерживающих позиции профсоюзов, пресс-конференций, выступлений в профсоюзных изданиях и центральных средствах массовой информации. Перечисленные формы предполагают взаимодействие по горизонтали, т.е. работу в профсоюзах, начиная со сбора предложений по разработке законов, поправок к ним (от рядовых членов профсоюзов, "первичек") и кончая принятием решения коллегиальных органов профсоюзов; по вертикали, т.е. внесение в законодательные органы предложений, законопроектов и поправок к ним, сопровождение последних и обеспечение принятия.

Цель взаимодействия профсоюзов с исполнительными органами власти — реализация принятых законодательных актов в интересах трудящихся; принятие соответствующих постановлений социальной направленности. Формы взаимодействия:

• ведение переговоров и заключение соглашений по социально-экономическим и трудовым вопросам на различных уровнях (федерация, республика или область, город, район, отрасль);

• согласование критериев и показателей социальной справедливости, установление мер гарантированной защиты интересов всех участников социального партнерства;

• участие в выработке социальных программ, в формировании цивилизованной социальной политики государства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕлюбое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом в данный момент и в перспективе. Категория "взаимодействие" выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Взаимодействие социальное имеет объективную и субъективную стороны. Объективная его сторона — это связи, независящие от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимоотношений. Субъективная сторона — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. В частности, межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; вызываемые такими действиями изменения во внешнем мире; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию. Для понимания социального взаимодействия надо выяснить свойства взаимодействующих сил. Главное в нем — содержательная сторона, результат, итог социальных отношений. "Преломление" социальных норм и ценностей в сознании индивида и его реальные действия на основе их осмысления определяют способ социального взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом. Этот способ предполагает передачу информации, ее получение, реакцию на нее, передачу переработанной информации, ее получение и реакцию на нее.

ВНЕПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ — направлена на взаимодействие с исполнительными органами власти и работодателями на основе существующего законодательства в целях защиты социально-экономических интересов трудящихся. Ее формы:

• совместная с правительством разработка государственных целевых программ, направленных на решение конкретных социально-экономических проблем, на реальную защиту работников в условиях экономических реформ;

• контроль за исполнением социальных и иных программ;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Социология», требования Государственного стандарта по дисциплине «Социология», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов финансового факультета БИСТ, включает цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины, основные дидактические единицы, объем дисциплины и виды учебной
  4. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 030500 «Юриспруденция».
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: кандидат юридических наук, доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, про­цессуальная форма; принципы российского гражданского процес­суального права; гражданские процессуальные отношения; под­ведомственность

Другие похожие документы..