Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Внести зміни і доповнення до Закону України "Про державну податкову службу в Україні" [N 509-XII] (Відомості Верховної Ради УРСР, 1991 р., N...полностью>>
'Книга'
В этом сочинении, любезнейший сын мой Марцеллин, тобою задуманном, а для меня, в силу данного мною обещания, обязательном, я поставил своей задачей з...полностью>>
'Решение'
Наверное, каждому из нас приходилось попадать в ситуацию, когда, обратившись в органы власти с целью получить какое-либо разрешение или согласование,...полностью>>
'Документ'
В современный период, когда потребность в знании иностранного языка возросла как никогда ранее, перед учителями всё чаще встаёт вопрос, по какой мето...полностью>>

В. В. Радаев Изменение конкурентной ситуации на российских рынках

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.В.Радаев

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках

(на примере розничных сетей)

Новая торговая революция? (Вводные замечания)

Раздел 1. Основные подходы к анализу конкуренции

Общее понятие конкуренции

Три экономические модели конкуренции

Конкуренция как поддержание социальных контактов

Конкуренция как установление согласованного порядка

Конкуренция как символическая борьба

Конкуренция как институционально оформленный процесс

Раздел 2. Анализ состояния рынка

Источники данных

Общая динамика продаж

Опережающий рост сетевых структур

Формы интеграции сетевого бизнеса

Раздел 3. Анализ конкурентной ситуации

Уплотнение рынка

Сетевые компании и открытые рынки

Сетевые компании и региональные операторы

Сетевые компании и транснациональные торговые операторы

Раздел 4. Концепции контроля российских сетевых компаний

Концепции развития компаний

Продажа бизнеса

Уход в регионы

Поиск особых ниш

Конкурирование с западными сетями

Стратегии повышения конкурентоспособности

Собственные ресурсы компаний

Привлечение внешних ресурсов

Развитие организационных структур

Развитие технологий продаж

Инвестирование в отечественное производство

Образование деловых сетей и ассоциаций

Концепции экономической политики

Вытеснение открытых рынков

Регулирование входа западных сетей

Поддержка отечественных сетей

Защита отечественного производителя

Заключение

В.В.Радаев

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках

(на примере розничных сетей)

Современные рынки являются динамичными образованиями, испытывающими воздействие множества экономических, политических и культурных факторов. Появляются новые продукты и услуги, видоизменяются деловые стратегии, на рынок входят новые участники, происходит переутверждение правил игры. Для того, чтобы проследить, как это происходит и какие противоречия порождает, мы проанализируем один из сегментов российских рынков, связанных с деятельностью розничных сетей. Этот сегмент особенно интересен, ибо в настоящее время здесь происходят фундаментальные изменения. Возникает совершенно новая и весьма острая конкурентная ситуация. При этом она сопровождается подлинной революцией в технологиях продаж.

Новая торговая революция? (Вводные замечания)

В торговле потребительскими товарами происходит революция. Это не шутка и не преувеличение. Мы становимся свидетелями настоящего переворота. В первые годы наступившего нового столетия его последствия становятся все более явными (очевидно, перемены достигают некоего качественного рубежа). Сначала реформы привели к смене вывесок, затем мы оказались в новой среде. Куда-то продолжают исчезать привычные нам с советского времени продуктовые магазины с их мясными и молочными секциями, скучными бакалеями и соками-водами, с их непременными очередями и нашими судорожными метаниями между прилавком и кассой. Уходят в прошлое «Электроники», «Школьники», «Спорттовары» и прочие старорежимные магазины. Вместе с ними исчезает тип угрюмых и задерганных продавщиц, которых вечно просили что-то показать, выписать, взвесить-перевзвесить. И на которых при этом смотрели как на засевших за прилавок классовых врагов, оборонявшихся от народа с криками «Вас много – я одна», стремящихся в лучшем случае отвязаться от назойливого покупателя, а в худшем – подсунуть что-то залежалое и подпорченное.

Сегодня неулыбчивые продавцы тоже не редкость. Но «классовая борьба» с продавцом завершена. Мы, покупатели, победили (точнее, нам позволили одержать победу). И дело не в том, что в условиях рынка люди стали лучше работать и внимательнее относиться к клиенту (хотя в этом есть немалая доля истины). Коренным образом меняются сами формы торговли - доступ к товару и технологии продаж. Причем, эти изменения не обратимы, старый порядок обречен.

Зародыш «прогрессивных» форм торговли, когда покупатель оказывался хозяином положения, у нас имелся уже в советское время. Сначала это были колхозные рынки – островки относительного изобилия – извечно привлекательные, но в то же время малодоступные. Были полулегальные барахолки и толкучки, которых гоняли с места на место.

В постсоветское время им на смену пришли так называемые открытые рынки, где покупатели не только получали непривычную возможность реального выбора, но и возможность человеческого общения, установления полуперсонального контакта с продавцом. Произошел расцвет «народного предпринимательства» в лице неутомимых гонцов на мелкооптовые базы с их пресловутыми тележками и клетчатыми сумками, а также отчаянных челноков, перетаскивающих тюки через границы великой Родины. Они не только удешевили покупаемый нами товар, но и всячески демократизировали торговлю. Впервые вчерашний советский человек, независимо от толщины кошелька смог почувствовать себя Покупателем.

Что же касается магазинных форм торговли, то одним из прообразов будущего в советское время стали универсамы, выросшие в спальных районах. Но их полупустые полки наводили уныние, а по внутреннему виду они походили на недоиспользуемые складские помещения. Сегодня их площади занимают красивые и технологичные супермаркеты. Их становится все больше, масштабы все возрастают – начинали с нескольких сотен или даже десятков квадратных метров торговых площадей, затем расширились до тысячи-полутора тысяч, а сейчас торговым центром в 5 тысяч квадратных метров уже никого не удивишь.

Новые торговые фирмы привлекают покупателей не только масштабами, но и новыми формами обслуживания, начиная от таких высоко ценимых мелочей как возможность загрузить тележку и лихо докатить ее до машины, до более серьезных вещей – грамотных консультаций, длительных гарантий, потребительских кредитов, общего внимательного отношения к клиенту. Они предлагают более широкий ассортимент, привлекательный антураж и открытый доступ к полкам. С уходом времени дефицита, когда товар нужно было держать подальше от покупателя, приходит время избытка, когда покупателя стараются затянуть поглубже в мир товаров, завлечь и не дать уйти с пустыми руками даже в том случае, когда он ничего приобретать и не собирался. Покупатель, получивший доступ к открытой полке, уже не вернется назад. Физически соприкоснувшись с вещью, которую хочется купить, человек уже не позволит отгородить себя от нее ненавистным прилавком.

Наконец, наступление «новой жизни» знаменуется возможностью приобретения товаров длительного пользования в кредит. Советский человек ни о каком потребительском кредите не мог и помышлять. Все сколь либо крупные покупки совершались нами на сбережения, которые во многом имели вынужденный характер. Более того, в погоне за дефицитом мы были счастливы, если нам позволяли кредитовать продавца – заплатить полную сумму вперед, чтобы получить талон, открытку или место в очереди, позволяющую (хотя и без стопроцентной гарантии) получить через какое-то время желанный предмет – уже без всякого выбора (как повезет). Сегодня потихоньку начинают кредитовать покупателя, товар приходит вперед денег.

Меняются и сами стили потребления. Былые, чуть ли не ежедневные целевые походы за конкретными покупками (преимущественно в рабочее время) превращаются в шоппинг – периодически совершаемую покупательскую акцию, не сфокусированную на отдельных предметах, но связанную с фронтальным шествием по торговым рядам. Возрастающая часть населения уже не столько удовлетворяет отдельные потребности, сколько обеспечивает себя всем необходимым на определенный период времени (чаще всего, на одну неделю). По мере все более массового обзаведения покупателей автомобилями, супер- и гипермаркеты выманивают их за черту города. Поход за покупками превращается в выезд. А появляющаяся сегодня возможность приобрести вещь и пользоваться ею до произведения полной оплаты не только порождает в потребителе новые необычные ощущения, но и формирует совершенно иные формы финансового планирования в семье. Жизнь на сбережения все более становится жизнью в кредит.

Фундаментальные изменения в технологиях продаж сопровождают формирование совершенно новой конкурентной ситуации на потребительских рынках. Пора расцвета открытых рынков уходит в прошлое. Все чаще раздаются призывы к ликвидации этих «нецивилизованных» форм торговли. Сначала их убирают с улиц и площадей под крыши павильонов, затем возникает угроза и самим павильонам, время от времени осуществляются рейды по выявлению пиратской и контрафактной продукции. Тем временем на их место все более явно претендуют стремительно расширяющиеся сетевые структуры. Сумеют ли они занять это место? И какова будущая судьба открытых рынков? Таков первый немаловажный вопрос.

Между тем и сами российские сети оказались под серьезной угрозой. Над страной нависла тень крупных транснациональных операторов, а первые из них уже начали свою работу в России. Оправдаются ли связанные с их приходом ожидания потребительского рая? И что произойдет в этом случае с российскими компаниями? Не поставит ли это их на грань исчезновения? Что они должны предпринимать в этой новой конкурентной ситуации? Это второй и намного более острый вопрос для нашего исследования.

Структура данной работы выглядит следующим образом. Сначала мы обратимся к анализу теоретических подходов к понятию конкуренции, затем перейдем к основной эмпирической части, посвященной характеристике общего состояния рынка и анализу конкурентной ситуации в сфере деятельности розничных сетевых структур, а в завершение посмотрим, какие концепции развития компаний и экономической политики государства вырабатываются участниками данного рынка.

Раздел 1. Основные подходы к анализу конкуренции

Прежде чем приступить к эмпирическому анализу рыночной ситуации, необходимо разобраться с исходными понятиями и определить контуры используемого теоретического подхода. Основное внимание в данной работе будет уделено понятию «конкуренции».

О конкуренции написано и сказано уже так много, что мы давно воспринимаем ее как нечто самоочевидное. Она предстает как некий механизм состязательности, который полумагическим образом регулирует рынок и производит общественные блага вопреки воле его отдельных участников. Попробуем дать общее определение и сопоставить некоторые основополагающие подходы к трактовке конкуренции.

Общее понятие конкуренции. Что же такое конкуренция? Какого рода состязательность мы к ней относим? По классическому определению М. Вебера, конкуренция представляет собой:

«Мирные попытки установления контроля над возможностями и преимуществами, которые также желаемы другими»1.

Итак, исходной предпосылкой возникновения конкуренции является наличие ограниченного ресурса, к которому в одно и то же время устремлены желания нескольких агентов, и которые при определенных усилиях с их стороны могут этот ресурс получить. Все перечисленные элементы являются обязательными для появления конкуренции. Если ресурс не ограничен или не привлекателен, проблема конкуренции не возникает. Она предполагает усилия сторон, действие преодоления. Если на ресурс претендует только один агент, поле для состязательности отсутствует. Наконец, если ресурс в принципе не достижим для нескольких состязающихся, о конкуренции говорить также не приходится.

Таким образом, конкуренция – это действия двух и более агентов, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны.

Конкуренцию в сфере хозяйства не стоит отождествлять с собственно экономической конкуренцией, ибо в хозяйственной сфере переплетаются как экономические, так и неэкономические действия2. Поэтому понятие хозяйственной конкуренции мы определяем более широко по сравнению с экономической. Для их разграничения мы выделим экономически обусловленную и экономически ориентированную конкуренцию. Экономически обусловленная конкуренция осуществляется экономическими (ненасильственными) методами, т.е. на основе состязания в экономической эффективности, но при этом может быть ориентирована на цели неэкономического (или опосредованно экономического) свойства – повышение рейтинга фирмы или личной известности ее руководителя, наращивание «политических мышц» или утверждение новых культурных образцов потребления. Достижение этих целей может впоследствии привести и к экономическому успеху, но на него непосредственно эти действия не направлены.

В свою очередь, экономически ориентированная конкуренция преследует откровенно экономические цели (повышение прибыли, снижение издержек, завоевание и расширение рыночной ниши), но может осуществляться неэкономическими методами, не основанными на превосходстве в эффективности. Среди них следует указать: получение монопольных («неконкурентных») преимуществ (привилегий) от властных структур, осуществление заказных проверок контролирующими органами в отношении конкурентов, использование силовых методов в решении хозяйственных вопросов (в том числе, с привлечением криминальных группировок).

Многие станут возражать, что, по крайней мере, часть из перечисленных действий вообще не являются конкурентными. Нам же кажется нежелательным сужать объект исследования, ограничивая его только рафинированными формами «честной конкуренции». Реальная хозяйственная конкуренция включает и экономически обусловленные и экономически ориентированные действия. А собственно экономическая конкуренция возникает тогда, когда эти действия сочетаются, т.е. являются экономическими одновременно и в части целей, и в части средств (см. Рис. 1).

Теперь посмотрим на различия в подходах к анализу конкуренции.

Рис. 1. Хозяйственная и экономическая конкуренция

Хозяйственная конкуренция

Экономическая конкуренция

Неэкономически обусловленная конкуренция

Экономически обусловленная конкуренция

Экономически ориентированная конкуренция

Неэкономически ориентированная конкуренция


Три экономические модели конкуренции. Оговоримся, что в данном разделе мы не претендуем на сколь-либо полный обзор экономических теорий конкуренции. Скорее, мы обратим внимание на три ключевых подхода.

Первый из них представлен неоклассической экономической теорией. Здесь мы сталкиваемся с совокупностью идеальных предпосылок, характеризуемых понятием совершенной конкуренции [perfect competition]. Вот как характеризуются эти предпосылки одним из представителей мейнстрима Дж. Стиглером:

  1. Количество фирм, производящих данный продукт, достаточно велико, чтобы ни одна из фирм не могла существенным образом повлиять на его цену.

  2. Производимые товары однородны, и потребители не отдают предпочтений товару какой-либо из фирм.

  3. Фирмы действуют независимо друг от друга и представляют собой множество автономных агентов.

  4. Представители фирм обладают полным знанием значимых рыночных факторов3.

Данный подход многократно подвергался разносторонней критике, в том числе и в стане экономистов. Серьезные критические аргументы были предложены в рамках теории несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон) и монополистической конкуренции (Э. Чемберлин)4. Утверждается, что постулаты модели совершенной конкуренции в реальной хозяйственной жизни не существуют. Условия совершенной (чистой) конкуренции являются крайней точкой оси, на другом полюсе которой находится абсолютная монополия, предполагающая наличие одного продавца. Синтез этих двух крайних понятий достигается через предпосылку о сегментированности (дроблении) рынка. Совокупность товаров не однородна. Напротив, она гетерогенна, и каждый производитель выступает своего рода монополистом на собственный товар, обособляемый им от других товаров-субститутов. Причем, именно конкуренция и порождает эту сегментацию, ибо каждая фирма стремится обустроить и закрепить за собой отдельную рыночную нишу.

Предпочтения покупателей также не одинаковы, и это означает, что эластичность спроса далека от абсолютной, как это предполагается теорией совершенной конкуренции. Они не отказываются от данного продукта немедленно при изменении относительных цен. Это связано в немалой степени с тем, что покупатели реагируют не только на уровень цен, огромную важность имеют формы неценовой конкуренции – через повышение качества продукции, предоставление дополнительных услуг, продвижение товара на рынке с помощью рекламы и др.5

«В действительности покупателя интересуют не только цены, назначаемые конкурирующими производителями на товары; он руководствуется и многими другими соображениями… Конкурирующие производители состязаются друг с другом в качестве своих товаров, в предоставляемых покупателям льготах и в рекламе точно так же, как и в ценах»

Существует также явление ценовой дискриминации, когда один и тот же товар предлагается производителем по разным ценам в разных сегментах рынка в виду разной эластичности спроса в этих сегментах.

Критика теории совершенной конкуренции подхватывается другим ее классическим оппонентом - Ф. Хайеком. Он утверждал следующее:

«То, о чем идет речь в теории совершенной конкуренции, вообще имеет мало прав называться «конкуренцией»… эта теория везде предполагает уже существующим то положение вещей, на создание которого (или приближение к нему)… устремлен процесс конкуренции»6.

Данная теория, таким образом, рисует идеальную ситуацию долгосрочного равновесия при условиях, не достижимых в реальной хозяйственной жизни.

В качестве альтернативы Ф. Хайек предлагает динамическую модель конкуренции, предполагающую, что в исходной точке агенты имеют неодинаковую, неполную и разрозненную информацию. И конкуренция становится процессом открытия новых возможностей, в котором и происходит накопление недостающего знания. Сбор информации лишь в определенной степени предшествует практическому участию в рыночном процессе, который одновременно становится для агентов процессом освоения информационных потоков7. При этом продукты и услуги, предоставляемые разными фирмами, не одинаковы, что делает конкуренцию более сложным многоуровневым процессом, нежели это предполагается теорией совершенной конкуренции.

Хайек подчеркивает различие между двумя видами монополий, которые могут утверждаться на рынках. Первый вид основан на превосходстве в эффективности и обеспечивает преходящие преимущества, которые существуют, пока разрыв в эффективности не будет ликвидирован другими участниками. Возникающая в данном случае конкуренция не предпосылается действиям участников рынка, она рассматривается как результат индивидуальных предпринимательских усилий, где более рациональные и эффективные участники получают закономерные (хотя и временные) преимущества. Такая конкуренция не совершенна. Однако она явно предпочтительнее, нежели отсутствие всякой конкуренции вследствие второго вида монополии, основанной на привилегии (эксклюзивном доступе к ресурсам), - например, получении «лицензии от властей»8.

Динамическая модель конкуренции, как оказалось впоследствии, близка и некоторым социологам функционалистского крыла, среди которых выделяются приверженцы популяционной экологии [population ecology]. Они представляют конкуренцию как процесс, подобный естественному отбору, в котором выживает сильнейший, т.е. тот, кто наилучшим образом приспосабливается к требованиям внешней среды9.

Соглашаясь со многими критическими аргументами в адрес теории совершенной конкуренции, мы придерживаемся несколько иного, экономико-социологического подхода, о котором и пойдет далее речь.

Конкуренция как поддержание социальных контактов. Критика модели совершенной конкуренции сближает экономико-социологический подход с моделью несовершенной конкуренции и, еще более, с динамической моделью конкуренции. И многие предположения, как мы увидим далее, содержательно пересекаются. Но экономико-социологический подход имеет свою специфику. Он в большей степени ориентирован на анализ взаимоотношений конкурирующих агентов и тех специфических контекстов, в которые погружены данные взаимоотношения.

Примечательно, что теория совершенной конкуренции в принципе отвергает наличие социальных контактов10. Динамическая модель конкуренции допускает их в качестве вспомогательного способа получения данных, но основополагающим источником информации все же служат ценовые сигналы – результат конкурентного взаимодействия. Что же касается экономической социологии, то она в большей мере интересуется самим процессом конкуренции, который представляется не просто как одновременное устремление к одному объекту нескольких обособленных агентов, но как взаимоувязанный и социально укорененный процесс. В этом связи посмотрим, как формулируются исходные предпосылки конкурентной ситуации одним из ведущих экономсоциологов Х.Уайтом:

  1. Основные участники рынка (включая его потенциальных участников) знают друг друга.

  2. Формируя деловые стратегии, они принимают в расчет действия друг друга.

  3. Участники рынка имеют выраженные взаимные интересы, касающиеся, в том числе, того, как строятся их отношения с покупателями.

  4. Между ними происходит широкий обмен информацией о действиях в отношении друг к другу, которые формируют социальный контекст рыночных операций11.

Принимая во внимание наличие социальных контактов, конкуренция может быть определена не столько как столкновение, чреватое конфликтами, сколько как постоянное соотнесение деловых стратегий. В ходе такого соотнесения конкурентная ситуация относительно редко приводит к лобовым ударам, последствия которых разрушительны для обеих сторон. Конкуренция уподобляется групповому забегу на длинную дистанцию, при котором каждый избегает столкновения с другими участниками, но постоянно с двух сторон чувствует локти соревнующихся. А постоянное наблюдение за скоростью других участников помогает каждому выработать свой собственный ритм и стратегию.

Или еще один иллюстративный образ. Посмотрим, как «конкурируют» грибники в лесу. Вновь подошедшие к грибному месту не пытаются согнать с него тех, кто пришел на это место раньше, хотя места в лесу формально ни за кем не закреплены. Существует также негласное нормативное предписание, не ходить друг другу по головам, если «место занято». Поэтому вновь пришедшие пытаются обнаружить свою делянку, но при этом внимательно следят за направлениями, в которых двигаются конкуренты, пытаются распознать за этими передвижениями скрытую информацию и выстраивают свой путь в определенном отношении к траекториям других.

При этом взаимная ориентация участников рынка не ограничивается мониторингом действий и обменом информацией. В целом она включает следующие элементы, обозначающие разную степень тесноты связей (в порядке нарастания):

  1. наблюдение за действиями конкурентов,

  2. корректировка собственной деловой стратегии в зависимости от действия конкурентов,

  3. непосредственное согласование действий между конкурентами,

  4. выработка конкурентами общих правил игры в отношениях с контрагентами и взаимоотношениях между собой.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о взаимодействиях между поставщиками и потребителями продукции в процессе рыночных трансакций, но о взаимодействии между производителями (поставщиками) одной и той же или сходной продукции, которые не включены в единую технологическую и финансово-экономическую цепочку, а действуют «параллельно». Экономический обмен в данном случае может отсутствовать вовсе. Здесь образуется область информационных и социальных контактов в сфере хозяйства. Причем, эти контакты устанавливаются не только опосредованно - через обработку ценовой информации, - но и путем непосредственного взаимодействия участников рынка.

Конкуренция как установление согласованного порядка. Участники рынка принципиально не однородны – по масштабам деятельности и характеру деловых стратегий. И на любом рынке существует определенное число ведущих участников [leading market sellers]. Как правило, они не образуют жесткой олигополии и не могут полностью контролировать данный рынок, где общее число более мелких участников достаточно велико. Однако, ведущие игроки оказывают серьезное влияние на конкурентную ситуацию, пытаются ограничивать вход на данный рынок. В чем состоит их цель? Она заключается в создании условий институционального оформления конкуренции, введения ее в регулируемое русло. Вместо развертывания жестоких конкурентных схваток, нацеленных на подавление конкурентов, они стремятся к стабилизации рынка, установлению согласованного порядка [negotiated order]12. И именно этот порядок становится условием поддержания конкурентной среды на длительную перспективу. Как указывают экономсоциологи М. Аболафия и Н. Биггарт:

«Долгосрочные участники рынка разрабатывают средства его поддержания и приходят к соглашению по этим средствам. Здесь наблюдается очевидный парадокс: для того, чтобы поддержать свое соперничество, конкуренты сотрудничают по поводу фундаментальных правил игры»13.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины «Стратегическое планирование на предприятии» Специальность 061100 Менеджмент организаций

    Программа
    образовательных: сформировать представление о стратегическом планировании, как важном направлении деятельности фирмы; изучить теорию и практику стратегического планирования в новых условиях хозяйствования предприятий; основы бизнес-планирования
  2. Программа учебной дисциплины " Конкурентная политика" (для специальностей «Национальная экономика»)

    Программа
    Рабочая программа учебной дисциплины "Конкурентная политика” для студентов специальности «Национальная экономика». - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 15 с.
  3. «Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров»

    Документ
    Исследовательский коллектив Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок (Русбренд) провел исследование на тему «Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной
  4. Программа дисциплины «Маркетинговые стратегии. Часть 3» для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра Авторы: проф. О. А. Третьяк o tretyak@inbox ru

    Программа дисциплины
    Авторы: проф. О.А. Третьяк (o_tretyak@), проф. В.В. Радаев (radaev@hse.ru), проф. М.Ю. Шерешева (msheresheva@hse.ru), ст. препод. З.В. Котельникова (kotelnikova@hse.
  5. Методические указания по написанию курсовых работ для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения

    Методические указания
    Методические указания предназначены для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения, изучающих экономическую теорию. Содержат рекомендации по подготовке, написанию и защите курсовой работы по данной дисциплине, утвержденный

Другие похожие документы..