Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
В горах берут начало быстрые горные реки с чистой холодной водой. А самая большая из них – Кубань. В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, топо...полностью>>
'Документ'
Джон Кейдж как- то сказал « Я не могу понять людей, которые боятся новых идей. Я боюсь старых». Такой подход представляется мне спорным. На это выска...полностью>>
'Рассказ'
В «Превращении» Кафки и «Чуме» Камю присутствует мотив бунта. По утверждению Камю, «бунт возникает в таких обстоятельствах, которые прежде всего отпа...полностью>>
'Документ'
Не допускается заниматься с ребенком в негативном эмоциональном состоянии или физически уставшим (во избежание перегрузок и дальнейшего разрушения сл...полностью>>

Методические разработки по теме: «Модульное обучение на уроках химии»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические разработки по теме:

«Модульное обучение на уроках химии»

учителя химии МОУ Гимназии № 17

Бурковой Зои Михайловны

Ведущая идея опыта

заключается в изучении теоретического материала укрупненными блоками- модулями, с четко сформированными целями, алгоритмизации учебной деятельности, в завершенности циклов познания, поуровневой индивидуализации учебной и дифференциации обучающей деятельности при постоянном контроле и коррекции.

Технология опыта

Модульная технология требует по-новому моделировать учебный процесс.

Работа над составлением модульной программы позволяет учителю целостно прогнозировать содержание учебного материала с точки зрения особенностей и сложности его изучения, спланировать и спрогнозировать результаты обучения.

Компонентами модульной программы является дидактическая цель, и совокупность модулей к теме формулируется дидактическая цель, к каждому модулю – интегрирующая цель, отбирается содержание учебного материала, который представляет собой законченный блок информации, т. е. выстраивается система модулей.

Каждый модуль разбивается на учебные элементы с постановкой частной дидактической цели.

Разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, т.е. ориентирует учащихся на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая занятость каждого ученика в зоне его потенциального развития.

Применяя модульную технологию, учитель учит анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, проводить первичное исследование, высказывать и аргументировать свое мнение на уроках, проводимых по модульной технологии, учащиеся совершенствуют умение работать с учебником, дополнительной литературой, проводить эксперимент.

Уроки проводятся с доминирующей и полной самостоятельной деятельностью учеников.

Модульная технология дает возможность систематизировать и дозировать материал, используя дифференциацию при изучении темы, системы контроля и домашнего задания.

Приобретение знаний происходит в определенной последовательности, путем поэтапного овладения материала методами самостоятельной работы.

Модульное обучение относят к развивающим технологиям обучения.

Учащийся работает с учебной программой, состоящей из модулей, которые включают в себя целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Реализация модульного обучения представляет дополнительные возможности совершенствования учебного процесса.

Позволяет организовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их способностей, индивидуальных особенностей, мотивации, а также необходимого уровня информации с заранее запланированными учебными результатами, ликвидировать перегрузку детей, исключив низкую частотность занятий.

1. Планирование и прогнозирование результатов обучения позволяет представить тему в системе, организовать индивидуальную познавательную деятельность учащихся с учетом их способностей; строить процесс обучения на диагностической основе.

Учащиеся получают возможность работать в индивидуальном темпе (режиме), самореализоваться, развивать навыки самоуправления и взаимоуправления.

2. Модульное обучение позволяет ликвидировать перегрузку детей.

3. Интенсивный характер технологии позволяет достигать наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Позволяет организовать самоуправляемый, рефлексивный, образовательный процесс.

В технологии модульного обучения большое место отводится контролю процесса обучения. По ходу работы над учебными элементами контроль осуществляется в мягкой форме в виде самоконтроля, взаимоконтроля, контроля учителя. Кроме этого в каждом модуле присутствует входной контроль и выходной контроль. В конце темы идет итоговый контроль, по окончанию курса – заключительный. Контроль в модульной технологии удобно проводить в форме тестов. Эта форма контроля объективно оценивает знания. Задания имеют четкий однозначный ответ и оцениваются стандартно. В зависимости от вида контроля, тест может быть разным по охвату материала, объему, сложности.

Модульная программа.

Работа над модульной программой.

Основное средство модульного обучения – модульная программа. Она дает возможность учителю целостно проанализировать все содержание учебного материала с точки зрения особенности и сложности изучения, спланировать результаты обучения. Компонентами модульной программы является дидактическая цель и совокупность модулей.

Структура модульной программы.

МП (КДЦ)


М1(ИДЦ1)

М№(ИДЦ№)

УЭ1(ЧДЦ1)

УЭ№(ЧДЦ№)

УЭ1(ЧДЦ1)

УЭ№(ЧДЦ№)

УЭ1(ЧДЦ1)

МП – модульная программа

КДЦ – комплексная дидактическая цель

ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель

ЧДЦ – частная дидактическая цель

В программу учебного модуля отбираются учебные элементы, которые, будучи представлены во взаимосвязи, образуют логическую структуру. При составлении модульной программы нужно придерживаться следующего алгоритма:

1. Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природы.

2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе общих и частных законов.

3. Проектирование и организация практической деятельности по установлению границ применения законов.

Модульная программа.

по теме: «Соединения химических элементов». (13 часов)

Комплексная дидактическая цель:

В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны:

- знать классификация неорганических веществ

- уметь называть вещества по формуле

- уметь строить формулы веществ

- характеризовать свойства некоторых веществ

- знать применение некоторых веществ

- развить полученные основные химические понятия

№ модуля

№ урока

Название модуля

Интегрирующая дидактическая цель

М 1 Лекция и раз-

бор опорного конспекта

1

Обзор соед. хим. элементов. Степень окисления

Иметь представления о хим. эл-тах, их соед. Знать понятие степени окисления. Уметь находить ст. окисления по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Познакомиться с химической номенклатурой.

М 2 Разбор опорного конспекта. Дополнительный материл.

2

Важнейшие классы бинарных соединений

Знать состав оксидов и водородных соединений. Уметь приводить примеры соединений. Знать свойства некоторых соединений.

М 3 Разбор опорного конспекта.

3

Основание

Знать состав оснований, классификацию, номенклатуру. Приводить примеры оснований, характеризовать свойства оснований. Получить понятие о качественных реакциях.

М 4 Разбор опорного конспекта

4

Кислоты

Знать состав кислот, классификацию. Уметь называть кислоты по формуле и строить формулы кислот по названиям. Знать свойства некоторых кислот. Уметь определять кислоты.

М 5 Разбор опорного конспекта

5-6

Соли

Знать состав солей, номенклатуру. Уметь определять растворимость соли, строить формулы солей.

М 6 Решение задач и упражнений

7

Классификация сложных веществ.

Расчеты по форму-

лам соединений

Знать классификацию сложных веществ. Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу. Составлять формулы веществ и называть. Уметь выполнять расчеты по формулам соединений.

М 7 Лекция. Демонстрации.

8

Кристаллические решетки

Знать агрегатные состояния вещества, понятие о кристаллических и аморфных веществах, типы кристаллических решеток. Уметь приводить примеры веществ с различными типами кристаллических решеток. Знать формулировку закона постоянства состава вещества.

М8 Разбор опорного конспекта. Лабораторная работа.

9

Чистые вещества и смеси

Знать понятия о чистых веществах и смесях, химическом анализе, способах разделения смесей. Соблюдать правило т.б. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием.

М 9Разбор опорного конспекта. Решение задач.

10-11

Массовая и объемная доля компонента в смеси

Знать определение массовой доли. Уметь проводить расчеты с использованием понятия «доли».

М 10

12

Контрольная работа

Проверить знания учащихся по теме.

М 11

13

Урок коррекции

Доработать неусвоенный учебный материал.

Тема: «Обзор соединений химических элементов.

Степень окисления».

Содержание обучения.

У.Э. 0

И Д У

Получить представления о химических соединениях, их многообразии. Знать понятие степень окисления. Уметь находить степень окисления. Составлять формулы бинарных соединений, называть вещества.

Управление обучением

У.Э. 1

Лекция

20 мин.

Цель: Получить представление о соединениях химических элементов.

План лекции:

  1. Химические соединения

А) Понятия о химических соединениях

Б) Многообразие химических соединений

В) Бинарные соединения

2. Степень окисления

А) Понятие о степени окисления

Б) Правила расчета степени окисления

В) Составление формул по степеням окисления

Г) Элементы с переменной степенью окисления

3. Номенклатура бинарных соединений

Вы внимательно слушаете лекцию, делаете краткие записи в тетрадь.

У.Э. 2

Цель: Уметь определять степени окисления элементов в соединениях.

Задание 1: Внимательно изучите правила определения степени окисления элементов в веществе.

2: Обсудите вопросы:

А) Когда элемент имеет степень окисления «0»?

Б) У каких элементов ст. ок. всегда положительная? Примеры.

В) Какие элементы имеют отрицательную ст. окисления?

Г) Чему равна сумма степени окисления в сложном веществе?

Д) Как по формуле соединения определить степень окисления

элемента? Приведите примеры.

Задание для самоконтроля:

  1. Определите степени окисления элементов в соединениях:

SF6 , H2S , SO3 , KCL , N2

2. Проверьте правильность ответов, сверившись с образцом

Работа с учебником.

§ 17

стр. 61, со 2го обзаца

Работа в паре

Образец на доске

У.Э. 3

Цель: Знать номенклатуру бинарных соединений.

Задание 1. Внимательно прочитай §17, стр. 63

2. Ответь на вопросы:

А) Элементы с какой степенью окисления в соединении ставят на первое место?

Б) Какой суффикс добавляют к названию электроотрицательного

элемента?

В) Как поступают в случае если элемент имеет несколько степеней окисления?

Задание для самоконтроля:

Назовите соединения: SO3 , CaCl2 , Mg3N2 , SO2 .

Обсудите ответы в паре

Сверься с образцом на доске

У.Э. 4

Цель: Уметь составлять формулы веществ по названию.

Задание 1. Внимательно прочитай материал в учебнике.

  1. Запишите в тетрадь, на примере составления формулы карбида алюминия, последовательность действий.

Задания для самоконтроля:

Составьте формулы веществ:

А) Оксидов марганца (II), (III), (IV), (VII).

Б) Нитридов: Na, Ca, Al.

Сверьте с образцом на доске

У.Э. 5

Цель: Подведение итогов и определение домашнего задания.

  1. Вернувшись к целям урока, определи, достиг ли ты их?

  2. Выполни задания:

Карточка-задание:

  1. а) Чему равна степень окисления углерода в оксиде СО.

б) Найдите в соединениях со степенью окисления +2:

K2O , CO2 , CH4 , CaO.

в) В каком из приведенных соединений степень окисле-

ния углерода выше: CH4 , CO , CO2.

  1. а) Составьте формулу соединения состоящего из элемен-

тов: NaO.

б) Составьте формулу сульфида алюминия.

в) Составьте формулы соединений: хлорида фосфора (V) и оксида хлора (VII).

Какой элемент в этих соединениях, имеет наивысшую степень окисления

Д.З. §17 упр. 1, 2, 4. зад. 5, 6.

Важнейшие классы бинарных соединений.

У.Э.

Содержание обучения

Управление обучением

У.Э. 0

И.Д.Ц. Знать состав оксидов и водородных соединений. Уметь приводить примеры соединений. Знать свойства некоторых соединений.

Перед выполнением заданий учебных элементов выполни химический диктант для отработки умений по определению с.о. эле-

ментов и химической номенклатуре бинарных соединений.

Работа на местах.

У.Э. 1

Цель: Знать определение оксидов, приводить примеры.

Задание 1. Выпиши в тетрадь определение оксидов.

2. Прочитай там же о распространенности оксидов в природе

3. Выпиши примеры оксидов в тетрадь с указанием их агре-

гатного состояния.

4. Демонстрация учителем образцов оксидов.

Задание для самоконтроля: из списка в-в выпиши оксиды, определи степени ок. элементов в них:

KOH , NaCl , O2 , K2O , NH3 , CO2 , HNO3.

Работа в тетради.

Стр. 64 §18

Сверься с образцом на доске.

У.Э. 2

Цель: Знать значение и распространение воды в природе.

Аномальные свойства воды.

Задание 1: Послушай объяснения учителя, прими участие в беседе.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Где требуется вода

  2. Распространение воды в природе

  3. Функции воды в живом организме

  4. Проблема охраны вод

2. Послушай сообщения учащегося об аномальных св-вах воды.

3. Прокомментируйте высказывания: вода – «самое полезное ископаемое».

Приготовить короткие выступления, высказывания.

Сделай короткие записи в тетради.

У.Э. 3

Цель: Знать нахождение углекислого газа. Его физические свойства.

Задание 1. Изучить самостоятельно по учебнику «Углекислый газ

СО2 – диоксид углерода».

2. В тетради составьте план к прочитанному.

3. Обсудите его друг с другом.

Задание для самоконтроля: Приготовьте вопросы классу по прочитанному материалу.

Сделайте вывод: Какие из свойств данного оксида можно отнести к нестандартным.

Работа с учебником.

Стр. 65. §18

Работа в парах.

Приготовь ответ.

У.Э. 4

Цель: Знать состав и свойства негашеной извести.

Задание: Прочитайте статью §18 «Негашеная известь»

Задание для самоконтроля: Перечислите различия в физических свойствах оксидов: СаО , СО2 , Н2О.

Работа с учебником с. 66.

У.Э.5

Цель: Знать водородные соединения элементов.

Задание: Прочитайте по учебнику стр. 66-67 §18 о водородных соединениях.

Ответьте на вопросы:

  1. Как делят водородные соединения элементов

  2. Приведите примеры водород. соед. и запишите их в тетрадь.

  3. Расскажите о свойствах а) хлороводорода

б) аммиака

Задания для самоконтроля:

Ответьте на вопрос 6 стр. 68 в конце §18.

Сделай вывод: Какую степень окисления может проявлять водород в гидридах и летучих водородных соединениях.

Сделай записи в тетради.

Работа с учебником.

Работа в тетради.

Приготовь ответ.

Работа в тетради.

У.Э.6

Цель: Научиться проводить расчеты объема газа по его массе.

Задание 1. Внимательно послушай алгоритм решения задачи учителя по расчету объема газа.

2. Сделай необходимые записи.

3. Выполни решение задачи по алгоритму.

Какой объем займут 88 г. оксида углерода IV

Сверься с ответом.

У.Э. 7

После работы над предыдущими У.Э. выполни задания выходного контроля.

Карточка-задание:

I А. Выпишите оксиды и назовите: H2O , CH4 , MgO , NaOH , Al2O3.

Б. Из предложенного ряда исключи лишнее, если степень окисления кислорода:

K2O-2 , CO2-2 , H2O-2 , O+2F2 , MgO-2.

В. Согласен ли ты с логическим умозаключением: все оксиды – сложные вещества. Вещество х - сложное. Следовательно, оно оксид.

Д.З. §18 упр. 1,5. зад. 4.

* Творческое задание: составьте тест по изученному материалу.

II А. Разделите указанные вещества на 2 группы и назовите эти

группы. HCl , H2S , CaH2 , H2O , NaH.

Б. Из ряда исключите лишнее: CH4 , KH , NH3 , SiH4 , H2O. Поясните, согласны ли вы с умозаключением.

В. Все гидриды металлов – твердые вещества. В-во х – твердое, следовательно, вещество х – гидрид.

Выполняем на листах.

Сдать учителю.

Блок-модуль темы «Основания».

У.Э.

Содержание обучения

Управление обучением

У.Э. 0

И.Д.У. Знать состав оснований, классификацию, номенклатуру. При-

водить примеры оснований. Формировать знания об ионах. Получить

понятие о качественных реакциях.

Перед работой по обработке учебных элементов, выполните задание текстов.

У.Э. 1

Цель: Учащиеся должны усвоить определение и состав оснований.

Задание 1: Внимательно прочитайте и осмыслите понятие оснований

§19 стр.68, 1 обзац

2: Запишите определение в тетрадь.

Ответьте на вопросы:

  1. Из каких элементов состоят основания?

  2. Какая связь присутствует между атомами кислорода и

водорода?

  1. Как называется эта группа?

  2. Учитывая степень окисления Н и О , какой суммарный заряд

будет иметь группа?

  1. Какая связь будет возникать между металлом и гидроксогруппой?

Уточните: Если основание состоит из ионов металлов и гидроксид-ионов, то как эти ионы можно назвать иначе?

Работа в тетради.

Работа в парах.

Приготовь ответ.

У.Э.2

Цель: Уметь строить формулы оснований и называть.

Задание 1. Исходя из определения оснований, зарядов ионов, метал-

лов и гидроксогруппы, постройте формулы следующих

оснований металлов:

K+ , Na+, Ba2+, Al3+, Cu2+, Fe2+, Fe3+.

2. Рядом с построенными формулами запишите их название,

учитывая, что оно начинается с названия отрицательного

иона, а затем дается название металла в родительном

падеже. Если у металла переменная ст. ок., то указывает-

ся в конце ее номер.

Выполни задачи: Рядом с названием укажите соотвествующий металлу оксид.

Сверка с образцом для контроля.

У.Э.3

Цель: Знать классификацию оснований.

Задание 1. Пользуясь таблицей растворимости, сделайте вывод об от-

ношении к воде оснований.

2. Из построенных выше оснований выпишите в две колон-

ки растворимые и нерастворимые основания.

3. Под растворимыми основаниями запишите их название -

щелочи.

4. Ответьте на вопрос: Почему им дали такое название?

Сделайте вывод: Металлы каких групп образуют растворимые основания – щелочи.

Работа в тетради.

У.Э.4

Цель: Знать св-ва и применение гидроксида натрия.

Задание 1. Изучите необходимый материал по учебнику стр.69, §19

2. Какими свойствами обладает это соединение.

3. Какие правила т.б. при работе с данным веществом надо соблюдать.

4. Почему вещество называют едкий натр.

5. Назовите области применения вещества.

Работа с учебником.

У.Э.5

Цель: Знать свойства и применение гидроксида калия.

Задание 1: Изучите необходимый материал по учебнику стр.69, §19

Ответьте на вопросы:

  1. Какими свойствами обладает данное вещество?

  2. Как его называют иначе?

  3. Где применяют?

Сделайте вывод: Есть ли различие в физических св-вах гидроксида натрия и гидроксида калия.

Обсудите в паре.

Приготовь ответ.

У.Э.6

Цель: Знать свойства, получение и применение гидроксида кальция.

Задание 1. Изучите необходимый материал по учебнику стр.69, §19.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Каково отношение к воде?

  2. Как называют процесс получения гидроксида кальция из

оксида кальция?

  1. Где применяется это вещество?

3: Посмотри демонстрацию учителем разновидности р-ров

гидроксида кальция: известковой воды и известкового

молока.

4: Объясни: Почему эти растворы внешне разные.

Работа с учебником.

Обсудите в парах.

Приготовь ответ.

У.Э.7

Цель: Знать понятия: качественные реакции, индикатор, реактив.

Задание 1. Посмотри демонстрационный опыт «Пропускание угле-

кислого газа через известковую воду».

2. Объясни наблюдаемое.

3. Сделай вывод о возможности использования данной реак-

ции.

4. Запиши определения качественных реакций стр.69.

5. Запиши определение «реактив»

«Вещество, с помощью которого доказывается наличие

другого вещества, называют реактивом».

6. Посмотри демонстрационный опыт «Действие на нес-

колько щелочей одного вещества – лакмуса».

7. Объясни наблюдаемое.

8. Запиши определение индикатор –

«Реактивы на группу веществ или класс веществ называют индикаторами».

9. Внимательно рассмотри табл. 4, стр. 70.

10. Запиши, какими еще индикаторами можно определить щелочи.

Сделайте вывод: Почему данными индикаторами нельзя определить нерастворимые основания.

Приготовь ответ.

Работа с учебником и тетрадью.

Приготовь ответ.

Работа в тетради.

Приготовь ответ.

У.Э.8

Вы выполнили задания модуля. Приступите к выполнению самостоятельной работы.

А. Составьте хим. формулы оснований для Cu(II) , Li . Дайте им названия, классификацию.

Б. Постройте для них формулы соответствующих оксидов.

В. Для одного из оснований напишите реактив.

Д.З.: §19 упр.3, 4; зад. 5,6.

Творческое задание: составьте по изученным параграфам темы кроссворд.

Решение покажите учителю.

Блок-модуль темы «Кислоты».

У.Э.

Содержание обучения.

Управление обучением

У.Э.0

И.Д.Ц. Знать состав кислот, классификацию. Уметь называть кислоты по формуле и строить формулы кислот по названию. Знать свойства некоторых кислот. Уметь определять кислоты.

После проверки Д.З. и разбора творческого задания, приступить к изучению нового материала.

У.Э. 1

Цель: Знать качественную реакцию на кислоты.

Задание 1. Посмотреть демонстрационный опыт действия индикаторов на различные кислоты.

2. Прокомментируйте опыт.

3. Запишите результаты в тетрадь.

4. Сделайте вывод о составе кислот.




Похожие документы:

  1. Темы работы школьных методических объединений и темы самообразования учителей в 2010 2011 учебном году: Наименование школьного методического объединения учителей

    Документ
    Учитель: Агафонова Т.А. Мониторинг обученности учащихся. Учителя: Попкова А.А., Козлова Т.
  2. Методическая разработка элективного курса «Компьютерная графика» на основе использования графических программ Adobe Photoshop, Corel Draw и пспо в 10-11 классах

    Методическая разработка
    Глава 3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. 19
  3. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (химия в общеобразовательной школе) (по педагогическим наукам)

    Автореферат
    Защита состоится 23 декабря 2004 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.05 при ГНУ ИСМО РАО по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, д.
  4. Методические материалы по организации дистанционного обучения и внедрению электронных обучающих

    Реферат
    В данных методических рекомендациях описаны процессы создания, применения мультимедийных обучающих средств, где приоритетами выступает текстовая информация, фото, видео, графика, анимация, звук.
  5. Тематика творческих работ слушателей криппо по: химии формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.

    Урок
    1. Формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время.2. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.3. Содержание, формы и методы работы методических объединений учителей химии (городских , районных,

Другие похожие документы..