Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На 3-ем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверс...полностью>>
'Пояснительная записка'
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подх...полностью>>
'Документ'
Место нахождения, контактные данные (почтовый индекс, субъект Российской федерации, район, город, (населенный пункт), улица (проспект, переулок и др.)...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>

Учебная программа курса Владивосток 2003 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет (2)

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебная программа курса

Владивосток

2003

Министерство образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебная программа курса

по специальности

061100 Менеджмент организации

Владивосток

Издательство ВГУЭС 2003

ББК 65.050.9(2) – 2я 73+65.9(2) - 55я73

Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент » составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации».

Составитель: М.Н. Рукавицына М.Н., доцент каф. Экономики и менеджмента

Утверждена на заседании кафедры Экономики и менеджмента

©Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и менеджмента, 2003

ВВЕДЕНИЕ

Опыт развития передовых в экономическом отношении стран и сложившаяся экономическая ситуация в России показывает, что важнейшим фактором, обеспечивающим высокий долгосрочный стратегический потенциал национальной экономики и отдельных хозяйствующих субъектов, является своевременное обновление технологий и материальных составляющих всех компонентов их жизнедеятельности. Успех в современной рыночной экономики во многом определяется высоким удельным весом инновационной составляющей в принятых стратегиях развития.

Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновационная деятельность становится важнейшим элементом менеджмента. Разработка и внедрение новых идей и продуктов, прогрессивных технологий и оборудования, использование в управлении содержащих ноу-хау организационных решений все в большей мере определяют возможности устойчивого развития сложных социально-экономических систем.

Россия, традиционно имеющая достаточно высокий интеллектуальный потенциал в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в качестве приоритетной цели должна поставить задачу подготовки менеджеров, профессионально работающих в сфере управления инновационными проектами. Именно этот вид управленческой деятельности обеспечивает усиленную реализацию научных разработок и практической деятельности субъектов экономики. К сожалению, в настоящее время в России менеджеров профессионально работающих в сфере инноваций, крайне мало.

Программа и содержание курса “Инновационный менеджмент” разработаны на основе образовательного стандарта по дисциплине “Инновационный менеджмент” для специальности 061100 “Менеджмент”. В сборнике учебно-методических материалов представлены тематический план и программа курса, тематика и содержание семинарских занятий, содержание семинарских занятий, приведены контрольные вопросы по курсу.

Методологической основой курса является общая теория систем и системный анализ, основные принципы которых изучаются студентами специальности “Менеджмент” в предшествующем курсе “Теория организации”. С позиций системного подхода рассматривается роль и механизмы включения инновационных направлений в общую концепцию стратегического развития рассматриваемого объекта управления.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель преподавания дисциплины “Инновационный менеджмент” – формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

  • сформировать понятийный ряд, связанный с объектами, функциями и режимом управления инновационным процессом, ввести необходимые термины и определения;

  • создать представление о нововведениях как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование предприятия в условиях рыночной экономики;

  • познакомить с тенденциями, перспективами и прогнозами научно-технического развития, лежащего в основе всех инноваций;

  • дать классификацию методов управления и научить правильному их выбору в конкретных ситуациях;

  • рассмотреть и проиллюстрировать примерами всю последовательность этапов разработки, освоения в производстве и продвижения на рынок новых продуктов и услуг;

  • научить студентов четко формулировать задачу, собирать и обрабатывать необходимую для ее решения информацию, формировать альтернативы и делать обоснованные выводы;

  • способствовать усилению креативной составляющей по сравнению с компилятивной при подготовке рефератов и эссе, а также – в устных выступлениях на семинарах;

  • создать у каждого студента свой индивидуальный имидж инновационного менеджера, который он постарается воплотить в будущем процессе трудоустройства и профессиональной деятельности.

Данная дисциплина преподается для студентов очной формы обучения на 4-ом курсе, в 8-ом семестре.

Дисциплина “Инновационный менеджмент” изучается в объеме 100 часа в т.ч. 34 часа – лекции, 17 часов – семинарские и практические занятия, 46 часов – самостоятельная работа. Средством текущего контроля знаний студентов является промежуточная аттестация, которая проводится на 8-ой недели семестра. На 16- ой неделе семестра проводится итоговая аттестация в форме экзамена.

Для студентов заочной формы обучения предусматривается 12 часов аудиторной нагрузки, из них 8 часов лекций, 4 часа семинарских занятий. Выполнение 1 контрольной работы и 88 часов самостоятельной работы студента.

Лекции читаются в потоке, сопровождаются демонстрацией методических материалов в форме слайдов, что способствует систематизации учебного материала и экономии учебного времени.

Самостоятельная работа заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе, рефератов и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем.

Семинары проводятся один раз в две недели и заключаются в подробном рассмотрении одной или двух тем с обязательными конкретными примерами. Темы предлагаются студентами или преподавателем и могут совпадать с темами представленных эссе и рефератов. Обращается внимание на методологические различия между устной и письменной речью, в связи с чем в качестве выступлений на семинаре не принимаются прямые зачитывания заранее подготовленных текстов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Желательно завершить обсуждение каждой темы подведением итогов или формулировкой выводов, с которыми согласно большинство участников семинара. Посещение семинаров обязательно.

Эссе и рефераты, не ставшие темой семинарских занятий, обсуждаются преподавателем при индивидуальном собеседованием с их авторами после проверки и рецензирования. При этом кроме соответствия содержания самостоятельных работ темам домашних заданий и общепризнанным принципам рыночной экономики и методам современного менеджмента принимаются во внимание четкое структурирование, грамотное и аккуратное оформление представленных текстов, включая постановку задачи (введение), изложение содержательной части, подведение итогов или выводы (заключение), оглавление и список использованной литературы. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

По результатам выступлений студентов на семинарах и защит рефератов и эссе оценивается их успеваемость по данному курсу. (экзамен)

Студенты, не посещающие семинары, не выступающие на них и не представившие никаких самостоятельно выполненных ими домашних заданий считаются не успевающими.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1 Тематика теоретической части курса

Тема 1. Введение. Основные понятия и определения

Цель и задачи курса. Его формальная и содержательная структура и место в учебном процессе среди других курсов.

“Правила игры”: соотношение между лекционной, семинарской и самостоятельной составляющими курса, контроль успеваемости, требования к эссе, рефератам, выступлениям; порядок проведения промежуточных аттестаций и итогового экзамена. Представление списков рекомендованной литературы и тем для самостоятельной работы.

Инновации, инновационный процесс. Признаки инноваций. Виды инноваций и их классификация. Формы и фазы инновационного процесса. Движущие силы нововведений. Методология системного описания инноваций. История нововведений и их теоретического осмысления. Труды Дж. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева и С. Кузнеца.

Профессиональные требования к инновационному менеджеру (организации отличаются отношением менеджеров к использованию нововведений).

Характеристика инновационной деятельности. Виды инновационной деятельности. Классификация инновационных предприятий.

Тема 2. Методологические основы инновационного менеджмента

Сущность инновационного менеджмента. Аспекты инновационного менеджмента: вид деятельности и процесс принятия решений, наука и искусство управления инновациями, аппарат управления инновациями. Развитие и современное состояние инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Цели и задачи инновационного менеджмента. Эндогенный и экзогенный аспекты гармонизации инновационной системы.

Система функций инновационного менеджмента. Основные (предметные) и обеспечивающие функции инновационного менеджмента. Структура основных (предметных) функций: формирование целей, планирование, организация и контроль. Социально-психологические и технологические функции менеджмента. Рациональное делегирование и мотивация труда исполнителей.

Функция коммуникации в инновационном менеджменте.

Стиль руководства инновациями. Модели формирования стиля руководства в инновациях.

Решения в инновационном менеджменте. Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента.

Виды решений в инновационном менеджменте. Процесс принятия решений. Методы принятия решений в инновационном менеджменте: выявление мнения, аполитические методы, методы оценки, методы генерирования идей, методы принятия решений, методы прогнозирования, методы наглядного представления, методы аргументирования.

Тема 3. Государственное регулирование инновационных процессов

Государственная инновационная политика: понятие, цель, задачи, важнейшие принципы и элементы. Государственное регулирование инновационной деятельности: понятие, основное методы и инструменты. Стратегия сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны. Система государственного управления инновационной сферой. Основные задачи и функции государственных органов в процессе управления инновационной сферой. Приоритетные направления развития науки и техники. Процесс формирования и реализации приоритетных направлений НТП.

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности в США, Японии, Западноевропейских стран.

Правовая защита интеллектуальной собственности: патентно-правовое регулирование инновационной деятельности. Группы объектов интеллектуальной собственности, выделяемые в зависимости от правового режима. Патентная защита в РФ. Преимущества и недостатки применения патентной системы компенсации затрат на проведение НИОКР. Эффект патента на эффективное новшество (по Дж.Стиглицу). Понятие и сущность "ноу-хау”. Лицензирование инновационной деятельности.

Тема 4. Стратегическое управление инновациями

Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности. Основные факторы конкурентоспособности инновационной организации. Конкуренция и рынок инновационной продукции. Виды конкуренции и их влияние на инновационную деятельность.

Рынок инновационной продукции. Понятие научно-технической продукции. Характеристика рынка инновационной продукции. Понятие и сущность рыночной и технологической неопределенности. Понятие трансфера технологий. Формы передачи технологии на коммерческой и некоммерческой основах. Классификация трансфера технологий.

Понятие и сущность инновационной стратегии развития организации. Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации. Параметры, характеризующие инновационный потенциал организации. Понятие и особенности инновационной стратегии организации. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации. Общие рекомендации по повышению инновативности организации. Виды инновационной стратегии. Основные типы инновационной стратегии. Специфика стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на разных стадиях инновационного процесса.

Тема 5. Организационные формы инновационной деятельности

Понятие и сущность управления инновационной деятельностью организации. Влияние интенсивности и масштабов нововведений на организационную структуру управления. Выбор и создание новых организационных форм, приемов и методов инновационного менеджмента организации. Формы организации управления нововведениями. Способы организации управления инновационной деятельностью. Основные принципы совершенствования организационных структур управления нововведениями.

Понятие и сущность концепции “инкубаторный синдром” (60-е годы). Понятие и сущность концепции создания внутренних подразделений, использующий венчурный механизм финансирования (70-е годы).

Понятие и сущность концепции создания стратегических альянсов (80-е годы). Понятие и сущность концепции создания научно-исследовательских консорциумов (80-90-е годы).

Преимущества и недостатки крупной организации в процессах разработки, освоения и реализации новой продукции (технологии). Понятие ФПГ. Понятие консорциума. Понятие глобальной корпорации. Понятие альянса. Понятие сетевого союза. Понятие союза на основе долевых инвестиций.

Малый бизнес и инновационная деятельность. Преимущества и недостатки малой организации в процессах разработки, освоение и реализации новой продукции (технологии). Отличительные черты малых специализированных инновационных организаций. Группы малых инновационных организаций по состоянию их развития. Поддержка инновационной деятельности малых организаций в России и за рубежом.

Технопарковые структуры инновационной деятельности. Классификация технопарковых структур. Понятие инкубатора бизнеса. Назначение и основные функции инкубатора бизнеса. Понятие инкубатора бизнеса как самостоятельно существующей организации. Национальная специфика инкубаторов бизнеса. Понятие технопарка. Назначение и основные задачи создания технопарков. Классификация технопарков. Обобщенная “классическая” внутренняя структура технопарка. Понятие и сущность технополиса. Понятие и сущность региона науки и техники.

Тема 6. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

Цели и задачи управления затратами. Состав и структура инновационных затрат. Факторы, определяющие величину затрат.

Механизм управления затратами. Затраты на основные промежуточные стадии выполнения ОКР. Инвестиции в освоение производства новой продукции. Определение коммерческого риска при инвестициях в инновационную деятельность. Выявление фактической результативности работы научно-технических организаций и коммерческого риска инвестора. Методы уменьшения коммерческого риска инвестиций в инновационную деятельность.

Принципы ценообразования на инновационную продукцию. Особенности формирования договорных (контрактных) цен на инновационную продукцию.

Тема 7. Финансирование инновационной деятельности

Необходимость инвестиций в инновационную деятельность. Система финансирования инновационной деятельности. Критерии оценки эффективности системы финансирования инновационной деятельности. Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на механизм финансирования инновационной деятельности. Основные источники финансирования инновационной деятельности: мировая практика и российский опыт. Понятие и сущность внебюджетного финансирования инновационной деятельности. Схема функционирования внебюджетного фонда. Собственные средства организаций как один из источников финансирования инновационной деятельности. Перспективные источники финансирования инновационной деятельности.

Венчурное (рисковое) финансирование инноваций: понятие и отличие от традиционных банковских операций. Практические формы осуществления рисковых капиталовложений. Организационные формы, используемые крупными корпорациями при осуществлении рисковых капиталовложений. Венчурный механизм поэтапного финансирования нововведений.

Тема 8. Оценка эффективности и экспертиза инновационных проектов

Сущность проблемы оценки эффективности инноваций. Основные принципы оценки эффективности инноваций при рыночной экономике. Виды эффекта и комплексная оценка эффективности инновации. Статистические методы оценки эффективности. Динамические показатели эффективности.

Понятие “риск” и его соотношение с понятием «эффективность». Выбор индивидуальной ставки дисконта по инновационному проекту. Учет склонности к риску индивидуального инвестора. Сущность и практические приемы использования метода сценариев.

Принципы формирования пакетов инновационных проектов. Сущность и процедуры отбора инновационный проектов. Основные этапы и технология экспертной оценки инновационных проектов.

Тема 9. Управление инновационными проектами

Понятие и сущность инновационных проектов. Виды и содержание инновационных проектов. Разработка концепции проекта. Планирование инновационного проекта. Оформление проектной документации.

Сущность и принципы управления инновационными проектами. Организация управления проектом. Контроль и регулирование работ по проекту. Порядок завершения проектов.

2.2 Программа семинарских занятий

Целью семинарских занятий является углубление теоретических знаний по курсу «Инновационный менеджмент», развитие у студентов навыков самостоятельной работы с информационными источниками, а также закрепление полученных знаний в процессе решения практических задач, анализ проблем и ситуаций.

Вопросы, выносимые для обсуждения на семинары, приведены ниже.

Семинар 1. Роль инноваций в рыночной экономике, основные понятия, цели и виды инноваций

  1. Дискуссия по темам:

  • Современные тенденции развития наукоемких экономик и отдельных субъектов социально-экономических систем – что нас ждет в 21 веке;

  • Особенности современного состояния России и роль инновационной деятельности на пути преодоления социально-экономического кризиса – состоится ли возрождение России.

  1. Обзор, дискуссия: Анализ основных понятий и определений стратегического менеджмента на примере инновационной деятельности отечественных и зарубежных предприятий.

3.Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 2.

Семинар 2. Задачи и функции инновационного менеджмента

  1. Доклады по темам:

  • Цели и задачи инновационного менеджмента;

  • Система функций инновационного менеджмента;

  • Современное состояние инновационного менеджмента.

  1. Дискуссия на тему: профессиональные и психологические требования к менеджерам, работающим в сфере инноваций. Могут ли выпускники ВГУЭиС работать менеджерами в инновационном бизнесе?

3.Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 3.

Семинар 3. Управление развитием систем и инновации, задачи стратегического управления инновациями

  1. Доклады по темам:

  • Циклы развития Н.Д. Кондратьева, инновации и научно-технический прогресс;

  • Закономерности развития социально-экономичских систем, инновационной деятельности и их использование в стратегическом управлении организациями;

  • Содержание, основные фазы и порядок разработки инновационных стратегий;

  1. Дискуссия: Приемы и средства стратегического менеджмента в управлении инновационными процессами в организациях Приморского края.

  2. Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 4.

  3. Промежуточный тест по теме 4.

Семинар 4. Организационные формы и структуры инновационных предприятий

  1. Доклады по темам:

    • Организационные формы инновационных предприятий;

    • Типы организационных структур инновационных предприятий;

    • Технопарковые структуры организации инновационной деятельности;

  2. Дискуссия на тему: «Что такое трансфер инноваций и можно ли построить на этом бизнес в России?»

  3. Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 5.

  4. Промежуточный тест по теме 4.

Семинар 5. Управление затратами и ценообразование

  1. Доклады по темам:

    • Состав и структура инновационных затрат;

    • Методы управления инновационными затратами;

    • Принципы ценообразования и особенности формирования договорных цен на инновационную продукцию.

  2. Дискуссия на тему: ценообразование как фактор, определяющий успех инноваций. Все ли предприниматели России готовы и могут заплатить $ 1000000 с тем, чтобы через 2-3 года получить прибыль в размере $ 10000000, и что нужно всем нам, что бы число таких предпринимателей постоянно росло?

3.Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 6.

Семинар 6. Цели, задачи и формы финансирования инноваций

  1. Дискуссия на тему: Цели и задачи финансирования инновационной деятельности: как это делается «у них, на Западе» и у нас - в России.

  2. Доклады по темам:

    • Бюджетные ассигнования инноваций;

    • Источники негосударственного финансирования инноваций;

    • Финансовый лизинг;

    • Венчурное финансирование инновационной деятельности;

3.Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 7.

Семинар 7. Методы оценки эффективности инноваций в рыночной экономике

  1. Дискуссия на тему: Виды эффекта и комплексная оценка эффективности инноваций в рыночной экономике и административно-командной системах. Все ли так плохо или все ли так хорошо?

  2. Доклады по темам:

    • Статистические и динамические показатели эффективности;

    • Выбор индивидуальной ставки дисконта по инновационному проекту;

    • Сущность и практические приемы использования метода сценариев;

  3. Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 8.

Семинар 8. Методы отбора инновационных проектов и основные этапы экспертной оценки

  1. Дискуссия на тему: принципы формирования пакетов инновационных проектов(примеры по предприятиям Приморского края).

  2. Доклады по темам:

    • Сущность и процедуры отбора инновационных проектов;

    • Основные этапы и технология экспертной оценки инновационных проектов;

  3. Формулирование заданий для подготовки докладов к семинару 9.

  4. Промежуточный тест по теме 8.

Семинар 9. Управление инновационными проектами

  1. Дискуссия на тему: Управление проектами – наука или искусство? Есть ли в России специалисты по управлению проектами?

  2. Доклады по темам:

    • Разработка концепции проекта;

    • Планирование инновационного проекта;

  3. Промежуточный тест по теме 9.

  4. Подведение итогов по изучению курса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа курса Владивосток 2003 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Социология» составлена в соответствие с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов всех специальностей.
  2. Учебная программа курса Владивосток 2003 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  3. Учебная программа курса Владивосток 2004 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Государственный и муниципальный долг» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России, предназначена для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит» со специализацией
  4. Учебная программа курса Владивосток 2004 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет (1)

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 230100 Сервис транспортных и технических машин и оборудования
  5. Учебная программа курса Владивосток 2005 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Социальная демография» составлена в соответствие с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 040101 «Социальная работа» и 040102 «Социальная антропология».

Другие похожие документы..