Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Этот ответ очень длинный, в нем мы рассматриваем сущность "ревизионизма" Холокоста, и доказательства Холокоста. Остальные ответы более сжат...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) «Микробиология и биотехнология», реализуемая Инс...полностью>>
'Закон'
ÃÎËÎÂÀ. Äîáðîãî ðàíêó, øàíîâí³ íàðîäí³ äåïóòàòè, çàïðîøåí³ òà ãîñò³ Âåðõîâíî¿ Ðàäè! Ïðîøó, øàíîâí³ êîëåãè, ï³äãîòóâàòèñÿ äî ðåºñòðàö³¿. Ââ³ìêí³òü ñèñò...полностью>>
'Классный час'
дать преставление о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоции и ответственности за них, ознакомить с некото...полностью>>

Программа для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» (первое высшее образование)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Организационное поведение

Программа для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента»

(первое высшее образование)

Факультет – Менеджмента и маркетинга

Кафедра менеджмента

Курс - 2 Лекции - 12 ч.

Практические занятия 4 ч.

Всего 16 ч.

Самостоятельная работа 34 часа

Реферат 2

Экзамен 2

МОСКВА 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Организационное поведение

Программа

Для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента»

(первое высшее образование)

МОСКВА 2008

Программу разработал д.э.н., профессор Блинов А.О.

Программа обсуждена на заседании кафедры Менеджмента

Зав. кафедрой д.э.н.,

профессор Максимцов М.М.

Программа одобрена на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Проректор по УМР,

председатель НМС

профессор Дайитбегов Д.М.

1. МЕСТО И РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ» В МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

1.1. Актуальность

Умение анализировать и прогнозировать поведение персонала в организации - необходимая черта современного менеджера. В последнее время значение знаний в этой области все более возрастает. Увеличивающееся стремление предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологий, инновационных процессов, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми. Именно поэтому вопросы формирования новых моделей мотивации, готовности разделить с предпринимателем риск нововведений, перспективного развития персонала для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства требует к себе все большего внимания.

Россия сегодня переживает период, когда меняется форма государственности и закладываются основы ее нового типа, когда происходит ломка устоявшихся стереотипов мышления и переоценка ценностей как в сознании отдельных людей, так и во всем обществе. Управлять поведением людей (групп, команд, организаций) в процессе труда в таких условиях является подлинным менеджерским искусством.

Помочь будущим специалистам освоить теоретические основы и получить некоторые практические навыки для овладения этим искусством — основная цель преподавания организационного поведения.

1.2.Место дисциплины в блоке магистерской программы

Дисциплина «Организационное поведение» относится к циклу дисциплин направления Специальные дисциплины по выбору при подготовке магистров менеджмента. Изучение дисциплины формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики по направлению 521500(080500.68) «Магистр менеджмента». Программа разработана с ориентацией на существующий российский опыт в области организационное поведения с учетом перспектив его развития, а также теории и практики зарубежного опыта.

1.3.Краткая характеристика предмета дисциплины

Предметом дисциплины «Организационного поведения» являются основные представления о способностях и личных качествах персонала, их удовлетворенность и отношение к труду, мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений высшим менеджментом, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями в организации.

1.4.Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами блока магистерской программы

Дисциплина «Организационное поведение» связана с профессиональной подготовкой магистров по направлению Менеджмент, и ее изучение предполагается в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами экономико-управленческого цикла, как:

«Современные проблемы менеджмента»;

«Управленческое консультирование»;

«Стратегический менеджмент»;

«Маркетинг»;

«Психология управления»;

«Менеджмент человеческих ресурсов»;

«Теория организаций»;

«Психология»;

«Экономика фирмы».

1.5.Роль дисциплины в освоении магистерской программы

Дисциплина «Организационное поведение» дает представление о том, как персонал ведет себя в организации, каким образом поведение персонала влияет на результаты работы организации; сформировать у магистров теоретические знания и практические навыки по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы, команды для повышения эффективности работы организации.

Изучаемый будущими магистрами в области менеджмента курс «Организационное поведение» параллельно с другими дисциплинами направления блока Специальных дисциплин по выбору отражает специфику обще-профессиональных проблем.

1.6.Год обучения и нормативный срок изучения

Преподавание дисциплины «Организационное поведение» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки магистров менеджмента, изучается на 2 курсе в течение одного семестра.

Конечной целью дисциплины «Организационное поведение» является формирование у будущих магистров твердых теоретико-методологических знаний и закрепление профессиональных навыков по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы и команды для повышения эффективности работы организации.

2.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетентностей и свойств личности

В итоге изучения дисциплины «Организационное поведение» магистр менеджмента будет уметь:

  • дать психологическую характеристику личности, её темперамента, способностей и возможностей и возможного поведения СЛК1, СЛК5, СЛК6, СЛК9, СЛК10, СЛК11, ОНК1, ОНК2, ОНК3, ОНК4, ИК1, ИК4, ИК5, ИК7, ИК8, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4;

  • анализировать причины и поступки (индивидуальные и групповые) людей в определенных условиях СЛК1, СЛК5, СЛК6, СЛК9, СЛК10, СЛК11, ОНК1, ОНК2, ОНК3, ОНК4, ИК1, ИК4, ИК5, ИК6, ИК7, ИК8, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5,ПК9;

  • прогнозировать и корректировать поведение человека в организации СЛК1, СЛК3, СЛК5, СЛК6, СЛК9, СЛК11, ОНК1, ОНК2, ОНК3, ОНК4, ОНК5, ОНК6, ИК1, ИК2, ИК4, ИК5, ИК6, ИК7, ИК8, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК6, ПК7, ПК9, ПК11, ПК12, ПК13;

  • осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах СЛК1, СЛК3, СЛК4, СЛК5, СЛК6, СЛК9, ОНК1, ОНК2, ОНК3, ОНК5, ОНК6,ИК1, ИК2, ИК4, ИК5, ИК6, ИК7, ИК8, ПК1, ПК3, ПК4, ПК5, ПК7, ПК9, ПК13, ПК14, ПК15;

  • управлять поведением работников в конфликтных ситуациях организации СЛК1, СЛК2, СЛК3, СЛК4, СЛК5, СЛК6, СЛК7, СЛК9, СЛК10, СЛК11, ОНК1, ОНК2, ОНК3, ОНК4, ОНК5, ОНК6, ИК1, ИК2, ИК4, ИК5, ИК6, ИК7, ИК8, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК6, ПК7, ПК9, ПК10, ПК15;

  • создавать организации, работающие на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов СЛК1, СЛК2, СЛК3, СЛК4, СЛК5, СЛК6, СЛК7, СЛК9, СЛК10, СЛК11, ОНК1, ОНК2, ОНК3, ОНК4, ОНК5, ОНК6, ИК1, ИК2, ИК4, ИК5, ИК6, ИК7, ИК8, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК6, ПК7, ПК8, ПК9, ПК10, ПК13,ПК14, ПК15.

В результате изучения дисциплины «Организационного поведения», будут знать:

  • особенности управления организационным поведением в современных условиях;

  • методы конструирования организации, формы влияния организационной структуры и корпоративной культуры на поведение персонала;

  • природу человеческой психики, роли воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении персонала;

  • общеупотребительные и частные методы воздействия на объект (индивид, группу, команду и организацию) с целью получения необходимых результатов.

и иметь следующие навыки:

  • использовать полученные знания для моделирования поведения персонала в трудовом коллективе;

  • анализировать составляющие поведения персонала в организации, показать роль и значение;

  • охарактеризовать особенности развития организационного поведения на уровне международной организации;

  • заложить основу формирования команд в организации;

  • использовать на практике знания в области организационного поведения в практической деятельности;

  • иметь представление о путях развития методов организационного поведения.

и иметь следующие представления:

  • о новых направлениях развития теории и практики совершенствования системы организационного поведения;

  • о перспективах развития методов организационного поведения.

Ссылки на компетентности и действия оформляются в соответствии с приложением 1.

2.2.Область возможного применения знаний и умений и их реализации в конкретных видах профессиональной деятельности

Дисциплина «Организационное поведение» закладывает:

  • основы знаний в области организационного поведения и практические навыки в системе эффективного управления организацией;

  • понимание сущности и современное видение организационного поведения, его значимость и роль;

  • владение современными технологиями воздействия на персонал организации и методами корректировки поведения сотрудников в организации;

  • развитие навыков эффективного управления индивидуальной и групповой деятельностью персонала организации в контексте организационных структур.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Дисциплина

Вопросы (темы), усвоение которых необходимо при изучении данной дисциплины

1.Философия

Природа человека и смысл его существования.

2.Психология

Структура сознания и механизм поведения. Теория личности.

3. Социология

Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности.

4.Теория организации

Организация как система. Социальные организация. Организация и управление. Проектирование организационных систем. как система. Методы исследования

5.Маркетинг

Формирование поведенческого маркетинга.

6. Менеджмент

Организационные отношения в системе менеджмента. Динамика групп и лидерства. Управление человеком и группой. Факторы эффективности менеджмента

7.Исследование систем управления

Состав и выбор методов исследования систем управления, проектирования организационных систем.

8. Управление персоналом

Планирование деловой карьеры. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности, оценка результатов труда и вознаграждение.

4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Методическими приемами изучения дисциплины «Организационное поведение» является чтение лекций с разбором проблемных ситуаций и анализом конкретных случаев. Выполнение тренировочных заданий и упражнений. Анализ учебных примеров и деловых ситуаций. Дискуссии по результатам проведенных исследований и практик. Промежуточный контроль знаний с использованием тестов, представлением реферата. Итоговый контроль знаний в форме экзамена.

4.1. Лекционные занятия

Тема 1. Предмет и задачи организационного поведения (2ч.)

Становление организационного поведения как научной дисциплины. Методологические особенности организационного поведения. Понятийная структура. Природа поведения. Природа человека. Природа организации. Система организационного поведения.

Тема 2. Теории поведения в организации (2 ч.)

Основные теории и концепции для моделирования организационного поведения. Три подхода к объяснению поведения человека в организации. Подход, основанный на психоанализе. Бихевиористский подход. Школа гуманистической психологии. Практическое значение основных положений теорий и концепций личности.

Тема 3. Личность и её социальная роль в организации(2 ч.)

Функции социальной роли личности в коллективе. Структура социальной роли личности. Личностный потенциал персонал в современных условиях. Требования социальной роли.

Тема 6. Лидерство в организации(2ч.)

Лидер, его социальная роль в организации. Лидер и руководитель. Основные теории лидерства. Теории власти и влияния. Теория черт. Поведенческий подход. Ситуационный подход. Теория харизматического лидерства. Теория социального научения. Концепция заменителей лидерства. Методы оценки лидерства.

Тема 7. Конфликты и управление поведением в конфликтных ситуациях (2 ч.)

Конфликты и их роль в развитии организации. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Типы конфликтных личностей. Модель конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Методы управления конфликтной ситуацией. Правила поведения в условиях конфликта. Стрессы и методы борьбы с ними.

Тема 11. Изменение в организации и управление нововведениями в организациях (2ч.)

Природа изменений в организации. Влияние внешней и внутренней среды на изменения в организации. Природа сопротивления. Формы и методы борьбы с сопротивления. Ответственность и стимулирование. Управление нововведениями.

4.2. Практические занятия

Практические занятия служат для углубленного изучения материала дисциплины и приобретения практических навыков в соответствии с ее целями и задачами.

Тема 1. Организационно- деятельностная игра «Есть остров в океане..» (Приложение 2.).

4.3.Самостоятельная работа студента–магистра над темами дисциплины

Самостоятельная работа включает:

  • изучение и конспектирование дополнительной литературы в соответствии с программой курса;

  • консультации преподавателя по наиболее сложным темам;

  • написание реферата;

  • развитие навыков и умений корректировки организационного поведения персонала организации

Тема 4. Формирование группового поведения в организации (6 ч.)

Понятие термина группа. Воздействие группы на отдельного работника и на всю организацию. Групповая динамика. Модель формирования и развития группы. Причины объединения людей в группы. Типы групп. Формальные и неформальные группы. Общее и принципиальные различия. Влияние взаимодействия неформальных групп с формальными на эффективность организации. Стадии формирования группы: адаптация, идентификация, интеграция и распад. Основные характеристики группы. Размер и состав группы. Статус. Формальный и неформальный статус. Роль и ролевой конфликт. Групповые социально-психологические процессы. Групповые нормы. Их роль в групповом поведении. Сплоченность группы и ее влияние на поведение организации. Групповое принятие решений. Потенциал группы и его результативность. Качественные и количественные факторы, влияющие на сплоченность и результативность группы. Специфические признаки группового мышления. Правила предотвращения огруппления мышления.

Тема 5. Коммуникативное поведение в организации(6 ч.)

Коммуникации и их значение для функционирования организации. Коммуникации как процесс и как система. Роль информации в коммуникативном поведении. Виды и формы организационного общения. Вербальное и невербальное общение. Формальная и неформальная коммуникация. Вертикальная и горизонтальная коммуникация. Коммуникационная система организации, факторы, влияющие на ее эффективность. Индивидуальные факторы. Умение говорить. Коммуникативные барьеры: барьер первого впечатления, семантический барьер, барьер невнимания. Методы их преодоления. Значение обратной связи. Умение слушать. Рефлексивный и нерефлексивный методы. Специальные приемы рефлексивного метода: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Коммуникационные барьеры на организационном уровне. Деиерархизация организационной структуры. Субъективная фильтрация информации. Зависимость коммуникативного поведения от целей организации.

Тема 8. Мотивация и результативность (4 ч.)

Роль мотивации в поведении. Закон результата. Потребности и мотивированное поведение. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Модель мотивации по Маслоу. Теория Д. Мак. Клелланда. Теория Ф. Герцберга. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости Адамса. Модель мотивации Портера-Лоулера. Оценка результатов труда, формы и методы. Традиционные методы: балльный (рейтинговый) и сравнительный (ранжирование). Нетрадиционные методы: ситуативная оценка, психологические тесты, свободная характеристика, управление по целям, круговая аттестация. Аттестация по результатам деятельности. Вознаграждение и их виды. Разновидности сдельной оплаты труда: прямая сдельная оплата, сдельно-прогрессивная, косвенная и аккордная. Договорный способ вознаграждения. Особенности системы вознаграждения в компаниях. Наказание как метод регулирования поведения. Условия эффективности наказания.

Тема 9. Стиль руководства и поведение организации( 6 ч.)

Личность руководителя и ее влияние на поведение организации. Стили руководства. Автократический стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Стили руководства по Блейку и Мутону. Стили руководства по Фидлеру. Стили руководства по Митчелу и Хаусу. Стили руководства по Херси и Бланшару. Стили руководства по Вруму и Йеттону. Критерии оценки ситуации «подчиненные - руководители». Система управления как система принятия решений. Методы принятия управленческих решений и их влияние на организационное поведение.

Тема 10. Поведенческий маркетинг(6 ч.)

Сущность поведенческого маркетинга. Экономические и социальные факторы поведения в маркетинге. Маркетинг как интегрированный критерий поведения во внешней среде. Стадии формирования поведенческого маркетинга: производственная, сбытовая, конъюнктурная, маркетинговая. Направления формирование поведенческого маркетинга. Изучение имиджевых регуляторов поведения. Профессиональная подготовка персонала и мотивация его маркетингового поведения. Клиентурное, псевдоклиентурное и антиклиентурное поведение.

Тема 12. Международная организация как субъект организационного поведения(6 ч.)

Глобализация и организационное поведение. Причины появления глобальных организаций и их особенности. Факторы, влияющие на управление поведением в международной организации. Корпоративная культура в международных организациях. Основа организационной мультикультуры. Обобщенные критерии различных национальных культур и их характеристика: стремление избегать неопределенности; мужественность – женственность; индивидуализм – коллективизм; дистанция между людьми, имеющими различный статус. Методика Хофстеда деления стран мира на группы. Место России среди стран мира. Мотивация в международных организациях. Теории межкультурных мотиваций Маслоу, Герцберга, Мак-Клелланда. Коммуникации в международной среде. Коммуникационные проблемы в международной среде и причины их возникновения: этноцентризм людей, восприятие, влияние стереотипизации. Стили управления в международных организациях. Особенности стилей управления стран, которые играют ведущую роль в глобализации экономики - США и Японии. Основное различие стилей. Индивидуализм и коллективизм. Модель Уильяма Оучи. Теория Z и ее характеристика. Опыт применения Теории Z. Разработка и совершенствование моделей управления мультинациональной организацией, основные проблемы и перспективы.

Представление итогов проделанной самостоятельной работы осуществляется студентом-магистром в виде реферата.

Рефераты должны показать степень усвоения материала и отразить самостоятельное изучение магистрами тем курса. Особое внимание при проверке рефератов обращается на умение выделить и показать на высоком теоретическом уровне решение поведенческих задач, проанализировать методы изучения поведения персонала в различных организационных ситуациях, объяснения причин их поступков, предсказания поведения персонала организации в будущем и управления их поведением. Приветствуется привлечение дополнительного материала из собственной практики магистров или из специализированных источников, в том числе и иностранной литературы. Рефераты выполняются по вариантам.

На самостоятельную работу магистров отводится 34 часа учебного времени.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» (первое высшее образование)

    Программа
    Информационные ресурсы и технологии в менеджменте. Программа и методические указания к выполнению письменной работы по направлению 521500 (080500.68) «Менеджмент» для магистрантов I курса, обучающихся по программам «Маркетинг», «Производственный
  2. Учебная программа по дисциплине «Логистика» Для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (08050068)

    Программа
    Осуществляемые в стране экономические преобразования предполагают расмирение и углубление рыночных принципов хозяйствования на всех уровнях регулирования и управления экономикой.
  3. Программа для студентов Iкурса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» (2)

    Программа
    Современные проблемы менеджмента. Программа для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Ма­гистр менеджмента» (первое высшее образование).
  4. Программа Для студентов Iкурса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» (1)

    Программа
    Эти методы приобретают все большее значение при принятии управленческих решений, когда для их обоснования требуется найти рациональные и логические аргументы.
  5. Методические указания по написанию реферата (эссе) для слушателей 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента» Москва 2008

    Методические указания
    Информационные ресурсы и технологии в менеджменте. Методические указания по выполнению реферата (эссе) для магистрантов I курса направления 521500 (080500.

Другие похожие документы..