Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 1898 году Император Эфиопии Менелик I предпринял военный поход с целью присоединения к Эфиопии  земель, расположенных к северу от озера Рудольфа. В...полностью>>
'Методичні рекомендації'
За період перебування на карантині абсолютною більшістю шкіл втрачено 4 (чотири) навчальні тижні. Оскільки обсяг курсів освітньої галузі «Суспільство...полностью>>
'Документ'
События в Северной Африке и на Ближнем Востоке означают для России огромные экономические и политические потери. Только развязанная Западом гражданск...полностью>>
'Документ'
Русскоговорящие пользователи Microsoft Office получают новые возможности онлайн редактирования, хранения и обмена документами. Бесплатный доступ к се...полностью>>

Врамках Республиканского Форума общественности, 1 сентября 2011г во всех школах республики рекомендуется провести урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по проведению Уроков Духовности в ОУ РС (Я). Составители:

ГОУ ДПО Институт развития образования и повышения квалификации

кафедра управления и воспитания.

Предисловие.

В рамках Республиканского Форума общественности, 1 сентября 2011г. во всех школах республики рекомендуется провести Уроки Духовности.

Проведение Урока Духовности направлено на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления молодого поколения. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др.), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится культура России. Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи. В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо односторонние интересы. Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России. Если гражданская идентичность ослабляется или разрушается, то глубокие трещины идут по всем поддерживающим ее компонентам.

Раскрывая назначение Урока Духовности выделяются его отличительные особенности:

а) это урок “живого знания”;

б) содержание знания обращено к душевному внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру Добра и Красоты, к нравственным ценностям;

в) особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей побуждает к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению.

Единый Урок духовности призван:

- акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на во­просах становления морально- нравственного пространства России;

- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам морали, нравственности;

- помочь школьникам в составлении собственных представлений о со­временных моральных ценностях общества;

Основная цель Урока Духовности - облагораживание души и сердца подростка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей (Духовное воспитание через развитие мысли подростка).

Задачами являются: развитие у подростка потребности в нравственном самосовершенствовании, ориентация подростка на ценности человеческой личности, создание благоприятных условий для работы над качеством мысли подростка, сформировать у подростка положительную мотивацию к учению в широком смысле этого слова (учению жизни).

Урок Духовности – это эпизод жизни ребёнка, который станет предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Ребёнок должен постигать урок волнением чувств.

При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня духовности важно учитывать следующее:

• необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;

• целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизнен­ных ситуаций;

• практическую значимость духовно-нравственного образования учащихся, которая предполагает, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоя­тельно создают их для себя.

Методические рекомендации по организации и проведению

единого Урока Духовности.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести Урок Духовности по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации урока духовности должен стать личностно-ориентированный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, учится вставать на точку зрения другого человека, изменять собственную позицию. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения урока духовности создать комфортные условия для эмоционального переживания школьников.

Предлагается следующая схема урока духовности.

1. Вхождение в урок.

2. Духовное откровение в искусстве.

Чтение стихов.

Слушание музыки.

Знакомство с художественными полотнами.

3. Чтение художественных произведений.

Сказки.

Рассказы.

Стихи.

4. Время общения. Время, чтобы поделиться вопросами, открытиями, выводами, сделанными в процессе урока. Делясь, друг с другом своими открытиями, учащиеся смогут глубже понять тему урока:

• направленная беседа;

• инсценировки;

• игры;

• рисование;

• итоговые стенды.

5. Время для размышления.

6. Подведение итогов. Важно лаконично выразить вывод, к которому класс пришёл в ходе дискуссии. Это поможет сохранить в памяти то, о чём говорилось.

В основной школе (5-9 классы) необходимо учитывать существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда - требование к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, недопустимость предъявлении подросткам завышенных ожиданий и общения с ними на еще недоступном им «языке».

Виды деятельности и формы проведения урока духовности:

• исследование этических норм поведения различных местных социальных (социокультурных) и этнокультурных страт и сообществ в XIX XX веках (например, дворян, купечества, офицерства, крестьян); сопоставление этих норм с ныне принятыми, обсуждение причин эволюции и оценка возникшей картины;

• ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций ;

• написание эссе на нравственно-этические темы па материалах конкретных сообществ (семьи, подростковой дворовой группы (субкультурной тусовки), класса и т.д. (при условии анонимности) и последующее обсуждение затронутых в тексте проблем;

• установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически осмысленных взаимоотношений в коллективе класса (образовательного учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

В старших классах (10-11 классы) методика работы учителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер обучения. Специфика старших классов, возрастные особенности этой категории учащихся диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий.

Выбираются соответствующие формы его проведения: урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок-круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

Приложение №1

Урок духовности в 10 классе.

Тема урока: Гуманность.

Цель урока: воспитывать в ребятах чувство гуманности; доказать, что

гармония в любви к себе и к другим является непременным условием счастья.

Оборудование: технологические карты, плакаты с высказываниями мудрых

людей, словари, справочная литература.

Технология реализации: «Работа с понятиями нравственного развития».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

В.Г. Белинский писал : «Гуманность позволяет человеку понять и младенца, и юношу, и мужа, и старца, и женщину; ему не нужно быть вместе с тем и другим, третьим; ему не нужно быть в том положении, которое интересует его в каждом из них; лишь бы представилось ему явление, а уж его чувство бессознательно откликнется на него и поймёт его. На все будет у него и привет, и ответ, и участие, и утомление, чистая радость от счастья ближнего и сострадание в его горе».

III. Практика под руководством учителя.

(Реализация технологии «Работа с понятиями нравственного развития»)

1-ый этап. Определение понятия «гуманность».

Гуманность - доброе, отзывчивое отношение к людям, человеколюбие. («Толковый словарь» Ожегова)

Гуманность - отношение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческой личности; человечность, человеколюбие. («Толковый словарь русского языка»).

Гуманность - человечность, благожелательное отношение к людям, их достоинству. ("Азбука гуманного воспитания.")

Человечность - важное свойство гармонично развитой личности. Если в человеке развиты такие качества, как отвага, мужество, стойкость, но недостаточно - терпеливость, кротость и великодушие, это может привести к укоренению в его душе жестокости, грубости, всего разнузданного, безобразного. (Платон.)

- Аристотель видел в гармонии любви к себе и к людям высшую добродетель человека, благодаря которой он не знает уроков совести и живёт в согласии с самим собой. Эта гармония не является врождённой, но люди наделены способностью прийти к ней. Для обретения такой гармонии человек должен увидеть в доброжелательном отношении к людям не только пользу, но и красоту, так как стремление к красоте глубоко заложено в человеческой природе.

(Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, участники взаимодействия выводят наиболее полное, универсальное определение понятия и записывают его на доске).

2-ой этап. Подбор сходных понятий (ценностей).

Путём подбора синонимов к изучаемому понятию углубляется и расширяется смысл учащихся об этом понятии.

Гуманность - сердечность, человечность, забота, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, понимание, милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживание, терпение, доброжелательность, скромность, взаимопомощь, взаимоподдержка, вежливость, чуткость, мягкость, нежность, добрососедство, ответственность и др.

3-ий этап. Подбор противоположных понятий (ценностей).

Этот этап позволяет, сравнивая эти понятия между собой, выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценности). На этом этапе учащиеся подбирают антонимы к изучаемому нравственному понятию.

Гуманность = бессердечность, бесчеловечность, безразличие, неспра-ведливость, неуважение, непонимание, жестокость, злость, равнодушие, раздражение, грубость, безответственность.

4-ый этап. Определение преимущества качества (понятия).

Выявление положительных сторон рассматриваемого понятия способствует формированию мотивации развивать это качество в себе. Выявить преимущества рассматриваемого качества (гуманности) помогут учащимся вопросы:

1. В чём ценность гуманности?

2. Необходима ли гуманность человеку?

3. Что может случиться с человеком, если он не будет обладать этим качеством (гуманностью)?

4. Какие преимущества даёт человеку владение гуманностью?

5-ый этап. Определение недостатков качества (понятия).

Определение недостатков качества осуществляется в беседе педагога с учащимися по вопросам:

1. Есть ли недостатки у этого качества (гуманности)?

2. Всегда ли гуманность - хорошая вещь?

3. Можно ли попасть в беду из-за этого качества?

4. Что может случиться с гуманным человеком?

5. Существуют ли законы, которые ограничивают применение гуманности?

6-ой этап. Рефлексия взаимодействия.

Реализация технологии работы педагога с понятиями нравственного развития заканчивается рефлексией участниками состоявшегося взаимодействия. Каждому из участников (в том числе и педагогу) предлагается проанализировать свою собственную деятельность, деятельность других участников по следующему плану.

1. Расскажите о своём состоянии:

· эмоциональное состояние (радость, огорчение, удовлетворение, недоумение, восторг, страх, подавленность, бодрость, волнение и т.д.) ;

· знания о нравственном понятии (прибавились, систематизировались, не узнал ничего нового и т.д.) ;

· мотивация поведения (хотелось заниматься этой работой, было интересно, мне всё равно, безразлично, это важный вопрос и т.д.).

2. Назовите причины своего состояния (интересное, содержательное обсуждение; все были активны; мою точку зрения никто не отвергал; был

обмен мнениями; мы рассмотрели очень важный вопрос и т.д.).

IV. Подведение итогов занятия.

Мысли мудрых людей о гуманности (читают ученики):

· Благодетель не тот, кто ждёт за свои дела благодарности, а тот, кто поставил своей целью совершать добрые дела. (Демокрит)

· Либо нужно быть хорошим, либо подражать хорошему. (Демокрит)

· Доброе дело питает и душу, и тело. (Пословица)

· Худо тому, кто добра не делает никому. (Пословица)

· Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. (Пословица)

· Доброе дело два века живёт. (Поговорка)

· Добрые умирают, а дела их живут. (Пословица)

Учитель читает текст Ога Мандино о гуманности:

«Начиная с сегодняшнего дня, относитесь к любому человеку, другу или врагу, знакомому или незнакомому, как будто он должен умереть в полночь. Какими бы мимолётными ни были ваши встречи, подарите людям всю доброту, заботу, любовь, понимание, на которые вы способны. Делайте это без мысли о вознаграждении. Ваша жизнь уже никогда не будет такой, как прежде».

Сценарий классного часа на тему

«Добро и зло в человеке»

Юзвик Татьяна Валериановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №29 г.Якутска

Цели: исследовать природу добра и зла в человеке, рассмотреть мотивы поведения относительно добра и зла.

Подготовительная работа:

  1. Создание шести творческих групп.

  2. Каждая творческая группа придумывает ситуацию, иллюстрирующую одно из понятий, обозначенных в притче.

Оборудование:

  1. Ноутбук, экран, проектор.

  2. Тексты притчи «Два волка», разделенные на части.

  3. Музыкальное сопровождение.

Ход классного часа:

  1. Звучит музыка. Постановка проблемного вопроса: «Каждый день мы сталкиваемся с проявлениями зла. Добрые поступки мы замечаем реже. Так чего в человеке больше – добра или зла?»

  2. Выслушиваются ответы учащихся.

  3. Чтение первой части притчи.

Два волка.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

  1. Работа с понятиями: определение понятий, ассоциации, примеры.

  2. В любой борьбе всегда есть победитель и побежденный. Как вы думаете, что побеждает в человеке - добро или зло?

  3. Давайте дочитаем притчу.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Что имел в виду старик? (выслушиваются ответы, переход к индивидуальной творческой работе).

  2. Индивидуальная творческая работа: заполнить таблицу краткими описаниями своих поступков, которыми «кормился» тот или иной волк (коммуникативное письмо).

    Добро

    Зло

  3. Самостоятельные выводы по заполненным таблицам. Возвращение к проблемному вопросу. Вывод: добро или зло победит в человеке, зависит от него самого. Зла достаточно много в окружающем нас мире, добро не всегда заметно. Но чем больше людей будут творить добро, тем сильней оно будет в мире.

  4. Рефлексия.

Сценарий классного часа на тему

«Все в наших руках»

Юзвик Татьяна Валериановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №29 г.Якутска

Цели: формировать осознанность выбора, умение анализировать свои поступки.

Оборудование:

  1. Ноутбук, экран, проектор.

  2. Тексты притчи «Все в твоих руках».

Ход классного часа:

  1. Чтение притчи.

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

  1. Какие слова можно являются ключевыми для понимания смысла притчи? Попробуем выйти на тему классного часа.

  2. Выслушиваются ответы учащихся. Тема классного часа записывается на доске и в тетрадях.

  3. Все в наших руках. А что – все? Ответы запишите (выбор, жизнь, будущее и др.)

  4. Найдите проблемы, которые затрагиваются в притче, запишите их (жизнь и смерть, истина, способности, хрупкость красоты)

  5. Подберите к записанным понятиям определения (правильный выбор, счастливая жизнь, простая истина и др.)

  6. Символом чего может стать бабочка? (красота, природа, жизнь)

  7. Перечитайте еще раз все слова, которые вы записали, и попробуйте ответить на вопрос: чему учит нас эта притча? (работа по парам)

«Эта притча учит каждого из нас помнить, что все в наших руках: выбор, который мы сделаем, будущая жизнь, наша судьба. Одним неосторожным поступком человек может разрушить нечто очень ценное и важное, без чего ему уже не обойтись».

«Даже самый способный ученик может оказаться жестоким человеком. Чтобы доказать свою истину, он готов на убийство. Пусть это всего лишь бабочка, но ведь это живое существо, которое цепляется лапками за свою жизнь. Каким мудрым оказался Мастер, который своим коротким ответом поставил ученика на место! Надеемся, что ученик отпустил бабочку и понял, что перед тем, как совершить любой поступок, он должен хорошенько подумать».

«Мудрая восточная притча призывает человечество помнить, что от него зависит очень многое: и природа, и красота, и жизнь на нашей планете. Как ученик чуть не погубил бабочку, так и люди губят красоту Земли. Человек рубит сук, на котором сидит, когда ради своих истин губит леса и реки, когда начинает войну и убивает брата. Все в наших руках: здоровье будущих поколений, счастье и мир».

  1. Рефлексия.

Литература.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М. 2010.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М. 2009.

Планируемые результаты начального общего образования. М. 2010.

Кашлев С.С. Современные технологии педагогическогопроцесса. Мн., 2001.

Ог Мандино. Величайший торговец в мире. М., 2000.

Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

Русские народные пословицы и поговорки. /Сост. А.М.Жигулев. Устинов , 1986

Сладость мудрых речей, /Сост. И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Мн., 1993.

Толстой Л.Н. Евангелие для детей. Тула, 1991.

Энциклопедия афоризмов./Сост.Э.Борохов. М., 2001.

Энциклопедия мысли. /Сост.И.Б.Беляева, С.А.Казанцева, И.Э.Платонова, СПб, 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новости 10 (2)

    Документ
    01. 009, №003, Стр. 1 НОВОСТЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ 17 Московская правда, 13.01. 009, №003, Стр. 17 ПОКАЗАНИЯ ВЫЖИВШЕГО ПИЛОТА "МН-171": "ПРИЧИНА АВАРИИ - ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ" 0 Московский комсомолец, КАРМАЗИН Игорь,ФЕДОТОВА

Другие похожие документы..