Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Численность населения Томаринского городского округа по состоянию на 01.01.2011 года оценивается в количестве 9410 человек (данные приведены предвари...полностью>>
'Закон'
усвідомлюючи важливість об’єднання зусиль щодо розвитку благодійництва та благодійної діяльності у сприянні соціальному захисту дітей-інвалідів, діте...полностью>>
'Доклад'
В сегодняшнем мире есть развитая сеть международных правительственных организаций (МПО). Их число выросло в шесть раз в ХХ в. Число ежегодных конфере...полностью>>
'Обзор'
Предлагаем Вам ознакомиться с обзором вопросов - ответов, которые встречаются в практике и наиболее интересуют наших потенциальных клиентов независим...полностью>>

Взаимодействие органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Взаимодействие органов местного самоуправления
с субъектами малого и среднего предпринимательства

Вопросы местного значения муниципальных образований и полномочия органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по-разному вопросы местного значения для разных видов (уровней) муниципальных образований в отношении малого и среднего предпринимательства:

- для муниципальных образований первого (низового) уровня (поселения) – это создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- для муниципальных образований второго (верхнего) уровня (муниципальные районы и городские округа) – это содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Однако в самом законе не уточняется смысловое различие между «созданием условий для развития» и «содействием развитию». В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ также не разграничиваются полномочия между указанными муниципальными образованиями, а излагаются единым списком вне зависимости от вида муниципального образования (ст. 11). Более того, в этой статье в отношении органов местного самоуправления всех муниципальных образований используется формулировка создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Из общего семантического значения указанных слов также трудно установить различие между созданием условий и содействием.

В связи с этим, юридической разницы между компетенцией поселений, городских округов, муниципальных районов в отношении малого и среднего предпринимательства не усматривается. Полномочия органов местного самоуправления различных муниципальных образований в этой сфере дублируются, они пользуются одинаковым набором форм, способов, средств поддержки малого и среднего предпринимательства.

Органы местного самоуправления всех муниципальных образований наделены следующими полномочиями:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Данный перечень полномочий, согласно формулировке ч. 1 ст.11, не является закрытым, а называет лишь некоторые полномочия (т.к. их перечислению предшествует оборот «к полномочиям органов местного самоуправления относится …. в том числе»). Это означает, что органы местного самоуправления вправе реализовывать и иные полномочия, установленные как данным законом, так и иными законами (Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в т.ч. его ст. 17, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ и т.д.).

В частности, в этом перечне отсутствует такое полномочие, как поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное полномочие закреплено иными положениями Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и осуществляется в рамках реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 5 ст. 3). Более того, из указанной нормы вытекает, что реализация муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и есть поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

Ничего не говорится в законе и о таком полномочии, как предоставление налоговых льгот по местным налогам. Вместе с тем право установления таких льгот для различных категорий налогоплательщиков, в т.ч. для субъектов малого и среднего предпринимательства, вытекает из ч. 6 п. 4 ст. 12, п. 3 ст. 56, ч. 2 п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ, п. 4 ст. 4 Федерального закона «О налогах на имущество физических лиц». Обращаем внимание, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов хотя и вводят ЕНВД на своей территории, устанавливают коэффициент К2 и 90 % этого налога поступает в местные бюджеты, однако они не вправе предусматривать для субъектов малого и среднего предпринимательства какие-либо льготы по уплате ЕНВД (ч. 3 ст. 246.26 НК РФ).

Закон напрямую не выделяет прав и обязанностей органов местного самоуправления. Вместе с тем полномочия органов власти представляют собой не что иное, как двуединство прав и обязанностей. То есть, закрепление за муниципальными образованиями вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления по их реализации означает не только право действовать в определенных сферах определенным образом, но и обязанность выполнять соответствующие функции, в данном случае – создавать условия (оказывать содействие) для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.

Таким образом, создание условий для развития (содействие развитию) малого и среднего предпринимательства является обязанностью органов местного самоуправления, а правом является выбор тех или иных форм, способов, средств содействия малому и среднему предпринимательству.

Регламентируя порядок деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, закон позволяет выделить те меры, которые они должны предпринять, и те меры, в отношении которых сохраняется их свобода усмотрения, т.е. дифференцировать права и обязанности.

Так, из различных положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» вытекают следующие обязанности органов местного самоуправления:

- принятие и реализация муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- определение порядка создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 13);

- ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, оказываемой органами местного самоуправления (ст. 8);

- представление (бесплатно) в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности, документированной информации по установленным формам, а также информации, полученной в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 5).

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяются законом как нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются а) перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, б) объем и источники их финансирования, в) органы местного самоуправления, ответственные за реализацию указанных мероприятий, и ожидаемые результаты их деятельности. Закон не устанавливает ни конкретных требований к таким программам, ни их периодичности, ни порядка разработки и принятия. Следовательно, определение всех этих параметров также должно осуществлять муниципальными правовыми актами. В резолюции V Национального форума по правовым вопросам микрофинансирования и VI Национальной конференции по микрофинансированию (г. Москва, 14-16 ноября 2007 г.) рекомендуется принимать ежегодные и среднесрочные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, руководствуясь Рекомендациями Минрегиона России от 30 марта 2007 г. по результатам Межрегионального семинара-совещания «Микрофинансирование как институт социально-экономического развития регионов»1, а также рекомендациями Совета по поддержке малого предпринимательства при Председателе Совета Федерации от 4 июня 2007 г.2

Практика показывает, что хотя муниципальные программы во многих муниципальных образованиях приняты и действуют, однако они остаются декларативными и неэффективными. Это связано с двумя основными факторами – с отсутствием финансового обеспечения мероприятий программ и формальным подходом к составлению программ - копированием аналогичных программ вышестоящего уровня без анализа и учета местной специфики. Поэтому при подготовке программ целесообразно провести анализ реальных специфических проблем и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства на конкретной территории3. Для этого могут использоваться как данные статистики, так и социологические методы исследования. При определении содержания программ, в условиях дефицитов местных бюджетов упор может быть сделан на организационные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (консалтинг, инициирование создания организаций по поддержке малого предпринимательства и взаимодействие с ними, организации выставочно-ярмарочных мероприятий, информационная поддержка, в т.ч. организация программ и рубрик в действующих СМИ по насущным проблемам малого и среднего предпринимательства, семинаров и конференций, пропаганда и освещение деятельности организаций поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), на помощь в устранении административных барьеров (путем организации межведомственных комиссий, «горячих линий», а также в части административных полномочий самих органов местного самоуправления – установления жестких административных регламентов и внедрения системы «одного окна»), а в плане финансовой и имущественной помощи – на формы, связанные с привлечением инвестиций в малое и среднее предпринимательство.

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки – сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, по которых принято решение об оказании поддержки. Реестры ведутся на всех уровнях – федеральном, региональном и местном, в соответствии с уровнем поддержки. Состав сведений, включаемых в такие реестры (в т.ч. муниципальные), определен ст. 8 закона. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами должен быть установлен Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства сохраняются в реестре в течение 3 лет после окончания срока оказания поддержки.

Из закона следует, что оказание тех или иных конкретных форм поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определение условий и порядка оказания такой поддержки является правом органов местного самоуправления, которое реализуется посредством утверждения и исполнения муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 16). Вместе ст. 18 и 19 закона дают основания утверждать, что имущественная и информационная поддержка должны оказываться органами местного самоуправления в обязательном порядке, поскольку в этих нормах говорится, что эти формы поддержки не «могут осуществляться» (как во всех других случаях), а «осуществляются». А вот вопрос о том, какие из возможных форм такой поддержки и в каком объеме будут применяться, остается все равно на усмотрение муниципальных властей.

Закон закрепляет также в качестве принципа ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 6). Вместе с тем, каких-либо конкретных положений об ответственности за решение данных вопросов местного значения, за состояние малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании не устанавливается. Здесь применяются общие механизмы ответственности (как в позитивном, так в негативном понимании). В т.ч. это может учитываться при оценке субъектами РФ эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенная Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ).

Закон устанавливает также полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (ст. 9 и 10 закона). При этом закрепляется, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления (ч. 2 ст. 10).

Следует отметить, что к полномочиям субъектов РФ отнесены, в частности:

- поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.

Органы местного самоуправления обращаться в органы государственной власти субъектов с предложениями об оказании такой помощи. Второе из указанных полномочий относится также к компетенции федеральных органов государственной власти, поэтому органы местного самоуправления могут обращаться и в федеральные структуры (Минэкономразвития России, Минрегион России, прежде всего).

К полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти отнесено финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства. Органы местного самоуправления вправе рассчитывать на информирование их о результатах соответствующих исследований.

На основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» можно выделить 2 главных направления содействия органов местного самоуправления развитию малого и среднего предпринимательства:

  • прямая поддержка малого и среднего предпринимательства;

  • оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в иных формах (косвенная поддержка).

Прямая поддержка органов местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов местного самоуправления подразумевает реализацию непосредственно органами местного самоуправления мероприятий, направленных на улучшение условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание конкретной прямой помощи со стороны органов местного самоуправления. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» различает следующие возможные формы такой поддержки (п. 1 ст. 16):

- финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

- поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Финансовая поддержка – предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в форме (ст. 17):

- субсидий (в соответствии со ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ);

- бюджетных инвестиций (в соответствии со ст. 79, 80 Бюджетного кодекса РФ);

- государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам (в соответствии со 110.2, 115 - 115.2, 117 Бюджетного кодекса РФ).

Субсидии могут предоставляться как определенных категориям предпринимателей на определенные нужды (например, субсидии на выплату процентов по банковским кредитам), так и на реализацию определенных проектов в порядке грантов, т.е. победителям конкурсов, проводимых органами местного самоуправления. Условия предоставления субсидий должны быть определения муниципальными правовыми актами. Субсидии могут предоставляться как субъектам малого и среднего предпринимательства, так и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – например, в виде полной или частичной компенсации кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной процентной ставке (на льготных условиях), совместного (паевого) финансирования с финансово-кредитной организацией.

Бюджетные инвестиции отличаются от прочих форм финансовой поддержки взаимовыгодным характером, т.к. предоставление субъекту малого и среднего предпринимательства ассигнований из местного бюджета сопровождается возникновением права муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала соответствующего юридического лица. Впоследствии это имущество может быть продано, в т.ч. выкуплено самим субъектом малого и среднего предпринимательства.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает также возможность предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ). При этом в силу решения о бюджете такой кредит может быть безвозмездным, т.е. беспроцентным (п. 2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ).

Следует обратить внимание, что Минэкономразвития для предоставления (на конкурсной основе) субсидий бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета предусматривает такие требования к институтам развития микрокредитования:

- предоставление субсидий для фондирования созданных институтов развития микрофинансирования (должны быть созданы как юридические лица к моменту предоставления конкурсной заявки, средства регионального бюджета перечислены) организации, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципалитет, для целей поддержки малого предпринимательства;

- обеспечение льготного кредитования субъектов малого предпринимательства по сравнению с требованиями, предъявляемыми при банковском кредитовании (размер процентной ставки, сумма залога, срок кредитования и т.п.);

- доказательство отсутствия возможности банковского кредитования данного проекта (не менее одного отказа в предоставлении кредита коммерческим банком);

- определен максимальный размер микрокредита (микрозайма) на одного заемщика исходя из опыта микрофинансирования в РФ и на территории субъекта РФ.

Муниципальная гарантия, как вид поручительства, представляет собой принятие на себя муниципальным образованием ответственности по обязательствам третьего лица (в данном случае – субъекта малого и среднего предпринимательства) перед его кредитором в случае неисполнения субъектом малого и среднего предпринимательства своих обязанностей. Общий объем и общие условия предоставления гарантий должны быть определены программой муниципальных гарантий на очередной финансовый год (плановый период) в решении о бюджете (ст. 110.2 Бюджетного кодекса РФ). Муниципальная гарантия может предусматривать как солидарную, так и субсидиарную ответственность гаранта (муниципального образования) по обеспеченному им обязательству принципала (субъекта малого и среднего предпринимательства), т.е. в случае неисполнения обязательства субъектом малого и среднего предпринимательства средства местного бюджета могут привлекаться по требованию кредитора независимо от наличия или отсутствия таких средств в субъекта малого и среднего предпринимательства (солидарная ответственность) либо только в случае, если средств субъекта малого и среднего предпринимательства недостаточно и в размере таких недостающих средств (субсидиарная ответственность). Эти, равно как и другие условия, должны быть определены непосредственно в муниципальной гарантии. В частности, в гарантии также может быть как предусмотрено, так и не предусмотрено право муниципального образования впоследствии требовать от субъекта малого и среднего предпринимательства возмещения затраченных средств (право регресса).

Следует обратить внимание, что закон предусматривает финансовую помощь лишь в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, а к последним относятся специально созданные для этих целей или привлеченные на основе муниципального заказа организации, а не любые (например, обычные коммерческие банки, реализующие программы кредитования малого бизнеса).

При планировании финансовой поддержки необходимо иметь в виду, что дефицит местного бюджета (превышение расходов над доходами) не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета (ст. 92.1 БК РФ).

Имущественная поддержка, согласно ст. 18 закона, выражается в передаче во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Закон не определяет правовых форм такой передачи имущества, они могут быть самыми различными, в т.ч.:

- аренда (в соответствии с гл. 34 Гражданского кодекса РФ), в т.ч. аренда земельных и лесных участков (в соответствии со ст. 22 и др. ст. Земельного кодекса РФ, ст. 71 и др. ст. Лесного кодекса РФ);

- ссуда, или безвозмездное пользование (гл. 36 Гражданского кодекса РФ);

- лизинг (в соответствии с § 6 гл. 34 Гражданского кодекса РФ);

- концессия (в соответствии с Федеральным законом «О концессионных договорах и соглашениях»);

- договор водопользования (в соответствии с гл. 3 Водного кодекса РФ).

Концессия выгодна тем, что права собственности на имущество сохраняются за муниципальных образованием, однако бремя его реального содержания, в т.ч. создания и (или) реконструкции, ремонта переходит к пользователю, при этом в местный бюджет поступают платежи за пользование данным имуществом. Это позволяет привлечь инвестиции в создание и восстановление муниципального имущества и наладить эффективное управление им.

В случае, если при органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

При этом закон вводит ряд дополнительных требований к использованию переданного в порядке поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства имущества:

- имущество должно использоваться по целевому назначению;

- запрещаются продажа имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

При нарушении этих запретов органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства соответствующим муниципальным имуществом.

Приватизация муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется в общем порядке. Однако в Государственной Думе на рассмотрении находится на рассмотрении проект закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества».

Следует отметить, что согласно ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 21 ч. 2). Таким образом, в муниципальной собственности может быть сохранен, например, нежилой фонд, предназначенный для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и другое имущество, включая доли (паи, акции) в каких-либо организациях инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (лизинговые компании, банки, центры поддержки малого и среднего предпринимательства, фонды и т.п.). На базе такого имущества могут создаваться и муниципальные предприятия или учреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информация по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства за I полугодие 2011 года в рамках долгосрочной целевой программы

    Документ
    В целом в сфере малого и среднего предпринимательства в Тындинском районе по состоянию на 01.07.2011 осуществляют деятельность 548 субъекта малого и среднего предпринимательства,
  2. Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области (2)

    Программа
    департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи,
  3. Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства ярославской области (1)

    Программа
    департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи,
  4. Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства ярославской области на 2008 2009 годы

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).
  5. Администрация костромской области постановление от 31 марта 2009 г. N 144-а об областной целевой программе "развитие субъектов малого и среднего предпринимательства костромской области" на 2009-2013 гг

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",

Другие похожие документы..