Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2. Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: типовой программы - минимум по специальности, разра...полностью>>
'Реферат'
Дивно подумати, що років п'ятдесят тому Бoтічeллі вважався одним з темних художників перехідного часу, які пройшли в світі лише потім, щоб приготувати...полностью>>
'Реферат'
Сотрудничество России и ЕС. Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). «Евросоюз»: история, этапы развития, современное...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Специализированные кредитные учреждения на рынке банковских услуг. История банковского дела. Эволюция банковского дела в России....полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 9. Участие работников в управлении организацией.

Ответственность субъектов социального партнерства

Формы участия работников, их представителей в управлении организацией, определенные Трудовым Кодексом РФ.

Порядок учета мотивированного мнения профкома при увольнении работников - членов профсоюза по п. 2,36 и 5 ст. 81 ТК.

Порядок учета мнения профкома, представляющего интересы всех или большинства работников при принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Опыт участия работников в управлении организациями в западных странах (на примере производственных советов предприятий Германии и Японии).

Советский опыт участия работников в управлении производством. (Закон СССР 1983 г. «О трудовых коллективах»).

Дисциплинарная, административная и юридическая ответственность за нарушения обязательств социального партнерства. Причины привлечения субъектов социального партнерства к ответственности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия участия работников, их представителей в управлении организацией.

2. Приведите формы участия работников, их представителей в управлении организацией, определенные ТК РФ.

3. Расскажите о порядке учета мотивированного мнения профкома при увольнении работников - членов профсоюза.

4. Рассмотрите порядок учета мнения профкома при принятия локальных нормативных актов.

5. В каких случаях представительные органы работников проводят консультации с работодателем?

6. В каких случаях и с какой целью работники вправе получать от работодателя информацию?

7. Как реализуется право работников на обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию?

8. Перечислите причины, по которым могут привлечь субъектов социального партнерства к дисциплинарной, административной, юридической ответственности.

Основная литература

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

  2. Лушников A.M., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. - М.: Проспект, 2003.

  3. Социальное партнерство: Словарь-справочник / Авт. кол. под рук. В.Н. Киселева, В.Г. Смолькова. - М: Экономика, 2002.

Дополнительная литература

  1. Бородин И.И. Участие работников, их представителей в управлении организацией как форма социального партнерства // Труд и социальные отношения. - 2003. - № 2.

  2. Коршунова Т. Аргументы в пользу участия работников в управлении // Человек и труд. - 1998. - № 2.

  3. Коршунова Т. Участие работников в управлении организациями // Человек и труд. - 2002. - № 7.

  4. Костян И. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства // Человек и труд. – 2005. - №3.

Тема 10. Трудовые споры и порядок их разрешения

Понятие индивидуального трудового спора. Органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС) организаций и суды.

КТС как орган социального партнерства:

• паритетный принцип и механизм формирования КТС;

• порядок определения полномочности заседания КТС (присутствие на заседании КТС более половины представителей работников и более половины представителей работодателя);

• порядок принятия решения КТС (простое большинство при тайном голосовании).

Права работников по разрешению индивидуальных трудовых споров в КТС. Порядок работы КТС. Гарантии членам КТС.

Понятие коллективного трудового спора и забастовки. Технология (порядок) разрешения коллективного трудового спора:

• выдвижение, направление работодателю и рассмотрение им требований работников;

• примирительные процедуры: примирительная комиссия, посредничество, трудовой арбитраж;

• забастовка.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение понятия индивидуального трудового спора.

  2. Какие виды органов по разрешению индивидуальных трудовых споров Вы знаете?

  3. Как в организации формируется комиссия по трудовым спорам (КТС)?

  4. Какие у работников есть права по разрешению индивидуальных трудовых споров в КТС.

  5. Проанализируйте порядок работы КТС.

  6. Рассмотрите порядок определения полномочности заседания КТС.

  7. Каков порядок принятия решения КТС?

  8. Как исполняется решение КТС?

  9. Как обжаловать решение КТС?

  10. Дайте определение коллективного трудового спора.

  11. Назовите основные этапы разрешения коллективного трудового спора.

  12. Как выдвигаются требования работников работодателю?

  13. Как рассматривается индивидуальный трудовой спор в примирительной комиссии?

  14. Как осуществляется посредничество?

  15. Как проводится трудовой арбитраж?

  16. Приведите определения забастовки.

  17. Дайте определение незаконной забастовки.

Основная литература

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

  2. Лушников A.M., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. - М.: Проспект, 2003.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с последующими изменениями) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Переход России к рыночной экономике привел к коренным изменениям в сфере социально-трудовых отношений. Появление и углубление противоречий между трудом и капиталом стало причиной серьезного противостояния между наемными работниками и работодателями. В последнее десятилетие волна забастовок, прокатившаяся по стране, не решила насущных проблем наемных работников. Это обусловливает необходимость создания механизма регулирования социально-трудовых отношений, адекватного происходящим в обществе изменениям.

Социальное партнерство как особый тип социально-трудовых отношений в условиях рынка призвано помочь выработать механизмы согласования интересов наемных работников, работодателей и государства, ненасильственного разрешения социальных конфликтов.

Изучение дисциплины «Социальное партнерство» должно помочь студентам разобраться в тех изменениях, которые происходят в социально-трудовой сфере в условиях перехода к рынку.

Изучение дисциплины целесообразно начать с рассмотрения теоретических вопросов - объективных и субъективных факторов возникновения социального партнерства, правовой основы становления и развития партнерских отношений, субъектов социального партнерства.

Становлению системы социального партнерства в России способствует изучение опыта регулирования социально-трудовых отношений в странах с эффективной рыночной экономикой.

Правовые основы становления и развития социального партнерства в России связаны с использованием международных норм, регулирующих социально-трудовые отношения, разрабатываемых Международной организацией труда (МОТ). В связи с этим изучение курса рекомендуется начинать с Устава МОТ, конвенций и рекомендаций по вопросам регулирования социально-трудовых отношений. Названия конкретных документов даны в списках литературы к соответствующим темам программы. Это поможет студенту лучше понять, какие цели и задачи ставит МОТ перед государствами, входящими в его состав, какие требования предъявляет к субъектам социального партнерства по созданию на всех уровнях механизма взаимодействия, использованию коллективных переговоров, заключению и выполнению коллективных договоров и соглашений для достижения социального мира и согласия, ненасильственного разрешения возникающих проблем.

Большое значение в становлении и развитии социального партнерства в России имеют правовые основы. Поэтому для студента важно внимательно изучить нормативную базу - федеральные и региональные законы, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения социального партнерства.

Особое внимание студенту необходимо уделить изучению роли профсоюзов как субъекта социального партнерства, который представляет и защищает интересы наемных работников. Для этого кроме знания федерального законодательства, регулирующего отношения социального партнерства, необходимо также знание документов профсоюзных органов и практики их работы.

Студенту нужно обратить внимание на механизм функционирования системы социального партнерства на различных уровнях - деятельность трехсторонних и двусторонних комиссий, практику ведения консультаций, коллективных переговоров, заключения и выполнения соглашений и коллективных договоров.

С этой целью необходимо ознакомиться с работой Российской трехсторонней комиссии по заключению и выполнению Генерального соглашения. Знакомство с отраслевыми (межотраслевыми) тарифными, профессиональными тарифными, региональными и территориальными соглашениями, коллективными договорами конкретных предприятий, практикой их заключения и выполнения поможет студенту составить достаточно полное представление о системе социального партнерства в России.

Студентам вечернего и заочного отделений полезно ознакомиться с механизмом взаимодействия представителей наемных работников и работодателей на их предприятиях, практикой заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений, проанализировать достоинства и недостатки, подумать о путях совершенствования системы социального партнерства.

2. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Условия становления и история развития социального партнерства

1. Социальное партнерство в Германии и Франции

2.Специфика социального партнерства в США и Японии

Тема 3. Развитие социального партнерства в России

1. Социальное партнерство и гражданское общество в современной России.

2. Специфические черты российской модели социального партнерства

3. Эффективность реализации Генерального соглашения на 2005-2007 годы

Тема 6. Коллективные переговоры

Деловая игра «Коллективные переговоры по заключению соглашения между администрацией вуза и студенческой профсоюзной организацией»

Цель игры: отработать навыки проведения коллективных переговоров

Студенты представляют в себя в роли представителей администрации и членов студенческого профсоюзного комитета. Задачи сторон – сформулировать требования, научиться документально оформлять протоколы заседания комиссии, аргументировано изложить позиции сторон, составить проект соглашения между администрацией вуза и студенческой профсоюзной организацией.

Тема 7. Коллективный договор как важнейшая форма реализации социального партнерства

1. Роль и значение коллективного договора как важнейшего инструмента социально-правовой защиты работников.

2. Показатели эффективности коллективного договора

3. Анализ содержания коллективных договоров отечественных и зарубежных организаций.

Тема 8. Трудовые споры и порядок их разрешения

Разбор практических ситуаций

1. При проведении переговоров по заключению коллективного договора у профсоюзного комитета и администрации ЗАО "Гарант" возникли разногласия. Профком обратился в правовую инспекцию труда территориальной организации профсоюза. Администрация организации отказалась сотрудничать с профсоюзной инспекцией на основании того, что полномочным представителем их работников является профком организации, а не вышестоящие органы профсоюза.

Дайте оценку действиям сторон с позиции государственного инспектора труда.

2. После заключения коллективного договора, зарегистрированного в органе по труду, в его текст по соглашению сторон были внесены дополнения. Они были надлежащим образом оформлены, но не зарегистрированы в органе по труду. Через пять месяцев возникла конфликтная ситуация: работодатель отказался от обязательств, которые дополнительно взял на себя, со ссылкой на то, что основной коллективный договор был зарегистрирован и, следовательно, имеет юридическую силу, а дополнение – нет, поэтому обязательной юридической силой не обладает. Представители работников обратились в службу по урегулированию трудовых споров за разъяснениями.

Дайте оценку действиям работодателя с позиции руководителя службы на основе закона. Каков порядок регистрации коллективных договоров и соглашений?

3. В процессе переговоров с целью заключения коллективного договора стороны (работодатель и профсоюз) не достигли согласия. Первичная профсоюзная организация объявила забастовку в связи с отказом работодателя включить в коллективный договор условие об индексации заработной платы.

С позиции государственного инспектора дайте ответы на следующие вопросы. Вправе ли первичная профсоюзная организация сразу прибегать к забастовке при проведении коллективных переговоров? Существуют ли процедуры оформления разногласий в ходе проведения коллективных переговоров? Если да, то каким нормативным актом они регламентируются?

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Подготовка контрольной работы - это составная часть учебного процесса и одна из основных форм самостоятельной работы студента. Подготовка контрольной работы способствует:

- развитию способности студента к углубленному анализу учебной и научной литературы, законодательства и юридической практики;

- выработке умения систематизировать и обобщать научный и практичный материал, критически его оценивать;

- формированию и укреплению навыков овладения системой понятий данной науки, аргументированного, логичного, грамотного изложения ее выводов с использованием положений других наук;

- развитию у студентов умения применять теоретические положения для анализа и оценки практики системы социального партнерства.

Контрольная работа представляет собой достаточно полное и оригинальное изложение соответствующей темы на основе определенных источников (литературных, нормативных, документальных и иных). Вопрос, который служит темой контрольной работы, должен быть изучен и освещен шире и обстоятельнее, чем в обязательной учебной литературе.

Здесь всячески поощряется самостоятельность, изложение студентом собственных суждений, использование личного профессионального опыта и положительного опыта работы органов государственной власти, предприятий и организаций, профсоюзных организаций и других структур, входящих в систему социального партнерства структур.

Подготовка контрольной работы включает: выбор темы; подбор литературы; нормативного и иного материала; предварительное изучение источников; составление плана; согласование его с преподавателем; написание чернового варианта контрольной работы и его обработку; оформление контрольной работы; защита контрольной работы.

Рекомендуется следующая структура контрольной работы: план работы; введение; основная часть работы, раскрывающая тему; заключение; список использованной литературы; приложение. Основную часть работы, в которой раскрывается тема, рекомендуется разбивать на параграфы или пункты.

Объем контрольной работы - 15-18 страниц печатного текста или 20-24 страницы рукописного текста формата А4 или 20 - 25 страниц рукописного текста в формате ученической тетради. Работа аккуратно и разборчиво пишется от руки или на компьютере (через 1,5 интервала, шрифт 14) на одной стороне с полями. Листы должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

Титульный лист оформляется по прилагаемому образцу.

Образец титульного листа

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

Контрольная работа

по дисциплине «Социальное партнерство»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор контрольной работы: студент(ка)

Ф.И.О.

Факультет

Заочное отделение

IV-й курс, группа №

Проверил работу:

Ф.И.О. преподавателя________

___________________________

Допуск к зачету:

Подпись преподавателя

Дата проверки

Уфа - 2008 г.

План помещается в начале контрольной работы. В тексте целесообразно повторять названия параграфов или пунктов. Схемы, диаграммы, графики выполняются аккуратно и разборчиво и помещаются в тексте либо в приложении к работе с соответствующей нумерацией (номер приложения указывается и в основном тексте работы).

В тексте недопустимы сокращения слов, выражений, терминологических оборотов, названий работ, фамилий авторов, наименований органов или организаций.

Работа должна содержать содержание работы с указанием страниц, сам текст контрольной работы, список использованной литературы. В конце работы следует поставить подпись и дату. Контрольная работа должна быть сдана в срок, установленный деканатом. После того, как работа проверена преподавателем и если она содержит его замечания, то студент должен в установленные сроки устранить указанные замечания. Защита контрольной работы проходит в период экзаменационной сессии в форме собеседования, по результатам которого ставиться «зачет» или «незачет».

Таблица 1

Таблица выбора варианта контрольной работы:

Номер варианта темы контрольной

работы

Последняя цифра номера зачетной

книжки студента

(студенческого билета)

Номера вопрос из перечня тем контрольных работ

или

Вариант № 1

1

-1-

-11-

Вариант № 2

2

-2-

-12-

Вариант № 3

3

-3-

-13-

Вариант № 4

4

-4-

-14-

Вариант № 5

5

-5-

-15-

Вариант № 6

6

-6-

-16-

Вариант № 7

7

-7-

-17-

Вариант № 8

8

-8-

-18-

Вариант № 9

9

-9-

-19-

Вариант № 10

10

-10-

-20-

Перечень вопросов контрольной работы

  1. Социально-трудовые отношения: понятие, принципы, предметы. Особенности социально-трудовых отношений, складывающихся в условиях современной России.

  2. Социально-трудовые конфликты: сущность, функции, этапы и пути их разрешения. Причины возникновения социально-трудовых конфликтов в условиях современной России.

  3. Производственная демократия как форма существования социального партнерства и ее связь с эффективностью производства.

  4. История развития социального партнерства в России и зарубежных странах: практический аспект.

  5. Коллективный договор и соглашения как основные инструмент реализации и существования социального партнерства: сущность, содержание.

  6. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений.

  7. Дискриминация на рынке труда: критерии, причины, последствия и пути преодоления.

  8. Роль Международной Организации Труда в формировании системы социального партнерства.

  9. Понятие "социального государства" как основа формирования системы социального партнерства.

  10. Понятие "гражданского общества" и его место в системе социального партнерства.

  11. Влияние научно-технического прогресса на характер и содержание социально-трудовых отношений.

  12. Противоречия между наемным работником и работодателем и пути их преодоления.

  13. Правовые основы социального партнерства. (Трудовой Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 20 ноября 1995 г., Федеральный закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г., Федеральный закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.)

  14. Российские профсоюзы как субъект социального партнерства

  15. Анализ работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

  16. Порядок разрешения коллективного трудового спора в организации

  17. Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения в РФ.

  18. Эволюция идей социального партнерства в мировой и отечественной экономической и социологической науке.

  19. Предпосылки и факторы формирования системы социального партнерства в развитых странах мира во второй половине XX века.

  20. Модели социального партнерства, сложившиеся в современном мире



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Социология», требования Государственного стандарта по дисциплине «Социология», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 Юриспруденция Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов финансового факультета БИСТ, включает цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины, основные дидактические единицы, объем дисциплины и виды учебной
  4. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», 030500 «Юриспруденция».
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: кандидат юридических наук, доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, про­цессуальная форма; принципы российского гражданского процес­суального права; гражданские процессуальные отношения; под­ведомственность

Другие похожие документы..