Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 8 октября 2009 / Урал. гос. пед. ун-т;...полностью>>
'Доклад'
Сургутский филиал Тюменского историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Тюменский Мемориал» (Сургутский филиал «Тюменс...полностью>>
'Документ'
Осуществляемая в стране экономическая реформа и переход на структурный сдвиг от сырьевой направленности в сторону развития перерабатывающих и наукоем...полностью>>
'Документ'
В ближайшие годы Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной...полностью>>

Конспект лекций по культурологии Для студентов всех специальностей

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси

В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реальность – нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-восточные, а затем южные и юго-западные русские княжества. Люди гибли, их угоняли в неволю. Затем установилась иноземное иго, которое вызвало кризис в развитии культуры. Вторжение Батыевых орда насильственно оборвало культурный процесс во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако молодая полнокровная культура Владимирской Руси не погибла во время нашествия. Она обладала слишком мощными творческими возможностями, слишком большим запасом оригинальных художественных идей, чтобы успеть исчерпать их внутри себя самой. Это относится и к владимирской иконописи. Положение княжества в центре северо-восточных русских земель и высокое политическое значение Владимира как столицы великого княжения спасли владимиро-суздальское искусство от провинциального прозябания и угасания. Настало время, когда Москва и другие среднерусские центры обратились к художественному наследию древнего Владимира как к источнику развития собственного искусства. XIV век принес Руси большие перемены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным вопросом времени, овладевшим умами князей и бояр, проповедников и летописцев, деятелей Церкви, простых людей городов и деревень и, не в последнюю очередь, художников иконописцев. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъем, идея единства, сплотившие в этом сражении в несокрушимую рать представителей разных слоев русского общества – от великого князя до обычного ремесленника, – оставили неизгладимый след в русской культуре, надолго определили главную линию духовного развития, повлияли на мышление иконописцев. В XV в. неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший при великих князьях Иване III и Василии III к образованию могучего Московского государства. Представления о величии русской державы и ее вселенской миссии нашли свое выражение в искусстве

Автокефалия

В 1448 году, через десять лет после Флорентийского Собора, на котором представители Константинопольской Церкви подписали акт об унии с Римом, Русская Церковь, не признавшая унии, провозгласила себя автокефальной. Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 году не принимать греков на епископские кафедры. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения Патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве. Фактически Русская Церковь обрела полную независимость.

«Москва- третий Рим»

Ко времени царствования Фёдора Иоанновича Московское государство осталось единственным независимым православным царством. Москва, осознававшая себя. Третьим Римом, стала закономерной наследницей православной империи, и Русская Церковь - самой значительной и многочисленной во вселенском сообществе сестер - Церквей.

В 1589 году в Русской Церкви при непосредственном участии Патриарха Константинопольского Иеремии II было установлено Патриаршество. В "Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата" царь Феодор Иоаннович пишет: "И мы, помыслив о сем превеликом деле, чтоб с Божией помощью в царствующем граде Москве устроить превеликий престол Патриарший, объявили царскую мысль свою архиепископу Константинополя, Нового Рима, и Вселенскому Патриарху. Основание патриаршества стало важной вехой в истории Русской Церкви. Преобразование Московской митрополии в Патриархат закрепило факт независимости Русской Церкви в нормах канонического права и в значительной степени усилило влияние Русской Церкви на международной арене. Отныне чин поставления в сан Патриарха Московского совершался в Успенском соборе Кремля.

Введение патриаршества на Руси относится к 1589 году. Это стало логическим результатом ферраро-флорентийской унии, которую Византийская церковь заключила в XV веке с Римом , в результате чего русская митрополия начала сама избирать своего первоиерарха.

Кроме того, после падения Византии в 1453 году Константинопольский патриарший престол оказался в полной зависимости от турецких султанов, в то время как Россия осталась единственным независимым православным государством и естественным образом превратилась в центр православного мира.

Государственная власть в России опиралась на полную лояльность и поддержку церкви, что привело к их взаимному усилению. Такие отношения между ними существовали до XVII века. В течение столетий экономическое, политическое и идеологическое могущество церкви неуклонно возрастало, что явилось одним из главных факторов становления великорусской народности и российской цивилизации.

Важное значение имело учреждение в России патриаршества, которое произошло в период правления Бориса Годунова и его стараниями. До этого глава Русской Церкви, носивший титул митрополита, уступал рангом руководителям других православных церквей. Первым русским патриархом в 1589 году стал Иов, великообразованный человек, крупный богослов и публицист, бывший до этого митрополитом. Он сыграл заметную роль в событиях начала XVII века, не признал Лжедмитрия и призвал народ к борьбе с ним, за что был смещен.

Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича

Одним из фрагментов реформаторской деятельности Патриарха, целью которой было приведение русской церковной жизни в соответствие с современной ей жизнью греческих церквей, стала богослужебная реформа. Она началась в 1653 году и продолжилась при преемниках Патриарха Никона. Активное участие государства в реформе и насильственное ее насаждение привели к последствиям, которые многие историки называют катастрофическими. С этого момента начинается история русского старообрядчества - раскола, который не изжит и ныне.

Не менее значительные последствия имели споры по вопросу о соотношении Патриаршей и царской власти. В 1652 году митрополит Новгородский и Великолуцкий Никон поставил условием принятия Патриаршего сана "неложное послушание царя и бояр Патриарху, яко начальнику, и пастырю, и отцу краснейшему, елико вам возвещать буду о догматах Божиих и о правилах". Это обещание царем и боярами было дано.

В деле церковного управления Патриарх Никон разрушил существовавшую практику поставления епископов и настоятелей монастырей по царскому указу и, по свидетельству Павла Алеппского, "распоряжался самодержавно". Как писал митрополит Макарий (Булгаков), в лице Патриарха Никона "власть русского Патриарха достигала такой степени, какой она не достигала ни прежде, ни после.”

Однако в результате придворных интриг Патриарх потерял влияние в царском дворе и в гневе отказался от управления Церковью. Затянувшееся на многие годы противостояние опального Первоиерарха и царя имело и более далекие последствия.

Реформы Петра I

С завершением процесса государственной централизации стала постепенно меняться социокультурная роль церкви в России. Она использовала все имеющиеся у нее средства, близость к светской власти и влияние на нее с тем, чтобы сохранить и упрочить свое положение духовного монополиста. Недовольство Петра духовенством росло год от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в этой среде находилось наибольшее число противников обновления страны.

Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, ярый приверженец старины и противник нововведений, царь назначил ему преемника в лице митрополита рязанского и муромского Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И. Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, впоследствии подчиненного Синоду. Вскоре Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Ряд дальнейших мер облегчал жестокость гонений на ревнителей древнего благочестия и разрешал свободное исповедание и оказательство своей веры иностранцам, как католикам, так и протестантам. В основу этих мер лег принцип, высказанный Петром: «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос». Наконец в 1721 г. церковь получила свой высший орган — 25 января Петр подписал манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода. Псковский архиепископ Феофан Прокопович по поручению Петра написал духовный устав, или регламент, для Синода. Это был законодательный акт, в котором определились функции Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался государственный характер учреждения: «Духовный коллегиум под державным монархом есть и от монарха установлено». Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других государственных учреждений. В регламенте также объяснялись причины, заставившие Петра предпочесть соборное, или коллегиальное, и синодальное управление церковью единоличному патриаршему. «От соборного правления можно не опасаться отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного ибо простой народ не ведает, как разнствует власть духовная от самодержавной... Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах». С 1724 г. Синод был преобразован в Синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти. Церковь теперь полностью под чинилась, став послушным орудием в руках светской власти. Духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские. А обязанности эти были довольно тяжкими — священникам предписывалось не только защищать проводившиеся правительством: реформы, но также помогать правительству в сыске и задержании лиц, отрицательно относившихся к преобразованиям. Нарушалась даже тайна исповеди — под страхом казни священники обязаны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление: измену, бунт, злоумышление на жизнь царя и прочее

Восстановление этого института произошло лишь в 1917 году после Февральской революции: откровенное вмешательство временного правительства в церковную жизнь и вызов большевизма побудили Церковь форсировать восстановление патриаршества

Русские первооткрыватели:

Афанасий Никитин-(Год рождения неизвестен-1475). Русский путешественник, тверской купец.

Совершил путешествие в Персию, Индию. По пути обратно посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию.

Дал ценное описание средневековой Индии, доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.

Ермак (Ермолай) Тимофеевич, кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине — 05 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман (не позже 1571).

Открыл новый путь на Обь и Иртыш через Средний Урал.

Казаки Ермака проложили путь на Западную Сибирь. По их следам на восток двинулись землепроходцы. Походы Ермака обогатили географические познания человечества. Бессмертная трехлетняя одиссея Ермака внесло особый вклад в дело освоения Сибири.

И. Ю. Москвитин (Годы рождения и смерти неизвестны).-Русский землепроходец, первооткрыватель.

Первооткрыватель Дальнего Востока, Охотского моря и острова Сахалин.

Его походы давали возможность реально оценить пределы Российской земли. Москвитин первым увидел Шантарские острова и Удскую губу. Вернулся в Якутск с первыми достоверными сведениями об Амуре. Он открыл дорогу многим другим землепроходцам.

В.Д. Поярков Год рождения и дата смерти неизвестны, русский землепроходец

Впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья.

Собрал ценные сведения о народах, живущих на Амуре, убеждал якутских воевод присоединить амурские страны к Руси.

Ерофей Павлович Хабаров (1603 - после 1671) - русский землепроходец.

В 1632-1638 гг. - обследовал бассейн реки Лены, открыл соляные источники и пахотные земли. В 1649-1653 годах совершил ряд походов в Приамурье, составил чертеж "реке Амуру".

Был одним из первых исследователей Амура

С.И. Дежнёв(~1605-1673) уроженец Великого Устюга. Выходец из крестьян-поморов. Выдающийся российский мореход, землепроходец, первооткрыватель и исследователь Дальнего востока.

Ходил на север Сибири, участвовал в открытии и присоединении новых земель. Обогнул Чукотский полу- остров, открыв тем самым пролив между Азией и Америкой. Основал Анадырский острог. Исследовал и часть бассейна р. Анюй

Совершил много открытий на Анадыре. Исследовал и часть бассейна р. Анюй. Внес колоссальный вклад в открытие русских земель. Появилось доказательство того, что Америка - самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири.

В.В. Атласов (~1661-1711)-русский землепроходец, сибирский казак.

В 1697-1699 годах совершил походы по Камчатке. Дал первые сведения о Камчатке, представил первое разностороннее ее описание, Курильских островах и Японии.

Внес большой вклад в освоение Сибири.

Особенности русской религиозной философии

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например в творчестве Н.Бердяева), однако он не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии.

Для русских религиозных философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.

Основные черты русской религиозной философии

Каковы же основные черты русской религиозной философии того времени?

В религиозной философии русских философов человек рассматривается как активная, свободно творящая сила. Он наделен высокой духовностью и способен объединить мир, спасти его от разрушения смертоносным временем и человеческим эгоизмом. Религиозный (православный) антропоцентризм в русской философии выступил в качестве своеобразного интеллектуального ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. Промышленная, техническая по своей сути, цивилизация разрушает человечность, и противостоять этому опасному процессу может лишь высокая духовность - так может быть сформулирована основная идея русской религиозной антропологии этого времени, русского религиозного Ренессанса.

Другой чертой религиозного Ренессанса стала идейная эволюция его носителей. От "легального марксизма", экономизма они прошли путь к христианско-православному идеалу общества и человека.

Универсализм как еще одну черту религиозного Ренессанса можно проследить на судьбе и творчестве С. Булгакова.

Основные представители русской религиозной философии

Центральное место в религиозной философии занимает С. Булгаков: философ, культуролог, социолог, политэконом. Он теоретик и практик: депутат второй Государственной Думы, в 1917 г. - член Поместного собора, восстановившего патриаршество в России, затем сам становится священником, пройдя путь от религиозной философии к богословию, став в Париже профессором. Его подвижничество поистине безгранично. Он автор таких работ, как "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1912) "Свет невечерний" (1917), трилогия "Агнец Божий" (1933).

С. Булгаков в молодости был марксистом, профессором политической экономии в Политехническом институте. Предки его были священниками, первоначально он учился в духовной семинарии. В нем была глубоко заложена православная основа. Он никогда не был ортодоксальным марксистом, в философии был не материалистом, а кантианцем. Пережитый им перелом он выразил в книге "От марксизма к идеализму". Он первый в этом течении делается христианином и православным. С.Н. Булгаков начал свою научную и литературную деятельность как экономист, затем его интерес переместился в область философии, но большую часть жизни (после выхода книжки "Свет невечерний", 1917г.), он оставался философствующим богословом.

Оцерквление жизни, религиозная общественность, подчинение социально-экономических проблем религиозно-духовным - эти идеи были близки ему. Главным в его обосновании христианства является понятие Софии, понимаемое как премудрость божья, то есть идеальное всеединство, совокупность идей, воплощающихся в мире.

Булгаков был апологетом христианства в его православной форме. Продолжая развивать философские заветы Соловьёва, он создает оригинальную собственную систему - софиологию, где переплетаются космизм, софийность со стихией падшего состояния тварного мира, поэтому направление философии С. Булгакова называют софиологическим. Он остается верен основной русской идее Богочеловечества.

Важнейшие представители русской религиозной философии

Основное влияние на С. Булгакова в известный момент жизни оказал Владимир Соловьев (1853-1900), который стоял у истоков "золотого века" русской философии. Концепция Вл. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества человека и Бога становится основой нового миросозерцания части интеллигенции.

Последователи Соловьева - Бердяев, Булгаков, Федотов, Флоровский, Трубецкие - пытаются создать целостное религиозное мировоззрение, осмысляя историю как процесс сотрудничества человека с Богом, как боготворчество. Мир должен быть преобразован не насилием, а подлинным христианским учением.

Родственный Соловьеву Бердяев стремится ввести в сознание идею превосходства человеческой свободы перед всем остальным, видя в ней самодовлеющую истину. В книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937, на русском языке - 1955), "Русская идея" (1946) Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз находившая за долгую историю России практическое воплощение.

Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали не только себе свободу, но и освобождали от порабощения другие народы. Так что мессианская идея ортодоксального марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация русской мессианской идеи.

В работах "Духовный кризис интеллигенции" (1910) и "Кризис искусства" (1918) Бердяев стремился убедить своего читателя в том, что только внутренние потенции личности, способные раскрывать религиозно-мистическую сущность бытия, позволяют обрести подлинную свободу. Единственный выход из духовного кризиса он видел в религиозных исканиях индивида. Революционные действия народа отрицались или просто не принимались им во внимание, а естественное состояние человека он видел в одиночестве и отчаянии.

Особое место в религиозном менталитете XIX веке занимает теория общего дела Н. Федорова, ставшего известным философом-космистом, внесшего много нового в трактовку русского апокалипсиса и всеобщего спасения. Люди должны объединиться в братство, которое победит смерть, организует космическую жизнь, воскресит мертвых. Деятельный человек должен подчинить разуму и знанию стихию и преодолеть иррационализм. Концепция Н. Федорова активно социокультурна. Он предлагает коренное изменение типа человека, его менталитета, его деятельности, пытается поставить на службу христианству русскую соборность.

Свое учение Федоров называл активным христианством, призывая к активному преображению природного, смертного мира в иной, не природный, бессмертный божественный тип бытия. Самое существенное в его раскрытии замысла Божия о мире убежденность, что Божественная воля действует только через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества. Главная задача при этом - сделаться активным орудием воли Бога, а воля его ясна - возведение мира в прославленное бессмертное состояние через самого человека. Бог создает и совершенствует человека через него самого. Федоров был убежден, что требование активности человека вытекает из самого христианского учения.

Тема 13: Культура Ислама

Суть Ислама в поиске социальной справедливости, в установлении моральных норм и привычек, человеколюбивых отношений. В этом Ислам родственен Христианству и Иудаизму. Подобно этим двум религиям Ислам – «книжная» религия, религия Писания. Ислам – покорность Богу, всемогущему Аллаху, но он не ограничивает свободы личности, не подчиняет одного человека другому. Вероучение мусульманской религии очень простое: мусульманин должен твёрдо верить в единственного Бога – Аллаха. Верующие в единого Бога, не преступившие закон люди после смерти будут наслаждаться в раю, грешникам, как и в других религиях, место в аду.

Шариат

особенностью Ислама считается то, что он регулирует все стороны жизни человека, создаёт особый образ жизни мусульманина. Личная, семейная и общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – всё это целиком подчинено религиозному закону – шариату. Имеет место полное сращивание государственной и религиозной власти.

Коран

Коран состоит из ста четырнадцати глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем грешникам Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха. Коран оказал огромное влияние на все последующее развитие мусульманской культуры. Работа над созданием единого текста Корана, установление правил его чтения, его толкования способствовали формированию единого литературного арабского языка. Юридические предписания Корана легли в основу мусульманского права. Сегодня существует множество переводов Корана на европейские языки. Следует отметить переводы на русский язык Г. С. Саблукова, И. Ю. Крачковского, М.-Н. О. Османова.

Арабская философия

Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими внесла весомый вклад в мировую мысль.

Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.

Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания.

Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – арабо-испанский философ. Большинство его трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами.

В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание философии составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.

В философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX веке в Аббасидском халифате суфизма – мистико-аскетического течения внутри ислама.

Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния и что цель человеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

Литература

Мусульманская литература создавалась первоначально на арабском языке, а с X в. – и на персидском. Большого изящества, строгости и разнообразия форм достигла мусульманская поэзия. Очень любили мусульмане короткие поучительные рассказы. Многие писатели достигли большого мастерства в этом жанре. Всемирно известны мусульманские (арабские и персидские) сказки, как, например, «Тысяча и одна ночь».

Достижения мусульман в каллиграфии поразительны. Они изобрели множество почерков, каждый из которых использовался в зависимости от содержания переписываемого текста. Разнообразные надписи (по большей части — коранические айаты) покрывали мусульманские храмы как внутри, так и снаружи.

Посуда, дорогие ткани, оружие украшались мудрыми стихами и священными словами. Казалось, весь мир мусульман расписан славословиями Богу. Развитию каллиграфии способствовало то обстоятельство, что в это искусство внесли свой вклад многие народы, населявшие исламские земли от Испании до Бухары и Индии. Ведь все они, на каких бы языках ни говорили, пользовались арабской письменностью.

Арабская азбука была создана в Сирии в VI в. арамейскими или арабскими христианами на основе арамейского алфавита. Она состоит из 28 букв, пишут арабы, в отличие от европейцев, справа налево. Основная композиционная форма арабской поэзии – знаменитая «касыда» - сложилась во второй половине VIII века. Это небольшая поэма из 80-10 стихотворных строк – «бейтов». Касыда состоит из нескольких поэтических частей, различных по жанру и не связанных между собой, но образующих в сознании слушателя целостную картину. Другая стихотворная форма – «кыта» - короткое стихотворение из 8-12 строк с единым содержанием. В форме кыт слагались погребальные плачи, «самовосхваления» и «поношения» во время поэтических перебранок. В это же время происходит становление и других жанровых форм – героического эпоса, философских рубаи, возвышенных од, лирических газелей.

Поэтическое творчество было строжайше канонизировано. Арабо-мусульманский поэтический канон включал три основных раздела: метрику – «аруз», рифму – «кафийю», поэтические тропы и фигуры – «бади». Канонизация дала мощный толчок развитию искусства мусульманского Востока, сделала его художественно активным на протяжении многих столетий.

Ограниченная строгими рамками традиционной композиции и жанров, арабская поэзия развивалась «вглубь», за счет усложнения поэтической техники, становясь, все более изощренной и утонченной. Поэты увлекаются чисто формальными задачами: уснащают свои стихи сложными поэтическими фигурами, многостепенными метаморфозами, изысканной игрой слов, заботясь не только о звуковом, но и о зрительном эффекте.

Показательно в этом отношении творчество Абулькасима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шахнаме». В ней он воспевает иранских царей, рассказывает про историю завоевания Ирана арабами в VII. Это поэма о борьбе добра со злом, преданности родине. В центре находится эпический герой Рустам, сын своего народа.

Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. В его лирике преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий.

Наука: начиная с середины VIII века было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Переводились труды по философии, математике, астрономии, медицине. Центрами науки были: Багдад, Басра, Куфа, Харрон. В Багдаде существовал Дом науки, объединявший своего рода академию, библиотеку, обсерваторию, медресе. У арабов развивались математика, география, астрономия. Больших успехов достигла медицина. Существовало изречение: «Кто едет в путь ради науки, тому Бог облегчит дорогу в рай». Арабский географ всегда был странствователем, записывавшим собственные живые впечатления. Географ Масуди (живший в первой половине X в.), «арабский Геродот», уроженец Багдада, побывал в Персии, Индии, на Цейлоне, в Китае, у Каспийского моря, в Египте, на Мадагаскаре. Халифы Харун ар-Рашид и Мамун в начале IX в. покровительствовали наукам: при дворе стали переводить астрономические , математические и философские сочинения с греческого и индийского языков. Научные названия в европейских языках показывают, что европейцы были учениками арабов; слова «алгебра», «алкоголь», «зенит», «химия» взяты у арабов, так же, как многие другие из области обмена и торгового быта: «базар» , «магазин», «тариф», «арсенал», «цифра».

Архитектура

арабская архитектура унаследовала многие черты из: Месопотамии (кирпичную кладку), Египта (колонные залы), Византии (мраморную облицовку и мозаику). Были выработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, роскошные дворцы и караван-сараи, крытые рынки. Богатство исламской архитектуры нашло своё отражение и воплощение в многочисленных дворцах эмиров и халифов.

Изобразительное искусство

изобразительное искусство арабского мира многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой. Самой ранней формой искусства является арабеска – сложный линейно геометрический узор, построенный на математически точном сочетании предметов.

Первоначально арабеска включала растительные мотивы, позднее стали вплетаться надписи и изображения животных. Всё это позволяет назвать восточный орнамент – «музыкой для глаз». Религия запрещала изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Наибольшего расцвета мусульманская живопись достигла в украшении книг. К книгам делались многокрасочные иллюстрации, изображавшие людей и.зверей. Текст обрамлялся сложными узорами. Однако главным искусством мусульман была не живопись, а каллиграфия, т. е. искусство красиво писать. Арабская азбука была создана в Сирии в VI в. арамейскими или арабскими христианами на основе арамейского алфавита. Она состоит из 28 букв, пишут арабы, в отличие от европейцев, справа налево.

Скульптура

скульптура как и живопись также практически не получила развитие.

Литература

  1. Малюга Ю.А. Культурология: Учеб. пособие в 2-ух ч. – М.: Изд-во МГИУ, 1999. – 130 с.

  2. Сковородкин В.М. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГИУ, 2000. – 254 с.

  3. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. – М.: Гадарики, 2003. – 280 с.

  4. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 1998. – 576 с.

  5. Культурология: История мировой культуры. / Под ред.проф. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

  6. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.И.Шаповалова. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003. – 320 с.

  7. Коран

  8. Эпоха крестовых походов/Под. ред. Э.Лависса и А. Рамбо. - Смоленск:Русич, 2001.-672 с., ил.-( Популярная историческая библиотека)

  9. Фрэзер Дж. Дж., Золотая ветвь: Исследование магии и религии /Пер. с англ.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1998.- 784 с., -(Классическая философская мысль)

  10. Мифологический словарь. - Смоленск:Русич, 2000.-464 с., ил.-( Для школьников и студентов)

  11. Вейс Грман, История культуры народов мира: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружения. Храмы и жилища. Обычаи и нравы.-М.: Изд-во Эксмо, 2004.-960 с., илл.

  12. Гладский В.Д., Древний мир: Энциклопедический словарь. -М.: ЗАО изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.

  13. Наглядно о религиях/сост. Р.Грей, Д.Хэнлон; Пер. с англ. П.А.Самсонов; Худ.обл. М.В.Драко.-Мн.: ООО»Попурри», 200.-224 с., ил.

  14. Религии мира: иллюстрированный словарь



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

    Планы семинарских занятий
    - познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли,
  2. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90

    Методические указания
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  3. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Института дистанционного образования Семестр (1)

    Рабочая программа
    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.
  4. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Института дистанционного образования Семестр (2)

    Рабочая программа
    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.
  5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке для студентов всех специальностей Бийск

    Планы семинарских занятий
    Социология: методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов всех специальностей / Л.А. Ерёмина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.  Бийск: Изд-во Алт.

Другие похожие документы..