Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Стаття 38. Інвалідам і дітям-інвалідам надаються безоплатно або на пільгових умовах послуги з соціально-побутового і медичного обслуговування, техніч...полностью>>
'Диплом'
Предметом курса "Схемотехника электронных средств" является изучение вопросов, связанных с устройством и построением типовых электронных уз...полностью>>
'Документ'
Proceedings of the 1st workshop of the training programme for developers of educational courses, Lublin, Poland, november 02-06, 2009 / K.G. Troitzsc...полностью>>
'Документ'
“Я счастлив был!… нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её...полностью>>

Министерство образования российской федерации всероссийский заочный финасово-экономический институт стратегический менеджмент

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Лекции

Пенза 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

1.1. Суть разработки и реализации стратегии компании и фирмы 5

1.2 Задача менеджера по созданию и реализации стратегий компании и фирмы (пять задач стратегического менеджмента) 8

1.3. Роль и задачи специалистов в области стратегического подхода к управлению 9

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ И КОМПАНИИ 11

2.1. Разработка стратегического видения и миссии фирмы 11

2.2. Установление целей и определение направлений развития фирмы. Пирамида разработки стратегий для диверсифицированной и узкопрофильной компании 15

2.3. Объединение усилий по разработке стратегий и факторы ее формирующие 17

Тема 3. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ И СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ ИЛИ ФИРМЫ 18

Тема 4. Стратегия и конкурентное преимущество компании 27

4.1. Как компания может завоевывать и удерживать конкурентное преимущество? Основные типы стратегий. Подходы по созданию конкурентного преимущества и оборонительных мероприятий по его удержанию. 27

4.2. Основные черты стратегий вертикальной интеграции 33

Тема 5. Использование маркетинговой стратегии в стратегическом менеджменте 34

5.1. Стратегии для конкуренции в новых отраслях и отраслях, находящихся в стадии зрелости 34

5.2. Стратегии для фирм, действующих в отраслях стагнации и спада. 35

5.3. Стратегии для конкуренции в раздробленных отраслях и на международных рынках 36

5.3.1. Стратегии в раздробленных отраслях 36

5.3.2. Стратегии на международных рынках 37

Корпоративные стратегии диверсификации 39

6.1. Суть корпоративной стратегии диверсификации. Риск стратегии узкой специализации. Аргументы в поддержку диверсификации 39

6.2. Стратегии диверсификации. Комбинированные стратегии диверсификации 41

Стратегический анализ диверсифицированных компаний 43

7.1. Определение текущей стратегии компании 43

7.2. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа. Сравнение привлекательности отраслей и сил хозяйственных подразделений. 44

3.4.1. Матрица «рост рынка/привлекательность в конкуренции» 45

3.4.2. Матрицы анализа диверсифицированных компаний. Разработка корпоративной стратегии 45

Тема 6. Главные достоинства, реинжиниринг и структура стратегий 51

8.1. Основы выполнения стратегии. Создание жизнеспособной организации. 51

8.2. Стратегические преимущества и недостатки различных организационных структур 53

Стратегические центры хозяйствования (СЦХ) 54

Тема 7. Выполнение стратегии: бюджет, политика, практика, системы поддержки и вознаграждения 56

9.1. Увязка бюджета со стратегией 56

9.2 Создание поддерживающих стратегию политик и процедур. Введение наилучшей практики и обязательства дальнейшего усовершенствования стратегии 57

9.3. Разработка систем материального поощрения, поддерживающих стратегию 60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62

ПРЕДИСЛОВИЕ

В странах с рыночной экономикой стратегический менеджмент является важнейшим инструментом регулирования перспективной хозяйственной деятельности организации. Он позволяет решить задачу поддержания баланса между организацией и динамично меняющейся внешней средой на основе рационального планирования и эффективной организации процессов функционирования и развития. При этом упор делается на гибкость, адаптивность и инициативность организации, которая стремится для достижения своих целей максимально использовать все внутренние преимущества и возможности, исправляя имеющиеся недостатки. Применяя стратегические подходы в управлении, менеджеры организации значительно снижают потери и, даже добиваются успехов в неблагоприятных условиях внешней среды.

Такое преимущество от использования стратегического управления организацией весьма актуально для современной ситуации в российской экономике. Отсюда велика потребность в новом поколении менеджеров, обладающих концептуальным мышлением и умеющих принимать решения стратегические по своему характеру, вне зависимости от того относятся ли они к настоящему или будущему. Это позволяет менеджерам создавать организацию именно такой, какой они ее видят.

Разработанный лекционный материал содержит теорию стратегического управления и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации».

Тема 1.ВВЕДЕНИЕ В КУРС. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Суть разработки и реализации стратегии компании и фирмы

Стратегическое управление – процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов.

Шендел и Хаттен.

Основными причинами возникновения стратегического управления являются:

  1. усиление нестабильности как внешней, так и внутренней среды фирмы;

  2. усиление конкурентной борьбы;

  3. быстрорастущая динамика потребностей потребителя;

  4. ускорение научно-технического развития человечества.

Если еще в 50-х годах для успешной деятельности фирмы было достаточно концентрировать усилия на текущем функционировании и долгосрочном развитии от достигнутого, то, начиная с 70-х годов, стратегическое управление становится обязательной функцией менеджмента организации. На этом этапе концепция стратегического менеджмента приобрела законченную форму и получила всеобщее признание.

Примечание. Определяющим событием для становления стратегического менеджмента как самостоятельной дисциплины была Питсбургская конференция. В ходе этой конференции стратегический менеджмент был определен как «процесс, связанный с предпринимательской деятельностью организации, ее ростом, обновлением, и, в первую очередь, с разработкой и использованием стратегии, которая должна управлять работой организации».

В США были проведены исследования по изучению работы 36 фирм в нескольких отраслях промышленности. Фирмы были распределены по парам в соответствии с величиной, отраслью, показателями деятельности. В начале исследования ни одна из фирм не занималась стратегическим планированием. Затем в одной фирме из каждой пары начали применять СП и в течение 7 лет за фирмами велось наблюдение. По таким показателям, как прибыль на инвестированный капитал, доходы на акции и рост доходов в расчете на акцию, результаты деятельности фирм, применяющих СП, превышали результаты тех фирм, которые не применяли СП. Затем ограничили исследования двумя наиболее динамичными отраслями и продолжили наблюдение. Результат был тот же.

Второй этап эволюции стратегического мышления приходится на 80-е годы, когда основное внимание менеджмента переключается на поиск позиционных преимуществ фирмы на рынке. Третий этап, начавшийся в конце 80-х, характеризуется фокусированием внимания на достижении конкурентоспособности фирмы.

Основным понятием стратегического управления является «стратегия», которое имеет неоднозначное значение (Рис. 1):

  1. Стратегия – это особый стиль, определенный образ действия организации, обеспечивающий ей конкурентные преимущества.

  2. Стратегия – генеральный курс (направление действий) организации по достижению ее главных целей.

Цитата. Важна не та точка, в которой мы находимся, а то направление, в котором мы движемся. Л.Н. Толстой

  1. Стратегия – программа действий (мер), обеспечивающих достижение главных целей организации.

Данные определения понятия «стратегия» расположены в порядке увеличения степени конкретности и последнее их них близко к понятию «стратегический план».

Образно концепцию стратегического управления можно выразить системой наводящих вопросов (представьте себе, что мы находимся на местности и определяем стратегию перемещения из пункта «А» в пункт «В»):

  • Каким путем мы движемся к целям? Например, через какие районы (рынки, виды деятельности), форсируя какие преграды (хозяйственные трудности)?

  • Каков наш способ (манера) движения по этому пути? Например, решительно или осторожно, расточительно или экономно, громко заявляя о себе (активная реклама) или нет.

  • Какие действия мы осуществляем, чтобы смогли двигаться? Например, составляем карту движения (план), приобретаем транспортное средство, обучаемся вождению и т.д.

Рис. 1. Три понятия «стратегия»

Можно отметить преимущества фирм, применяющих стратегическое управление:

  1. Знание, отслеживание, учет факторов внешней среды, своевременная адаптация к внешним изменениям, использование их в свою пользу.

  2. Управление по целям, выработка умения сконцентрироваться на важнейших, наиболее перспективных направлениях деятельности, экономное использование ресурсов в долгосрочном периоде.

  3. Альтернативность действий, предвидение всех возможных вариантов развития событий, умение максимально использовать как внутренние, так и внешние возможности страхования и снижения воздействий риска.

  4. Возможность объединить усилия всех подразделений и сотрудников организации в одно целое на основании единой программы.

Наряду с преимуществами стратегическое управление имеет недостатки и ограничения:

  1. Стратегическое управление не может дать точных рекомендаций для долгосрочного поведения фирмы, применяемые стратегическим управлением методы, являются в большей степени качественными, чем количественными. Стратегическое управление – это скорей философия, психология бизнеса, она в сильной степени зависит от личности менеджера, от его субъективных точек зрения, стиля мышления.

  2. Последствия ошибок стратегического планирования могут быть катастрофическими для фирмы.

Пример. В начале 80-х гг. менеджеры фирм, выпускающих компьютеры, имели две стратегические альтернативы: принять ведущую роль оборудования, то есть все функциональные возможности компьютера будут обеспечиваться его аппаратной частью; принять ведущую роль программного обеспечения. Фирма ИБМ приняла первую стратегию и в начале 90-х гг. она столкнулась с кризисной ситуацией, для разрешения которой ей пришлось потратить значительные средства.

  1. Стратегическое управление требует больших предварительных исследований, значительных затрат на их осуществление.

  2. Стратегическое управление не даст ожидаемого эффекта, если стратегии своевременно не будут реализованы, а это предполагает особые свойства организации, такие как – гибкость, активность, высокая культура, хорошая мотивация персонала и т.д. Реализация стратегий требует во многих случаях проведения значительных изменений в организации.

1.2 Задача менеджера по созданию и реализации стратегий компании и фирмы (пять задач стратегического менеджмента)

Стратегическое управление является процессом, который в свою очередь состоит из ряда логически связанных процессов (субпроцессов). Существенной характеристикой процесса стратегического управления является постоянная корректировка результатов каждого этапа и наличие обратной связи, учитывающей опыт реализации стратегий, динамику факторов среды. Американские ученые А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд () предложили алгоритм стратегического управления, состоящий из пяти этапов. Мы расширим его, включив «нулевой» этап, который по сути дела осуществляется параллельно остальным.

В состав этапов входят:

0. Исследование и анализ внешней и внутренней среды организации, которое следует проводить как непрерывное слежение – мониторинг среды. Информация, полученная в результате исследования, отражает как текущее состояние, так и динамику изменения среды. Она содержит данные о макроэкономических факторах внешней среды, об инфраструктуре бизнеса, о деловых партнерах, возможностях и проблемах организации и самое главное – информацию о рынке.

1. Формулировка миссии организации или корректировка имеющейся миссии при изменившихся условиях среды. Для формулировки миссии главное значение имеет определение отрасли, вида предпринимательской деятельности и сегментация рынка. Если предприятие создается вновь, то в качестве предварительной миссии принимается предпринимательская идея.

2. Проектирование системы целей организации. Цели организации отражают те состояния, которые она желает достичь. На данном этапе и в дальнейшем миссия является главным критерием правильности принимаемых проектных решений. На последующих этапах цели также становятся такими критериями.

3. Проектирование системы стратегий и целевых программ. Система стратегий должна «пронизывать» деятельность всей фирмы и быть самым тесным образом увязана с миссией и системой целей организации. При разработке стратегий очень важным является вопрос распределения ресурсов, так как стратегии конкурируют между собой за ограниченные ресурсы фирмы. Поэтому необходимо установить приоритеты стратегий. Основу целевых программ составляют инвестиционные проекты и бизнес-проекты, планы и бюджеты. Через целевые программы происходит превращение миссии, целей, стратегий в конкретные действия. Здесь же устанавливается система нормативных показателей необходимых в будущем для реализации и контроля запланированных действий.

4. Реализация стратегий состоит из двух этапов – подготовительного и основного. Подготовительный этап включает проведение реструктуризации – организационной, производственно-технической, финансовой, обеспечение необходимыми ресурсами. Основной этап – это осуществление конкретных действий, установленных целевыми программами.

5. Оценка результатов и внесение необходимых корректив.

Хотя процесс стратегического планирования представлен здесь как определенная последовательность этапов, однако, на практике некоторые этапы могут выполняться одновременно, например разработка (корректировка) миссии, системы стратегических целей и стратегий.

1.3. Роль и задачи специалистов в области стратегического подхода к управлению

Именно на менеджменте всех уровней лежит задача сделать все возможное для обеспечения оптимального варианта будущего развития и не позволить втянуть себя в водоворот неудач.

Проверенная временем истина

Систему стратегического управления должны обеспечивать следующие составляющие:

  1. стратег-лидер, то есть человек, находящийся во главе организации и являющийся «духовным отцом» имиджа, концептуального представления, стратегического видения организации, например, такими лидерами являлись Г.Форд, Б. Гейтс;

  2. наличие методологии стратегического управления – политики, тактики, правил и процедур;

  3. наличие в структуре организации должностей и подразделений, отвечающих за стратегическое управление;

  4. организационная культура, главными чертами которой являются готовность к изменениям, развитию, гибкость, адаптивность, инициатива;

  5. адекватный стратегии персонал, наличие системы его отбора и обучения;

  6. наличие достаточных финансовых ресурсов.

Стратегическое управление организацией в целом осуществляется на ее высшем административном уровне. Его осуществляют (для средней организации) – исполнительный (генеральный) директор фирмы, и его заместители – технический директор, коммерческий директор, финансовый директор, директор по персоналу и т.д.

Цитата. Моя работа заключается в том, чтобы быть уверенным, что у кампании есть стратегия и что все ей следуют. Кеннет Х.Олсен главный исполнительный директор, Digital Equipment Corporation

Ключевую роль в выборе направлений стратегического развития и в дальнейшем контроле реализации стратегий и, в частности, расхода стратегических ресурсов, играет Совет директоров фирмы.

В организации может быть выделена специальная должность (подразделение) ответственная за стратегическое развитие организации в целом или отдельного ее вида деятельности, например, директор по техническому развитию.

Менеджеры, находящиеся ниже по иерархии, выполняют роль консультантов при разработке миссии, системы стратегических целей и стратегий. Их значение усиливается при разработке и реализации стратегических программ.

Кроме того, как мы увидим далее, в систему стратегий фирмы, входят стратегии отдельных подразделений и внутрифирменных направлений деятельности. Их разработка является задачей менеджеров функциональных и производственных подразделений. В управлении реализацией таких стратегий участвуют также менеджеры низового уровня.

В организации также существуют функциональные подразделения, функции которых значительно совпадают с задачами стратегического управления. Например, отдел маркетинга – задача исследований и анализа внешней и внутренней среды; отдел внутреннего аудита – оценка внутренней среды организации; плановый и финансовый отделы – разработка планов и бюджетов для реализации стратегий, координация и контроль их выполнения.

Тема 2.ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ И КОМПАНИИ

2.1. Разработка стратегического видения и миссии фирмы

Стратегическое планирование в большой степени отвечает на вопрос что нам делать сейчас, чтобы нам было хорошо в будущем? Или другой вариант вопроса какие последствия в будущем будет иметь то, что мы делаем сейчас? Менеджеры должны четко понимать, что будущее делается здесь и сейчас.

При этом немаловажной является тренировка субъективной оценки возможных состояний будущего, развитие способностей делать прогнозы, предсказывать будущее по слабым сигналам (). Таким образом, менеджеры формируют тот образ мышления, который носит название стратегического видения.

Видение – это субъективная картина возможного будущего в различных альтернативных вариантах (стратегических сценариях) – идеальный, оптимистичный, пессимистичный, реалистичный.

На основании стратегического видения будущего менеджер выбирает миссию фирмы.

Миссия – основное социально-значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде; главная цель главная цель создания организации, как системы, ее предназначение.

Причем представление этого предназначения можно значительно расширять от узкого – рыночного смысла до очень широкого – общефилософского.

Пример. На строительной площадке работают трое рабочих. Проходящий мимо человек спрашивает их: «Чем вы здесь занимаетесь?». «Таскаю камни», – с раздражением ответил первый. «Зарабатываю на кусок хлеба», - с горечью сказал второй. «Строю собор!», – с гордостью произнес третий.

После того, как ее определили, миссия становится главным критерием правильности принимаемых в текущей деятельности управленческих решений, гарантия рациональности использования стратегических ресурсов.

Примечание. Для тех, кто так и не сформулировал миссию можно сказать: «Если вы не знаете куда идете, то дорога приведет вас куда-нибудь. Зачастую этот путь ведет к катастрофе».

Для кого формулируется миссия организации?
  1. Для субъектов внешней среды (и, прежде всего, для потребителя). Миссия является частью имиджа организации, но она только уведомляет субъектов внешней среды о своих намерениях. Реальный, сложившийся в практической деятельности, образ организации может полностью совпадать, частично совпадать или вовсе не совпадать с заявленной миссией, отсюда потребители (или другие субъекты) будут корректировать для себя имидж организации. Миссия должна играть роль средства создания своих клиентов.

Цитата. «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства – создание клиента». Питер Друкер.

  1. Для самой организации:

  • Во – первых, миссия способствует единению сотрудников организации, сплочению их в один коллектив, ориентации их целей и действий в едином направлении, формированию единого климата и культуры.

  • Во – вторых, миссия является частью системы управления организацией, базой для установления системы стратегических целей, выработки стратегии, разработки стандартов использования ресурсов в процессе функционирования организации.

Кто и что влияет на формирование миссии организации?

В наибольшей степени на содержание миссии организации влияют три группы субъектов:

  • собственники фирмы, их интересы и намерения;

  • сотрудники фирмы и в значительной степени высший менеджмент;

  • потребители.

Безусловно, при создании миссии организации учитывается влияние других субъектов внешней среды: партеров, инвесторов, общественных организаций, общества в целом.

Ключевым фактором при выборе миссии организации являются традиции – традиции нации, общества, региона, организации.

Пример. Японские компании традиционно устанавливают долгосрочные, тесные связи со своими партнерами, а американские компании ищут краткосрочную выгоду по цене и условиям поставки.

Структура миссии организации

Различают «узкое» и «широкое» понимание миссии (Рис. 2).

Рис. 2. Миссия в узком и широком понимании

В узком понимании миссия отражает коммерческую причину создания фирмы, то есть сферу ее деятельности, выпускаемый продукт, оказываемые услуги, типологию потребителя. Самое главное при этом правильно ответить на вопросы:

  • Кто наши клиенты?

  • Какие потребности наших клиентов мы стремимся удовлетворить?

  • Каким образом удовлетворяются потребности клиентов?

Третий пункт отражает отличия фирмы от конкурентов, ее особенности, характерные свойства продукта и услуг, уникальность, конкурентные преимущества по технологии, качеству, новизне, наличии «know-how», патентов, лицензий и т. д.

При проектировании миссии организации в «узком» смысле большое значение имеет размер фирмы, ее потенциал, количество и качество всех видов ресурсов, состояние среды. Основные вопросы, которые необходимо решить разработчикам миссии:

  1. Степень диверсификации деятельности, то есть количество ее видов, относящихся к разным отраслям. Например, фирма, входящая в две отрасли – изготовление мебели, производство оборудования и инструмента для изготовления мебели.

  2. Степень конкретизации каждого вида деятельности. Например, мебель – дачная мебель, дачная мебель из пластмассы.

В широком понимании миссия дополнительно отражает культуру, ценности, моральные принципы, верования в соответствии с которыми организация намеревается осуществить свою деятельность – это то, что называется философией организации. Сюда могут включаться отношение к качеству, развитию организации, к инновационной деятельности, требования внутренней социальной политики, интересы всех участвующих в деятельности организации сторон, и т. д.

Размеры и ресурсы организации оказывают сильное влияние на выбор миссии. Для большой компании существует опасность принизить миссию, чрезмерно сузив свой потребительский рынок; для малой компании, наоборот, существует опасность преувеличить свои возможности и распылить тем самым небольшие ресурсы. Но это утверждение не догма – известно значительное количество малых компаний, ведущих очень диверсифицированную деятельностью с большим успехом. В этом случае организация обычно располагает богатым человеческим ресурсом.

Если то, о чем мечтают, желают в сильной степени создатели и руководители фирмы находит воплощение в миссии, если их ценности и устремления совпадают с декларируемыми, то получается то, что называется «делом всей жизни». В большинстве случаев такая миссия «обречена» на успех, несмотря на трудности и временные неудачи.

Принятая миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

  • она действительно содержит концентрированное истинное видение менеджерами организации ее будущего;

  • это видение может помочь развитию организации;

  • ее разделяют большинство сотрудников организации.

Форма представления миссии

Миссия должна быть выражена в литературной форме, языком понятным для «пользователя». По размеру она может быть различной – от текстовой страницы до одного предложения – миссия как лозунг, «слоган». Не следует забывать, что миссия несет и рекламный характер. Наиболее предпочтительно – сочетание короткого лозунга с хорошо проработанным текстом.

Следует отметить, что миссия может отражать и текущую деятельность фирмы и ее перспективы.

Примеры:

  • Коммерческий банк – содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

  • The Saturn Division of General Motors – поставлять на рынок автомобили, разработанные и произведенные компаниями США, которые являются мировым лидером в качестве, издержках и степени удовлетворения клиентов. Достигается это путем интеграции людей и технологий, коммерческих систем, а также за счет передачи знаний и опыта в рамках General Motors.

  • Otis Elevator. Наша миссия – обеспечивать заказчиков более надежными, чем у наших конкурентов средствами для перемещения людей и предметов вверх, вниз, в сторону и на короткие расстояния.

  • Polaroid (при возникновении в 70–е годы) – разработка и продвижение быстрой фотографии для удовлетворения потребностей состоятельных семей в США и Западной Европе в любви, дружбе, добрых воспоминаниях и юморе.

  • Компания Alcan – намеревается стать самой диверсифицированной и инновационной алюминиевой компанией в мире. Чтобы добиться этого, Alcan будет первой глобальной, ориентированной на нужды потребителей компанией, производящей продукцию наивысшего качества по самым низким ценам в выбранной ей сфере алюминиевого бизнеса; компанией, обладающей значительными ресурсами, которые будут направлены на создание совокупности новых предприятий с более быстрым ростом и более высокими прибылями.

  • Фирма «Пепси-кола» – «Превзойти Коку!».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    В январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.
  2. Методические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы (4)

    Методические указания
    Отечественная история. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование).
  3. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (4)

    Публичный отчет
    В целях всестороннего анализа направлений деятельности и определения готовности к государственной аккредитации Тывинским государственным университетом на основании «Программы самообследования Тывинского государственного университета»,
  4. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  5. Отчет по результатам самообследования государственного образовательного учреждения

    Публичный отчет
    Самообследование института проводилось в соответствии с приказом Ректора института № 307 от 03 февраля 2010 года, Планом мероприятий по подготовке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Другие похожие документы..