Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- расширение и уточнение знания о природе силы трения и способах её изменения, выяснение важности силы трения в природе и технике, оптимизация психоэ...полностью>>
'Документ'
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов разработан в целях реализации Государственной программы перех...полностью>>
'Программа'
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой п...полностью>>
'Инструкция'
1.1. Инструкция по документационному обеспечению администрации Сузунского района (далее – Инструкция) устанавливает единые требования к документирова...полностью>>

Конспект лекций по культурологии Для студентов всех специальностей

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Д.Н. Павлюченков

Конспект лекций

по культурологии

Для студентов всех специальностей

Всех форм обучения

Вязьма

2006 г.

Содержание

Тема 1: Введение в предмет 6

Понятие культура 6

Область изучения и цель предмета 7

Функция культуры 9

Материальная и духовная культура 11

Периодизация культуры 16

Определение цивилизации 17

Характерные черты цивилизации 18

Влияние религиозного представления о мире на развитие общества 19

Конфликт цивилизации и технического прогресса 20

Тема 2: Первобытное общество 22

Теории происхождения человека: 22

Периодизация первобытности 22

Искусство первобытного общества 25

Ранние формы религии: 27

Тема 3: Культура Древнего Египта 29

Основание Египетского государства 29

Культурные и исторические периоды 30

Представление о загробном мире 31

Культ фараона 33

Религия и её формирование 33

Миф об Осирисе 34

Религиозная и культурная реформа Эхнатона 34

Изобразительное искусство 36

Письменность и литература 37

Развитие строительства гробниц 39

Храмовое строительство: 43

Металлургия 45

Тема 4: Культура Междуречья 46

Религия Шумера 46

Зороастризм 48

Храмовая архитектура 49

«Вавилон» - врата бога 51

Персеполь 52

Письменность и литература: 52

Законы Хаммурапи: 57

Тема 5: Культура Древней Греции 58

Крито-микенская культура 58

Периоды древнегреческой цивилизации: 58

Полисная система 64

Греческая демократия 66

Социальое устройство 66

Рабовладельчество 68

Религия: 69

Загробный мир 70

Греческая мифология 71

Архитектурные ордера 72

Литература и драматургия: 73

Драматургия 74

Скульптура 75

Геродот – отец Истории 79

Философия 80

Философские школы Древней Греции 81

Тема 6: Культура Древнего Рима 85

Периоды древнеримской цивилизации 85

Религия 86

Культ мертвых и домашние божества 89

Римская мифология 91

Римское право 95

Римская архитектура 97

Литература. 100

Скульптура. Римский портрет 106

Наука 106

Свободное время у римлян 108

Музыка, пение и танцы 109

Гладиаторские игры 111

Раннехристианская культура. Эпоха гонений 111

«Миланский эдикт» 112

Тема 7: Культура Древнего Востока 113

Ведизм 113

Индуизм 113

Буддизм 114

Философия, литература 114

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии 115

«Махабхарата» 117

Рамаяна 118

Культурные особенности Японии и Китая 120

Конфуцианство 122

Даосизм 122

Моизм 123

Легизм 123

Буддизм Китая 123

Литература и живопись Китая 123

Архитектура и искусство Китая 125

Синто: 125

Тема 8: Византийская культура 127

Античные традиции в византийской культуре 128

Государственное устройство Византии 134

Философия Византии 136

Иконоборчество 138

Великий Раскол 1054 года: 139

Тема 9: Средневековая западноевропейская культура 142

Периоды средневековья 142

Влияние Римо-католической Церкви на формирование и развитие западноевропейских государств 142

Церковь и ереси 144

Инквизиция 145

Крестовые походы 145

Университеты 149

Развитие схоластики 150

Литература 151

Предпосылки научного переворота 155

Эпоха великих географических открытий 158

Тема 10: Культура Древней Мексики 165

Тема 11: Возрождение - эпоха гуманизма 169

Натурфилософия и наука 169

Наука и философия . Проблемы теории познания мира 171

Характер художественной литературы Возрождения 174

Треченто 175

Кватроченто 175

Высокий Ренессанс в Средней Италии 176

Роль искусства 178

Реформация в Англии: 182

Лютеранство 183

Английская революция 184

Французская революция 185

Войны Наполеона 185

Тема 12: Культура Руси 187

Дохристианская Русь 187

Древнерусское государство 187

Славянская мифология 188

Храмы 189

Земледельческий религиозный культ древних славян 189

Зодчество Древней Руси 192

Народный костюм 193

Крещение Руси 194

Феофан Грек 200

Андрей Рублёв 201

Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси 203

Автокефалия 203

«Москва- третий Рим» 204

Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича 204

Реформы Петра I 205

Русские первооткрыватели: 206

Особенности русской религиозной философии 207

Тема 13: Культура Ислама 209

Шариат 209

Коран 209

Арабская философия 209

Литература 210

Архитектура 211

Изобразительное искусство 211

Скульптура 212

Литература 213

Тема 1: Введение в предмет

Понятие культура

Слово “культура” происходит от латинского слова культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п."

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Область изучения и цель предмета

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. «Культура” - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен".

Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и пространства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытнообщинного строя и однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие.

Однако в том же столетии возникла противоположная мысль – что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилась культурология как наука об уникальности и несхожести культур.

Культурология рассматривает свой предмет внутри пространственно-временного континуума, обладающего культурно-историческим единством. Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Интересно первоначальное значение этого слова: греки именовали им очень длительный период в развитии мира. Гностики называли этим, словом божественные силы, исходящие от Абсолюта. Мистический шлейф смыслов окутывает - это культурологическое понятие.

Возьмем, к примеру, понятие "Западная Европа". Один из самых интересных культурологов А.Дж. Тойнби присваивает Западной Европе статус цивилизации, что для него означает не просто целостность географическую, историческую, общий генезис и историю, но, конечно же, все это в нераздельной слитности - единый мир, в котором люди способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает возможность взаимопонимания, когда в слова и поступки вкладывается понятный и общий для носителей этой культуры смысл, то есть присутствие культурной идентичности. Западная Европа, родившаяся из разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утратившей свое былое могущество и доставшейся готским завоевателям, ставшая единой благодаря Карлу Великому и Римской Церкви, впитала в себя наследие эллинской культуры и христианскую религию. Родились совершенно новые нации и языки, а главное - люди с абсолютно новым самосознанием.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения : культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Под типологией в современной научной литературе понимается метод расчленения систем изучаемых объектов и их группировки с помощью обобщенной модели. Данный метод используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов.

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В западной социологии существует по крайней мере три альтернативных теории культуры. Это пользовавшаяся большой популярностью в ХIХ в. теория одно линейной эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те же стадии культурного развития; теория культурного релятивизма, исходящая из положения о том, что пути развития отдельных культур уникальны, и потому настаивающая на том, что прежде всего необходимо изучать индивидуальные черты; теория многолинейной эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных культур устанавливается лишь в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов.

Культурология имеет, как и каждая наука, свои теории, которые объясняют мир.

В культурологии выделяется две основные теории.

1. Игровая теория.

Игра предшествует культуре. Все в культуре существует в форме игры. Играют люди, животные. Игра - это всегда правила. В этом смысле функции игры те же, что и функции культуры. Эти функции связаны с развитием общества и развитием личности.

2. Эволюционная теория.

Культура рассматривается в этом случае как развивающаяся. Каждая культура развивается в сторону цивилизации. Тогда возникает оппозиция между культурой и цивилизацией. Цивилизация губит культуру.

Каждая цивилизация имеет свои технологии. А всякая технология имеет две стороны: как идея, образ, открытие - это явление культуры, но как практика - это явление цивилизации.

Выделяется 4 типа технологий.

1. Технологический.

С помощью него человек устанавливает связь с природой.

2. Социальные технологии.

Позволяют выстраивать экономические и политические технологии.

3. Социологические.

Они связаны с воздействием на человеческие убеждения.

3. Теория "Восток-Запад".

Эта теория актуальна сегодня, так как повысилась роль человека. Человек - носитель культуры.

Функция культуры

Функции в самой культуре не познаются, так как функция - это отношение, деятельность. Исходя из этого- функции культуры рассматриваются по отношению к группе (сообществу) и по отношению к человеку.

Функции культуры по отношению к человеку:

1. Личностная.

Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.

2. Эмоциональная.

Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

3. Идентифицирующая.

Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.

4. Творческая.

Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве.

Функции культуры по отношению к группе:

1. Регулятивная.

Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.

2. Оценочная.

На основании этой функции мы получаем основание для оценки тех или иных событий, феноменов.

3. аккумулятивная.

Собираются все ценности, накапливаются сокровища языка, опыт человечества и передаются следующим поколениям.

4. Преемственность.

Люди разных поколений могут понимать друг друга.

5. Этническая.

Народ осознает себя как общность.

В культуре закреплена функция познания. Она отражает то, как человек познает мир.

Контркультура связана с разрушением ценностей норм и правил. Это выражено в вандализме (разрушение того, что наработано культурой).

1. Материальный вандализм: разрушение церквей и т.п.

2. Духовный вандализм: разрушение веры.

3. Системный вандализм: разрушение устоявшихся систем.

4. Физический вандализм

Контркультура несет и отрицательное и положительное. Она помогает активному началу культуры. С одной стороны, контркультура принимается, с другой, отрицается.

Функциональный анализ культуры предполагает наличие явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т.п.).

Преобразующая функция культуры.

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу"'.

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция культуры

Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Коммуникативная функция культуры.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция культуры.

Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры

Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит доение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем изученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва” потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологии.

Нормативная функция культуры

Обусловлена необходимостью " поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой, этические нормы регламентации повседневной жизни, экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "моральные заповеди".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

    Планы семинарских занятий
    - познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли,
  2. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90

    Методические указания
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  3. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Института дистанционного образования Семестр (1)

    Рабочая программа
    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.
  4. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Института дистанционного образования Семестр (2)

    Рабочая программа
    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.
  5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке для студентов всех специальностей Бийск

    Планы семинарских занятий
    Социология: методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов всех специальностей / Л.А. Ерёмина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.  Бийск: Изд-во Алт.

Другие похожие документы..