Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до Закону України "Про Загальнодержавну програму реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2004 - 2010 роки" ...полностью>>
'Документ'
Президент Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России, начальник отдела координации и развития авиационн...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 0208...полностью>>
'План-конспект'
обучающая – выяснить существовавшие альтернативы развития послевоенной экономики СССР, уяснить основные цели, источники и факторы послевоенного эконом...полностью>>

Конспект лекций по культурологии Для студентов всех специальностей

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Определение цивилизации

Главным признаком цивилизации является наличие письменной информации, передающейся из поколения в поколение.

Как способ человеческой деятельности, культура опосредована существующими общественными отношениями, способна быть не только достаточно самостоятельной сферой, но и оказывать влияние на эти отношения, подчинять их потребностям бытия культуры.

Соотношение понятий общество и культура отражает понятие цивилизация. Под цивилизацией (кроме других значений этого понятия) понимается социальная организация культуры. На основе территориального объединения, исторически сложившегося разделения труда, обмена взаимной деятельностью и ее способами складываются новые формы интегративных связей. Этому процессу соответствует осознание и закрепление его в культуре. Способом организации этих связей, их координации становится публичная власть, которая через безлично-всеобщие принципы (закон, налог, воинская повинность и т. д.) стремится уравновесить общественные интересы и реализовать интересы правящей социальной группы. Культура при этом моделирует ценностную ориентацию общества, формирует ее духовное, идеологическое своеобразие. Таким образом, понятие цивилизация может использоваться в форме более частных определений — общественный строй, общественная организация.

Наиболее общим из определений является обозначение в качестве цивилизации современного развитого, преимущественно западного типа, общества. При этом цивилизованное общество противопоставляется обществам, не достигшим ставших нормативными в современную эпоху уровня экономического развития, социального порядка и политической стабильности. Цивилизация выступает синонимом высшего на данный момент уровня развития общественной культуры.

Характерные черты цивилизации

В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционнные признаки выражены наиболее четко.

Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому культура первичных цивилизаций (и материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас

Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры.

Ключевым звеном социального поля цивилизации, играющим связующую роль, является город. Его типология обусловлена системой социальных связей, определяющих социальное поле цивилизации. Соответственно, характер городской монументальной архитектуры зависит от господствующей соционормативной культуры.

Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.

В культуре цивилизации может быть выделено два таксономических уровня. Цивилизация выступает в форме связей более высокого порядка, чем общинные, – в форме государств. Господствующий класс в такой общественной системе является носителем цивилизационной соционорматики. Ориентация системы его ценностей и культуры определяет таксономический уровень цивилизации. В то же время подчиненные, ведомые классы (народ) более консервативны и поэтому в большей степени ориентированы на традиционные ценности и этнический уровень культуры.

Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социально-потестарных организаций и их союзов.

Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы. Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций. Изменение равновесия между цивилизацией и окружающей ее средой возможно как изнутри (например, в результате демографического роста), так и извне, вследствие качественных перемен в ландшафте, климате, сдвигах в историческом окружении. Возможны два варианта “ответа” цивилизации на “вызов” извне в виде такого изменения сложившегося баланса. Прежде всего, цивилизация приводит в движение политический и идеологический инструмент внешнего расширения с целью обороны и завоевания. В случае же неудачи на первом пути, она использует те же инструменты для реформирования соционормативных принципов, политической системы и религиозной идеологии.

Интенсификация внешней торговли служит добавочным, вспомогательным способом ослабления диссонанса между цивилизацией и внешней средой. Торговые (экономические) связи до эпохи Новой истории являются запасным инструментом внешней экспансии и внутрипопуляционного унифицирования.

Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов.

Выделяют несколько типов цивилизаций

1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на:

а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно, и

б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.

2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.

Влияние религиозного представления о мире на развитие общества

Религия оказывает очень существенное влияние на развитие общества, рассмотрим это на примере христианства.

Христианство (от греческого слова christos - «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. нашей эры. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Всё вышесказанное показывает что религия очень сильно влияет на развитие общества.

Конфликт цивилизации и технического прогресса

Наука и техника - эти порождения культуры и цивилизации в XX в. стали играть роль главных локомотивов экономического и социального развития. Научно-технический прогресс стал опорным вектором исторической динамики. Тем, кто в максимальной степени пользуется его плодами, он дает силу, которая и в конце XX в. является критерием успеха страны и народа. Экономическая и военная мощь государства, дополненная высоким уровнем жизни населения, в основе которых лежит НТП, реально ставит его впереди, в авангарде, обеспечивает преимущества на мировой арене.

Сегодня техника вторгается во все сферы общества: от экономики до спорта и досуга, она сказывается на межличностных отношениях, меняет структуру и иерархию ценностей, детерминирует характеристики современной личности.

Человек с помощью техники создает для себя новый мир, как реальный, так и виртуальный, превращает технические объекты (автомобиль, компьютер) в предмет своего, подчас преимущественного внимания, заменяя им естественное общение с себе подобными.

Техника в наше время, как никогда ранее, многократно умножила силы и возможности человека. И она же поставила перед ним множество новых проблем, породила острые противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации, который предсказывали многие мыслители и ученые. "Кризис нашего времени, - писал А.Н. Бердяев в 1931 г., - в значительной степени порожден техникой, с которой человек не в силах справиться".

Как своеобразную реакцию на научно-технический прогресс можно расценивать выступления общественности против строительства атомных электростанций, химических и целлюлозно-бумажных предприятий. Порой они выражаются в весьма экстравагантной форме. Так, американские фермеры, принадлежащие к секте меннонитов, отказались от сельскохозяйственных машин и пашут на лошадях.

Техника служит как созиданию, так и разрушению. Как уже отмечалось, средства ведения войны всегда занимали видное место в человеческом обществе. По мнению некоторых ученых, прогресс в производстве и использовании оружия лежит в основе социального развития. Как бы там ни было, военная техника, особенно за последние сто лет, порождала множество проблем действительно глобального характера. "Война моторов" переросла к концу века в "войну компьютеров".

К особенно серьезным последствиям привело появление оружия массового уничтожения - химического, бактериологического и ядерного, которое, вместе со средствами его доставки, произвело очередную революцию в военном деле. Оружие всегда угрожало человеку, теперь же оно стало представлять угрозу человечеству, впервые превратившись в потенциальное средство его самоуничтожения.

Повышение роли науки и техники в современном обществе актуализирует моральную ответственность ученого за возможные последствия его открытий. Известно, что многие ученые-ядерщики, причастные к разработке атомного оружия, предупреждали мир о катастрофических последствиях его применения.

В наше время человечество несет большие потери, как людские, так и материальные, в результате технических аварий и катастроф. К особенно тяжелым последствиям привела авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате дорожно-транспортных и производственных происшествий. Не следует, однако, винить в этом только технику. За ней стоит управляющий ею человек, ошибки которого чаще всего и служат причинами названных фактов. Первопричину негативного влияния техники на человека нужно искать не столько в ней, сколько в человеке, в социальных отношениях, в путях решения экономических и иных проблем, в способах удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Человечество придумало наркотики и алкоголь, которые нашли применение в медицине и промышленности; но они же создали условия для таких явлений, как наркомания, пьянство и алкоголизм, оказывающих в масштабах планеты такое воздействие, что людские потери от них сопоставимы с иными войнами.

В XVI в. в Европу был завезен табак, и курение стало пагубной страстью очень многих людей во всем мире. От болезней, им вызванных, ежегодно гибнут сотни тысяч курильщиков. Кроме того, они, фактически, заставляют курить и других, отравляя атмосферу помещений в учреждениях и учебных заведениях. Сегодня во многих странах усиливается борьба с этой вредной привычкой.

Несмотря на столь большие потери от своих собственных достижений, человечество не собирается отказываться от благ цивилизации, в т.ч. связанных с миром техники, и возвращаться в "каменный век". Современное общество, вступающее в XXI столетие, должно дать адекватный ответ тем вызовам, которые оно само порождает. Культура вполне может удовлетворять нормальные и естественные человеческие потребности при минимизации неизбежных потерь. Вопрос только в том, сумеет ли человечество не перейти ту черту, которая отделяет экономическое и культурное развитие, чреватое кризисом, от саморазрушения и гибели цивилизации.

Тема 2: Первобытное общество

Теории происхождения человека:

эволюционная- предполагает, что человек произошел путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

внешнего вмешательства- существует много фантастических гипотез антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства. Происхождение человека от инопланетян или других иных цивилизаций

теория пространственных аномалий- предполагает то, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры- информационной субстанции. Признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией

теория Дарвина- Дарвину принадлежат капитальные труды по ботанике, зоологии и геологии, в которых детально разработаны отдельные вопросы эволюционной теории. Главная заслуга Дарвина в том, что он раскрыл движущие силы эволюции. Он материалистически объяснил возникновение и относительный характер приспособленности действием только естественных законов, без вмешательства сверхъестественных сил. Учение Дарвина в корне подрывало метафизические представления о постоянстве видов и сотворении их Богом.

теория творения (креационизм)- разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Периодизация первобытности

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным—от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э., в Европе — в 1 тысячелетии до н. э., в Америке—в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены — еще позднее.

Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века—каменный, бронзовый и железный.

Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век, или неолит Между палеолитом и неолитом выделяют переходную эпоху—мезолит. Археологические эпохи могут быть синхронизированы с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Его делят на две эпохи: 1) предледниковую и ледниковую, называемую плейстоцен, и 2) послеледниковую - голоцен. В археологической периодизации плейстоцен соответствует эпохам палеолита и в значительной части, а может быть и полностью - мезолита . Неолит относиться уже к послеледниковой эпохе - голоцену.

Люди появились на земле 700—600 тысяч лет назад. Древнейшие люди сильно отличались от людей нашего времени. Пальцы на руках были у них неловкие; своими руками человек мог выполнять самую несложную работу, хватать, ударять, копать землю. Лоб у древнейшего человека был низкий и покатый; мозг был значительно меньше мозга современного человека. Немногими отрывистыми звуками люди выражали гнев, страх, призывали друг друга на помощь,

Человек, откалывая от камня мелкие кусочки, заострял его край. Остриём камня человек копал землю, раскалывал кости, рубил мясо, вырубал из дерева дубину. Такие камни, обработанные древним человеком, называются ручными рубилами. У человека не было крепких когтей и могучих лап, как у хищных зверей, но заостренный камень был крепче любых когтей и зубов, а удар дубиной был сильнее удара медвежьей лапы. Заострённый камень и дубина были первыми орудиями труда; с их помощью люди добывали себе пищу, а также защищались от хищных зверей. На берегах рек и озёр, в зарослях кустарника люди выкапывали съедобные корни и личинки насекомых, охотились на мелких животных, разрывали их норы, разыскивали плоды и птичьи яйца. В поисках пищи люди бродили с места на место. У них не было ни постоянных жилищ, ни одежды; они не умели пользоваться огнём. Жить они могли только в местностях с теплым климатом.

Древнейших людей называют первобытными людьми. Жить в одиночку древнейшие люди не могли; без помощи друг друга они не добыли бы себе пищи, а стали бы сами добычей хищных зверей. Поэтому люди жили группами, совместно добывая еду и защищаясь от крупных хищников. Группы сходились и расходились, как сходятся стада диких животных; такую группу первобытных людей и называют первобытным стадом. В каждом стаде было не больше нескольких десятков людей; большему числу людей было трудно прокормиться в одной местности.

Первобытные люди не раз видели огонь при лесных пожарах, возникавших от ударов молнии и при извержениях вулканов. Долгое время люди боялись огня, но затем они заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Люди стали добывать огонь и разводить костры. Так как пожары и извержения вулканов случались редко, то люди постоянно поддерживали добытый огонь, не давая ему угаснуть.

Позднее они научились добывать огонь трением одного куска сухого дерева о другой. Обрабатывая в течение сотен тысяч лет камни, первобытные люди научились делать из них разнообразные орудия труда: наконечники копий, скребки для очистки шкур, пластинки, служившие ножами.

Все то время, когда люди делали свои орудия труда из камня, называется каменным веком.

Научившись добывать огонь и делать из камня, люди смогли охотиться не только на отдельных животных, но и на стада быков, оленей, лошадей. Однако, такая охота могла быть успешном лишь при участии в ней десятков и даже сотен людей. Охота на крупных животных стала главным занятием людей. Благодаря тому, что люди владели огнём и охотились, они не погибли во время резкого похолодания, начавшегося во всём северном полушарии около 100 тысяч лет назад.

Охота давала людям не только пишу, но также одежду, а нередко и жилище. Одеждой им служили шкуры животных, очищенные от мяса и жира. Селились люди в пещерах. Позднее они стали строить землянки — жилища, наполовину вырытые в земле. Люди часто делали стенки землянок из черепов и других крупных костей мамонта, а крыши — из бивней, покрывая их травой и шкурами.

Женщины делали одежду, готовили пищу, собирали съедобные растения. Им помогали дети. Все добытое мужчинами и женщинами распределялось между всеми людьми, жившими одной группой.

Благодаря постоянному труду первобытных людей в течение сотен тысяч лет пальцы на их руках становились всё более ловкими. Человек не только мог держать в руке камень или дубину и ударять ими, но и мог вырезать каменными ножичками различные предметы из кости и рога.

Для того чтобы труд первобытных людей был успешным, им необходимо было за многим наблюдать и многое обдумывать. Они должны были уметь выбирать камни, подходящие для изготовления орудий, различать съедобные и ядовитые растения, изучать повадки животных, на которых они охотились, и знать многое другое, Поэтому в труде развивался ум человека, увеличивался и его мозг.

Вместе с развитием ума людей развивалась их речь. При совместном труде людям нужно было очень часто обращаться друг к другу; объяснить, как нужно работать, отдавать приказание, спросить совета. Поэтому во время работы появлялись слова, возникла связная речь. Вскоре люди стали изготовлять наряду с каменным орудиями также орудия из кости и рога: иглы, шилья, гарпуны. Прикрепляя заостренный камень к палке, люди делали топор; удар топором был много сильнее удара простым камнем. Позднее они стали просверливать костью отверстие в камне, подсыпая на камень мокрый песок. Каменными топорами можно было, хотя и с большим трудом, рубить деревья, строить жилища и суда. Первым судном был плот, связанный из двух-трёх стволов деревьев; на нём люди отплывали недалеко от берега, чтобы ловить рыбу. Затем стали делать лодки; каждую лодку делали из целого ствола дерева.

Несмотря на улучшение орудий труда, люди не могли жить в одиночку. Чтобы добыть на охоте пищу, выдолбить из ствола дерева лодку и построить жилище, люди должны были работать большими группами; при этом им нужно было хорошо понимать друг друга и действовать дружно. Каждая группа состояла из родичей — родственников. Все родичи сообща трудились и делили между собой всё, что добывали. У группы было общее имущество: жилище, лодки, шкуры животных, запасы еды.

Группа родичей, живших и трудившихся сообща, имевших общее имущество, называется родом или родовой общиной. Родом управляли старейшины — самые опытные и мудрые из родичей. Они действовали в интересах всего рода. Поэтому старейшины пользовались общим доверием, и весь род беспрекословно выполнял их приказания.

Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя.

Первобытные люди не имели других орудии труда, кроме орудий из камня, дерева, а позднее также из кости и рога. С такими орудиями труда люди едва могли обеспечить себя пропитанием. Чтобы добывать средства к существованию, они жили первобытными стадами, а позднее родовыми общинами. Имущество у них было общее. Самые опытные и уважаемые люди руководили охотой и рыбной ловлей, распределяли между родичами то, что те совместно добывали. Таком порядок жизни называется первобытнообщинным строй

Люди сотни тысяч лет жили первобытнообщинным строем — трудились сообща, владели общим имуществом и были равны между собой.

Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

    Планы семинарских занятий
    - познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли,
  2. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90

    Методические указания
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  3. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Института дистанционного образования Семестр (1)

    Рабочая программа
    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.
  4. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Института дистанционного образования Семестр (2)

    Рабочая программа
    Культурология: рабочая программа, метод. указания и контр. задания для студентов всех специальностей ИДО / Сост. Т. А. Чухно, Н. А. Никитенкова. – Томск: Изд.
  5. Планы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке для студентов всех специальностей Бийск

    Планы семинарских занятий
    Социология: методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов всех специальностей / Л.А. Ерёмина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.  Бийск: Изд-во Алт.

Другие похожие документы..