Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
спеціальності 5.090208 “ Обслуговування та ремонт електропобутової техніки” Верстатоінструментального технікуму Національного технічного університету ...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосу...полностью>>
'Курс лекций'
Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских ...полностью>>
'Документ'
общая толщина двери - 100 мм; - толщина боковых стенок - 55 мм; - Варианты комплектации: комплектация KL – два ключевых замка KABA MAUER (class B, EC...полностью>>

Русская сказка учебное пособие науки побеждать

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РУССКАЯ СКАЗКА – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ НАУКИ ПОБЕЖДАТЬ.

Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культуры, который уходит своими корнями в ведическую древность. В них с учётом знаний и опыта предков отражается окружающий мир, законы бытия. И всё наше народное творчество можно назвать сборником мудрости, учебным пособием с примерно следующим названием «Как идти по жизни к успеху, совершая меньше ошибок, помогая себе и окружающим».

Веды означают знания. И ведическое мировоззрение можно назвать знающим мировоззрением, ибо оно воспринимает существующую действительность через знания законов окружающего нас мира, бытия. Это мировоззрение, знания и опыт прошлого, национальные традиции во многом передаются через сказку, учат ориентироваться в непростой жизни, учат приходить к успеху и побеждать.

Стоит привести слова Валерия Дёмина: «Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе, - это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознания неразрывного с ним единства. Недосягаемая всеобъемлющая вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил… Тем самым весь окружающий человека видимый и невидимый мир – от Солнца и звёзд до листика и травинки – оказывался одушевлённым и одухотворённым, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим человеком».

Наши предки предполагали, что борьба добра и зла во многом определяет смысл земной жизни. Кроме представителей рода человеческого, в сказках принимают участие персонажи, наделённые сверхестественными способностями. Персонажи-помощники - Конёк-Горбунёк, Волк, Щука. Персонажи, представляющие злые силы: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Первые, естественно, помогают героям, вторые создают всевозможные препятствия, пытаются героя погубить.

Развитие сказочных сюжетов учит читателя не бояться трудностей и заряжает верой в победу добра. Многие помнят, как Иван-царевич, преодолевая преграды, искал Василису Прекрасную. Хочешь победить, иди вперёд, не бойся. Преодолевая трудности, герой приобретает опыт и знания. Как правило, злые персонажи сказок не способны привести героя к гибели. Помешать прийти к цели - да. Но если герой смело, уверенно, используя полученные советы, идёт вперёд, их чары разрушаются. Это, думаю, надо учитывать в реальной жизни.

Сказки поясняют читателю: надо уметь отстаивать свои интересы, бороться со злом, безжалостно зло уничтожать. Вступая в поединок с Кощеем, Иван-царевич не тратит время на лишние размышления, не думает принимать какое-либо компромиссное решение, к примеру, пленить Кощея и заняться его перевоспитанием. Он уверен, этот злобный субъект должен быть уничтожен, и безо всякого сожаления расправляется с ним.

Носители зла часто прикрываются личиной благочестия и деликатных манер, пытаются добиться своего льстивыми речами, обманом. Надо уметь зло распознавать, иначе оно раздавит и съест тебя. Как съела Лиса в сказке «Колобок» главного героя.

Вспомним сказку «По щучьему велению». Жил-был Емеля, серо жил, спал много. Но поймал волшебную Щуку и пошёл в гору. Тут Щука помогла, но, прежде всего, сам был смел и проявлял смекалку. Похожие действия развиваются в сказках про Ивана-дурака, который на проверку оказывается совсем не дурак. Сюжеты этих сказок, как бы советуют читателю: не суетись раньше времени и впустую, а если время пришло – действуй решительно, изобретательно, смело.

Некоторые торопыги стремятся изменить всё сегодня и сейчас. Но если условия для этого отсутствуют, вряд ли что получится. Надо готовить ситуацию и выбирать время. Русский историк Александр Нечволодов, описывая события 9-11 веков, писал: «Кровь же Русская никогда и нигде не пропадала без жестокого мщения; надо было только выждать для этого удобное время и случай». А когда время наступило, не отсиживайся в кустах, действуй.

Испытаниям в сказках подвергаются не только добры–молодцы, выпадают они и на долю красных девиц. После похищения предлагал Кощей Бессмертный Василисе Прекрасной богатство и власть, только бы вышла за него замуж, то есть заключила союз со злом, иначе - грозил превратить в статую. Не испугалась Василиса, сохранила верность Ивану-царевичу. Тем самым помогла Ивану преодолеть преграды, победить Кощея. И сама своего счастья добилась.

О силе женской любви рассказывает сказка «Аленький цветочек» в изложении Сергея Аксакова. Женская любовь, возможно, не гарантирует стопроцентной защиты, но определённой охранной грамотой и источником энергии для мужчины искренняя женская любовь является. Не зря поётся в песне: «Живым вернёшься, побед добьёшься, моя любовь тебя хранит».

Наши мирные и ратные победы всегда ковались совместно мужчинами и женщинами. Сказки лишний раз напоминают об этом. Предназначение мужчины и женщины определено природой. Но вместе они дополняют друг друга, составляют единое целое. Необходимо это понимать и выбирать достойного спутника жизни. Не прислушиваясь к вредным, занесённым со стороны выражениям типа: «Любовь зла – полюбишь и козла». Может быть, и полюбишь козла, если сама козлиха.

Интересны отдельные эпизоды сказочных сюжетов. Помните, как Иван-царевич искал свою невесту. На пути ему встретился старик-ведун и рассказал о предстоящих преградах: подойдёшь к большому камню, от него будут вести три дороги. По левой пойдёшь, жизнь потеряешь, по средней пойдёшь, коня потеряешь, иди по правой дороге. Затем попадёшь в дремучий лес, слышать будешь разные страсти, крики чудищ, иди вперёд, не бойся и не оглядывайся. Обернёшься, не увидишь свою любимую-суженую.

В жизни люди часто оказываются на развилке, перед выбором: что делать. Для этого нужны сила духа, знания. Наши предки понимали, что Творцом человеку даны свобода выбора и свобода воли. Человек может решать, по какому жизненному пути пойти, и, сделав выбор, волевыми усилиями пытаться достигнуть цели. Неправильно выбранные пути не приведут к успеху, благополучию. Выбрал путь, идущий вразрез с выработанными тысячелетиями устоями общества, стал опасен окружающим, придёшь к гибели, «жизнь потеряешь». Природа от такого человека избавляется. Примеров предостаточно. Современные кладбища пестреют могилами молодых людей – братков и предпринимателей. Они стремились своё благополучие построить на несчастье других людей и оказались в могиле.

Второй путь – «коня потеряешь». Здесь коня, думаю, можно отождествлять с душой, духовным телом человека, которое часто называем аурой. Если хороший конь помогает идти по дороге, то сильная добрая душа уверенно ведёт нас по жизни. Позволишь подавить свою волю, ввести себя в заблуждение, погрязнешь в алкоголизме, наркомании, половых извращениях и т. п. - потеряешь душу, будешь двигаться кое-как.

И третий путь – Путь Прави, путь Правды. Здесь окружающая среда (природа) помогает герою, что отражено в сказках, когда Ивану-царевичу помогали медведь, сокол, щука. Идя этим путём, герой фактически неуязвим. В зависимости от выбранного пути окружающая среда (природа) либо помогает герою, либо сопротивляется.

Поучителен совет с дремучим лесом. Иди вперёд, не оглядывайся, т. е. не реагируй на какие-либо проявления, помехи. В жизни нас цепляют различные ситуации: конфликт на работе или в семье, чьё-то грубое поведение, запугивание, попытки завлечь в ненужные дискуссию или дельце, от которых только время и силы потеряешь. Если будем этим проблемам уделять слишком много внимания, то до своего благополучия, поставленной цели дойти не сможем. Сказочная красна девица в реальной жизни может ассоциироваться с успехом. Увязнешь, спасуешь - не придёшь к успеху.

Встреча Ивана-царевича со стариком-волхвом символизирует передачу знаний, опыта старых людей молодым. Не зря существует выражение – если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому единство опыта старого и энергии молодого поколений является залогом процветания любого народа.

В ряде сказок развиваются сюжеты борьбы со Змеем Многоголовым, змееборство. Эту борьбу, на мой взгляд, можно рассматривать как борьбу со злом в его многогранном проявлении. Зло может действовать как внешний фактор для человека. А если он одержим страстями к наживе, алкоголю, сексу т. п., то оно находится внутри самого человека.

В сказках змей угрожает: «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею». Под царством, видимо, уместно понимать тело и душу человека. Если зло, действуя извне или внутри человека, сумело подавить личность, то тело и душа как бы увядают, сгорают. Здесь надёжной защитой являются положительные качества самого человека, сила духа и знания.

Для большего понимания змееборства поучительна сказка о схватках Иванов-братьев с Чудо-Юдо на Калиновом мосту. В сказках змей не пытается убить героя лапами, зубами. Он пытается вбить героя в землю, т. е. вогнать в грех, в страх, в заблуждения и таким образом сделать зависимым от него, поработить. Победу над змеем, отсечение всех его голов можно понимать и как победу на своими страстями (недостатками, страстями), а не только как победу над внешним злом.

Помоги себе сам, и за тобой спасутся тысячи, говорят умные люди. А хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя. Некоторые же из наших современников поучают окружающих, требуют от них правильности, не замечая собственные недостатки. Так, вряд ли, придём к успеху. Начни с себя, стань лучше, покажи пример.

При описании в сказках подобных схваток со Змеем, Чудо-Юдо, Кощеем герой спокоен, не гневается, не раздражается, не испытывает страха. Лишь иногда: «Осерчал Иванушка, собрался силами, отрубил Змею голову». Герой не поддаётся ненужным во время борьбы эмоциям. Он спокойно и решительно расправляется с врагом. У него ясная голова, спокойное сердце и чистая душа.

Злоба, ненависть, излишняя восторженность, глуповатая благодать мешают человеку разобраться в ситуации, принять верное решение, замедляют реакцию и т. п. Тренеры учат боксёров: не злись на противника, не раздражайся. Поддался эмоциям – проиграл поединок.

Если ты делаешь правое дело, откручивай голову неприятелю без лишнего напряжения и эмоций. Так шансы на успех увеличиваются, да и силы сохраняются. Надо просто выработать в себе установки, которые были у наших пращуров: со злом необходимо бороться, злодеи должны быть уничтожены. И, исходя из этих установок, действовать.

Стоит отметить, что герои не жалуются на трудности, не стонут об утерянном прошлом. Они, как правило, пребывают в добром настроении, не теряют бодрости духа, веры в победу. Ни в одной сказке герой не был подвержен злоупотреблению спиртными напитками. Только с трезвой головой можно прийти к победе.

Идя к цели, герои сказок не вступают в длительные дискуссии, не пытаются словами доказать что-либо своим оппонентам. Они совершают конкретные дела, понимая, что достичь полезного результата возможно, прежде всего, за счёт действий, а не слов. Кстати, и любой человек определяется не словами, а совершёнными им делами. Приведу цитату из «Влесовой Книги» (8-9 вв.): ««Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а тот, у кого слова и деяния совпадают».

Сказки учат оценивать людей именно по делам. Не зря в сказке «Царевна-лягушка» царь-отец, оценивая своих невесток, велел им прийти на пир с приготовленными ими яствами. Посмотрел, как они за столом себя ведут, как танцуют. Порой, услышав красиво говорящего оратора, люди готовы возносить его и следовать за ним. Не надо торопиться. Оцените сначала его дела, а потом принимайте решение, стоит ли следовать за красивоговорящим.

Поняв поучительный характер сказок, понятным становится происхождение слова «подсказка». Подсказку понимаем как совет при ответе на вопрос, совет в принятии решения в конкретной ситуации. Не случайно слово «подсказка» приобрело такое смысловое значение. Если сказка помогает в познании жизни, подсказка – малая сказка помогает справиться с небольшой жизненной проблемой.

В заключение отмечу, надо отдать должное мудрости наших предков. Сказками они с детства воспитывали своих детей, ковали их характер. Говоря современным языком, программировали сознание, темперамент, волевые качества. Сказки можно назвать Священными Писаниями славян. В них заложен опыт многих поколений, передаваемый из поколение в поколение на протяжении тысяч лет. А знания прошлого и настоящего взаимодополняют друг друга, вместе они громадная сила на пути прогресса и в борьбе с врагами Отечества.

В своём повествовании я не претендую на истину. Но думаю, что сказки помогут нам преодолеть современные кризисы и трудности. Надо лишь понять намёк, да усвоить сей урок.

Андрей Антонов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т. Д. Проскурина семья в произведениях русских писателей учебное пособие

    Учебное пособие
    Книга, подготовленная в соответствии с общеобразовательными стандартами изучения литературы в вузе, кратко излагает материалы о семье, влиянии фактора времени на семейные отношения в литературных произведениях от устного народного
  2. Учебное пособие Ульяновск 1999 удк 808. 2

    Учебное пособие
    Освещаются вопросы устного речетворчества, характеризуются диалогические и монологические виды общения (беседа, переговоры, доклад, совещание и т.п.), языковые нормы, этико-психологические правила служебного контакта.
  3. Учебное пособие Омск Издательство Омгту 2008

    Учебное пособие
    Пособие содержит курс лекций, кратко, в доступной форме, с использованием традиционных лингвистических терминов излагаются основы теории языка и представляются все разделы современного русского языка.
  4. Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов удк 811. 161. 1

    Учебное пособие
    Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
  5. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.

Другие похожие документы..